Химия

Сколько можно в начальной школе использовать компьютер. Использование компьютера на уроках в начальных классах. Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с пэвм для обучающихся в образовательных учреждениях

Сколько можно в начальной школе использовать компьютер. Использование компьютера на уроках в начальных классах. Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с пэвм для обучающихся в образовательных учреждениях

Санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ в начальной школе.

I. Санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ.

Согласно нормам и требованиям СанПиН рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать для обучающихся в I классе – 10 минут, во 2-4 классах - 15 минут, прослушивание аудиозаписи – 20 минут. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. Оптимальное количество занятий с использованием ПК в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок Внеучебные занятия с использованием ПК рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью для обучающихся в 1-4 классах - не более 60 мин.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21° С, относительная влажность - 55-62 %.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что средства ИКТ влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если средства ИКТ используются редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие, вновь создаёт у обучающихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним.

Оптимальная частота и длительность применения средств ИКТ определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся.

Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. Использование их в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ИКТ в интервалах между 30-й и 35-й минутой позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Это обусловлено тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства обучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление. Периоды напряжённого умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.

С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 -4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: вправо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение. Занятия с ПК независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя или педагога.

При разработке урока с использованием компьютерных технологий уделяется особое внимание заботе о здоровье учащихся. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо.

Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информатики. Это проявилось в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований и в автоматизированном проектировании. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение. Все это позволяет констатировать, что начало нашего века стало точкой перехода из века энергетики в век информатики. От человека в новом веке требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетентности, а не конкретных знаний. Любые конкретные знания компетентный человек должен уметь находить и использовать с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Школа не может остаться в стороне от этого процесса. Уже на начальном этапе обучения необходимо формировать и развивать умения получать и обрабатывать информацию с помощью компьютерной техники и ИКТ для решения учебных и практических задач.

Еще одним условием раннего изучения информатики является то, что компьютерная техника позволяет сделать учебные занятия привлекательными и по-настоящему современными, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Отправной точкой введения информатики в начальных классах в нашей школе стало участие в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Было рассмотрено и апробировано содержание «Информатики» во 2-4 классах. В базисном учебном плане 2004 года этот предмет рекомендовано изучать в начальной школе как модуль в курсе «Технологии» или отдельным пропедевтическим курсом за счет часов регионального или школьного компонентов (как в нашей школе), только в 3-4 классах. При этом мы используем учебно-методический комплект под редакцией А.А.Семенова.

При выполнении задач обучения информатике предлагались три варианта организации учебного процесса.

Первый вариант: бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы.

Второй вариант: организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока. Обучение проводит учитель начальных классов без деления на группы.

Третий вариант: урок информатики с делением на группы в кабинете информатики в рамках одного урока. Обучение проводится параллельно двумя учителями: учителем начальных классов и учителем информатики.

Так как в школе имеется оборудованный компьютерный класс и соответствующие педагогические кадры, мы апробировали разные технологические подходы в реализации третьего варианта:

– проведение урока по группам параллельно и одновременно учителем начальной школы и учителем информатики в кабинете информатики, с чередованием групп через 20 минут;

– проведение урока по группам параллельно учителем начальной школы и учителем информатики в разных кабинетах с чередованием групп через 20 минут;

– проведение блока уроков по группам в течение 45 минут (это было возможно в рамках эксперимента, так как объем составлял 2 недельных часа).

Все эти технологические подходы включали интегрированные уроки, где ребята получали наглядное представление о том, что компьютер – это не игровой автомат, а инструмент решения практических задач в различных областях деятельности.

Например, на интегрированном уроке «Информатики» и «Трудового обучения» мы создавали «Именную ромашку класса». Перед ребятами стояла задача оформить именной бэдж без компьютера или в среде текстового редактора с использованием таблиц и приемов форматирования текста, сравнить результаты работы и сделать вывод. А также использовать привлекательность продукта в создании «Именной ромашки» при оформлении классного уголка.

Подобный урок по теме «Гобелены и коврики» сочетал методические приемы взаимообучения в коллективном творчестве при формировании трудовых навыков и в понимании виртуальной реальности. Дети создавали виртуальные коврики и реальные гобелены.

Интегрированный урок «Русского языка» и «Информатики» по теме «Орфографический словарь» был интересен с точки зрения практического применения компьютера в изучении базового предмета – компьютер «помог» исправить орфографические ошибки в словах и, с его помощью, расположение слов в алфавитном порядке можно было выполнить за секунды.

Необходимо отметить, что наряду с индивидуальной работой при обучении, в нашей практике, применяется метод проектов. Темы проектов меняются от года к году, но есть и постоянные: «Мое имя», «Моя семья», «Каневская». Использование метода проектов помогает формировать у учащихся базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств ИКТ. Учащиеся выполняют задания, которые являются осмысленными и интересными.

Курс обучения информатике можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. Например, проект «Фамильное дерево» служит естественным продолжением проекта «Моя семья», а этот – проекта «Мое имя».

В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство. Это пространство содержит мультимедиа-сочинения класса и каждого учащего и другие результаты проектной работы.

Сейчас мы остановились на варианте проведения урока по группам параллельно учителем начальной школы и учителем информатики в разных кабинетах с чередованием через 20 минут. Планируем и пробуем интеграцию с новыми предметами: английским языком, математикой, русским языком.

