Математика

Антропогенез доказательства происхождения человека от животных. Доказательства животного происхождения человека. Доказательства родства с животными

Антропогенез доказательства происхождения человека от животных. Доказательства животного происхождения человека. Доказательства родства с
 животными

Люди с глубокой древности интересуются вопросом о происхождении человека.

Своеобразные объяснения, как возник человек, существуют в мифах, легендах, верованиях разных народов.Первые научные свидетельства о сходстве человека с человекообразными обезьянами содержатся в описаниях путешественниковXVII —XVIII вв.

Известно, что К.Линней в своей системе животного мира (1735) определил место человека в группе приматов.

Сходство между человеком и другими приматами свидетельствовало об их общем происхождении. Поэтому Ж. Б.Ламарк в книге«Философия зоологии» (1809) первым высказал предположение опроисхождении человека от обезьяноподобных предков , которые перешли от лазанья по деревьям к двуногому хождению по земле.Возможно, передвижение на двух ногах среди высоких травянистых растений позволяло им лучше обозревать окрестности и раньше обнаруживать врагов, а освободившиеся от опоры руки служи- ли для подхватывания и удержания детенышей при бегстве.

Послепубликации фундаментального труда Ч.Дарвина «Происхождение видов...» (1859) представление об эволюции органического мира распространилось и на человека.

В книге «Происхождение человекаи половой отбор» (1871) Ч. Дарвин убедительно доказал , что человек представляет весьма важное, эволюционно совершенное звено в историческом развитии животного мира, что он имеет общих предков с ныне живущими человекообразными обезьянами.

Изучением происхождения, эволюции и физических особенностей человека и его рас занимается биологическая наука «антропология»(от греч. anthropos — человек + logos — учение).

Место человека в царстве животных.

Согласно современной систематике, человек разумный (Homo sapiens) относится к

  1. типу хордовых,
  2. подтипу позвоночных,
  3. классу млекопитающих,
  4. отряду приматов,
  5. семейству людей.

Развитие человека, как и многоклеточных животных, начинается с оплодотворенного яйца (зиготы), которое многократно делится, образуя сначала однослойный, затем двухслойный зародыш, у него формируются ткани, органы, системы органов. Эти стадии эмбрионального развития — общие для человека и многоклеточных животных.На последующих стадиях онтогенеза у зародыша человека проявляются черты, общие для всех хордовых животных.

Так, в качестве внутреннего осевого скелета функционирует хорда; центральная нервная система имеет трубчатое строение; в области глоткиформируются жаберные дуги, снаружи хорошо заметны валикимежжаберных перегородок.

При дальнейшем развитии хорда сменяется позвоночником,формируется мозговой череп, который защищает головной мозг,состоящий из пяти отделов. Появляются парные конечности. В замкнутой кровеносной системе в начале крупного брюшного сосудаформируется сердце. Эти общие черты характерны для представителей подтипа позвоночных, или черепных.

Четырехдневный зародыш человека

Восьмимесячный зародыш человека

Много общих признаков у человека с млекопитающими . Они проявляются на поздних стадиях эмбрионального развития и сохраняются пожизненно. Основные из них:

  • четырехкамерное сердце,
  • левая дуга аорты,
  • сильно развитая кора переднего мозга,
  • дифференцированная альвеолярная зубная система с возрастной сменой зубов, сохранившиеся участки волосяного покрова,
  • молочные железы.

Длительное развитие эмбриона в теле матери, питание и газообмен которого происходит через плаценту, свидетельствует о принадлежности человека к высшим, или плацентарным,млекопитающим.

Поразительное сходство раннего детского развития между человеком и высшими млекопитающими доказывают уникальные случаи воспитания детей в стадах (прайдах) зверей. Такие «маугли»,попавшие в младенчестве в звериные семьи и выкормленные самками животных, вполне благополучно развиваются до подросткового возраста.

Сходство человека и человекообразных обезьян.

Наибольшее сходство существует между человеком и высшими узконосыми, или человекообразными, обезьянами (шимпанзе, гориллой, орангутаном и гиббоном). Максимальное число общих черт отмечают у человека и африканских приматов — шимпанзе и гориллы.


