Биология

Взаимодействие человека и среды обитания. Основные понятия об опасности Связь человека со средой обитания

  Взаимодействие человека и среды обитания. Основные понятия об опасности Связь человека со средой обитания

ЧОУ ВПО "Институт экономики управления и права (г. Казань)"

БУГУЛЬМИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Психологический факультет


По дисциплине: "Безопасность жизнедеятельности"

На тему: Обеспечение безопасности взаимодействия человека со средой обитания


Выполнил: Л.А. Ильдебенова

студент группы 1 СП д931у

заочного отделения с применением дистанционных технологий

Проверил: М.М. Кириллова


Бугульма, 2014


3. Основные потоки естественной среды обитания

Список литературы

1. Обеспечение безопасности взаимодействия человека со средой обитания


Безопасность жизнедеятельности - это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека. Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

Среда обитания - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутреорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

Абиотическая среда (факторы среды) - это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т.д.) Например: накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.

Биотическая среда (факторы среды) - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.

Антропогенные (антропические) факторы - это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.


Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека.

2. Взаимодействие человека с окружающей средой


Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

Техносфера - регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия людским социально-экономическим потребностям.

Воздействие:

Человека на среду обитания

Биосферы на человека

Техносферы на человека

Социальной среды на человека

В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющих между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс веществ и их соединений, энергий всех видов и информации.

Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, жидкие и твердые отходы, различные энергетические воздействия).

Закон о неустранимости отходов: "В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве".

Техносфера способна также создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах и пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.


. Основные потоки естественной среды обитания


Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерные для человека как личности, кроме того, социум создает информационные потоки при передаче знаний, управлении обществом, сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создает потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т.п.

Основные потоки в естественной среде:

-солнечное излучение, излучение звезд и планет;

-космические лучи, пыль, астероиды;

-электрическое и магнитное поля Земли;

-круговороты веществ в биосфере, в экосистемах, в биогеоценозах;

-атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в том числе и стихийные;

Другие.

Основные потоки в техносфере:

-потоки сырья, энергии;

-потоки продукции отраслей экономики;

-отходы экономики;

-информационные потоки;

-транспортные потоки;

-световые потоки (искусственное освещение);

-потоки при техногенных авариях;

Другие.

Основные потоки в социальной среде:

-информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т.п.);

-людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения);

-потоки наркотических средств, алкоголя и др.;

Другие.

Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности:

-потоки кислорода, воды, пищи и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики и т.п.);

-потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);

-информационные потоки;

-потоки отходов процесса жизнедеятельности;

Другие.

В общем виде воздействие потока на объект (человек и др.) в каждой точке пространства определяется его интенсивностью и длительностью экспозиции.

Если все условия среды обитания благоприятны, за исключением одного, то именно это условие становится решающим для жизни рассматриваемого организма. Оно лимитирует развитие организма.

естественная искусственная среда обитание

В соответствии с законом Либиха выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей.

Разрушение организма возможно и под действием совокупности внешних факторов, т.е. при их сочетанном воздействии.

Результат негативного влияния фактора воздействия потока на организм зависит от свойств и параметров потока, а также от свойств организма.

Гибель организма происходит при значениях фактора воздействия, лежащих вне зоны толерантности, ее можно рассматривать как процесс распада организма на простые подсистемы.

-Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

-Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

-Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

-Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

-Опасное и чрезвычайно опасное недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Список литературы


1.Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч.2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. - М.: ВАСОТ. 1993.

2.Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К.Р. Малаян и др. Под ред.О.Н. Русака. - С. - П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

.Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч.1. - М. ВАСОТ, 1992

.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности-наука о выживании в техносфсре - М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып.1.

.Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. - М.: Вестник МГТУ. 1998, сер. ЕН. №1.

.Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. Т.1: Пер с англ. - М.: Мир, 1993.

.Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

.Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М.: изд-во ИЦ "Россия молодая" - Экология, 1992.

.Русак О.Н. Введение в охрану труда. - Л.: изд-во Ленинград, лесотехнической академии, 1982.

.Среда обитания // Биологический энциклопедический словарь / глав. ред. М.С. Гиляров. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - С.603.

.Абиотическая среда // БиоЭС. - С.7.

.Биотическая среда // БиоЭС. - С.70.

.Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. - М.: Вестник МГТУ. 2001, сер. ЕН. №4.