Основной задачей курса информатики в начальной школе, является формирование у учащихся понятийного аппарата, необходимого для осознания и оценки окружающей их современной информационной среды, а также получение основных навыков работы с компьютерной техникой. Мы пришли к выводу, что для этого необходимо:

1. Начинать изучение информатики с начальной школы, когда дети учатся представлять и кодировать информацию в виде информационных моделей: текста, рисунка, диаграммы, таблицы.

2. Изучение информатики организовывать в рамках параллельного и, даже в моментах обобщения знаний, совместного проведения уроков с предметами начальной школы.

3. Курс «Информатики и ИКТ», несмотря на свою кажущуюся абстрактность понятий, должен быть наполнен вполне конкретным содержанием, понятным и необходимым учащимся начальной школы.

4. Курс должен быть непрерывным на протяжении всех ступеней образования.

Большое внимание в нашей школе уделяется выполнению гигиенических требований к использованию компьютеров на уроках:

– общее время работы с компьютером, независимо от выбранного подхода, не превышает 15 минут;

– компьютерное оборудование применяется в режиме фронтальной и индивидуальной деятельности на протяжении каждого урока;

– один раз в четверть мы проводим с учащимися инструктаж по правилам поведения в компьютерном классе, для этого используем презентации по технике безопасности, созданные старшеклассниками;

– в школе приобретены кресла с регуляцией высоты посадки, для решения проблемы с подбором мебели для учащихся разных возрастов;

– занятия информатикой, с использованием компьютерного кабинета можно проводить по расписанию любым уроком;

– для профилактики зрительного и общего утомления на уроках регулярно применяется разработанная система физкультминуток и комплексов упражнений для глаз, которые проводятся в игровой форме.

Итак, применение компьютера в начальной школе возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся начальной школы и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Работа с ноутбуком в начальной школе

Работа была представлена на семинаре учителей начальных классов по обмену опыта и будет полезной для учителей.
«Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня – и я пойму».
Китайская мудрость

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание, чтобы они захотели получать знания и учились добывать их сами. Поэтому я поставила перед собой цель - сделать учебный процесс максимально эффективным через систему применения различных инноваций. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему.
Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится но-вое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение.
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны, подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы нового поколения, необходимые для удовлетворения потребностей школы.
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Слайд
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах я сосредоточу свое внимание.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.
Как можно классифицировать ЭОР?
Можно классифицировать ЭОР по следующим направлениям:
По технологии создания
- текстографические
- мультимедиа
По среде распространения и использования
- Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет
- Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета
- ресурсы для «электронных досок»
По содержанию
- учебники
- рабочие тетради
- лабораторные работы
- электронные справочники и словари

Викторины
По принципу реализации
- мультимедиа-ресурсы
- презентационные ресурсы
- системы обучения
По составляющим входящего в них содержания
- лекционные ресурсы
- практические ресурсы
- ресурсы-имитаторы (тренажеры)
- контрольно-измерительные материалы
Как на практике я применяю ЭОР?
Слайд
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я и каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое.
Приведу пример использования ЭОР на своих уроках.
1. Электронное приложение к учебнику
Электронное приложение является мультимедийным компонентом к учебникам русского языка, окр.мира, литературного чтения. В приложении отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для контроля усвоения знаний в пособии представлены проверочные работы по всем темам и интерактивные игры.
С помощью приложения учитель сможет объяснить новый материал на уроке, систематически проводить индивидуальную работу с учениками на уроке, организовать повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. При работе с пособием дома учащийся сможет самостоятельно повторить теоретический материал и выполнить упражнения с самопроверкой.
В пособие(к примеру Русский язык. 1 класс- включено более 600 мультимедиаресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство.
Останавливаться более подробно, думаю смысла нет, так как это уже не ново, и работают, думаю, многие.
2. Компьютерные тренажёры
Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике я использую как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной разработки.
Предлагаю вашему вниманию
Тренажёр «Таблица умножения»
Выучить таблицу не каждому удается легко, в игровой форме намного быстрее. За правильный ответ дается 1 балл. Каждый день необходимо набирать большее количество баллов. Когда наберешь 25 баллов без ошибки, твое знание таблицы можно будет оценить как «хорошо», 50 баллов – «отлично». Тренажер не только помогает выучить таблицу умножения, но и развивает память, внимание, а также развивает мелкую моторику и укрепляет мышцы кисти руки у детей.

2 тренажёр:
Тренажёр «Игра-раскраска «Карлсон»
Задача – отработка навыка табличного умножения трёх на однозначное число.
3. Программа «Отличник» способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения, которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок. Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:
1. быстрая обработка результатов,
2. определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
3. объективность оценки учащегося.
4. Программа «Знайка»
Выполнение заданий в программе не только развивает логическое мышление, но
и помогает подготовиться к участию в школьных олимпиадах для учеников
начальных классов. Задания состоят из вопросов сопровождаемых картинками.
С помощью редактора можно самостоятельно составлять вопросы на различные темы.

