Биология

Прокариоты. На сколько и на какие подцарства делится царство прокариоты Строение прокариотической и эукариотической клетки. Различия в строении

Прокариоты. На сколько и на какие подцарства делится царство прокариоты Строение прокариотической и эукариотической клетки. Различия в строении

«Вавилонское царство» - Все земли считались принадлежащими царю. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Завоевания Вавилона. Развивались ремесла. Рабовладение достигло значительного развития. Чудесная архитектура Вавилона. Через 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”.

«Царства живых организмов» - Мир живых организмов нашей планеты очень разнообразен! Плесневые (пеницилл, мукор). Шляпочные. Дрожжи. Позвоночные. Растения. Царство Растения. Живой организм. Млекопитающие. Птицы. Многообразие живых организмов. Роль бактерий в природе и жизни человека разнообразна. Живые организмы Царства живых организмов Среды жизни Подумай!

«Царства природы» - Царство животных в земле в воде на земле в воздухе. Неживая природа. Признаки живой природы: Царство грибов царство микроорганизмов. Что такое окружающий мир? Природа. Рождение дыхание питание рост движение старение умирание. Царство живой природы. Живая неживая. Камни солнце воздух вода луна звезды.

«Царство вирусов» - Изучение вирусов. Как увидеть и рассмотреть то, что увидеть и рассмотреть невозможно? Большинство вирионов имеет форму палочек или неправильных многогранников. Появление электронного микроскопа значительно помогло в изучении вирусов. Многие вирусы, помимо белкового капсида, имеют ещё и внешнюю оболочку.

«Царство растений» - Что такое «царство»? Поэтому все живые организмы делятся на царства живой природы. Что изучает биология? Начало изучению растений заложил древнегреческий ученый Теофраст. Справка: Ботаника – наука о растениях. Для чего надо изучать науку о растениях? Ботаника -. Поэтому в истории науки Теофраста называют «отцом ботаники».

«Царство грибов» - Значение грибов в природе. Строение гриба. «Микос»- гриб «логос»-учение. Сравнение. Что такое грибы? Мы -исследователи. Царства живой природы. Добро пожаловать в царство грибов! Грибы. Микология. Спасибо за урок! Значение. Растения. Растения Животные Грибы? Зеленый цвет-хлорофилл Создают питательные вещества.

Главная > Лекция

Лекция 08. Прокариоты

Прокариоты. Все прокариоты объединены в надцарство Прокариоты, царство Дробянки в котором выделяют три подцарства – архебактерии, эубактерии (настоящие бактерии) и цианобактерии (синезеленые водоросли).Прокариоты – одноклеточные и колониальные организмы, среди цианобактерий встречаются и многоклеточные (нитчатые) организмы. В клетках отсутствует ядро, генетическая информация прокариот представлена голой (без белков) кольцевой молекулой ДНК. Это самые древние и примитивные организмы на Земле. Распространены повсеместно: в воде, почве, воздухе, живых организмах. Они обнаруживаются как в самых глубоких океанических впадинах, так и на высочайшей горной вершине Земли – Эвересте, как во льдах Арктики и Антарктиды, так и в горячих источниках (с температурой воды более 90ºС). В почве они проникают на глубину 4 и более км, споры бактерий в атмосфере встречаются на высоте до 20 км, гидросфера вообще не имеет границ обитания этих организмов.Бактерии способны поселяться практически на любом как органическом, так и неорганическом субстрате.Несмотря на простоту строения, они обладают высокой степенью приспособленности к самым разнообразным условиям среды. Это возможно благодаря способности бактерий к быстрой смене поколений. При резкой смене условий существования среди бактерий быстро появляются мутантные формы, способные существовать в новых условиях среды.Строение бактериальной клетки. Размеры – от 1 до 10 мкм. Форма бактериальной клетки может быть самой разнообразной. Шаровидные бактерии по расположению клеток после деления подразделяют на несколько форм: монококки – одиночные; диплококки – образуют пары; тетракокки – образуют тетрады; стрептококки – делятся в одной плоскости, образуют цепочки; стафилококки – делятся в разных плоскостях, образуют скопления, напоминающие грозди винограда; сарцины образуют пакеты по 8 особей.

Рис. Форма бактерий:

1,2 – бациллы; 3 – монококки; 4 – диплококки; 5 – стрептококки; 6 – стафилококки; 7 – сарцины; 8 – вибрионы; 9 – спириллы и спирохеты; 10 – стебельковые бактерии; 11 – тороиды; 12 – звездообразные бактерии; 13 – шестиугольные бактерии; 14 – многоклеточная бактерия.


