Литература

Решу егэ история первая мировая война. Участие россии в первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

Решу егэ история первая мировая война. Участие россии в первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

Интересную мысль высказал русский религиозный мыслитель XIX века Н.Ф. Федоров: «География говорит нам о земле как о жилище; история же – о ней же как о кладбище». Тем более, это высказывание актуально для ситуации войны. Историю войн невозможно изучать без географической карты, поэтому предлагаю проработать методику решения тестовых заданий в формате ЕГЭ с помощью карты.

ПОЛНАЯ ПРОРАБОТКА ВСЕГО НУЖНОГО НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ МАТЕРИАЛА ПО ПЕРИОДУ 1900-1945 гг.
качественная аналитика теоретического материала
никакой «воды» и пустых рассуждений
постоянное выполнение заданий в формате ЕГЭ
отличный дизайн презентации
постоянная работа с исторической картой
постоянный анализ документальных источников
постоянное обращение к фактам из духовной культуры, искусства, так сложно дающихся выпускникам

А вот и все темы курса:
1. Россия в конце XIX – в начале XX вв.
2. Социальные потрясения российской истории начала XX в.
3. Россия накануне Первой мировой войны (1907-1914 гг.)
4. Первая мировая война
5. Россия в 1917 году
6. Гражданская война и ее последствия
7. НЭП
8. История СССР в 1930-е гг.
9. СССР накануне Великой Отечественной войны
10. Стратегическое отступление
11. Коренной перелом
12. Наступательный этап ВОВ

Первая мировая война — «белое пятно» на карте истории России

2. Мы наносили линии фронтов и их передвижения на карту.

3. Мы освежили наши знания о нюансах Первой мировой войны.

4. Мы определили, как находить события Мировых войн на картах.

5. Мы продолжили работы с частью 1 (тестовой)

6. Мы разобрали ключевое событие Первой мировой войны на Восточном фронте — Брусиловский прорыв 1916 года.

7. Мы вспомнили, как оформлять ответы на тестовые задания части 1 в формате

ЕГЭ по теме «Первая мировая война. Февральская революция 1917 г.»

Часть А.

1. Каковы причины Первой мировой войны?

а) стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах

б) стремление правительств стран - частниц войны отвлечь свои народы от революционной борьбы

в) стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы-Великобритании

2. Каким был главный итог военной кампании 1914 года?

а) подписание сепаратного мира Германией и Англией

б) Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны

в) Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия

3. Когда началась Февральская 1917 года революция в Петрограде?

4. Каковы главные итоги Февральской революции?

а) пала монархия б) возникло двоевластие

в) началась демократизация страны г) произошел созыв Учредительного собрания

5. Каково значение приказа №1?

а) установление диктатур в пролетариата б) началась демократизация армии в) была ликвидирована Государственная Дума

6. Что явилось главной причиной апрельского кризиса Временного пра вительства?

а) нота Милюкова о продолжении войны б) выступление Ленина на I Съезде Советов

в) прорыв на фронте генерала Брусилова

7. Почему русская армия в ходе Первой мировой войны терпела неуда чи?

а) плохое снабжение армии вооружением и снарядами

б) существовало разрозненное действие фронтов

в) Англия и Франция нарушали союзнический договор

8. Каковы итоги Первой мировой войны для России?

а) в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка

б) Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне

в) в ходе войны в России произойдет Первая российская революция

9. Какие события стали поводом для массовых беспорядков в февраля 1917 года в Петрограде?

а) демонстрация женщин в честь Международного женского дня

б) увольнение с путиловского завода 30 000 забастовавших рабочих

в) выступление солдат Петроградского гарнизона

10. Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?

а) Учредительное собрание

б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

в) Временное правительство

г) Государственный Совет

11. Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного пра вительства, принятая 3 марта 1917 года?

а) ввела широкие гражданские права и свободы

б) обеспечила крестьян землей

в) вывела Россию из первой мировой войны

12.Каков был состав Антанты накануне войны?

а) Англия, США, Франция; б) Англия, Россия, Франция; в) Англия, Россия, Италия.

13. Германия объявила войну России :

а) 28.06.1914 г.; б) 28.07.1914 г.; в) 1.08.1914 г.; г) 3.08.1914 г

14. Брусиловский прорыв проходил в:

15. Верденская операция проходила в:

а) 1914 г., б) 1915 г.; в) 1916 г.; г) 1917 г.

Часть B.

1.Расположите события по годам:

А) 1914 г.; б) 1916 г.; в) 1918 г.

