Математика

Развитие науки и техники в древнем китае. Развитие технических наук в китае. Общая характеристика эпохи

Развитие науки и техники в древнем китае. Развитие технических наук в китае. Общая характеристика эпохи

Великие открытия Средневекового Китая были немыслимы без развития научных знаний. Усилиями математиков были созданы основы китайской алгебрдаря изобретениям буддийского монаха И Сына (683--727) стало возможно измерить скорость движения небесных тел. Развитию медицины способствовало создание в Танскую эпоху медицинского управления, с помощью которого было положено начало преподаванию различных специальностей медицинской практики. Расцвет географии связан с появлением записей о горных и речных системах Китая и Западного края. Была создана «Карта китайцев и варваров, проживающих в пределах четырех морей».

Выдающимися открытиями были книгопечатание, порох и компас. В IX в. с резных досок была напечатана первая книга. В середине XI в. появился подвижной глиняный наборный иероглифический шрифт, а примерно в XII в. -- и многокрасочная печать. Эти достижения привели к созданию первых крупных библиотек и газетного дела. Опыты китайских алхимиков завершились в Х в. изобретением пороха. В XII в. китайские мореплаватели первыми в мире стали использовать компас.

Общекультурное значение имело также изобретение бумажных денег -- ассигнаций. Они появились в стране в конце VIII в. и назывались тогда «летающими деньгами», так как ветер легко уносил их из рук.

В Х в. возникло понятие вакцинации, когда стала практиковаться прививка против оспы.

Китаю принадлежало и первенство в изобретении механических часов. Их сделал И Син, а усовершенствовал в 976 г. Чжан Сисюнь. Их изобретения стали ступенями на пути создания «Космической машины» -- величайших китайских часов эпохи Средневековья, построенных Су Суном в 1092 г. Они представляли собой астрономическую часовую башню 10-метровой высоты. Принцип часов Су Суна лег в основу первых механических часов Европы.

Чудом инженерной техники своего времени стал первый арочный мост протяженностью 37,5 м, называемый китайцами и поныне Великим каменным мостом. Он был построен в 610 г. Ли Чунем через реку Цзяо в предгорьях Шаньси на окраине Великой китайской равнины. Самый же известный средневековый пологий арочный мост Китая получил имя Марко Поло потому, что был им подробно описан во время путешествия по стране и назван «самым замечательным в мире». Этот мост был возведен через реку Юндин в 1189 г. к западу от Пекина. Действующий до сих пор, он состоит из 11 арок, длина пролета каждой составляет 19 м, а общая протяженность -- 213 м.

Еще одним китайским чудом литейного и инженерного искусства является восьмиугольная колонна -- так называемая «Небесная ось». На ее сооружение в 695 г. пошло 1325 т чугуна. Колонна (32 м в высоту и 3,6 м в диаметре) покоилась, на фундаменте окружностью 51 м и высотой 6 м. На ее вершине был расположен «облачный свод» с четырьмя бронзовыми драконами (каждый высотой 3,6 м), поддерживавшими позолоченную жемчужину.

Самое крупное цельнолитое сооружение из чугуна сохранилось и поныне. Это шестиметровое изваяние «Великий Лев Цзанчжоу». Достижением китайской металлургии стала сооруженная в 1061 г. чугунная 13-метровая пагода Юцюань в Даньяне. В 70-е годы XIII в. была построена 13-метровая каменная башня, которую китайские астрономы считали центром мира. Она предназначалась для измерения тени в период зимнего и летнего солнцестояния.

Широко известно, что древние китайцы были чрезвычайно продвинуты в сфере науки. Фактически, в почти каждой китайской династии были выдающиеся учёные. В наше время наука развивается систематически, а в древнем Китае открытия и технологии не всегда сохранялись. Современные люди понимают, что наука и техника приносят доход, почему же те ценные технологии не были сохранены в древнем Китае. Фактически, эта проблема имеет отношение к основным понятиям в научных теориях и моральным качествам учёных в древнем Китае. Я начну ряд обсуждений по различным дисциплинам химии в древнем Китае. В начале поговорим о древних китайских теориях относительно веществ.

Понимание материи.

Пониманием материи в древнем Китае была по существу "Теория пяти элементов". Древние китайцы обнаружили, что металл, дерево, вода, огонь и земля составляют всю материю во вселенной. Когда родилось это понимание материи? Возможно, что никакая книга истории не сможет ответить на этот вопрос, потому что Теория пяти элементов, кажется, сосуществует изначально с китайской культурой. Это как один из краеугольных камней китайской культуры в длинном промежутке истории. Согласно главе "Хунь фань", из книги Шань Шу, пять элементов это: металл, дерево, вода, огонь и земля. Шань Шу также известна как Шу Цзинь, или Книга Истории. Это была одна из шести классических книг, которые Конфуций собрал и прокомментировал. Это - собрание древней китайской политической литературы, с отчётами, датирующимися ещё до правления Хуань Ди (легендарный правитель в древнем Китае), приблизительно 5 000 лет назад. Другими словами, китайцы развили понимание пяти элементов ещё до создания китайских иероглифов. Есть также свидетельство знания этих пяти элементов в книге Гуо Ю, из Династии Чоу: "Различные комбинации земли, металла, дерева, воды и огня формируют всё в мире". Эти ранние отчёты доказывают, что Теория пяти элементов - основа древней китайской науки, подобно тому, как теория атома и молекул - основа открытий современной науки о вселенной и материи.

