Люди с глубокой древности интересуются вопросом о происхождении человека.
Своеобразные объяснения, как возник человек, существуют в мифах, легендах, верованиях разных народов.Первые научные свидетельства о сходстве человека с человекообразными обезьянами содержатся в описаниях путешественниковXVII —XVIII вв.
Известно, что К.Линней в своей системе животного мира (1735) определил место человека в группе приматов.
Сходство между человеком и другими приматами свидетельствовало об их общем происхождении. Поэтому Ж. Б.Ламарк в книге«Философия зоологии» (1809) первым высказал предположение опроисхождении человека от обезьяноподобных предков , которые перешли от лазанья по деревьям к двуногому хождению по земле.Возможно, передвижение на двух ногах среди высоких травянистых растений позволяло им лучше обозревать окрестности и раньше обнаруживать врагов, а освободившиеся от опоры руки служи- ли для подхватывания и удержания детенышей при бегстве.
Послепубликации фундаментального труда Ч.Дарвина «Происхождение видов...» (1859) представление об эволюции органического мира распространилось и на человека.
В книге «Происхождение человекаи половой отбор» (1871) Ч. Дарвин убедительно доказал , что человек представляет весьма важное, эволюционно совершенное звено в историческом развитии животного мира, что он имеет общих предков с ныне живущими человекообразными обезьянами.
Изучением происхождения, эволюции и физических особенностей человека и его рас занимается биологическая наука «антропология»(от греч. anthropos — человек + logos — учение).
Место человека в царстве животных.
Согласно современной систематике, человек разумный (Homo sapiens) относится к
- типу хордовых,
- подтипу позвоночных,
- классу млекопитающих,
- отряду приматов,
- семейству людей.
Развитие человека, как и многоклеточных животных, начинается с оплодотворенного яйца (зиготы), которое многократно делится, образуя сначала однослойный, затем двухслойный зародыш, у него формируются ткани, органы, системы органов. Эти стадии эмбрионального развития — общие для человека и многоклеточных животных.На последующих стадиях онтогенеза у зародыша человека проявляются черты, общие для всех хордовых животных.
Так, в качестве внутреннего осевого скелета функционирует хорда; центральная нервная система имеет трубчатое строение; в области глоткиформируются жаберные дуги, снаружи хорошо заметны валикимежжаберных перегородок.
При дальнейшем развитии хорда сменяется позвоночником,формируется мозговой череп, который защищает головной мозг,состоящий из пяти отделов. Появляются парные конечности. В замкнутой кровеносной системе в начале крупного брюшного сосудаформируется сердце. Эти общие черты характерны для представителей подтипа позвоночных, или черепных.
Четырехдневный зародыш человека
Восьмимесячный зародыш человека
Много общих признаков у человека с млекопитающими . Они проявляются на поздних стадиях эмбрионального развития и сохраняются пожизненно. Основные из них:
- четырехкамерное сердце,
- левая дуга аорты,
- сильно развитая кора переднего мозга,
- дифференцированная альвеолярная зубная система с возрастной сменой зубов, сохранившиеся участки волосяного покрова,
- молочные железы.
Длительное развитие эмбриона в теле матери, питание и газообмен которого происходит через плаценту, свидетельствует о принадлежности человека к высшим, или плацентарным,млекопитающим.
Поразительное сходство раннего детского развития между человеком и высшими млекопитающими доказывают уникальные случаи воспитания детей в стадах (прайдах) зверей. Такие «маугли»,попавшие в младенчестве в звериные семьи и выкормленные самками животных, вполне благополучно развиваются до подросткового возраста.
Сходство человека и человекообразных обезьян.
Наибольшее сходство существует между человеком и высшими узконосыми, или человекообразными, обезьянами (шимпанзе, гориллой, орангутаном и гиббоном). Максимальное число общих черт отмечают у человека и африканских приматов — шимпанзе и гориллы.
Так, в скелетах этих обезьян и человека одинаковое число сходных построению гомологичных костей;
поразительное сходство существует у них в строении и функционировании внутренних органов.
Пальцы у антропоидов, как и у человека, имеют плоские ногти.