1. Битва при Сомме; 2. Брусиловский прорыв; 3. первая газовая атака у г. Ипр; 4. Вступление в войну США; 5; битва на Марне; 6. Ютландское сражение; 7. Верденское сражение; 8. Нота Милюкова об участии России в войне до победного конца; 9. Брестский мир; 10. Компьенское перемирие;

2.Напишите название исторического события.

Россия отказывалась от всех территорий, занятых войсками Германии. Была обязана демобилизовать армию, выплатить компенсацию за ущерб, нанесённый собственности германских граждан на её территории.

3. Причинами февральской революции стали.

1 . Аграрный вопрос не был решён

2. Участие России в Первой мировой войне

3. Отсутствие рабочего законодательства

4. Создание Временного правительства

5. Создание Совета рабочих и солдатских депутатов

4. Соотнесите.

1. Г.Е.Львов А. Министр юстиции

2. А.И.Гучков Б. Министр иностранных дел

3. П.Н.Милюков В. Председатель Временного правительства

4. А.Ф.Керенский Г. Министр военных дел

Д. Министр финансов

5.Причинами июньского и июльского кризисов власти стали.

1. Массовые выступления рабочих

2. Неудачное контрнаступление на фронте

3. Резкое ухудшение экономического положения страны

4. Отречение Николая II от престола

5. Отставка Г.Е.Львова

6. Выберите события относящиеся к революции 1917 г.

1. Кровавое воскресение

2. Падение самодержавия

3. Установление двоевластия

4. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

5. Кронштадское восстание

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания.

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии, флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

  1. Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:
  2. 1. Во всех ротах, батальонах, полках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей
  3. 2. Во всех воинских частях, которые ещё не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 марта
  4. 3. Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам
  5. 6. В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину
  6. 7. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается

С1. Напишите название документа и дату его принятия.

С2. Раскройте основные положения документа, характеризующие отношения к военным.

С3. Какое событие стало причиной принятия данного документа и каково его значение для военных?

С4. Ниже приведены 2 точки зрения на подписание Брестского мира. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

  1. Подписание Брестского мира было вынужденной мерой Советского правительства.
  2. Подписание Брестского мира было выгодным для большевиков, поскольку они боялись потерять власть.

С5. . Сравните исторические события революцию 1905 г.и революцию 1917 г. Назовите не менее 2 общих положений и не менее 3 различий в их деятельности.


Причины, характер и цели войны

Первая мировая война (1 августа 1914-11 ноября 1918 г.) была по своему характеру империалистической, то есть велась за передел уже поделённого мира. Её события разворачивались в форме открытого конфликта между двумя военно-политическими блоками государств, сложившимися в конце ХІХ — начале ХХ в. (Антанта и Тройственный союз) и их сателлитами, боровшимися за:

  • военно-политическое доминирование на европейском континенте;
  • перераспределение сфер колониального влияния;
  • источники дешёвого сырья и рынки сбыта собственных товаров.

Целями России в войне было обеспечение неприкосновенности собственных территорий, усиление влияния в Юго-Восточной Европе и в районе средиземноморских проливов, а также присоединение западноукраинских земель, входивших в состав Австро-Венгерской империи.

Накануне войны русская армия находилась в «разобранном» состоянии. Военные реформы, начавшиеся после провала в Русско-японской войне, не были доведены до конца. Ограниченное финансирование сказалось на боеспособности флота и не позволило завершить перевооружение армии, которая испытывала недостаток в современном автоматическом оружии, автомобилях, средствах связи. Большая часть высшего командного состава имела устаревшие представления о способах ведения войны. Извечной проблемой оставалось слабое развитие транспортно-коммуникационной системы. Тем не менее, Российская империя уже с первых дней войны принимала в ней самое активное участие.

Россия в военной кампании 1914 года

Россия встала на сторону Сербии в «сараевском кризисе», вызванном убийством наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, объявив всеобщую мобилизацию. В ответ на это Германия в ультимативном порядке потребовала от России отменить мобилизацию, а получив отказ 1 августа 1914 г., она объявила ей войну. 6 августа войну России объявила Австро-Венгрия. В конце августа 1914 г., прорвав пограничные оборонительные рубежи французов, немецкая армия приблизилась к Парижу.

Будучи союзницей Франции по Антанте, русская армия, находившаяся под главнокомандованием великого князя Николая Николаевича, незамедлительно перешла в наступление в Восточной Пруссии (4 августа — 15 сентября 1914), тем самым создав Северо-Западный фронт. Первоначальные успехи (разгром немцев под Гумбинненом) скоро сменились поражениями. Несогласованность в воплощении плана наступательных действий командования русских позволила немцам разгромить одну из армий в районе Мазурских озёр, её командующий — генерал А. Самсонов, покончил жизнь самоубийством. Другая русская армия, под командованием генерала П. Ренненкампфа, была вынуждена отступить. Однако эта операция позволила выстоять французам в битве на Марне и сорвала планы германского блицкрига.

