Ќј √Ћј¬Ќ”ё
 —ќƒ≈–∆јЌ»≈:
 
—јЎј „≈–Ќџ… ƒ≈“яћ:
 ј¬ ј«— »… ѕЋ≈ЌЌ» 
Ќ≈¬≈–ќя“Ќјя »—“ќ–»я
яЅЋќ »
Ћ≈Ў»… Ќј ≈Ћ ≈
ЌяЌя ѕ”Ў »Ќј
Ћё—я »  –џЋќ¬
∆≈Ћ“џ… ‘”–√ќЌ
—„ј—“Ћ»¬џ…  ј–ѕ
Ќ≈ѕ“”Ќ
— јЌƒјЋ»—“ ‘»‘ј
Ќ≈–¬Ќџ≈ —ЋќЌџ
Ѕ≈Ћ ј ћќ–≈ѕЋј¬ј“≈Ћ№Ќ»÷ј
’»“–џ… —ќЋƒј“
√ќЋ”Ѕ»Ќџ≈ ЅјЎћј »
–ј«√ќ¬ќ– Ќј ѕќЋ ≈
 ќ“ Ќј ¬≈Ћќ—»ѕ≈ƒ≈
„≈–“ Ќј —¬ќЅќƒ≈
¬ ѕќЋЌќ„№
“»’јя ƒ≈¬ќ„ ј
Ѕ»ЅЋ≈…— »≈ — ј« »
 
ƒЌ≈¬Ќ»  ‘ќ —ј ћ»  » 1
ƒЌ≈¬Ќ»  ‘ќ —ј ћ»  » 2
ƒЌ≈¬Ќ»  ‘ќ —ј ћ»  » 3

ƒЌ≈¬Ќ»  ‘ќ —ј ћ»  » 4
 
 ќЎј„№я —јЌј“ќ–»я
—≈–≈Ѕ–яЌјя ≈Ћ ј
 –ј—Ќџ…  јћ≈Ў≈ 
ЌќЋЋ» » ѕЎ» 
ƒќћ»  ¬ —јƒ”
—“–јЌЌјя ’ќ«я… ј
„”ƒ≈—Ќќ≈ Ћ≈“ќ:
“–ќ“”ј–Ќџ…  Ћ”Ѕ
Ќ≈∆ƒјЌЌќ Ќ≈√јƒјЌЌќ
»√ќ–№ –ќЅ»Ќ«ќЌ
¬≈—≈Ћјя Ћќ“≈–≈я
–ј«Ѕќ…Ќ» 
 
Ѕ≈Ћјя ћ≈ƒ¬≈ƒ»÷ј
ћјЋ≈Ќ№ »≈
——ќ–ј
“јЌ»Ќј Ў ќЋј
Ћ”  ¬  Ћ≈“ ≈
ƒ¬ј ƒ–”√ј
  
Ѕ»ќ√–ј‘»я годы жизни
 
—“»’» дл€ детей
—“»’» дл€ детей

     
—ќЋƒј“— »≈ — ј« »:
 ќ–ќЋ≈¬ј
јЌ“»√Ќќ…
ќ—Ћ»Ќџ… “ќ–ћќ«
 ј¬ ј«— »… „≈–“
—  ќЋќ ќЋ№„» ќћ
 јЅџ я ЅџЋ ÷ј–≈ћ
 ќ–Ќ≈“-Ћ”Ќј“» 
Ѕ≈—“≈Ћ≈—Ќјя  ќћјЌƒј
—ќЋƒј“ » –”—јЋ ј
ј–ћ≈…— »… —ѕќ“џ ј„
ћ”–ј¬№»Ќјя  ”„ј
ћ»–Ќјя ¬ќ…Ќј
ѕќћ≈ў» 
—”ћЅ”–-“–ј¬ј
јЌ“ќЎ»Ќј Ѕ≈ƒј
Ћ≈Ѕ≈ƒ»Ќјя ѕ–ќ’Ћјƒј
Ѕ≈«√Ћј—Ќќ≈  ќ–ќЋ≈¬—“¬ќ
Ў“јЅ—- јѕ»“јЌ— јя
 ќћ” «ј ћј’ќ– ќ…
ѕ–ј¬ƒ»¬јя  ќЋЅј—ј
 ј“»—№ √ќ–ќЎ ќћ
 
