Алгебра

Что произошло в 6 веке нашей эры. История человечества. С древнейших времен по VI век до нашей эры. Хронология важнейших событий мировой истории

Что произошло в 6 веке нашей эры. История человечества. С древнейших времен по VI век до нашей эры. Хронология важнейших событий мировой истории

Ученые обнаружили в византийских хрониках за 536-540 годы нашей эры упоминания о закрытии Солнца "черным облаком". Это "затемнение", если верить хронисту Прокопию Кесарийскому и другим летописцам, продолжалось несколько месяцев. Именно с этим небесным явлением связывали прочие катаклизмы того времени, такие как неурожаи, голод, политические волнения и эпидемию Юстиниановой чумы.

Смерть "черная" и "красная"

Так называемая Юстинианова чума была первой в мире зарегистрированной чумной пандемией. Свое название она получила, так как началась при правлении византийского императора Юстиниана I и охватила практически весь цивилизованный мир. Впрочем, отдельные чумные эпидемии вспыхивали после этого еще на протяжении столетий — с 541 по 750 год.

Исследователи считают, что источник чумы появился в Эфиопии или Египте, откуда по торговым каналам вместе с грузом зерна в Константинополь "прибыли" зараженные инфекцией крысы и блохи. Оттуда эпидемия распространилась по всей Византии, а затем перекинулась на соседние страны… К концу 654 года она достигла Северной Африки, охватила всю Европу, Центральную и Южную Азию и Аравию.

В Византии пандемия достигла своего апогея к 544 году. Если верить хроникам, только в Константинополе ежедневно умирало от чумы до 5 тысяч человек, а порой смертность достигала 10 тысяч человек в день… Было уничтожено 40 процентов населения города.

На Востоке от чумы погибли около 100 миллионов человек, в Европе — около 25 миллионов. В ирландских источниках говорится о crom conaill ("Красной смерти"), ставшей в 549-550 годах причиной смерти многих святых и монархов. Так, именно от нее умерли валлийский король Гвинед Маэлгун и святой Финниан из Клонарда…

При желании пророчество об этих событиях можно отыскать и в Библии. Вот что говорится в девятой главе Откровения Иоанна Богослова:


"Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя…

Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей…"

Вулканический ужас

Что же произошло? Ученые считают, что причиной солнечного затемнения стали извержения вулканов, следы которых были обнаружены во льдах Гренландии и Антарктики.


"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года, — комментирует Крюгер. — Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонезии".

Предположительно вулканы выбросили в атмосферу большое количество пепла, что вызвало так называемую "вулканическую зиму". Нечто похожее, только локального масштаба, приключилось в 1815 году после взрыва индонезийской горы Тамбора.

Лед и сера

Крюгер и ее коллеги нашли подтверждение "вулканической" гипотезе, проанализировав летописи VI столетия и исследовав образцы гренландского и антарктического льда, сформировавшиеся в ту эпоху.

Оказалось, что эти ледяные фрагменты содержат серу и другие соединения, которые в большом количестве входят в состав вулканических газов и пепла. Таким образом ученым удалось построить климатическую модель, позволившую реконструировать события конца 530-х годов.

Выяснилось, что последствия климатического катаклизма были куда более серьезными, чем ожидалось. Совокупная сила извержений двух вулканов была максимальной за последние 1200 лет.

В результате средняя температура на Земле на несколько лет понизилась на два градуса Цельсия, но больше всего изменения климата затронули северное полушарие. Были "задеты" Скандинавия, побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северная Африка.

В эту теорию вполне вписываются и события, изложенные в хрониках, и данные раскопок на севере Европы и Африки. По мнению исследователей из группы Крюгер, "апокалипсис" шестого столетия был "спровоцирован" именно вулканами. И нет никаких гарантий, что это не повторится вновь…

А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева

ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов

ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

Век неспокойного солнца … Википедия

Век вековать

Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

The Age of Stupid Жанр … Википедия

Книги

  • Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Достоевского нашего времени. Элиот сравнивал его `Улисса` с…
  • Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из старейшин отечественной литературы Олега Васильевича Волкова, издаваемого к его…

Имперский город: Константинополь в 6 веке нашей эры

Реферат по истории ученика 7 класса школы "Взмах" Павловского Олега.

Введение
Основание Константинополя
Стратегическое значение
Оборонительные сооружения
Центр города
Обеспечение повседневной жизни
Городское население
Константинополь- научный центр
Юстиниан и его правление
Заключение

"Не свемы(не знаем), на небе ли есмы были, ли на земли:
несть бо на земли такого вида, ни красоты такоя..."

Легенда ли это, или действительно настолько сильным был восторг, пережитый во время православного богослужения в храме св. Софии, но тем, кто посетил Константинопль, удалось передать свои ощущения правителю древнерусского государства(князю Владимиру Святославичу). А это был воистину удивительный город с многовековой историей, с поражающими своей красотой архитектурными памятниками(многие из которых до сих пор украшают современный Стамбул). Это был город в котром трудились известные всему миру архитекторы, художники и ювелиры. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. А начиналось это всё так...