Программа содержит следующие задания:
Олимпиадные задания по математике (2 класс).
Олимпиадные задания по математике (3 класс).
Олимпиадные задания по математике (4 класс).
Задания школьных олимпиад по математике (3-4 классы).
Программа подойдёт для учащихся 2-4 классов.
5. Игры
Данный ресурс я использую на уроках, внеурочных и коррекционных занятиях.
При счёте до 10 – использую игры типа «Сосчитай зайчиков» и др. Для отработки навыков устного счёта в пределах 10 использую большое количество игр. Например «Помоги Снеговику».
Игры для развития устойчивости внимания, например «Найди 10 отличий». С этой же целью использую электронные пазлы.
6. Тесты.
Flash-тест для проверки и закрепления знаний

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Забайкальский институт повышения

квалификации работников образования

Центр дошкольного и начального общего образования

РЕФЕРАТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

УЧАЩИХСЯ

Выполнила Кравцова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №30

Чита, 2009

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и особенности информационных технологий ……....6

1.1. Информационные технологии как педагогическое явление………………………………………………………………………….6

1. 2. Особенности информационных технологий в образовательном процессе ……………………………………………………………………….10

Глава 2. Компьютеризация учебного процесса в начальной школе ……..………………………………………………………………………...…15

2.1.Организация работы с применением компьютера.…………………………………………………………………………………15

2.2.Этапы формирования информатизационной грамотности……………………………………………………………………17

2.3. Применение компьютера на уроках математики как средство повышения уровня мотивации к обучению учащихся начальной школы……………………………………....…………………………………22

Заключение …………………………………………………………………...34

……………………………………..38

Приложение

Введение

В начале XXI века произошло коренное изменение роли и места информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело и эффективно использующий информационные технологии, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Необходимость внедрения новых информационных технологий не вызывает сомнений. XXI век – эпоха информационного общества. Актуальность умения самостоятельно получать новые знания, повышая при этом информационную грамотность, способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль знаний.

Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объёму и скорости транслируемой информации. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать «информационные технологии в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое общество» .

Использование информационно-коммуникативных технологий открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учителя и учащихся. При использовании информационно-коммуникативных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического.

Бесспорно, что информационные технологии влияют и на развитие личности, и на профессиональное самоопределение и самостановление ученика. В процессе обучения в школе с помощью информационно-коммуникативных технологий ребёнок узнаёт новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании информационно-коммуникативных технологий на уроках повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы, а, следовательно, повышается уровень мотивации к обучению.

Назрела необходимость включения в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий не только в качестве средства обучения, воспитания и развития, но и средства обеспечения профессиональной деятельности учителя. Образование больше не зависит от возможностей учителя, наличия учебника или справочника в школьной библиотеке. Оно, скорее, ограничено величиной, уровнем любознательности ученика. Эти новые образовательные модели превращают учителя в помощника, ментора и проводника через многочисленные учебные планы с их множеством разноуровневых предметов, в обязанности которого не входит лишь следить, чтобы ученик проводил предписанное время в определённых классных комнатах . Интернет дает теперь доступ к мировым библиотекам из самых удалённых уголков и отдельных домов. Технологии ускорили появление различных определений и видов «нетрадиционного» ученика.

Век информационных технологий. Каким же должен стать человек, живущий в это время? Как должны измениться цели и задачи современного урока? Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности проблемы использования информационно-коммуникативных технологий на начальной ступени образования как средство повышения уровня мотивации к обучению школьников.

Глава 1. Сущность и особенности информационных технологий.

1.1. Информационные технологии как педагогическое явление

Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли учёные под руководством академика А. П. Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча . При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Д. Брунера, Б. Скиннера, Н. Ф. Талызиной, П. Ланда.

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудио визуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно- компьютерных средств.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы . Её основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – компьютерных технологий:

Возможность организации процесса познания;

Индивидуализация учебного процесса»

Коренное изменение организации процесса познания путём смещения её в сторону системного и мышления;

Возможность построения открытой системы образования;

Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования .

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология .

С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации .

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

Развитие коммуникативных способностей;

Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

Повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

Обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

Углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефон, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения .

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.

В условиях массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем школьным дисциплинам, начиная с младших классов, умения, составляющие «компьютерную грамотность» школьников, приобретают характер общенаучных и формируются во всех школьных учебных предметах.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что культурный уровень современного молодого человека характеризует понятие информационной культуры, которая в силу фундаментальности составляющих её понятий должна формироваться в школе, начиная с первых школьных уроков. Поэтому возникает необходимость в организации процесса непрерывного обучения детей информационно-коммуникативным технологиям с I по XI класс.

1. 2. Особенности информационных технологий в образовательном процессе.

Научно-технический прогресс вызвал техническое перевооружение и обусловил быструю сменяемость применяемой в различных областях техники и технологий. Характерным для настоящего времени становится появление в производстве принципиально новых средств и технологий, базирующихся на непосредственном использовании последних достижений науки и техники .

Изменение в ходе научно-технического прогресса основ современного производства, использование новых машин и технологий приводит к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, к его профессиональной мобильности и, естественно, вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в школе.

Характеристиками компетентности в области информационных технологий можно назвать: способность к оценке и интеграции опыта деятельности в современной инфосреде; стремление к развитию личных творческих качеств; наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия; наличие потребности в саморефлексии; освоения культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации.

Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению информационно-компьютерной среды . В обучении информационно-компьютерная среда создает все условия для образования- и самообразования, а также его необходимого компонента диагностики- самодиагностики. Помимо мультимедийных обучающих и диагностирующих технологий все активнее применяются сетевые технологии, дающие доступ к единому информационному пространству (учебные и методические материалы, тесты, конференции); расширяются возможности реализации ряда проектов. Это позволяет проводить централизованное тестирование и внедрять дистанционное обучение.