У высших приматов и человека сходное строение зубных систем, органов слуха, в том числе ушных раковин, зрения, мимических мышц.
У приматов, как и у человека, также четыре группы крови (А,В, О, АВ) и кровяные клетки не разрушаются при взаимном переливании соответствующих групп крови.
Детеныши у обезьян, каки дети у человека, рождаются беспомощными. Длительное время они нуждаются в кормлении молоком и уходе матери.
Сходно у них строение хромосомного аппарата: у человека — 46 хромосом, у человекообразных обезьян — 48. Полагают, что сокращение числа хромосом учеловека произошло при слиянии двух пар негомологичных хромосом. Гены человека совпадают с генами шимпанзе на 95 %.
Рудименты и атавизмы — свидетельства родства человека и животных . Существование у человека рудиментов и атавизмов — одноиз бесспорных доказательств его животного происхождения.
К рудиментарным относятся органы, утратившие у человека посравнению с животными свои функции. Так, дарвиновбугорок на ушной раковине, представляющий сильно редуцированную заостренную вершину уха млекопитающих, является рудиментом у человека. Во внутренних углах глаз сохранились остатки мигательных перепонок. Тонкие короткие волоски на теле человека — это рудименты шерстного покрова зверей. Направлениеволосков на теле человека совпадает с направлением роста шерстиу антропоидов. Последние, третьи, коренные зубы рудиментарныи иногда не появляются на поверхности десен. Эти органы унаследованы человеком от животных предков, у которых они были хорошо развиты.
Атавизмы — необычно сильно развитые рудиментарные органы . Они напоминают человеку о развитии того или иногопризнака у его предков или у его современных эволюционныхродственников среди животных. Так, в некоторых случаях у человека развивается наружный хвост, который иногда достигает 20 —25 см длины . К типичным атавизмам относится обильное развитиеволосяного покрова на лице, руках, груди и в других местах, гдеон обычно отсутствует. Увеличение числа сосков на груди (полимастия) также является атавизмом.
Различия между человеком и антропоидами .
У человека и человекообразных обезьян существуют значительные различия.
Так, всеантропоиды, кроме горилл, живут на деревьях.
У них длинные передние конечности, крючкообразно развитые кисти рук со слабыми и короткими большими пальцами.
Стопа, как и кисть, хватательного типа.
По земле человекообразные обезьяны передвигаются на четвереньках, опираясь на наружный край стопы и тыльнуюсторону кисти.
Важнейшие отличия человека от антропоидов связаны с прямохождением и мощным развитием головного мозга.В результате прямохождения человек отличается от обезьян пропорциями конечностей — ноги у него значительно длиннее рук.
Позвоночник имеет S-образную форму с отчетливыми шейным ипоясничным изгибами.
Таз человека имеет широко раздвинутыекрылья подвздошных костей, поддерживающие внутренние органы, форма малого таза —- более округлая. Безымянные кости прочно соединены с крестцом.
Стопа, служащая для опоры и принимающая всю массу тела, имеет хорошо укрепленный связками свод ,амортизирующий толчки о землю.
Массивный большой палец наногах не противопоставляется другим, остальные пальцы несколько редуцированы и сведены вместе.
На руках пальцы хорошо развиты и очень подвижны, большой палец противопоставляется остальным.
Кисть человека способна на разнообразные движения. Свидетельством совершенства человеческой кисти служат виртуозныедостижения скрипачей, художников, скульпторов, хирургов, жонглеров. Несомненно совершенствование кисти у человека происходило в процессе длительной трудовой деятельности.
Головной мозг человека также отличается от такового у антропоидов. Его объем 1400— 1600 см 3 , антропоидов 600 — 750 см 3 . Помассе головной мозг человека в 3 — 4 раза больше мозга шимпанзеи гориллы. Поверхность коры полушарий переднего мозга у человека в среднем равна 1250 см 2 , у шимпанзе она в 3,5 раза меньше.