Основание Константинополя.
Берега пролива Босфора оказались идеальным местом для создания поселения. Здесь было всё, что нужно для жизни: прекрасные условия для занятия земледелием и рыболовством, удобная, естественная гавань для тороговых судов. В эпоху великой греческой колонизации(VIII-VI вв. до.н.э.) там появились первые переселенцы. Однако возникновение настоящего города историческая традиция относит к началу 60-х гг. VII в. до н.э. Как гласит легенда названием своим этот город был обязан человеку по имени Визант(он был участником плавания за золотым руном на корабле "Арго"). Город назвали Византием. Исторические источники сообщают, что впервые Византий был разрушен до основания в период греко-персидских воин(VI-V в. до н.э.). Позже город стал яблоком раздором между Афинами и Спартой. В плоть до начала IV в. н.э. Византий переживал период упадка. Как гласит леганда, боги указали когда-то греческим переселенцам воистину одно из чудеснейших мест на земле. Построенный на этом месте город, как Феникс из пепла, возрождался вновь и вновь. Его новое явление миру связано с именем императора Константина, который смог по достоинству оценить исключительно удачное расположение города и решил перенести сюда столицу Римской империи.
Предание рассказывает о том, что границы будущего города были начертаны прямо на земле копьём Константина. По размерам территория нового поселения во много раз должна была превосходить прежнюю. Церемония открытия новой столицы состоялась в 330 г., возведена и обустроена она была небывало высокими темпами-за шесть лет. На берегах Босфора собрали лучших мастеров империи: архитекторов, строителей, скульпторов, художников. Всячески поощрялся переезд в новый город торгового и ремесленного населения из других районов Римской империи. В буквальном смысле насильно из Рима переселялись имперские сановники с семьями и многочисленной челюдью. В добавление к налоговым и другим льготам, которые получали решившиеся обосноваться на новом месте купцы, ремесленники и другие полезные для будущего развития граждане, было установлено правило: каждому, построившему себе в городе дом, следует бесплатно выдавать хлеб, масло, вино.Во многом благодаря тому, что власти несколько десятков лет подряд выполняли своё обязательство, население прирастало чрезвычайно быстро и к концу IV в. достигло 100 тыс. человек. Сначала город был наименован "Новым Римом", однако это название не прижилось. В историю он вошёл, увековечив имя своего создателя, императора Константина Великого, и до середины XV в. назывался Константинополем(рис. 1).

Стратегическое значение.
Главным обстоятельством, на многие века вперёд предопределившим значимость города на Босфоре, независимо от того, кому он принадлежал и центром какого государства являлся, было его уникальное географическое положение. Однако, находясь на стыке двух континентов, Европы и Азии, в стратегически важном месте(не потерявшем, своего значения до наших дней), на перекрёстке мировых торговых путей, он одинаково был обречён и на процветание, и на разорение, и даже разрушение которые несли ему бесчисленные захватчики. Торговые пути были: сухопутные-из Европы в Азию и морские-из Средиземного моря в Чёрное. Обилие удобных морских гаваней благоприятствовало мореплаванию в Византии. Византийские купцы богатели на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Их хорошо знали и в Западной Европе куда они привозили дорогие восточные товары.
Оборонительные сооружения.
Большое внимание уделялось возведению оборонительных сооружений. Ещё при Константине Великом были сооружены каменные стены. После того как они пострадали во время землетрясения, их пришлось укреплять и помимо них соорудить более мощные новые. Построенные во времена правления императора Феодосия II(первая половина V в.), они пересекали весь Босфорский мыс и тянулись на 5,5 км(рис. 2). Феодосиевы стены были построены в три ряда. Первый ряд, высотой 5 м, был защищён глубоким рвом(20 м в ширину и до 10 м в глубину). Второй ряд(до 3 м в ширину и 10 м в высоту) имел несколько 15-метровых оборонительных башен. Последний ряд стен(толщеной около 7 м) располагался в 25-30 метрах от второго ряда, его башни имели высоту от 20 до 40 м. Конструкция укреплений практически исключала возможность подвести под них подкоп, так как основание стен находилось ниже уровня земли на 10-12 м.
Морские стены города имели один ряд и также были снабжены башнями. Общая протяжённость всех стен Константинополя составляла 16 км.
В стенах было устроено несколько ворот, некоторые служили военным целям, а некоторые использовались в мирный период, а во время войны замуровывались. К воротам которыми горожане пользовались в мирное время, через ров вели деревянные мосты. В случае опасности они немедленно сжигались. Главными воротами Феодосиевых стен были Золотые ворота, сделанные в виде триумфальной арки с тремя пролётами(рис. 3). Остатки прежних стен и башен сохранились в нескольких местах. Во время штурма Константинополя османами крепость была разрушена, но в последствии турки отстроили её заново.
Центр города.
Столица на Босфоре ничем не должна была уступать городу на Тибре. Ещё при жизни её основателя было сооружено 30 великолепных дворцов и храмов, около 4 тысяч домов для римской знати, цирк, два театра, более 150 бань, примерно столько же хлебопекарен, восемь акведуков и ипподром, Последний занимал важное место в жизни горожан и служил не только для состязания конных колесниц и организации других популярных зрелищ, но и как площадь для собраний-форум(ри. 4, рис. 5).
Знаменитый ипподром, возведённый при Константине Великом, находился там, где в настоящие время стоит мечеть султана Ахмеда и на прилегающей к ней территории(рис. 6). Длина ипподрома составляет 370 метров, ширина 118 метров. Одновременно за зрелищем могли следить 100 тысяч собравшихся. Арену окружали 40 тысяч рядов скамей, поддерживаемых арками. Проходы на ярусы и галереи были украшены статуями. Ещё при жизни оснавателя в Константинополь начали свозить многие замечательные произведения искусства из разных уголков империи.
Так, на площади ипподрома появилась бронзовая витая колонна из Дельф, которая когда-то служила подножием знаменитого золотого триножника в храме Аполлона. Когда-то колонна была преподнесена храму в дар от 31 греческого народа. Греки благодарили своих богов за то, что с их помощью смогли разгромить персидское войско. Восьмиметровая колонна представляла собой три переплетённых змеиных тела. Головы змей на высоте 6,5 метров образовывали капитель. Колонна стоит в углублении. Её основание находится более чем на 2 метра ниже поверхности земли(рис. 7).
Из Египта был приезён гранитный обелиск, относящийся ко времени правления фараона Тутмоса III(1525-1473 гг. до н.э.). Обелиск представляет собой монолит из порфира выстой около 18,5 м, поставленный на 4 бронзовых куба, которые расположены по углам пьедестала. На каждой грани пьедестала-барельефы, представляющие сцены из жизни императора Феодосия. Высота колонны вместе с основанием-25м. Обелиск привезли из Египта по морю и доставили на место, где он стоит сейчас, по проложенной для этого случая дороге. С помощью специально сконструированных лесов обелиск был поставлен вертикально. На это потребовалось 32 дня. На каждой грани обелиска начертаны надписи Египетскими иероглифами.
Великолепная колонна римского храма Аполлона стал опостаментом
для бронзового изображения Константина. В Константинополь она была привезена из Рима. Колонна составлена из восьми гранитных глыб в форме барабанов. Швы между ними были скрыты под опоясывавшими колонну бронзовыми лавровами венками. На вершине находилась статуя Аполлона. Император Константин приказал поместить вместо статуи бога собственное изображение.
На террасе, располагавшейся посреди арены ипподрома статуя Геракла работы одного из знаменитейших скульпторов IV в. до н.э., Лиссипа. Там же находились четыре покрытых позолотой бронзовых коня его работы.
Византийские императоры постоянно украшали свою столицу. Ко времени правления Юстиниана I (527-565гг.) относятся сооружения храма св. Софии(рис. 8), который, по мысли императора, должен был превзойти великолепием иерусалимский. История создания храма, как и каждое событие, происходящие на этой земле, было окружено многочисленными легендами. Но любой вымысел меркнет перед вполне реальными сведениями о том, сколько средств и драгоценных материалов пошло на сооружение этой христианской святыни. Работы длились 5 лет, 11 месяцев и 10 дней и поглотили почти все доходы государства за это время. Сам храм был сложен из кирпича, но для его внутренней отделки использовался дорогой поделочный камень(рис. 9). Восемь колонн из красного порфира были доставлены из храма Артемиды в Эфесе. Со всех концов империи в столицу везли мрамор самых изысканных цветов: белоснежный, розовый, нежно-зелёный, бело-красный. Стены, выложенные этим холодным камнем, благодаря искусству старых мастеров, выглядели так, словно были покрыты дорогими коврами. Дошедшие до нас свидетельства очевидцев позволяют заключить, что пышность убранства и используемой для богослужения священной утвари была воистину сказочной и поражала обилием золота, слоновой кости, редких пород дерева, драгоценных камней, жемчуга и дорогих тканей.
Византийские зодчие огромное значение придавали внутреннему убранству храма и до совершенства развили унаследованное от античного мира искусство мозаики. В отличие от античных мастеров, использовавших кубики, выточенные из природных материалов, византийцы начали применять наряду с ними смальты-стеклянные сплавы разных цветов. При изготовлении тонированного стекла удовалось добиваться необычных оттенков, в частности, исключительный эфект создавали смальты с тончайшей золотой прокладкой.
Второе достижение византийских мастеров заключалось в умелом использовании освещения храмов. Кубики смальты и камешки разной формы и величины закреплялись на специальной основе под разным наклоном. Поэтому лучи света, проникавшие в храм через окна, а также отблески зажжённых свечей многократно отражались в стекле и заставляли краски в буквальном смысле слова сиять. Изображения получались живыми, парящими в пространстве.
Золотистая смальта, которая использовалась для создания фона мозаичных изображений, создавала иллюзию сверхъестественного мира,
из которого перед зрителем появлялись фигуры святых.
Главное украшение собора-купол по форме, близкой к кругу(диаметр 32м, высота 55м). Сложен из кирпича и камня и украшен мраморными скульптурами и мозаикой(впоследствии побелён). Он как бы "парит" в воздухе. Эффект "парения" создаёт подкупольноё пространство(длина 68м), состоящая из 40 арок с окнами.
В течение тысячи лет собор является самым крупным культовым сооружением всего христианского мира.
Не меньшее внимание римские императоры уделяли строительству портовых сооружений, гаваней, верфей, так как одной из основных целей было возрождение деловой активности города, господствующего над проливами и находящегося на пересечении сухопутных торговых путей