Кроме того, применять ресурсы Интернета как источника информации для проведения исследований разных уровней целесообразно в связи с его огромным информационным потенциалом на разных ступенях обучения.

По мере развития телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей все активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить, анализировать необходимую информацию. Помимо этого, подобная компетентность является не просто желательной, но необходимой вследствие того, что применение информационно-компьютерной среды развивает критически-конструктивное восприятие окружающего мира и способствует выработке системного подхода к объективно существующей реальности, как у самого учителя, так и у его воспитанников . Эти технологии позволяют не только изучать, создавать и эффективно использовать знания, но и анализировать получаемую информацию индивидуально, учитывая особенности практически каждого учащегося, так как подобные технологии способствуют активной самостоятельной учебной деятельности.

Информационная культура является ключевой компетенцией современного ученика, а информатизация воспитательно-образовательного процесса – одно из приоритетных направлений модернизации образования . Это позволит перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, сдача задолженностей).

Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает

    экономию времени при объяснении нового материала;

    представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

    воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

    дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала; постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;

    вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.

Информационные технологии сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование .

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку. Пользователем компьютера может стать любой человек. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Он дает возможность углубленного изучения отдельных предметов школьной программы, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотным пользователем. Персональный компьютер успешно используется на самых разных по содержанию учебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения, способствует активизации детей в учебном процессе, повышение интереса к предмету, улучшает понимание и запоминание. Применение компьютера помогает обеспечить обратную связь и индивидуальный подход, улучшить наглядность, организовать коллективную и групповую работу. Одно из основных преимуществ компьютера – современные методы поиска информации. И поэтому уже в начальной школе необходимо научить ребенка пользоваться компьютером, чтобы в дальнейшем ему было легко и просто найти необходимую информацию, уметь ею воспользоваться. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них еще не сложился стереотип мышления.

Под термином информационные технологии понимается совокупность технических средств и способов обработки информации . Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Прогресс в этой области позволяет включить в обучение технологии мультимедиа, позволяющие представлять информацию в разнообразных формах – текстовой, графической, видео и аудио, что значительно повышает их дидактическую ценность. Для учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения с помощью компьютерных программ используются разные варианты заданий. Каждый ребенок самостоятельно выбирает задание, и выполняет его в своем темпе, при необходимости возвращается к началу задания.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. В свете модернизации российского образования наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются коммуникативная и информационная компетентности . А становлению данных компетенций способствует работа, направленная на повышение уровня мотивации к обучению учащихся.

Я считаю, что наиболее успешно организовать деятельность ученика помогает использование информационно – коммуникационных средств. Ведь сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств .

Итак , это интегративное качество обучения уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно – компьютерных средств, главными преимуществами которых являются:

Возможность организации процесса познания, поддерживающий деятельностный подход к учебному процессу;

Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости учебных программ;

Коренное изменение процесса познания путем смещения её в сторону системного мышления;

Возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.

Глава 2. Компьютеризация учебного процесса в начальной школе.

2.1. Организация работы с применением компьютера.

В нашей школе внедрение ИКТ началось с 2002-2003 учебного года (на сегодняшний день МОУ СОШ № 30, получив диплом Министерства образования Российской Федерации, является базовой школой формирования IT - компетенции). Учителя начальных классов активно включились в экспериментальную работу школы. Это стало возможным благодаря тому, что наши дети занимаются информатикой, начиная со второго класса.

На первом этапе мы освоили азы компьютерной грамотности, научились редактировать тексты, сканировать, работать в Интернете. Получив необходимые знания, начала применять компьютер на своих уроках. Работая над созданием слайдов в Microsoft Power Point, чувствуешь себя сценаристом и художником-оформителем. Имею возможность составить любой сценарий урока, какой мне необходим. Возможности анимации позволяют удачно продемонстрировать суть правила и многое другое. Создавая коллекцию анимационных картинок, фото, взятых из Интернета, и используя эффекты анимации, можно самим представить любую наглядность.

Компьютер применяется на трех уровнях обучения :

На уровне восприятия;

На уровне осмысления и закрепления;

На уровне обобщения и повторения.

При изложении нового материала на уроке (наглядно-иллюстративный метод) используются иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии, а также таблицы и схемы, с помощью проекции их на экран, при необходимости сопровождаются дополнительными объяснениями. Преимущество при работе с использованием компьютерных слайдов в том, что всегда можно вернуться к нужному слайду, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать и обсудить дальнейшие действия. Необходимо также обратить внимание на распределение учебного материала на слайдах, он должен подаваться порциями, удобными для восприятия. Не рекомендуется на одном слайде помещать много информации. При использовании новых технологий в качестве наглядного пособия важно задействовать и зрение, и слух. Поэтому часть информации демонстрируется на слайде, а часть проговаривается учителем. Этот прием повышает продуктивность урока.

При закреплении и повторении использую тренажеры с заданиями, направленными на отработку необходимых навыков. Для проверки усвоения темы, оптимальным считаю использование программы, которая позволяет самостоятельно разрабатывать разноуровневые тесты, необходимые для проверки усвоения данной темы. Используются различные виды тестирования:

    на опознание (требуется ответ «да» или «нет»);

    множественный выбор ответа (из нескольких предложенных ответов необходимо выбрать правильный);

    исключение лишнего (предлагается устранить лишние предметы из предложенных);

    подстановка нужного элемента (заполнить пропущенные места).

