ОБЖ

Индивидуальный план обучения в школе беларуси. Домашнее образование в беларуси. Выписка из инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому

Индивидуальный план обучения в школе беларуси. Домашнее образование в беларуси. Выписка из инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому

Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть индивидуальный учебный план .

Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. Но! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4. Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Экстернат в Беларуси разрешён только в старших классах. Для младшей школы – только индивидуальный учебный план.

Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права… Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».

Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие – в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.

При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы – штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив – это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.

Но это – теория. Практика, как всегда, гораздо интереснее.

Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии некоторых работников образования расцветают махровым цветом. Причём происходит это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.

Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «…информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено».

Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.

Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): «Ну, это можно только, если мама – учительница»; или «Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы»; или «Новый Закон не предусматривает образования в семье».

Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой: «А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?». Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона «Об образовании». И помнить, что отказать вам не имеют права.

Вот например, такая история:

«Пришли мы в школу по месту прописки и сказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.

Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти «посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается». Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. «Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить». Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима «явка в школу минимум один раз в месяц».

После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду».

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух – трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».

В последние годы в Беларуси набирает популярность такое явление, как обучение по индивидуальному плану. При этом, с одной стороны, это позволяет родителям контролировать учебный процесс, а с другой - общество нередко осуждает такое решение. Об основных плюсах и минусах обучения по индивидуальному плану «АиФ» рассказала основатель сообщества родителей «Человек играющий» Татьяна АПЕТ .

Возможность обучаться по индивидуальному плану у белорусов существует уже давно. Так, в Кодексе об образовании прописано, что индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также теми, кто по уважительным причинам не может постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Свой план

- Как перейти на индивидуальный учебный план?

Перевести ребенка на обучение по индивидуальному плану довольно просто. Для этого нужно написать заявление на имя директора школы с указанием причины такого решения. Это могут быть, например, занятия спортом, музыкой, другим серьезным увлечением, которые не позволяют ребенку каждый день ходить в школу, а также частые командировки родителей, - говорит Татьяна Апет. - После того, как все формальности с администрацией учебного заведения будут соблюдены, ребенку составят индивидуальный план обучения, в котором будет указано, какие предметы он должен освоить к концу года. В каждом конкретном случае с директором школы можно оговорить нюансы учебной программы, но посещать школу для сдачи контрольных работ все же придется.

- Насколько трудно ребенку учиться дома?

Есть очень разные истории и разные дети. Важно учитывать возраст ребенка. Мне кажется разумным обучение по индивидуальному плану в начальной школе. Программа эта несложная, в крайнем случае можно нанять репетитора. В старших классах можно уже думать о дистанционном обучении либо обучении в малых группах. Здесь необходима родительская кооперация. Например, родители договариваются и берут одного учителя по истории и географии для нескольких детей.

Индивидуальное обучение или обучение в малой группе, как правило, не вызывает сложностей у детей, зато проблемы возникают у родителей. Помимо технической организации процесса, необходимо еще перестроиться психологически. Ведь мало у кого есть пример обучения где-то еще, кроме как в советской школе. Успешный опыт перевода детей на индивидуальный план я встречала у людей, которые ранее самостоятельно учились чему-то. Например, они учили второй иностранный язык с репетитором (и важно, что они это делали не для поступления, а ради удовольствия). В наши дни учить детей может только человек, который сам постоянно обучается и находится в поиске новых знаний.

Сейчас многие люди следуют модной тенденции переводить детей на домашнее обучение, не оговорив с семьей возможные риски и не узнав у ребенка его собственных желаний. После чего наступает момент ступора, когда взрослые ждут от ребенка действий, а он просто сидит и ничего не делает. Если в таком случае начать поддаваться панике и сразу же думать о том, чтобы вернуть его обратно в школу, то можно причинить ребенку серьезный психологический дискомфорт. Здесь важно понимать, что без поддержки семьи и предоставления времени на адаптацию ничего не выйдет.

А друзья?

- Как бороться с нехваткой общения?

Нехватка общения - это самая распространенная иллюзия по поводу домашнего образования. У детей, обучающихся самостоятельно, гораздо больше свободного времени, чем у детей, которые проводят полдня в школе, а затем еще 2-3 часа - за домашним заданием.

