Литература

Педагогическая диагностика детей по фгос до. Диагностика развития дошкольника. Сущность, виды, критерии диагностики Вопросы по диагностике в детском саду

Педагогическая диагностика детей по фгос до. Диагностика развития дошкольника. Сущность, виды, критерии диагностики Вопросы по диагностике в детском саду

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами. От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности. Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.

Мониторинг является отличным от диагностики понятием, поскольку при диагностике деятельность направлена на исследование уже известного явления, которое достаточно описано и позволяет диагносту сопоставить данные о нем с полученной информацией. К отличительным особенностям мониторинга относят следующие:

  • Система отслеживания длится 1, 3, 5 лет;
  • Это специальная целенаправленная система, она планомерна и осознанна на каждом этапе педагогического процесса.

Требования, аспекты и сущность мониторинга

Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная. Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность :

  1. за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию;
  2. можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали;
  3. негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены;
  4. развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать;
  5. полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования.

Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно-методических требований :

  • Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени;
  • Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования;
  • Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер;
  • Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован.

Получается что мониторинг это целостная система, которая реализует множество функций.

Аспектами мониторинга, по мнению Н.П. Тропниковой являются следующие:

  1. непрерывность (данные собираются постоянно);
  2. диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы);
  3. научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы);
  4. обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы).


В системе образования особое значение для проведения мониторинга имеет распространение информации. При этом важность различных инструментов влияния на принятие решений, к которым относят информирование социума, формирование общественного мнения, не отрицают, но и не называют основными для проведения мониторинга. При мониторинге также учитывают мнение образовательного учреждения и системы образования, его выражают руководители.

Этап получения данных исследования граничит с их анализом, а между ними находится этап обсуждения с администрацией результатов мониторинга. Этот «средний» этап нуждается в исполнении, поскольку существует требование к рассмотрению полученной информации в дальнейшем и ее использование на практике. Обсуждение не может называться научным способом добычи информации, но оно очень ценно для мониторинга.

При мониторинге в образовании следует предусматривать некую систему распространения информации, которая является сложной, но надежной. Связанно это с двумя группами способов проведения мониторинга :

  1. сбор информации, фиксация текущих данных;
  2. учет полученной информации, принятие управленческих решений, регуляция педагогического процесса.

Учитывая вышесказанное, можно выделить актуальность применения мониторинга в образовательном учреждении, это:

  • Определение результативности и успешности того, как протекает образовательный процесс;
  • Педагогов обучают самооценке и самоанализу своей деятельности в процессе образования;
  • Качество состояния процесса образования управляется целесообразно;
  • Прогнозируются перспективы развития объектов/субъектов процесса образования.


Мониторинг качества образования в ДОУ

Рассматривать определение педагогического мониторинга следует с качества образования , оно является характеристикой образования – совокупностью свойств, которые способствуют удовлетворению потребностей в образовании и отвечают интересам общества. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении имеет цель сформировать целостное представление о качестве всей системы образования. При этом качество образования рассматривается в виде обобщенной меры эффективности системы образования в ДОУ, она проявляется в способности предоставить комплекс услуг, которые бы отвечали запросам и ожиданиям потребителей и требованиям нормативных документов (законов).

При анализе информационной базы мониторинга качества образования были выявлены его специфические особенности, которые происходят на этапах сбора и оценивания информации. Изучают не всю доступную информацию, а лишь ту, которая поможет создать полную картину качества образования, которое обеспечивает дошкольное учреждение.

Этапами сбора информации являются:

  • Выявить скрытые резервы и потенциальные возможности каждого педагога и всего коллектива;
  • Выявить условия, при которых реализуются выбранные технологии и программы;
  • Определить способности, интересы, уровень развития детей, педагогов, коллектива;
  • Оказать помощь педагогам в освоении исследовательской деятельности;
  • Способствовать творческому развитию личности, педагогам помочь овладеть самодиагностикой своей профессиональной деятельности.

Эффективность воспитания определяется выполнением следующего алгоритма :

  1. определить цели и задачи обучения;
  2. подобать критерии для определения результата;
  3. выбрать методику обучения;
  4. подготовить диагностический инструментарий;
  5. исследовать испытуемых;
  6. обработать результаты изучения и интерпретировать их;
  7. провести анализ, оценку результатов и обсудить их.

В педагогической науке диагностика эффективности деятельности ОУ считается достаточно новой областью, но уже существует множество диагностических методик.