Вытянутые, палочковидные бактерии называются бациллами. Извитые, в виде запятой – вибрионы, имеющие до 6 витков – спириллы , спирохеты – длинные и тонкие извитые формы с числом витков от 6 до 15. Помимо основных, в природе встречаются и другие, весьма разнообразные, формы бактериальных клеток.Строение. Бактериальная клетка ограничена оболочкой. Внутренний слой оболочки представлен цитоплазматической мембраной, над мембраной находится клеточная стенка, над клеточной стенкой у многих бактерий – слизистая капсула. Строение и функции цитоплазматической мембраны не отличаются от таковых мембран эукариотической клетки. Мембрана может образовывать складки, называемые мезосомами .Мезосомы могут иметь разную форму (мешковидые, трубчатые, пластинчатые и др.). На поверхности мезосом располагаются ферменты. Мезосомы с фотосинтетическими пигментами называют хлоросомами . Клеточная стенка – толстая, плотная, жесткая, состоит из муреина (главный компонент) и других органических веществ. Муреин представляет собой правильную сеть из параллельных полисахаридных цепей, сшитых друг с другом короткими белковыми цепочками. В зависимости от особенностей строения клеточной стенки бактерии подразделяются на грамположительные (окрашиваются по Граму) и грамотрицательные (не окрашиваются). У грамотрицательных бактерий стенка устроена сложнее и над муреиновым слоем снаружи имеется еще одна мембрана. В

Рис. . Строение бактериальной клетки

1 – базальное тельце; 2 – жгутик; 3 – слизистая капсула; 4 – клеточная стенка; 5 – цитоплазматическая мембрана; 6 – мезосома; 7 – фимбрии; 8 – мембранные структуры (ламеллы, хлоросомы); 9 – нуклеоид; 10 – рибосомы; 11 – цитоплазма.

Нутреннее пространство заполнено цитоплазмой. Генетический материал представлен кольцевыми молекулами ДНК. Эти ДНК можно условно разделить на «хромосомные» и плазмидные . «Хромосомная» ДНК – одна, прикреплена к мембране, содержит несколько тысяч генов, в отличие от хромосомных ДНК эукариот она не линейная, а кольцевая и не связана с белками, «голая». В отличие от большинства растений и животных набор генов у прокариот – гаплоидный . Зона, в которой расположена эта ДНК называется нуклеоидом . Плазмиды – внехромосомные генетические элементы, представляют собой небольшие кольцевые ДНК, не связанны с белками, не прикреплены к мембране, содержат небольшое число генов. Количество плазмид может быть различным.Наиболее изучены плазмиды, несущие информацию об устойчивости к лекарственным препаратам (R-факторы) и принимающие участие в половом процессе (F-факторы). Плазмида, способная объединяться с хромосомой, называется эписомой . В

6СО 2 + 12Н 2 S + энергия → С 6 Н 12 О 6 + 12S + 6Н 2 О

Необходимую для фотосинтеза энергию они получают с помощью пигментов бактериохлорофиллов, близких к хлорофиллу а . Бактериохлорофиллы поглощают свет в более длинноволновой части спектра, в том числе и в инфракрасной. Эта способность поглощать световые лучи с длиной 800-1100 нм позволяет этим бактериям жить при отсутствии видимого света, используя инфракрасные, тепловые лучи.У цианобактерий (синезеленых) появилась еще и фотосистема-2 и при фотосинтезе кислород выделяется, донором водорода для синтеза органики является Н 2 О:

6СО 2 + 12Н 2 О + энергия → С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 + 6Н 2 О

Важнейшая группа хемосинтетиков нитрифицирующие бактерии , способные окислять аммиак, образующийся при гниении органических остатков, сначала до азотистой, а затем до азотной кислоты:

2NH 3 + 3O 2 = 2HNO 2 + 2H 2 O + энергия

2НNО 2 + O 2 = 2HNO 3 + энергия

Азотная кислота, реагируя с минеральными соединениями почвы, образует нитраты, которые хорошо усваиваются растениями.Бесцветные серобактерии окисляют сероводород и накапливают в своих клетках серу:

2Н 2 S + О 2 = 2Н 2 О + 2S + энергия

При недостатке сероводорода бактерии производят дальнейшее окисление серы до серной кислоты:

2S + 3О 2 + 2Н 2 О = 2Н2SО 4 + энергия

Железобактерии окисляют двухвалентное железо до трехвалентного:

