Бухов: стихи русского поэта и биография

НА ГЛАВНУЮ ПОЭТЫ на Б
Багрицкий
Баласогло
Балтрушайтис
Бальмонт
Баратынский
Барыкова
Батюшков
Бахтурин
Белый
Бельский
Бенедиктов
Бенецкий
Бенитцкий
Берг Н
Берг Ф
Бердников
       

 
Поэт Бухов: биография и стихотворения

Краткая биография русского поэта:

Арка́дий Серге́евич Бу́хов (26 января (7 февраля) 1889, Уфа — 7 октября 1937 Москва) — русский советский писатель, сатирик, фельетонист.

Родился в семье железнодорожника. Учился на юридических факультетах Казанского и Санкт-Петербургского университетов, но высшего образования не получил. В 1907 году дважды подвергался аресту (по подозрению в принадлежности к РСДРП и партии эсеров), был сослан на Урал.

Широкая известность пришла к Аркадию Бухову во время сотрудничества с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».

После Октябрьской революции и закрытия «Нового Сатирикона» в 1918, Аркадий Бухов перебирается в Литву и два года выступает с театральной труппой. В 1920 году становится издателем и редактором русской газеты в Литве «Эхо» (Каунас), где печатались Иван Бунин, Александр Куприн, Саша Черный, Аркадий Аверченко, Игорь Северянин, Тэффи, Владимир Немирович-Данченко и др.

В 1927 году возвращается в СССР, где сотрудничает в советских сатирических изданиях: «Чудак», «Бегемот», «Безбожник», печатается в «Литературной газете», «Известиях». С 1928 года — секретный сотрудник ОГПУ-НКВД. С 1932 года работает в журнале «Крокодил».

Арестован 29 июня 1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР. 7 октября 1937 г. приговорен за «шпионскую деятельность» (ст. 58, п.п. 6, ч. 1, 8 и 10, ч. 1 УК РСФСР) к высшей мере наказания. Расстрелян в тот же день. Реабилитирован по определению Военной коллегии Верховного Суда СССР от 7 июля 1956 года (официальная справка ФСБ РФ № 10/А-3814 от 08.09.2009 года). Восстановлен посмертно в Союзе писателей. Место захоронения — территория Московского крематория (Донское кладбище).

В биографии из сборника «Жуки на булавках» (издание 1970 года) ошибочно указано, что Бухов умер в 1944 году. Внимательно прочитав биографическую справку на странице 299 этого сборника, можно предположить, что ошибка эта не случайна: описывая биографию Бухова, безымянный автор отрывка проводит четкое разделение между «ранними рассказами», где, по мнению автора отрывка, Бухов «…писал „как все“, не затрагивая острых социальных проблем», и «расцветом его творчества в 1928—1936 годах..», когда, по мнению автора, Бухов «…сочетал в себе бесшабашную веселость, поразительный юмор, способность смешить читателя с социальной направленностью, сатиричностью, гражданственностью…»

Поэт Бухов: тексты всех стихов: (по алфавиту)

Афинские ночи

Сарапьянц из "Курьера" и Теткин из "Края",
Сознавая, что жизнь наслаждений короче,
И мещанскую этику зло презирая,
По субботам открыли афинские ночи.
Декадентка Петрова, вдова-акушерка,
Две матерые, местно-известные Фрины
В уголке, где трясется без книг этажерка,
Обнажаются гордо и знойно-картинно...
Обстановка афинская стильно-красива:
На стене Айвазовский, открыток две пары,
На столе - колбаса, солонина и пиво,
В гонорарные дни - монпансье и сигары.
Ах, афинские ночи античного тона,
Сколько в вас отреченья от нудной морали,
Сколько красок в волнах голубого хитона
Из утащенной на ночь кухаркиной шали!..
Правда, пристав здесь видит одно балагурство,
Но по клубам шипят о крушеньи устоев...
Да, недаром сюда прибегают с дежурства
Фармацевт Шепшелевич и писарь Обоев...
Да, недаром, продав букинистам все книги
И собрав восемнадцать рублей торопливо,
Гимназисты нашли помещенье для лиги
(Как у тех...) и скупают сигары и пиво.
А в "Общественном сквере", на главной аллее,
Представители "Края" с "Курьером" едва ли
Не слыхали, как шепчут подросточки, млея:
"...Это те, что... афинские ночи... Узнали?.."


1912

Вспомните!