У человека наиболее развиты теменные, лобные и височные доли,где находятся важнейшие центры высшей нервной деятельности.Они наиболее складчаты, имеют глубокие борозды, свидетельствующие о большой поверхности.Таким образом, принципиальное отличие человека от антропоидов связано с прямохождением, мощным развитием мозга,речи, абстрактным мышлением, прогрессом коллективного трудаи общественной жизни.
Для доказательства животного происхождения человека используют так называемый "тройной метод изучения филогенеза ", включающий данные и методы исследования трех наук: сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии.
Сравнительная анатомия в качестве доказательных критериев использует понятие гомологичных и аналогичных органов, наличие рудиментов и атавизмов. Гомологичными называются органы и структуры, имеющие единый план строения и общее происхождение, т.е. развивающиеся из одних и тех же эмбриональных зачатков, но выполняющие одинаковые или различные функции. Например, конечности всех позвоночных животных, органы кровеносной системы, нервной системы и т.д. Аналогичными называют такие органы и структуры, которые выполняют одинаковые функции, но отличаются по строению и происхождению. Например, крыло бабочки и крыло птицы. Рудиментарные органы - это такие образования, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. Они есть у всех индивидуумов данного вида. В теле человека насчитывается свыше 90 рудиментов: копчик, аппендикс, слабо развитый волосяной покров, мышцы, поднимающие волос, двигающие ушную раковину, полулунная складка в углу глаза (остаток третьего века) и т.д.
Доказательством животного происхождения человека являются также атавизмы - проявление у потомков признаков, свойственных их отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших. В отличие от рудиментов атавизмы представляют собой отклонения от нормы. Атавизмы возникают вследствие сохранения у взрослых организмов признаков, которые закладывались в эмбриональном периоде, но не исчезли, как обычно, а остались на всю жизнь в результате нарушения процесса развития. Атавизмы могут проявляться в виде аномалий или уродств. Например, закладывающиеся в эмбриональном периоде несколько пар сосков не атрофируются, а сохраняются, возникает многососковость. Иногда сохраняется сплошной волосяной покров на всем теле. Атавизмы могут привести к тяжелым порокам развития: отверстие в межжелудочковой перегородке сердца, овальное отверстие между предсердиями, сохранившийся Боталлов проток - сосуд, соединяющий дугу аорты с легочной артерией.
О животном происхождении человека свидетельствуют данные эмбриологии. Сравнительная эмбриология изучает эмбриональное развитие организмов различных систематических групп. Сходство гаметогенеза, наличие в развитии одноклеточной стадии (зиготы), сходство зародышей на ранних этапах развития, связь между индивидуальным и историческим развитием свидетельствуют о единстве мира живых организмов.
На ранних этапах развития у зародыша человека имеются признаки, характерные для низших позвоночных: хрящевой скелет, жаберные дуги, симметричное отхождение сосудов от сердца, гладкая поверхность мозга. Позже появляются черты, характерные для млекопитающих: густой волосяной покров на теле плода, несколько пар сосков. Как и все млекопитающие, человек имеет левую дугу аорты, постоянную температуру тела, диафрагму, разделяющую грудную и брюшную полости тела. Зрелые эритроциты лишены ядер, сменяемые дифференцированные зубы.
Большое сходство отмечается в скелете: у человека нет ни одной кости, которой бы не было у млекопитающих. В скелете у человека 7 шейных позвонков, два мыщелка затылочной кости для сочленения с позвоночным столбом. Во внутреннем ухе есть три слуховые косточки, свойственные всем млекопитающим.
Эмбриональное развитие человека и других млекопитающих проходит одни и те же стадии: зиготы, дробления, образования бластулы и гаструлы, гисто- и органогенеза. На основании эмбриологических данных К. Бэр (1792-1867) сформулировал закон зародышевого сходства. При изучении эмбрионального развития разных групп позвоночных было обнаружено, что сначала появляются общие признаки типа, затем последовательно класса, отряда, вида. Э. Геккель (1834-1919) высказал мысль, что это сходство имеет эволюционное значение. Он сформулировал основной биогенетический закон (закон рекапитуляции). Согласно этому закону, "онтогенез любого организма повторяет некоторые этапы филогенеза", т.е. в своем эмбриональном развитии зародыш как бы кратко проходит исторический путь, проделанный данной группой животных.