–ј—— ј«џ дл€ ЅќЋ№Ў»’:
—јћќ≈ —“–јЎЌќ≈
»—ѕјЌ— јя Ћ≈√≈Ќƒј
Ё ќЌќћ ј
»«ќЅ–≈“ј“≈Ћ»
ƒ»—ѕ”“
ѕј“≈Ќ“ќ¬јЌЌјя  –ј— ј
ѕќЋЌјя ¬џ Ћјƒ ј
 ќЋЅј—Ќџ… ќ  ”Ћ№“»«ћ
 ”ѕјЋ№ў» »
Ѕ”…јЅ≈—
«јћ»–»“≈Ћ№
—џ–Ќјя ѕј—’ј
√–≈„≈— »… —јћќƒ”–
ѕ»—№ћќ »« Ѕ≈–Ћ»Ќј
“–≈“≈…— »… —”ƒ
ћќ— ќ¬— »… —Ћ”„ј…

 ќћј–»Ќџ≈ ћќў»

   
—јЎј „®–Ќџ…: —“»’»:
„Єрный лучшее 10
„Єрный лучшее 20
„Єрный лучшее 30
„Єрный лучшее 40
„Єрный лучшее 50
„Єрный лучшее 60
„Єрный лучшее 70
„Єрный лучшее 80
„Єрный лучшее 90
„Єрный лучшее 99
   

стихи „Єрного  1
стихи „Єрного  2
стихи „Єрного  3
стихи „Єрного  4
стихи „Єрного  5
стихи „Єрного  6
стихи „Єрного  7
стихи „Єрного  8
стихи „Єрного  9
стихи „Єрного 10
 
стихи  дл€ детей
стихи  дл€ детей
    

—аша „Єрный:  ј¬ ј«— »… ѕЋ≈ЌЌ» : рассказ дл€ детей 

 
 читай —ашу „ерного дл€ детей: рассказы и произведени€ дет€м разных классов  
   
 ј¬ ј«— »… ѕЋ≈ЌЌ» 

“ак весело было в саду! ÷вела черемуха, высоко в воздухе вздыма€ пенистые гроздь€ цветов. —ережки на березах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молода€, еще изумрудна€ листва. Ќа старой лиственнице у пристани по всем липам свежо зеленели пучками м€гкие иголочки, и между ними алые точки - цвет. Ќа клумбе темными сморчками повылезли из теплой земли еще не развернувшиес€ листь€ пионов. ¬оробьи стайками перелетали с клена на березу, с березы на крышу сара€: кричали, кувыркались, дрались, - просто так от избытка жизни, как дерутс€ школьники, разбега€сь по домам после уроков. Ќад скворечницей, как приклеенный, сидел на кленовой ветке скворец, смотрел на солнце, на веселую р€бь речонки… ¬ такой чудесный день никакие хоз€йственные заботы в птичью голову не шли. ј вдоль решетчатого забора, отдел€вшего сад от соседней усадьбы, бешено носились псы: по ту сторону, распластавшись почти до земли, шоколадно-черна€ такса, по эту - дворн€жка “узик, лохмата€ сера€ муфта с хвостом в виде вопросительного знака… ƒобегали до кра€ ограды, поворачивались и стремительно мчались назад. ƒо тех пор, пока, высунув €зыки, в изнеможении не падали наземь. Ѕока ходили ходуном, глаза весело перемигивались. ћчатьс€ вперед… Ѕольшего собачьего удовольстви€ ведь и на свете нет!

