Английский язык

Михаил булгаков гениальный писатель с тяжелым заболеванием или наркоман. Мистика и Сталин: загадки судьбы Михаила Булгакова  Был ли булгаков морфинистом

Михаил булгаков гениальный писатель с тяжелым заболеванием или наркоман. Мистика и Сталин: загадки судьбы Михаила Булгакова  Был ли булгаков морфинистом

Как-то после изучения школьной программы булгаковских произведений (естественно, речь идет о «Мастере и Маргарите» и о «Собачьем сердце»), мне захотелось открыть автора с другой стороны. На глаза попался рассказ «Морфий».

По содержанию он похож на сборник «Записки юного врача», но в этот цикл не входит. Впервые произведение было опубликовано в 1927 году. Вообще Булгаков учился на врача, поэтому во многих его произведениях затронута тема медицины. «Морфий» – не исключение. В конце 19 — в начале 20 века в аптеках абсолютно открыто продавались такие препараты как: героин в порошке как средство для лечения бронхита, астмы, настойка опия и, собственно, кристалл морфия.

Морфий-сильное обезболивающие и снотворное, являющиеся наркотическим веществом. Я ещё подумала, нужно ли вообще читать это молодым людям, тем более, наше поколение и так уже не «пепси», а поколение «спайса». Оказалось, стоит…

А уже в 20-ых годах 20-ого столетия, по статистике 40% европейских медиков и 10% их жен были морфинистами, на широкое применение кристалликов был наложен запрет. Тогда в 1926 году молодой Михаил Булгаков прибыл по распределению в село Никольское. Да-да, именно как доктор Бомгард. Ведь повесть на самом деле автобиографическая.

Булгаков употреблял морфий?

Да, именно поэтому ему удалость так детально описать необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности.

Михаил Булгаков попробовал впервые морфий не из-за жажды кайфа. Он помогал мальчику, больному дифтеритом, ему показалось, что он заразился: его лицо распухло, тело покрылось сыпью и начался зуд. Михаил, само собой, не смог этого терпеть и попросил вколоть ему морфий. Тут и понеслось, как говорится…

Причиной было ещё и то, что привыкший к городским развлечениям Булгаков совершенно заскучал в глухом Никольском, его угнетала сельская бытовуха, он впадал в депрессию. И вот, кажется, то самое спасение. Наркотик давал ту самую эйфорию и те самые чувства, которых ему не хватало, тот творческий подъем, который так был нужен. Уколы делала жена Михаила, она говорила, что после дозы он был достаточно спокоен и даже пробовал писать под кайфом. Вот и биографы говорят о том, что начало автобиографической повести «Морфий» было положено в дни этого спокойствия, так сказать. Морфий не хотел отпускать Булгакова, ещё бы, такая личность… Жене становилось страшно на него смотреть, она не знала, что делать, ведь муж регулярно требовал наркотик, изо дня в день убивающий его.

На борьбу с наркотиками (он употреблял и опиум, тогда он без рецепта продавался), ему потребовалось около трёх лет, и вылечится ему помог другой наркотик — творчество, но это можно считать чудом, которого не случилось с героем.

О чем книга?

Рассказ ведётся от лица доктора Бомгард, вторым главным героем является Сергей Поляков, его бывший сокурсник. Начинается все с того, что рассказчик делится с читателем своей радостью: его переводят из сельской местности в небольшой город работать, он доволен, если бы ни одно НО. Герою часто снится его старый участок, больные и, в конце концов, мысли начинают есть доктора изнутри. Он думает о судьбе глухой больницы, а сюжет закручивается, когда герой получает письмо из старого участка.

В этот момент я начала додумывать, причём здесь морфий, вроде бы, начало обыкновенного Чеховского рассказа с грустью и печалью… Так вот, что там с морфием, Михаил Афанасьевич?

