Геометрия

«Газпром» начинает операцию «Посейдон. «Газпром» возрождает «Южный поток Газопровод через черное море на какой глубине

«Газпром» начинает операцию «Посейдон. «Газпром» возрождает «Южный поток Газопровод через черное море на какой глубине

Газопровод «Голубой поток», спроектированный специалистами ОАО «Гипроспецгаз», - выдающееся газотранспортное сооружение, не имеющее мировых аналогов.

Его задача - прямая транспортировка добытого на территории России природного газа в Турцию по дну Черного моря, минуя третьи страны. Создание высокотехнологичного газопровода потребовало объединенных усилий лучших научно-технических сил России, Италии, Нидерландов, США, Франции, Норвегии, Японии и других стран.

«Голубой поток» дал мощный импульс развитию мировой газовой индустрии, а также подтвердил позицию России как крупнейшего мирового поставщика газа.

В чем особенность «Голубого потока»? Прежде всего, неординарен его природный рельеф, где горы сменяются равнинами, суша - морем. В Краснодарском крае с его живописной природой трубопровод проходит в непосредственной близости от природоохранных зон. Генеральный директор ОАО «Гипроспецгаз» А.В. Сергиенко отмечал: «Поистине уникален ряд технических параметров газовой реки. Так, максимальная глубина закладки трубы подводного участка «Голубого потока», действующего в условиях агрессивной сероводородной среды, - 2 150 метров, что на треть превышает глубину существующих в мире подводных трубопроводов. Особого внимания заслуживают строительные объекты, возведенные на пути газовой магистрали. Это установленная на морском участке одна из крупнейших в мире и уникальная по своим характеристикам компрессорная станция «Береговая» мощностью до 150 мегаватт которая позволяет достигать на выходе давления до 250 атмосфер. Диаметр трубы на равнинных и горных частях сухопутных участков составляет соответственно 1400 миллиметров и 1200 миллиметров, на морском участке - 610 миллиметров.

Помимо этого, впервые в практике нефтегазовой отрасли России на горном участке сухопутной части магистрали были сооружены тоннели под хребтами Большого Кавказа Безымянный и Кобыла общей протяженностью 3260 метров. Расчетная стоимость этого мегапроекта - около 3,3 миллиарда долларов США».

Строительство столь важного и необычного трубопровода велось по созданному в ОАО«Гипроспецгаз» инженерному проекту, который дополнил уже действующий газотранспортный коридор из России в Турцию, проходящий через территории Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии.

Реализация проекта началась 15 декабря 1997 года, когда было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение, по которому Газпром в течение 25 лет обязался поставить в Турцию по новому трубопроводу 365 миллиардов кубометров природного газа, с выходом к 2010 году на максимальный уровень - 16 миллиардов кубометров в год. В феврале 1999 года Газпром и итальянская компания ЭНИ (ENI) подписали Меморандум о взаимопонимании по совместному участию в реализации проекта «Голубой поток», а 16 ноября того же года в Нидерландах была на паритетных началах зарегистрирована российско-итальянская компания специального назначения Blue Stream Pipeline Company.

«Голубой поток» протяженностью 1213 километров, проектирование которого взял на себя генеральный подрядчик ОАО «Гипроспецгаз», условно делится на три участка.

Первый - это трубопровод на российском сухопутном участке диаметром 1400 миллиметров на равнинной части и 1 200 миллиметров - на горной. Он протянется на 370 километров - из района Изобильного Ставропольского края в район Джубги Краснодарского края на побережье Черного моря.

Затем следуют: компрессорная станция «Ставропольская», КС «Краснодарская», на которой расположена установка подготовки газа к транспорту, КС «Береговая», два параллельно идущих газопровода морского участка диаметром 610 миллиметров и длиной 396 километров, установка подготовки газа - и так до турецкого города Самсун. И снова - сухопутный участок от Самсуна до Анкары длиной 444 километра.

Строительные работы по проекту «Голубой поток» начались в 1998 году. Сооружение российского сухопутного участка газопровода вело ОАО«Газпром», турецкого - компания «Боташ». Для обустройства морского участка были привлечены специалисты итальянского энергетического концерна ENI и компании Saipem. Строили «Голубой поток» несколько тысяч высококлассных специалистов из России, Италии и Турции.

«Голубой поток» - это проект, побивший множество рекордов, в том числе и по скорости укладки, - подчеркивал управляющий итальянской нефтегазовой группы «ЭНИ» Паоло Скарони. - В среднем в течение дня укладывалось 300 метров труб, а иногда и около 500 метров. При этом укладчики выдерживали высокий уровень точности, а работы не прекращались даже в плохую погоду.