Палеонтология - наука об ископаемых остатках прежней жизни. Палеонтология выявляет сходство и различие вымерших организмов с современными. Такое сопоставление убедительно свидетельствует об изменении органического мира во времени. Данные палеонтологии дают большой материал о преемственных связях между систематическими группами. Доказательствами морфологической эволюции человека являются ископаемые формы приматов.
Человек имеет большое анатомо-физиологическое сходство с высшими человекообразными обезьянами: относительно крупные размеры тела, редукция хвостового отдела позвоночника, строение кисти, папиллярный рисунок на пальцах, ладонях и стопах, наличие ногтей, одинаковая зубная формула, состоящая из 32 зубов. У обезьян и человека одинаковые группы крови. Высшие антропоморфные обезьяны имеют хорошо развитый головной мозг, масса которого достигает 420-480 г., наблюдается сходство и по строению коры больших полушарий (большое количество извилин).
Уже в начале 20 века стало известно, что кровь человека, введенная в сосуды шимпанзе, не оказывает на ее организм вредного действия, а при введении крови человека другим животным наблюдается тромбоз сосудов вследствие несовместимости.
Для высших антропоморфных обезьян характерна сложная высшая нервная деятельность, быстрое образование рефлексов, наличие в зачаточной форме способности к абстрагированию. У самок имеются месячные менструальные циклы, продолжительность беременности у шимпанзе и гориллы около 9 месяцев, вскармливание детенышей длится около года, половое созревание наступает к 8-12 годам.
Генетические исследования позволили выявить большое сходство в кариотипах (совокупность всех хромосом в диплоидном ядре) человека и обезьян. Из 23 пар хромосом человека 13 практически одинаковы с хромосомами шимпанзе, у гориллы 10 сходных, совпадает и расположение флюоресцирующих дисков (после обработки акрихиновыми красителями), причем из всех хромосом наиболее ярким свечением отличается У-хромосома, благодаря чему ее легко отличить.
Развитие молекулярной биологии представило новые доказательства родственной близости человека с антропоморфными обезьянами, свидетельствующее об общности происхождения. Впервые исследования по биохимической систематике были начаты еще в 30-40 годы в МГУ академиком А.Н. Белозерским и его учениками. Развитие этих идей в дальнейшем привело к получению интересных данных с помощью метода молекулярной гибридизации. Оказалось, что процент сходных генов у человека и гиббона - 76, у человека и макаки-резуса 66.
Сравнение молекулярной структуры белков крови у человека и шимпанзе свидетельствует, что доля общих белков у человека с шимпанзе составляет 63%, с макакой - 48%.
Цели урока:
- Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека.
- Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных.
Задачи урока:
Образовательные
- Познакомить учащихся с непростой историей вопроса о происхождении человека.
- Определите место человека в системе животного мира.
- Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.
- Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.
Воспитательные
- Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.
- Обеспечить в ходе урока воспитание гуманизма на примере биогеографических данных выдающихся ученых.
- Указать на значение научных представлений о происхождении человека и сопоставить.
Развивающие
- Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия.
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала.
Звучит музыка, в класс разделенный по группам входят учащиеся, которые разыгрывают сцену “В суде”. После ролевого вступления эти ученики будут выполнять роль консультантов в группах.
Ведущий: 1925 год. Штат Теннеси, США…….Идет судебный процесс…
“Обезьяньим” его окрестила печать. Под таким названием он и вошел в историю Соединенных Штатов.
Судья: Известно ли вам учитель Скоупс, что сказано в Библии о происхождении человека?
Скоупс: Разумеется.
Судья: Вы не согласны с этим? Вы сомневаетесь в слове Библии?
Скоупс: Но библейские сведения не подтверждаются наукой!
Судья: Тем хуже для науки!!!
Ведущий: Это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайану, бывшему министру иностранных дел США.
Вслед за этими словами прозвучал приговор присяжных…
Присяжные Признаем Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запрещаем рассказывать школьникам об учении Дарвина!!! Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси!!!