Так, в скелетах этих обезьян и человека одинаковое число сходных построению гомологичных костей;

поразительное сходство существует у них в строении и функционировании внутренних органов.

Пальцы у антропоидов, как и у человека, имеют плоские ногти.

У высших приматов и человека сходное строение зубных систем, органов слуха, в том числе ушных раковин, зрения, мимических мышц.

У приматов, как и у человека, также четыре группы крови (А,В, О, АВ) и кровяные клетки не разрушаются при взаимном переливании соответствующих групп крови.

Детеныши у обезьян, каки дети у человека, рождаются беспомощными. Длительное время они нуждаются в кормлении молоком и уходе матери.

Сходно у них строение хромосомного аппарата: у человека — 46 хромосом, у человекообразных обезьян — 48. Полагают, что сокращение числа хромосом учеловека произошло при слиянии двух пар негомологичных хромосом. Гены человека совпадают с генами шимпанзе на 95 %.

Рудименты и атавизмы — свидетельства родства человека и животных . Существование у человека рудиментов и атавизмов — одноиз бесспорных доказательств его животного происхождения.

К рудиментарным относятся органы, утратившие у человека посравнению с животными свои функции. Так, дарвиновбугорок на ушной раковине, представляющий сильно редуцированную заостренную вершину уха млекопитающих, является рудиментом у человека. Во внутренних углах глаз сохранились остатки мигательных перепонок. Тонкие короткие волоски на теле человека — это рудименты шерстного покрова зверей. Направлениеволосков на теле человека совпадает с направлением роста шерстиу антропоидов. Последние, третьи, коренные зубы рудиментарныи иногда не появляются на поверхности десен. Эти органы унаследованы человеком от животных предков, у которых они были хорошо развиты.

Атавизмы — необычно сильно развитые рудиментарные органы . Они напоминают человеку о развитии того или иногопризнака у его предков или у его современных эволюционныхродственников среди животных. Так, в некоторых случаях у человека развивается наружный хвост, который иногда достигает 20 —25 см длины . К типичным атавизмам относится обильное развитиеволосяного покрова на лице, руках, груди и в других местах, гдеон обычно отсутствует. Увеличение числа сосков на груди (полимастия) также является атавизмом.

Различия между человеком и антропоидами .

У человека и человекообразных обезьян существуют значительные различия.

Так, всеантропоиды, кроме горилл, живут на деревьях.

У них длинные передние конечности, крючкообразно развитые кисти рук со слабыми и короткими большими пальцами.

Стопа, как и кисть, хватательного типа.

По земле человекообразные обезьяны передвигаются на четвереньках, опираясь на наружный край стопы и тыльнуюсторону кисти.

Важнейшие отличия человека от антропоидов связаны с прямохождением и мощным развитием головного мозга.В результате прямохождения человек отличается от обезьян пропорциями конечностей — ноги у него значительно длиннее рук.

Позвоночник имеет S-образную форму с отчетливыми шейным ипоясничным изгибами.

Таз человека имеет широко раздвинутыекрылья подвздошных костей, поддерживающие внутренние органы, форма малого таза —- более округлая. Безымянные кости прочно соединены с крестцом.

Стопа, служащая для опоры и принимающая всю массу тела, имеет хорошо укрепленный связками свод ,амортизирующий толчки о землю.

Массивный большой палец наногах не противопоставляется другим, остальные пальцы несколько редуцированы и сведены вместе.

На руках пальцы хорошо развиты и очень подвижны, большой палец противопоставляется остальным.

Кисть человека способна на разнообразные движения. Свидетельством совершенства человеческой кисти служат виртуозныедостижения скрипачей, художников, скульпторов, хирургов, жонглеров. Несомненно совершенствование кисти у человека происходило в процессе длительной трудовой деятельности.

Головной мозг человека также отличается от такового у антропоидов. Его объем 1400— 1600 см 3 , антропоидов 600 — 750 см 3 . Помассе головной мозг человека в 3 — 4 раза больше мозга шимпанзеи гориллы. Поверхность коры полушарий переднего мозга у человека в среднем равна 1250 см 2 , у шимпанзе она в 3,5 раза меньше.