Дело в том, что бывший сокурсник нашего доктора прислал письмо с просьбой помочь ему, так как он тяжело болен, а на следующее утро привозят тело Сергея Полякова. Вместе с ним дневник. Дальше повествование ведётся от лица самого морфиниста, что лучше всего позволяет проникнуть в его внутренний мир. Да, Поляков употреблял морфий из-за сильной боли и спазмов в желудке, а потом подсел на него и употреблял по любому поводу. Именно в этом дневнике мы поэтапно узнаем, что происходит с человеком, который зависит от наркотиков. У него и агрессивные припадки, и ломка. Это интересно читать, потому что сама тема наркотической зависимости покрыта мраком, а в рассказе открывается занавес тайны, ведь описывается каждый день героя с детальным изложением его чувств. Например, изображение блаженства после дозы настолько красочное, что я боюсь, детям до 18 эту повесть лучше не читать. Как и все обычные наркоманы, Поляков думает, что сможет отказаться в любой момент, но не тут-то было. Он боится разоблачения коллегами, потому что его выдают постоянно трясущиеся руки и расширенные зрачки. Булгаков описывает и галлюцинации, и растерянность Полякова, который в конце дневника все же написал, что ему стыдно было бы продолжать жить.

В финале доктор Бомгард публикует этот дневник спустя десять лет после смерти Сергея Полякова.

Проблемы

В первую очередь, здесь поднимается проблема наркотической зависимости. Дисгармония с самим собой во взаимодействии с каким-нибудь морфием порождает сложного и интересного героя в литературе, но обреченного на смерть человека в реальности. Какого это — ежедневно зависеть не от воды и еды, а умирать от недостатка химии в организме? Каково это — загибаться и мучиться от укола до укола, а в промежутке быть в каком-то своём раю?

Довольно глубокие психологические проблемы поднимаются в повести, которые актуальны и сегодня. Например, боязнь боли и ее последствий, явно преувеличенная пациентом. Человек ломается, не выдерживает натиска телесного недуга и обрекает себя на недуг нравственный – зависимость от морфия. Он загоняет себя в угол от недостатка мужества, от него же не может бросить пагубное лечение. Его обуревает страх осуждения и потери должности, поэтому он выстраивает баррикады, отгораживаясь от общества, которое могло бы помочь ему. Так жертва сама убивает себя, сжигая мосты, ведущие к спасению. Абсурдно, но герой погибает из-за малодушия, даже наркотик здесь второстепенен: он лишь подточил и без того никчемную волю.

Девиантное поведение героя Булгакова

Как и сам Булгаков, Сергей Поляков продолжил принимать морфий не столько по необходимости, сколько от скуки, от душевных мук. А оправдать герой себя пытается тем, что врачи должны пробовать препараты на себе, чтобы понимать, что чувствуют пациенты. Все мы понимаем, что это чушь, и что без надобности принимать что-либо — непростительная глупость. Все заходит слишком далеко, когда организм снова и снова, больше и больше требует дозы. Поляков сам замечает за собой неоправданную агрессию. Достаточно показательна сцена борьбы Сергея и фельдшерицы за ключи от аптеки, где хранится заветный наркотик. Герой деградирует на наших глазах: он грубит девушке, он озлоблен, только лишь не хватает звериного оскала. Наркотики превращают людей в животных. Но есть и достаточное количество сцен, где Полякову стыдно покупать кристаллы в аптеке, значит, в нем происходит борьба, он не безнадежен. Однако внутренний конфликт угасает под влиянием распада личности доктора: она теряет человеческие черты.

Распад личности происходит тогда, когда наш герой отказывается от лечения. Чаще и чаще героя посещает безумие: бледные люди, старушка и т.д. Доктору становится неважно, в каких условиях вколоть морфий, главное, это необходимо сделать. Конечно, внешний вид доктора Полякова выдаёт сегодняшнего наркомана: худ, бледен, достаточно много потерял в весе. Тем не менее, никто вовремя не помог ему, герой оказался в безвыходной ситуации. Необратимый процесс сделал своё дело, он не может больше ни о чем думать, Поляков становится рабом Морфия.

Хотя повесть и автобиографическая, но, тем не менее, доктор Поляков умирает, не справившись от зависимости, а сам Булгаков сумел побороть ее своей силой и желанием жить и творить.

Как Булгаков бросил морфий?

Пробовал перейти на папиросы с опиумом и сократить дозу, но все тщетно. Существует несколько версий, как писатель на самом деде бросил морфий.