Ведущий ….. и в некоторых других штатах тоже…. Запрет действует 38 лет(!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года.
Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.
А в марте 1981 года состоялся еще один “обезьяний” процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзан Эсперсон.
Присяжные: И суд вынес “Соломоново” решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали.
Ведущий: И если сегодня почитать дискуссии в Интернете, то многие авторы указывают на то, что, кажется, у нас тоже наступает эпоха обезьяньих процессов. Школьница Мария Шрайбер подала в суд в Петербурге. Она утверждает, что теория Дарвина о происхождении видов оскорбляет ее религиозные чувства. Последнее заседание суда по данному иску состоялось 21 февраля, иск был отклонен.
Учитель: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, и попробуем все таки разобраться: откуда же появился человек на нашей планете?
Прошу моих консультантов занять места в группах. Работа консультантов заключается в том, чтобы направить работу группы в нужное русло и проследить правильность выполнения заданий в индивидуальных карточках.
Биологический вид Человека разумный существует на нашей планете 35–40 тыс. лет. Существует множество гипотез происхождения человека, которые можно свести к трем основным.
1 слайд (задание 1 в индивидуальной карточке). Презентация
Мы рассматриваем эволюционную точку зрения на происхождение человека и первый наш урок в этой теме направлен на знакомство с историей вопроса, а главным образом с доказательствами животного происхождения человека.
3 слайд
(задание 2 в индивидуальной карточке)
Отрасль естествознания которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей к социальным называется антропологией.
Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенез.
Переходим к знакомству с историей формирования эволюционных взглядов на происхождение человека.
Перед вами портреты великих ученых, именно они внесли существенный вклад в формирование научных взглядов на происхождение человека. Работая в группах,найдите соответствие.
5 слайд
(задание 3 в индивидуальной карточке)
А теперь проверим правильность выполнения задания. Исправьте в своих карточках допущенные ошибки.
6 слайд
(задание 4 в индивидуальной карточке)
Перед вами систематические таксоны, работая в группах определите систематическое положение человека (учебник стр. 170).
А теперь проверим правильность выполнения задания и внесем исправления в свои карточки.
Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч. Дарвин в книгах "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и "О выражении эмоций у человека и животных" (1872). Благодаря работам Дарвина родилась обезьянья теория антропогенеза, причем Дарвин не только высказывал предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Геккель и Дюбуа привели данные палеонтологии.
Рассмотрим основные доказательства животного происхождения человека.
7 слайд
(задание 5, 6 в индивидуальной карточке)
Работая в группах решите на чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека?
Устное обсуждение и совместное выполнение заданий.
Мы остановимся более подробно на сравнительно-анатомических доказательствах и сравнительно-эмбриологических 2 остальные группы доказательств вы описываете дома по плану данному в ваших индивидуальных карточках.
Человек – представитель класса млекопитающих, позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам. Приведем данные сравнительной морфологии в пользу животного происхождения человека.
Работая в группах заполните таблицу “Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных”.
Проверим правильность выполнения заданий и исправим ошибки. Обратите внимание на задание со звездочкой, его вы выполняете дома.
9, 10 слайды
Обратите внимание на органы изображенные на рисунке, что объединяет все эти органы имеющиеся у человека по сравнению с животными?
Ответ: недоразвиты в отличии от животных.
Такие органы называют рудиментами.
11, 12 слайды
(задание 7 в индивидуальной карточке)
Что за явление изображено по вашему мнению на данном рисунке?
Ответ: у человека проявляются признаки животных.
Такие случаи называются атавизмами.
Проверим правильность выполнения задания.
9, 10, 11, 12 слайды повторить
Наиболее близкие родственники человека в мире современных животных – человекообразные обезьяны – горилла, шимпанзе, орангутан. Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком.
У них много общих анатомических и биохимических признаков.
13, 14 слайд
Из предложенного набора карточек выданных вашими консультантами выберите черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян:
1 и 2 группа – выбирает черты сходства;
3 и 4 группа черты отличия.
По одному человеку от групп выпишите на доске цифры черт сходства и черт отличия человека и человекообразных обезьян.