¬низу, за еще сквозными кустами сирени, покачивалась на  рестовке пристань. ћало кто из петербуржцев знал, что в самой столице выбегает к ≈лагину мосту така€ захолустна€ речонка, омыва€ северный край  рестовского острова. ј речка была славна€… ѕереливалась солнечной чешуей вода. ћикроскопические рыбки оплывали хороводом пестрые сваи перед домами. ѕосредине во всю длину т€нулась узка€, обсаженна€ черемухой, коса. ѕротив середины косы вздымалс€ большой сарай, и желтел покатый к воде спуск: английский гребной клуб. »з сара€ шестеро тоненьких юношей в белых фуфайках и кепках вынесли длинную, длинную легкую гичку, будто пила-рыба на двенадцати ногах купатьс€ пошла. —пустили лодку на воду, уселись и понеслись к ≈лагину острову, плавно, в такт гребли, откатыва€сь на подвижных сидень€х назад дл€ нового взмаха… —ын прачки, помогавший матери на берегу укладывать белье в корзину, посмотрел вслед и сам себ€ от удовольстви€ ногой л€гнул.

” пристани, внизу, отча€нно скрипела на цепочке и шлепалась о воду лодка. ƒа и как ей было не скрипеть и не шлепать, когда тройка озорных мальчишек перелезла по отмели через забор, забралась в лодку и изо всех сил стала ее раскачивать. ¬право - влево, вправо - влево… ¬от-вот краем зачерпнет воды до самого борта!

ѕлывший на плоскодонном челне старичок в малиновом гарусном шарфе лениво шарил глазами по прибрежным кустам. “о там, то с€м покачивались прибитые к берегу полень€, чурбашки либо обломки досок… —таричок подт€гивал багром добычу, укладывал поперек челна и медленно шлепал по воде дальше… «асмотрелс€ на далекие старые ветлы вдоль окраинной дороги ≈лагина острова, послушал, как на мостике справа гуд€т копыта, скрестил руки и весла и позабыл про свои дрова.

ј в  рестовку с Ќевы вплыла нова€ компани€; писар€ с гармошками, девушки с цветными, похожими на детские воздушные шары, зонтиками… Ћегка€ песенка под перебор веселых ладов прокатилась по речушке, легкие волны светлыми горбиками поплыли к берегам. —кворец в саду на кленовой ветке внимательно склонил голову: знакома€ песн€! ¬ прошлом году он ее здесь слышал, - не та ли сама€ компани€ в лодках проплывает?..


 ¬сем было весело в этот весенний день: воробь€м на крыше сара€, таксе и дворн€жке, отдыхавшим у ворот после гонки вдоль забора, неизвестным мальчишкам в прив€занной лодке, молодым англичанам, выплывавшим на гичке к —трелке, писар€м и девушкам на  рестовке. ƒаже чь€-то стара€-стара€ бабушка, отдыхавша€ по ту сторону сада в плетеном кресле на балконе, подставл€ла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась: так мирно блестела сквозь зеленеющие вершины река, так плавно звучали по реке голоса, так бодро, отставив генеральский хвост по ветру, шагал по двору рыжий петух мимо самого носа распластавшейс€ на теплом бревне кошки…

* * *
¬ длинном, примыкающем к саду флигеле тоже было радостно и уютно. ¬ кабинете на письменном столе сидел рыжий котенок и, удивленно прислушива€сь, потрагивал лапкой басовую струну мандолины. ¬ шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг. ќни отдыхали… ј на стене, над старым, похожим на м€гкую гитару, диваном висели портреты тех, кто книги эти когда-то написал; курчавый, благосклонный ѕушкин, седые, бородатые “ургенев и “олстой, гусар Ћермонтов с вздернутым носиком… ¬ €сный цвет синекубовых обой были выкрашены и двери и рамы. ¬етер сквозь форточку вздувал тюлевую занавеску, будто парус надувал. ≈му ведь все равно, лишь бы забавл€тьс€. „ужеземный фикус подымал свежевымытые листь€ к окну, загл€дывал в сад: " ака€ у них тут в ѕетербурге весна?"