Более удачным оказалось наступление русских частей Юго-Западного фронта в Галиции (23 августа — 3 сентября 1914 г.), где им противостояли австро-венгерские войска. Благодаря преимуществу в живой силе, использованию мобильных кавалерийских подразделений, тяжёлой артиллерии, русские разбили силы противника, заняли Галицию, часть Польши и приблизились к стратегически важным для немцев районам Силезии и Познани, которые спасли союзников от полного разгрома, перебросив на проблемный участок своё подкрепление. Опасаясь немецкого флангового удара со стороны Лодзи, в конце 1914 г. русская армия перешла к обороне.

Россия в военной кампании 1915 года

В 1915 г. основные события разворачивались на Восточном фронте. В феврале — марте русская армия ценой огромных потерь сумела сдержать наступление немецких армий в Восточной Пруссии. Одновременно русские развернули собственное наступление против австро-венгров в Буковине и Польше. На помощь австрийцам в очередной раз пришли немцы, прорвав русский фронт (Горлицкий прорыв) и вытеснив русских, которые испытывали недостаток в боеприпасах, из Польши, Галиции и западных частей Белоруссии и Украины. Однако русской армии удалось избежать окружения, на что изначально рассчитывал противник. К концу года война на восточном фронте приобрела позиционный характер.

В этом же году возник Кавказский фронт, на котором России противостояла Турция. В результате успешных действий нашим войскам удалось овладеть хорошо укреплёнными турецкими крепостями Трапезунд и Эрзерум.

Россия в военной кампании 1916 года

Российские войска в июне 1916 г. провели успешную наступательную операцию — Брусиловский прорыв (22 мая —5 июня 1916 г.), названную в честь её вдохновителя А. Брусилова (1853-1926) — генерала, талантливого военачальника и военного педагога. Во время Первой мировой войны он разработал план наступления русской армии, сделав ставку на прорыв позиционного фронта, одновременным наступлением нескольких армий, что было тактическим новшеством и не давало противнику возможности предугадать направление главного удара.

В результате стремительной операции, целью которой было помочь союзникам удержать позиции при обороне Вердена, удалось прорвать фронт 450 км длиной и продвинуться на 80-120 км вглубь территории противника, захватив Луцк, Черновцы. Была доказана на практике возможность глубокого прорыва позиционного фронта. Австро-венгерская армия потеряла 500 тыс. убитыми и пленными. Русская армия вновь заняла Галицию и Буковину. Это наступление оттянуло 11 немецких дивизий с Западного фронта, позволив выстоять французам в «верденской мясорубке». Однако отсутствие резервов и неудачные действия соседних фронтов не позволили развить успех. Осенью 1916 г. война на Восточном фронте вновь приняла характер позиционной.

Влияние войны на российское общество

Российское общество и война

Первая мировая война имела исключительное значение для развития истории России. Она стала катализатором многих революционных изменений, уже давно назревавших в российском обществе.

В начале войны страну захлестнула общенациональная волна патриотизма. Но уже первые поражения русской армии привели к отрезвлению большей части общества, осознавшей её бесперспективность для России. Уже в 1915 г. ощущался дефицит боеприпасов — «снарядный голод». На фоне подъёма военной промышленности те отрасли народного хозяйства, которые не были связаны с военными поставками, переживали глубокий кризис. Нехватка топливных ресурсов, прежде всего угля, привела к коллапсу транспортной системы. С 1915 г. в большинстве районов империи проводилась продразвёрстка, усилилась антивоенная пропаганда. Страна переживала разруху.

К концу 1916 г. общие потери России составляли 9 млн человек, из них 2 млн безвозвратные. Огромные, часто неоправданные, потери негативным образом влияли на моральный дух армии и общественное мнение по поводу войны. Революционные настроения подогревались постоянно углублявшимся экономическим кризисом, включавшим нехватку основных продуктов питания, инфляцию, введение карточной системы, разорение крестьянских хозяйств и др. Введение в 1916 г. правительством твёрдых цен на хлеб и карточной системы распределения основных продуктов питания не дало ожидаемого эффекта. Крестьяне предпочитали сбывать зерно на чёрном рынке.

