Русский язык

Презентация на тему: Литература XXI века. Основные векторы развития. Литературная матрица xxi века (общая характеристика современного литературного процесса) - презентация Русская литература 21 века презентация

Презентация на тему: Литература XXI века. Основные векторы развития. Литературная матрица xxi века (общая характеристика современного литературного процесса) - презентация Русская литература 21 века презентация

Презентация на тему: Литература XXI века. Основные векторы развития



























1 из 26

Презентация на тему: Литература XXI века. Основные векторы развития

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1985 год. Становление и развитие новой литературы. В.Распутин «Пожар»(90г.)Ч.Айтматов «Плаха» (87г.)В.Астафьев «Печальный детектив» (97г.) «Постсоветская» литература.Исчезновение «соцреализма» в начале 1990-х годов. Рост ностальгии по СССР в начале 2000-х годов. Реабилитация соцреализма. Александр Проханов. Роман «Господин Гексоген». Обзор современной литературы дается на материале статей и лекций:С.И.Чупрынин – редактор журнала «Знамя». «Нулевые годы – ориентация на местности»Андрей Степанов, Санкт-Петербургский государственный университет. «Современная русская литература (краткий обзор)».Александр ВладимировичаЛеденёв. Лекции профессора МГУ, доктора филологических наук

№ слайда 3

№ слайда 4

Описание слайда:

Литература барокко или необарокко. Изображение смещенного состояния сознания. Раньше это было табуировано в литературе. Владимир Сорокин “Очередь” (1985), “Тридцатая любовь Марины” (1985), “Роман” (1994) и др. Г. Белая была права, называя “чернуху”, т.е. изображение исключительно низменного в человеческой жизни, одной из главных примет “другой” прозы. Жестокая правда об обществе была призвана обнажить ложь, фальшь, приукрашивание действительности, лицемерие и демагогию, распространенные и в жизни, и в литературе социалистического реализма.

№ слайда 5

Описание слайда:

Неореализм. Неореализм в русской литературе ХХ1 века рассматривается как литературное направление, включающее в себя неоромантическую и немодернистскую стилевые тенденции, которые возникли на общей реалистической основе.Людмила Улицкая «Перловый суп»Марина Палей «Кабирия с Обводного канала», «Отделение пропащих». Людмила Петрушевская роман «Время ночь», «Свой круг». Литература постмодернизма Главные трибуны: Т.Толстая, В.Ерофеев. Теоретические установки постмодернизма.Идея – мир несовершенный текст, нет иерархии смысла, не нужен автор и текст. Если нет смысла, наступает бессмыслица.«Дискус»- основной термин. Произведение не подвластно авторской воли. Происходит выискивания сюжета, ремейка классики.Словарь:Дискус (Discus Symphysodon aequifasciatus Discus), одна из самых красивых аквариумных рыб. Symphysodon - symphysis, от др.-греч. σύν вместе, φύσις «природа» и ὀδούς «зуб». Термин относится к нескольким зубам над местом, где срастаются две половинки челюсти.

№ слайда 6

Описание слайда:

Приемы постмодернизма Перенос признаков от общего к частному.Оценка состояния тупика.Жизнь иллюзия – это установочная идея.Жизнь – это комбинация знаков. Набоков «Король, дама, валет». Главные герои: Франц, Марта, Драйер. Первые буквы составляют аббревиатуру ФМД. Это инициалы известного писателя.Татьяна Толстая «Кысь» Фамилии совпадающие с едой: Хлебников, Караваева, Колбасьев, Сытин, Голодный или насекомые: Тараканова, Бабочкин,Жуков, Шмелев, Шершеневич..В.Пелевин «Ампир В» Название, вынесенное на обложку книги, Empire «V» можно перевести как «Империя V», также в нём обыгрываются слово «вампир» (в- ампир или v-empire (англ.vampire)).

№ слайда 7

Описание слайда:

Жанр литературной биографии. А.Варламов выпустил книги о М.М.Пришвине. А.Грине, А.Н.Толстом, Г.Распутине, М.Булгакове.Дм.Быков «Пастернак»Л.Лосев «Иосиф Бродский Дм.Новиков «А.Блок»Алла Марченко «Ахматова».П.Басинский «О Толстом».Майя Кучерская «Константин Павлович».