У человека наиболее развиты теменные, лобные и височные доли,где находятся важнейшие центры высшей нервной деятельности.Они наиболее складчаты, имеют глубокие борозды, свидетельствующие о большой поверхности.Таким образом, принципиальное отличие человека от антропоидов связано с прямохождением, мощным развитием мозга,речи, абстрактным мышлением, прогрессом коллективного трудаи общественной жизни.

Для доказательства животного происхождения человека используют так называемый "тройной метод изучения филогенеза ", включающий данные и методы исследования трех наук: сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии.

Сравнительная анатомия в качестве доказательных критериев использует понятие гомологичных и аналогичных органов, наличие рудиментов и атавизмов. Гомологичными называются органы и структуры, имеющие единый план строения и общее происхождение, т.е. развивающиеся из одних и тех же эмбриональных зачатков, но выполняющие одинаковые или различные функции. Например, конечности всех позвоночных животных, органы кровеносной системы, нервной системы и т.д. Аналогичными называют такие органы и структуры, которые выполняют одинаковые функции, но отличаются по строению и происхождению. Например, крыло бабочки и крыло птицы. Рудиментарные органы - это такие образования, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. Они есть у всех индивидуумов данного вида. В теле человека насчитывается свыше 90 рудиментов: копчик, аппендикс, слабо развитый волосяной покров, мышцы, поднимающие волос, двигающие ушную раковину, полулунная складка в углу глаза (остаток третьего века) и т.д.

Доказательством животного происхождения человека являются также атавизмы - проявление у потомков признаков, свойственных их отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших. В отличие от рудиментов атавизмы представляют собой отклонения от нормы. Атавизмы возникают вследствие сохранения у взрослых организмов признаков, которые закладывались в эмбриональном периоде, но не исчезли, как обычно, а остались на всю жизнь в результате нарушения процесса развития. Атавизмы могут проявляться в виде аномалий или уродств. Например, закладывающиеся в эмбриональном периоде несколько пар сосков не атрофируются, а сохраняются, возникает многососковость. Иногда сохраняется сплошной волосяной покров на всем теле. Атавизмы могут привести к тяжелым порокам развития: отверстие в межжелудочковой перегородке сердца, овальное отверстие между предсердиями, сохранившийся Боталлов проток - сосуд, соединяющий дугу аорты с легочной артерией.

О животном происхождении человека свидетельствуют данные эмбриологии. Сравнительная эмбриология изучает эмбриональное развитие организмов различных систематических групп. Сходство гаметогенеза, наличие в развитии одноклеточной стадии (зиготы), сходство зародышей на ранних этапах развития, связь между индивидуальным и историческим развитием свидетельствуют о единстве мира живых организмов.

На ранних этапах развития у зародыша человека имеются признаки, характерные для низших позвоночных: хрящевой скелет, жаберные дуги, симметричное отхождение сосудов от сердца, гладкая поверхность мозга. Позже появляются черты, характерные для млекопитающих: густой волосяной покров на теле плода, несколько пар сосков. Как и все млекопитающие, человек имеет левую дугу аорты, постоянную температуру тела, диафрагму, разделяющую грудную и брюшную полости тела. Зрелые эритроциты лишены ядер, сменяемые дифференцированные зубы.

Большое сходство отмечается в скелете: у человека нет ни одной кости, которой бы не было у млекопитающих. В скелете у человека 7 шейных позвонков, два мыщелка затылочной кости для сочленения с позвоночным столбом. Во внутреннем ухе есть три слуховые косточки, свойственные всем млекопитающим.

Эмбриональное развитие человека и других млекопитающих проходит одни и те же стадии: зиготы, дробления, образования бластулы и гаструлы, гисто- и органогенеза. На основании эмбриологических данных К. Бэр (1792-1867) сформулировал закон зародышевого сходства. При изучении эмбрионального развития разных групп позвоночных было обнаружено, что сначала появляются общие признаки типа, затем последовательно класса, отряда, вида. Э. Геккель (1834-1919) высказал мысль, что это сходство имеет эволюционное значение. Он сформулировал основной биогенетический закон (закон рекапитуляции). Согласно этому закону, "онтогенез любого организма повторяет некоторые этапы филогенеза", т.е. в своем эмбриональном развитии зародыш как бы кратко проходит исторический путь, проделанный данной группой животных.