Особые трудности проекта связаны с прокладкой труб на большой глубине в агрессивной сероводородной среде. Так что при строительстве применялись исключительно строгие критерии как в том, что касалось технических сложностей, так и для обеспечения оперативного функционирования труб в коррозионной морской среде».

Необходимым условием разработки проекта «Голубой поток» стало широкое применение новейших достижений научнотехнического прогресса, передовых наукоемких технологий и оборудования. Остановимся лишь на некоторых из них. При подготовке газа к транспорту была применена технология, надежно обеспечивающая безгидратный и однофазный транспорт газа по подводной части газопровода. Эта технология в настоящее время признана в мировой практике наиболее экономичной и надежной. Установка подготовки газа к транспорту оснащена современной системой управления.

Можно также отметить новаторскую нормативную базу, оборудование инженерно-изыскательских работ на морском участке, трубоукладочный комплекс морского участка, каскадное компримирование с использованием сверхвысокого давления на российской стороне, технологии глубокой осушки газа.

К несомненным инновациям надо отнести применение на КС «Ставропольская» новой установки подготовки топливного, пускового и импульсного газа с блоками индивидуальной разра ботки и широкое применение наклонно-направленного бурения при строительстве подводных переходов на российском участке, и рекордную по своим параметрам КС «Береговая».

Это также использование труб из высококачественной коррозионно-стойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием, пневматическое испытание горных участков газопровода, проверка газопровода методом стресс-теста, сооружение противооползневых сооружений на 17 оползневоопасных участках, бетонирование прибрежных участков газопроводаю.

И это далеко не полный список инноваций. Среди них - новая методология, использованная в ходе проектирования. Она реализована в стандарте DNV OS-F101 для морских трубопроводов, охватывающем все аспекты трубопроводных проектов, вплоть до страхования поставок. Данный стандарт также дает единые критерии и является руководящим материалом на всех этапах жизненного цикла проекта, вплоть до демонтажа выработавшей свой ресурс системы.

Применение его в России позволяет предъявлять единые международные требования обеспечения безопасности подводных трубопроводных систем, создает основу для цивилизованных контрактных отношений между всеми участниками реализации проектов.

Не менее примечательно и научно-исследовательское судно для контроля прокладки морского участка трубопровода, созданное Газфлотом специально для «Голубого потока». «Академик Голицын» может выполнять полный цикл исследовательских работ для глубоководных морских трубопроводов.

По достоинству оценили специалисты и УПТИГ - новую установку подготовки топливного, пускового и импульсного газа с блоками индивидуальной разработки. Она спроектирована и применена специалистами ОАО «Гипроспецгаз» на КС «Ставропольская». Внедрение УПТИГ на объектах ОАО «Газпром» позволяет существенно сократить затраты на строительно-монтажные работы за счет снижения габаритных размеров здания, оптимального подбора типоразмеров оборудования. Новые технические решения, заложенные на стадии проектирования КС «Голубого потока», позволили использовать их для широкого внедрения на вновь проектируемых и реконструируемых объектах ОАО «Газпром». УПТИГ запроектированы, а частично строятся на ряде КС, среди которых «Торжокская», «Смоленская», «Крупская» газопровода Ямал - Европа; КС «Шатрово» - Уренгой - Челябинск; «Краснодарская» - Россия - Турция.

Целым рядом преимуществ обладает и способ наклонно-направленного бурения (ННБ). Он позволяет прокладывать трубопровод ниже прогнозируемых русловых деформаций, что надежно защищает его от любых механических повреждений. Этот метод сохраняет естественный режим водной преграды при строительстве и эксплуатации трубопровода, что соответствует повышенным экологическим требованиям и имеет особое значение для рыбного хозяйства.

При ННБ нет необходимости в дноуглубительных, подводно-технических, водолазных и берегоукрепительных работах, на которые приходится более 50% стоимости перехода. Только за счет исключения строительства резервных ниток строители «Голубого потока» сэкономили около 6 километров труб и 24 крана запорной арматуры. ННБ исключает взрывные работы по рыхлению плотных грунтов для последующего рытья подводной траншеи. При нем возможно строительство перехода в любое время года. Переходы через реки, выполненные методом ННБ, дают экономию в 2 миллиона 63 тысячи рублей на 1 километр трассы.