Кроме того, можно найти малую группу по интересам, чтобы учиться вместе. По некоторым предметам детям могут помогать родители, а для других можно нанять группового репетитора. На таких занятиях создается очень дружелюбная и творческая атмосфера. Главное при этом - заранее оговорить с другими семьями цели, которые вы преследуете. Бывают группы для обучения какому-то предмету или навыку, а бывают - просто для общения.

- Какую пользу может принести домашнее обучение?

Прежде всего, главное достоинство индивидуального обучения - свобода в выборе методов получения информации. Кто-то легче воспринимает на слух, кому-то важно зарисовать услышанное, кто-то запомнит, пересказав другому, и т.д. Во-вторых, ребенок может соблюдать удобный для себя режим дня. В-третьих, обучаясь по индивидуальному плану, можно построить свою учебную программу таким образом, чтобы любимым предметам уделялось больше внимания, а по другим изучались лишь необходимые основы.

У обучения по индивидуальному плану есть множество плюсов, но подойдет оно не всем. Не каждый родитель способен взять на себя такую ответственность. Не каждый готов погружаться в тему современного образования. Кроме того, семейное обучение требует огромной веры в себя и своего ребенка. Поэтому перед принятием решения о переводе ребенка на индивидуальный план нужно быть максимально честным с собой и своими близкими. Нужно взвесить все плюсы и минусы применительно к своему конкретному случаю и, конечно же, прислушаться к своему ребенку. Сейчас существуют специалисты, которые могут проконсультировать по вопросам семейного образования. На начальном этапе можно обратиться к ним. Обучение по индивидуальному плану - это серьезный шаг, который очень сильно меняет жизнь всей семьи. А в какую сторону - решаете только вы сами!

О домашнем обучении и экзаменах экстерном корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала замначальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Татьяна Хоружая.

- Общее среднее (базовое) образование можно получить несколькими способами. Традиционным, посещая дневную школу или гимназию. Также в Минске функционируют вечерние классы на базе учреждений общего среднего образования, но их осталось немного. Такая форма получения образования становится менее востребованной. Пожалуй, единственная вечерняя школа, которая полностью набирает классы и работает стабильно, № 127. Еще один способ получить документ об образовании - сдать выпускные экзамены за курс базовой или средней школы экстерном. Такой вариант подходит ребятам, которые не учатся ни в одном учреждении в силу определенных обстоятельств .

Есть ли возрастные ограничения для прохождения процедуры экстерната? Может ли, условно, семиклассник сдавать досрочно экзамены за курс базовой школы?

- Таких случаев пока не было, но возраст экзаменуемого не имеет значения, ведь главный критерий аттестации - освоение программы. А если речь идет об одаренных ребятах, то они, хоть и нечасто, перескакивали через один класс. Такие школьники, как правило, обучаются по индивидуальному плану .

Что может стать основанием для обучения ребенка по индивидуальному плану, или, проще говоря, в домашних условиях?

- Родители имеют право самостоятельно обучать детей по индивидуальному плану, но окончательное решение принимает педсовет школы, учитывая способности ребенка и основания для занятий дома. Чаще всего такую форму образования используют одаренные школьники, юные спортсмены и артисты, которые часто выезжают на соревнования, сборы, конференции или гастроли. Учитываются также семейные обстоятельства. Например, мамы и папы часто бывают в командировках либо временно покидают страну или город вместе с ребенком. В таком случае учреждение образования разрабатывает для школьника индивидуальный план на основе учебного, устанавливает формы и сроки проведения аттестации. Но если ребята плохо справляются с программой или их успеваемость заметно снижается, то школа вправе принять решение о прекращении такого обучения.

- Есть ли минусы у домашнего обучения и много ли в столице ребят, получающих его?