Согласно одной из них, помогла ему жена Татьяна, которая вводила в вену дистиллированную воду, якобы Булгаков это принял и стал отвыкать от наркотиков, но наркологи отвергают эту версию. Согласно другой версии, Татьяна просто уменьшала процент морфия и усилено добавляла дистиллированную воду, что вероятнее. И, конечно, сыграло свою роль творчество. Когда человек живет чем-то, когда есть цель, идеи, вдохновение, тогда все возможно. Даже невозможное.

Нужно ли молодёжи читать эту повесть?

Спровоцирует ли описание блаженства от употребления наркотиков желание попробовать или же напротив оттолкнёт от него из-за смерти героя? И в этом ли вообще суть произведения? Да, доктор Поляков оставляет предупреждение всем людям о том, как постепенно человек гибнет, употребляя наркотические вещества, но есть и обратная сторона медали. Описывается эйфория героя. Это важно. Люди, которые разочаровываются в жизни, готовы пойти на все ради минутной радости.

Что это? Пропаганда наркотиков или попытка уберечь людей от этого зла — решать только вам, хотя я склоняюсь больше ко второму.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Предсмертные рукописи Михаила Булгакова недавно попали на стол химической лаборатории. Ученые из Италии и Израиля под микроскопом рассмотрели «Мастера и Маргариту», и нашли на них частицы морфия.

Специалисты задались вопросом: мешал или помогал писателю обнаруженный на страницах рукописи наркотик? Директор музея - театра «Булгаковский дом» Николай Голубев помогал разобраться в феномене.

Для биографов наркотическая зависимость писателя не новость. На иглу он подсел случайно, будучи врачом, когда заразился дифтерией от ребенка, которого лечил.

Лечение вызвало осложнение, а первый же укол морфия для обезболивания вызвал зависимость. Булгаков стал тяжелым наркоманом. Из-за порока Булгаков потерял над собой контроль, зло он срывал на собственной жене, однажды бросил в нее горящий примус и даже целился из ружья.

- Правда ли то, что от наркотической зависимости знаменитого мастера вылечил его отчим, Иван Павлович Воскресенский, который сначала уменьшал дозу морфия в уколах, а затем и совсем заменил его физраствором?

Николай Голубев : Да, это действительно так, но при этом нужно понимать, какое это было время. Это время в литературе мы называем Серебряным веком - более тихим, но не менее ярким расцветом отечественного искусства. Но дело было еще и в том, что многие поэты, писатели, музыканты и художники действительно употребляли в это время кокаин.

Герой Шерлок Холмс, если вы помните, не скрывал того, что колол себе инъекции наркотика, это факт. Это была часть культуры того времени, и, к примеру, многие тяжелые сегодня наркотики тогда продавали в лекарственных целях, чтобы, к примеру, утолить зубную боль.

Морфин направо и налево продавали от истеричных состояний и депрессии, и это не носило характера страшного порока - это было повсеместно. , что Михаил Афанасьевич часто писал в дневниках, что после употребления препаратов он не может писать.

Он начал пробовать себя в прозе еще тогда, когда работал в больнице. И перечитывая то, что он писал под воздействием и то, что он писал на трезвую голову, он замечал, что произведения создавались как будто двумя совершенно разными людьми: Булгаковым - врачом и Булгаковым - писателем.

Нужно сказать и о том, что Булгаков пережил очень тяжелое время голода, как и его современники, например Владимир Маяковский. Известен тот факт, что своей Лиле Брик поэт приносил чудом купленную где - то селедку, потому что она почти потеряла зрение без рыбного белка.

Михаил Афанасьевич же голодал неделями, не пользовался своими должностными возможностями, которые были у врача, и принял решение писать. Тогда он родился как .

- А что вы можете сказать о том факте, что на страницах рукописей «Мастера и Маргариты» находили кристаллы морфия? Неужели он пристрастился к наркотику на всю жизнь?

Н. Г.: Все дело в том, что у писателя было страшное наследственное заболевание нефросклероз, от которого умерли его отец и брат. Это практически неизлечимый недуг, при котором у пациента медленно начинают отмирать клетки почек, наступает сильнейшая интоксикация и боли.

Булгаков узнал о своем заболевании в последние семь лет своей жизни - он сам поставил себе этот диагноз, и уже последние год-полтора действительно испытывал , от которых ему прописали морфий.

Уколы ему, нужно заметить, делали не внутривенно, а внутримышечно, используя наркотик как обезболивающее.