Многие инновации инженерам приходилось внедрять прямо по ходу проекта. Так было, например, с одной из технических новинок газопровода - интеллектуальными вставками на горном и морском участках. Что это за приборы? Дело в том, что трасса на горном отрезке пересекает зоны оползней, тектонических разломов. Как отметила начальник трубопроводного отдела О.А. Майорова, мониторинг подобных участков потребовал пересмотра традиционных технических решений и внедрения передовых достижений инженерной мысли, которые можно назвать новаторскими для газовой промышленности России.

Так, был предложен новый вид мониторинга - контроль напряженно-деформированного состояния газопровода с помощью интеллектуальных вставок, разработанных специалистами ДОАО «Оргэнергогаз» с использованием опыта немецкой компании Ruhrgas и примененных в проектах Гипроспецгаза.

Интеллектуальная вставка представляет собой патрубок, оборудованный датчиками и блоком вторичных преобразователей. Изготавливается вставка из трубы, обладающей теми же техническими характеристиками, что и сам трубопровод, а затем вваривается в него.

Датчики, которыми начинена вставка, измеряют необходимые параметры, а упакованная в герметический контейнер электронная аппаратура блока вторичных преобразователей обрабатывает, а затем передает эти параметры в систему телемеханики газопровода. Сам контейнер находится на глубине, защищенной от случайных внешних воздействий. Передача информации от интеллектуальной вставки поступает непосредственно в систему телемеханики газопроводов с передачей данных на КС «Краснодарская» или путем периодического сбора информации. По такому же принципу действуют и интеллектуальные вставки, призванные следить за состоянием трубопровода на морском дне.

Назовем лишь часть средств, сэкономленных от внедренных инноваций при строительстве «Голубого потока». Подземная прокладка на переходах через тектонические разломы дает экономию в размере 4 миллиона 250 тысяч рублей на 1 километр трассы. Установка полимерно-контейнерных балластических устройств (ПКБУ) для газопроводов больших диаметров сэкономила 279 тысяч рублей на 1 километр трассы. Применение контейнерных утяжелителей (КТ) для газопроводов малых диаметров уменьшило затраты на 770 тысяч рублей на 1 километр трассы. Применение новых блочных установок подготовки топливного, пускового и импульсного газа с блоками разработки ОАО«Гипроспецгаз» только на одну КС снижает стоимость строительно-монтажных работ на 14 миллионов рублей. Применение магистральных волоконно-оптических линий связи и цифровых радиорелейных линий связи (ЦРРЛ) позволяет экономить 166 тысяч рублей ежегодно для одного канала 64 мегабит в секунду при его протяженности от 600 до 1200 километров.

Эффект при эксплуатации 1 километра ЛЭП с применением изолированных проводов 10 кВ составит 12,2 тысячи рублей в год, а для 0,4 кВ - 2,9 тысячи рублей. Система электрохимической защиты КС, построенная на принципах локальной защиты, даст экономию на 1 километр трассы в размере 171,6 тысячи рублей и для одной КС - 227 тысяч рублей.

Применение АСУТП управляющего типа позволит повысить производительность газопровода на 0,5%, снизить удельные затраты энергоресурсов на транспорт газа до 5%; повысить эффективность использования ГПА на 5-6%. И список этот далеко не полон! Запуск первой очереди компрессорной станции «Береговая» на газопроводе «Голубой поток», сооружение которой началось в августе 2001-го, строители отметили в конце 2005 года. Отметили торжественно, празднично. Им было чем гордиться. Вводимые мощности первой очереди КС «Береговая», включающие три газоперекачивающих агрегата и два турбогенератора, позволили полностью обеспечить контрактные объемы поставок газа в Турцию. Всего же на КС, в соответствии с проектом, будут работать шесть ГПА и три турбогенератора.

В торжественных мероприятиях приняли участие делегация Газпрома, а также представители итальянского концерна ENI, администрации Краснодарского края, BSPC, строительных организаций.

«Практически компрессорная станция была готова в полном объеме уже в декабре 2005 года. К этому времени к запуску были подготовлены все шесть ГПА.

Строительство станции обошлось в 320 миллионов долларов США, проектная мощность составляет 16 миллиардов кубометров газа в год.

Здесь обеспечен высокий уровень информатизации и должный уровень безопасности, - заметил член правления, начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» Богдан Будзуляк, пояснив, что КС эксплуатируется Газпромом, в связи с чем здесь применяются системы безопасности компании. - Ввод компрессорной станции «Береговая» не только обеспечивает технические условия для увеличения поставок газа по «Голубому потоку», но и обогащает российских газовиков ценным опытом эксплуатации газотранспортных систем на морских участках. Это позволит с высокой степенью надежности эксплуатировать газопровод «Северный поток», строительство которого начинается уже в этом году».