.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности-наука о выживании в техносфсре - М.: ВИНИТИ, Обзорная информация., 2001. вып.2.

.Русак О.Н. Введение в охрану труда. Естественные потоки. Человек в окружающей среде. - Л.: изд-во Ленинград, лесотехнической академии, 1998.


Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

Среда обитания - это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек - среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.

В составе окружающей среды выделяют:

Природная среда (Биосфера) - область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов - разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.

Техногенная среда (Техносфера) - среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX в. - начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX в. в результате масштабной антропогенной деятельности во многих регионах мира произошло глобальное загрязнение среды обитания и жизненно необходимых источников опасными и вредными для здоровья человека веществами. На Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к ее частичной, а в ряде случаев и к полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация; рост потребления и концентрация энергетических ресурсов; интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; массовое использование средств транспорта и ряд других процессов.

Биосфера и техносфера

Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Биосфера постепенно утратила свое господствующее значение и в населенных регионах стала превращаться в техносферу.

Биосфера - область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы высотой 12–15 км, всю водную среду планеты (гидросферу) и верхнюю часть земной коры (литосферу глубиной 2–3 км). Верхняя граница биосферы находится на высоте 15–20 км от поверхности Земли в стратосфере. Активная техногенная деятельность человека привела к разрушению биосферы во многих регионах планеты и созданию нового типа среды обитания - техносферы.

Техносфера - это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест.

На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.

Техносфера пришла на смену биосфере и в результате на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах - Европе, Северной Америке, Японии. Естественные экосистемы сохранились здесь на небольших площадях, которые окружены со всех сторон территориями, нарушенными деятельностью человека. Поэтому сохранившиеся относительно небольшие пятна биосферы подвержены сильному техносферному давлению.

Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к двум диаметрально противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности. С другой - были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако созданная руками человека техносфера не оправдала во многом надежды людей.

К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Соответственно изменяется соотношение между природными и техногенными опасностями, доля техногенных опасностей возрастает.

Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы, так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России и за рубежом, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах.

Появление в биосфере новых компонентов, вызванных хозяйственной деятельностью человека, характеризуется термином “антропогенное загрязнение”, под которым понимают побочные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (общества), которые при попадании в окружающую природную среду изменяют или разрушают ее биотические и абиотические свойства. Окружающая среда загрязнена огромным количеством промышленных отходов, обладающих токсичностью, а также способностью накапливаться в организме человека или пищевых цепях.

Взаимодействие человека со средой обитания может характеризоваться следующими состояниями:

1. Комфортное (оптимальное) - состояние, при котором гарантируется сохранение здоровья человека и сохранение среды обитания;

2. Допустимое – состояние, при котором ощущается дискомфорт, но не наблюдается изменений в состоянии здоровья, а в среде обитания могут возникать обратимые изменения;

3. Опасное – состояние, приводящее при длительном воздействии к возникновению заболеваний и деградации среды обитания;

4. Чрезвычайно опасное – состояние, вызывающее серьезные изменения в организме человека (вплоть до летального исхода) и среде обитания за короткий период времени.

Значительную часть воздействий, которым подвергается человек в процессе своей жизнедеятельности, составляют факторы, влияние которых неблагоприятно сказывается на его здоровье, психическом состоянии, здоровье потомства. Такие факторы называют негативными факторами среды обитания.

Согласно ГОСТ 12.0.002–80 негативные факторы делятся на две группы:

вредные факторы, воздействие которых приводит к нарушению здоровья, снижению работоспособности;

опасные факторы, воздействие которых приводит к травме или другому резкому ухудшению здоровья, смерти.

Деление негативных факторов на вредные и опасные условно, поскольку вредные факторы при определенных условиях могут стать опасными.

Негативные факторы, как вредные, так и опасные могут иметь различные источники происхождения и соответственно являться:

естественными, источниками которых могут быть природные объекты, явления и процессы (например, вулканы, молнии, снежные лавины и т.д.);

техногенными, источники которых составляют техносферу (например, транспортные средства, высоковольтные линии электропередач, офисная и бытовая техника и т.д.);

социальными, источником которых является общество, социальные группы (например, терроризм, наркомания, конфликты на религиозной почве и др.)

Техногенные и социальные негативные факторы в некоторых научных источниках объединяют в одну группу – антропогенные (6ἄνθρωπος (др. греч.) – человек) негативные факторы, поскольку и те, и другие связаны с деятельностью человека.

