Педагогика

Введение в психологию девиантного поведения. Психология отклоняющегося поведения понятие отклоняющегося поведения

Введение в психологию девиантного поведения. Психология отклоняющегося поведения понятие отклоняющегося поведения

Человеческое сообщество (в широком и узком смыслах) живет в системе действия неких вполне определенных и устоявшихся правил и условностей, которые возникают в результате его развития. То есть, в любом обществе существует некие усредненные нормы поведения. Выхождение за рамки этих норм и есть сущность девиантного поведения.

Следует заметить, что девиантное поведение может иметь как узко негативные (деструктивные), так и позитивные , направленные на преодоление не соответствующих развитию общества социальных норм и стандартов. Часто такие формы являются социально-креативными проявлениями, способствующими значимым качественным изменениям социальной среды и системы взаимоотношений.

Девиантное поведение личности – это лично-социальный выбор в ситуации, когда цели социальных действий личности в системе ее социальных отношений совершенно несоизмеримы с реальными возможностями достижения желаемого. В этих случаях некоторые индивиды могут выбирать социально неодобряемые или даже запрещенные законом средства, в результате чего становятся по отношению к другим людям и обществу либо преступниками, либо правонарушителями.

В другом варианте девиантное поведение человека – это сознательный отказ от общих норм поведения, открытое и демонстративное неприятие общественных ценностных норм, протест и неповиновение. Такие формы проявлений характерны для различных маргинальных групп (религиозных экстремистов, террористов, революционеров, и др.), которые активно борются против системы взаимоотношений и взглядов, характерных для данного сообщества. Часто такое поведение отличает талантливых ученых и деятелей искусства.

Особенности девиантного поведения представителей тех или иных социальных групп или типов серьезным образом отличаются и не должны оцениваться обществом однозначно.

В обоих вариантах девиация является результатом неспособности (невозможности) или нежелания нормальной социализации и социальной мимикрии.

Диагностика девиантного поведения

Девиантное поведение невозможно измерить в «абсолютных» величинах, то есть оно относительно, поскольку соизмеряется только с социально-культурными нормами тех или иных групп. Одни и те же формы социального поведения нормальны для одних сообществ и совершенно неприемлемы для других.

Известны различные научные классификации девиантного поведения. Можно сказать, что в целом к формам девиантного поведения обычно относят такие явления как уголовную преступность, проституция, азартные игры, алкоголизм, наркомания, психическое расстройства, самоубийства.

Причины девиантного поведения часто обусловлены не только социальными, но и биопсихическими причинами. К примеру, склонность к психическим отклонениям, алкоголизму и наркомании могут передаваться от старшего поколения к младшему.

Среди причин, объясняющих возникновение девиантных проявлений, можно выделить такое состояние общества как аномия. Это состояние характеризуется несоответствием устоявшихся общественных норм и ценностей реальным отношениям в тот момент, когда новые формы и нормы еще не утвердились.

Многие современные социологи и психологи считают, что девиантные проявления возникают из социального неравенства в обществе и радикальных различий для разных социальных групп в возможностях удовлетворения их потребностей.

Невозможность согласования требований и целей, предлагаемых обществом, а также средств, предлагаемых для достижения целей, является основным источником возникновения девиантных форм проявлений и маргинализации групп населения, объединяющихся по тем или иным социальным или поведенческим признакам.

Часто те или иные проявления поведения могут восприниматься как девиантные, поскольку основаны на нормах другой культуры (например, взгляд коренного населения на социальное поведение мигрантов).

Широкая область научного знания охватывает аномальное, девиантное поведение человека. Существенным параметров такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся. В предьщущих главах приводились характеристики нормального и даже гармоничного поведения: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента) адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей) и духовность, ответственность и совестливость (на личностном уровне). Также, как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Таким образом, девиаитное поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Считается, что взрослый индивид изначально обладает стремлением к «внутренней цели», в соответствии с которой производятся все без исключения проявления его активности («постулат сообразности» по В.А.Петровскому). Речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Выделяют различные варианты «постулата сообразности»: гоме-остатический, гедонический, прагматический. При гомеостатическом варианте постулат сообразности выступает в форме требования к устранению конфликтности во взаимоотношениях со средой, элиминация «напряжений», установлению «равновесия». При гедонистическом варианте действия человека детерминированы двумя первичными аффектами: удовольствием и страданием, и все поведение интерпретируется как максимизация удовольствия и страдания. Прагматический вариант использует принцип оптимизации, когда во в главу угла ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех).

Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимодействий с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы - адаптивность - исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, т.е. реальному окружению индивида. Взаимодействия индивида и реальности можно представить шестью способами (рисунок 18).

При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которому он сталкивается обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения своих целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном иделинквеитном поведении.

Болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами (в частности, невротическими), при котором окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического заболевания нарушают возможность адекватно оценить мотивы поступков окружающих и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия является единственным и вынужденным.

Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Каждый существует как бы сам по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области.

Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако, нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, также как и отдельный индивид может носить негармоничный характер. Например,

Для того, чтобы оценить типы девиантного (отклоняющегося) поведения необходимо представлять от каких именно норм общества они могут отклоняться. Норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К.К.Платонов). Выделяют следующие нормы, которым следуют люди:

Правовые нормы

Нравственные нормы

Эстетические нормы

Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламентированы столько строго и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. Отдельно в рамках каждой их вышеперечисленных общественных норм описывают нормы сексуального поведения. Это обусловлено повышенной значимостью сексуального и полоролевого поведения человека, а также частотой девиаций и перверсий именно в этой интимной сфере жизнедеятельности человека. При этом нормы сексуального поведения регулируются как на уровне права, так и на уровне нравственности и эстетики. Девиантным поведением считается такое, при котором наблюдаются отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов (рисунок 19):

Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. При этом критерии обусловливаются нормами следования правовым указаниям и рег-ламентациям (нормы законопослушания), моральным и нравственно-этическим предписаниям (т.н. общечеловеческим ценностям), этикету. Некоторые из данных норм имеют абсолютные и однозначные критерии, расписанные в законах и указах, другие - относительные, которые передаются из уст в уста, транслируются в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и общественных регламентации.

Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делннквентное поведение - отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

К.К.Платонов выделил следующие типы личности преступник ков: 1) определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям; 2) определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц; 3) определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм; 4) определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм; 5) определяется возможностью только случайного преступления. В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп. У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка). Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе, и для самого человека) его последствий. Нередко делинквентные действия опосредуются ситуамионно-импульсными или аффектогенными мотивами. В основе ситуационно-импульсных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым понимается наличие неудовлетворенной потребности (С.А. Арсентьев). Реализуются ситуационно-импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования и выбора адекватных объектов, целей, способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности.

Делинквентное поведение может проявляться, к примеру, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». В виде шалости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.

Аддиктивное поведение - это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций (Ц.П.Короленко, ТАДонских).

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной, в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер - в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его

из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности), он [начинает] проявлять недюжинную активность для достижения цели. Выделяются следующие психологические особенности лиц диктивными формами поведения (B.Segal):

1. Сниженная переносимость трудностей повседневной наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций

2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.

3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

4. Стремление говорить неправду.

5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.

6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.

7. Стереотипность, повторяемость поведения.

8. Зависимость.

9. Тревожность.

Основными, в соответствии с имеющимися критериями, особенностями индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель - человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, довольствуется тем, что имеет («маленькими радостями жизни»), старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличии от него аддиктивной личности напротив претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с данным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (ВА.Петровский), характеризующийся побуждением в риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

По мнению E.Bern, у человека существует шесть видов голода:

Голод по сенсорной стимуляции

Голод по признанию

Голод по контакту и физическому поглаживанию

Сексуальный голод

Структурный голод, или голод по структурированию времени

Голод по инцидентам

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворение чувства голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарностью поступков (в том числе, сексуальных), заполненности времени событиями.

Вместе с тем, объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формируют у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что неспособны «жить как люди». Однако, такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гипер-компенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях - условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека.

Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль

«своего среди чужих». Вследствие этого, он научается формально исполнять те социальные роли, которые ему навязываются обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Мотивом поведения «закоренелого холостяка» (категорического отказа связать себя узами брака и иметь потомство) в случае преобладания аддиктивных форм поведения может быть страх ответственности за возможную супругу и детей и зависимости от них.

Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекают из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Таким образом, основным в поведение аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.

Уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные. В соответствии с концепцией N.Peseschkian, существует четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии» (рисунок 20).

При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит замещение традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служебный рост или хобби, изменение иерархии ценностей обыденной жизни, переориентация на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями (т.н. «паранойя здоровья»), сексуальными взаимодействиями (т.н. «поиск и ловля оргазма»), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления. «Бегство в работу» характеризуется дисгармоничным фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими областями жизни время, становясь трудоголиком. Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде «бегства в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится до минимума. Склонность к размышлениями, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную активность называется «бегством в фантазии». В рамках подобного ухода от действительности появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий. Более подробно об отдельных формах ухода от реальности будет рассказано ниже.

Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся т.н. расстройства личности (психопатии) и явные, и выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой. По данным Л.М.Балабановой, при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения. У лиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивами девиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Переоценка своих реальных возможностей ведет к тому, что ставятся задачи, соответствующие иллюзорной самооценке, совпадающей с идеальным «Я», но превышающие возможности личности. Важнейшим мотивационным механизмов является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними. Окружение рассматривается лишь как орудия, которые должны служить удовлетворению потребностей данного человека. У индивидов с ананкаст-ными и тревожными (уклоняющимися) личностными расстройствами (психастенической психопатией) патологическая самоактуализация выражается в сохранении ими привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стрессов, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости. При столкновении таких людей с окружающими, с непосильными задачами в силу ранимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу они не получают положительного подкрепления, чувствуют себя обиженными, преследуемыми.