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Развлекательная литература: Александра Маринина (детективный жанр). Дарья Донцова НаградыЛауреат премии «Писатель года» в 2001, 2002, 2003 годах. Лауреат премии «Бестселлер года» (учреждена газетой «Книжное обозрение») в 2002, 2003 годах. Лауреат премии торгового дома «Библио-Глобус» в номинациях «Автор года» и «Имя года» в 2002 году. Лауреат ежегодного открытого конкурса «Книга года» (Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации России) в номинации «Бестселлер года» в 2003 году. 5 марта 2003 года была заложена звезда в честь Дарьи Донцовой на литературной Площади звезд в Москве на Страстном бульваре. 24 июня 2005 года Дарье Донцовой был вручён общественный Орден Петра Великого 1-й степени с лентой за большой личный вклад и выдающиеся заслуги в области литературы. в 2006 и 2007 году Дарья Донцова признавалась «Писателем года»..

№ слайда 10

Описание слайда:

Гламурная литература: Оксана РобскиЛитература фэнтези: Сергей Лукьяненко Новая литература Литература изменила свой курс. В литературе происходят глубинные процессы. Искусство стало как правдоискательство. Стремление к истине, поиск духовных основ. В.Маканин и В. Путин Людмила Улицкая, Владимир Маканин – современные писатели, метры литературы. Владимир Маканин «Андеграунд», «Ассан»

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Современная литература В.Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки»Лев.Конов »Нежный театр» М. Шишкин «Венерин волос» Денис Гуцко «Без пути следа» О. Славникова «2017»В.Сорокин «День опричника»В.Пелевин «Ампир В» Андрей Дмитриев «Бухта радости»О. Славникова «Басилевс»

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Аннотация лучших произведений современной литературы. Т.Толстая «Кысь». В романе рассказывается про то, что может произойти с Россией после ядерной войны. Роман насквозь пропитан иронией и сарказмом. роман «Кысь» – это все-таки антиупопия. В переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». В толковом словаре С.И. Ожегова это слово определяется как «нечто фантастическая; несбыточная, неосуществимая мечта». Можно ли описываемое в романе назвать мечтой? Мы думаем, что вряд ли мир мутантов и «перерожденцев» можно считать мечтой. Задача антиупопии – предупредить мир об опасности, предостеречь от неверно выбранного пути. В романе Т. Толстой содержится несколько таких предупреждений. Первое из них – предупреждение экологическое. В России произошел Взрыв. (Книга писалась начиная с 1986 года, поэтому естественно возникает ассоциация с Чернобыльской катастрофой.) Лет через двести-триста после этого читатель попадает в некое небольшое поселение, окруженное крепостным тыном со сторожевыми башнями. В поселении живут люди-мутанты – похоже, бывшие москвичи и их потомки. Где-то за пределами поселения обитают точно такие же люди-мутанты.» А кто после Взрыва родился, у тех последствия другие, – всякие. У кого руки словно зеленой мукой обметаны …., у кого жабры; у иного гребень петушиный али еще чего». Причина таких «чудес» – легкомысленное поведение людей, «будто люди играли и доигрались с АРУЖЫЕМ». Здесь содержится прямое указание на актуальную проблему современности – гонку вооружений, накопление атомного оружия, проблему нестабильности мира. Вторая, не менее значимая проблема, поднимаемая в романе «Кысь» прежде всего интересна содержательная сторона. Главная проблема романа «Кысь» – поиск утраченной духовности, внутренней гармонии, потерянной преемственности поколений. С этим мнением трудно не согласиться, так как судьба главного героя в романе связана с поиском «азбуки» – того настоящего смысла жизни, который ему так и не удается найти. Тесно связана с этим и проблема исторической памяти. Никита Иванович, расставляющий столбы с табличками «Арбат», «Садовое кольцо», «Кузнецкий мост» пытается таким образом сохранить для потомков частичку прошлого, памяти, истории.