Газопровод «Голубой поток» был введен в эксплуатацию 30 декабря 2002 года, а 20 февраля 2003-го начались коммерческие поставки российского газа в Турцию.

Прошло полтора года безупречной, бесперебойной работы «Голубого потока», и 17 ноября 2005 года президент России Владимир Путин, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган и глава Правительства Италии Сильвио Берлускони встретились в Турции для его торжественного открытия. Похоже, руководители трех стран сначала дали миру посмотреть, насколько безотказно работает новый трехсторонний проект, а затем собрались вместе, чтобы обсудить дальнейшие перспективы сотрудничества в энергетической отрасли.

Лидерам России, Турции и Италии наглядно продемонстрировали схему путей транспортировки российского газа на экспорт, напомнив, что после реализации проекта «Голубой поток» страновые риски фактически свелись к минимуму, поскольку газ напрямую отправляется из России в Турцию.

На официальной церемонии открытия Владимир Путин поблагодарил более 100 тысяч человек, которые работали над реализацией крупнейшего проекта. Президент назвал пуск «Голубого потока» «важным шагом к созданию единого энергетического пространства Европы, укреплению ее энергобезопасности, диверсификации поставок энергетического сырья к основным его потребителям».

Владимир Путин также указал на возможность строительства дополнительной ветки газопровода «Голубой поток» по дну Черного моря для поставок газа в Южную Италию, на юг Европы и в Израиль.

Когда премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган выразил надежду, что «Голубой поток» как первый этап создания северо-восточного энергетического коридора будет господствовать и дальше при осуществлении проектов строительства газо- и нефтепроводов, равно как и других программ, президент России Владимир Путин подчеркнул: «Мы должны довести «Голубой поток» до проектной мощности - 16 миллиардов кубометров газа в год - и не исключаем возможности строительства новой газопроводной линии. Не исключаем мы и возможности строительства нефтепроводов, причем, на разных направлениях.

Мы готовы строить крупные подземные газохранилища на территории Турции, готовы входить в газораспределительные сети в ходе приватизации, готовы использовать строящиеся газопроводы на территории Турции и принимать участие в строительстве новых, чтобы транспортировать наши энергоресурсы через территорию Турции в третьи страны, в том числе в Южную Европу».

Если в 2004 году по «Голубому потоку» потребителям Турции было поставлено 3,2 миллиарда кубометров газа, то в 2005-м транспортировка углеводородного сырья достигла уже 6 миллиардов кубометров, в 2006-м - 8 миллиардов, а в 2007-м - 10. В 2008 году она должна подойти к 12 миллиардам кубометров газа, в 2009-м - к 14. А к 2010 году, согласно расчетам, газопровод выйдет на проектную мощность.

Сергей Александрович КАУФМАН , заместитель главного инженера, главный инженер проектов Сергей Александрович Кауфман в 1988 году окончил Ленинградский политехнический институт по специальности «гидротехническое строительство речных сооружений и гидроэлектростанций». В Гипроспецгаз был принят в 1996-м на должность заместителя главного инженера проекта. Сергей Александрович занимался проектированием газопровода Ямал - Европа. В том же году под проект газопровода Россия-Турция, важнейшего для нашей страны на тот момент, было создано новое бюро главных инженеров (БГИ-5), которое занималось разработкой технико-экономического обоснования строительства газопровода «Голубой поток». Здесь С.А. Кауфман работал сначала в качестве заместителя ГИПа, затем ГИПа и далее - руководителя БГИ. В настоящее время является заместителем главного инженера института. Сергей Александрович-кандидат технических наук. За успешную разработку уникального проекта «Голубой поток» Россия - Турция удостоен Памятного серебряного знака ОАО «Стройтрансгаз» II степени, а также почетной грамоты ОАО«Газпром».

Без пропагандистской помпы, телекамер и присутствия высоких персон «Газпром» наконец-то приступил к прокладке многострадального газопровода по дну Черного моря. И в самом деле, чего поднимать рекламную шумиху, когда хвастать то особо нечем.

Первоначальный «Южный поток» переименовали в «Турецкий поток», полагая, что сменив название и направление, можно будет обойти препоны, выдвинутые бюрократами Евросоюза. Однако несговорчивость турок по цене на российский энергоноситель, а потом конфликт из-за сбитого Су-24 отодвинули начало строительства на два года.