Система мониторинга

Мониторинг качества образования в ДОУ проводится с применением системы, состоящей из 4 блоков:

  • Качество процесса образования;
  • Качество обеспечения ресурсами;
  • Качество управления;
  • Качество результатов работы.

Эти блоки вместе с множеством элементов, которые входят в их состав, это носители качества образования. В его структуре выделяют интегральные свойства характеризующие качество в виде целостности его простых и составных элементов. К ним относят: системность, адаптивность, ориентацию на личность и деятельность, направленность на гуманитарию и культурологию, надежность, непрерывность, эффективность, оптимальность, функциональность. Кроме того, структура качества образования включает в себя качество дидактической направленности деятельности детей (конструирование, игры), качество форм организации жизнедеятельности (развлечения, занятия), качество самостоятельной деятельности.

Чтобы изучить и оценить качество образования, используют группу показателей, они ограниченны в количестве, но их совокупность позволяет исследовать в полной мере объект мониторинга. Показатель рассматривают как характеристику определенного аспекта свойства качества.

Методическая работа на основе диагностики

Чтобы оптимизировать управление ДОУ, необходимо повышать эффективность методической работы с педагогами. Когда данный вид работы основан на диагностике, то появляется возможность оптимизировать педагогический процесс, поскольку такая основа предполагает детальное изучение потребностей и детей, и родителей, возможностей каждого воспитателя и всего коллектива, а это позволяет определить самый эффективный комплекс форм, приемов и методов методической работы, которые повышают педагогическое мастерство, профессиональную квалификацию, стимулируют творчество педагогов.

Низкий уровень качества образования может иметь несколько причин: недочеты в подготовке воспитателей, отсутствие взаимодействия с родителями, устаревшая программа образования, методики и технологии работы с детьми, или бессистемный набор новаций, и т.д. Главным направлением методической работы является выявление этих причин, консультации и конкретные рекомендации воспитателям, разработка плана реализации повышения качества образовательных услуг ДОУ.

Изучая педагогическую деятельность воспитателя, необходимо оценить его умения организовать и проводить разные виды деятельности детей (трудовую, игровую, художественную и театральную), умения развивать речь, качества и умения для общения с дошкольниками.

Повышению квалификации воспитателей способствует информация о научно-теоретических знаниях. Воспитатель должен понимать, что диагностика педагога это теоретический фундамент для реализации практической деятельности. Диагностика развития дошкольников должна подвергаться корректировки методиста, а воспитатель должен иметь представления о диагностике педагогического процесса. Творчество и свобода воспитателей должна как поощряться, так и корректироваться.

Современные воспитатели должны овладеть методами психологической и педагогической диагностики развития, изучения педагогической культуры родителей, самодиагностики своей профессиональной и психологической деятельности; умениями оценить условия, в которых пребывают дошкольники.

Наталья Ашенкова
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО , Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга) . Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах : "От рождения до школы" (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, "Истоки" (под ред. Л. А. Парамоновой, "Детство" (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, "Тропинки" (под ред. В. Т. Кудрявцева, "На крыльях детства" (под ред. Н. В. Микляевой, "Детский сад – дом радости" (автор – Н. М. Крылова, "Мозаика" (авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева) .

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области) .

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей , испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом . Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май) .

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме :

Не сформирован;

Находится в стадии становления;

Сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить детей , которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей , получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических ) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На мой взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Публикации по теме:

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей». Я использую методические.

Консультация для воспитателей «Индивидуальный развивающий маршрут для детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС» «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ» Примечание: Основанием для создания индивидуального маршрута может выступать диагностика достижений.

Математическое развитие детей в соответствии с ФГОС ДО ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» (модуль.

Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.

Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями. В связи с изменениями,.

ФГОС ДО говорит о необходимости педагогической диагностики и проведения мониторинга образовательной программы. Не достижений и не результатов развития детей, а мониторинга динамики их развития.

Разберемся:

Диагностика является частью мониторинга, это разовый сбор информации, она переходит в мониторинг. Мониторинг – действие, состоящее из трех этапов: сбор информации, анализ и принятие решения. Это постоянное наблюдение над каким-либо процессом. В общий мониторинг ДОУ мы можем включить мониторинг условий ДО и психологическую диагностику.

П. 4.3 ФГОС ДО «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями ребенка.