4FeCO 3 + O 2 + H 2 O = 4Fe(OH) 3 + 4CO 2 + энергия

Водородные бактерии используют энергию, выделяющуюся при окислении молекулярного водорода:

2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О + энергия

Спорообразование у бактерий – способ переживания неблагоприятных условий. Споры формируются обычно по одной внутри «материнской клетки» и называются эндоспорами . Споры обладают высокой устойчивостью к радиации, экстремальным температурам, высушиванию и другим факторам, вызывающим гибель вегетативных клеток. При этом клетка обезвоживается, нуклеоид сосредотачивается в спорогенной зоне. Образуются защитные оболочки, предохраняющие споры бактерий от действия неблагоприятных условий (споры многих бактерий выдерживают нагревание до 130˚С, сохраняют жизнеспособность десятки лет). При наступлении благоприятных условий спора прорастает, и образуется вегетативная клетка.Размножение . Бактерии размножаются только бесполым способом – делением «материнской клетки» надвое или почкованием. Перед делением происходит репликация ДНК, некоторые бактерии при благоприятных условиях способны делиться каждые 20 минут.У бактерий никогда не образуются гаметы, не происходит слияние содержимого клеток, а имеет место генетическая рекомбинация, при которой происходит передача ДНК от клетки-донора к клетке-реципиенту. Это можно представить в виде следующей схемы: Донор имеет гены а б в г д е ж з , реципиент А Б В Г Д Е Ж З , рекомбинант – А Б в г д Е Ж З . Различают три способа передачи ДНК, рекомбинации: конъюгация, трансформация, трансдукция. Конъюгация – однонаправленный перенос F-плазмиды от клетки-донора, которая называется F + -бактерия в клетку-реципиент (F - -бактерию). Клетка-донор (F +) образует F-пилю, ее образование контролируется особой плазмидой – F-плазмидой . Во время конъюгации ДНК передается только в одном направлении (от донора к реципиенту), обратной передачи нет. Обычно при конъюгации передается только одна цепь нуклеотидов F-плазмиды ДНК-донора, комплементарная цепь достраивается в клетке реципиента.Трансформация – однонаправленный перенос фрагментов ДНК от клетки-донора к клетке-реципиенту, не контактирующих друг с другом. При этом клетка-донор или «выделяет» из себя небольшой фрагмент ДНК, или ДНК попадает в окружающую среду после гибели этой клетки. В любом случае ДНК активно поглощается клеткой-реципиентом и встраивается в собственную «хромосому».Трансдукция – перенос фрагмента ДНК от клетки-донора к клетке-реципиенту с помощью бактериофагов.

Рис. . Генетическая рекомбинация прокариот


В подцарстве Архебактерии – около 40 видов наиболее древних прокариотических организмов. Они отличаются от эубактерий рядом признаков. Хромосома архебактерий имеет мозаичное строение (как и у эукариот): ДНК состоит из экзонов (кодирующие участки) и интронов (некодирующие участки), а хромосома эубактерий интронов не имеет. Последовательность нуклеотидов рРНК и тРНК резко отличается как от эубактерий, так и от эукариот. Клеточная мембрана не содержит жирных кислот, образована эфирами глицерина с полимерами изопрена, а в клеточной стенке вместо муреина кислые полисахариды.Среди архебактерий есть термоацидофилы – любители тепла и кислоты, они обитают в вулканических источниках с температурой 90ºС и более и способны окислять сероводород и серу до серной кислоты. Есть метаногены облигатные (строгие) анаэробы, обитающие в болотах, в желудках жвачных животных и образующие метан (СН 4) из водорода (Н 2), образующегося при брожении и углекислого газа (СО 2). С помощью метанобактерий из отходов получают биогаз. Среди архебактерий есть и фотосинтетики – галобактерии , обитающие в чрезвычайно соленых водах и придающие им пурпурно-красный цвет. Фотосинтетический пигмент у них не хлорофилл, а родопсин.В подцарство Цианобактерии (Оксифотобактерии) объединены фотосинтетические прокариоты, способные при фотосинтезе выделять кислород, т.е. с фотосистемой-2. Основной фотосинтетический пигмент – хлорофилл а , вспомогательные – синие фикоцианины , красные – фикоэритрины , оранжево-желтые каротиноиды и др., всего около 30 вспомогательных пигментов. Запасной углевод близок к гликогену животных. Снаружи клеточной мембраны находится клеточная стенка из пектина (а не клетчатки, как у растений), за клеточной стенкой находится вторая мембрана и слизистый чехол. Слизь может окрашиваться в самые различные яркие цвета – золотистый, красный, зеленый, коричневый, синий. Е

Формы и размеры бактерий.