Мало того, пришлось внести существенные коррективы в проектную мощность. Вместо четырех ниток газопровода общим объемом в 63 млрд. кубов осталось две — примерно 33 млрд. кубометров. Одна из них предназначена собственно для Турции, другая — для потребителей в Южной и Юго-Восточной Европе. Если с турецкой ниткой все ясно (ее то и начали прокладывать), то судьба европейской пока находится в полном тумане.

Предполагалось, что поскольку владельцем второй транзитной трубы от черноморского побережье до границы Греции будет турецкая сторона, то это снимет все претензии ЕС к «Газпрому» в рамках З-го Энергопакета, не допускающего совмещать в одном лице роли продавца и поставщика энергоресурсов. Получался почти беспроигрышный вариант, который, гляди, со временем мог бы позволить проложить еще две нитки газопровода и довести поставки газа в Европу до желаемого объема.

Только эти планы не учли амбиции турецкого президента Эрдогана. Он, выстраивая систему личной авторитарной власти, пошел на открытый конфликт с Западом. Из-за референдума по конституции глава Турции поругался с рядом ведущих стран ЕС.

В предвыборной риторике Эрдоган не только обвинил Голландию в фашизме, Германию в сохранение нацистских порядков, но, упрекая Брюссель в сознательном затягивании принятия Турции в ЕС, грозился разорвать соглашение по ближневосточным мигрантам и больше не сдерживать нелегальный поток беженцев. Такое вряд ли скоро забудется.

Острую критику у европейцев вызвали и массовые репрессии турецких властей по отношению к инакомыслящим. Десятки тысяч учителей, судей, адвокатов не просто лишились работы - многие из них оказались за решеткой как возможные сторонники проповедника Гюлена, который объявлен главным идеологом и организаторам провалившегося путча военных в июле 2016 года.

Также западная общественность серьезно обеспокоилась ограничениями демократических прав в Турции и, прежде всего, наступлением на свободу слова. Страна вышла на первое место в мире по количеству арестованных журналистов. Закрыты десятки оппозиционных теле- и радиостанций, газет и журналов.

До самого низкого уровня опустились немецко-турецкие отношения. Не прекращается дипломатическая перепалка между Веной и Анкарой. Турки, в частности, отказались от совместного участия с австрийскими военными в учениях НАТО.

Не в лучшем виде оказались греко-турецкие отношения. Афины не стали выдавать турецких солдат, сбежавших на их территорию после неудавшегося переворота. Анкары ответила гневными нотами протеста.

Все эти факторы, по мнению международных экспертов, могут оказать политическое влияние на принятие Брюсселем решения о судьбе российского газа, когда он окажется на греческой границы. При этом главной будет не проблема растущей энергозависимости Европы от России, а целесообразность транзитной трубы через Турцию, что можно расценить как поддержку европейцами режима Эрдогана.

В Москве, похоже, тоже осознали реальность такой перспективы. Недаром в последнее время активизировался зондаж о возвращении к болгарскому варианту газопровода. Хотя в январе 2015 года время глава «Газпрома» в категоричной форме заявил, что тема «Южного потока» закрыта окончательно. Теперь пришлось взять свои слова обратно.

На петербургском международном экономическом форуме болгарский министр энергетики Теменужка Петкова и Алексей Миллер подписали «дорожную карту», подразумевающую участие российского концерна в развитии газотранспортной системы Болгарии.

София вот уже два года вынашивает идею строительства на территории страны межрегионального газового коннектора «Балкан», чтобы связать воедино все трубопроводы Балканского полуострова. Основная проблема проекта заключалось в том, что где взять газ и найти инвесторов. Самой Болгарии в одиночку было не потянуть строительство стоимостью в 2 миллиарда евро.

Еврокомиссия отнеслась благосклонно к предложению Болгарии, однако кроме словесного одобрения денег не обещала. Премьер Бойко Борисов, общаясь с президентом Владимиром Путиным по телефону, пытался заинтересовать Россию идеей газового хаба. Не удалось. Слишком радужной была вера Кремля в будущее «Турецкого потока».

Тем не менее, болгары не теряли надежды. Как выяснилось, не напрасно. Еще, правда, предстоит убедить Брюссель дать твердые письменные гарантии (в московской редакции «железобетонные») того, что он не возражает против усеченного варианта «Южного потока».

Болгарская сторона полагает, что ей удастся решить этот вопрос. По крайней мере, Борисов уже начал готовить почву. Он, находясь с официальным визитом в Берлине, постарался привлечь в союзники канцлера Меркель, подробно рассказав ей о планах строительства хаба «Балкан» и о его значение для всего региона Юго-Восточной Европы.