№ слайда 16

Описание слайда:

Аннотация лучших произведений современной литературы. Б.Акунин «Коронация. Смерть Романовых». Действие этого романа происходит в 1896 году, накануне и во время коронации императора Николая II. Похищен Михаил, четырёхлетний сын великого князя Георгия Александровича. Похититель, называющий себя «доктор Линд», в качестве выкупа требует бриллиант «граф Орлов», которым украшен императорский скипетр. Если сделка не состоится, ребёнок будет возвращён родителям по частям. Но без скипетра не может состояться коронация. Эраст Петрович Фандорин берётся спасти честь монархии. Повествование ведётся в виде дневника от имени Афанасия Зюкина, дворецкого великого князя Георгия Александровича. Книга воссоздаёт трагическую атмосферу России конца XIX века и описывает Ходынскую катастрофу. Акунин несколько исказил семейные связи Романовых. Как и во всех своих произведениях, он изменил имена исторических личностей (московским обер-полицеймейстером в книге выступает полковник Ласовский, прототипом которого был реальный Власовский).

№ слайда 17

Описание слайда:

Аннотация лучших произведений современной литературы. Л.Улицкая »Казус Кукоцкого». Сюжет книги об обыденной жизни советской московской семьи. Но даже такой неоригинальный сюжет имеет огромный и глубокий смысл. В книге остро затронута проблема абортов. Губить или дать началу новой жизни? Именно этот вопрос и рассматривается, а также отношение людей к этому деянию. Автор очень интересно и ярко описывает события того времени, второй половины XX века - это и разгром генетики, аресты и лагеря, похороны Сталина, хрущевская оттепель. Написана книга восхитительным языком, затягивает моментально. При совместной работе Юрия Грымова и Телекомпании НТВ по книге снят телероман. В 2001 году “Казус Кукоцкого” стал лауреатом Букера. На сегодняшний день книга издана более в 25 странах мира.

№ слайда 18

Описание слайда:

Аннотация лучших произведений современной литературы. Павел Крусанов. Роман "Бом-бом" (2002) Стал финалистом премии "Национальный бестселлер" (2003). Роман описывает историю старинного дворянского рода Норушкиных, который издавна самим провидением поставлен охранять подземную "чертову башню" с мистическим "гневизовом" - орудием пробуждения русского бунта. Метод, которым воспользовался Крусановым в романе, критики определили как ловушку: "Ловушка эта - неожиданное вплетение фантастической ниточки в серый холст повседневной жизни". » В книге Крусанов с одной стороны мастерски передает атмосферу глубочайшей, искренней и совершенно лишенной рациональных корней любви к Родине, а с другой – неразрывность связи прошлого и настоящего, дня минувшего и дня нынешнего. Недаром ни мистическим врагам, ни вполне материальным супостатам так и не удалось уничтожить род, прервать традицию, передающуюся от отца к сыну, хотя на протяжении насыщенного «криптоисторического» повествования такая угроза над Норушкиными не раз нависала. «Бом-бом» –роман о Долге и Ответственности. Читатель, впрочем, может проявить акт свободного волеизъявления, сделав выбор между двумя финалами, «орлом» и «решкой». В первом случае главный герой, наш современник Андрей Норушкин, спускается в запретное подземелье, чтобы пробудить колокол, во втором – продолжает жить по-прежнему.

№ слайда 19

Описание слайда:

Аннотация лучших произведений современной литературы. Андрей Геласимов «Жажда» .«Самое стоящее из всей рассмотренной прозы - это повесть Андрея Геласимова «Жажда». Главный герой (опять рассказчик) изуродован на войне - у него полностью обгорело лицо. Зарабатывает на жизнь ремонтом квартир. В перерывах между заказами пьёт до умопомрачения - чтобы ни о чём не думать и ничего не вспоминать. «Движитель сюжета» - поиски друга, опустившегося алкоголика, который продал квартиру и исчез. В результате последовательно разворачивающихся событий герой постепенно возвращается к жизни - знакомится с новой семьёй отца и своими новыми сестрой и братом, мирит рассорившихся друзей, снова начинает рисовать (до армии он учился на художника), в финале дан даже намёк на возможность любви… "

№ слайда 20

Описание слайда:

Аннотация лучших произведений современной литературы. Д.Новиков «Муха в янтаре». Дмитрий Новиков ворвался в современную литературу рассказом «Муха в янтаре», опубликованным в 2002 году в журнале «Дружба народов».В рассказе соревнуются Время и вышедший из повиновения ему янтарем воспоминания застывающий момент. Время олицетворено в молоденьком лейтенанте, под чьим началом высадились на берег пять матросов медицинской службы для получения оборудования со склада. К его досаде, уставшие от службы матросы, - названные автором «эпикурейцами» - вверяют себя не его мельтешащим приказаниям, а безмолвным велениям вечности, выраженным в «обычном летнем дне» - покое, живописности побережья, «благолепии хрупкого момента». Пляж, полный загорелых купальщиц, непривычный с берега вид моря - вот те самые моменты дня, которые запечатлеются в душах героев «в мельчайших подробностях» и «потом, через много лет» осветят их жизни «целительным восторгом полноты жизни». В рассказе есть великолепный символ. Как муха, застывшая в янтаре, оставляет, таким образом, память о себе, так и человек, обволакиваясь временем, обволакиваясь теми событиями, которые происходят вокруг него, тоже остается вечностью.

Описание слайда:

Аннотация лучших произведений современной литературы. Денис Гуцко мало известен широкой публике. Да и вручение ему в 2005 году премии «Букер – Открытая Россия» тоже стало неожиданностью для всех. Однако, не сомневаюсь, премию автор получил по праву. Гуцко пишет хорошим русским языком, пишет на серьезные темы, не играя в постмодернизм, не идя на поводу у читателя. Роман «Без пути-следа» ─ о молодом человеке, родившемся в Грузии, но после распада СССР вынужденного вернуться на родину матери, в Ростов. Как прижиться на новом месте – и вроде бы не в чужой стране – человеку, воспитанному на других обычаях, в другой культуре, говорящему по-другому? Оказывается, это большое испытание, которое сложно выдержать. В один прекрасный день Митя не может получить российский паспорт. Начинается унизительное хождение по кабинетам и стояние в очередях. Родина не хочет нового гражданина. Василий Аксенов едко заметил: «Не может стать проблемой романа проблема получения паспорта». А проблема обретения Родины? Сейчас это слово немодно. А для Гуцко тема оказывается насущной, глобальной, от нее зависит жизнь его героя. Человек не может быть без роду, без племени, жить, не оставляя следа. Обрести Родину – значит обрести себя, и Гуцко пишет об этом поиске пронзительно, откровенно, иногда слишком темно и безысходно.

№ слайда 23

Описание слайда:

Аннотация лучших произведений современной литературы. О. Славникова «2017» В романе Ольги Славниковой действие происходит на Урале, и мир горных духов, некогда описанный Бажовым, не оставляет героев, будь то охотники за самоцветами, что каждое лето отправляются в свой тайный поход, или их подруги, в которых угадывается образ Хозяйки Медной горы. А тем временем приближается 2017 - и на городской площади разыгрываются сцены Октябрьского переворота: костюмированное шоу перерастает в серьезные беспорядок.

№ слайда 24

Описание слайда:

Аннотация лучших произведений современной литературы. Андрей Дмитриев «Бухта радости» Однако новый его роман «Бухта радости» выглядит попыткой захватить куда более широкую аудиторию. Действительно, скучным роман не назовешь. Помимо того, что он написан изобретательно и искусно, в нем еще и отчетливая фабула есть – прихотливо завернутая, затягивающая. В романе множество персонажей, от главных до третьестепенных и проходных, которые должны вроде бы нам представить бесконечное разнообразие людей, радующихся и горюющих на фоне этой самой подмосковной Бухты, зоны отдыха.

№ слайда 25

Описание слайда:

Аннотация лучших произведений современной литературы. М. Шишкин «Венерин волос» Русский толмач беспрестанно перемещается по миру - Цюрих, Париж, Рим, - за ним стелется шлейф языков. Но в каждом городе он видит между камней знакомую травку - папоротник Венерин волос, или адиантум - и взгляд на него всякий раз возвращает его из евромешанины языков к русскому строю мыслей, которые если и можно записать, то только кириллицей. Недаром герой одержим поисками могилы одного из создателей азбуки, святого Кирилла; именно эта идея и руководит его странствиями. Сам Шишкин говорит о своем произведении так: Это книга о самых простых вещах, без которых жизнь невозможна. Венерин волос - это травка-муравка, которая в мимолетном городе Риме - сорняк, а в России - комнатное растение, которое без человеческого тепла не выживает. Я писал этот роман в Швейцарии, во Франции, в Риме. Он очень русский, но одновременно выходит за границы русского мира, не помещается в них. Россия - только малый кусочек большого Божьего мира.