В древнем Китае было ещё более микроскопическое понимание материи, чем Теория пяти элементов - "Теория Инь и Ян". Конфуций сказал: "Один Инь и один Ян называются Дao" (глава "Сицзян Чжуань Чи", Книга Перемен). Он также сказал: "Взаимодействия между твердой и мягкой материями приводят к изменениям". Лао-Цзы сказал: "Дао родил Одного, Один родил Двух, Два родили Трёх, Три родили все бесчисленные вещи. Все бесчисленные вещи несут Инь на их спинах и содержат Ян в их объятии" (Глава 42, Дао дэ дзинь или Классика Дао и Достоинства). Эти утверждения, кажется, находятся в пределах пространства высокой энергии в современной физики. Лао-Цзы не только говорил о микроскопических фундаментальных частицах, но также и о формировании веществ. Поэтому, несметное число вещей, составленных этими пятью элементами, имеют и особенности Инь и Ян, и пяти элементов. Различные особенности материи были описаны в главе "Хунь Фань" Книги Истории: "Вода соответствует влажности и направлению вниз. Огонь соответствует пламени и направлению вверх. Дерево извилистое или прямое по природе. Металл непостоянен при взаимодействии с огнём. Земля необходима для сельского хозяйства. Вода становится соленой, при путешествии вниз. Огонь становится горьким, горя вверх. Дерево может стать кислым, когда оно меняет форму. Металл может стать горьким, когда он становится непостоянным. Земля может стать сладкой, когда используется в сельском хозяйстве". Из-за их естественных особенностей, эти пять элементов продвигают и ограничивают друг друга на макроскопическом уровне. Это - взаимодействующие ограничения среди этих пяти элементов: "Вода ограничивает огонь. Огонь ограничивает металл. Металл ограничивает дерево. Дерево ограничивает землю. Земля ограничивает воду". Это - взаимодействия продвижения среди этих пяти элементов: "Дерево продвигает огонь. Огонь продвигает землю. Земля продвигает металл. Металл продвигает воду. Вода продвигает дерево". Всё это суммирует известную Теорию взаимного продвижения и ограничения (также известную как теория взаимного порождения и взаимного уничтожения) среди этих пяти элементов. Уникальные научные знания в древнем Китае в пределах от астрономии, географии, календарей, физики, медицины, фармацевтики, до химии, порождены Теорией пяти элементов и Теорией Инь и Ян. Эти теории даже имели эффекты на развитие китайской музыки, архитектуры, искусства, и культуры.

С современной научной точки зрения, есть много абстрактных и не измеримых элементов в пределах этих теорий, таким образом, мешающих им быть принятыми как наука, несмотря на многие доказанные достижения в традиционной китайской травяной медицине и иглоукалывании. В чём главный вопрос проблемы? Возможно, этот вопрос собьёт с толку многих современных учёных! Возможно, мы можем найти некоторые ключи к проблеме, читая абзац из Классики Дао и Достоинства: "Все вещи под небесами рождаются из материального: материальное рождается из Бестелесного" (Глава 40). "Дао родил Одного, Один родил Двух, Два родили Трёх, Три родили все бесчисленные вещи. Все бесчисленные вещи несут Инь на их спинах и содержат Ян в себе (в их объятии), получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий" (Глава 42, Дао дэ дзинь). "Дао рождает Одного, два, три и материальное рождается из бестелесного". После изучения и обдумывания этих двух абзацев, мы можем увидеть, что современные теории в химии во многом соответствуют древней китайской науке. Следующее - интерпретация теорий Лао-Цзы о материи в терминах непрофессионала: любое вещество составлено из многих слоёв веществ. Другими словами, материя составлена из слоёв частиц, в то время как каждая частица составлена из многократных микроскопических частиц материи. Каждая микроскопическая частица материи, тогда составлена из частиц более тонких микроскопических частиц материи. Из этого следует, что каждое материальное вещество составлено множеством бестелесных веществ. Это означает, что более высокий слой микроскопической материи бестелесен по отношению к тем, которые на более низких слоях.

Как мы тогда понимаем теорию Инь и Ян? Лао-Цзы сказал: "Три родили все бесчисленные вещи. Все бесчисленные вещи несут Инь на их спинах и содержат Ян в себе (в их объятии), получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий". Невооруженным глазом мы видим, что вся материя на земле составлена тремя видами микроскопической материи. Кроме того, все бесчисленные вещи имеют особенности "Несут Инь на их спинах, снаружи, и содержат Ян в их объятии, внутри". Разве это не похоже на теорию строения атомов? Каждый вид атома в Периодической таблице элементов составлен из протонов, нейтронов, и электронов, и их особенность то, что отрицательный электрон (Инь, означает "отрицательный" на китайском языке) окружает положительное атомное ядро (Ян, означает "положительный" на китайском языке). Давайте отложим на мгновение вопрос того, как древние китайцы были в состоянии наблюдать структуру атома. Фактически, объяснить современной аудитории древнее китайское понятие о материи легче, чем объяснить абстрактное понятие бестелесной материи, описанное в следующем предложении: "Получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий". Это положение, которым китайская наука значительно отличается от современной. "Получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий" - не материальное явление в этом измерении, поэтому трудно объяснимо. Говоря терминами непрофессионала, это означает следующее: формирование материи (в результате взаимодействий между Инь и Ян) может привести к гармоничному потоку энергии. "Гармония" имеет значение объединения, что означает - материя существует в форме бестелесной энергии. Например, анализируя человеческие тела, современные анатомы узнали о существовании мышечной ткани, кровеносных сосудов, костей и т.д. С другой стороны, древние китайцы наблюдали не только материальные ткани, сделанные из плоти, но также и бестелесные распределения потоков энергии. Открытие потока энергии привело к знанию каналов энергии и точек иглоукалывания в традиционной китайской медицине, хотя каналы и точки иглоукалывания не могут быть замечены в нашем физическом измерении. Основываясь на знании бестелесного потока энергии, древние китайцы развили Цигун, как метод лечения болезни. Где Ци? Какова Ци? Широкая общественность не видит Ци или не может точно описать Ци, но эффект оздоровления организма доказывает существование Ци. Возьмите другой пример. Недавно, исследователь в Японии показал, что дистиллированная вода, подвергнутая похвалам или оскорблениям, формирует различные формы водных кристаллов (см. http://www.pureinsight.org/sci/sci/eng/newscontent. asp? ID=14692). Результаты опытов над водой были изумительными проявлениями теории Лао-Цзы о бестелесной материи: "Получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий". Намеренное мышление, кажется, не имеет никакого эффекта на человеческое тело, но мысли, как сказано в китайском высказывании "перемещая Ци в теле", воздействуют на бестелесный поток энергии в человеческом теле. Теории Лао-Цзы чрезвычайно научны, с точки зрения закона сохранения энергии. Здесь я сделал краткое сравнение между знанием материи в древней китайской науке и современной науке.