Проверим правильность выполнения заданий.
15 слайд
(задание № 8)
Обратите внимание в ваших индивидуальных карточках дана таблица которую вам предстоит заполнить дома.
Ну и наконец убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология.
17, 18 слайд
Развитие человека и животных начинается с зиготы.
На ранних стадиях развития человеческого зародыша закладываются жаберные щели. Сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным и т.д.
Таким образом, подводя итоги сегодняшнего урока давайте еще раз перечислим основные группы доказательств животного происхождения человека. Я предлагаю каждой группе по очереди написать эти группы доказательств на доске.
Набор карточек для работы в группах может включать следующие черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
Доказательства животного происхождения человека
1. Дополните предложения.
- “Человек результат творения бога” утверждает учение – ...
- “Человек посланец других космических цивилизаций” утверждает – ...
- “Человек результат длительного, естественного исторического развития” утверждает – ...
2. Дайте краткое определение понятий.
Антропология – это...
Антропосоциогенез – это...
3. Укажите ученых в соответствии с их заслугами.
Впервые отнес человека к животным – ...
Впервые определил систематическое положение человека – ...
Впервые говорил о животном происхождении человека – ...
Научно обосновал животное происхождение человека – ...
Указал на роль труда в эволюции человека – ...
4. Укажите систематическое положение человека.
Царство –
Подтип –
Подкласс –
Подотряд –
Семейство –
Вид –
5. Заполните таблицу.
Дайте описание Палеонтологических и цитогенетических доказательств животного происхождения человека по следующему плану
- Название группы доказательств.
- Что учитывают данные доказательства.
- Назовите конкретные примеры этих доказательств (5 баллов).
6. Заполните правую часть таблицы.
Основные черты |
От кого унаследованы |
1. Генетический код ядра | |
2. Генетический код митохондрий | |
3. Двусторонняя симметрия тела | |
4. Костный скелет | |
5. Пятипалые конечности | |
6. Легочное дыхание | |
7. Амниотическое яйцо | |
8. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность | |
9. Плацента, живорождение |
* Объясните как генетический код митохондрий мог быть унаследован от первых прокариот? (10 баллов)
7. В каждом списке удалите лишнее.
Рудименты
Остаток мигательной перепонки
Околоушные мышцы
Многососковость
Зубы мудрости
Органы утратившие свое значение и сохранившиеся в виде остатков
Аппендикс
Атавизмы
Многососковость
Волосатость
Хвостатость
Сильно развитые клыки
Органы – "возврата к признакам предков"
8. Заполните таблицу. (15 баллов)
9. Назовите черты сходства человека и человекообразных обезьян? (10 баллов)
Оценка за урок:
Консультант –
Самооценка –
Оценка учителя с учетом выполнения домашнего задания –
Эволюция человека носит название антропогенеза. Эволюционное отделение ветви, приведшей к появлению современных людей, произошло по разным данным, от 15 до 6 млн. лет назад. Сравнительно-анатомические и эмбриологические исследования позволяют отнести вид Человек разумный (Homo sapiens) к следующим систематическим группам. Проанализировав анатомо-морфологические черты сходства и различия человека и животных, шведский ученый Карл Линней относит первого к группе приматов.
Однако необходимо помнить о том, что человек - существо биосоциальное. Эта идея вытекает из анализа группы фактов, приведенных на предыдущих страницах. Поэтому не удивительно, что антропогенез, т. е. историческое развитие человека, определяется двумя группами факторов: биологическими и социальными.
Систематическое положение человека выглядит следующим образом.
Тип Хордовые: в эмбриональном развитии закладывается хорда, нервная трубка над ней, кишечная трубка под ней, жаберные щели в глотке.
Подтип Позвоночные: две пары конечностей, позвоночник, головной мозг из 5-ти отделов, два уха, глаза, выросты мозга и т.д.
Класс Млекопитающие: четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, теплокровность, диафрагма, железы в коже, внутриутробное развитие зародыша, развитая кора больших полушарий головного мозга, три слуховые косточки и три отдела уха.
Подкласс Плацентарные: образование плаценты.