№ слайда 26

Описание слайда:

Обзор прозы молодых авторов России. «Молодость – величайший чародей». А.С. Пушкин Несколько лет назад появилось новое поколение писателей. Его судьба оказалась счастливой: литературная общественность встретила молодых авторов доброжелательно, «толстые» журналы охотно пустили их на свои страницы, ежегодно стал проходить Форум молодых писателей России.Молодая литература живет по своим правилам. Молодые авторы ищут новый язык, свои способы познания и создания действительности. Но ценностные ориентиры для всех них незыблемы. Стремление к истине, поиск духовных основ в наше время - вещи не чуждые молодым писателям. Интерес молодых людей, пишущих о своих сверстниках, направлен именно к духовной жизни. Многие из этих авторов находятся в самом начале пути. Но то, что они его избрали, является, безусловно, хорошим знаком и интересной тенденцией в современной литературе.В обзоре рассказывается о наиболее интересных молодых российских авторах, таких как Захар Прилепин, Дмитрий Новиков, Майя Кучерская, Ирина Мамаева, Надежда Горлова. Их публикуют литературно-художественные журналы, оценивают критики, у них выходят первые книги, они становятся лауреатами престижных премий.

Литература конца 20 - начала 21 вв. Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка. Элитарность; ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского. Постмодернистские тенденции; материализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии. Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова. Елена Шварц. Ольга Седакова. Лев Лосев. Татьяна Вольтская.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Неоклассическое (реалистическое) направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы с ее проповеднической и учительской позицией; ей свойственны психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем. К этому направлению относят в основном писателей старшего и среднего поколения: А. Солженицына, В. Астафьева, В. Белова, Г. Владимова, В. Распутина, В. Аксенова, Б. Васильева и др.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Писатели условно-метафорического направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров. В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль. Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды. Это писатели Ф. Искандер, А. Ким, В. Крупин, Л. Петрушевская, В. Пелевин


Литература конца 20 - начала 21 вв. «Другая проза». Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов. Произведения Т. Толстой, В. Пьецуха, С. Каледина, Л. Габышева и других оказались острополемическими по отношению к советской действительности и способам ее изображения. Этому направлению свойственны отрицательная реакция на официоз, изображение мира абсурдным, нелогичным. В мире «другой прозы» нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели. Авторская позиция замаскирована либо отсутствует: писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления. В конце 80-х «другой прозе» прочили большое будущее. Но сегодня она утрачивает свои позиции, поскольку исчезает та действительность, которая вызвала ее к жизни.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Постмодернизм как литературное направление, сложившееся на Западе в 6080-е годы XX века, в Россию пришел позднее и достиг расцвета в 90-е годы. Возникновение постмодернизма связывают с общей духовной, культурной и социальной ситуацией в мире. «Ситуация эта характеризуется... все большей атомизацией, разделением, отчуждением людей, мировоззрений... утратой цельности и во внутреннем мире человека, и в людских сообществах», все усиливающимся «чувством глобального одиночества человека в доме, в стране, на Земле, в космосе и соответственно чувством безнадежности и беззащитности». Это провоцирует утрату общей шкалы ценностей, каких бы то ни было авторитетов и ориентиров. Центральными моментами постмодернистской картины мира является обесценивание реальности, разрушенная иерархичность, смешение стилей, теснейшая связь с современной субкультурой, полифонизм культур, обязательный элемент игры, интертекстуальность. Утверждая постулат о «конце литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, постмодернизм воспринимает чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные и из них, как из осколков или пазлов, строит новый художественный мир.