За свою более чем трехтысячелетнюю историю китайский народ внес весомый вклад в развитие науки и техники. Многие важные открытия и изобретения были сделаны в Китае на несколько столетий раньше, чем в других странах, в т.ч. европейских (изобретение компаса, сейсмоскопа, спидометра, бумаги, пороха, книгопечатания и др.). Эпоха формирования наук в Древнем Китае VI–III вв. до н.э исключительно интересна для исследователей истории культуры этой страны.

Введение
1. Развитие науки в Древнем Китае
2. Развитие техники в Древнем Китае

Работа содержит 1 файл

Введение
1. Развитие науки в Древнем Китае
2. Развитие техники в Древнем Китае

Page 3

Введение.
За свою более чем трехтысячелетнюю историю китайский народ внес
весомый вклад в развитие науки и техники. Многие важные открытия и
изобретения были сделаны в Китае на несколько столетий раньше, чем в
других странах, в т.ч. европейских (изобретение компаса, сейсмоскопа,
спидометра, бумаги, пороха, книгопечатания и др.). Эпоха формирования
наук в Древнем Китае VI–III вв. до н.э исключительно интересна для
исследователей истории культуры этой страны. Богатство философской
мысли сказалось, по-видимому, на развитии любой отрасли знания, можно
проследить их влияние как по астрономии, так и математике. Учение
Конфуция, создавшего культ знаний и образованности, почитавшего
гармонию и музыку, в математике отразилось в том, что производились
расчеты музыкальной гаммы, которые потребовали от ученых хорошего
освоения числовой области в пределах рационального числа. Учение о Дао
стимулировало познавать природу абстрактных понятий, используемых в
математике, а прагматизм легистов направлял на путь прикладной науки,
совершенствование техники вычислений, что, в свою очередь, позволяло
лучше продвинуться в теоретической области знания. Логики из школы Мо
Цзы и софисты (Гунсунь Лунь, Чжуан Цзы и др.) побуждали осмысливать
тонкие и спорные места в исследованиях понятий новой природы, таких, как
квадратура круга, бесконечные дроби, вычисление объема пирамиды, шара,
которые были связаны с понятием бесконечности. Натурфилософские поиски
объяснения движения, изменения природы вещей находили применение в
развитии теоретико-числовых проблем: учение о четных и нечетных,
положительных и отрицательных числах, круг и прямоугольник и т.п.
Следует полагать, что и в других науках: алхимии, медицине, астрономии и
ботанике – происходили аналогичные взаимодействия.
Актуальность работы. Многие изобретения древнего Китая
используются и в наше время. И возможно, что плоды некоторых научных
и культурных открытий, которые могли бы использоваться сейчас,
Page 4

незаслуженно остались в тени, а возможно, что и еще неизвестны. Поэтому
изучение древнекитайских достижений в области науки актуальны как
сегодня, так и в будущем.
Целью работы является изучение науки и техники древнего Китая.
1. Развитие науки в Древнем Китае. В древний период, когда создавались
канонические китайские тексты, письменность уже играла важную роль
(классическая
литература
всегда
необходима
при
подготовке
интеллектуальной элиты), математика же еще не стала тем разделом
знаний, которому посвящают отдельные труды. Однако он сыграла свою
роль в появлении феномена, названного «рациональным прорицанием».
Поначалу предсказания, связанные с гаданием на черепашьем панцире,
костях разных животных и тысячелистнике, основывались на толковании
разнообразных природных явлений в особенности метеорологических и
астрономических (радуги, ветров, метеоритов, затмений, пятен на Солнце,
расположении звезд и т.п.). Однако это обилие знамений не мешало
применять и чисто рациональные способы исследования мира:
прорицатели не без успеха пользовались своими наблюдениями при
составлении числовых и арифметических таблиц, с помощью которых не
только фиксировались события прошлого, но и предсказывалось
повторение некоторых из них в будущем. Определенные пророчества,
связанные с регулярно повторяющимися небесными явлениями,
подтверждались: так появились календарь и астрономия, базировавшаяся
на математике. В результате сложился целый штат придворных
«хранителей времени», игравших роль и историков-летописцев, и
звездочетов, которые уделяли немало времени поиску методов
предсказания небесных явлений (сближения небесных тел, затмений
Солнца и Луны и т.д.).
Во времена династии Хань (206 г. до н.э.–220 г. н.э.) появился новый
раздел математики. Были составлены специальные руководства, в которых
Page 5