«а отдернутой портьерой виднелась милой терракотовой окраски столова€. Ќа карнизе кафельной печки сидела пучеглаза€, рум€на€ матрешка: одна нога боса€, точно обсосанна€, друга€ - в роскошной бархатной валенке. —боку дремал дубовый буфет с верхним этажом на львиных лапах. «а гранеными стеклами блестел прабабушкин чайный сервиз, темно-голубой в золотых виноградинах. ¬верху бились вдоль окна молодые весенние мухи, волновались, искали выхода в сад. Ќа овальном столе лежала детска€ книга, раскрыта€ на картинке. –аскрашивали ее, должно быть, детские руки: кулаки у человеков были синие, лица - зеленые, а курточки и волосы телесного цвета, - иногда ведь так при€тно раскрасить совсем не так, как в жизни полагаетс€. — кухни доносилс€ веселый, дробный стук сечки: кухарка рубила м€со дл€ котлет и в такт стуку и тиканью стенных часов мурлыкала какую-то котлетную польку.

ѕеред закрытой стекл€нной дверью, ведущей из столовой в сад, сто€ли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. ≈сли бы кто из сада на них взгл€нул, сразу бы увидел, что только им во всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно. ” старшей ¬али даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. ј младша€,  атюша, надута€-пренадута€, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, - точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес.

ƒело, конечно, не в пышке. “олько что прочли они в первый раз в жизни страницу за страницей по очереди " авказского пленника" “олстого и разволновались ужасно. –аз написано, - значит, насто€ща€ правда. Ёто ведь не детска€ сказка про Ѕабу ягу, которую, может быть, взрослые нарочно выдумали, чтобы детей пугать…

—тарших никого не было: мама уехала на крестовской конке на ѕетербургскую сторону за покупками, отец в банке - на службе.  ухарка про " авказского пленника", разумеетс€, не знает, н€н€ в гости укатила, кума у нее именинница… ћожно было бы н€не все своими словами пересказать, у нее ведь сын фельдфебелем на  авказе служит, письма ей пишет. ћожет быть, она от него узнает: правда ли? мучают ли так людей? »ли когда-то мучили, а теперь запрещено?..

- „то ж, все-таки удрал он в конце концов благополучно, - сказала со вздохом  атюша.

≈й уже надоело кукситьс€, - день был такой светлый. » раз окончание хорошее, значит, не стоит особенно и горевать.

- ћожет быть, ∆илин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… ѕравда?

- » больно-пребольно велел их высечь! - обрадовалась ¬ал€. -  рапивой! ¬от вам, вот вам! „тоб не мучили, чтоб в €му не сажали, чтоб колодок не надевали… Ќе кричать! Ќе сметь кричать… ј то еще получите.

¬прочем, ¬ал€ сейчас же и передумала:

- Ќет, знаешь, сечь их не надо. ∆илин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: "–усские офицеры великодушны… ћарш! Ќа все четыре стороны. » зарубите себе на вашем кавказском носу… ≈сли вы еще раз посмеете сажать русских в €му, € вас всех отсюда из пушки, как… капусту порублю! —лышите вы!.. “атарской же девочке ƒине, котора€ мен€ лепешками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку, чтоб она русской грамоте научилась и сама могла бы " авказского пленника" прочесть. ј теперь вон с моих глаз!"

- ¬он! - закричала  атюша и топнула каблучком в пол.

- ѕостой, не кричи, - сказала ¬ал€. - » вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к ∆илину… » потом крестилась… » потом вышла за него замуж…

 атюша даже взвизгнула от удовольстви€, так ей понравилс€ такой конец. “еперь, когда они расправились с татарами и так хорошо устроили судьбу ƒины и ∆илина, им стало немного легче… ќни надели калошки, в€заные кофточки, еле-еле открыли вдвоем набухшую дверь и вышли на крыльцо.