Бесспорно, что эффективность уроков с применением ИКТ оказывается очень высокой, каждый ученик работает активно и увлеченно. У ребят развивается любознательность, познавательный интерес, повышается мотивация, а, следовательно, развивается и информационная и коммуникативная компетентности (см. приложение № 4).

2.2.Этапы формирования информационной грамотности.

Обучение любому предмету в школе должно быть организовано так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять его усваивать учебный материал.

Часто ученики начальной школы связывают компьютер с играми, поэтому моя задача как учителя - научить детей использовать «умную машину» не только для игровых целей, но и для учебных.

Чтобы ученик продуктивно и деятельно работал на уроке, требуется использовать активные методы обучения. Они отличаются от других высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного. Нетрадиционные методы, формы занятий позволяют ребятам начальной школы научиться принимать решения в различных ситуациях. Ведь именно на этом этапе можно подготовить учащихся к использованию в учебной деятельности информационных источников, сформировать элементарные умения и приобрести навыки работы с компьютером. А его использование открывает большие возможности тогда, когда можно показать то, что на доске не изобразишь и словесно не опишешь. На мой взгляд, это и будет первым шагом учащихся в информационное образовательное пространство.

Представляя систему работы , можно выделить следующие основные этапы работы с компьютером:

I этап подготовительный : знакомство с темой, проблемой задания.

II этап обсуждение блоков вопросов и перечней адресов сайтов в Интернете для получения необходимой информации.

III этап – поиск и сбор информации :

Задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

Задачи с избытком информации;

Задачи с недостатком информации.

IV этап – обработка информации:

Задание на упорядочение информации;

Составление планов к тексту;

Подготовка вопросов к тексту;

Задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

V этап – передача информации:

Подготовка сообщений по теме;

Подготовка учебных карточек по теме;

Подготовка стенгазет, стендов и т.д.

Использование информационно-коммуникативных технологий предполагает особые методы формирования информационных навыков:

    Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые).

    Учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования.

    Все формы учебного диалога.

    Ролевые и деловые игры.

    Обсуждения, дискуссии.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор .

Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между взрослым и ребенком, и будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету (см. приложение № 1).

При использовании компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности:

    расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

    привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

    развитие познавательных способностей учащихся; интегрированное обучение предмету;

    развитие мотивации у учащихся.

При этом компьютер может представлять:

    источник учебной информации;

    наглядное пособие;

    тренажер;

    средство диагностики и контроля.

    повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности;

    способствуют формированию целостной научной картины мира:

    систематизируют знания;

    способствуют развитию устной и письменной речи;

    способствуют развитию воображения, памяти, мышления;

    формируют рациональные навыки учебного труда.

Для успешной организации уроков с использованием информационных технологий учителю начальной школы надо уметь:

1) обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

2) создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

3) использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

4) организовать работу с электронным учебником на уроке;

5) применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

6) осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.

Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Вот его возможности в этой области:

Создание ярких слайдов и серии слайдов, которые легко сменяют друг друга с возможностью оперативного их редактирования;

Использование разнообразных мультипликационных эффектов;

Возможность воспроизведения видео и аудио материалов;

Создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора. Она содержит наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации.

Повышение эффективности учебного процесса характеризуется тем, что восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран. При этом запас изобразительного и видео-материала более не ограничен заранее приобретенными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами. А во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске; время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. Но при обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается. Учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.

Таким образом , при активном использовании информационных технологий уже в начальной школе успешнее достигаются цели обучения, легче формируются навыки в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.

2.3. Применение компьютера на уроках математики как средство повышения уровня мотивации к обучению учащихся начальной школы.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов.

Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позво­ляют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Умение планировать работу в соответствии с дидактическими целями учебного занятия на уроках с использованием компьютера - сущностная характеристика личности современного учителя . Педагог, организуя работу ученика с компьютером, помогает ему не только усвоить изучаемый материал на уроках, но и пробудить у ребёнка потребность к саморазвитию.

Обучение тогда успешно , когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает у ребенка устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению. Учитель заинтересован в личностном росте каждого школьника, и, используя в образовательном процессе информационные технологии, способствует решению новых проблем и открытий своих воспитанников.

Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Одним из средств, способствующих повышению уровня мотивации , является использование в процессе обучения возможностей Интернета . На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формирует проблему. Далее учитель предлагает ученикам задания, которые представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта обучающиеся были вынуждены произвести отбор материала, проанализировать его, выделить главное из той информации, которую он находит.

На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки обучающихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умения сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.

Обсуждение результатов работы можно провести в виде презентации докладов, чтобы обучающиеся имели возможность представить свою информацию, найденную в Интернете, осознав её значимость. На этом этапе работы формируются такие черты личности, как ответственность за выполненную работу, самоанализ, коммуникативность и умение выступать перед аудиторией. Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие мышления и воображения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. А для того чтобы эффективно использовать компьютер, надо уметь скорее не программировать, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи. В школе, как правило, применяются в основном классно-урочная и лекционно-семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала при этом подвержен влиянию профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравиться наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности. Ведь обычно урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который помогает искать их самих.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска.

Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь.