К патохарактерологическим девиациям относят также т.н. невротические развития личности - патологические формы поведения и реагирования, сформированные в процессе неврозогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. В большей степени они представлены обсессивными симптомами в рамках обсессивного развития (по Н.Д. Лакосиной). Девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека. В зависимости от их клинических проявлений человек может выбирать способы болезненного противостояния реальности. К примеру, человек с навязчивыми ритуалами может подолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать и закрывать двери, определенное количество раз пропускать подходящий к остановке троллейбус), целью которых является снятие состояния эмоционального напряжения и тревоги.

К сходному параболезненному патохарактерологическому состоянию относят поведение в виде поведения, основанного на символизме и суеверных ритуалах. В подобных случаях поступки человека зависят от его мифологического и мистического восприятия действительности. Выбор действий строится на основе символического истолкования внешних событий. Человек, например, может отказаться от необходимости совершить какой-либо поступок (жениться, сдавать экзамен и даже выйти на улицу) в связи с «неподходящим расположением небесных светил» или иными псевдонаучными трактовками действительности и суевериями.

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушений восприятия - галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые и понятные поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности.

Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аугоагрес-сия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается как что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей. Аутоде-струкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся адцикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также психопатологические симптомы и синдромы.

Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека (К.К.Платонов). Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Если при делинквентном поведение наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, при аддиктивном - уход от реальности, при патохарактерологическом и психопатологическом - болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями - игнорирование реальности. Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личностного развития. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. К примеру, он может не знать как пользуются бытовыми приборами, как совершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).

Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы :

Агрессия

Аутоагрессия (суицидальное поведение)

Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.)

Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание)

Аномалии сексуального поведения (девиации и перверсии)

Сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм религиозный, спортивный, музыкальный и пр.)

Сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний - клептомания, дромомания и др.)

Характерологические и патохарактерологйческие реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.)

Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, нарциссическое поведение и др.)

Безнравственное и аморальное поведение

Неэстетичное поведение

Каждая их клинических форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения одновременно. Так, к примеру, алкологизация может быть связана с аддикциями (уходом от реальности); с патологией характера, при которой употребление и злоупотребление спиртными напитками выступает в роли своеобразной терапевтической компенсации и снятия внутриличностного конфликта; с психопатологическими проявлениями (маниакальным синдромом) или с сознательным доведением себя до определенного психического состояния с целью совершения делинквентных поступков. Частота представлен-ности вышеперечисленных форм девиантного поведения при различных типах представлены в таблице 17.

Таблица 17

Частота представленности клинических форм девиантного поведения при различных его типах

Делинквентный

Аддиктивный

Патохарактерологический

Психопатологический

На базе гиперспособностей

агрессия

аутоагрессия

*♦

злоупотребление веществами

нарушения пищевого поведения

аномалии сексуального поведения

*

сверхценные психологические увлечения

сверхценные психопатологические увлечения

характерологические реакции

коммуникативные девиации

безнравственное н аморальное поведение

неэститич-ное поведение

Обозначения: **** - данная форма всегда иди почти всегда обусловлена данным типом девиантного поведения, *** - часто, ** - иногда, * - редко.

Ниже будут приведены клинические формы девиантного поведения с конкретизацией психологических и психопатологических механизмов их формирования.

Разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному, это зависит от их личностных характеристик. Человек социален по своей сути - он функционирует в социуме и руководствуется социальными мотивами. Поэтому важно понимать, что любое девиантное поведение, к примеру, девиантное поведение подростков, в каждом индивидуальном случае вызывается разными стимулами (семейное воспитание, отклонения в психике, педагогическая запущенность).

Анормальное поведение

Поведенческие реакции человека всегда являются результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и собственной личности. Проще всего соответствие поведенческих реакций человека общим стандартам отражает такая характеристика как «ненормальное и нормальное поведение». «Нормальным» считается такое поведение, которое полностью соответствует ожиданиям социума, без явных признаков болезни психики.

«Ненормальным» (анормальным) называют поведение, которое отклоняется от социальных норм, либо имеет явные признаки психического заболевания. У ненормальных поведенческих реакций есть много форм: поведение может быть патологическим, делинквентным, нестандартным, ретристским, креативным, маргинальным, девиантным, отклоняющимся.

Методы определения нормы называются критериями. Негативные критерии рассматривают норму как полное отсутствие симптомов патологии, а позитивные - как наличие «здоровых» признаков. Поэтому девиантное поведение как отдельное понятие имеет свои особенности.

Социальная психология полагает, что асоциальное поведение - способ вести себя, не обращая внимания на нормы социума. Такая формулировка связывает девиации с процессом адаптации к обществу. Так, девиантное поведение подростков обычно сводится к одной из форм неуспешной либо неполной адаптации.