излагались задачи и способы их решения, сгруппированные в главы в
зависимости от возможного практического применения. Причем фактическая
точность и реальность изложенных в них ситуаций так велики, что по
содержанию задач можно воссоздать целые картины общественной и
экономической жизни Китая той или иной эпохи. Не забыта ни одна
практическая деталь, идет ли речь о сборе налогов, управлении рабочей
силой, наземных и водных перевозках, охране порядка и снабжении войск. На
таких сборниках учились многие поколения чиновников-математиков,
требовавшихся императорскому бюрократическому аппарату. В эпоху
Троецарствия (220–265 гг.) величайший китайский математик Лю Хуэй
разработал метод строгих математических доказательств.
Несмотря на различие цивилизаций, законы математического и
естественно-научного мышления в принципе одинаковы, что и объясняет
параллелизм и возможность заимствования. Например, китайский ноль,
впервые появившийся в астрономических таблицах около 1200 г. в виде
маленького кружка (таким он сохранился и до наших дней), возможно, имеет
индийское происхождение. Математические игры, как древние, так и
средневековые – греческие, индийские, арабские, европейские и китайские,
зачастую поразительно похожи. Многие сходные математические методы
существовали параллельно в Греции и в Китае: после Евклида объем
пирамиды подсчитал Лю Хуэй (III в.), который также вслед за Архимедом
вычислил объем тела, образующегося при пересечении двух ортогональных
цилиндров. И таких примеров можно привести множество
Наряду с астрономией и математикой значительное развитие получили в
Китае географические знания и медицина. Так, за несколько веков до н.э.
китайцы вышли к окраинным морям Тихого океана, плавали в этом районе и
совершили ряд географических открытий. Путешествие Чжан Цяня в 138–126
гг. до н.э. в Среднюю Азию положило начало изучению китайцами стран и
народов, живших к Западу от Китая, и возникновению караванной торговли
между Китаем и Средней Азией по так называемому Великому шелковому
Page 6

пути. В 629 г. путешественник и философ Сюань-Цзан совершил путешествие
к устью Ганга, на юг Индии
История медицины в Китае насчитывает около 3 тыс. лет. Наблюдения
лекарей обобщенные (предположительно) врачем Бянь Цао в самой древней в
мире медицинской книге «Нэйцзин» (VI в. до н.э.), сыграли важную роль в
развитии китайской медицины. Больших успехов достигла медицина в
период Второй Ханьской династии (25–220 гг.). В конце этого периода врач
Жун Фэнь написал первую в мире «Фармакологию» («Бэнь цао »).
Значительными были достижения хирургии: в период Хань уже
производились операции с применением усыпляющих средств (общий
наркоз). В медицинских книгах периода Сун появились указания на метод
лечения при помощи иглоукалывания и прижигания (чжень-цзютерапия ).
Китайская фармакология отличалась от европейской широтой использования
лечебных средств.
В области философии внимание европейских ученых привлекло в
первую
очередь
конфуцианство.
Конфуций
приобрел
репутацию
просвещенного мудреца, создателя этико-политического учения.
2. Развитие техники в Древнем Китае. Китайская цивилизация внесла
существенный вклад в мировую сокровищницу научного и технического
знания и своими великими изобретениями в области техники.
Именно в Китае впервые стали использовать свойства магнитной
стрелки поворачиваться в определенную сторону света. По-видимому, в VI в.
до н.э. китайцам стало известно явление притяжения железа и железной руды
естественно намагниченными кусками магнетита. Позднее они обратили
внимание на способность естественных магнитов ориентироваться, ошибочно
приписав ее воздействию звезд. Из этих наблюдений выросли приемы
гаданий на особом приборе. Он состоял из железной пластинки, на которой
могла свободно скользить благодаря своей сферической поверхности
«ложка» из естественного магнита. На пластинке нанесены знаки Зодиака.
Page 7

Ручка «ложки» ориентировалась в магнитном поле. В I–III вв. этот прибор
стал применяться как компас и получил название «указатель юга». К III в.
относится описание намагниченной фигурки, установленной на повозке
китайским изобретателем Ма Цзюнем. Затем китайцы стали применять
«указатель юга» на судах. Позднее появился компас с плавающей в масле или
вращающейся на острие деревянной рыбкой или черепахой с вделанным в
них природным магнитом. Эмпирическим путем была найдена удлиненная
форма – появилась стрелка.
Другим важным достижением явилось изобретение в III в. прибора для
измерения пройденного расстояния, своеобразного спидометра в виде
тележки. Чжан Хэн (II в.) изобрел первый в мире сейсмоскоп – прибор,
показывавший на эпицентр.
О развитии в Китае практической химии свидетельствует тот факт, что
китайцы первыми в мире научились использовать смесь селитры и серы для
производства пороха . Опыты по изучению этих веществ привели к тому, что в
VI в. в Китае появились мастерские по изготовлению небольших пороховых
ракет для фейерверков и других пиротехнических целей.
Изобретение бумаги (II в.) явилось крупнейшим вкладом китайского
народа в мировую цивилизацию. В IV в. бумага полностью вытеснила ранее
использовавшиеся для письма бамбуковые пластинки и шелк. Бумага из
Китая была завезена (через Корею) в Японию, а также в Среднюю Азию и
Персию. В результате крестовых походов державшееся в секрете искусство
изготовления бумаги стало известно в Западной.
История книгопечатания в Китае восходит к V–VI вв. Первоначально
текст книги высекался на камне и затем перепечатывался на бумагу. Этот
процесс привел к развитию литографии . В дальнейшем постепенно стали
переходить к печатанию с гравированных досок (ксилография ), получившему
распространение в IX в.
Page 8

Список использованной литературы
1. В.В. Петрик, Культура Китая: учебное пособие; Томский
политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского
политехнического университета, 2010. – 156 с

Уфимский государственный авиационный технический универ ситет

Кафедра истории Отечества и культурологии

Доклад по «Истории науки и техники»

Наука и техника в Древнем Китае

Байков Руслан Р.