П.3.2.3 ФГОС ДО «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Мы не можем сказать, что этот ребенок соответствует стандарту, а этот не соответствует. Развитие очень индивидуально, а целевые ориентиры, как маячок, к которому должен стремиться каждый педагог в своей работе.

Как сказал один академик, доктор психологических наук В.И. Слободчиков - каждый целевой ориентир представляет собой обобщенную характеристику развития детей, очень часто мы просто не можем обнаружить те способности и новообразования развития, которые складываются в данный момент, но наступит тот момент, когда они обнаружатся. Мы должны поставить педагогические задачи, чтобы это развитие осуществлялось. И потом увидим результат. Поэтому оценке подлежать планируемые результаты освоения детьми образовательной программы.

В нашем детском саду мы предлагаем педагогам оценивать не знания, а умения, которые сформировались у детей к тому или иному моменту: познавательные, речевые, художественно-изобразительные, игровые умения.

Мы знаем о необходимости учета индивидуального уровня развития, возрастных возможностей ребенка, учитывать образовательные потребности при проектировании образовательной программы. Нам диагностика необходима для дальнейшей педагогической деятельности, для того, чтобы своевременно скорректировать дальнейшие нарушения. Получается без изучения динамики развития каждого ребенка реализовать ФГОС Д не возможно. Педагогическая диагностика, что нам дает? Для решения таких задачи, как индивидуализация образования, и для оптимизации работы с группой детей.

Так же имеет место быть – психологическая диагностика. Как вы выстраиваете схему взаимодействия с психологом. Т.е. он смотрит детей по запросу, на входе в ДОУ, те которые находится в группе риска.

Итак, оцениваем мы не целевые ориентиры, а достижения ребенком планируемых результатов (по возрастам), то есть умения. Нельзя оценивать достижения по уровням (низкий, средний. высокий), надо оценивать по сформированности умений у ребенка в различных видах деятельности.

Как происходит процесс формирования умений:

Начинается все с элементарных знаний, то есть первичных представлений и на основе первичных представлений мы вместе с детьми начинаем формировать умения. И сначала эти умения дети могут применять с помощью взрослого (мы выделяем красным цветом) и тут мы говорим, что умение находится на стадии формирования. Потом дети применяют умения самостоятельно или по образцу (желтый цвет). И дальнейшие наши действия должны быть направлены на то, чтобы ребенок смог самостоятельно применять эти умения в творческой ситуации (зеленый цвет). И, исходя, из этого у нас нет детей с низким, средним, высоким уровнем развития.

Педагогическая диагностика как фактор приемственности ДОУ - школа. Регламентируемые документы педагогической диагностики. Раскрытия сходств и различий мониторинга образовательной деятельности ФГТ и педагогической диагностики ФГОС. Раскрытие целей и задач педагогической диагностики в ДОУ. принципы диагностического обследования дошкольников. Отражение педагогической диагностики в образовательных программах дошкольного образования - "От рождения до школы", "Детство", "Мир открытий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

(Слайд 1)Регламентируемые документы педагогической диагностики:

Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

Для начала проведем сравнительный анализ Системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы по ФГТ и педагогической диагностики ФГОС.

(Слайд 2) Сходства и различия Мониторинга результативности образовательной деятельности ФГТ и педагогической диагностики ФГОС.

Мониторинг

Педагогическая диагностика

Определение

система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

развития ребенка .

(Слайд 3) в первом случае предполагает

Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;

Понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

(Слайд 4) Структура

1. Определение объекта мониторинга.
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ ин-формации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.

Первый этап - проектировочный. Определение целей и методов диагностики.

Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов.

(Слайд 5) Инструментарий

- система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта;

Сбор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т. д.) и другие методы исследования;

карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

(Слайд 6)

Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый, по показателям и критериям, представленных интегративными личностными качествами по возрастным группам.

Проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

(Слайд 7) И так, что такое Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка .

(Слайд 8) Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

(Слайд 9) Принципы диагностического обследования

- принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

- принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

(Слайд 10) В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

Наблюдение

Изучения продуктов деятельности детей

Несложные эксперименты

Беседы

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

(Слайд 11) Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников: - проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

С ребенком работает один взрослый.

Нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с ответом;

Обследование проводится обязательно в игровой форме;

Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.

(Слайд 12) На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогический диагностики. Рассмотрим и сравним как отражается раздел педагогической диагностики в разных образовательных программах дошкольного образования.

(Слайд 13) Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.

Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Направлена на изучение:

Коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;

Игровой деятельности;

Познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности);

Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

Художественной деятельности;

Физического развития.

Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

(Слайд 14) Программа «Детство». Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.

Направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

Деятельностных умений ребенка;

Интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

Личностных особенностей ребенка;

Поведенческих проявлений ребенка;

Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

  • особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Основными методами педагогической диагностики являются включенное наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

(Слайд 15)Осуществляется в 4 этапа.

Первый этап - проектировочный. Определяем цели и методы диагностики.

Второй этап - практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.

Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов. На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества.

Четвертый этап - интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Инструментарий - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

(Слайд 16) Программа «Мир открытий». Рассматривается как педагогический мониторинг.

Осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка. Не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений. Позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику. Учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений. Позволяет рассматривать весь период развития ребенка до школы как единый процесс, учитывая возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.

Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики Мониторинг Педагогическая диагностика Определение Система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности пед. системы. Это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы.

Мониторинг Педагогическая диагностика Предполагает - постоянный сбор информации об объектах; - выявления динамики изменений; - компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс. Изучение ребенка для познания его индивидуальности и оценки его развития; - видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Мониторинг Педагогическая диагностика Структура 1.Определение объекта 2. Сбор информации. 3. Обработка и анализ. 4. Интерпретация и комплексная оценка. 5. Принятие решения об изменении деятельности. I этап - проектировочный II этап - практический. III этап - аналитический. I V этап - интерпретация данных. V этап - целеобразовательный. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Мониторинг Педагогическая диагностика Инструментарий C бор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение и другие методы исследования; C бор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение и карты наблюдений детского развития. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Мониторинг Педагогическая диагностика Периодичность Проводится 2 раза в год Проводится 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Педагогическая диагностика «Диагностика» (греч.) - «познание, определение».

Педагогическая диагностика Цель – Получение оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения для педагогического процесса. Задача - – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Принципы диагностического обследования принцип последовательности и преемственности диагностики; принцип доступности диагностических методик и процедур; принцип прогностичности;

Методы наблюдение изучения продуктов деятельности детей несложные эксперименты беседы

«Правила» диагностики наиболее работоспособные дни; обстановка спокойная, доброжелательная. работает один взрослый; нельзя торопить ребенка с ответом; обследование проводится в игровой форме; нельзя заставлять ребенка; диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3 раза в год.

Полученные результаты Конструктация образовательного процесса, планирование индивидуальной работы

Конец учебного года Итоговая диагностика Сравнительный анализ Основа конструирование образовательного процесса на новый учебный год

«От рождения до школы» коммуникации со сверстниками и взрослыми; игровой деятельности; познавательной деятельности; проектной деятельности художественной деятельности; физического развития.

«Детство» деятельностных умений ребенка; интересов, предпочтений, склонностей; личностных особенностей; поведенческих проявлений ребенка; особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

«Детство» I этап - проектировочный. Определяем цели и методы диагностики. II этап - практический. Проведение диагностики. III этап - аналитический. Анализ полученных фактов. IV этап - интерпретация данных. V этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач.

«Мир открытий» Цель – определения динамики индивидуального развития ребенка. Не содержит оценок развития ребенка Учитывает зону ближайшего развития ребенка. - индивидуализации образования; - оптимизации работы с группой детей.


Большинство родителей задают вопрос: «Зачем проводится психологическая диагностика в детском саду и нужна ли она вообще»? Ответ- несомненно, необходима, она позволяет оценить творческие и интеллектуальные способности дошкольника и подобрать наиболее эффективные методы развития малыша. А также, благодаря диагностике, у ребенка можно своевременно выявить разного рода проблемы или даже отклонения в развитии, которые могут негативно повлиять на процесс развития и существенно осложнить обучение.

Виды психодиагностики детей В ДОУ

При поступлении в детский сад, дети обладают уже целым набором устоявшихся черт характера, набором привычек и предпочтений.Важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. В противном случае педагог столкнется с тем, что малыш замкнется в себе или, напротив, начнет проявлять беспричинную агрессию и упрямство, вряд ли пойдет на контакт. Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить: особенности мышления и поведения, уровень кругозора и психоречевого развития, способность к адаптации в социуме и т. д.