Анатомическими доказательствами родства человека и животных могут служить рудименты и атавизмы.
Несколько подробнее остановимся на характеристике таких сравнительно-анатомических доказательств, как рудименты и атавизмы. Рудименты - это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции, имеющиеся у всех особей данного биологического вида. Атавизмы - это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей.
Атавизмы - густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки.
Рудименты - у человека 90 рудиментов: копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс).
К настоящему времени накоплены также многочисленные палеонтологические доказательства эволюции человека - ископаемые останки предков человека.
Доказательства происхождения человека от животных:
- Физиологические: принципиальное сходство процессов протекающих в организмах человека и животных;
- Эмбриологические: сходные этапы зародышевого развития человека и животных;
- Палеонтологические: находки останков древних человекоподобных существ;
- Биохимические: сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;
- Сравнительно-анатомические: единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;
- Генетические: сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян
Черты человекообразных обезьян, отличающие их от человека
- объем мозга примерно 600 см3 (у человека около 1600 см 3);
- менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий;
- относительно более длинные передние конечности;
- кисти рук крюкообразные;
- хватательный тип стопы;
- более сильно развит лицевой отдел черепа с челюстями;
- ярко выраженные надбровные дуги;
- стопа не образует свод;
- таз не такой широкий, как у человека;
- существуют некоторые отличия по числу хромосом;
- биохимический состав не полностью идентичен.
Функционирование нервной системы, психические качества:
- уровень развития сознания ниже, чем у человека;
- эпизодически используемые орудия, как правило, самостоятельно не изготовляются;
- менее выраженная способность к отвлеченному мышлению;
- отсутствует членораздельная; речь;
- менее выраженная способность накапливать индивидуальный и социальный опыт, а также передавать его своим потомкам;
- отсутствие целенаправленной и коллективной трудовой деятельности;
- большая зависимость от действия условий среды и естественного отбора.
Черты сходства человека и человекообразных обезьян
Анатомические, физиологические и генетические признаки:
- большое сходство в строении скелета и внутренних органов;
- очень похожие зубы;
- наличие ногтей;
- общие болезни;
- сходное число хромосом;
- очень близкий химический состав крови;
- сходный аминокислотный состав.
Функционирование нервной системы, психические качества и способности:
- способность переживать сходные эмоции (радость, страх, гнев);
- высокая способность к обучению;
- хорошая память;
- способность накапливать жизненный опыт;
- сложные формы заботы о потомстве.
Основными итогами эволюции человека являются:
- возникновение прямохождения;
- расширение и укрепление таза, принимающего на себя основную нагрузку при передвижении на двух конечностях;
- облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании;
- освобождение рук для труда как следствие возникновения прямохождения.
- противопоставление большого пальца на руке остальным.
- изготовление и использование орудий труда.
- сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности.
- совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы (речи).
- прогрессивное развитие головного мозга.
- возникновение абстрактного мышления.
- создание искусственной среды существования, уход от интенсивного воздействия естественного отбора.
Перечисленные тенденции исторического развития человека привели к появлению у него существенных отличий от современных человекообразных обезьян.
Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В возрасте 1,5 -- 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.
Сходство человека и животных
Рудименты и атавизмы. Рудименты - органы, утратившие свое значение. Атавизмы - «возврат к предкам». Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека с животными. Рудиментов в теле человека около 90: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки - аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др.
Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы - бесспорные доказательства животного происхождения человека и свидетельство того, что человек, как и животные, - результат длительного исторического развития органического мира.
Отличие человека и животных
Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и коренные отличия. Только человеку присуще истинное прямо хождение и связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом, уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой с массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры и расположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4 раза - по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной и теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей.
Человек отличается от животных наличием речи, развитым мыишением, способностью к трудовой деятельности. Решающим шагом на пути от обезьян к человеку явилось прямохождение.