Характер воздействия негативных факторов на человека может существенно различаться, поэтому выделяют факторы:

активные - проявляющиеся благодаря заключенной в них энергии (ионизирующие излучения, вибрация и т.п.);

активно-пассивные - проявляющиеся благодаря энергии, заключенной в самом человеке (примером могут служить опасности скользких поверхностей, работы на высоте, острых углов и плохо обработанных поверхностей оборудования и т.п.);

пассивные - проявляющиеся опосредствованно, как например, усталостное разрушение материалов, образование накипи в сосудах и трубах, коррозия и т.п.

Негативные факторы среды обитания

· загрязненный воздух;

· вода с избыточным содержанием вредных примесей;

· недоброкачественная пища;

· шум, инфразвук; вибрации;

· электромагнитные поля от бытовых приборов, ЛЭП;

· ионизирующие излучения (естественный фон, медицинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта);

· медикаменты при избыточном и неправильном потреблении;

· алкоголь;

· табачный дым;

· бактерии,

· аллергены и др.

Опасные факторы среды обитания

· механический

· химический

· электромагнитный

· тепловой

· радиационный

· биологический

· акустический

· информационный и др.

Опасные факторы производственной среды:

– движущиеся предметы, механизмы или машины, а также неподвижные их элементы на рабочем месте при механическом воздействии (зубчатые, цепные, клиноременные передачи, кривошипные механизмы, подвижные столы, вращающиеся детали, органы управления и т.п.);

– электрический ток (источником поражения могут быть незащищенные и неизолированные электропровода, поврежденные электродвигатели, открытые коммутаторы, незаземленное оборудование и др.);

– агрессивные и ядовитые химические вещества (например, химические ожоги кислотами, едкими щелочами и ядовитыми химическими веществами (хлор, аммиак и т.д.) при попадании их на кожу или в легкие при вдыхании);

– нагретые и (или) охлажденные элементы оборудования, поверхности, перерабатываемое сырье (примерами таких элементов являются горячие трубопроводы, крышки котлов, танков, корпуса оборудования, детали холодильных установок и т.д.);

– повреждения, полученные при падениях (падения подразделяются на два вида: падения на человека различных предметов и падения человека в результате подскальзывания, запинания, падения с высоты или внезапного ухудшения здоровья).

ГОСТ 12.0.003-74(99) классифицирует опасные и вредные производственные факторы по природе действия на четыре группы (рис. 1.2.1).

Рис. 1.2.1. Классификация опасных и вредных факторов

Физические опасные и вредные факторы:

движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

разрушающиеся конструкции;

обрушивающиеся горные породы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний на рабочем месте;

повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(МГЭИ)

Тверской филиал

Лекции

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Для студентов 1 курсов всех специальностей по направлению бакалавриат

Подготовил: Пьянова Л. В.

Доцент кафедры общегуманитарных наук, кандидат философских наук

Тверь, 2013

Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения.

План

1. Характеристика системы "человек - среда обитания".

2. Взаимодействие человека со средой обитания.

3. Понятия «опасность», «безопасность».

4. Постиндустриальное общество как общество риска.

5. Концепция общества риска.

6. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности

С первых лет своего образования предмет БЖД развивается в рамках общей теории безопасности, которая имеет множество понятий и определений. Жизнедеятельность - это способ существования человека, повседневная деятельность (учеба) и отдых; преобразование человеком вещества, энергии, информации в себе и в окружающей среде.

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми, образуя в достаточной степени понятную систему, компонентами которой являются: сам индивид и среда, в которой он обитает: биосфера, техносфера, социосфера и инфосфера.

1. Характеристика системы "человек - среда обитания".

Жизнедеятельность человека осуществляется в системе "человек - среда обитания". Часть природы, которая окружает живой организм, и с которой он непосредственно взаимодействует, можно назвать природной средой обитания.

Система - совокупность функционально взаимосвязанных элементов, деятельность которых направлена на выполнение общей задачи. Несмотря на разнородность элементов по структуре и принципам функционирования, системная организация имеет много универсального, что позволяет изучать ее и устанавливать общие законы деятельности. Для системы "человек - среда обитания" характерно наличие определенных зависимостей.



Человек и среда обитания неразрывны и постоянны.

Среда обитания динамична по своему состоянию, и ее благополучие временное, до начала проявления опасного фактора.

Среда обитания всегда имеет опасные для человека факторы (аксиома БЖД).