Подробнее смотрите в эфире телеканала «МИР 24».

Оценка

"Михаил был морфинистом, и иногда ночью после укола, который он делал себе сам, ему становилось плохо, он умирал. К утру он выздоравливал, однако чувствовал себя до вечера плохо. Но после обеда у него был прием, и жизнь восстанавливалась. Иногда же ночью его давили кошмары. Он вскакивал с постели и гнался за призраками.

Может быть, отсюда и стал в своих произведениях смешивать реальную жизнь с фантастикой", - писал в своих мемуарах о всемирно известном киевском писателе Михаиле Афанасьевиче Булгакове муж его сестры Леонид Карум. Воспоминания эти относятся к весне-лету 1918 года, когда Булгаков вернулся в Киев и вновь поселился в родительском доме на Андреевском спуске, 13.

Считается, что пристрастие к наркотикам у молодого врача появилось осенью 1916 года, когда Михаил Афанасьевич был отозван с фронта и назначен земским врачом в глухое село Никольское Сычевского уезда Смоленской губернии. Следом за ним поехала и супруга Булгакова - Татьяна Николаевна Лаппа. Проведя параллель с произведениями Михаила Афанасьевича "Морфий", "Записки юного врача" и другими, имеющими ряд автобиографических черт из жизни самого писателя в 1916-1917 годах, некоторые исследователи сделали вывод, что наркоманом Булгаков стал именно осенью 1916-го.

Однако вопрос этот весьма спорен.

Дело в том, что исторически всплеск наркомании, как правило, приходится на период боевых действий и связан непосредственно с пребыванием на фронте, а еще чаще - в госпиталях. Булгаков же по окончании медицинского факультета Киевского университета как раз и был назначен на фронт: сначала - в Каменец-Подольский, а затем - в Черновицкий госпитали. Так что, весьма вероятно, что к морфию будущий знаменитый писатель пристрастился еще весной 1916 года.

В период наркотической зависимости страдал не только Булгаков, но и его верная супруга Татьяна, ухаживавшая за мужем даже в самые критические моменты. В семье этого скрыть не удалось, и братья, сестры, а также мать будущего писателя узнали о морфии в первые же дни по возвращению Михаила Афанасьевича в Киев из Смоленской губернии.

Имея двухлетний наркотический стаж, Булгаков употреблял морфий часто, и в очень больших дозах. Ломка могла наступить среди ночи, и тогда будущий писатель вынуждал бежать в ближайшую ночную аптеку свою супругу.

Из неопубликованных мемуаров уже цитировавшегося Карума известно, что, несмотря на продолжение врачебной практики, Булгакову все время не хватало денег. Именно поэтому он частенько доставал своими просьбами о ссуде не только деверя, но и других работавших в тот период членов семьи.

Кризис наркотической зависимости у Булгакова наступил приблизительно в конце 1918 - начале 1919 года. Вопрос стоял ребром: либо он окончательно сколется, либо его удастся вытащить из цепких лап наркомании. Кто спас опустившегося молодого врача, чтобы подарить миру великого писателя - до сих пор окончательно не установлено. Но, по крайней мере, есть небезосновательное предположение, что этим человеком стал пожилой и известный в Киеве доктор медицины Воскресенский, также живший на Андреевском спуске.

Пикантность ситуации заключалась в том, что после смерти отца Булгакова доктор Воскресенский начал ухаживать за его матерью - Варварой Михайловной. Ко времени же, когда Михаил Афанасьевич вернулся в Киев, его мать уже переехала к Воскресенскому. Дети Варвары Михайловны весьма неблагосклонно, даже, можно сказать, осуждающе отнеслись к этому поступку, а наиболее преуспел в этом как раз Михаил...

Знающие люди утверждают, что в знаменитом романе "Белая гвардия" Булгаков под видом последствий ранения одного из главных героев, Алексея Турбина, весьма натурально описал наркотическую ломку и излечение от пристрастия к морфию. Если учесть, что образ Алексея Турбина зачастую связывают непосредственно с самим писателем, то вполне можно предположить, что таким образом Булгаков описал собственное излечение.