Обеспечение повседневной жизни.
Византийские правители заботились о сооружении водопроводов и хранилищ питьевой воды, столь необходимых огромному городу. При императорах Валенте и Юстиниане было соруженно несколько подземных водохранилищ и акведуков. Для того чтобы в них могла поступать вода, в горах были специально созданы озёра. Двухъярусный арочный водопровод Валента возвышался над домами и улицами и тянулся из одного конца города до другого. В годы царствования Юстиниана был построен акведук, по которому из реки Кидарис в город доставлялась вода. Так же были сооруженны подземные водохранилища, так называемые цистерны. Построенная при императоре Юстиниане цистерна Базилики представляла собой инженерное сооружение, обладающее архитектурными достойнствами. Сводчатый потолок поддерживали 336 колонн высотой 15,5 м. Вершины колонн были украшенны капителями, что предавало сооружению вид дворцовой залы.
Городское население.
Говоря про город нельзя не вспомнить о тех людях которые жили в Константинополе(в VI веке н.э.).
На службу в Константинополь съезжались грузины, аланы, викинги, повсюду происходило общение с западноевропейцами. Все жители Константинополя говорили, пели, гадали, танцевали, стряпали и одевались по своему. Несмотря на своё культурное высокомерие, греки считали, что смешение разных кровей благотворно для человеческого рода. Даже главный герой византийского эпоса, богатырь Дигенис Акрит, был на половину арабом. В Константинополе мирно сосуществовали греческие и чужеземные монастыри: грузинский, болгарский, русский, сербский, румынский, италийский. В одном житии есть такая притча: как-то в греческой церкви грузины запели на родном языке, а священик их прогнал; во сне ему явилась Богородица и сказала, что все языки ей дороги одинаково.
Константинополь-научный центр.
В 425 году в Константинополе была создана христианская высшая школа(Auditorium), в литературе иногда именуемая константинопольским
университетом, а в 6 в.-ещё одна школа при константинопольском патриархе. В руках церкви все науки превратились в отросли богословия. Наряду с философией наиболее ярко это проявилось в области естественных наук. В середине VI века монахом Косьмой Индикопловом(Индикоплевстом т.е. плавателем в Индию) была написана "Христианская топография". Считая систему Птолимея неправильной и противоречащей Библии, Косьма представляет форму земли в виде плоского четырёхугольника, окружённого океаном и покрытого небесным сводом, на котором помещается "рай". Сочинение это было распространенно в средние века не только в Византии, но и на Западе, а также в Древней Руси и тормозило прогресс науки. В Византии господствовала алхимия с её мистическими комментариями древних рукописей, с поисками "философского камня", с помощью которого можно было превращать металлы в золото, излечивать болезни, возвращать молодость. Правда, наряду с этим некоторое развитие получило химическое ремесло, в особенности изготовление красок для крашения тканей и для живописи, а так же изготовление керамических изделии, мозаик(рис. 11), эмалей. Из медиков только Александр Тралльский пытался отстаивать достижения античной науки. Важнейший его труд-терапия внутренних болезней. Его работы были переведены на латинский, сирийский, арабский и еврейские языки. В VI веке были известны исследователи-математики, строители Софийского собора Исидор, Мелетский и Анфимий Тралльский(автор сочинения "Об удивительных механизмах", в котором даётся объяснение оптических свойств зажигательных зеркал).
Глубокий кризис культуры рабовладельческого общества, острая классовая борьба отраженных в трудах историков VI века Петра Патрикия, Агафия Миринейского, Менандра Протиктора, Прокопия Кесарийского -представителя оппозиционных групп знати, оставившего ряд сочинений, важных для характеристики внутреннего и внешнего положения при Юстиниане.
Юстиниан и его правление.
Империя расширила свой границы в годы правления Юстиниана(рис. 12). Умный, энергичный, хорошо образованный, Юстиниан умело подбирал и направлял своих помошников. С одной стороны он был доступный и обходительный, с другой стороны-беспощадный и коварный тиран. Основным правилом Юстиниана было: "единое государство, единый закон, единая религия"(рис. 13). Император, желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей, начались невиданные гонения на язычников. Чтобы ввести единые для всей империи законы, император создал комиссию из выдающихся юристов. В короткий срок она собрала и издала законы римских императоров(кодекс Юстиниана). Его изучали юристы в средние века и новое время. В 532 году во время обострения классовой борьбы Юстинианом было подавлено восстание городских масс "Ника"(перевод "Побеждай"). Правительственные войска предательски окружили восставших в цирке, где затем была учинена страшная резня, во время
которой погибло около 35 тысяч человек.
В течение всего своего царствования Юстиниан вёл кровопролитные и крайне неудачные для Византии войны.