- Подавляющее большинство родителей предпочитают, чтобы дети ходили в школу. На так называемом домашнем обу­чении находятся порядка 300 ребят. Речь идет в основном об одаренных и талантливых школьниках, а также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно или временно посещать занятия. Если у родителей есть возможность находиться рядом с ребенком в течение дня, они могут перевести его на индивидуальное обучение. Но подобные случаи единичны. Ответственность за такие семьи, как правило, лежит на администрации школы, к ним нужно относиться очень внимательно. Например, родители могут состоять в нетрадиционных религиозных группах, и дети, не посещая школу, еще больше изолируются от общества. Или мамы и папы сами в определенной степени социально не адаптированы. Но если в семье все благополучно, то школа индивидуальному обучению ребят препятствовать не будет .

- Развита ли у нас система дистанционного обучения на уровне общего среднего образования?

- Законодательно такая форма образования у нас не закреплена в отличие от Российской Федерации, где возможность дистанционного обучения прописана. В проекте новой редакции Кодекса об образовании, который сейчас рассматривается, предусмотрено дистанционное обучение для детей с особенностями психофизического развития. Документы об образовании российского образца пригодны для поступления в белорусские вузы. Если ребенок дистанционно успешно завершил российский школьный курс и получил аттестат государственного образца РФ, то не должно возникнуть проблем с принятием документа в Беларуси .

Справочно

В минувшем учебном году за 9 классов экстерном были аттестованы 16 учащихся, за 11 - 274. Как правило, в каждом районе города определяется одна школа, на базе которой проходит аттестация. Экзамены принимает комиссия, состоящая из преподавателей данного учреждения.

Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть индивидуальный учебный план .

Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. Но! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4. Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Экстернат в Беларуси разрешён только в старших классах. Для младшей школы - только индивидуальный учебный план.

Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права… Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».

Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие - в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.

При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы - штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив - это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.

Но это - теория. Практика, как всегда, гораздо интереснее.

Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии некоторых работников образования расцветают махровым цветом. Причём происходит это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.

Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «…информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено».

Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.

Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): «Ну, это можно только, если мама - учительница»; или «Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы»; или «Новый Закон не предусматривает образования в семье».

Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой: «А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?». Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона «Об образовании». И помнить, что отказать вам не имеют права.

Вот например, такая история:

«Пришли мы в школу по месту прописки и сказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.

Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти «посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается». Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. «Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить». Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима «явка в школу минимум один раз в месяц».

После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду».

А вот другая история:

«Если кому интересно, нас перевели на индивидуальный план. Сначала было страшно: мы - первые в районе, но 59 - за, а 1 - против. Со стороны администрации школы мы встретили самое доброжелательное отношение. На педсовете против нас был только один голос - голос соцального работника (психолог нас поддержала).

Бюрокротически всё очень просто. ДО 31.08 Вам надо подать заявление в школу. Обьяснений никаких не требуется, просто «мы так хотим», но по-человечески лучше найти «отмазку»: мало времени на занятия спортом или музыкой…

Ближайший педсовет рассматривает Вашу просьбу. Мы там присутствовали. До этого разговаривали с директором и завучем. После подробной беседы о том, как мы планируем изучать предметы, они нас поддержали. Мы очень долго и красочно рассказывали о своём образовании и о бабушках и дедушках, которые помогут нам учить физику и биологию…

В законе мы не нашли причин, по которым нам могут отказать. Но после разговора с нами директор имела беседу с инспектором и юристом, потому что мы были первыми в районе. Педсовет голосовал по нашему вопросу: 59 - за, 1 - против - социальный педагог. На вопрос социального педагога - а как же социализация - ответили, что ребёнок будет посещать кружки.

Внимание! При написании заявления Вы отмечаете все предметы, которые будут изучаться дома. Можно что-то оставить и школе. Например, английский язык мы изучаем в школе. При этом по остальным предметам в классном журнале пишется - «изучение по индивидуальному плану». Это даёт возможность вернуться к обычному посещению школы в любой день. Проверка знаний - один раз в четверть по каждому предмету, обычно письменный тест - приблизительно 10 вопросов, около 45 минут. Листки с тестами собираются завучем. Опасаться следует только предвзятого отношения учителей. Чтобы не начали «резать». У нас небольшой городок и нас просто записали в чудаки.