Кстати, прототип доктора Воскресенского и еще нескольких знаменитых медиков Киева в "Белой гвардии" также прослеживается, из чего можно заключить, что спасали Булгакова "всем миром". Судя по всему, лечили его как минимум два месяца (декабрь 1918-го и январь 1919-го), но, совсем не исключено, что борьбе с морфием будущий писатель посвятил и всю первую половину 1919-го года, когда жил на даче под Киевом, скрываясь от мобилизации в Красную армию.

От наркотиков Михаил Афанасьевич действительно освободился и, как утверждают исследователи, больше никогда не прибегал к их помощи. Однако глубокий след от более чем двухлетнего “сидения на игле” прослеживается в творчестве Булгакова не только в "наркоманских" произведениях и "Белой гвардии", но и в таком шедевре, как "Мастер и Маргарита", если внимательно вчитаться, конечно же.

Не исключено, что у кого-то из читателей, знакомых с проблемой наркомании, закрадется сомнение: а возможно ли, имея громадный стаж, так быстро отказаться от морфия, как это сделал Булгаков? Не исключено, что последствия употребления наркотиков сказывались на здоровье писателя всю последующую его жизнь. Что же касается лечения... Во-первых, и наркотические вещества в те времена были не такими извращенно-усовершенствованными, как сейчас, а во-вторых, ведь Михаила Афанасьевича лечили лучшие медики Киева, сравниться с которыми могут очень немногие современные врачи...

«Приемы опиума еще более раскаляли его мысли,
и если был когда-нибудь влюбленный до последнего градуса безумия,
стремительно, ужасно, разрушительно, мятежно, то этот несчастный был он.
Из всех сновидений одно было радостнее для него всех: ему представилась
его мастерская, он так был весел, с таким наслаждением сидел с палитрой
в руках! И она тут же. Она была уже его женою. Она сидела возле него
облокотившись прелестным локотком своим на спинку его стула,
и смотрела на его работу. В ее глазах, томных, усталых, написано было
бремя блаженства; все в комнате его дышало раем; было так светло, так
убрано. Создатель! Она склонила к нему на грудь прелестную свою
головку... Лучшего сна он еще никогда не видывал».
Гоголь, «Невский проспект».

Из биографии:

С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».
Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий и никогда более к нему не возвращается. ...
В 1939 году... врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов.

1918?
1924?
1939?

Вообще-то считается, что первый раз Булгаков попробовал наркотики вообще в 1913 году, ещё когда учился в Киевском медицинском университете.
Первой пробой был кокаин.

Существует несколько вариантов воспоминаний Т. Н. Лаппа, которые записывались в разные годы. О заболевании Булгакова морфинизмом также имеется несколько записей. Вот одна из них:

«Привезли ребенка с дифтеритом, и Михаил стал делать трахеотомию... а потом Михаил стал пленки из горла отсасывать и говорит: „Знаешь, мне кажется, пленка в рот попала. Надо сделать прививку". Я его предупреждала: „Смотри, у тебя губы распухнут, лицо распухнет, зуд будет страшный в руках и ногах". Но он мне все равно: „Я сделаю". И через некоторое время началось: лицо распухает, тело сыпью покрывается, зуд безумный... А потом страшные боли в ногах. Это я два раза испытала. И он, конечно, не мог выносить. Сейчас же: „Зови Степаниду"... Она приходит. Он: „Сейчас же мне принесите, пожалуйста, шприц и морфий". Она принесла морфий, впрыснула ему. Он сразу успокоился и заснул. И ему это очень понравилось. Через некоторое время, как у него неважное состояние было, он опять вызвал фельдшерицу... Вот так это и началось...» (Паршин Л. Указ. соч.).

Вот как запомнила Т. Н. Лаппа эти трагические дни:

"Я не знала, что делать, чувствовала, что это не кончится добром. Но он регулярно требовал морфия. Я плакала, просила его остановиться, но он не обращал на это внимания. Ценой неимоверных усилий я заставила его уехать в Киев, в противном случае, сказала я, мне придется покончить с собой. Это подействовало на него, и мы поехали в Киев..."