Заключение.
Византии давно не существует. Сегодня не всякий с ходу ответит, где находилось это государство, кто в нём жил. Правда, довольно часто говорят о "византийской" пышности и церемонности, о "византийских" интригах, подхалимстве и бюрократии. Всё это в Византии было, но было и многое другое. Следы византийского влияния до сих пор сохранились на огромном пространстве-от Великого Новгорода до Эфиопии, от Каспия до Гибралтара. Теперь на территории, некогда принадлежавшей Византии, располагаются 26 государств.
Особую роль сыграла эта древняя цивилизация в истории нашей культуры. Византия познакомила Русь со множеством предметов, о которых наши предки прежде не знали, и в русском языке появились новые слова(из культурной сферы это, например, алфавит, бумага, грамота, тетрадь, из кулинарии-кулич, оладьи, сахар, уксус. А ещё названия растений: огурец, свекла, черешня; названия животных-буйвол, кот, скумбрия.). Главными сферами, где влияние Византии на Русь было всеобъемлющим, по праву считаются государство и Церковь. Царь и тиран, корона и каторга, Библия и Евангелие, патриарх и монастырь, икона и скипетр-все эти слова позаимствованы у византийцев. Но, пожалуй, не меньшую роль сыграло общение двух народов на бытовом, повседневном уровне(отсюда баня, известь, канат, камин, корабль, кровать, кукла, лохань, нефть, плинтус, палата, скамья, торомоз, фонарь, хрусталь и многое другое.). Рассказывая о Константинополе, неизбежно рискуешь быть уличённым в повторение общих мест или излишней восторженности. И тем не менее нельзя не упомянуть о том, что это единственный в мире город, расположеный сразу в двух частях света,-в Европе и в Азии. Это город, который четыре раза в своей двухтысячелетней истории был столицей империй: Римской, Византийской, Латинской псевдоимперией крестоносцев и Османской. Это город, который много раз менял своё имя: Византий, Новый Рим, Константинополь(или Царьград в русских летописях) и, наконец, Стамбул. Это город, который всегда возрождался обновлённым, ни на какой другой не похожим и неизменно прекрасным.
В этом реферате я хотел рассказать вам всё об этой удивительной стране, европейской и в то же время азиатской, победоносной и всё-таки не воинственной, циничной и в месте с тем на редкость простодушной. Империи, которая просуществовала невероятно долго: 1123 года и 18 дней.
Надеюсь для вас как и для меня Константинополь открылся по новому, и поразил своей необычайностью и привлекательностью.

(VI век до нашей эры)

древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Пифагор родился на острове Самос, одном из самых цветущих островов Ионии, в семье богатого ювелира. Ещё до рождения он был посвящён своими родителями свету Аполлона. Он был очень красив и с детства отличался разумом и справедливостью. С юных лет Пифагор стремился проникнуть в тайны Вечной Природы, постичь смысл Бытия. Знания, полученные им в храмах Греции не давали ответов на все волнующие его вопросы, и он отправился в поисках мудрости в Египет. В течение 22 лет он проходил обучение в храмах Мемфиса и получил посвящение высшей степени. Здесь же он глубоко изучил математику, “науку чисел или всемирных принципов”, из которой впоследствии сделал центр своей системы. Из Мемфиса, по приказу вторгшегося в Египет Камбиза, Пифагор вместе с египетскими жрецами попадает в Вавилон, где проводит еще 12 лет. Здесь он имеет возможность изучить многие религии и культы, проникнуть в мистерии древней магии наследников Зороастра.