Литература конца 20 - начала 21 вв. И. Солженицын. Двучастные рассказы: «Настенька», «Абрикосовое варенье», «На краях» Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве, невозможность свободы личности. В. П. Астафьев. «Пролетный гусь» Трагедия военного поколения. Ю. В. Буйда. «Ева Ева» (из книги «Прусская невеста») Страшные последствия войны; война и дети, война и женщина, война и народы.


Литература конца 20 - начала 21 вв. «Женская проза»: Л. Улицкая. «Дочь Бухары», «Народ избранный» (из цикла «Бедные родственники); В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть»; В. Соловьева. «Войти дважды». «Женская проблематика»: любовь, семья, материнство и т. п. Л. Петрушевская. «Глюк», «Мост Ватерлоо»; В. Токарева. «Самый счастливый день», Г. Щербакова. «Мальчик и девочка» Проблемы молодого поколения: поиски идеала, одиночество, взаимоотношения со взрослыми и т. п.


Литература конца 20 - начала 21 вв. В. Г. Распутин. «Женский разговор», «В ту же землю» Нравственные устои, роль женщины в обществе, семья, любовь. Нравственный выбор, сохранение традиций, проблема власти, поиск положительного героя. «Другая проза» Л. Петрушевская. «Свой круг», «Новые Робинзоны» Душевное одиночество, безысходность человеческого существования 1 В. Пьецух. «Киллер Миллер», «Мужчины вышли покурить...» Т. Толстая. «Факир», «Сомнамбула в тумане», «Пламень небесный» Предельно сгущенная погруженность в быт, тема одиночества, отсутствие целей, идеалов, авторская позиция лишена учительства, назидательности и т. п.


Литература конца 20 - начала 21 вв. В. Пелевин. «Жизнь насекомых», «Желтая стрела»Духовная неполноценность людей воплощена в метафоре В.Маканин. «Кавказский пленный» Разрушение духовного начала в человеке в бесконечной, «дурной» войне, полемика автора с Достоевским. Ю. Буйда. «Синие губы» (из книги «Прусская невеста») Проблема человеческой памяти, полемика автора с Набоковым


Литература конца 20 - начала 21 вв. Т. Толстая. «Сюжет» Полифонизм культур, стилей, художественных языков в рассказе С. Михайлов. «Амба» Толерантность, уважение к другому, городские мотивы в повести Постмодернизм - доминирующее направление литературы конца ХХ начала XXI в. Постмодернизм как художественная система; включение опыта постмодернизма в современную реалистическую литературу.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Отличительные черты массовой литературы Отличительные черты элитарной литературы Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.) Художественный эксперимент Размытая авторская позиция или ее отсутствие. Ярко выраженная авторская позиция. Стереотипизация, адаптация идей подлинного искусства. Обращение к человеческим инстинктам, желаниям. Уникальная авторская идея. Обращение к традиционным нравственным ценностям.


Литература конца 20 - начала 21 вв. Характерные черты современной литературы: 1. Абсолютная свобода писатель творит в бесцензурном пространстве. Это обернулось, особенно в начале 90-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» обращением к запретным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.). 2. Переходность, переклички с литературой Серебряного века «сегодня литература живет по законам рубежа веков, так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности» ; «Подведение итогов, апокалипсические настроения, спор с классической традицией, дискуссии о новом герое, поиски адекватного наступающему веку языка это все черты литературы рубежа веков, символически зажатого между словами конец и начало».


Литература конца 20 - начала 21 вв. 3. Жанровые трансформации, поиски нового слова писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр-фаворит рассказ. 4. Диалог культур проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Кундеры, М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречен быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века».


Литература конца 20 - начала 21 вв. 5. Многоголосие отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков. 6. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники (В. Аксенов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 70-х (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 90-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. Cтoгoff, E. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и др.).


Литература конца 20 - начала 21 вв. 7. Поиск нового героя одна из ключевых проблем смены эпох. Особенно остро она стоит в прозе молодых авторов: А. Уткина, Е. Радова, С. Шаргунова, И. Cтoгoffa и др. Собирательный портрет попыталась составить критик М. Ремизова в статье «Детство героя»: «Приходится признать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру... Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он раним, как оранжерейное растение, и склонен отрефлексировать даже тень эмоции... Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии он являет собой наглядный пример действия энтропии, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной надменности, он всего лишь заговоривший о себе маленький человек»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Современная русская поэзия (конец XX – начало XXI вв.) Подготовила: Климентьева Анна Проверила: Петрова Е. Ю. п. Петровское 2011 год.