Палеонтология - наука об ископаемых остатках прежней жизни. Палеонтология выявляет сходство и различие вымерших организмов с современными. Такое сопоставление убедительно свидетельствует об изменении органического мира во времени. Данные палеонтологии дают большой материал о преемственных связях между систематическими группами. Доказательствами морфологической эволюции человека являются ископаемые формы приматов.

Человек имеет большое анатомо-физиологическое сходство с высшими человекообразными обезьянами: относительно крупные размеры тела, редукция хвостового отдела позвоночника, строение кисти, папиллярный рисунок на пальцах, ладонях и стопах, наличие ногтей, одинаковая зубная формула, состоящая из 32 зубов. У обезьян и человека одинаковые группы крови. Высшие антропоморфные обезьяны имеют хорошо развитый головной мозг, масса которого достигает 420-480 г., наблюдается сходство и по строению коры больших полушарий (большое количество извилин).

Уже в начале 20 века стало известно, что кровь человека, введенная в сосуды шимпанзе, не оказывает на ее организм вредного действия, а при введении крови человека другим животным наблюдается тромбоз сосудов вследствие несовместимости.

Для высших антропоморфных обезьян характерна сложная высшая нервная деятельность, быстрое образование рефлексов, наличие в зачаточной форме способности к абстрагированию. У самок имеются месячные менструальные циклы, продолжительность беременности у шимпанзе и гориллы около 9 месяцев, вскармливание детенышей длится около года, половое созревание наступает к 8-12 годам.

Генетические исследования позволили выявить большое сходство в кариотипах (совокупность всех хромосом в диплоидном ядре) человека и обезьян. Из 23 пар хромосом человека 13 практически одинаковы с хромосомами шимпанзе, у гориллы 10 сходных, совпадает и расположение флюоресцирующих дисков (после обработки акрихиновыми красителями), причем из всех хромосом наиболее ярким свечением отличается У-хромосома, благодаря чему ее легко отличить.

Развитие молекулярной биологии представило новые доказательства родственной близости человека с антропоморфными обезьянами, свидетельствующее об общности происхождения. Впервые исследования по биохимической систематике были начаты еще в 30-40 годы в МГУ академиком А.Н. Белозерским и его учениками. Развитие этих идей в дальнейшем привело к получению интересных данных с помощью метода молекулярной гибридизации. Оказалось, что процент сходных генов у человека и гиббона - 76, у человека и макаки-резуса 66.

Сравнение молекулярной структуры белков крови у человека и шимпанзе свидетельствует, что доля общих белков у человека с шимпанзе составляет 63%, с макакой - 48%.

Цели урока:

  1. Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека.
  2. Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с непростой историей вопроса о происхождении человека.
  2. Определите место человека в системе животного мира.
  3. Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.
  4. Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.

Воспитательные

  1. Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.
  2. Обеспечить в ходе урока воспитание гуманизма на примере биогеографических данных выдающихся ученых.
  3. Указать на значение научных представлений о происхождении человека и сопоставить.

Развивающие

  1. Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия.

ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала.

Звучит музыка, в класс разделенный по группам входят учащиеся, которые разыгрывают сцену “В суде”. После ролевого вступления эти ученики будут выполнять роль консультантов в группах.

Ведущий: 1925 год. Штат Теннеси, США…….Идет судебный процесс…

“Обезьяньим” его окрестила печать. Под таким названием он и вошел в историю Соединенных Штатов.

Судья: Известно ли вам учитель Скоупс, что сказано в Библии о происхождении человека?

Скоупс: Разумеется.

Судья: Вы не согласны с этим? Вы сомневаетесь в слове Библии?

Скоупс: Но библейские сведения не подтверждаются наукой!

Судья: Тем хуже для науки!!!

Ведущий: Это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайану, бывшему министру иностранных дел США.

Вслед за этими словами прозвучал приговор присяжных…

Присяжные Признаем Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запрещаем рассказывать школьникам об учении Дарвина!!! Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси!!!