Ќеизменный адъютант “узик, вил€€ косматым хвостом, подбежал к девочкам. —естры спрыгнули с крыльца и пошли по влажным дорожкам вокруг сада. Ќечего, в самом деле, разбойникам потакать!

* * *

¬ углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над €мой. Ќа дне горбом лежали прошлогодние, слежавшиес€ листь€… ќни перегл€нулись и пон€ли друг друга без слов.

- ј где ж мы пленных возьмем? - спросила младша€, с наслаждением втискива€ в глину каблуком пустой вазон.

- ћишку посадим…

- Ќу, конечно! ј кто будет ƒиной?

- я.

- Ќет, €!..

- Ќет, €!..

—естры подумали и решили, что спорить не стоит.  онечно, лучше быть ƒиной, чем свирепым татарином. Ќо сначала они обе будут татарами и поймают ћишку в плен. ј потом ¬ал€ станет ƒиной, а  атюша ее подругой, и обе помогут пленникам бежать.  то ж будет вторым пленником,  остылиным?

“узик угодливо завертел у девочкиных ног хвостом. „его же и искать больше?

- ћи-ша!

- ћишечка!..

- ћышонок!

- „его надо? - звонко отозвалс€ с улицы дворницкий мальчик ћиша.

- »грать иди!

„ерез минуту ћиша, дожевыва€ баранку, сто€л перед сестрами. ќн был совсем еще маленький, мальчик с пальчик, в надвинутом до самого носа картузе и привык во всем подчин€тьс€ девочкам из флигел€.

- ¬о что играть будем?

- ¬ " авказского пленника", - объ€снила ¬ал€. - ƒа глотай ты скорей свою баранку! “ы будто ∆илин, русский офицер. “ы будто из крепости к своей маме верхом едешь. ќна тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть. ј мы теб€ в плен возьмем и в €му посадим. ѕон€л!

- —ажайте, что ж.

- » “узик с тобой. ¬роде товарища. ј лошадь под тобой мы застрелим.

- —трел€й, ладно.

ћишка сел верхом на прут и поскакал по дорожке, взбива€ копытами гр€зь…

- ѕаф! ѕаф-паф! - закричали девочки с двух сторон. - „то ж ты не падаешь?! ¬ались с лошади, сию минуту вались…

- Ќе попали! - ћишка дерзко фыркнул, брыкнул ногой и помчалс€ вдоль забора.

- ѕаф! ѕаф!

- Ќе попали…

„то с таким непон€тливым мальчиком сделаешь? —естры наперерез бросились к ћишке, стащили его с лошади и, подгон€€ шлепками, потащили к €ме. ≈ще упираетс€! „то это на него сегодн€ нашло…

- ѕостой, постой! - ¬ал€ полетела к флигелю и стрелой примчалась назад с постельным ковриком, чтоб ћишке м€гче было на дне сидеть.

ћишка спрыгнул, уселс€. “узик за ним, - он сразу пон€л, в чем игра заключаетс€.

- „его теперь делать? - спросил ћишка из €мы, утира€ ватным рукавом нос.

 атюша задумалась.

- ¬ыкуп? Ќо ∆илин бедный. » все равно обманет… „то с него вз€ть? ј “узик? ¬едь он -  остылин, он богатый…

ƒевочки уселись в оранжерее на щербатой ступеньке и на дощечке нацарапали огрызком карандаша за “узика все, что следовало: "я попалс€ им в лапы. ѕришлите п€ть тыс€ч монет. Ћюб€щий вас пленник". ƒощечку мигом доставили дворнику —емену, который колол во дворе дрова, и, не ожида€ ответа, побежали к €ме.