Мировое сообщество признает бесспорный факт способности РФ проложить трубопровод по морскому дну и успешно начать его эксплуатацию. Успех был достигнут в реализации проекта «Северный поток» в акватории Балтийского моря.

На очереди - «Южный поток», но акватория - уже Черного моря. Способна ли РФ построить газопровод с эксплуатационными показателями, которые обеспечат его безаварийную эксплуатацию в течение всего срока? Да! Способна. Специалисты РФ обеспечат функционирование трубы даже до того момента, когда природные запасы газа будут исчерпаны. В то время труба будет пустой, так как газа не будет.

Так при чем здесь «русская рулетка»? Есть ряд обстоятельств, игнорировать которые никто не имеет права.

1. Гидрология Черного моря

а) глубина большей части дна моря - 2000 метров.

Погружаясь на глубину 10 метров, имеем рост давления на 1 атмосферу. Атомная подводная лодка, на которой автор имел честь служить, погружалась на глубину 415 метров. Толщина брони, из которой была изготовлена «Мурена», составляла 5 см. Нитей между переборками мы не натягивали, это технологически невозможно сделать, но визуально фиксировали «проседания» ракетных шахт, а «стон» прочного корпуса лодки воспринимался как продолжение собственного обнаженного нерва.

б) объем воды в Черном море 550 000 км куб.

в) сероводород Н2S присутствует в 87% объема всего моря и в свободном состоянии заполнит 20 000 км куб.

г) плечо прокачки газа от станции на берегу кавказского побережья РФ до станции на болгарском берегу составляет не одну сотню километров. Нет технической возможности дополнительного «разгона» потока газа на промежуточной станции. Единственный вариант - максимально сильно поднять давление на территории РФ и отпомповывать из трубы на другом берегу. (Очень важное обстоятельство!)

2. Непреодолимые обстоятельства, на которые не может иметь влияния никто

Вследствие шторма потерпело крушение судно. Плавсредство тонет и попадает на газопровод. 15000 тонн металла получают огромную энергию, пока не преодолеют 2000 метров от поверхности до дна. Трубопровод будет перерублен мгновенно. Обычная практика в акватории Черного моря состоит в том, чтобы транспортировать металлолом на плоскодонных (!) Речных судах, в которых укреплен корпус и которым присвоен класс «река-море». Можно еще что-то приварить к корпусу речной самоходной баржи и повысить ее класс до уровня «река-океан», но от немедленной катастрофы это не спасет… Далее будет так: под бешеным давлением газ образует пузырь, который пойдет на поверхность. Инерционные силы в газопроводе (смотри п.г. - выше), время, которое требуется для срабатывания аварийной системы и перекрытия потока, позволят преодолеть невероятно большие объемы насыщенной сероводородом воды и прорвать 100–400 метровый слой обогащенной кислородом воды. Во время непогоды, когда произошла авария судна, молнии обязательно присутствуют. Смесь газа, сероводорода и атмосферного кислорода не долго будет ждать искру, которая спровоцирует взрыв.

3. Давайте помолимся за души невинно убитых в г. Беслан и в Норвегии. Дети погибли от рук террористов, молодые люди погибли на крошечном острове от руки сумасшедшего.

Трубопровод на дне моря можно увидеть на приборе так четко и ясно, как собственные тапочки на вытянутых ногах. Кумулятивный снаряд прожигает броню танка, как газетная бумага, а броня танка намного толще стенки трубы. Газопровод по дну Черного моря - это граната, которую взорвать могут непреодолимые обстоятельства и любой сумасшедший, фанатик или единоличный террорист. А организация плохих парней такой теракт сделает даже ночью.

Последствия взрыва сероводорода могут привести в самом страшном варианте к потере орбиты планетой Земля или сдвинут тектонические плиты - тогда потеряем 60% фауны и флоры. Пройдет определенный период времени и жизнь вернется и расцветет - главное, чтобы не возродился «Газпром».

За 20 лет независимости Украины у нас не было руководства, которое не «химичило» бы с газотранспортной системой. Средства, колоссальные средства затмевают разум всем и везде. Непрозрачность взаимоотношений, теневые схемы - вот что ведет к подобным проектам и может поставить на цивилизации крест. Такие отношения между Украиной и РФ - недопустимы.