Ведущий ….. и в некоторых других штатах тоже…. Запрет действует 38 лет(!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года.

Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.

А в марте 1981 года состоялся еще один “обезьяний” процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзан Эсперсон.

Присяжные: И суд вынес “Соломоново” решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали.

Ведущий: И если сегодня почитать дискуссии в Интернете, то многие авторы указывают на то, что, кажется, у нас тоже наступает эпоха обезьяньих процессов. Школьница Мария Шрайбер подала в суд в Петербурге. Она утверждает, что теория Дарвина о происхождении видов оскорбляет ее религиозные чувства. Последнее заседание суда по данному иску состоялось 21 февраля, иск был отклонен.

Учитель: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, и попробуем все таки разобраться: откуда же появился человек на нашей планете?

Прошу моих консультантов занять места в группах. Работа консультантов заключается в том, чтобы направить работу группы в нужное русло и проследить правильность выполнения заданий в индивидуальных карточках.

Биологический вид Человека разумный существует на нашей планете 35–40 тыс. лет. Существует множество гипотез происхождения человека, которые можно свести к трем основным.

1 слайд (задание 1 в индивидуальной карточке). Презентация

Мы рассматриваем эволюционную точку зрения на происхождение человека и первый наш урок в этой теме направлен на знакомство с историей вопроса, а главным образом с доказательствами животного происхождения человека.

3 слайд
(задание 2 в индивидуальной карточке)

Отрасль естествознания которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей к социальным называется антропологией.

Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенез.

Переходим к знакомству с историей формирования эволюционных взглядов на происхождение человека.

Перед вами портреты великих ученых, именно они внесли существенный вклад в формирование научных взглядов на происхождение человека. Работая в группах,найдите соответствие.

5 слайд
(задание 3 в индивидуальной карточке)

А теперь проверим правильность выполнения задания. Исправьте в своих карточках допущенные ошибки.

6 слайд
(задание 4 в индивидуальной карточке)

Перед вами систематические таксоны, работая в группах определите систематическое положение человека (учебник стр. 170).

А теперь проверим правильность выполнения задания и внесем исправления в свои карточки.

Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч. Дарвин в книгах "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и "О выражении эмоций у человека и животных" (1872). Благодаря работам Дарвина родилась обезьянья теория антропогенеза, причем Дарвин не только высказывал предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Геккель и Дюбуа привели данные палеонтологии.

Рассмотрим основные доказательства животного происхождения человека.

7 слайд
(задание 5, 6 в индивидуальной карточке)

Работая в группах решите на чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека?

Устное обсуждение и совместное выполнение заданий.

Мы остановимся более подробно на сравнительно-анатомических доказательствах и сравнительно-эмбриологических 2 остальные группы доказательств вы описываете дома по плану данному в ваших индивидуальных карточках.

Человек – представитель класса млекопитающих, позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам. Приведем данные сравнительной морфологии в пользу животного происхождения человека.

Работая в группах заполните таблицу “Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных”.

Проверим правильность выполнения заданий и исправим ошибки. Обратите внимание на задание со звездочкой, его вы выполняете дома.

9, 10 слайды

Обратите внимание на органы изображенные на рисунке, что объединяет все эти органы имеющиеся у человека по сравнению с животными?

Ответ: недоразвиты в отличии от животных.

Такие органы называют рудиментами.

11, 12 слайды
(задание 7 в индивидуальной карточке)

Что за явление изображено по вашему мнению на данном рисунке?

Ответ: у человека проявляются признаки животных.

Такие случаи называются атавизмами.

Проверим правильность выполнения задания.

9, 10, 11, 12 слайды повторить

Наиболее близкие родственники человека в мире современных животных – человекообразные обезьяны – горилла, шимпанзе, орангутан. Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком.

У них много общих анатомических и биохимических признаков.

13, 14 слайд

Из предложенного набора карточек выданных вашими консультантами выберите черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян:

1 и 2 группа – выбирает черты сходства;

3 и 4 группа черты отличия.

По одному человеку от групп выпишите на доске цифры черт сходства и черт отличия человека и человекообразных обезьян.

Проверим правильность выполнения заданий.