Факультет АТС Группа ЛП-457


Введение

История Древнего Китая начинается со времён легендарного правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги Древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Также Фу-Си считается мифологическим отцом-основателем и наиболее почитаемым древним правителем Китая.

Если же не брать в расчет мифологические персонажи, что касается официальных письменных исторических источников, то в них не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766-1122 гг. до н. э.). Именно с правителей династии Шан начинается достоверная, письменно подтвержденная история Китая.

Древнейшие упоминания о Китае относятся ко временам правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая "Ицзин", из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. В исторических источниках не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих Шан (1766-1122 гг. до н. э.). Правители Шан были свергнуты династией Чжоу, которая поначалу выстроила свою столицу близ современного Сианя, а позднее, приблизительно в 750 г. до н. э., бежала от вторгшихся в страну варваров и обосновалась рядом с нынешним Ляояном.

В ранний период правления династии власть была сосредоточена в руках императора, но позднее местные правители образовали почти независимые государства. С 770 г. до н. э. эти правители вели друг с другом ожесточенные войны, и весь период с 476 по 221 гг. до н. э. получил название "Сражающихся царств". В то же время Китай подвергался нападениям варваров с севера и северо-востока. Тогда и было решено построить громадные стены для защиты территории. В конце концов основная власть сосредоточилась в руках принца Цинь, войско которого свергло правителя Чжоу.

Новый император Цинь Ши-Хуан-ди стал основателем династии Цинь в 221 г. до н. э. Он был одним из наиболее прославленных императоров в истории Китая и первым объединил китайскую империю. После смерти императора Цинь Ши- Хуан-ди в 210 г. до н. э. развернулась борьба за власть между губернаторами провинций, и победитель, Лю Бан, основал династию Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). При правлении династии Хань территория Китая значительно расширилась. После падения династии Хань борьбу за власть развернули 3 царства - Вэй, Шу и У. Спустя краткое время в войну вступили 16 провинций. В 581 г. до н. э. основатель династии Суй захватил власть и приложил усилия к объединению империи. Работа началась с Великого канала, соединяющего низовья Янцзы со средним течением Хуанхэ.

После падения династии Суй, в эпоху Тан, история Китая достигла расцвета. Именно в этот период Китай стал самым могущественным государством мира и представлял основную силу в Восточной Азии. Население Сианя, столицы империи, превышало 1 млн. человек, процветала культура: развивалась классическая живопись, такие искусства, как музыка, танец и опера, производились великолепные керамические изделия, был открыт секрет белого полупрозрачного фарфора. Доминировали конфуцианская этика и буддизм, наблюдался прогресс в науке – преимущественно в астрономии и географии.

Актуальность работы. Многие изобретения древнего Кита используются и в наше время. И возможно, что плоды некоторых научных и культурных открытий, которые могли бы использоваться сейчас, незаслуженно остались в тени, а возможно, что и еще неизвестны. Поэтому изучение древнекитайских достижений в области науки актуальны как сегодня, так и в будущем.

Целью работы является изучение науки и техники древнего Китая.

1. Развитие науки в древнем Китае

1.1. Научные достижения китайского народа

Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. С I тыс. до н.э. китайцы знали обработку железа. В IV в. до н.э. делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах.

В Китае значительное внимание уделялось строительству ирригационной системы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский канал, построенный в Циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 километра и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 километров .

Впечатляющи достижения древних китайцев в архитектуре, что является результатом высокой развитости строительной техники. Здесь прежде всего нужно сказать о Великой Китайской стене. Она возводилась в III в. до н.э. на основе древних укреплений в виде рва и вала, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. На ее возведении одновременно работали 300 000 человек, каторжан и солдат. За 10 лет было построено 750 километров стены. В дальнейшем ее протяженность превысила 4000 километров. Великая Китайская стена достигала 8 метров в высоту и 10 метров в ширину. Через каждые 100 метров высились башни, имелись проходы с вратами. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей Приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялась государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска [.

Особенностями китайской строительной техники является каркасный метод: возводились столбы, или колонны, образующие каркас; на них клались продольные балки, и на них устанавливалась двухскатная крыша. В IV в. до н.э. был изобретен кронштейн, позволивший делать крыши с загнутыми углами; так был создан новый тип архитектурной постройки – пагода. Крыша пагоды создавала идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды.

Строительство дорог также было важным показателем развитости китайской цивилизации. В Циньскую эпоху было построено 8000 километров дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья. Делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ. Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д 1 .

Становление системы образования в Китае восходит к VI в. до н.э. Первой общедоступной школой была Жу-цзя – "Школа образованных людей", основанная в 532 г. до н.э. Кун Фу-цзы. Здесь изучались история ("Шу-цзин"), поэзия ("Ши-цзин"), ритуалы ("Ли-цзи"), «Канон сыновьей почтительности» ("Сяо-цзин") и "Канон музыки" ("Юэ-цзин"); финалом образования считалось усвоение "Книги перемен" ("И-цзин"), правил гадания и истолкования гексаграмм. За годы жизни Кун Фу-цзы в его школе получили прекрасную подготовку 3000 учеников, впоследствии ставших выдающимися учеными, политиками, учителями 2 .