Слайд 2

  • Бактерии относятся к прокариотам.
  • Это самые простые, наиболее мелкие и широко распространенные организмы, которые существуют на земле более 2 млрд. лет, но вместе с тем постоянно развивающиеся. Бактерии настолько отличаются от других живых организмов, что их выделяют в особое царство. Во всем мире не так уж много мест, лишенных бактерий. Они обитают в воде, почве, воздухе, внутри и на поверхности тел животных и растений.
  • Слайд 3

    Строение бактериальной клетки

  • Слайд 4

    РАЗМЕРЫ БАКТЕРИЙ

    • Клетки бактерий очень малы.
  • Слайд 5

    ГРУППЫ НАСТОЯЩИХ БАКТЕРИЙ

    • кокки (шаровидные) - одиночные
    • диплококки (собраны по два)
    • стрептококки (в виде цепочки)
  • Слайд 6

    • стафилококки (в виде виноградной грозди)
    • сарцины (в виде плотных пачек)
    • бациллы (палочковидные)
  • Слайд 7

    • извитые - вибрионы (в виде запятой)
    • спириллы (один или несколько правильных завитков)
  • Слайд 8

    По способу питания бактерии подразделяют на две группы

    • ГЕТЕРОТРОФЫ

    (они не способны синтезировать органическое вещество, а питаются готовым)

    • АВТОТРОФЫ

    (способны синтезировать органические вещества из неорганических)

    Слайд 9

    Гетеротрофы подразделяются на три группы

    • САПРОФИТЫ

    бактерии, которые питаются органическими веществами отмрших организмов (молочно-кислые бактерии, бактерии гниения)

    Бактерии,которые питаются органическими веществами живыхорганизмов (менингококки,гонококки)

    • СИМБИОНТЫ

    тесное сожительство бактерий с живыми организмами, приносящее пользу друг другу

    (клубеньковые бактерии на корнях бобовых)

    Слайд 10

    • Большая часть бактерий может использовать в качестве источника энергии почти любые органические соединения, даже вещества, применяемые для их уничтожения (например, пенициллин, убивающий многие бактерии). Это связано с тем, что бактерии могут жить как в присутствии кислорода в среде, так и при его отсутствии.
  • Слайд 11

    Бактерии по способу питания делят на две группы

    • Анаэробные

    (разлагают органические вещества без участия кислорода)

    • Аэробные

    (в процессе дыхания используют кислород для окисления органических вещества)

  • Слайд 12

    • По отношению к температуре развития бактерии также весьма разнообразны: одни развиваются при широком диапазоне изменения температуры, другие - только при определенных температурах (низких, высоких или в узком диапазоне температур).
  • Слайд 13

    РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ

    • Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.
  • Слайд 14

    • Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы.
  • Слайд 16

    Образование спор

    • При неблагоприятных условиях, например, при недостатке воды, многие бактерии переходят в состояние покоя. Клетка теряет воду, несколько сморщивается и остается в состоянии покоя до тех пор, пока снова не появится вода. Некоторые виды переживают периоды засухи, жары или холода в форме спор. Образование спор у бактерий - это не способ размножения, так как каждая клетка дает всего одну спору и общее количество особей при этом не возрастает.
  • Слайд 17

    • При образовании споры клетка ссыхается, округляется в пределах имеющейся клеточной стенки и выделяет новую толстую стенку внутри старой. При благоприятных условиях (во влажных условиях) спора прорастает. Споры очень стойки: выдерживают длительное высушивание, кипячение в течение нескольких часов, сухое нагревание до 140oС. Некоторые споры выдерживают температуру -245oС. Стойки они и к действию ядовитых веществ, сохраняют жизнеспособность длительное время. Так, палочки сибирской язвы сохраняют жизнеспособность, оставаясь в виде спор в течение 30 лет.
  • Слайд 18

    Выживание бактерий при высушивании

    • Холерный вибрион до 2 дней
    • Чумная палочка до 8 дней
    • Палочка дифтерии до 30 дней
    • Палочка тифа до 70 дней
    • Туберкулезная палочка до 90 дней
    • Палочка стафилококка до 90 дней
  • Слайд 19