15 слайд
(задание № 8)

Обратите внимание в ваших индивидуальных карточках дана таблица которую вам предстоит заполнить дома.

Ну и наконец убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология.

17, 18 слайд

Развитие человека и животных начинается с зиготы.

На ранних стадиях развития человеческого зародыша закладываются жаберные щели. Сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным и т.д.

Таким образом, подводя итоги сегодняшнего урока давайте еще раз перечислим основные группы доказательств животного происхождения человека. Я предлагаю каждой группе по очереди написать эти группы доказательств на доске.

Набор карточек для работы в группах может включать следующие черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

Доказательства животного происхождения человека

1. Дополните предложения.

  1. “Человек результат творения бога” утверждает учение – ...
  2. “Человек посланец других космических цивилизаций” утверждает – ...
  3. “Человек результат длительного, естественного исторического развития” утверждает – ...

2. Дайте краткое определение понятий.

    Антропология – это...

    Антропосоциогенез – это...

3. Укажите ученых в соответствии с их заслугами.

    Впервые отнес человека к животным – ...

    Впервые определил систематическое положение человека – ...

    Впервые говорил о животном происхождении человека – ...

    Научно обосновал животное происхождение человека – ...

    Указал на роль труда в эволюции человека – ...

4. Укажите систематическое положение человека.

    Царство –

    Подтип –

    Подкласс –

    Подотряд –

    Семейство –

    Вид –

5. Заполните таблицу.

Дайте описание Палеонтологических и цитогенетических доказательств животного происхождения человека по следующему плану

  1. Название группы доказательств.
  2. Что учитывают данные доказательства.
  3. Назовите конкретные примеры этих доказательств (5 баллов).

6. Заполните правую часть таблицы.

    Основные черты

    От кого унаследованы

    1. Генетический код ядра
    2. Генетический код митохондрий
    3. Двусторонняя симметрия тела
    4. Костный скелет
    5. Пятипалые конечности
    6. Легочное дыхание
    7. Амниотическое яйцо
    8. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность
    9. Плацента, живорождение

* Объясните как генетический код митохондрий мог быть унаследован от первых прокариот? (10 баллов)

7. В каждом списке удалите лишнее.

    Рудименты

    Остаток мигательной перепонки

    Околоушные мышцы

    Многососковость

    Зубы мудрости

    Органы утратившие свое значение и сохранившиеся в виде остатков

    Аппендикс

    Атавизмы

    Многососковость

    Волосатость

    Хвостатость

    Сильно развитые клыки

    Органы – "возврата к признакам предков"

8. Заполните таблицу. (15 баллов)

9. Назовите черты сходства человека и человекообразных обезьян? (10 баллов)

Оценка за урок:

Консультант –

Самооценка –

Оценка учителя с учетом выполнения домашнего задания –

Эволюция человека носит название антропогенеза. Эволюционное отделение ветви, приведшей к появлению современных людей, произошло по разным данным, от 15 до 6 млн. лет назад. Сравнительно-анатомические и эмбриологические исследования позволяют отнести вид Человек разумный (Homo sapiens) к следующим систематическим группам. Проанализировав анатомо-морфологические черты сходства и различия человека и животных, шведский ученый Карл Линней относит первого к группе приматов.

Однако необходимо помнить о том, что человек - существо биосоциальное. Эта идея вытекает из анализа группы фактов, приведенных на предыдущих страницах. Поэтому не удивительно, что антропогенез, т. е. историческое развитие человека, определяется двумя группами факторов: биологическими и социальными.

Систематическое положение человека выглядит следующим образом.

Тип Хордовые: в эмбриональном развитии закладывается хорда, нервная трубка над ней, кишечная трубка под ней, жаберные щели в глотке.

Подтип Позвоночные: две пары конечностей, позвоночник, головной мозг из 5-ти отделов, два уха, глаза, выросты мозга и т.д.

Класс Млекопитающие: четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, теплокровность, диафрагма, железы в коже, внутриутробное развитие зародыша, развитая кора больших полушарий головного мозга, три слуховые косточки и три отдела уха.

Подкласс Плацентарные: образование плаценты.