Безопасность человека в среде обитания во многом определяется состоянием организма человека, уровнем информированности и адекватности поведения.

Вначале человек жил в согласии с природой, брал от нее столько, сколько нужно для жизни, но эволюция делала свое дело. Человек ставил себе на службу все новые виды энергии и создавал механизмы, машины, которые облегчали ему существование. На Земле появились созданные человеком заводы, фабрики, транспортные системы и другие технические объекты. Человек, создавая искусственный технический мир, превращал биосферу в техносферу. Этот технический мир находится в явном противоречии с законами жизни на Земле.

Биосфера - область жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

Техносфера - в прошлом регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям; техносфера - регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда.

Производственная среда - это условия в производственных помещениях. Слагается из внешних воздействий (природный фон, транспорт и др.), цеховых условий (общий шум, запыленность, излучение и др.), условий, создаваемых непосредственно местом работы (станком, инструментом и т.п.). Наибольшее значение имеют шум, вибрация, химический состав воздуха помещений. Источниками опасных и вредных производственных факторов являются оборудование и технологические процессы. Производственная среда не исчерпывается только приведенными характеристиками. По мнению специалистов, ее следует рассматривать в совокупности с социально-психологической средой в коллективе. При неблагоприятной среде улучшение климата ведет к повышению производительности труда, снижению заболеваемости.

Бытовая среда - это условия жизни в жилых помещениях. Включает физико-химические и биологические факторы, в том числе психологические. Складывается из внешних воздействий (природная радиация, транспортный шум, химический фон, загрязнение атмосферы, влажность и состав воздуха, влияние строи тельных конструкций и отделки, цвет стен, радиоактивность строительных материалов, пыль и т.п.) и факторов бытовой деятельности (квартирные шумы, запахи и т.д.). В бытовую среду включаются социальные факторы: отношения в семье, между соседями и т.п.

Отклонения от допустимых условий деятельности всегда сопровождаются воздействием негативных факторов на человека и принуждают его переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, что отрицательно влияет на производительность труда, ухудшает самочувствие, приводит к травмам и заболеваниям, а иногда и к гибели людей. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой.

Взаимодействие человека со средой обитания.

Человек и окружающая его среда в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют. При этом « жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии, информации (Закон сохранения жизни, Ю. Н. Куражковский.). С реда обитания может оказывать различное (благтворное или неблаготворное) влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие, работоспособность, отдых. В большинстве случаев выделяют несколько уровней воздействия на человека

Можно выделить следующие характерные состояния взаимодействия в системе «человек –среда обитания»:

1. Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания.

2. Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания.

3. Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды.

4. Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени может нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызывать разрушения в природной среде.

Первые два состояния взаимодействия системы «человек - среда обитания» соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а вторые два – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды, т. е. являются негативными.

Взаимодействие человека со средой обитания

Человек от рождения имеет права на жизнь, на отдых, охрану, окружающую среду, на труд. Οʜᴎ всœе гарантированы Конституцией РФ.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная некоторыми факторами – социальными, биологическими и т.п., способными оказывать воздействие на человека. Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии.

Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой – литосферы.

Техносфера – регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств, в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. К техносферам относятся условия пребывания людей в транспорте, в быту. Не нарушено 43,5, частично 27, нарушено 29,5. В Северной Америки 52,6 не нарушено, 18,8 частично нарушено, нарушено 24,9.

Сегодня человек живет в новых литосферных условиях. Одним из источником бедствий являются техногенные аварии.

Естественная опасность появляется при стихийных явлениях. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, современный человек непрерывно взаимодействует со всœеми средами обитания. В жизненном процессе взаимодействие основано на передаче информации. В соответствие с законами сохранения жизни, жизнь не может существовать только в процессе движения через живое тело существа, нужны энергия и информация.

Обмен потоками вещества и энергии характерен. Для техносферы характерны всœе виды энергии.

Основные подходы вещественных энергий (излучений): солнечная, звездная, планетная, космическое, астероидное, электрическое, магнитное.

Круговороты веществ в биосфере – система. Атмосферные, гидросферные системы.

Основные потоки в техносфере: Потоки сырья энергии, потоки продукции отрасли этой энергии, отходы этой энергии, бытовые отходы, информационные потоки, транспортные потоки, световые потоки, потоки вещества и энергии при техногенных авариях.