Скрыть от матери и других близких родственников было, конечно, невозможно. К сожалению, этот период в жизни Булгакова Т.Н.Лаппа изложила и нечетко, и даже двусмысленно (не исключено влияние интервьюеров, конечно). Вот ее первое воспоминание в записи А. П. Кончаковского:

«И тогда я обратилась к Ивану Павловичу Воскресенскому (второй муж матери Булгакова Варвары Михайловны, врач) за помощью. Он посоветовал вводить Михаилу дистиллированную воду. Так я и сделала. Я уверена, что Михаил понял, в чем дело, но не подал вида и принял „игру". Постепенно он отошел от этой страшной привычки. И с тех пор никогда больше не только не принимал морфия, но и никогда не говорил о нем».

Более пространными оказались ее более поздние воспоминания, зафиксированные Л.К.Паршиным:

«Варвара Михайловна сразу заметила: „Что это какой-то Михаил?" Я ей сказала, что он больной и поэтому мы и приехали. Иван Павлович сам заметил и спрашивает как-то: „Что ж это такое?" - „Да вот, - я говорю, - так получилось". - „Надо, конечно, действовать". Сначала я тоже все ходила по аптекам, в одну, в другую, пробовала раз принести вместо морфия дистиллированную воду, так он этот шприц швырнул в меня... „Браунинг" я у него украла, когда он спал, отдала Кольке с Ванькой... А потом я сказала: „Знаешь что, больше я в аптеку ходить не буду. Они записали твой адрес..." Это я ему наврала, конечно. А он страшно боялся, что придут и заберут у него печать. Ужасно этого боялся. Он же тогда не смог бы практиковать. Он говорит: „Тогда принеси мне опиум". Его тогда в аптеке без рецепта продавали... Он сразу весь пузырек... И потом очень мучился с желудком. И вот так постепенно он осознал, что нельзя больше никаких наркотиков применять... Он знал, что это неизлечимо. Вот так это постепенно, постепенно и прошло...»

Ну, и, конечно, "Морфий" (или фильмец по повести, если кто буковки забыл.)
А может, по рассказу - встречаются разные утверждения.
Наиболее талантливое - "повесть-рассказ".
Что это такое - не особо представляю.

Между прочим, герой этой повести-рассказа решил бороться с наркозависимостью меньше чем через месяц после ее появления.
Что само по себе неправдоподобно.
Причем поначалу он делает это следующим образом: пытается заменить морфий кокаином. Именно так в 1883 году Зигмунд Фрейд начинал «лечить» от морфинизма своего друга и коллегу Эрнста Фляйшла фон Мархова (Ernst Fleischl von Marxow), что привело последнего к двойной зависимости и вскоре наступившей трагической развязке. Т.е. уже во второй половине восьмидесятых годов XIX столетия, когда началась первая кокаиновая эпидемия, стало понятно, что кокаин еще более опасен, чем морфин, а самые ужасные результаты действия кокаина наблюдаются у морфинистов. Тем не менее, доктор Поляков повторяет ошибку Фрейда. Последствия сказались молниеносно. Между 9 апреля и 1З впервые появляется запись о кокаине:

«Черт в склянке. Кокаин – черт в склянке!
Действие его таково:
При впрыскивании одного шприца 2%-ного раствора почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство. И это продолжается только одну, две минуты. И потом все исчезает бесследно, как не было. Наступает боль, ужас, тьма».

«Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю такая же участь, как и мне, не пробовать заменить морфий кокаином. Кокаин – сквернейший и коварнейший яд».

Напомню: считается, что первый раз Булгаков попробовал кокаин в 1913 году, ещё когда учился в Киевском медицинском университете.
А про последние моменты - фраза из письма Булгакова Елене Сергеевне от 22 июня 1939 года (по публикации в "Чаше жизни"): "Ни стрихнина, ни мышьяка не надо..."

Стрихнин и мышьяк используются для облегчения страданий наркоманов при ломке (препараты на их основе снимают мышечные судороги).
Можно сопоставить факт ощущения чрезвычайно острой мышечной боли перед смертью Булгакова с воспоминаниями С.А. Ермолинского, который носил тогда в аптеку выписанные самим Булгаковым рецепты: "провизор только качал головой, но зелье все-таки выдавал."

Ну, и для полноты ассортимента - "О пользе алкоголизма".
Если верить Л. С. Каруму, Михаил Афанасьевич в 1919 году, отойдя от морфия, на какое-то время пристрастился к спиртному.