Анатомическими доказательствами родства человека и животных могут служить рудименты и атавизмы.

Несколько подробнее остановимся на характеристике таких сравнительно-анатомических доказательств, как рудименты и атавизмы. Рудименты - это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции, имеющиеся у всех особей данного биологического вида. Атавизмы - это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей.

Атавизмы - густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки.


Рудименты - у человека 90 рудиментов: копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс).


К настоящему времени накоплены также многочисленные палеонтологические доказательства эволюции человека - ископаемые останки предков человека.

Доказательства происхождения человека от животных:

  • Физиологические: принципиальное сходство процессов протекающих в организмах человека и животных;
  • Эмбриологические: сходные этапы зародышевого развития человека и животных;
  • Палеонтологические: находки останков древних человекоподобных существ;
  • Биохимические: сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;
  • Сравнительно-анатомические: единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;
  • Генетические: сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян

Черты человекообразных обезьян, отличающие их от человека

  • объем мозга примерно 600 см3 (у человека около 1600 см 3);
  • менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий;
  • относительно более длинные передние конечности;
  • кисти рук крюкообразные;
  • хватательный тип стопы;
  • более сильно развит лицевой отдел черепа с челюстями;
  • ярко выраженные надбровные дуги;
  • стопа не образует свод;
  • таз не такой широкий, как у человека;
  • существуют некоторые отличия по числу хромосом;
  • биохимический состав не полностью идентичен.

Функционирование нервной системы, психические качества:

  • уровень развития сознания ниже, чем у человека;
  • эпизодически используемые орудия, как правило, самостоятельно не изготовляются;
  • менее выраженная способность к отвлеченному мышлению;
  • отсутствует членораздельная; речь;
  • менее выраженная способность накапливать индивидуальный и социальный опыт, а также передавать его своим потомкам;
  • отсутствие целенаправленной и коллективной трудовой деятельности;
  • большая зависимость от действия условий среды и естественного отбора.

Черты сходства человека и человекообразных обезьян

Анатомические, физиологические и генетические признаки:

  • большое сходство в строении скелета и внутренних органов;
  • очень похожие зубы;
  • наличие ногтей;
  • общие болезни;
  • сходное число хромосом;
  • очень близкий химический состав крови;
  • сходный аминокислотный состав.

Функционирование нервной системы, психические качества и способности:

  • способность переживать сходные эмоции (радость, страх, гнев);
  • высокая способность к обучению;
  • хорошая память;
  • способность накапливать жизненный опыт;
  • сложные формы заботы о потомстве.

Основными итогами эволюции человека являются:

  1. возникновение прямохождения;
  2. расширение и укрепление таза, принимающего на себя основную нагрузку при передвижении на двух конечностях;
  3. облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании;
  4. освобождение рук для труда как следствие возникновения прямохождения.
  5. противопоставление большого пальца на руке остальным.
  6. изготовление и использование орудий труда.
  7. сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности.
  8. совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы (речи).
  9. прогрессивное развитие головного мозга.
  10. возникновение абстрактного мышления.
  11. создание искусственной среды существования, уход от интенсивного воздействия естественного отбора.

Перечисленные тенденции исторического развития человека привели к появлению у него существенных отличий от современных человекообразных обезьян.

Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В возрасте 1,5 -- 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.

Сходство человека и животных

Рудименты и атавизмы. Рудименты - органы, утратившие свое значение. Атавизмы - «возврат к предкам». Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека с животными. Рудиментов в теле человека около 90: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки - аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др.

Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы - бесспорные доказательства животного происхождения человека и свидетельство того, что человек, как и животные, - результат длительного исторического развития органического мира.



Отличие человека и животных

Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и коренные отличия. Только человеку присуще истинное прямо хождение и связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом, уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой с массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры и расположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4 раза - по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной и теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей.

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мыишением, способностью к трудовой деятельности. Решающим шагом на пути от обезьян к человеку явилось прямохождение.