Социология использует другое определение. Признак считается нормальным, если его распространённость составляет более 50-ти процентов. «Нормальное поведенческие реакции» - это среднестатистические реакции, характерные большинству людей. Девиантное поведение является отклонением от «серединки», проявляясь лишь у некоторого количества детей, подростков, молодёжи, или людей зрелого возраста.

Медицинская классификация не относит девиантное поведение ни к медицинскому понятию, ни к формам патологии. Его структуру составляют: реакции на ситуации, акцентуации характера, психические болезни, нарушения развития. Однако далеко не каждое расстройство психики (всевозможные психопатии, психозы, неврозы) сопровождается отклоняющимися симптомами.

Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие. Такое способ реагирования у детей имеет свои возрастные ограничения, а сам термин применяют к детям только старше 7-9 лет. Ребёнок дошкольного возраста ещё не может понимать или контролировать своё поступки, реакции.

Различные теории сходятся в одном: сущность девиантности заключается в уверенном способе действий, отклоняющемся от стандартов социума, причиняющим ущерб, отмеченном социальной дезадаптацией, а также приносящим какую-либо выгоду.

Типология

Типология отклоняющегося поведения построена так, что наряду с девиантным поведением можно спокойно использовать другие термины: делинквентное, асоциальное, антисоциальное, дезадаптивное, аддиктивное, неадекватное, деструктивное, нестандартное, акцентуированное, психопатичное, саморазрушающее, социально неадаптированное, а также поведенческая патология.

Типы девиаций делятся на 2 крупные категории:

  1. Отклонение поведенческих реакций от психических стандартов и норм: явные либо скрытые психопатологии (среди которых астеники, эпилептоиды, шизоиды, акцентуанты).
  2. Действия, нарушающие социальные, правовые, культурные стандарты: они выражаются в виде проступков либо преступлений. В таких случаях говорят о делинквентном или криминальном (преступном) способе действий.

Помимо этих двух типов, существуют другие виды девиантного поведения:

Классификация

Одной классификации девиантного поведения на данный момент нет. К ведущим типологиям поведенческих девиаций относится правовая, медицинская, социологическая, педагогическая, психологическая классификация.

Социологическая считает любые девиации отдельными явлениями. По отношению к социуму такие отклонения бывают: индивидуальные либо массовые, позитивные и негативные, отклонения у лиц, официальных групп и структур, а также различных условных групп. Социологическая классификация выделяет такие типы отклонений, как хулиганство, алкоголизм, наркотизация, суицид, аморальное поведение, преступность, бродяжничество, растление несовершеннолетних, проституция.

Правовая: всё, что противоречит действующим правовым нормам или запрещается под страхом наказания. Главный критерий — уровень общественной опасности. Девиации делятся на деликты, преступления, а также дисциплинарные проступки.

Педагогическая. Понятие «поведенческие отклонения» в педагогике часто приравнивается к такому понятию как «дезадаптация», а такого ребёнка называют «трудным учеником». Отклоняющееся поведение у школьников имеет характер социальной или школьной дезадаптации. Девиации школьной дезадаптации: гиперактивность, нарушения дисциплины, курение, агрессия, кражи, хулиганство, враньё. Признаки социальной дезадаптации этого возраста: злоупотребление различными психоактивными веществами, другие аддикции (например, компьютерная зависимость), проституция, разные сексопатологические девиации, неизлечимое бродяжничество, различные преступления.

Клиническая основывается на возрастном и патологическом критериях, которые уже достигают уровня заболевания. Критерии взрослых: расстройства психики от употребления разных психоактивных веществ, синдромы психических нарушений, связанные с факторами физиологии, расстройства влечений, привычек, сексуальных предпочтений.

При сравнении всех этих классификаций напрашивается мнение, что они все превосходно дополняют друг друга. Один вид поведенческих реакций может иметь разнообразные формы: плохая привычка - отклоняющееся поведение - расстройство либо болезнь.

Признаки отклонения

Главными признаками разнообразных поведенческих отклонений являются: постоянное нарушение социальных норм, отрицательная оценка со стигматизацией.

Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом надо знать, что социальные нормы могут меняться со временем. Как пример можно упомянуть постоянно меняющееся в обществе отношение к гомосексуалистам.

Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную стигматизацию. Такие известные социальные ярлыки, как «алкаш», «бандит», «проститутка» уже давно стали в социуме ругательными. Многим хорошо известны проблемы ресоциализации уголовников, только вышедших на волю.

Однако для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения:

  • Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует - в зависимости от его формы - деструктивно или аутодеструктивно;
  • Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций - делинквентным поведением. А вот однократная попытка суицида не считается девиацией. Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным;
  • Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики мы говорим не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм);
  • Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот;
  • Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Негативные и позитивные отклонения

Социальные девиации бывают позитивными или негативными.

Позитивные помогают социальному прогрессу и развитию личности. Примеры: социальная активность по усовершенствованию социума, одарённость.