    Положительное значение бактерий

    • Определяется их участием во многих биологических процессах, особенно в круговороте веществ в природе. Бактерии, в результате своей жизнедеятельности, способны разлагать сложные органические соединения до простых неорганических веществ, которые снова используются зелеными растениями. Бактерии способны разлагать белки, углеводы, жиры.
  • Слайд 20

    • Ряд веществ, образуемых бактериями в результате обмена веществ, весьма ценен для человека. Деятельность бактерий используется в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства для получения молочнокислых продуктов, для квашения капусты, силосования кормов, получения органических кислот, спиртов, ацетона, ферментативных препаратов и др.
  • Слайд 21

    • В настоящее время бактерии приобретают исключительно большое значение как продуценты многих биологически активных веществ (антибиотиков, аминокислот, витаминов и др.), используемых в медицине, ветеринарии и животноводстве. Без участия бактерий невозможны процессы, происходящие при приготовлении кожи для дубления, мацерации волокон льна и пеньки.
  • Слайд 22

    • Человек использует бактерии и для обработки сточных вод: при медленном пропускании сточных вод над гравием и песком твердые частицы оседают и под действием разных бактерий превращаются в материал, который после высушивания используется как удобрение. При прохождении сквозь песок и гравий болезнетворные бактерии погибают и перевариваются гнилостными бактериями.
  • Слайд 23

    Отрицательная роль бактерий

    • Отрицательную роль играют патогенные бактерии, вызывающие заболевания растений, животных и человека. Многие бактерии-сапрофиты вызывают порчу продуктов, причем некоторые из них отличаются высокой токсичностью. Токсины обычно поражают не организм как целое, а определенный орган или одну из систем органов- например, центральную нервную систему, красные кровяные клетки и т.д., вызывая характерный комплекс симптомов, по которым можно диагностировать болезнь и установить ее возбудителя.
  • Слайд 24

    • Из болезней растений, вызываемых бактериями, известны: ожог, поражающий плодовые растения - яблони, груши и др.; черная гниль капусты; мягкая гниль многих растений; опухоли корней растений Несмотря на вред, приносимый (бактериальный корневой рак); опухолевидные наросты на листьях (галлы) и др.
  • Посмотреть все слайды

    ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ

    ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО АРХЕБАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО ОКСИФОТОБАКТЕРИИ

    Вставьте пропущенное слово.

    1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

    Все бактерии объединяют в царство...

    2. Изучением строения и жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука – ...

    3. А. Бактерии, существующие в бескислородной среде называют...

    Б. Бактерии, существующие в... среде называют аэробами.

    4. Цианобактерии нередко называют...

    5. Закончите предложение.

    Цианобактерии сыграли важную роль в изменении... атмосферы, что связано с их... деятельностью.

    6. На рисовых полях для обогащения почвы азотом используется...

    7. Закончите предложения.

    А. Самыми древними бактериями на Земле являются...

    Б. Архебактерии метанообразующие существуют строго в... условиях.

    Выберите правильный ответ.

    8. Способ передвижения бактерий:

    A. При помощи жгутиков

    Б. «Реактивный» – выбрасывание слизи

    B. При помощи крылышек

    Г. Все утверждения верны

    9. Установите последовательность процессов при размножении бактерии.

    A. Образование дочерних клеток

    Б. Клетка удлиняется

    B. Образуется поперечная перетяжка

    Г. Удвоение бактериальной хромосомы

    10. Установите последовательность процессов при спорообразовании.

    A. Прекращение обмена веществ в клетке

    Б. Отделение части цитоплазмы, содержащей наследственный материал

    B. Образование толстой многослойной капсулы

    Г. Клетка становится меньших размеров

    11. Спора бактерий – это...

    A. Половая клетка

    Б. Форма для размножения

    B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях

    Г. Название бактерий

    12. Для получения энергии бактерии используют:

    A. Органические соединения

    Б. Неорганические соединения

    B. Солнечный свет

    Г. Все утверждения верны

    Найдите соответствие.

    13. Подберите соответствующую характеристику бактериям различного типа питания:

    I. Гетеротрофы

    II. Автотрофы хемосинтеза

    III. Автотрофы фотосинтеза

    A. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света

    Б. Питаются готовыми органическими веществами

    B. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ

    14. Из предложенных терминов составить схему биологического круговорота:

    I. Органические вещества

    II. Неорганические вещества

    III. Живые организмы

    IV. Отмершие части живых организмов и останки

    V. Бактерии разрушители

    Сделайте вывод о роли бактерий разрушителей в биологическом круговороте.