Приблизительно в 530 году Пифагор наконец возвратился в Грецию и вскоре переселился в Южную Италию, в г. Кротон. В Кротоне он основал пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством. Здесь были соединены философия с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь к судьбе, ожидающей его после смерти. Школа жила общинами со строгой дисциплиной нравов, от учеников требовалось целомудрие и воздержание. Однако, аскетизм не был идеалом пифагорейцев; брак являлся для них священным понятием. В школу, наряду с юношами, принимались и девушки. Обучение было многоступенчатым и далеко не каждому давалось сокровенное знание. Лишь те, кто успешно прошёл все испытания, допускался во внутренний двор дома Учителя. Здесь Пифагор наставлял своих ближайших учеников. Отсюда и берут свое начало названия эзотерическое (т.е., то что внутри) и экзотерическое (т.е., то что вне) учение. Строгий образ жизни пифагорейцев, их созерцательная философия, благожелательность к человеку и стремление делать добро, оказать помощь, привлекали к ним многих людей. Союз вскоре стал центром политической и духовной жизни всего Кротона.

Школа Пифагора дала Греции целую плеяду талантливых философов, физиков и математиков. С их именем связаны в математике систематическое введение доказательств в геометрию, рассмотрение ее как абстрактной науки, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей имя Пифагора, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников, а также учение о четных и нечетных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних. В акустике пифагорейцам принадлежит открытие зависимости законов звуковой гармонии от числового соотношения длин струн, издающих звуки. Вполне определенно пифагорейцы признавали землю шаром и учили о вращении земли, так же как и других светил вокруг центрального огня, “алтаря вселенной, невидимого вследствие того, что между ним и землей находится темное небесное тело. Позднее у Эфканта мы находим учение о вращении земли вокруг оси, а у Аристарха Самосского (280 г. до Р.Х.) вполне определенную гелиоцентрическую систему.

Пифагор впервые ввел в употребление термин “философ”, когда на вопрос, кем он является, ответил: я не мудрец (sophos), я любитель мудрости (philosophos), то есть философ. Основным в учении Пифагора является учение о числе, как сущности всего мира. Многообразие физических явлений подчинятся закону, являющемуся единством, космосом (употребление этого названия приписывается Пифагору), т.е. порядком, и основа этого порядка - число. Не арифметическое число, но число как метафизическая реальность, связь, закон мира, по отношению к которому арифметическое число есть лишь форма познания. Основой чисел является единица, воплощение единства и гармонии Вселенной. Бог, как нераздельная сущность имеет своим числом единицу. С момента проявления Бог двойственен (материя и дух, мужское и женское начало). Весь проявленный мир символизируется числом три: ибо как человек состоит из тела, души и духа, так и Вселенная делится на три сферы: мир естественный, мир человеческий и мир божественный. Подобно тому, как мировая троичность сосредоточена в единстве Бога, так и человеческая сосредоточена в сознании и воле, образуя т.о. тетраду.

В каждом числе Пифагор определял тот или иной принцип, закон, ту или иную активную силу. Противоположность между нечетными (высшими) и четными (низшими, порожденными из высших путем удвоения) числами проявляется в природе в виде ряда других противоположностей: свет и тьма, безграничное и ограниченное, доброе и злое, движущееся и покоящееся, мужское и женское и т.д. Естественный мир реально построен из чисел: тело ограничено плоскостями, плоскость - линиями, линия - точками. Точка - последний элемент Вселенной - тождественна единице. Т.о. возникает соответствие между пространственным миром и числами: линия - “2”, плоскость - “3”, тело - “4”. К числу сводится и мир духа: любовь и дружба отождествляются с восьмеркой, справедливость - с кратными числами. Особую важность Пифагор придавал числам “7” и “10”. Состоящая из трех и четырех, семь означает соединения человека с божеством. Число десять, образованное из первых четырех чисел, заключающее в себе число семь, есть совершенное число, единица высшего порядка, ибо выражает собой все начала Божества, сначала развивавшегося, а затем слившегося в новом единстве.

Учение Пифагора продолжает учение Орфея о бессмертии души, о перевоплощениях, о средствах спасения и очищения души, приводя его в стройную научно-обоснованную систему. Задачу земной жизни человека Пифагор определяет, как внесение во внутренний мир порядка, “числа”, гармонии. Божественную гармонию олицетворяла и семья Пифагора.

В возрасте 60 лет Пифагор женился на своей ученице Феано, девушке удивительной красоты, покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной любовью, безграничной преданностью и верой. Феано дала Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого отца. Один из сыновей Пифагора стал впоследствии учителем Эмпидокла и посвятил его в тайны пифагорейского учения. Дочери своей Дано Пифагор доверил хранение своих рукописей. После смерти отца и распада союза Дано жила в величайшей бедности, ей предлагали большие суммы за манускрипты, но верная воле отца, она отказалась отдать их в посторонние руки.

30 лет прожил Пифагор в Кротоне. За это время ему удалось осуществить то, что оставалось мечтою многих посвященных: он создал поверх политической власти мудрую власть высшего знания, подобную древнеегипетскому жречеству. Совет Трехсот, созданный и возглавляемый Пифагором, был регулятором политической жизни Кротона и распространял свое влияние на другие города Греции в течение четверти века. Но ничто так на раздражает посредственность, не вызывает зависть и ненависть, как владычество великого ума. Мятеж против правления аристократической партии, вспыхнувший в Сибарисе, явился началом гонения на пифагорейский союз. Многие из учеников погибли под обломками пылающего здания школы, другие погибли голодной смертью в храмах. О времени и месте смерти самого Пифагора достоверных сведений не сохранилось. Воспоминания о Великом Учителе и его учении было сохранено теми немногими, которым удалось бежать в Грецию. Мы находим его в “Золотых Стихах” Лизия, в комментариях Гераклита, в отрывках Филолая и Архита, а также в “Тимее” Платона. Прекрасная стройная система, данная миру Пифагором никогда не была забыта. Она стала основой метафизики Платона, возродилась в Александрийской школе, в трудах многих позднейших античных философов.

Хронология важнейших событий мировой истории

–С древнейших времен по VI век до нашей эры–

VIII - III тысячелетия до н.э. Неолит, период перехода от присва­ивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились; появились глиняная посуда, пряде­ние, ткачество.