Эволюция приматов
Плацентарные млекопитающие возникли в самом конце мезозойской эры. От примитивных насекомоядных млекопитающих в кайнозойской эре обособился отряд приматов. В палеогене в лесах обитали лемуры и долгопяты - хвостатые животные небольших размеров. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были такими же, как у человекообразных обезьян. От них произошли гиббоны, орангутаны и вымершие впоследствии древесные обезьяны - дриопитеки. Дриопитеки дали три ветви, которые привели к шимпанзе, горилле и человеку.
Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило особенности его строения, которые в свою очередь явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих с помощью хватательных движений, необходимо соответствующее строение органов: в кисти противопоставлен первый палец остальным, развивается плечевой пояс, позволяющий совершить движения с размахом 180*, грудная клетка становится широкой и утолщенной в спинно-брюшном направлении. Отметим, что у наземных животных грудная клетка уплощена с боков, а конечности могут перемещаться только в переднезаднем направлении и почти не отводятся в сторону. Ключица сохраняется у приматов, рукокрылых (летучие мыши), но не развивается у быстро бегающих наземных животных. " Передвижение на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, с непрерывно заново возникающим расстоянием, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком привело к чрезвычайно высокому развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точного определения расстояния при прыжках обусловило сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов.
Во второй половине палеогена в связи с начавшимися горообразовательными процессами наступило похолодание. Тропические и субтропические леса отступили на юг, появились обширные открытые пространства. В конце палеогена ледники, сползавшие со Скандинавских гор, проникли далеко на юг. Обезьяны, не отступившие к экватору вместе с тропическими лесами и перешедшие к жизни на земле, должны были приспосабливаться к новым суровым условиям и вести тяжелую борьбу за существование.
Беззащитные против хищников, неспособные быстро бегать - настигать добычу или спасаться от врагов, лишенные густой шерсти, помогающей сохранять тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и использованию освободившихся от неподвижности рук.
9. Этапы эволюции человека:
Дриопитеки и древесные обезьяны, вымершая ветвь приматов, дали начало современным шимпанзе, горилле и человеку. Лазание по деревьям способствовало противопоставление большого пальца руки, развитию плечевого пояса, развитию двигательных отделов головного мозга, бинокулярного зрения.
Австралопитеки - обезьяноподобные животные. Жили стадами примерно 10 млн лет назад, ходили на двух ногах, имели массу мозга 550 г при весе 20-50 кг. Для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т.е. имели хорошую двигательную координацию.
Их останки обнаружены в Южной Африке.
Человек умелый - более близки к человеку, чем австралопитеки, имели массу мозга около 650 г, умели обрабатывать гальку с целью изготовления орудий. Жили около 2-3 млн лет назад.
Древнейшие люда возникли около 1 млн лет назад. Известно несколько форм: питекантроп, синантроп, гейдельбургский человек и др. У них были мощные надглазничные валики, низкий покатый лоб и отсутствовал подбородочный выступ. Масса мозга достигала 800-1000 г. Они могли, пользоваться огнем.
Древние люди - неандертальцы. К ним относятся люди, появившиеся около 200 тыс. лет назад. Масса мозга достигала 1500 г. Неандертальцы умели добывать огонь и использовать его для приготовления пищи, пользовались каменными и костяными орудиями труда, обладали зачаточной, членораздельной речью. Останки их найдены в Европе, Африке и Азии.
Современные люди - кроманьонцы. Появились около 40 тыс. лет назад. Объем, их черепной коробки - 1600 г. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывает на развитие членораздельной речи.
Антропогенез
Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) -процесс историко-эволюционного формирования человека. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Благодаря им у человека появились: изгибы позвоночника, высокий свод стопы, расширенный таз, прочный крестец. К социальным факторам эволюции относятся труд и общественный образ жизни. Развитие трудовой деятельности уменьшило зависимость человека от окружающей природы, расширило его кругозор и привело к ослаблению действия биологических закономерностей. Главным признаком трудовой деятельности человека являются способность изготавливать орудия труда и использовать их для достижения своих целей. Рука человека - не только орган труда, но и ею продукт.
Развитие речи привело к возникновению абстрактного мышления, речи. Если морфологические и физиологические, особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективному труду, мышлению и речи,по наследству не передаются. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого, человека только в обществе, благодаря воспитанию и обучению.