  Юбилейное

Много вас, в провинциальной тине
Утопивших грустно имена,
Все еще питается доныне
Распыленным прахом Щедрина.
Много вас, с повадкой хитрой, волчьей,
Под цензурным крепким колпаком
Подбирает капли едкой желчи,
Оброненной умным стариком.
Ваш читатель ласковей и проще,
Чем у нас,- он любит простоту,
Но устал: от гласных и от тещи
И от нравов граждан Тимбукту...
Знаю я, когда сосед - Европа,
Тяжело перо переломить,
Между строчек с запахом Эзопа
Щедриным исправника громить...
Тяжело потертые словечки
Доставать из пожелтевших книг,
Старый смех топить в газетной речке,
Потеряв свой собственный язык.
Так-то так... А все-таки берете,
В тине душ бессилье затая:
Щедриным, друзья мои, живете,
Щедриным питаетесь, друзья...
Мы - рабы одной каменоломни,
Что зовется - русская печать,
И теперь одно лишь слово - вспомни! -
Мне собрату хочется сказать...
Вспомни, брат, того, кто нам когда-то
Дал слова, какие знал один...
. . . . . . . . . . . . . . . .
И услышу отповедь собрата:
"Что пристал? Я сам себе - Щедрин".


Два Наполеона

Да, были два Наполеона:
Один из книг, с гравюр и карт.
Такая важная персона.
Другой был просто - Бонапарт.

Один с фигурой исполина.
Со страхом смерти не знаком.
Другого била Жозефина
В минуты ссоры башмаком.

Один, смотря на пирамиды,
Вещал о сорока веках.
Другой к артисткам нес обиды
И оставался в дураках.

Мне тот, другой, всегда милее.
Простой, обычный буржуа,
Стихийный раб пустой идеи,
Артист на чуждом амплуа.

Я не кощунствую: бороться
Со всей историей не мне...
Такого, верю, полководца
Не будет ни в одной стране.

Наполеон был наготове
Всесильной логикой штыка
По грудам тел и лужам крови
Всего достичь наверняка.

Ему без долгих размышлений
Авторитетов разных тьма
Прижгла ко лбу печатью "гений"
Взамен позорного клейма...

Но тот, другой, всегда с иголки
Одетый в новенький мундир,
В традиционной треуголке,
Незрелых школьников кумир,

Мне и милей, и ближе втрое,
И рад я ставить всем в пример,
Как может выбиться в герои
Артиллерийский офицер.


1912

Жестокий

Дубровин с тощею сумой
Стоял, просящий подаянья
На "Знамя русское" с мольбой
И для себя - на пропитанье...

Копейку только он просил,
И взор являл живую муку...
Тут Пуришкевич проходил
И... плюнул доктору на руку...

Так иногда кадет иной,
От оптимизма весь неистов,
Победы ждет... А за спиной
Давно стоит суровый пристав...

У некоего г. Лермонтова позаимствовал
Арк. Б. - в 1908 г.


* * *

Ломоносов в шампанском! Ломоносов в шампанском!
Удивительно вкусно, свежо и остро...
Весь я в чем-то ужасном, крикливо мещанском,
Но рукою привычной я берусь за перо.
Я к поэзии прошлой отношусь, как к химере.
Что писал Ломоносов - ужасно старо.
Ломоносов - в малаге, Ломоносов - в мадере!
С ананасом в желудке? - вот это остро.


1915

Письмо к редактору

В душе омерзительно сиро,
Всё выела жуткая моль,
Но просит редактор сатиру...
Смеяться? Ну что же: изволь...

          -----

На днях у границы болгарской
В какой-то веселенький миг
Был в виде котлеты иожарской
Изрублен столетний старик.
Старуху гранатой убило,
Да что ей - слепа итлуха...
Вот смеху-то, смеху-то было:
Желудок распорот... Ха, ха!

Какой-то помещик на юге
Комический выявил,пыл:
Под смех трехрублевой подруги
Двух старых евреев убил.
Кричал он: "Я всех бы их в груде
Кромсал и не чуял греха!"
Посмейтесь же, добрые люди!
Ну, что же, редактор: ха-ха!

В провинции власть без поблажки,
Там метод решительный мил:
Профессор сидел в каталажке
За то, что он паспорт забыл.
Ученого хлебом кормили
С водой, а водица плоха...
Спасибо еще, не побили.
Редактор! Ну что же: ха-ха!

          -----

Мучительно наше сегодня,
Где всё - наболевший вопрос;
Редактор, не будьте же сводней
Сатиры и искренних слез.

Смеяться нетрудно, но верьте,
Что жизнь - не пустой балаган
И в жуткой процессии смерти
Противно пускаться в канкан...