    15. Дополните и составьте схему «Роль бактерий в жизни человека».

    Используя схему, составьте рассказ о роли бактерий в жизни человека.

    16. Используя предложенные термины, заполните схему:

    I. Серобактерии

    II. Метанобактерии

    III. Болота, очистные сооружения, рубец животных

    IV. Газ метан

    V. Сера и соединения серы

    VI. Серная кислота

    VII. Месторождения серы

    VIII. Архебактерии

    Используя схему, подготовьте рассказ о значении археобактерий в природе.

    17. Найдите ошибку в предложении.

    По форме бактерии делятся на кокки, бациллы, спириллы, талломы, вибрионы.

    Выберите верное утверждение.

    18. 1. Бактерии – диплококки представляют собой скопления плотных пачек.

    2. На поверхности бактерий часто развиты жгутики и ворсинки.

    3. Клеточная стенка бактерий образована целлюлозой.

    4. У бактерий отсутствуют мембранные органоиды, например митохондрии, пластиды.

    5. В бактериальной клетке все ферменты, которые обеспечивают процессы ее жизнедеятельности, находятся в цитоплазме или на внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.

    6. Большинство бактерий автотрофы.

    7. Некоторые бактерии синтезируют органическое вещество из неорганического за счет энергии окисления неорганических соединений.

    8. Некоторые бактерии могут преобразовывать солнечную энергию.

    9. Бактерии разрушают отмершие растительные и животные организмы.

    10. Бактерии преобразуют органические вещества в неорганические и возвращают химические элементы в биологический круговорот.

    11. Бактерии поражают только животных и человека.

    12. Первые бактерии появились 7 млрд лет назад.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тесты по биологии. 7 класс автора Бенуж Елена

    ЦАРСТВО ГРИБЫ. ОТДЕЛ НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ ОТДЕЛ ООМИЦЕТЫ Выберите правильный ответ.1. Грибы изучает наука:A. МикологияБ. ЭкологияB. МикробиологияГ. Биология2. По каким из перечисленных признаков грибов сближает их I – с растениями, II – с животными:A. Образование мочевиныБ.

    Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

    ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ Выберите правильный ответ.1. К одноклеточным водорослям относятся:А. ХлореллаБ. ХламидомонадаВ. ЛаминарияГ. Спирогира2. В пресных водоемах обитает:А. СаргассумБ. ПорфираВ. СпирогираГ. Вольвокс3. Клетка водоросли

    Из книги Занимательная ботаника [С прозрачными иллюстрациями] автора

    ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ. ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ Найдите соответствие.1. Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса:I. Саркодовые (Корненожки)II. ЖгутиковыеA. Способность образовывать цитоплазматические выростыБ. Наличие жгутиковB. Передвижение за счет

    Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

    ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ. ТИП ГУБКИ Выберите верное утверждение.1. 1. Губки – это колониальные животные.2. Губки заняли все среды жизни: водную, наземно-почвенную, наземно-воздушную.3. Тело губки образовано тремя слоями клеток.4. Органы и ткани у губок отсутствуют.5. Почти

    Из книги Неандертальцы [История несостоявшегося человечества] автора Вишняцкий Леонид Борисович

    Прокариоты 3. Найдите соответствие между формой бактерии и ее названием.А. КоккиБ. СтрептококкиВ. СарциныГ. Бациллы Д. ВибрионыI. Плотные пачкиII. ПалочкиIII. Дугообразно изогнутыеIV. ШарообразныеV. Попарно сближенные шарообразные формыVI. Цепочка шарообразных формVII.

    Из книги Мир животных. Том 1 [Рассказы об утконосе, ехидне, кенгуру, ежах, волках, лисах, медведях, леопардах, носорогах, гиппопотамах, газелях и многих других автора Акимушкин Игорь Иванович

    ПРОКАРИОТЫ Любой организм, в котором генетический материал (ДНК) не окружен мембраной и, следовательно, клетка которого не имеет ядра, относится к прокариотам (про - до, карион - ядро). Прокариотами являются бактерии и синезеленые водоросли. По всей видимости, они были

    Из книги Занимательная ботаника автора Цингер Александр Васильевич

    4. Настоящие кедры Для личного знакомства с настоящими кедрами пойдемте с вами, читатель, в наш интереснейший Никитский сад, на Южном берегу Крыма. Там мы увидим прелестную группу ливанских кедров (Cedrus Libani). Посаженные в 1814 г. на широком просторе, они уже давно теснят друг