V - первая половина IV тысячелетия до н.э. Первые земледельчес­кие общины, разложение первобытнообщинных отношений в Древнем Египте.

IV - III тысячелетия до н.э. Медный век. Преобладают орудия из камня, но появляются медные. Основные занятия населения - мотыжное земледелие, скотоводство, охота.

Конец IV тысячелетия до н.э. Объединение номов Древнего Египта в два крупных царства - Верхний Египет и Нижний Египет.

конец IV - качало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век. Распрост­ранение металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия. По­явление кочевого скотоводства и поливного земледелия, пись­менности, рабовладельческих цивилизаций. Сменился желез­ным веком, наступившим с распространением металлургии же­леза и изготовлением железных орудий и оружия

ок. 3200 - ок. 2800 до н.э. Раннее царство в Древнем Египте; прав­ление I и II династий. Объединение Египта в единое сильное централизованное государство.

ок. 2850 - ок. 2450 до н.э. Правление первой династии Ура в Шу­мере. Экономический подъем Шумера,

ок. 2800 - ок. 2250 до н.э. Древнее царство в Египте; правление III - VI династий. Расширение территории и политического влияния Египта. Построены три пирамиды в Гизе.

ок. 2800 - 1100 до н.э. Эгейская (крито-микенская) культура - культура Древней Греции эпохи бронзы. Выделяются географи­ческие варианты эгейской культуры: на Крите - минойская, в материковой Греции - элладская, на островах Эгейского мо­ря - кикладская культура,

ох. 2500 до н.э. Шумерский царь Эаннатум завоевывает Ур и Киш. 2316 - 2261 до н.э. Правление Саргона, царя Аккада. Завоевание Саргоном Вавилонии, Элама, Ассирии и части Сирии и объе­динение тем самым под властью одного правителя всей Месо­потамии и создание крупнейшей в Передней Азии Месопотам- ской державы с центром в Аккаде,

ок. 2300 - ох. 1700 Индская цивилизация в долине реки Инд.

ок. 2250 - ок. 2050 до н.э. Правление VII - X династий в Египте.Период внутренней раздробленности и упадка Египта,

ок. 2140 - ок. 2030 до н.э. Правление династии Ура приводит Шу- меро-Аккадское царство на наибольшую высоту его могущест­ва. В последующие 100 - 150 лет Шумеро-Аккадское царство приходит в упадок и шумеры как нация исчезают,

ок. 2050 - ок. 1750 до н.э. Среднее царство в Египте, правление XI - XVII династий. Объединение Египта и превращение его вновь в крупное и сильное государство,

ок. 2000 до н.э. Эллины (греки) - говорящий на индоевропейском языке народ - начинают миграцию с севера на территорию со­временной Греции. Родственные грекам индоевропейцы Еторга- ются с севера на Апеннинский полуостров,

ок. 2000 - ок. 1000 до н.э. Арийские племена с северо-запада про­сачиваются в Индию. 1894 - 1595 до н.э. Правление I Вавилонской, или Аморитской,

династии. Возвышение Вавилона. 1813 - 1781 до н.э. Правление ассирийского царя Шамши-Адада I. Ассирия завоевывает всю Верхнюю Месопотамию и превраща­ется в крупное переднеазиатское государство.

ок. 1800 - ок. 1300 Наивысший расцвет Троянского царства. За­кончился с пережитым Троей землетрясением (1300).

1792 - 1750 до н.э. Правление шестого царя I Вавилонской дина стии Хаммурапи, который объединил под властью Вавилон; всю Месопотамию, осуществил крупномасштабные программы гражданских реформ и строительства и учредил первый систе матический юридический кодекс. Расцвет Вавилона,

ок. 1742 до н. э. Вторжение касситов в Вавилонию,

ок. 1710 - ок. 1560 до н.э. Египет под властью гиксосов. Гиксосы познакомили египтян с колесницами на легких колесах (на спи­цах), запряженными лошадьми, ранее слабо известными в Египте.

ок. 1680 - ок. 1650 до н.э. Правление хеттского царя Лабарны. За­вершение объединения Хеттского царства.

1620 - 1590 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили I. Усиле­ние централизации в Хеттском царстве. Завоевание хеттами Ва­вилона (1595), способствовавшее окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне.

XVI - XV вв. до н.э. Период расцвета государства Митанни и со­здания сильной державы на территории Месопотамии. Митан- нийское влияние распространялось на значительную часть Ас­сирии и стало проникать в Малую Азию, Сирию, Финикию и даже Палестину.

~ 1595 - ок. 1155 до н.э . Правление касситов в Вавилоне. Регуляр­ное использование в военном деле и транспорте лошадей и му­лов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плу­га-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли,

ок. 1580 - 1085 до н.э. Период Нового царства в Египте. Правле­ние трех самых могущественных династий - XVIII, XIX и XX. Расцвет древнеегипетской цивилизации, ок. XV в. до н.э. Отпочкование праславянских племен от индоевро­пейского массива.

1490 - 1436 до н.э. Правление фараона Тутмоса III из XVIII дина­стии, одного из самых удачливых египетских завоевателей. В истории известен как первый полководец, осуществлявший на­ступление по заранее намеченному плану. В результате победо­носных походов Тутмоса III завоеваны Палестина и Сирия, земли Митанни к западу от Евфрата, в южном направлении - обширные области вплоть до четвертого порога Нила. Образо­валась грандиозная египетская держава, простиравшаяся с севе­ра на юг ка 3200 км. В зависимость от Египта попали Ливия, Ассирия, Вавилония, Хеттское царство и остров Крит, платив­шие ему дань.

ок. 1405 - 1367 до н.э. Правление фараона Аменхотепа 111 из XVIII династии. При нем могущество Египта достигло апогея, соору­жены храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм с огром­ными статуями Аменхотепа III - “колоссами Мемнона”.

ок. 1400 - ок. 1200 до н.э. Расцвет Микен, крупного центра ахей­ской культуры, столицы одного из ахейских государств.