<1913>

Приятный собеседник

    Набросок желчью

Мысли - как трамвайные билетики,
Жалкие, от станции до станции.
Говорит он много об эстетике,
О Бодлере, Ницше и субстанции.

Весь такой он чуткий и мистический,
Весь такой он нежный и лирический.
Не люблю его я органически,
Я при нем страдаю истерически.

Сколько он со мной ни разговаривал,
Сколько ни прикладывал старания, -
Никогда его не переваривал,
И на то имею основания.

Я смотрю: за черепной коробкою
Этой тли природою положена
Смесь трухи с изжеванною пробкою
И какой-то слизью переложена.

Ничего другого. Ни горения,
Ни сердечных взрывов, ни сомнения,
Ни тоски, ни страсти, ни мучения...
Человек? Нет: недоразумение.

От портного - брюки с заворотами,
От брошюр - солидные суждения,
От кого-то - фразы с оборотами,
От себя - лишь ужас вырождения.

Лучше жить пустыми небылицами,
Углубиться в мерзость запустения,
Чем возиться с этими мокрицами...

             -----

Плюнь на них - хоть в этом утешение.


<1915>

Трагедия кубизма. Критическое стихотворение

Рыдала девушка о брате.
. . . . . . . . . . . . .
Ты понял миг и воплотил:
Поставил окуня в квадрате
И кубом бок ему закрыл.
Замазал небо острым клином,
Вбил абажур от лампы в нос
И, сделав подпись гуталином,
К друзьям на выставку повез.
Пришел туда же критик строгий,
Угрюм, начитан и сердит.
Порывшись в новом каталоге,
Нашел он: "Женщина грустит".
"Грустит... - подумал он, - однако
Зачем же зонтик вместо глаз?
А на бровях сидит собака
И ест отточенный алмаз?
Зачем на ухе - точно глыбы
Каких-то розовых камней,
А самый облик - в форме рыбы,
И восемь ромбов жмутся к ней?!
Зачем у ней фонарь под носом?!
Фонарь и нос... Фонарь... Зачем?"
Он приставал к тебе с вопросом,
Но ты молчал, красиво-нем.
Стемнело. Выставку закрыли.
И опустел печально зал...
Как лошадь загнанная, в мыле,
Усталый критик познавал:
"Зачем здесь рыба?.. и в квадрате?!
Что должен куб обозначать?!"
И рвал он волосы и платье,
Не в силах смысла разгадать...
Рыдал - и не было ответа.
Когда ж забрезжил свет вдали,
К крыльцу подъехала карета:
В больницу критика свезли...
И там, в припадке истеричном,
Кричал он, ужасом объят:
"Хочу быть смелым и кубичным!!
Зачем, зачем я - не квадрат?!!"


<1913>

Что я написал бы, если бы он умер

Ты в жизни шел походкой робкой,
Не видя часто в ней ни зги.
Под черепной твоей коробкой
Лежали мертвые мозги.
А жизнь-то вся, как на бумаге,
До заключительной строки:
Ни героической отваги,
Ни созидающей тоски...
На "нет" - ты отвечал: "не надо",
На крик,- согнувшись в три дуги,
С улыбкой ласкового гада
Лизал послушно сапоги.
Любовь считал пустой затеей
И убежденья - пустяком,
Ища свой хлеб и лбом и шеей,
На четвереньках и ползком.
Одет хоть скромно, но прилично
(Где надо - смокинг, где - сюртук),
Ты жил ведь, собственно, отлично
Проворством языка и рук.
Вот умер... Что ж... Мы все там будем...
Мы все свершим загробный путь:
Когда-нибудь да надо людям
От скучных будней отдохнуть...
Но я хотел бы для порядка
Тебе в могилу кол вогнать:
Боюсь, тебе там станет гадко
И ты вернешься к нам опять...
  

Вы читали онлайн стихи: русский поэт Бухов: биография автора и тексты произведений.
Классика русской поэзии: Бухов стихотворения о любви, жизни, природе из большой коллекции коротких и красивых стихов известных поэтов России.

......................
Стихи поэтов 

 


 
Бестужев
Блок
Бобров
Богданов
Богданович
Большаков
Боровиковский
Брюсов
Буданцев
Будищев
Бунин
Бунина
Буренин
Бурлюк
Бутурлин
Бухов
       
   

 
  Читать тексты стихов поэта. Коллекция произведений русских поэтов, все тексты онлайн. Творчество, поэзия и краткая биография автора.