Негативные нарушают развитие либо существование социума. Примеры: девиантное поведение подростков, суицид, бродяжничество.

Девиантное поведение может выражаться в широком диапазоне социальных явлений, а критерий его позитивности или негативности имеет субъективный характер. Одна и та же девиация может оцениваться позитивно или негативно.

Причины возникновения

Известны многочисленные концепции девиантности: от биогенетических до культурно-исторических теорий. Одна из главных причин социальных девиаций – несоответствие норм социума требованиям, выдвигаемых жизнью, вторая – несоответствие самой жизни интересам конкретной личности. Помимо этого, девиантное поведение могут вызывать: наследственность, ошибки воспитания, семейные проблемы, деформация характера, личности,потребностей; психические заболевания, отклонения психического и физиологического развития, негативное влияние массовой информации, несоответствие коррекции действий индивидуальным потребностям.

Девиантность и делинквентность

Понятие девиантность приобретает всё новые нюансы, в зависимости от того, рассматривается это явление педагогикой, психиатрией или медицинской психологией. Патологические варианты девиантных действий включают в себя разные формы девиантности: суициды, преступления, разные формы наркотизации, всевозможные сексуальные девиации, в т.ч. проституция, неадекватное поведение при расстройствах психики.

Иногда асоциальное действие определяется как «нарушение принятых социальных норм», «достижение целей всяческими незаконными средствами», «любое отклонение от стандартов, принятых в социуме». Нередко в понятие «девиантное поведение» закладывается проявление любых нарушений социальной регуляции поведения, а также дефектность саморегуляции психики. Поэтому люди часто приравнивают девиантное к делинквентному поведению.

Девиантное (анормальное) — целая система поступков, или же отдельные поступки, которые никак не соответствуют моральным либо правовым нормам социума.

Делинквентное (от англ. «вина») — психологическая склонность к правонарушениям. Это криминальное поведение.

Как сильно ни отличаются виды девиантного поведения, они всегда взаимосвязаны. Совершению многих преступлений часто предшествуют какие-то аморальные действия. Вовлечённость человека в какой-либо тип девиаций повышает общую вероятность делинквентных действий. Отличие делинквентного поведения от девиантного в том, что оно меньше связано с нарушением психических норм. Само собой, делинквенты намного опаснее для социума, чем девианты.

Профилактика и терапия

Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.

Различают несколько видов профилактики девиантности:

Первичная — устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.

Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.

Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.

План профилактических мероприятий:

  1. Работа в больницах и поликлиниках;
  2. Профилактика в вузах и школах;
  3. Работа с неблагополучными семьями;
  4. Организация общественных групп молодёжи;
  5. Профилактика всевозможными СМИ;
  6. Работа с беспризорными детьми на улице;
  7. Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.

Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.

В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества объективно возрос интерес к проблеме отклоняющегося поведения, что и обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения , способов коррекции, профилактики и реабилитации. Все это также стимулировало развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с её основами более широкого круга специалистов: психологов, педагогов, юристов, менеджеров, медиков, социальных работников и др.

Психология девиантного поведения - это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм , а также способы и методы их коррекции и терапии.

Отклоняющееся поведение, по мнению американского психолога А. Коэна, - это «...такое поведение, которое идёт в разрез с институционализированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы».

Девиантное поведение всегда связанно с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, распространённым в обществе нормам, правилам поведения, идеям, ожиданиям, ценностям.

Как известно, система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных и общественных отношений. и правила выполняют различные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, воспитательную, информационную и др. В соответствии с нормами индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют свое поведение. Именно в регулировании сознания и поведения суть социальных норм. Регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания, прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования и .

Социальные нормы действенны в том случае, если они становятся компонентом индивидуального сознания. Именно тогда они действуют как факторы и регуляторы поведения и самоконтроля.

Свойствами социальных норм являются:
- объективность отражения действительности;
- однозначность (непротиворечивость);
- историчность (преемственность);
- обязательность воспроизводства;
- относительная устойчивость (стабильность);
- динамичность (изменчивость);
- оптимальность;
- организующая, регулирующая способность;
- коррекционно-воспитательная способность и др.

Однако не все отклонения от «нормы» могут быть деструктивными, есть и недеструктивные варианты; в любом случае нарастание отклоняющегося поведения свидетельствует о социальном неблагополучии в обществе и может находить свое выражение как в негативных формах, так и отражать возникновение нового социального мышления, новых стереотипов поведения.

Поскольку девиантным признается поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только и разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежи, правила поведения «богемы» и т.п.), постольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, а, следовательно, относительно и девиантное поведение. Исходя из самых общих представлений, девиантнос поведение определяется как:
- поступок, человека,
- социальное явление.

Нормативное гармоничное поведение предполагает: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств ), адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей), духовность, ответственность, совестливость (на личностном уровне). Так же как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Таким образом, человека можно обозначить как систему поступков (или отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности , нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Проблема девиантности впервые начала рассматриваться в социологических и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как: М. Вебер, Р. Мертон, Р Миллз, Т. Парсонс, Э. Фомм и др.; из отечественных ученых следует назвать Б.С. Братуся, Л.И. Божович, Л.С. , Я.И. Гилинского, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, М.Г Брошевского и других ученых.