Общественно-политическая жизнь в годы войны

В первые дни войны все партии, за исключением РСДРП(б), поддержали правительство и проголосовали за военные кредиты. С весны 1915 г. стали действовать Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию и транспорту. Они способствовали росту производства оружия и боеприпасов, улучшению снабжения вооружённых сил. В их работе принимали участие депутаты Государственной думы, члены правительства, военные чины, представители общественных организаций, крупные предприниматели. Также параллельно существовали военно-промышленные комитеты. Центральный ВПК возглавлял лидер октябристов А. Гучков. Подобные структуры были призваны наладить эффективное взаимодействие между тылом и фронтом, получать и распределять военные заказы.

Но поражения на фронтах, ежемесячно углублявшийся кризис общества привели к тому, что авторитет царской власти стремительно падал. В условиях политического кризиса в Государственной думе складывается Прогрессивный блок (август 1915), требовавший формирования нового правительства, которое пользовалось бы доверием у народа и отвечало перед Думой. Он представлял объединение депутатских фракций IV Государственной думы.

Начинается открытая критика действий императора Николая ІІ, даже со стороны монархических организаций (В. Шульгин). В ноябре 1916 г. в Государственной Думе состоялось выступление лидера кадетов П. Милюкова, раскритиковавшего деятельность правительства и связи императрицы Александры Фёдоровны с «тёмными силами». Каждый тезис своего выступления он подкреплял риторическим вопросом: «Что это? Глупость или измена?».

Мрачным символом этого трагического для династии Романовых времени стала фигура Григория Распутина (1869-1916). Будучи выходцем из крестьян, он стал известен благодаря близости к семье императора Николая II. Обладал репутацией экстрасенса и целителя. Пользуясь своим влиянием на императрицу, часто вмешивался в дела государственного управления, неоднократно уличался в растратах и аморальном поведении. Был убит в декабре 1916 г. заговорщиками, близкими к черносотенцам (В. Пуришкевич, Ф. Юсупов).

На фоне кризиса царской власти, дискредитации Николая ІІ, слабости правительства, в котором только за 1916 г. четыре раза менялись премьер-министры, происходит сплочение радикальных сил (большевиков, меньшевиков, эсеров), проводивших антиправительственную и антивоенную пропаганду. Росла активность народных масс. К 1917 г. в России сложились все признаки революционной ситуации. Свержение царизма стало неизбежным.

Тест по истории Россия в Первой мировой войне: конец империи для учащихся 11 класса с ответами. Тест представлен в двух вариантах, каждый включает в себя 10 заданий.

1 вариант

1. В 1907 г. Россия подписала соглашение о разграничении сфер влияния в Азии

1) с Германией
2) с Великобританией
3) с Персией (Ираном)
4) с Китаем

2. «Пороховым погребом Европы» в 1910-1914 гг. называли

1) Эльзас и Лотарингию, вошедшие после Франко-прусской войны в состав Германии
2) Балканы
3) Маньчжурию
4) Ляодунский полуостров

3. В состав Антанты входили

1) Франция, Россия, Великобритания
2) Германия, Австро-Венгрия, Италия
3) Персия, Турция, Россия
4) Россия, Афганистан, Китай

4. Германия объявила войну России в 1914 г.

1) 15 (28) июня
2) 18 (31) июля
3) 19 июля (1 августа)
4) 12 августа (24 августа)

5. Какое из названных сражений произошло летом 1916 г.?

1) на реке Сомме
2) в Галлиполи
3) под Львовом
4) на реке Рейн

6. События, вошедшие в историю как «Верденская мясоруб­ка», произошли

1) в 1914 г.
2) в 1915 г.
3) в 1916 г.
4) в 1917 г.

7. Какое из названных событий произошло в ходе кампании 1915 г.?

1) удачное наступление на фронте русских войск под командованием А.А. Брусилова
2) русская армия оставила Галицию, польские земли, входившие в состав империи, часть Белоруссии
3) поражение русских армий под командованием А.В. Самсонова в Восточной Пруссии
4) сражение на реке Сомма

8. В августе 1916 г. в войну вступила

1) Турция
2) Италия
3) Испания
4) Румыния

9. Поводом к началу Первой мировой войны стал конфликт Австро-Венгрии

1) с Болгарией
2) с Польшей
3) с Черногорией
4) с Сербией

10. Что из названного стало итогом кампании 1916 г. для Рос­сии?

1) увеличение протяженности Юго-Западного фронта
2) потеря территории Галиции
3) освобождение территории Польши
4) заключение перемирия с Германией

2 вариант

1. Лозунг поражения царского правительства в мировой войне выдвинула партия

1) Ф.Ф. Юсуповым
2) Г.Е. Распутиным
3) великим князем Николаем Николаевичем
4) В.М. Пуришкевичем

3. Отметьте положение, не относящееся к последствиям уча­стия России в Первой мировой войне.