Нельзя обвинять РФ во всех грехах, делаю Украину белой и пушистой. Ответственность должны нести обе стороны. И арбитром в этой ситуации должно быть мировое сообщество. ГТС Украины должна эксплуатироваться в режиме открытости и международного аудита и постоянного мониторинга. И первый шаг к этому - мировое сообщество должно поставить точку в возможных фальсификациях на выборах в ВР Украины в 2012 году. У нас чиновники действующего правительства могут сегодня покупать плавучие буровые платформы дороже, чем их продает производитель. Такое наше руководство не оставляет выбора РФ, как только начать строить «Южный поток». Такое руководство не может честно эксплуатировать ГТС Украины. Оно должно уйти. Мировое сообщество должно осознать масштаб угрозы украинской коррупции и твердолобость «Газпрома», что вместе способно создать условия для взрыва, который может легко превзойти одновременно сдетонировавший ядерный потенциал США.

Сегодня, 7 мая началась укладка газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря. Накануне 4 мая Владимир Путин дал добро Алексею Миллеру на начало строительства морского участка.

«Турецкий поток» – это экспортный газопровод из России в Турцию и Европу с совокупной пропускной способностью 31.5 млрд. куб. газа в год. Две нитки газопровода (одна для поставок в Турцию, вторая для Европы) будут проложены по дну Черного моря от побережья в районе Анапы к турецкому городу Люлебургаз. Планируется, что первый газ по новому экспортному маршруту поступит к концу 2019 года.

Морскую прокладку будет вести суда компании Allseas – Audacia и Pioneering Spirit. Эта же компания выиграла тендер на укладку первой нитки газопровода «Северный поток 2». На данный момент по всему миру компания уже проложила более 20 тысяч глубоководных трубопроводов.

225 метровое трубоукладочное судно Audacia будет вести работы на небольших глубинах.


На глубоководных участках будет работать самое большое в мире строительное судно Pioneering Spirit. Это двухкорпусной катамаран длинной 382 метра и грузоподъемностью 48 тысяч тонн. Стоимость судна составляет почти 3 миллиарда долларов.


Любопытно, что первоначально судно назвалось Pieter Schelte, в честь отца владельца компании Эдварда Херема (Edward Heerema), однако было переименовано в Pioneering Spirit из-за скандала, вызванного прошлым Питера Шелте Херема (был высокопоставленным членом Waffen-SS).

Навигация по записям

Последние новости раздела

    Глава Межрегиональной Распределительной Сетевой Компании Центр (МРСК Центр – часть Россети, снабжение энергией 26 млн. россиян) Игорь Владимирович Маковский рассказал, как цифровизация повлияет на развитие…

    По данным французской организации “Сеть электроснабжения” (Réseau de transport d’électricité или RTE), закрытие угольных электростанций во Франции может произойти после 2020 года, если соответствующий проект…

    Сотрудничество в области топливно-энергетического сектора (ТЭК) ведущие политики и эксперты отрасли обсудили на флагманской конференции Ассоциации Европейского Бизнеса “Приоритеты развития российской экономики и европейский бизнес”….

Популярное за неделю


  • Российская система качества (Роскачество) провела исследование очередной группы товаров и составила рейтинг бутилированной воды. Для этого специалистами организации было закуплено около 60 образцов негазированной воды...

  • Кризис в отношениях с Украиной, временный конфликт с Турцией и артефакты Византии. Все это так или иначе связано с проектом “Турецкий поток”. Сегодня, 23 июня, на борту крупнейшего в мире строительного судна Pioneering Spiri под Анапой началась укладка его глубоководной части. Символический старт дал ей президент Владимир Путин, после этого по телефону поздравивший со стыковкой мелководной и глубоководной частей турецкого коллегу Реджепа Эрдогана.

    «Обзор» разобрался в секретах газопровода, связывающего Краснодарский край с Турцией, а затем и всей Европой, и нашел достоверные ответы на самые распространенные вопросы о «Турецком потоке».

    Схема "Турецкого потока"

    turkstream.info

    Где он начинается и где заканчивается?

    «Турецкий поток» будет состоять из параллельных ниток газопровода, проложенных на протяжении 930 км по дну Черного моря. Он начинается от компрессорной станции «Русская» под Анапой и по дну идет на юго-запад до небольшого населенного пункта Кыйыкей и городка Люлебургаз в Турции. 230 км газопровода проходят по территориальным водам России, далее около 700 км – в исключительной экономической зоне Турции.

    Запланированная пропуская способность каждой нити газопровода 15,75 млрд кубометров в год. Первая ветка предназначена для поставки газа в Турцию, а вторая пройдет до турецко-греческой границы, откуда голубое топливо будет поступать в страны Евросоюза. В соответствии с графиком, подача газа запланирована на конец 2019 года.

    Какие трубы проложены по дну?