Официально, в школе мы изучаем английский язык и физкультуру. На практике, я не знаю, как выглядит учитель физкультуры (завуч сказала, что сама с ним договорится). Уроки английского языка - 2 раза в неделю плюс факультатив. Их мы посещаем в свободном режиме. Бывает месяц не приходим, бывает приходим три раза в неделю. В классном журнале напротив имени дочери написано - занимается по ИП. Поэтому текущих оценок у неё нет.»

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух - трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».

Приведённые выше истории подтверждают, что удобство вашего пребывания на ИП во многом зависит от расположения к вам вашего учителя и школьного начальства. Учителям нужно обьяснять, что работы и заботы вы им не прибавите, даже наоборот, вместо, скажем, 20-ти детей учительница будет иметь в классе 19. Но кооперация учителей на индивидуальном плане - это очень важно. И если вы не можете найти понимания в своей школе, то возможно, вы встретите его в соседнем районе.

А вообще, конечно, переход на домашнее обучение должен быть лёгким и рутинным: в любое время года, по заявительному принципу, с возможностью деньги, положенные государством на образование отдельно взятого ребёнка, тратить на образовательные нужды этого ребёнка по усмотрению родителей. Но это дело будущего. А пока только так - статья 35 закона «Об образовании», индивидуальный учебный план.

Ну и в заключение, ещё одна история:

«Нас таки да, перевели на индивидуальное обучение! Это действительно оказалось очень просто. Директор попросила указать причину перевода, в связи с тем, что заявление подается не перед учебным годом (до 31 августа), а в середине года. Ну мы указали, что участились командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы.

Ребенка учится дома с огромным удовольствием, бегает за нами, чтобы еще позанимались (такого никогда не было за школьный период), мы залатали все пропуски и обогнали одноклассников по программе. Короче говоря, не так все страшно, как казалось до того, как начали действовать».

Данная статья подготовлена по материалам форумов: semeistvo.by и dzietki.org

По неофициальной статистике, сотни здоровых детей в стране занимаются по индивидуальному учебному плану. Почему родители выбирают частные уроки, сколько они стоят и что думают об этом психологи и специалисты Минобразования? Об этом в материале газеты "Рэспубліка" .

Наверняка большинство школьников позавидует десятилетней Марии Шевченко. По утрам она не спешит на занятия, не сидит днем за партой, не конспектирует за учителем. А все потому, что девочка находится на индивидуальном обучении: в школу не ходит, уроки учит дома, а раз в четверть приходит на контроль в учебное заведение. Но так ли все радужно?

"Старшей дочери учеба давалась тяжело , - Елена Шевченко приобнимает Машу. - Она была среди отстающих в классе. Я переживала, а потом поняла: к ней нужен особый подход" .

Девочку перевели на индивидуальный план. Сейчас Мария показывает отличные результаты. Родители, практикующие домашнее образование, удивляют: при желании всю программу начальной школы - с 1 по 4 класс - можно осилить за один год. Елена Шевченко таких глобальных целей не ставит, но при том, что ее дочка занимается только два раза в неделю по несколько часов, она получает на контрольных тестах 9 - 10. Елена вспоминает первоначальные трудности: "Не в каждой школе поддерживают домашнее обучение. В двух мне сразу сказали "нет" .

Григорий Прохоров, основатель интернет-проекта по домашнему образованию, говорит, что проблема есть. Родители, желающие практиковать хоумскулинг, одно время даже оформляли детей в сельские школы, а потом договаривались с учителями не посещать занятия. "Сейчас с этим проще, - Григорий Прохоров занимается этим вопросом несколько лет. - Лично мне непонятно, почему детям на индивидуальном плане нужно проходить аттестации в конце каждой четверти". Ведь у каждой семьи своя схема обучения. Например, многие применяют так называемые погружения. Что это значит? Неделю (а то и месяц) ребенок погружается в историю и только потом переходит, скажем, к математике. Ежемесячный контроль со стороны школы мешает уйти в науку с головой, сокрушаются любители школы на дому.

Некоторые переориентируются на Россию, где есть учреждения дистанционного обучения, замечает Григорий Прохоров: "Да, они обходятся недешево - от 500 до 1000 долларов в год. Но ребенка никто не дергает: лишь в девятом классе он сдает экзамены и получает аттестат. Почему бы на базе хотя бы одной школы в Минске не организовать такую площадку, если есть спрос?"