Науки и знания в Древнем Китае также отличались значительным своеобразием. Существовало представление о пяти сторонах пространства: помимо Севера, Юга, Запада и Востока, выделялся Центр (Чжун). Отсюда особые географические и картографические познания. Отсюда особое осмысление Китая как Центра Вселенной, а его столицы – как Центра страны. В Иньскую эпоху создавались карты Китая, в центре которого помещалась культовая столица – Великий город Шан, где хранились инсигнии вана. Небо представлялось в форме круга, а земля – в форме квадрата. Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах лицом к Югу; император во время официальных церемоний поворачивался лицом к Югу. Запад отождествлялся с хаосом; Восток находился слева от зрителя и мыслился как место рождения новой жизни.

Пяти сторонам пространства соответствовала цветовая символика: желтый цвет (хуан) – Центр; сине-зеленый цвет (цин) – Восток; красный (хунчи) – Юг; белый (бай) – Запад; черный (хэй) – Север. Желтый цвет считался привилегией государя. Черный цвет был знаком ученых. Белый цвет был атрибутом траура.

Годовой цикл разделялся на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета, выделялась Середина года, которая приходилась на день летнего солнцестояния, на 22 июня. Не случайно, с этого дня у древних китайцев начинался год. В летоисчислении использовалось несколько систем. Древнейший Иньский календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев и солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж. Время отмечалось звоном колоколов столицы.

Естественнонаучные знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син), оформившейся в Чжоусскую эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что эти стихии находятся в непрерывном движении, взаимопереходе, определяя многообразие мира.

Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал – Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода.

Особое значение получили эзотерические геометрия и математика. Известны "магический квадрат" (Ло шу) и "магический крест" (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство-время); 5 – стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.

Особое развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Им, согласно преданию, был составлен трактат "Дао дэ цзин". Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). Основным средством для этого оказывается недеяние (у-вэй). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.

Младшим современником Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный под европеизированным именем Конфуций. Им было разработано учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син) [Малявин В.В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992.].

Другим выдающимся мудрецом Древнего Китая был Мо Ди (V в. до н.э.). Ему приписывают написание трактата «Мо цзы», в котором даны основные принципы философии моизма. Мо Ди исходил из естественного равенства возможностей человека. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными».

В VI в. до н.э. в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим сочинением является летопись “Чунь Цю” (“Весны и осени”), редактированная и комментированная Конфуцием. Само понятие "история" (шу) впервые вводится в сочинении "Шу цзин" ("Книга истории"), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII в. до н.э.

Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В качестве писчего материала применялись бронзовые таблички. В III в. до н.э. появились книги на бамбуковых планках, соединявшиеся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би). Во II в. до н.э. была изобретена бумага.

За свою более чем трехтысячелетнюю историю китайский народ внес весомый вклад в развитие науки и техники. Многие важные открытия и изобретения были сделаны в Китае на несколько столетий раньше, чем в других странах, в т. ч. европейских (изобретение компаса, сейсмоскопа, спидометра, бумаги, пороха, книгопечатания и др.). Эпоха формирования наук в Древнем Китае VI–III вв. до н. э., как показывает Э. И. Березкина в своем исследовании «О зарождении естественнонаучных знаний в древнем Китае», исключительно интересна для исследователей истории культуры этой страны. Богатство философской мысли сказалось, по-видимому, на развитии любой отрасли знания, можно проследить их влияние как по астрономии, так и математике. Учение Конфуция, создавшего культ знаний и образованности, почитавшего гармонию и музыку, в математике отразилось в том, что производились расчеты музыкальной гаммы, которые потребовали от ученых хорошего освоения числовой области в пределах рационального числа. Учение о Дао стимулировало познавать природу абстрактных понятий, используемых в математике, а прагматизм легистов направлял на путь прикладной науки, совершенствование техники вычислений, что, в свою очередь, позволяло лучше продвинуться в теоретической области знания. Логики из школы Мо Цзы и софисты (Гунсунь Лунь, Чжуан Цзы и др.) побуждали осмысливать тонкие и спорные места в исследованиях понятий новой природы, таких, как квадратура круга, бесконечные дроби, вычисление объема пирамиды, шара, которые были связаны с понятием бесконечности. Натурфилософские поиски объяснения движения, изменения природы вещей находили применение в развитии теоретико-числовых проблем: учение о четных и нечетных, положительных и отрицательных числах, круг и прямоугольник и т. п. Следует полагать, что и в других науках: алхимии, медицине, астрономии и ботанике – происходили аналогичные взаимодействия .

В древний период, когда создавались канонические китайские тексты, письменность уже играла важную роль (классическая литература всегда необходима при подготовке интеллектуальной элиты), математика же еще не стала тем разделом знаний, которому посвящают отдельные труды. Однако она, отмечает в своей работе «Небесные корни» Ж.-К. Марцлоф, сыграла свою роль в появлении феномена, названного синологом Л. Ван-Дермеершем «рациональным прорицанием». Поначалу предсказания, связанные с гаданием на черепашьем панцире, костях разных животных и тысячелистнике, основывались на толковании разнообразных природных явлений в особенности метеорологических и астрономических (радуги, ветров, метеоритов, затмений, пятен на Солнце, расположении звезд и т. п.). Однако это обилие знамений не мешало применять и чисто рациональные способы исследования мира: прорицатели не без успеха пользовались своими наблюдениями при составлении числовых и арифметических таблиц, с помощью которых не только фиксировались события прошлого, но и предсказывалось повторение некоторых из них в будущем. Определенные пророчества, связанные с регулярно повторяющимися небесными явлениями, подтверждались: так появились календарь и астрономия, базировавшаяся на математике. В результате сложился целый штат придворных «хранителей времени», игравших роль и историков-летописцев, и звездочетов, которые уделяли немало времени поиску методов предсказания небесных явлений (сближения небесных тел, затмений Солнца и Луны и т. д.) .