ок. 1400 - 1027 до н.э. Древнекитайское государство Инь.

1380 - 1340 до н.э. Правление великого хеттского царя Суппилу- лиумы I, искушенного дипломата, способного полководца и дальновидного политика. Изгнал египтян из Сирии, завоевал Митанни, превратил Хеттское царство в могущественную воен­ную державу, простирающуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии.

1368 - 1351 до н.э. Правление фараона Аменхотепа IV из XVIII ди­настии. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати, Аменхотеп IV выступил как религиозный рефор­матор, введя новый государственный монотеистический культ бога Атона, олицетворявшего солнечный диск. Сам принял имя Эхнатон, которое означало «угодный Атону».

1351 - 1342 до н.э. Правление фараона Тутанхамона из XVIII ди­настии. При нем отменены религиозные реформы Аменхотепа IV - Эхнатона. (Гробница Тутанхамона, раскопанная в 1922, открыла миру ценные памятники древнеегипетской культуры.)

ок. 1340 - 1305 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили II. Апо­гей военного могущества великой Хеттской державы.

1307 - 1208 до н.э. Период правления ассирийских царей Адад-не- рари I, Салманасара I и Тукульти-Нинурты I, при которых ас­сирийское государство достигает большого подъема и крупных внешнеполитических успехов.

1290 - 1224 до н.э. Правление фараона Рамсеса II из XIX динас­тии. В результате победоносных войн с хеттами восстановлена власть Египта в Палестине и Южной Сирии. Ведется большое храмовое и хозяйственное строительство.

ок. 1260 до н.э. На десятом году осады хитростью взята и разруше­на Троя - город на северо-западе Малой Азии. Закончилась де­сятилетняя Троянская война, которую вела против Трои коали­ция ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен. События этой войны дошли до нас благодаря гомеровской «Илиаде».

1225 - 1215 до н.э. Правление фараона Мернепта из XIX динас­тии. Именно при нем, вероятно, Моисей увел израильтян из Египта.

ок. 1200 до н.э. Израильтяне и филистимляне вторгаются в Ханаан (Палестину).

ок. 1200 до н.э. Дорийцы, одно из основных древнегреческих пле­мен, начинают перемещение из Северной и Средней Греции в юго-западные районы Пелопоннеса, а затем заселяют острова Родос, Крит и другие.

1198 - 1166 до н.э. Правление фараона Рамсеса III из XX динас­тии. Последний фараон, при котором Египет еще способен дать отпор вторжению племен ливийцев и «народов моря».

ок. 1190 до н.э. Под напором «народов моря» рухнула и навсегда прекратила свое существование Хеттская держава.

1155 до н.э. Эламский царь Кутир-Наххунте II захватил Вавило­нию. Расцвет могущества Элама, его власть простирается от Персидского залива на юге до области современного города Ха- мадан на севере.

1126 - 1105 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора I. Сокрушительная победа над Эламом (1115) приводит к сверже­нию господства эламитов над Вавилоном. Кратковременный расцвет Вавилонии.

1085 - 945 до н.э. Правление XXI династии в Египте. Все больше ливийцев, в основном бывших наемников, оседают в Египте. Некоторые знатные ливийцы занимают высокие жреческие и военные должности.

ок. 1030 до н.э. Саул становится царем Израиля.

1027 - 771 до н.э. Эпоха Западное Чжоу в Китае.

ок. 1013 - 974 до н.э. Правление Давида, царя Иудеи, а позже - всего Израильско-Иудейского царства. Проводил политику со­здания централизованной монархии. Завоевав Иерусалим, Да­вид сделал его своей столицей.X - VIII вв. до н.э. Период наивысшего расцвета Фригийского царства.

969 - 936 до н.э. Правление финикийского царя Ахирама (Хира­ма). Расцвет Тиро-Сидонского царства.

950 - 730 до н.э. Правление XXII (Ливийской) династии фараонов в Египте. Основатель - Шешонк I - один из ливийских вож­дей, захвативший царский престол. Неустойчивое внутреннее положение, сепаратизм номархов, ослабление центральной вла­сти. Нависающая угроза ассирийского нашествия.

ок. 900 - ок. 800 до н.э. На Апеннинский полуостров морем при­бывают этруски, вероятно, из Малой Азии.

883 - 824 до н.э. Правление ассирийских царей Ашшурнацирапа- ла II (до 859) и Салманасара III (после 859), при которых резко активизировалась захватническая внешняя политика Ассирии.

864 - 845 до н.э. Правление царя Араму, первого правителя объе­диненного Урарту.

825 до н.э. Финикийскими колонистами из города Тир основан Карфаген.

825 - 810 до н.э. Правление урартского царя Ишлуини. Отмечено активной деятельностью по укреплению единого государства.

817 - 730 до н.э. Правление XXIII династии фараонов в Египте. Основатель - Петубастис - один из номархов, не подчиняю­щихся фараонам XXII династии, объявил себя фараоном всего Египта. XXIII династия правила одновременно с XXII династи­ей, однако реальной власти в этот период не имела ни одна из них.

786 - 764 до н.э. Правление урартского царя Аргишти I. Зенит мо­гущества Урартского государства. Начало решающей схватки Урарту с Ассирией за господство в Передней Азии.

776 до н.э. Первые Олимпийские игры. (Устраивались в честь бога Зевса в Олимпии 1 раз в 4 года. Продолжались 5 дней. Отмене­ны в 394 н.э.)

770 - 256 до н.э. Эпоха Восточное Чжоу в Китае. Подъем китай­ской культуры (появление философских школ - конфуцианст­ва, фацзя, даосизма и др.).

753 - 715 до н.э. Правление Ромула, первого (согласно легенде) царя Рима. Вместе со своим братом-близнецом Ремом он осно­вал Рим (753 до н.э.).

745 - 727 до н.э. Правление ассирийского царя Тиглатпаласара III. В 734 он завоевывает Израиль, в 732 - Дамаск, а в 729 возла­гает на себя корону Вавилона, который остается под ассирий­ским игом почти непрерывно до 627 до н.э. Под властью Тиг­латпаласара III Ассирия достигает зенита своего могущества.