На основе полученных данных психолог может подобрать оптимальную методику коррекции и развития ребенка. В психологии диагностика и коррекция – это два тесно взаимосвязанных процесса. При выявлении различных отклонений в развитии ребенка психолог подбирает способ устранения той или иной проблемы, но коррекции поддаются только те свойства и особенности личности, которые обусловлены воздействием среды или ближайшего окружения ребенка, а не заданы генетически, как например, скорость, подвижность протекания психических процессов или их устойчивость.

Большинство педагогов-психологов проводят психологические диагностики в ДОУ по определенному плану, который включает в себя несколько этапов.

    Скрининговое тестирование – проводится среди группы детей одной возрастной категории. Позволяет выделить малышей, обладающих различными творческими способностями. Кроме того, благодаря этому тестированию оценивается адаптация малыша в социуме.

    Углубленное или целевое тестирование – проводится среди детей, которые обладают определенными особенностями и отклонениями: творческие и интеллектуальные способности, различные отклонения при адаптации в социуме и т. д. Психологическая диагностика дошкольников путем углубленного тестирования подразумевает под собой разделение детей на группы: по возрасту и виду особенностей или отклонений.

    Динамическое тестирование – проводится для определения адаптации и развития дошкольника в динамике. При проведении подобных исследований психолог оценивает насколько малыш восприимчив к обучению.

    Итоговое тестирование – заключающий метод, в котором специалист подводит итоги о развитии и психологическом состоянии малыша. Заключающий метод состоит из нескольких этапов: наблюдательный, экспериментальный, тестовый. Стоит отметить, что особое значение при подведении итогов играет общение с дошкольником.

Благодаря этому тестированию педагог-психолог может составить объективное мнение о состоянии и развитии дошкольника.

Что оценивает психолог

При общении с дошкольником, психолог уделяет особое внимание тому, как ребенок идет на диалог. Если малыш угрюмый и зажатый, возбудимый и отвлекаемый или всячески избегающий любого контакта - это свидетельствует о каких-то сложностях в его развитии. Не менее важно и другое:

    внешний вид малыша (чистота одежды, тела и лица);

    инициативность в общении;

    усидчивость в процессе диалога;

    интерес к обсуждаемой теме;

    общее самочувствие дошкольника;

    умения и знания малыша с учетом его возрастной категории;

    состояние основных физических функций;

    подвижность;

Если присутствуют какие-либо отклонения педагог-психолог, скорее всего, назначит коррекционные занятия. Эффективность их оценивается в последующих психологических диагностиках в детском саду.

Методы проведения психодиагностики в зависимости от возраста

Когда проводится психологическая диагностика в детском саду, педагог-психолог должен быть объективным и учитывать возраст малыша. Именно поэтому детей делят на возрастные группы.


Тестирование детей в возрасте 3–4 лет

Для оценки развития детей от трех до четырех лет некоторые педагоги используют четыре метода тестирования. Все исследования проводятся в игровой форме и доставляют ребенку минимальные неудобства. Все действия оцениваются в баллах, которые после проведения исследования суммируются.

    «Коробка форм» – для определения уровня восприятия формы и размера предметов. Проводится подобное тестирование очень просто: перед малышом ставят коробку, в которой проделаны прорези под фигурки различной формы. Дошкольник должен складывать в ящик предметы через прорези, которые соответствуют форме фигуры. Если ребенок делает все правильно и опирается только на визуальное соотношение, то малыш получает 2 балла. Если примеривает фигурки к прорезям, то один.

    «Матрешка из трех частей» – позволяет определить степень развития процесса мышления. Взрослый разбирает матрешку и ставит перед малышом. Дошкольник должен собрать матрешку вновь и расположить фигурки по размеру.

    «Разрезные картинки» – для оценки качества восприятия, мышления и визуально-моторной координации. Проводится по методу мозаики. Большую картинку разрезают на несколько частей и выкладывают их перед малышом. Он должен собрать картинку.

    «Цветные кубики» – визуальное и слуховое восприятие цветовой гаммы. Педагог берет кубик одного цвета и предлагает малышу показать другой, но с таким же оттенком. Затем дошкольнику перечисляют цвета, и он должен указать их на кубиках нужного оттенка.

После того как психологическая диагностика в ДОУ подошла к концу, педагог суммирует все баллы, и если малыш не набрал необходимую сумму, то дошкольника и психолога ожидает совместная работа по коррекции психоэмоционального или интеллектуального развития.

Тестирование детей в возрасте 4–5 лет

Психологическая диагностика в детском саду для средней группы (4–5 лет) может включать в себя пять методов тестирования.