С другой стороны, как быть без контроля? Ведь в системе образования все продумано. Неизвестно ведь, к каким результатам приведет практика, если каждый возьмется сам сочинять программу для своего ребенка и сам же контролировать его знания. Хотя дети, занимающиеся по индивидуальному плану, традиционно показывают высокие результаты.

"Сейчас в начальной школе у нас на индивидуальном плане 4 человека, - просматривает классные журналы и.о. заместителя директора минской средней школы № 76 Светлана Русакова. - У всех хорошие показатели, детей хвалят учителя". В прошлом году эту школу окончили 3 человека, которые тоже были на альтернативном обучении. У всех в аттестатах оценки выше 8. Но педагоги единогласны: контроль за детьми должен быть постоянным. Нельзя пускать обучение на самотек. Прийти в школу и пройти проверку несложно.

Считается, что хоумскулинг - увлечение не для бедных. Часто приходится нанимать репетиторов. В среднем одно занятие обходится от 10 до 30 долларов: сумма зависит от уровня квалификации преподавателя. Если взять только два занятия в неделю, в месяц из семейного бюджета улетает примерно 80 - 240 долларов. Прибавьте сюда деньги на дополнительные занятия. Обычно дети на индивидуальном плане посещают секции, кружки, чтобы компенсировать дефицит общения. Кто-то ходит в частные школы, где обучение в среднем тянет на 400 - 500 долларов.

Конечно, у альтернативного обучения есть немало противников. Екатерина Гаврилина каждый день отводит своих детей в школу и не представляет, как может быть по-другому: "Меня смешит ситуация, когда люди с трудом вспоминают школьные азы, но при этом берут на себя ответственность учить детей" . И она в своих суждениях далеко не самая категоричная. А что думают об этом психологи, непосредственно работающие с детьми?

Щадящий график, отсутствие стрессов, возможность выстроить программу обучения в соответствии с интересами и склонностями ребенка - Юлия Кипцарова, педагог-психолог Городского центра психолого-педагогической помощи, загибает пальцы, перечисляя плюсы альтернативного образования. Но и минусов с лихвой. Как, например, таким детям учиться строить отношения в коллективе, учиться отношениям "руководитель - подчиненный", налаживать взаимодействие с противоположным полом? Трудности могут быть с подростками. Им нужны внешние ориентиры и критерии, оценки со стороны сверстников и посторонних взрослых. Их отсутствие при домашнем обучении не так просто компенсировать, даже при помощи дополнительных занятий в секциях и кружках. Так что, прежде чем оставлять ребенка наедине с преподавателем и книгами, стоит все хорошенько взвесить.

Светлана Уклейко , начальник управления общего среднего образования Министерства образования:

Давайте сразу уточним, кто может обучаться по индивидуальному плану. Речь идет об одаренных и талантливых детях. А также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно (или временно) посещать занятия и проходить в установленные сроки аттестацию на протяжении учебного года.

Чтобы перевести ребенка на индивидуальный план обучения частично или полностью, достаточно письменного заявления родителей с указанием уважительных причин. Никаких препятствий со стороны администрации учреждения общего среднего образования быть не должно. Естественно, знания таких учеников нужно контролировать. Индивидуальный план разрабатывается непосредственно в школе на основе учебного плана. Решение о сроках и формах проведения аттестации учащегося принимает учреждение образования. Это может быть опрос, контрольная…

Аттестация проходит в соответствии с нормами оценки результатов учебы по каждому предмету, а они определяются стандартами общего среднего образования. Чаще всего по индивидуальному плану занимаются одаренные и талантливые дети, которым необходимо на углубленном уровне изучать отдельные предметы, поэтому они показывают хорошие результаты. Но нужно осознавать: в школе помимо знаний дети получают огромный опыт общения со сверстниками и взрослыми, учатся находить решения в стрессовых ситуациях - все это готовит их к самостоятельной жизни. У детей, не посещающих школу, могут возникнуть дефицит общения с другими детьми, сложности в отношениях со сверстниками.