743 - 724 до н.э. Первая Мессенская война. Спартанцы захваты­вают Мессению. Побежденные должны отдавать Спарте поло­вину урожая.

735 - 713 до н.э. Правление урартского царя Русы I. Знаменова­лось ростом могущества Урарту, однако завершилось оконча­тельным и бесповоротным поражением Урарту от Ассирии (714) в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии.

730 - 715 до н.э. Правление XXIV династии фараонов в Египте (саисский князь Тефнахт). Объединение областей Дельты и Верхнего Египта.

722 - 705 до н.э. Правление ассирийского царя Саргона II. Асси­рия разгромила Израильское царство (722) и нанесла поражение Урарту (714), потеряла и вновь восстановила власть над Вави­лонией.

715 - 664 до н.э. Правление XXV (Эфиопской) династии фараонов в Египте. Полное объединение страны.

705 - 681 до н.э. Правление ассирийского царя Синнахериба. По­давление сопротивления покоренных Ассирией государств. Взят штурмом и разрушен Вавилон (689).

692 - 654 до н.э. Правление лидийского царя Гигеса. Начало рас­цвета Лидийского царства.

685 - 668 до н.э. Вторая Мессенская война - восстание мессенян под руководством Аристомена против господства Спарты. Вос­ставшие в союзе с некоторыми городами Аркадии наносят спартанцам ряд поражений. Однако Спарте удается разбить мессенян, которые превращаются в бесправных членов спар­танской общины - илотов.

681 - 669 до н.э. Правление ассирийского царя Асархадцона. Вос­становление ранее разрушенного Вавилона (679 - 678); войны против финикийских городов-государств Тира (676) и Сидона (671); превращение Египта в ассирийскую провинцию (671). Ассирийская держава простирается от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Анатолии, от Среди­земного моря до Персидского залива.672 до н.э. Изгнав ассирийцев с западной части своей территории, мидийцы создали независимое государство.

669 - ок. 633 до н.э . Правление ассирийского царя Ашшурбанипа- ла. Войны с Египтом, Эламом, Вавилонией в попытке удержать их под властью Ассирии. Окончательное отпадение Египта (около 655).

664 - 525 до н.э. Правление XXVI (Саисской) династии фараонов в Египте. Освобождение Египта от ига ассирийцев. Последний расцвет государственности и культуры Древнего Египта.

657- 627 до н.э. Тирания Кипсела в Коринфе. Экономический, политический и культурный расцвет Коринфа.

650 до н.э. Хуань-гун, правитель Ци, официально провозглашен ге­гемоном на Среднекитайской равнине. После его смерти (643) царство Ци лишилось положения гегемона.

636 - 628 до н.э. Правление Вэяь-гуна, царя Цзинь. Период наи­высшего могущества царства Цзинь, гегемона на Среднекитай­ской равнине.

632 до н.э. Афинский аристократ Килон, победитель на Олимпий­ских состязаниях, попытался установить в Афинах тиранию, но безуспешно (Килонова смута).

627 - 585 до н.э. Тирания Периандра в Коринфе. Продолжал по­литику отца - Кипсела, ликвидировал многие родовые пере­житки, организовал обширное строительство.

ок. 625 - 584 до н.э. Правление индийского царя Киаксара. В со­юзе с Вавилонией уничтожил ассирийскую державу (605), при­соединил к Мидии территории Маны, Урарту и восточную часть Малой Азии.

626 - 605 до н.э. Раздел Ассирийской державы между Вавилонией и Мидией. Ассирийская знать истреблена, города стерты с ли­ца земли, рядовое население рассеялось, смешалось с другими народами.

626 - 539 до н.э. Халдейская (Нововавилонская) держава в Вави­лонии.

621 до н.э. Появление первых письменных законов в Древней Гре­ции. Составитель - афинский архонт Драконт. Законы отлича­лись жестокостью (отсюда «драконовские законы», «драконов­ские меры»).

616 - 510 до н.э. Правление в Риме этрусских царей Тарквиниев613 - 591 до н.э. Правление Чжуан-вана, царя Чу, - первого ге­гемона на Среднекитайской равнине, не признающего верхов­ное главенство Чжоу.

612 до н.э. Ассирийская столица Ниневия разрушена, а ее жители вырезаны войсками вавилонского (халдейского) царя Набопа- ласара и мидийского царя Киаксара.

610 - 595 до н.э. Правление фараона Нехо II. Крупные работы по сооружению канала между Нилом и Красным морем. По при­казу Нехо финикийские моряки совершили беспримерное в ис­тории плавание вокруг Африки.

605 - 562 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора II. Захватил территорию Сирии и Палестины (605), совершил по­ход в Северную Аравию (598). Дважды разрушал восставший Иерусалим (597 и 587), ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады.

594 до н.э. Афинским архонтом избран Солон - поэт, военачаль­ник и государственный деятель. Солон проводит реформы, спо­собствующие ускорению ликвидации пережитков родового строя. Аннулированы все долги крестьян и долговое рабство.

ок. 590 до н.э . Первая «священная война» в Греции (за контроль над Дельфийским святилищем).

590 - 585 до н.э. Война между Лидией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло полное солнечное за­тмение 28 мая 585, признанное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие).

578 - 534 до н.э. Правление шестого римского царя Сервия Тул­лия. Ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и все население Рима разделено на 5 разрядов по имущественному цензу.

562 - 546 до н.э. Правление лидийского царя Креза. Период внеш­неполитического расцвета Лидии; закончился военной катаст­рофой (546). Лидия вошла в состав Персидской державы в ка­честве одной из ее сатрапий.

560 - 527 до н.э. Правление (с перерывами) афинского тирана Пи- систрата. Провел реформы в интересах земледельцев и торгово- ремесленных слоев (раздача сельской бедноте земель, чеканка государственной монеты и др.), создал наемное войско, органи­зовал общественное строительство (рынок, водопровод, гавань Пирей, храмы и др.).