Основные потоки в социальной сфере: информационные потоки, людские потоки, потоки наркотических средств, алкоголя, основные потоки, выделяемые и потребляемые человеком в процессе жизнедеятельности, потоки кислорода, пищи, воды, иных веществ.

Потоки масс энергии и т.п. распределяются по всœему пространству. Любое превышение уровней потока возлагает неблагоприятные последствия. Изменяя величину любого потока, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия. Эти состояние – комфортное, допустимое, опасное, чрезвычайно опасное.

Комфортное или оптимальное состояние – когда потоки соответствуют оптимальным условиям, создают максимальные условия для высшей работоспособности и отдыха и т.п, выступает гарантом сохранения здоровья человека.

Допустимое – потоки воздействия на человека и среду обитания не оказывают никакого влияния негативного, но приводят к дискомфорту.

Опасное – потоки превышают допустимые уровни, оказывают негативное воздействие. Всё это приводит к деградации жизни.

Чрезвычайно опасное – потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушение природной деятельности.

Последние два недопустимы для нормальной жизнедеятельности.

Допустимые нормы – они могут изменяться в широких пределах. При уровнях звука до 30-35 Дц, человек чувствует себя комфортно. При уровне звука до 50, здоровье не ухудшается. Эти значения уровня звука соответствуют нормам. Дальнейший уровень, свыше 80 при длительных воздействиях, может привести к глухоте, свыше 140 – травмирование человека. Свыше 160 – точное травмирование.

Воздействие среды обитания на человека должна быть позитивным или негативным. Характер воздействия определяют параметры.

Взаимодействие человека со средой обитания - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Взаимодействие человека со средой обитания" 2017, 2018.

  • 3. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
  • 4. Мотивация риска
  • 5. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
  • 6. Основные причины деградации окружающей среды
  • 7. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы.
  • Тема 3. Взаимодействие человека и техносферы. План
  • 1. Понятие техносферы.
  • 2. Структура техносферы и ее компонентов
  • 3. Генезис техносферы.
  • 4. Объекты защиты.
  • 5. Проблемы в системах безопасности.
  • Тема 4. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. План
  • 1. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 2. Вредные и опасные негативные факторы
  • 3. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания.
  • 3.1.1. Органы чувств
  • 3.1.2. Нервная система
  • 3.1.3. Гомеостаз и адаптация
  • 3.1.4. Естественные системы защиты организма
  • 4. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления.
  • Тема 5. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. План
  • 1 . Основные принципы защиты от опасностей.
  • 2. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 4. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.
  • Тема 6. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
  • 1. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности.
  • Организация рабочего места
  • Техническая эстетика
  • Метеорологические условия на производстве
  • Освещение
  • Светотехнические величины
  • Основные зрительные функции
  • Тема 7. Психо-физиологические и эргономические основы безопасности
  • 1. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
  • 2. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика.
  • 3. Виды и условия трудовой деятельности.
  • Тема 8. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации План
  • 1. Классификация чрезвычайных ситуаций
  • 2.Фазы развития чрезвычайных ситуаций
  • 3. Негативные факторы при чрезвычайных ситуациях
  • 4. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
  • Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности
  • 1. Правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности
  • 1.1. Законы и подзаконные акты.
  • 1.2. Нормативно-техническая документация (нтд).
  • 2. Система контроля требований безопасности и экологичности
  • 2.1.Управление охраной окружающей природной среды.
  • 2.2. Управление охраной труда.
  • 2.3. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности
  • 2.3.1. Экологическая экспертиза.
  • 2.2.2. Экологический контроль на предприятии.
  • 2.3.3. Экспертиза безопасности.
  • 2.4.4. Государственная экспертиза условий труда.
  • 3. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности
  • 4. Международное сотрудничество
  • 2. Взаимодействие человека со средой обитания.

    Человек и окружающая его среда в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют. При этом « жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии, информации (Закон сохранения жизни, Ю. Н. Куражковский.). С реда обитания может оказывать различное (благтворное или неблаготворное) влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие, работоспособность, отдых. В большинстве случаев выделяют несколько уровней воздействия на человека

    Можно выделить следующие характерные состояния взаимодействия в системе «человек –среда обитания»:

    1. Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания.

    2. Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания.

    3. Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды.

    4. Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени может нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызывать разрушения в природной среде.

    Первые два состояния взаимодействия системы «человек - среда обитания» соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а вторые два – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды, т. е. являются негативными.

