Алгебра

Потому что с ней не надо света. Ретро-музыка. старинный романс "среди миров" ("моя звезда"). Одной звезды я повторяю имя

Потому что с ней не надо света. Ретро-музыка. старинный романс


"Среди миров"
Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909)

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной молю ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Самое известное и исполняемое произведение на стихи Анненского - романс "Моя звезда" Александра Николаевича Вертинского.

Вертинский Александр Николаевич (1889 - 1957) - артист эстрады, автор и исполнитель песен, актёр, литератор. Как некоторые утверждают, основоположник жанра авторской песни.

Данный вариант текста несколько отличается от оригинала.

Среди миров мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя.
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что мне темно с другими.

И если мне на сердце тяжело,
Я у нее одной ищу ответа.
Не потому, что он нее светло,
А потому что с ней не надо света!

Вертинский - скачать и послушать http://annensky.lib.ru/zvuk/vert1.mp3

У Анненского стихотворение озаглавлено "Среди миров",
Вертинский назвал свой романс "Моя звезда".
Романс именуют также по первой строчке: "Среди миров в мерцании светил".
В 1976 музыку к стихотворению написал также бард Александр Суханов (под заглавием "Моя звезда").

Скачать и послушать:

Высоцкий Владимир.

Мы познакомились, когда мне было 19, а тебе 15. Но ты был уже сложившимся взрослым человеком, а я довольно инфантильной. Меня сразу зацепила твоя уравновешенность, доброта, надежность, какая-то бережность по отношению к девочкам.

По иерархии, принятой в нашей компании, влюбиться в тебя я не могла. И влюбилась. Ты был влюблен в свою одноклассницу, ставшую потом (и до сих пор) моей подругой. Это лето одно из самых ярких в юности — боль, счастье, открытость. С тобой, одним из немногих в моей жизни, мне не надо было замыкаться, скрываться, бояться. Слово благородство, известное тогда больше по рыцарским романам, прекрасно описывало тебя, твою сущность.

Потом я узнала, что твой отец диссидент, сидит в тюрьме, что для тебя помощь ему чревата проблемами с поступлением в институт (это были советские времена). Отец твой развелся с твоей мамой, когда тебе было года четыре, и ты ездил на свидания к отцу вместе с мачехой. Люди, которые окружали тебя, как и ты, дали один из первых уроков порядочности, бескомпромиссности. Потм я узнала изречение Мартина Лютера «На том стою и не могу иначе». Это было про вас, и так хотелось, чтобы немножечко и про меня.

Прошло сколько-то лет, разница в возрасте не значила уже так много. Ты, конечно, знал о моих чувствах, но ни разу не дал мне понять этого, ни разу никак не «сыграл» на этом, а в юности это большой соблазн. Мы дружили, и надежнее друга у меня не было. Я старалась соответствовать.
Еще несколько лет. Я замужем, ты женат на моей подруге (уже другой). Наши дочки — почти ровесницы, мы снимаем квартиры по соседству, помогаем друг другу с детьми. Счастье просто быть рядом, на соседнем этаже.

Перестройка. Твоего отца освободили, вы все эмигрируете. Мы с твоей первой любовью едем с отвальной и обе плачем в лифте.

На своего нынешнего мужа я обратила внимание, потому что у него голос похож на твой… да. А потом уже полюбила.

Видимся теперь раз в три-четыре года. Девчонки наши взрослые. Новые дети, родившиеся в других странах, играют вместе. Не хотят учить друг друга языкам новых стран, говорят по-русски.
И нет слов, чтобы описать благодарность судьбе за то, что я встретилась с тобой, тебе, за то, что своим присутствием в моей жизни учил меня порядочности, принципиальности, доброте, надежности. Мне кажется, я благодаря этому сильно изменилась в лучшую сторону. А ты и сейчас такой.

Когда вы уехали, я написала огромное письмо о своих чувствах и послала тебе в другую страну. Не знаю, дошло ли, почта известно как тогда работала. Даже если и дошло, я знала, что ты никогда этого не покажешь. Да и о любви моей ты, конечно, знал.

И это письмо вряд ли дойдет до тебя, но так трудно, больно и счастливо было его писать.


*Хотела взять название письма вот отсюда:http://pesni.retroportal.ru/sr1/21.shtml -«Вся жизнь моя озарена…»
или из стихотворения Бродского «Прости, позабудь и не обессудь» — «Я счастлив за тех, которым с тобой может быть по пути», а взяла из стихотворения Иннокентия Анненского:

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя.
Не потому, что б я ее любил,
А потому, что мне темно с другими.
И если мне сомненьем тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с ней не надо света.*

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Анализ стихотворения «Среди миров» Анненского

Стихотворение «Среди миров» было написано Иннокентием Анненским в 1909 году, незадолго до смерти. При жизни поэта произведение не публиковалось и вышло в свет только в 1910 году в составе сборника «Кипарисовый ларец», выпущенного сыном Анненского.

Рассматривать это стихотворение нужно через призму всей поэзии автора, для которой характерна глубокая рефлексивность и декадентские мотивы. Пессимистичность просвечивает и в стихотворении «Среди миров». Она выражается такими словами: «томлюсь», «сомненье тяжело», «не надо света». Последняя фраза наиболее полно характеризует лирическое наследие Анненского в свете идеи потери Бога.

В этом плане символично название самого сборника «Кипарисовый ларец», в составе которого вышло стихотворение «Среди миров». Кипарис в символистической традиции понимался как дерево скорби. Лирический герой поэзии Анненского не верит в возможность благополучия человека. Эта тема проявляется в основных мотивах поэзии автора: тоски, смерти, одиночества, раздвоенности мира. Даже любви не по силам внести гармонию в человеческое существование, ибо лирический герой Анненского признает только возвышенное чувство, а оно невозможно в реалиях жизни. Именно такую возвышенную, одухотворенную любовь Анненский возводит в область «миров» и «светил». Это безупречное чувство он именует Звездой. Значимость образа подчеркивается строчным написанием первой буквы («Звезды», «Ее», «с Ней» и т.д). Вообще все главные мотивы лирики Иннокентия Анненского выделялись строчным употреблением первых букв. Достаточно вспомнить написание слов «Тоска» или «Совесть» в стихотворениях , .

Звезда, о которой пишет Анненский, становится для лирического героя последним пристанищем во множестве миров. Свет необязательно должен пониматься как энергия, делающая окружающий мир видимым. Свет может быть и светом истины, высших знаний, ответов на вопросы. на такое толкование слова указывает и фраза «сомненье тяжело». При этом автор признается, что высшая любовь не даст ответов на его сомнение («Не потому что от нее светло»), но она способна подарить поэту и его герою наиболее гармоничное для них состояние, когда «не надо света».

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано ямбом, напористость которого несколько смягчают женские рифмы, чередующиеся с мужскими.

Отрицательный синтаксический параллелизм («не потому … а потому») связывает воедино две строфы стихотворения.

Поэт вводит в произведение высокую книжную лексику (светил, мерцание, томлюсь), чтобы подчеркнуть значимость переживаний лирического героя.

В стихотворении просматривается развернутая метафора: храм — это Вселенная («среди миров»), лампады — «мерцание светил», молитва — обращение к Звезде («одно Звезды я повторяю имя»). Сама Звезда при этом наделяется признаками божества.

Заключение

О стиле поэзии Анненского нередко говорят как о психологическом символизме. Лирический герой всегда погружен в сложные раздумья о загадках мироздания, он будто разгадывает собственные ощущения. Поэтому в его стихах так много недосказанности и иносказаний.