1) рост забастовочного движения
2) инфляция
3) увеличение темпов развития промышленности и сель­ского хозяйства
4) топливный кризис

4. Инициатором создания военно-промышленных комитетов был

1) П. Рябушинский
2) П. Милюков
3) Ф. Юсупов
4) Г. Плеханов

5. Кризис снабжения русской армии был преодолен

6. Кто из названных лиц был лидером Союза земств и горо­дов?

1) А. Керенский
2) А. Дубровин
3) В. Шульгин
4) князь Г. Львов

7. В 1916 г. правительство приняло решение

1) ввести обязательные нормы сдачи крестьянами хлеба государству
2) ввести 8-часовой рабочий день на военных предприятиях
3) увеличить капиталовложения в строительство желез­ных дорог
4) увеличить подоходный налог с частных военных пред­приятий

8. Требование созыва Министерства общественного доверия выдвинули

1) прогрессисты
2) эсеры
3) монархисты
4) большевики

9. IV Дума была распущена на неопределенный срок

1) в 1914 г.
2) в 1915 г.
3) в 1916 г.
4) в 1917 г.

10. Каким событием ознаменовался 1916 год?

1) министерской забастовкой
2) созданием Временного правительства
3) созданием Ответственного министерства
4) «министерской чехардой»­

Ответы на тест по истории Россия в Первой мировой войне: конец империи
1 вариант
1-2
2-2
3-1
4-3
5-1
6-3
7-2
8-4
9-4
10-1
2 вариант
1-3
2-2
3-3
4-1
5-2
6-4
7-1
8-1
9-2
10-4


Период 1914–1918 гг. связан прежде всего с Первой мировой войной - масштабным событием, захватившим в свой водоворот самые мощные державы.

Война началась после убийства сербскими заговорщиками в боснийском городе Сараево в июне 1914 г. наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Австрия объявила войну Сербии, в ответ Россия, как гарант независимости Сербии, начала мобилизацию - привидение вооруженных сил в боевую готовность.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Реальными причинами начала войны 1914–1918 гг. стали противоречия между группами капиталистических государств, борьба за сферы влияния, рынки сбыта, что вело к переделу мира. С одной стороны, это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз, с другой - Англия, Франция и Россия, объединившиеся в Антанту. Николай II полагал, что Россия хорошо подготовлена к войне, а значит не может подвести своих союзников. В манифесте о вступлении в войну, Николай отметил, что Россия готова к войне и призвал весь народ идти на защиту Родины. Следствием объявления войны стал национальный подъем в России, повышение уважения к императору Николаю II, как защитнику народа, возрастание в стране антигерманских настроений, переименование столицы в Петроград. Война была воспринята народом положительно.

Однако развитие военных действий было слабым, уже в 1915 г. война приняла позиционный характер, единственным успехом союзных войск был срыв плана молниеносной атаки Германии. Наиболее ярким событием военной кампании стал Бруссиловский прорыв, причинами которого были попытки русского главнокомандования прорваться и разбить австрийские войска в районе Луцка и Ковеля. 4 июля 1916 г. войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А.А. Брусилова перешли в наступление. Брусилову удалось занять Буковину и Южную Галицию, преодолев чрезвычайно укрепленную позицию, считавшуюся врагами непреступной. В итоге «брусиловского прорыва» немцы срочно сняли с Западного фронта 11 дивизий и направили их на помощь австрийским войскам.

К сожалению, единичный успех не определил хода всей войны, армия была деморализована, надежды на государя не было, внутри страны уже давно было не спокойно. Солдаты уходили со своих фронтов и уже после Октябрьской революции, 3 марта 1918 г. был заключен сепаратный, то есть без участия стран-союзниц, мирный договор в Бресте. Главой советской делегации был Сокольников, но большую роль в подписании играл Л.Д. Троцкий, выдвинувший концепцию «ни мира, ни войны, армию распустить». Именно из-за идеи Троцкого Россия потеряла огромные территории без боев, и подписала мир на абсолютно не выгодных условиях. Следствием подписания Брестского договора стала изоляция России, потеря огромной части территорий Прибалтики, Белоруссии, Украины, обязательство выплатить огромную контрибуцию. «Грабительский мир» повлек за собой недовольство политикой большевиков и внутри, и за пределами страны.

Мнения о роли России в Первой мировой войне различны, по большей части эта война забыта из-за влияния советской идеологии. Современники же, в числе которых У. Черчилль, считали, что Россия потерпела в войне наибольшие потери, приняв на себя основной удар.

Обновлено: 2018-03-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.