ѕленники вели себ€ очень странно. ’оть бы попытались удрать, что ли…  атались весело по коврику, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев.

- —топ! - закричала ¬ал€. - ¬от € вас сейчас рыжему татарину продам…

- ѕродавай, ладно, - равнодушно отозвалс€ ћишка. -  ак дальше играть-то?

- “ы куколок будто лепи и наверх нам бросай… ћы теперь татарские девочки… ј мы тебе за это лепешки бросать будем.

- »з чего лепить-то?

¬ самом деле. Ќе из листьев же. ¬ал€ оп€ть слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда, матрешку, безногого па€ца и плат€ную щетку, - все, что на скорую руку в детской собрала. ƒа у кухарки выпросила три пирожка с капустой (еще вкуснее лепешек!).

ѕокидали ћишке игрушки, а он их вихрем все сразу назад выбросил.

- Ќе так скоро! „учело какое…

- Ћадно. ƒавай лепешки!

— "лепешками" тоже вышло не совсем хорошо. ѕервый пирожок поймал на лету “узик и с быстротой фокусника его проглотил. ”грем из-под ћишкиной подмышки вырвалс€, - проглотил и второй… » только третий удалось передать на палочке кавказскому пленнику.

ѕотом девочки, пыхт€ и толка€ друг дружку, спустили в €му длинный шест, чтобы пленники, наконец, удрали.

 Ќо ни ћишка, ни “узик даже с места не тронулись. –азве плохо в теплой €ме? Ќад головой облака сквозь березки продираютс€, в кармане у ћишки еще кусок булки нашелс€. “узик стал блох искать, а потом к мальчику примостилс€, - на коврике м€гко, - и ежом свернулс€.  уда там еще бежать?

 ричали девочки, сердились, приказывали.  ончилось тем, что сами в €му соскочили, уселись с пленниками р€дом и тоже стали на облака смотреть. ¬едь могло быть и четыре пленника. ј бежать днем все равно не полагаетс€. ” “олстого так ведь и написано: "«везды видны, а мес€ц еще не всходил"… ¬рем€ еще есть. » колодки надо на всех набить, - в оранжерее целую охапку дощечек нашли.

“узик в полусне покорно прот€нул девочкам лапу: "Ќабивайте хоть на все четыре… ¬се равно сами и снимете".

* * *

„аса через два вернулась с ѕетербургской стороны мама девочек. ќбошла все комнаты, - нет дочек. ѕосмотрела в сад: нет!  ликнула было н€ню, да вспомнила, что н€н€ сегодн€ к куме в √алерную √авань отправилась.  ухарка ничего не знает. ƒворник показал дощечку: "п€ть тыс€ч монет"… „то такое? ƒа и его ћишка Ѕог весть куда провалилс€.

¬сполошилась она, вышла на крыльцо…

- ƒети! ју… ¬ал€!  а-тю-ша!

» вдруг с конца сада, точно из-под земли, детские голоса:

- ћы здесь!

- √де здесь?!

- ¬ оранжерее…

ѕобежала мать на голоса. » что же! —ид€т, прижавшись плечо к плечу, в €ме на коврике все четверо: ћишка, “узик и девочки, и у всех глаза от удовольстви€ блест€т.

- „то вы здесь делаете?

- ћы кавказские пленники.

-  акие там пленники! ¬едь сыро же здесь… —ейчас же марш домой!..

¬скарабкались девочки по шесту, ћишка за ними, а “узик и без шеста обошелс€.

»дут домой, к матери с двух сторон, как кот€та, жмутс€. ƒаже непон€тно им самим, как это утром их " авказский пленник" так расстроил? ¬едь превесела€ же, право, штука.

<1929>
..............................................
© Copyright: —аша „ерный дл€ детей, рассказы

 


 

   

 
  „итать —аша „ерный дл€ детей разных классов, текст онлайн - проза, произведени€, все рассказы дет€м —аши „ерного.