    «Покажи и назови» – дошкольнику задают загадки и предлагают найти ответ на расположенных перед ним картинках.

    «Восемь предметов» – перед малышом выкладывают различные картинки с изображением людей, животных и т. д. Дошкольник должен внимательно их изучить и запомнить, что изображено. После этого рисунки убирают, и дошкольник по памяти перечисляет, что он видел.

    «Лабиринт» – малышу показывают картинку с изображением лабиринта, он должен нарисовать на нем проход от одного предмету к другому.

    «Найти такую же картинку» – перед малышом выкладывают похожие картинки и показывают одну из них. Дошкольник должен найти такую же.

    «Найди домик» – выкладывают ячейки с изображением: животных, овощей, посуды и одежды, а также картинки, например, с изображением: тарелки, огурца, кошки, и свитера. Дошкольник должен распределить их по соответствующим ячейкам.

Подобные виды тестирования позволяют определить уровень: мышления, зрительного восприятия и памяти малыша.

Тестирование детей в возрасте 5–6 лет

К детям в этом возрасте требования становятся еще выше. Примерные задания выглядят следующим образом:

    «Несуразица» – малышу показывают картинку, на которой изображены различные нелепицы: кот летает, или рыбы сидят на дереве. Дошкольник должен определить, что на рисунке изображено неправильно.

    «Времена года» – малышу предъявляют картинки с изображением времен года, но в различной последовательности. Дошкольник должен показать их в правильной закономерности.

    «Рыбка» – выкладывают разноцветные треугольники и квадраты и выкладывают их форме рыбки. Дошкольник должен угадать, что изображено. После этого ее разбирают, и малыш собирает рисунок вновь.

    «Человек» – малышу дают чистый лист бумаги и простой карандаш с ластиком. Дошкольник должен изобразить фигуру человека, желательно с соблюдением всех пропорций.

    «Что нарисовано» – малышу показывают различные картинки с изображением: геометрических фигур, силуэтов людей и животных. Дошкольник определяет на что похожа, демонстрируемая ему картинка

Желательно, чтобы при этом тестировании малыш набрал как можно больше баллов, поскольку следующий год является подготовительным к школе.

Тестирование детей в возрасте 6–7 лет

В этом возрасте малышу предстоит подготовиться к школе и важно оценить все особенности его развития. Дошкольнику предстоит пройти тестирование не только по тем задачам, которые предлагались прежде. Будущему школьнику предлагается еще серия заданий для определения его личностной готовности, например, для определения ведущего типа мотивации или степени развития волевого процесса.Кроме того, важно учитывать, как ребенок адаптируется в коллективе.

Психологическое тестирование в центре Сократ

Благодаря психологической диагностике развития малыша в центре «Сократ», удается выявить различные отклонения в мышлении и развитии дошкольника и скорректировать их.

    кризис переходного возраста, связанный с формированием у малыша характера в возрасте 3-4 лет;

    капризность, агрессивность, задиристость, тревожность. Если малыш не слушается и часто капризничает, то благодаря коррекционно-развивающей программе, которую предлагает центр Сократ, можно в короткие сроки избавиться от негативных проявлений;

    задержка умственного и речевого развития. При прохождении тестирования, в 98% случаев удается выявить отклонения в развитии личности дошкольника и его познавательной сферы. Кроме того, педагог-психолог может сразу же подобрать методику коррекции различных отставаний;

    плохая адаптация в социуме (застенчивость, страх общения и т. д.) – с ребенком работают лучшие психологи, которые подберут оптимальную методику избавления от трудностей общения и нарушений поведения.

В онлайн-режиме можно пройти тест на выявление способностей ребенка . Он не заменяют консультацию специалистов, но помогает определить сильные стороны малыша.

В центре Сократ работают лучшие психологи, прошедшие обучение французской методике комплексного психологического обследования, широко применяемой и признанной в странах Европы. Они найдут подход к любому малышу. Благодаря тестированию специалисты выявляют не только отклонения в поведении и развитии, но и определяют способности ребенка, дают практические рекомендации по обучению и воспитанию. Педагоги-психологи подбирают и успешно реализуют индивидуальную программу коррекции выявленных отклонений. Пройдя процедуру комплексного психологического обследования в центре Сократ, родители доверяют своего малыша специалистам, которые полноценно подготовят его к поступлению в школу и дадут родителям перечень рекомендаций по успешному прохождению адаптационного периода, развитию учебных навыков и формированию у ребенка позиции ученика.