    Из книги Животный мир Дагестана автора Шахмарданов Зияудин Абдулганиевич

    Из книги Животные автора Беспалов Юрий Гаврилович

    Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

    Из книги автора

    Свиньи настоящие и ненастоящие На Земле восемь видов диких свиней. Три из рода обычных кабанов: карликовая свинья (Южная Азия), яванский кабан (Ява, Целебес, Филиппины) и калимантанский кабан (Калимантан, или Борнео, и Филиппины). В Азии (на Целебесе) живет бабируса. В Африке

    Из книги автора

    4. Настоящие кедры Для личного знакомства с настоящими кедрами пойдемте с вами, читатель, в наш интереснейший Никитский сад, на южном берегу Крыма. Там мы увидим прелестную группу ливанских кедров (Cedrus Libani). Посаженные в 1814 г. на широком просторе, они уже давно теснят друг

    Из книги автора

    Из книги автора

    2.0. Подцарство Многоклеточные (MEtazoa) 2.1. Общая характеристика Многоклеточные животные – организмы, тело которых состоит из многих клеток и их производных (различные виды межклеточного вещества). Характерный признак многоклеточных – качественная неравноценность

    Из книги автора

    Глава 1 Древнейшие жители Земли (подцарство простейшие) При слове «животное» большинство из нас представляет себе что-то четвероногое и покрытое шерстью или хотя бы чешуей. Но такое, хоть и очень распространенное, представление неверно, о чем мы уже упоминали. Животный

    Из книги автора

    Прокариоты и эукариоты Известно, что всем «настоящим» живым организмам свойственна клеточная форма организации. Именно на уровне клетки и были выявлены фундаментальные различия в системе живых организмов, в результате чего их разделили на две группы («империи») –

    ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО АРХЕБАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО ОКСИФОТОБАКТЕРИИ

    Вставьте пропущенное слово.

    1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

    A. При помощи жгутиков

    Б. «Реактивный» – выбрасывание слизи

    B. При помощи крылышек

    Г. Все утверждения верны


    9. Установите последовательность процессов при размножении бактерии.

    A. Образование дочерних клеток

    Б. Клетка удлиняется

    B. Образуется поперечная перетяжка

    Г. Удвоение бактериальной хромосомы
    10. Установите последовательность процессов при спорообразовании.

    A. Прекращение обмена веществ в клетке

    Б. Отделение части цитоплазмы, содержащей наследственный материал

    B. Образование толстой многослойной капсулы

    Г. Клетка становится меньших размеров
    11. Спора бактерий – это...

    A. Половая клетка

    Б. Форма для размножения

    B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях

    Г. Название бактерий
    12. Для получения энергии бактерии используют:

    A. Органические соединения

    Б. Неорганические соединения

    B. Солнечный свет

    Г. Все утверждения верны
    Найдите соответствие.

    13. Подберите соответствующую характеристику бактериям различного типа питания:

    I. Гетеротрофы

    II. Автотрофы хемосинтеза

    III. Автотрофы фотосинтеза

    A. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света

    Б. Питаются готовыми органическими веществами

    B. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ


    14. Из предложенных терминов составить схему биологического круговорота:

    I. Органические вещества

    II. Неорганические вещества

    III. Живые организмы

    IV. Отмершие части живых организмов и останки

    V. Бактерии разрушители

    Сделайте вывод о роли бактерий разрушителей в биологическом круговороте.
    15. Дополните и составьте схему «Роль бактерий в жизни человека».

    Используя схему, составьте рассказ о роли бактерий в жизни человека .


    16. Используя предложенные термины, заполните схему:

    I. Серобактерии

    II. Метанобактерии

    III. Болота, очистные сооружения, рубец животных

    IV. Газ метан

    V. Сера и соединения серы

    VI. Серная кислота

    VII. Месторождения серы

    VIII. Архебактерии
    Используя схему, подготовьте рассказ о значении археобактерий в природе.

    17. Найдите ошибку в предложении.

    По форме бактерии делятся на кокки, бациллы, спириллы, талломы, вибрионы.
    Выберите верное утверждение.

    18. 1. Бактерии – диплококки представляют собой скопления плотных пачек.

    2. На поверхности бактерий часто развиты жгутики и ворсинки.

    3. Клеточная стенка бактерий образована целлюлозой.

    Д. Наличие гликогена

    Е. Питание за счет всасывания
    3. Грибы размножаются:

    A. Вегетативно

    Б. Спорами

    B. Семенами

    Г. Половым путем
    4. У грибов споры развиваются в:

    A. Гифах


    Б. Спорангиях

    Г. Микоризе
    5. Вставьте пропущенное слово.