У истоков исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который ввел понятие «аномии» (труд « »,1912) - это состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, т.е. социальная дезорганизация.

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Существует несколько подходов к проблеме девиантного поведения.

1. Биологический подход.
Ч. Ломброзо (итальянский врач-психиатр) обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. У. Шелдон обосновал связь между типами физического строения человека и формами поведения. У. Пирс в результате (60-е годы) пришел к выводу, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин обуславливает предрасположенность к криминальному насилию.

2. Социологический подход.
Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, Д. Дьюи и др. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей.
1) Интеракционистское направление (И. Гофман, Г. Беккер). Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность есть следствие социальной оценки (теория «клеймения»).
2) Структурный анализ. Так, С. Селин, О. Турк причины девиаций видят в между нормами субкультуры и господствующей культуры на основании того, что индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные и др. группы с несовпадающими или противоречащими ценностями.

Другие исследователи считают, что главной причиной всех социальных отклонений служит социальное неравенство.

3. Психологический подход
В качестве критерия нормы психического развития выступает способность субьекта к адаптации (М. Гербер, 1974). Неуверенность в себе и низкая
рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития.

В основным источником отклонений обычно считается постоянный конфликт между бессознательными , образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно» и социальными ограничениями естественной активности ребенка. Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. В случае невротической защиты формирование принимает аномальный характер (). , Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого обращения матери с ребенком в первые годы жизни. Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни отмечает в этиологии отношений и Э. Эриксон. корни отклонений видит в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают значительное, а часто решающее влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека, по А. Адлеру, ведет к мнительности, инфантильности, комплексу неполноценности.

Большой популярностью в США и Канаде пользуется поведенческий подход к пониманию девиантного поведения. Акцент здесь переносится на неадекватное социальное научение (Е. Маш, Е. Тердал, 1981).

Экологический подход трактует отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и социальной средой. Представители психодидактического подхода акцентируют роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений (Д. Халаган, Дж. Кауфман, 1978).

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания.

Эмпирический подход заключается в феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптомокомплекс получает свое название ( , и т.д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию. Д. Халаганом и Дж. Кауфманом были выделены четыре типа синдромов (аномалий):
1) нарушение поведения;
2) нарушение личности;
3) незрелость;
4) асоциальные тенденции.

Таким образом, существуют взаимосвязанные факторы, обуславливающие генезис девиантного поведения:
1) индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую индивида;
2) педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
3) психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности индивида со своим ближайшим окружением в , на улице, в коллективе и проявляющийся прежде всего в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде , к нормам и ценностям своего окружения, саморегулированию своего окружения;
4) социальный фактор, который определяется социальными, экономическими, политическими и др. условиями существования общества.

Предметом изучения психологии девиантного поведения являются причины девиантного поведения, ситуационные реакции, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе, нарушению самоактуализации и д.т.

Девиантное поведение (отклоняющее поведение, социальная девиация) – это поведение человека (группы), противоречащее утвержденным в обществе стандартам. Оно может быть рассмотрено и как сочетание поступков, которые отличаются от действий большинства других людей или не удовлетворяют социальным ожиданиям.

Девиант – это человек, демонстрирующий черты недопустимого поведения, часто нуждающийся в помощи специалистов (психиатров, наркологов, психотерапевтов). В отдельно взятых ситуациях, например, при сильной агрессии, развитой психопатии или ином серьезном психическом отклонении, индивид может быть изолирован.

Из-за того, что в современном обществе существует то или иное количество людей, склонных к девиациям, за ними осуществляется социальный контроль. Под ним со стороны окружения и соответствующих структур (медицинских, правоохранительных) подразумеваются попытки исправления и наказания девианта и действия, направленные на предотвращение развития девиантного поведения.

Отклонения в поведении могут проявлять люди разных возрастов. Однако у детей и подростков заметить склонности к девиантному поведению проще. Как правило, такие личности вызывают беспокойство, могут быть «трудными детьми». И за ними должен осуществляться контроль, с ними необходимо проводить соответствующую работу, чтоб предотвратить окончательное формирование девиаций.

Существует немало форм (видов), мотивов и подходов в рамках темы девиантного поведения. На основе них базируются причины, провоцирующие развитие отклонений. Непосредственно от мотивов, которые влияют на формирование негативных черт и толкают на «запрещенные» поступки, зависит выбор метода работы (коррекции) с девиантом.

Варианты взглядов (подходов)

Социальный взгляд. Рассмотрение девиантного поведения представляет собой сочетание поступков и действий, которые могут быть опасными для общества.

Гендерный подход. Под девиациями понимаются разного рода нарушения ролевого поведения и установок у личности. К ним также в ряде случаев относят психосексуальные девиации.