В связи с ограниченными техническими возможностями школы я использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Так, например, для устного счёта удобно использовать фрагменты программы « » . На каждом конкретном уроке используются определённые фрагменты данной программы. Каждый ученик работает индивидуально, с помощью проб и ошибок приходит к правильному ответу. В итоге нет в классе такого ребёнка, который бы не справился с заданием, или был бы пассивен и ждал бы, когда же, наконец, учитель обратит своё внимание на него. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея.

При закреплении изучаемого материала использую компьютерные презентации. Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме. К тому же слайды можно использовать во время проверочной работы. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки. При традиционном обучении дети часто ждут от учителя либо наводящих подсказок, либо подробного объяснения решения задачи. С использованием компьютера каждый ученик начинает разбирать полученные задания самостоятельно. Каждый ученик работает в своём темпе, и только освоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обучения по данной «программе» представляет собой индивидуальную работу с варьируемой степенью самостоятельности. Программа проста в использовании. Ученик, знакомый с технологией работы на компьютере, может работать и без учителя. Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся. Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка, а следовательно способствует повышению уровня мотивации.

Исходя из вышеизложенного , мы пришли к выводу о том, что информационные технологии влияют на развитие познавательной деятельности учащихся (см. приложение № 5 ). При этом проявляется большая заинтересованность детей в повторении, закреплении, объяснении материала с помощью компьютера, что позволяет легко и с интересом усваивать материал.

Результаты исследований позволяют увидеть наглядную картину изменений в развитии мотивации учащихся (см. приложение № 2, 3 ). Уменьшение несформированных мотивов и увеличение познавательного мотива и широкого социального, что напрямую влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к занятиям

В данной работе (см. приложение № 7) представлены разработки уроков математики с применением информационных технологий по темам: « Состав чисел 6-10 » ( 1 класс) и «Деление многозначного числа на однозначное» (4 класс).

Заключение

В современном информационном мире словосочетание «научить учиться» обретает очень глубокий смысл. Это означает вооружить детей навыками свободной работы как с традиционными источниками информации (книга, справочник, словарь, энциклопедия), так и с новыми информационными технологиями (компьютер, медиатехника).

Одним из важнейших направлений российского образования является его информатизация. Она призвана обеспечить интенсификацию и оптимизацию учебного процесса, реализацию идей развивающего обучения и совершенствование форм и методов его организации.

Одна из приоритетных задач, которую поставили перед собой учителя начальных классов нашей школы – активизация познавательной деятельности учащихся . Трудно представить себе современный урок без использования информационно – коммуникативных технологий. Широкое использование компьютеров, разработка педагогических программных средств, отбор и подготовка учебной информации изменяют методику работы учителя, развивают систему опосредованного педагогического воздействия.

В своей работе я использую компьютер не только как индивидуальное средство обучения, но и как средство организации контроля усвоения учебного материала, быстрого оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке.

Использование информационно – коммуникативных технологий также является мощным мотивационным средством , способствует активизации процесса обучения и воспитания. С внедрением информационных технологий связано более широкое понимание управления обучением, осознаваемое не только как управление школой, но и как управление процессом обучения каждого учащегося.

Данная работа направлена на повышение уровня успеваемости учеников, а главное – повышение уровня их мотивации к обучению.

В начальных классах проводится тестирование по целому ряду тем.

Анализ проведённых уроков, результаты тестирования учащихся свидетельствуют о том, что использование современных компьютерных технологий позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить объём домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку учащихся, повышает эффективность обучения, помогает развивать наглядно-образное мышление. Кроме того, повышается качество и интенсивность работы с одарёнными детьми и мотивация к обучению всех учащихся.

Я считаю, что использование информационно-коммуникативных технологий в учебной школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов – всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдаёт им себя.

Главным аргументом в пользу использования информационно-коммуникативных технологий для учащихся начальных классов является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть делом только старшеклассников.

Ряд педагогов сомневаются в реальности достижения целей компьютерной грамотности в младших классах. Некоторые из них считают, что компьютеры представляют собой не что иное, как ещё одно средство отвлечения внимания детей в классе. Другие настаивают на том, что невозможно подготовить учителей к использованию компьютеров на уроке и компетентному обучению детей компьютерной грамотности без серьёзной профессиональной подготовки их в области вычислительной техники. Третьи выражают опасение, что постоянное использование компьютеров в школе приведёт к такому положению, что целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если не будет рядом компьютера . Одним из серьёзных аргументов против включения компьютеров в содержание школьного обучения является столь быстрое развитие вычислительной техники, что даже постоянно обновляемая программа будет хронически отставать от него. Ещё более серьёзным возражением служит то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером. В этой связи выражается опасение, что дети, привыкшие к общению с компьютерами, будут отдавать предпочтение таким формам общения, которым свойственны точность и чёткость, а не интуиция или неоднозначность, которые необходимы для искусства и гуманитарных видов деятельности.

Однако у школы нет иного выбора, кроме как адаптация её к информационному веку. Ознакомление с вычислительной техникой является только частью такой адаптации. Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых обществу. Если компьютеры обладают теми мощными интеллектуальными качествами, которые им приписываются, то ими можно воспользоваться для достижения и этой цели. Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности в школе должны быть интегрированы на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания, родного языка .

Такая интеграция не может быть завершена в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта или однократного пересмотра программы курса обучения.

Наоборот, это процесс, у которого нет конца. Он содержит совокупность общих целей компьютеризации учебного процесса, реализация которого возможна в результате совместной работы администрации, учителей и педагогов, специализирующихся на разработке программ обучения. Реализация этих целей будет варьироваться от школы к школе, от одного школьного предмета к другому, от учителя к учителю, от одного года обучения к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определённой последовательности, что позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютерах на основе ранее приобретённого опыта.