Во времена династии Хань (206 г. до н. э.–220 г. н. э.) появился новый раздел математики. Были составлены специальные руководства, в которых излагались задачи и способы их решения, сгруппированные в главы в зависимости от возможного практического применения. Причем фактическая точность и реальность изложенных в них ситуаций так велики, что по содержанию задач можно воссоздать целые картины общественной и экономической жизни Китая той или иной эпохи. Не забыта ни одна практическая деталь, идет ли речь о сборе налогов, управлении рабочей силой, наземных и водных перевозках, охране порядка и снабжении войск. На таких сборниках учились многие поколения чиновников-математиков, требовавшихся императорскому бюрократическому аппарату. При династии Тан (618–907 гг.) была введена система экзаменов, предполагавшая овладение не только грамотностью, но и основами математики, хотя ей в целом уделялось минимальное внимание. В эпоху Троецарствия (220–265 гг.) величайший китайский математик Лю Хуэй разработал метод строгих математических доказательств. К сожалению, о жизни ученого нам ничего не известно. «Во время монгольского нашествия математикам, – подчеркивает Ж.-К. Марцлоф, удалось получить множество новых результатов, однако и они лишь мелькнули на небосклоне ученого мира и тут же были забыты». Но и дошедших до других цивилизаций математических достижений Китая было вполне достаточно, чтобы показать их значимость.

Несмотря на различие цивилизаций, законы математического и естественно-научного мышления в принципе одинаковы, что и объясняет параллелизм и возможность заимствования. Например, китайский ноль, впервые появившийся в астрономических таблицах около 1200 г. в виде маленького кружка (таким он сохранился и до наших дней), возможно, имеет индийское происхождение. Математические игры, как древние, так и средневековые – греческие, индийские, арабские, европейские и китайские, зачастую поразительно похожи. Многие сходные математические методы существовали параллельно в Греции и в Китае: после Евклида объем пирамиды подсчитал Лю Хуэй (III в.), который также вслед за Архимедом вычислил объем тела, образующегося при пересечении двух ортогональных цилиндров. И таких примеров можно привести множество. «Но даже если предположить, что китайская математика испытала воздействие извне, все равно ей не отказать в самобытности и целостности» (Ж.-К. Марцлоф) .

Наряду с астрономией и математикой значительное развитие получили в Китае географические знания и медицина. Так, за несколько веков до н. э. китайцы вышли к окраинным морям Тихого океана, плавали в этом районе и совершили ряд географических открытий. Путешествие Чжан Цяня в 138–126 гг. до н. э. в Среднюю Азию положило начало изучению китайцами стран и народов, живших к Западу от Китая, и возникновению караванной торговли между Китаем и Средней Азией по так называемому Великому шелковому пути. В 629 г. путешественник и философ Сюань-Цзан совершил путешествие к устью Ганга, на юг Индии. В эпоху Сун (960–1279 гг.), когда в отличие от периода Тан, внешние и торговые и политические связи Китая по его сухопутным границам ослабли, а морская торговля, особенно с арабскими странами, Кореей, Японией, Индокитаем и южными островами, усилилась, значительного развития достигли мореплавание и судостроение. В период Мин (1368–1644 гг.) географическую науку Китая существенно обогатили 7 морских путешествий к западному побережью Индии, в страны Центральной и Юго-Восточной Азии, к берегам Африки, совершенных в первой трети XV в. путешественником и флотоводцем Чжэн Хэ.

История медицины в Китае насчитывает около 3 тыс. лет. Наблюдения лекарей обобщенные (предположительно) врачем Бянь Цао в самой древней в мире медицинской книге «Нэйцзин» (VI в. до н. э.), сыграли важную роль в развитии китайской медицины. Больших успехов достигла медицина в период Второй Ханьской династии (25–220 гг.). В конце этого периода врач Жун Фэнь написал первую в мире «Фармакологию» («Бэнь цао »). Значительными были достижения хирургии: в период Хань уже производились операции с применением усыпляющих средств (общий наркоз). В медицинских книгах периода Сун появились указания на метод лечения при помощи иглоукалывания и прижигания (чжень-цзютерапия ). Китайская фармакология отличалась от европейской широтой использования лечебных средств. Общее число лекарственных прописей в китайской медицине XVI–XVIII вв. составляло около 62 тыс. (примерно половина их впоследствии была утеряна) .

Китайская цивилизация внесла существенный вклад в мировую сокровищницу научного и технического знания и своими великими изобретениями в области техники.