    3. Понятия «опасность», «безопасность».

    С первых лет своего образования предмет БЖД развивается в рамках общей теории безопасности, которая имеет множество понятий и определений.

    Безотносительно уровней все негативные воздействия в системе "человек - среда обитания" принято называть опасностями. Это одно из ключевых понятий теории безопасности.

    Опасность - возможность, угроза действия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного. Опасность - это возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что это приведет к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития. Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, информации, полей, способное причинять ущерб, вред самой материи.

    Понятию "опасность" противопоставлено понятие "безопасность".

    В самом общем виде безопасность - это отсутствие опасности. Содержание безопасности поясняется при рассмотрении возможных опасных и вредных факторов жизнедеятельности, реальной опасной ситуации, конкретных экстремальных условий и т.д. Для понимания содержательного наполнения понятия "безопасность" важно обратить внимание на слова, используемые для обозначения противоположных безопасности состояний и процессов: "нежелательные последствия","негативное влияние", "потери", "ущерб", "вред", "беда" и т.д. Следует отличать опасные и вредные факторы, которые приводят к нежелательным последствиям, и сами нежелательныепоследствия в виде вреда человеку и обществу. Иногда разные опасные факторы могут привести к одному и тому же ущербу. Наоборот, один и тот же опасный фактор в разных условиях приводит нередко к различному ущербу или вообще не приводит к потерям.

    Как опасные и вредные факторы, так и негативные последствия по своему наполнению могут быть самыми разными. Вред могут причинить самые разнообразные по содержанию, интенсивности и масштабам явления, выделяемые в курсе БЖД по различным основаниям: природные, техногенные, социальные и т.д.

    Ущерб в опасных ситуациях может быть физическим, моральным или материальным. Ущерб причиняется явлениям и процессам, которые значимы для человека и фиксируются в его сознании как ценность. И чем выше в сознании человека ценность, которой причинен ущерб, тем больше вред, который этот человек усматривает в этом ущербе. К ценностям, ущерб которых представляет опасность для человека и общества, относятся не только физические (витальные), нравственные (моральные) и материальные (экономические) ценности, но и ценности этические, религиозные, национальные, политические, идеологические, научные, экологичекие и т.д. Данную тенденцию отражает конкретное содержание курса БЖД, в котором раскрываются разнообразные по содержанию факторы риска и различные средства защиты в экономической, политической, культурной сферах, в семейных, производственных отношениях, в воинских, учебных коллективах и т.д.

    В общем плане под вредными и опасными факторами понимаются обстоятельства, оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и общество.

    Вредные факторы - обстоятельства, негативно действующие на человека и общество, причиняющий вред весь период взаимодействия с человеком, группой людей. Для вредных факторов характерна постепенность, протяженность во времени влияния на людей и общество.Например, вредным является табачный дым в помещении(ущерб причиняется физическому здоровью), неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе(причиняется моральный и психологический ущерб) и т.д.

    О пасные факторы - обстоятельства, которые могут вызвать несчастье, нанеси вред человеку, ущерб(экономический, физический, нравственный и т.д.). Например, опасно входить в помещение, заполненное табачным дымом, так как он способен причинить вред здоровью.

    Вредные и опасные факторы могут привести к возникновению различных ситуаций, являются их причинами. Под ситуациями целесообразно понимать естественные сегменты социальной жизни, для которых характерны место, время, субьекты, содержание их деятельности, социальный контекст. Ситуации бывают различными. С точки зрение предмета БЖД наибольший интерес представляют опасные (имеющие опасные факторы, т. е. возможно причинение ущерба человеку, обществу), экстремальные (опасность столь велика, что для ее преодоления нужно действовать на пределе возможностей) и чрезвычайные (когда опасность уже проявилась, вплоть до прямого ущерба людям и окружающей среде) ситуации.