Эволюция приматов

Плацентарные млекопитающие возникли в самом конце мезозойской эры. От примитивных насекомоядных млекопитающих в кайнозойской эре обособился отряд приматов. В палеогене в лесах обитали лемуры и долгопяты - хвостатые животные небольших размеров. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были такими же, как у человекообразных обезьян. От них произошли гиббоны, орангутаны и вымершие впоследствии древесные обезьяны - дриопитеки. Дриопитеки дали три ветви, которые привели к шимпанзе, горилле и человеку.

Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило особенности его строения, которые в свою очередь явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих с помощью хватательных движений, необходимо соответствующее строение органов: в кисти противопоставлен первый палец остальным, развивается плечевой пояс, позволяющий совершить движения с размахом 180*, грудная клетка становится широкой и утолщенной в спинно-брюшном направлении. Отметим, что у наземных животных грудная клетка уплощена с боков, а конечности могут перемещаться только в переднезаднем направлении и почти не отводятся в сторону. Ключица сохраняется у приматов, рукокрылых (летучие мыши), но не развивается у быстро бегающих наземных животных. " Передвижение на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, с непрерывно заново возникающим расстоянием, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком привело к чрезвычайно высокому развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точного определения расстояния при прыжках обусловило сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов.

Во второй половине палеогена в связи с начавшимися горообразовательными процессами наступило похолодание. Тропические и субтропические леса отступили на юг, появились обширные открытые пространства. В конце палеогена ледники, сползавшие со Скандинавских гор, проникли далеко на юг. Обезьяны, не отступившие к экватору вместе с тропическими лесами и перешедшие к жизни на земле, должны были приспосабливаться к новым суровым условиям и вести тяжелую борьбу за существование.

Беззащитные против хищников, неспособные быстро бегать - настигать добычу или спасаться от врагов, лишенные густой шерсти, помогающей сохранять тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и использованию освободившихся от неподвижности рук.

9. Этапы эволюции человека:

Дриопитеки и древесные обезьяны, вымершая ветвь приматов, дали начало современным шимпанзе, горилле и человеку. Лазание по деревьям способствовало противопоставление большого пальца руки, развитию плечевого пояса, развитию двигательных отделов головного мозга, бинокулярного зрения.

Австралопитеки - обезьяноподобные животные. Жили стадами примерно 10 млн лет назад, ходили на двух ногах, имели массу мозга 550 г при весе 20-50 кг. Для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т.е. имели хорошую двигательную координацию.

Их останки обнаружены в Южной Африке.

Человек умелый - более близки к человеку, чем австралопитеки, имели массу мозга около 650 г, умели обрабатывать гальку с целью изготовления орудий. Жили около 2-3 млн лет назад.

Древнейшие люда возникли около 1 млн лет назад. Известно несколько форм: питекантроп, синантроп, гейдельбургский человек и др. У них были мощные надглазничные валики, низкий покатый лоб и отсутствовал подбородочный выступ. Масса мозга достигала 800-1000 г. Они могли, пользоваться огнем.

Древние люди - неандертальцы. К ним относятся люди, появившиеся около 200 тыс. лет назад. Масса мозга достигала 1500 г. Неандертальцы умели добывать огонь и использовать его для приготовления пищи, пользовались каменными и костяными орудиями труда, обладали зачаточной, членораздельной речью. Останки их найдены в Европе, Африке и Азии.

Современные люди - кроманьонцы. Появились около 40 тыс. лет назад. Объем, их черепной коробки - 1600 г. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывает на развитие членораздельной речи.

Антропогенез

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) -процесс историко-эволюционного формирования человека. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Благодаря им у человека появились: изгибы позвоночника, высокий свод стопы, расширенный таз, прочный крестец. К социальным факторам эволюции относятся труд и общественный образ жизни. Развитие трудовой деятельности уменьшило зависимость человека от окружающей природы, расширило его кругозор и привело к ослаблению действия биологических закономерностей. Главным признаком трудовой деятельности человека являются способность изготавливать орудия труда и использовать их для достижения своих целей. Рука человека - не только орган труда, но и ею продукт.

Развитие речи привело к возникновению абстрактного мышления, речи. Если морфологические и физиологические, особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективному труду, мышлению и речи,по наследству не передаются. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого, человека только в обществе, благодаря воспитанию и обучению.