Психологический взгляд. Здесь отклонение от нормы понимается как конфликт внутри личности либо деградация личности. Также учитываются такие моменты как склонность к саморазрушению, сознательная блокировка личностного роста, отказ от саморазвития и самореализации.

Возрастной подход. Опирается на идею измененного поведения, не соответствующего возрасту человека. Оно может проявляться в поступках, увлечениях, выборе одежды и так далее.

Психиатрический взгляд. Любые формы психических отклонений могут быть восприняты как варианты девиантного поведения. Однако зачастую в рамках такого взгляда на проблему рассматривается состояние человека, которое еще не перешло в тяжелое психическое заболевание. В его основе могут лежать определенные особенности личности (начальные стадии психопатий), пограничные состояния психики.

Профессиональный подход. Отказ соответствовать прописанным правилам и нормам профессионального или корпоративного стиля.

Этнокультурный взгляд. Девиации рассматриваются в контексте традиций того или иного общества (сообщества, общины и прочее), с учетом национальных, расовых и иных особенностей.

Важно: рассматривая девиантное поведение среди молодежи, склонность к субкультурам, экстремальным увлечениям, пищевым пристрастиям и так далее также могут быть восприняты как система поступков, отклоняющихся от привычных стандартов.

Возможные виды и формы

Среди видов (типов) девиантного поведения выделяются следующие варианты:

К девиантному поведению могут относиться гиперспособности (сверходаренность) детей, а также нарушения с эстетической стороны. Под неэстетическим поведением понимаются нарушения речи, взгляда, движений.

Любые формы девиантного поведения берут свое начало из видов нарушения. К числу самых распространенных девиаций, особенно ярко выраженных у подростков, относят: зависимость от алкоголя и наркотиков, курение, расторможенность сексуального поведения, суицидальные наклонности и попытки суицида, агрессия, бродяжничество, воровство, использование нецензурных выражений, увлечения, доходящие до крайностей. Для последней формы характерна зависимость от увлечения (или объекта), вычурность, одержимость, отсутствие интереса к другим делам и заботам.

Причины

Основными причинами (мотивами) считаются три момента.

Личностное или социальное основание. Под ним подразумеваются имеющиеся у индивида, склонного к девиантному поведению, деформации личности (личностного развития). Относятся сюда также нарушения воли, установок, неправильные ценности (нравственные, духовные).

Девиантное поведение, возникающее на подобной основе, зачастую получает развитие ввиду неправильного воспитания, нарушенного внутрисемейного климата. Для детей и подростков, которые растут и развиваются в неполных семьях либо в окружении взрослых, демонстрирующих отклоняющее поведение, типичны попытки копировать поступки и действия родственников. Отсутствие в семье одного из родителей лишает ребенка возможности правильно формировать представление о взаимодействии с другим полом. Либо не дает возможности составить верное представление о том, какими должны быть семейные отношения.

Негативные методы воспитания, нарушенный семейный климат также способны подталкивать детей к мелким правонарушениям, зависимостям с целью «уйти» от реальности. В ряде случаев неправильный подход к ребенку может спровоцировать развитие нарушений пограничного характера. Люди с неврозами, депрессивными расстройствами, навязчивостями, страхами, которые пришли из детства, в большей степени склонны к саморазрушению и суицидальным попыткам. При этом такое поведение может проявиться непосредственно в подростковом возрасте, но восприняться как демонстративность и желание привлечь внимание.

Психологическое развитие. Оно может быть тесно связано с личностным развитием. Под психологическим уровнем понимается наличие выраженных акцентуаций и нарушений характера, которые могут привести к развитию психопатий или иных форм психических проблем.

Биологическое основание для девиантного поведения. Соматические (телесные, физиологические) заболевания, психосоматика, особенности проявления темперамента, врожденных свойств нервной системы оказывают влияние на формирование девиантного поведения. При деликвентном поведении фактором может быть выявленная минимальная мозговая дисфункция.

Проявления (симптомы)

К основным признакам, по которым можно определить девиантное поведение, относится непосредственная характеристика того или иного типа отклоняющихся от нормы действий и поступков.

Для деликвентного поведения характерно размытое представление о правовых порядках и нормах. Оно проявляется мелкими и крупными правонарушениями, сопровождается вспышками агрессии. Параллельно с этим могут существовать попытки протеста, выраженные в действиях, словах или увлечениях. На фоне подобного часто отмечается низкий социальный интеллект, присутствуют проблемы с адаптацией. Типичные симптомы – тяга к быстрому и легкому достижению удовольствия, отлынивание от учебы и низкая мотивация к работе.

Отдельным типичным моментом для деликвентного поведения у детей и подростков выступает болезненная зависимость от матери. При этом мать воспринимается как образец идеала даже в случае каких-либо негативных действий в адрес ребенка.