    Термин «риск» имеет несколько значений. Термины отличаются по содержанию. Риск в терминологии страхования используется для обозначения предмета страхования промышленного предприятия или фирмы, страхового случая наводнения, пожара, взрыва, страховой суммы опасности в денежном выражении или собирательный термин для обозначения нежелательных и неопределенных событий. Экономисты и статисты, которые сталкиваются с этими вопросами, понимают риск как меру возможных последствий, которые проявятся в определенный момент в будущем. В психологическом словаре риск – действие, направленное на привлекательную цель, достижение, которой связано с элементами опасности, угрозой потери, ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности и неблагоприятных последствиях, определяемая сочетанием вероятности и величины неблагоприятных последствий. Несколько определений термина описывает риск, как возникновение несчастного случая. Несчастные случаи: опасность, авария, катастрофа. Несчастные случаи происходят при определенных условиях производства или окружающей человека атмосферной среды. Определения как значение активной деятельности субъекта, объективные свойства окружающей среды..Общим во всех приведенных представлениях включает событие. Будет нежелательное событие или не будет нежелательного события. Обычно вероятностная мера техногенных возникновений и природных явлений, сопровождающихся возникновением, формированием и действием опасностей нанесенного при этом социального экономического и технологического вреда. Риск, обычно, вероятностная мера возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся возникновением, формированием и действием опасностей, нанесенного при этом социального, экономического, экологического видов ущерба и вреда..Под риском понимают ожидаемую чистоту или вероятность возникновения опасностей определенной категории, размер ущерба, вреда от нежелательного события, некоторую комбинацию величин.

    Риск фактически есть мера опасности. Используют понятие степень риска.

    Понятие степень риска (Level of risk) - не отличается от понятия риск.

    Степень риска – измеряемая величина.

    Термин риск используется в настоящее время при анализе опасностей и управлением безопасностью (риском технологических процессов) и производством.

    Формирование опасных и чрезвычайных ситуаций – результат определенной совокупности факторов риска, порождаемых соответствующими источниками.

    Применительно к безопасности жизнедеятельности таким событием может быть смерть человека, авария или катастрофа технической системы или устройства, загрязнения или ухудшения экологической системы, гибель группы людей, возрастания смертности населения, увеличение затрат на безопасность.

    Каждое нежелательное событие может возникнуть по отношению к определенной жертве - объекту риска.

    Различают индивидуальный, технический, экологический, социальный и экономический риски.

    Технический. Технические системы и объекты. Нарушение правил эксплуатации и технических систем и объектов. Авария, взрыв, катастрофа, пожар. Антропогенные экологические катастрофы, технические бедствия.

    Экологический. Экологические системы. Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные чрезвычайные ситуации. Антропогенные, экологические катастрофы, стихийные бедствия.

    Социальный. Социальные группы. Чрезвычайная ситуация. Снижение качества жизни. Групповые травмы. Заболевания. Гибель людей. Рост смертности.

    Экономический. Материальные ресурсы. Повышенная опасность производства. Повышенная опасность природной среды. Увеличение затрат на безопасность. Ущерб от недостаточной защищенности.

    Индивидуальный. Человек. Условия жизнедеятельности человека. Заболевания. Травма. Инвалидность. Смерть.

    Индивидуальный риск обусловлен вероятностью реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных ситуаций.

    Источниками индивидуального риска являются: 1. Внутренняя среда организма человека: старение,социальная экология, некачественный воздух, вода, продукты питания, вирусные инфекции, бытовые травмы, пожары, профессиональная деятельность. Опасные и вредные производственные факторы: транспортные сообщения, аварии и катастрофы транспортных средств, столкновения с человеком транспорта. авария, катастрофа, непрофессиональная деятельность, спорт. Социальная среда: вооруженный конфликт, убийство. Окружающая природная среда: землетрясение, извержение вулкана, наводнение, оползни, ураган и другие стихийные бедствия.

    Технический риск. Ошибки в определении эксплутационных нагрузок. Неправильный выбор конструктивных материалов. Недостаточный запас прочности. Отсутствие в проектах технических средств безопасности. Некачественная доводка конструкций. Технологии. Документации по критериям безопасности. Серийный выпуск небезопасной техники. Отклонение от заданного химического материалов. Недостаточная точность конструктивных размеров. Нарушение режимов термической и химико – термической обработки, деталей. Нарушение регламентов сборки и мантажа конструкций и машин. Нарушение правил безопасной эксплуатации технических систем.

    Использование техники не по назначению. Нарушение паспортных проектных режимов, эксплуатации. Несвоевременные профилактические осмотры и ремонты. Нарушения требований транспортирования и хранения. Ошибки персонала. Слабые навыки действия в сложной ситуации. Неумение оценивать информацию о состоянии процесса. Слабое знание сущности происходящего процесса. Отсутствие самообладания в условиях стресса. Недисциплинированность.

    Экологический риск. Экологический риск выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушение дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результат антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия.