Именно в Китае впервые стали использовать свойства магнитной стрелки поворачиваться в определенную сторону света. По-видимому, в VI в. до н. э. китайцам стало известно явление притяжения железа и железной руды естественно намагниченными кусками магнетита. Позднее они обратили внимание на способность естественных магнитов ориентироваться, ошибочно приписав ее воздействию звезд. Из этих наблюдений выросли приемы гаданий на особом приборе. Он состоял из железной пластинки, на которой могла свободно скользить благодаря своей сферической поверхности «ложка» из естественного магнита. На пластинке нанесены знаки Зодиака. Ручка «ложки» ориентировалась в магнитном поле. В I–III вв. этот прибор стал применяться как компас и получил название «указатель юга». К III в. относится описание намагниченной фигурки, установленной на повозке китайским изобретателем Ма Цзюнем. Затем китайцы стали спорадически применять «указатель юга» на судах. Позднее появился компас с плавающей в масле или вращающейся на острие деревянной рыбкой или черепахой с вделанным в них природным магнитом. Эмпирическим путем была найдена удлиненная форма – появилась стрелка. От китайцев IX в. о магнитной стрелке узнали арабы. В XI в. был, наконец, создан компас со стрелкой, начало же применения этого прибора на европейских судах относится к XII в. Оснащение кораблей компасами явилось одной из важных предпосылок, сделавших возможным осуществление географических открытий XV–XVI вв.

Другим важным достижением явилось изобретение в III в. прибора для измерения пройденного расстояния, своеобразного спидометра в виде тележки .

Чжан Хэн (II в.) изобрел первый в мире сейсмоскоп – прибор, показывавший на эпицентр землетрясения (описание этого сейсмоскопа сохранилось в записях биографии китайского астронома и математика).

О развитии в Китае практической химии свидетельствует тот факт, что китайцы первыми в мире научились использовать смесь селитры и серы для производства пороха . Опыты по изучению этих веществ привели к тому, что в VI в. в Китае появились мастерские по изготовлению небольших пороховых ракет для фейерверков и других пиротехнических целей. В 682 г. китайский алхимик Сун Сымяо описал горящую смесь серы, селитры и опилок – порох. В 808 г. его соотечественник Цинь Сюйцзы представил описание пороха, состоявшего из смеси серы, селитры и порошка древесных опилок. С Востока умение изготовлять порох перешло в Византию, а в конце XIII – начале XIV в. в другие страны Европы .

Изобретение бумаги (II в.) явилось крупнейшим вкладом китайского народа в мировую цивилизацию. В IV в. бумага полностью вытеснила ранее использовавшиеся для письма бамбуковые пластинки и шелк. Бумага из Китая была завезена (через Корею) в Японию, а также в Среднюю Азию и Персию. В результате крестовых походов державшееся в секрете искусство изготовления бумаги стало известно в Западной Европе .

История книгопечатания в Китае восходит к V–VI вв. Первоначально текст книги высекался на камне и затем перепечатывался на бумагу. Этот процесс привел к развитию литографии . В дальнейшем постепенно стали переходить к печатанию с гравированных досок (ксилография ), получившему распространение в IX в. В Китае же было совершено и открытие печатания подвижным шрифтом (примерно 1040 г.); им обязаны мастеру Пи Шэну (Би Шену). Мастер лепил из глины прямоугольные брусочки, затем на них наносились заостренной палочкой зеркальное изображение иероглифов, далее готовые литеры обжигали на огне для придания им твердости и прочности. Вместо верстатки употреблялась железная рамка, разделенная перегородками, которую ставили на гладкую полированную металлическую пластину и затем наливали в каждое отделение немного клейкой расплавленной смолы. Пока смола не успевала застыть, мастер заполнял колонки литерами, и через некоторое время расплавленная смола затвердевала и плотно скрепляла шрифт. Так получалась печатная форма, составленная из отдельных литер. После окончания печатания металлическую пластину помещали над огнем: смола расплавлялась, и литеры сами выпадали из печатной формы. Глиняные литеры можно было использовать несколько раз. В XIII в. в Китае был изобретен способ печатания деревянными литерами. Около 1390 г. в Корее началась отливка бронзовых литер. В 1409 г. появилась первая печатанная таким способом книга .

В период правления династии Тан наблюдался мощный подъем ислама, этой новой силы, которой суждено было оказать столь существенное влияние на отношения между Востоком и Западом. Первое арабское посольство в Китае появилось в 651 г., а завоевание арабами Персии в 652 г. вплотную приблизило их к зонам китайского влияния. Арабы стали играть чрезвычайно важную роль посредников в культурном и торговом обмене между Востоком и Западом. Именно через них в Европу попали такие древние китайские изобретения, как компас, изготовление бумаги, книгопечатание, порох.

По торговым путям из Китая в Европу шли не только рулоны шелка, ящики с фарфором и чаем, – распространялись различные нравственные, философские, эстетические, экономические и педагогические идеи, которым суждено было оказать воздействие на Запад. Живопись, скульптура, архитектура и ремесленные изделия Китая внесли большой вклад в развитие в XVIII в. европейского стиля «рококо». Влияние китайских архитектурных стилей можно проследить в линиях некоторых дворцов европейских правителей. Весьма популярными стали на Западе также парки в китайском стиле, их влияние ощущается до сих пор.

В области философии внимание европейских ученых привлекло в первую очередь конфуцианство. Конфуций приобрел репутацию просвещенного мудреца, создателя этико-политического учения; выдающийся немецкий философ Г. В. Лейбниц был одним из первых, признавших значение китайской мысли для западной культуры. Он полагал, что если бы Китай направил в Европу просвещенных людей, способных обучать «целям и практике естественной теологии», то это содействовало бы более быстрому возвращению Европы к ее высоким этическим нормам и преодолению периода упадка. Великий русский писатель и мыслитель Л. Н. Толстой обнаружил, что его взгляды во многом близки философии Лао-Цзы, и одно время даже собирался перевести на русский язык «Дао дэ цзин» («Книга пути и добродетели») .