Аддиктивное поведение способно проявляться как самостоятельно, так и соседствовать с вышеуказанным типом девиантного поведения. Характеризуется оно болезненными зависимостями разного типа. При этом зависимости могут проявляться как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Зависимые люди зачастую крайне плохо переносят одиночество, легко поддаются стороннему влиянию, ранимы и испытывают чувство беспомощности.

Для психопатологического поведения типичны черты того или иного психического отклонения. Здесь могут фигурировать как основные признаки, так и «продукты болезни». Примеры «продуктов болезни»: бред, галлюцинации, иллюзии, сверхценные идеи.

Деструктивная форма девиантного поведения показывает себя с помощью агрессии, направленной внутрь себя или вовне. Для этой формы могут быть типичными как некоторые проявления деликвентного поведения (вандализм, насилие), так и разные формы зависимостей, а также суицидальные склонности.

Примеры деструктивного девиантного поведения также могут включать в себя чрезмерное увлечение пирсингом и шрамированием, нанесение сознательных увечий девиантом самому себе, пищевые нарушения, вымещение злобы на окружающих людях и животных, уничтожение чужого творчества.

Патохарактерологическое поведение проявляется нарушениями личностного развития, характера. Для него типичны психопатии и иные нарушения характера.

Кроме конкретных признаков девиантного поведения, актуальных для той или иной формы, можно условно выделить и общие моменты.

Возможные симптомы

Положительными симптомами девиантное поведение характеризуется при одаренности, гиперспособностях. При этом такие индивиды могут особенно остро нуждаться в социально-психологическом патронаже. А при неблагоприятных условиях, созданных окружением, у одаренных детей способны развиваться невротические состояния, нарушения в психическом или физическом развитии, «комплекс жертвы».

Девиантное поведение у детей, молодежи или взрослых людей может проявляться как несколькими признаками, так и быть выражено отдельно взятыми ассоциальными поступками. Даже при малейшем подозрении и единожды случившимся отклоняющемся от нормы поступке должен осуществляться социальный контроль за такими личностями, необходимо проведение корректирующей работы. Это позволит предотвратить развитие девиантного поведения в дальнейшем.

Контроль и коррекция

В зависимости от мотивов, по которым у человека имеется склонность к девиантному поведению, подбираются методы исправления состояния. Наряду с социальным или психотерапевтическим (психологическим) воздействием может использоваться медикаментозная терапия с акцентом на психическое либо физиологическое состояние. При наличии угрозы вовне или внутрь себя люди, для которых характерно девиантное поведение, могут быть изолированы. В качестве изоляции используются соответствующие учреждения (тюрьмы, колонии, психиатрические больницы), а также закрытые учебные заведения для трудных детей и подростков.

В ряде тех моментов, когда девиантное поведение обусловлено биологической составляющей (проблемы со здоровьем), могут быть оправданы дыхательные гимнастики, варианты релаксаций, йога. Для разных форм зависимостей часто применяются программы «12 шагов», основанные на групповой анонимной работе.

Медикаментозный подход

Использование лекарственных средств при девиантном поведении оправдано в случаях наличия нарушений психического и физического характеров. При соматических заболеваниях нужна постоянная терапия медикаментами, которые подбираются, исходя из состояния больного. Некоторые лекарства применяются в рамках снятия «синдрома отмены» при коррекции зависимого поведения.

Если на фоне нарушений фигурируют пограничные состояния психики, то может назначаться курсовой прием соответствующих препаратов (седативные средства, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы и прочее). Такие лекарства помогают снизить тревогу и беспокойство, сгладить проявления акцентуаций или психопатий, избавить от ряда иных симптомов. Обязательной медикаментозная терапия является при серьезных психических отклонениях.

Психотерапевтический подход

Скорректировать отклоняющееся от нормы поведение с помощью психотерапии вполне возможно. Психологическая работа в большинстве случаев проводится и с ближайшим окружением девианта.

Основными вариантами психотерапевтического влияния становятся когнитивно-поведенческая терапия, гуманистическая психотерапия, арт-терапия. Психологическая коррекция направляется на трансформацию поведения, идей и ценностей. Может строиться как определенного рода «обучение правильному поведению». И включать в себя научение ведению конструктивного диалога, избавление от внутренних защитных механизмов, формирование личностных черт, помощь в адаптации.

Проводиться психотерапевтическая работа может как в индивидуальном порядке, так и в форме работы групповой. Востребованными считаются коммуникативные тренинги, занятия с темой личностного роста и саморазвития, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой.

Девиантное поведение детей либо взрослых даже на начальных этапах нуждается во внимании и оказании социально-психологического контроля, коррекции. Для соответствующих специалистов не составляет труда выявить ту или иную форму отклоняющегося поведения и подобрать действенные способы терапии. Зачастую справиться самостоятельно с возникающими изменениями человек, особенно ребенок или подросток, не в силах. Потому столь важно оказание поддержки со стороны друзей и семьи, осуществление работы со стороны психологов, психотерапевтов. Это позволит предотвратить развитие патологии и ухудшение уровня жизни человека.