    Внешнее покрытие газопровода – трехслойный полипропилен защитит трубы от коррозии. Под слоем полипропилена непосредственно труба из марганцево-углеродистой стали диаметром 81 сантиметр и толщиной почти 4 сантиметра. В прибрежных водах газопровод для дополнительной защиты покроют слоем бетона толщиной 5-8 сантиметров. Трубы для «Турецкого потока» проходят трехступенчатую систему контроля качества на соответствие техническим параметрам.


    Договоренности о строительстве международного газопровода ратифицированы на самом высоком уровне

    prod-upp-image-read.ft.com

    Почему строительство «Турецкого потока» чуть не сорвалось?

    В конце 2014 года президент Владимир Путин заявил об отказе России строить «Южный поток» из-за позиции Еврокомиссии по газопроводу. Напомним, что в рамках этого нереализованного проекта газ из Анапы должен был поставляться в болгарскую Варну. Вместо этого магистраль перенаправили в западную Турцию, договоренности об этом достигнуты в феврале 2015 года.

    Но уже в ноябре того года из-за сбитого турецкими ВВС российского Су-24 работа по крупным инвестиционным соглашениям между Москвой и Стамбулом была приостановлена, а президент Эрдоган предупредил:«Турция является главным покупателем российского газа, если будет надо, она сможет получать его и из многих других мест. Это стало бы большой потерей для России».

    В июле 2016 года вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о готовности турецкой стороны к возобновлению переговоров о строительстве газопровода, в октябре заключено межправительственное соглашение по его строительству, которое подписали министры энергетики двух стран в присутствии президентов. 7 мая начато строительство морского участка газопровода.


    "Турецкий поток" позволит России прекратить транзит газа в Европу через Украину

    novostiukraini.ru

    А как Европа получает российский газ сегодня?

    В большинство стран Евросоюза отечественный газ поставляется по газопроводу «Северный поток», запущенному в 2012 году. Он связывает по дну Балтийского моря Россию и Германию, в проекте также участвуют Нидерланды и Франция.

    При этом часть газа экспортируется по наземной магистрали через Украину, по территории которой проходят газопроводы «Братство», Трансбалканский и «Союз». Через них газ поступает, с одной стороны, в Польшу, Венгрию, Словакию, откуда дальше по Европе, а с другой в Румынию и Турцию. В сумме российский газ преодолевает 3678 км по украинской территории. По мнению российских представителей, устаревшая газовая система Украины представляет угрозу надежности транзита в ЕС, к тому же себестоимость доставки газа по тому же «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем украинский транзит. Поэтому разрабатываются новые пути поставки голубого топлива, а с запуском обоих нитей «Турецкого потока» транзит газа через территорию Украины будет перекрыт.

    Безопасен ли газопровод для морских обитателей?

    За более чем полвека, прошедших с момента постройки первого морского газопровода, технологии совершили гигантский прорыв вперед и сегодня такие магистрали являются одними из самых безопасных способов транспортировки газа.

    Отличительная особенность Черного моря в том, что из-за высокого содержания сероводорода на глубине свыше 200 метров практически отсутствует кислород, поэтому условия на дне непригодны для обитания животных и рыб. При этом газопровод проходит на глубине до 2200 метров. При разработке еще «Южного потока» составлен отчет об оценке воздействия на окружающую среду, в обсуждении которого участвовали общественные организации и жители Анапы.


    Производственная линия по строительству морского газопровода «Турецкий поток»

    turkstream.info

    Что «Турецкий поток» даст Краснодарскому краю?

    Как заявил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, благодаря реализации “Турецкого потока” регион сможет увеличить объемы подачи топлива в Крымский, Темрюкский и Абинский районы, а также Новороссийск и саму Анапу, в окрестностях которой газопровод уходит под море.

    – Для жителей этих территорий вопросы газификации достаточно непростые, где-то даже болезненные, и я, надеюсь, мы сможем их решить, – подчеркнул Кондратьев.

    Также, считает глава Краснодарского края, запуск «Турецкого потока» придаст импульс развитию соседнего Азовского побережья, в том числе населенным пунктам, расположенным на подъездных путях к строящемуся Крымскому посту, железнодорожную часть которого запустят в один год со второй нитью газопровода.

    Правда, что при строительстве газопровода найден морской клад?

    Особенность условий черноморского дна способствует сохранению затонувших в нем в разные эпохи артефактов, которые не подвергаются разложению и спустя столетия остаются в отличном состоянии. В ходе исследований Черного моря при проектировании “Турецкого потока” обнаружены фрагменты судна, потерпевшего крушение в период поздней Византийской империи XI–XIV веков.