Список использованной литературы

1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. - Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7

2. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? - Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.

3. Интернет – ресурс.

4. . Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. - Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.

5. Ксензова Г.Ю. – Перспективные школьные технологии.- Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2001.

6. Кукушин В.С. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.

7. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов

8. Кульневич С.В, Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (В 2-х частях). Ростов-на-Дону: «Учитель», 2002.

9. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение. 1989.

10. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 1999

11. Леонтьев А.А. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа. – М.: 2001.

12. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе - Начальное образование. 2003. №1

13. Молокова А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения)-Под. ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молотова – Новосибирск, 2004.

14. Новокшонова М.Ю. Твоя информационная культура. Педагогическая мастерская.-2005. - №3.

15. Рыбъякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе.- Волгоград.- Учитель. 2008.

16. Савченко Е.М. Компьютер заменил все технические средства обучения прошлого века. Педагогическая мастерская. – 2005. - №3. .

17. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение. 1971.

18. Степанов Н.М. Технология как средство формирования общеучебных умений. Начальная школа плюс До и После. - 2008. №9.

19. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. - Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7

20. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. - Издательство «Учитель», 2003.

21. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение. 1988.

22. Уколов А.М. Новый этап информатизации российского образования. Лицейское гимназическое образование. – 2004. - №3.

23. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

24. Федосеенко О.М. Использование информационных технологий в учебном процессе и в управленческой деятельности. Школа. - 2001.- №443.

25. Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегрированной основе. Ростов-на-Дону. 1994.

26. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск. 1993.

27. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. – Вопросы психологии. 2001.- №5.

Приложение № 1

Уровни развития творческих способностей

в процессе использования ИКТ

Уровни развития

Творческие способности

Постановка проблемы

Поиск решения

2 класс (2007 г.)

3 класс

(2008 г.)

4 класс

(2009 г.)

2 класс

(2007 г.)

3 класс

(2008 г.)

4 класс

(2009 г.)

Высокий

Средний

Низкий

Приложение № 2

Уровень коммуникативных умений учащихся

(методика «Q - сортировка»)


Текст методики

    У меня много друзей в классе.

    Мне нравится играть одному.

    У меня возникает тревога, когда в классе начинается конфликт.

    Я склонен следовать советам лидера.

    Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

    Мне нравятся дружеские отношения в классе.

    Я склонен противоречить лидеру.

    Испытываю симпатию к некоторым товарищам.

    Я готов встать на чью-либо сторону в споре.

    Меня все раздражают.

    Радуюсь общению с друзьями.

    При проявлении враждебности я внешне спокоен.

    Хотел бы сблизиться с некоторыми одноклассниками.

    Предпочитаю не спорить.

    Я не умею сдерживаться.

Приложение № 3

Мониторинг уровня мотивации учащихся к обучению

Критерии

2006-

2007

2 класс

2007-2008

3 класс

2008-

2009

4 класс

Интерес к школе

Нравиться общаться со сверстниками и учителями

Испытываю интерес к урокам с применением компьютера

Интерес к знаниям, которые получаю на уроках

Мне нравиться делиться знаниями

Мне нравиться получать знания самостоятельно

Приложение № 4

Потребность детей в общении и реальное общение (в процентах)

Партнеры

Общение

Потребность

Реальное общение

Родители и близкие родственники

Учителя

Близкий друг-сверстник

Другие сверстники

Компьютер

Приложение № 5

Динамика качества обучения

2006-2007г.

2класс

2007-2008г. Состав чисел 6-10».

Цели:

1 ) закреплять знания учащихся о составе числа первого десятка;
2) формировать навык счета, продолжать работу над задачами изученного вида;
3) развивать логическое мышление, устойчивость внимания, навык
связного высказывания;
4) воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к
предмету.

Ход урока.

I. Организационный момент.

    Назовите число, месяц, день недели.

    Какой урок по счету?

Устный счет.
- Отгадайте загадку.
Смело в небе проплывает, Обгоняет птиц полет, Человек им управляет.
Что такое? (самолет) Скажите, в какой части доски находится самолет?

Сегодня отправимся путешествовать на самолете. А сейчас мы послушаем, что вы узнали дома нового о самолёте, используя энциклопедии, словари, Интернет, по тем вопросам, которые я вам давала на предыдущем уроке.

- Когда появились первые самолеты в небе? (в начале прошлого века)

- Какие части самолёта вы знаете?

Назовите очень важную часть самолёта. (шасси)

- При помощи какой части самолёта лётчик может изменять высоту и направление полёта? (рули направления и высоты)

- Как называется корпус самолёта? (фюзеляж)

Счастливого вам полёта, ребята.

1. Работа по таблице Перед взлётом ведём отсчёт.

Слайд1

Числа от 1 до 20 разного размера и разного цвета записаны в разброс. - Посчитай от 1 до 20, от 1 до 10 через один, от 15 до 8, от 20 до 10.

Физминутка(иммитация полёта)

2. Игра «Круговые примеры».

Слайд 2

Покажите, куда полетит наш самолет.

3. Коррекция знаний числового ряда.

Слайд 3

Работа со слабоуспевающими учениками.

- На самолет купим билетики, вы кассиры: разложите в порядке возрастания, в порядке убывания, какие числа пропущены?