    Источники и факторы социального риска. Урбанизация экологически неустойчивых территорий. Поселение людей в зонах возможного образования повышенной сейсмичности. Промышленные технологии и объекты опасности. Аварии на АЭС, ТЭС, химических комбинатах, путепроводах. Техногенное загрязнение окружающей среды. Социальные и военные конфликты. Боевые действия. Применение оружия массового поражения. Эпидемии. Распространение вирусных инфекций. Неудовлетворительные жилищно бытовые условия.

    Экономический риск определяется соотношением пользы и вреда, получаемых обществом от рассматриваемого вида деятельности.

    Опасная ситуация - совокупность опасных факторов, способных причинить ущерб человеку, окружающей среде.

    Экстремальная ситуация - обстановка на определенной территории, при которой опасность для человека, окружающей среды настолько велика, что для ее устранения требуются огромные усилия.

    Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной ситуации, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    В процессе жизнедеятельности человек попадает в ситуации различного вида и типа. В зависимости от роли самого человека в возникновении опасности и от того, насколько реально причинение вреда, ситуации могут быть безопасными, когда они не содержат предпосылок к причинению вреда человеку; потенциально опасными (субьективно или обьективно); реально опасными и др.

    Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Анализ реальных ситуаций, событий и опыта позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере:

    1. Любая деятельность потенциально опасна и в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, основная задача - свести риски к минимуму.

    2. Техногенные опасности существуют, если потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Соблюдение предельно допустимых значений этих потоков сохраняет безопасные условия жизнедеятельности человека и уменьшает негативное влияние техносферы на природную среду.

    3. Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за ошибок обслуживающего персонала, наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем.

    4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Они существуют везде и всегда при использовании любых технических систем, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.).

    5. Техногенные опасности одновременно оказывают негативное воздействие на человека, социум, природную среду и элементы техносферы. Человек и окружающие его природа, общество и техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек - общество - техносфера - природная среда».

    6. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям, деградации природной среды, социальным проблемам. Воздействие вредных факторов, как правило, длительное; оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к изменению и уничтожению представителей флоры и фауны. Травмоопасные воздействия возникают при авариях и катастрофах, при взрывах, разрушениях зданий и сооружений. Зоны таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно их распространение на значительные территории (например, авария на Чернобыльской АЭС).

    7. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием технических объектов, являющихся источниками опасности; увеличением расстояния между источниками опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

    8. Компетентность людей, знание опасностей и способов защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности. Рост техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный -с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

    9. Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно. Наибольшие трудности в ограничении размеров зон воздействия опасных факторов имеют место при эксплуатации систем повышенной энергоемкости (хранилищ углеводородов, химических производств, АЭС и т. п.). При авариях на таких объектах опасные зоны охватывают, как правило, не только производственные зоны, но и зоны пребывания населения. Основными направлениями снижения опасности подобных объектов являются:

    Совершенствование систем безопасности объектов;

    Уменьшение размеров опасных объектов;

    Дистанцирование промышленных и жилых зон;

    Активное использование защитных систем и устройств;

    Непрерывный контроль источников опасности;

    Достижение высокого профессионализма операторов технических систем;

    Массовое обучение населения основам безопасности жизнедеятельности, решение насущных социально-бытовых потребностей.

    Иногда при рассмотрении проблемы подготовки студентов к опасным ситуациям авторы учебников не поясняют, какие именно ситуации (потенциальные или реальные) они имеют в виду. Между тем готовность к активным, адекватным действиям в реальной опасной ситуации (при пожаре, наводнении, нападении хулигана и т.д.) не всегда означает готовность к правильным действиям в потенциально опасной ситуации. Другими словами, плохо подготовленный человек своими действиями в потенциально опасной ситуации способен причинить реальный ущерб и себе, и окружающим.

    Подводя краткий итог вышесказанному, можно заключить следующее:

    Понятие "безопасность" служит критерием(мерой оценки) защищенности человека и общества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий);

    Безопасность как объективная реальность проявляется в отсутствии или минимальном (достаточно низком, чтобы быть приемлемым для конкретного человека в конкретной ситуации) уровне риска возникновения ущерба интересам человека (здоровью, материальному благополучию и т. д.)

    Не вызывает сомнения, что безопасность жизнедеятельности зависит и от внешней среды, и от самого человека, от его умения не попадать в опасные ситуации, готовности к принятию мер защиты, культуры безопасности.

    "