    А. Симбиоз возникает между... и...

    Б. Грибница заменяет деревьям...
    6. Микориза – это:

    A. Название гриба

    Б. Грибокорень

    B. Разновидность грибницы

    Г. Спора
    7. Установите последовательность процессов при размножении гриба:

    A. Прорастание споры

    Б. Деление клеток

    B. Созревание споры

    Г. Образование плодового тела

    Д. Образование гифов

    Е. Образование грибницы
    8. Из перечисленных терминов составьте схему поступления воды и питательных веществ, используя знаки?, =

    A. Гифы


    Б. Грибница

    B. Мицелий

    Г. Плодовое тело
    9. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:

    A. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы

    Б. Образуется спора

    B. Запасается большое количество воды

    Г. Происходит замедление процессов обмена веществ
    10. К классу базидиомицеты относятся:

    A. Сыроежка

    Б. Трутовик

    B. Звездовик

    Г. Картофельный гриб
    11. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?

    A. Спорынья

    Б. Пеницилл

    B. Фитофтора

    Г. Дрожжи
    12. Образует плесень на пищевых продуктах:

    A. Мукор


    Б. Пеницилл

    B. Спорынья

    Г. Фитофтора
    Вставьте пропущенное слово.

    13. Грибница, расположенная в почве, называется..., наружная часть грибницы – это...


    14. Псевдомицелий образуется у... в результате...
    15. Найдите ошибку в утверждении .

    Клетка гриба имеет клеточную стенку, цитоплазму, ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, эндоплазматическую сеть, слабо развитый аппарат Гольджи, вакуоли.


    16. Из предложенных терминов отразите схематично явление «симбиоз», стрелками покажите взаимосвязь:

    I. Грибница

    III. Вода и минеральные вещества

    IV. Органические вещества

    V. Корни деревьев


    17. В схеме «Грибы в хозяйственной жизни человека» заполните пропуски, подобрав по смыслу нужные слова.
    Используя схему, подготовьте рассказ о роли грибов в хозяйственной деятельности человека.
    Найдите соответствие.

    18. Какие признаки характерны для грибов класса:

    I. Хитридиомицеты

    II. Зигомицеты

    III. Аскомицеты, или сумчатые грибы

    IV. Базидиомицеты

    Г. Плодовое тело в виде сумок, содержащих споры, некоторые из представителей – одиночные почкующиеся клетки

    19. 1. Царство грибов включает не менее 100 тыс. видов.

    2. Шляпочные грибы содержат пигмент.

    3. Клети грибов содержат запасное вещество – гликоген.

    4. Грибница, или мицелий, состоит из тонких ветвящихся нитей – гиф.

    5. Одноклеточные грибы – дрожжи.

    A. Вдоль нижнего коркового слоя

    Б. В сердцевине

    B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем

    Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем
    10. Лишайники крепятся к грунту с помощью:

    A. Ризоидов

    B. Ризоидов и гифов

    Г. Специального клейкого вещества
    11. Лишайники встречаются в:

    A. Холодных областях Земли

    Б. Умеренных широтах

    B. Горах


    Г. Все утверждения верны
    Выберите верное утверждение.

    12. 1. Лишайники – это группа симбиотических организмов.

    2. Два компонента лишайников: водоросль – гетеротрофный организм и гриб – автотрофный организм.

    3. Для каждого вида лишайников характерны определенные гриб и водоросль.

    4. Наиболее сложно устроены накипные лишайники.

    5. Слоевище многих лишайников имеет нижний и верхний корковые слои из плотно сплетенных грибных нитей .

    6. Сердцевину лишайников образуют грибные нити и водоросли.

    7. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворенными органическими веществами.

    8. Для лишайника характерны новые биологические качества, не свойственные водорослям и грибам вне симбиоза.

    9. Лишайники растут на почве, скальных выходах горных пород, деревьях и требовательны к чистому воздуху.

    10. Лишайники устойчивы к низким температурам, отсутствия влаги и незначительным содержаниям углекислого газа в атмосфере.

    11. Лишайники размножаются частями слоевища, т. е. вегетативно.

    12. Лишайники могут размножаться спорами, которые образуются половым и бесполым путем.

    13. Лишайники аккумулируют солнечную энергию, преобразуют органические вещества до неорганических, преобразуют горные породы в почву, пригодную для расселения растений.