III. Закрепление изученного.

1. Игра «Арифметические весы»

Слайд 4

Чтобы нашему самолету было легче взлететь, мы должны

взвесить багаж, который с собой взяли (ящик, бидон, чемодан,

портфель, сумку, сумочку)

10 - это сколько и сколько? (ответы детей) и т. д.

Появившееся на экране равенство проговаривается хором. По мере ответов детей на слайде появляется запись таблицы сложения.

1+5=6 1+6=7 1+7=8 1+8=9 1+9=10

2+4=6 2+5=7 2+6=8 2+7=9 2+8=10

3+3=6 3+4=7 3+5=8 3+6=9 3+7=10

4+2=6 4+3=7 4+4=8 4+5=9 4+6=10

5+1=6 5+2=7 5+3=8 5+4=9 5+5=10

6+1=7 6+2=8 6+3=9 6+4=10

7+1=8 7+2=9 7+3=10

8+1=9 8+2=10

9+1=10

2. Работа с учебником (стр. 88).

Мы благополучно взлетели. В полете ходить по самолету нельзя, и, чтобы мы не заскучали, давайте посмотрим в иллюминаторы, которые находятся по бокам, вверху, внизу(гимнастика для глаз).

А теперь давайте посчитаем по учебнику:

Положите закладку так, чтобы остался открытым первый пример. Посчитайте, сколько получится?

Можно сказать, что 6 – это 1 и сколько?

Как заполним пропуски в первом примере?

Отодвиньте закладку еще на одну строку вниз. Сколько получится, если к 2 прибавить 5?

К 1 прибавить 6? и т.д.

Как удобнее прибавлять 1+9 или 9+1?

Какое правило используем?

Работа над задачей № 1. Условие задачи читает учитель.

Повторите условие.

Повторите вопрос.

Сколько лет брату?

На сколько лет сестра старше?

Что значит «старше»?

Что нужно узнать в задаче?

Как будем решать задачу?

Почему прибавим?

Как решили бы задачу, если сестра была бы на 2 года младше?

3. Самостоятельная работа в тетради №1 стр. 14.

Заполните пустые клетки так, чтобы в сумме получилось указанное число.

10 – это 7 и сколько?

10 – это 5 и сколько?

Продолжите работу самостоятельно.

IV. Итог урока.

Наш самолет пошел на посадку.

Чему учились в полете?

Какое задание понравилось? Что для вас было трудным?

Урок математики (4 класс)

Программа «Школа России»

Тема: «Деление многозначного числа на однозначное».

Цели:

1)познакомить учащихся с алгоритмом письменного деления многозначного числа на однозначное;

2) повторить умения делить с остатком; совершенствовать навыки решения задач на нахождение величин по их сумме и разности;

3) активизировать мыслительную деятельность учащихся путём применения ИКТ;

4) способствовать развитию внимания, памяти и мышления.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Прибавляю, отнимаю,

Умножаю и делю.

Математику я знаю

И поэтому люблю.

II . Актуализация знаний.

Как называются числа при делении?

Что является результатом умножения?

Назовите действие, обратное делению.

Как разделить число 78?

Слайд №1

78: 3

60 18

(Число 78 надо заменить суммой удобных слагаемых 60 и 18, затем каждое слагаемое разделить на 3, результаты сложить.)

Данное число мы сложили без остатка. А если бы перед нами стояла задача разделить число с остатком, какое правило, мы должны были помнить? (Остаток должен быть меньше делителя.)

Приведите примеры деления однозначного числа на однозначное с остатком. (7:2; 8:3 и т.д.)

Индивидуальная работа (за компьютерами 4 детей)

Задания:

1) Выбери примеры, в которых деление выполняется с остатком:

16:4 17:6

18:9 12:5

2) Выбери примеры, в которых деление выполняется с остатком:

54:8 55:9

56:8 54:9

3) Выбери примеры, в которых деление с остатком выполнено правильно:

39:6=5 (ост.9) 38:9=4 (ост. 2)

37:19=2 (ост. 1) 31:24=1 (ост. 7)

4) Выполни деление с остатком :

36:5=…(ост. …) 53:8=…(ост….)

38:11=…(ост….) 46:13=…(ост….)

Фронтальная работа: решение примеров на экране

28:3 39:5 33:4 73:8

58:9 40:7 49:6 88:9

III . Определение темы и задачи урока.

Итак, мы делили однозначное число на однозначное, делили двузначное число на однозначное, а как удобно разделить трёхзначное число на однозначное? (В столбик.)

Как сформулировать тему урока? (Дети формулируют сами) .

На экране запись: Тема урока: «Деление многозначного числа на однозначное».

Один ученик выполняет у доски.

Аналогично выполняется решение с проверкой ещё 5-ти примеров.

Вывод: Чему научились сегодня на уроке? Вам понравилось делить столбиком?

    Решение задачи.

На экране текст задачи: С двух пальм собрали 152 банана. Со второй пальмы собрали на 28 бананов больше, чем с первой. Сколько бананов собрали с каждой пальмы? (Задача иллюстрирована.)

Объясните, что означает число 152 и число 28? Чертим схему. Разбор задачи. Решение задачи в тетрадях и на доске. При делении числа 124:2 на экране появляется алгоритм деления.

IV . Итог урока.

Что нового узнали на уроке? Что больше всего вам понравилось? Кто испытывал трудности при делении? Кто хотел бы продолжить сегодняшний урок?