2 слайд

Описание слайда:

Завершившийся XX век ушел в историю, постепенно открывая все более широкие возможности для осмысления новейших литературных стилей. Период литературного развития (1990-е годы), максимально приближенный к сегодняшнему дню, труднее всего поддается изучению. Сложность и уникальность литературной ситуации последних полутора десятилетий XX века заключается в многообразии эстетических исканий современных писателей.

3 слайд

Описание слайда:

В основу творчества многих современных поэтов положены лучшие традиции русской литературы. Глушкова Татьяна Михайловна следовала главной и единственной, по её мнению, традиции - пушкинской. Она была известна не только как поэт, но и как литературный критик. Ее критическое слово отличалось многомерностью, тонким проникновением в материю стиха.

4 слайд

Описание слайда:

Глушкова Татьяна Михайловна Глушкова Татьяна Михайловна (21.12.1939-22.04.2001), поэт, прозаик, критик. Родилась в Киеве. Великую Отечественную войну пережила в малороссийском селе. В 13-летнем возрасте осталась без родителей. В 1960 окончила Литературный институт. До 1964 работала экскурсоводом в Пушкинском заповеднике в Михайловском, затем радиожурналистом и библиотекарем в Киеве.

5 слайд

Описание слайда:

Храм Киевская София Не случайно родители назвали её Татьяной - в честь любимой героини Пушкина. Её душа была истинно русской, как у пушкинской Татьяны. И язык её стихов и прозы - глубинно русский. "Все в моей семье были беспартийные, их идеологию я определила бы как страстный культ труда во имя Отечества, культ всякого нестяжания", - говорит Татьяна Глушкова о своих родителях. И эту родовую линию служения Родине она продолжила с отвагой и бескомпромиссностью. В 1960-м году в разгар хрущёвских гонений на церковь, она пишет цикл стихов о храме Киевской Софии. Руководитель её семинара в литинституте, классик советской литературы, отказал ей за такие стихи в защите диплома. Татьяна Глушкова - хранитель русского слова, носитель русского духа. То, что произошло с её Родиной, - произошло с ней самой. Это крик её души. Поэты, наверное, сказали бы - крик раненой птицы. Я имею в виду прежде всего стихи о 91-м годе, когда был разрушен многолетний союз советских республик.

6 слайд

Описание слайда:

Час Беловежья Когда не стало Родины моей, я ничего об этом не слыхала: так, Богом бережённая, хворала! – чтоб не было мне горше и больней... Когда не стало Родины моей, я там была, где ни крупицы света: заслонена, отторгнута, отпета – иль сожжена до пепельных углей. Когда не стало Родины моей, я шла тропою к Неземной Отчизне. Но даже там, как на горючей тризне, не пел волоколамский соловей... Когда не стало Родины моей, в ворота ада я тогда стучала: возьми меня!.. А только бы восстала страна моя из немощи своей. Когда не стало Родины моей, воспряла смерть во всём подлунном мире, рукой костлявой на железной лире бряцая песнь раздора и цепей. Когда не стало Родины моей, Тот, кто явился к нам из Назарета, осиротел не менее поэта последних сроков Родины моей. 8 апреля 1992

7 слайд

Описание слайда:

В творчестве Э. Асадова также заметно влияние русской классики: гражданская лирика, романтические стихи о любви, цикл о природе, в котором слышна есенинская интонация, особенно в стихотворении о рыжей дворняге. На жизнь Асадова наложила печать война, оставив его инвалидом. Но несмотря на это, именно он автор самых искренних и нежных стихов о любви, которые интересны и современной молодежи.

8 слайд

Описание слайда:

Родился 7 сентября 1923г. в городе Мерв Туркестанской АССР в армянской семье. Учился в 38-й московской школе, которую закончил в 1941 году. Через неделю после выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Асадов ушёл добровольцем на фронт, был наводчиком миномёта, потом командиром батареи «Катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком мины в лицо. В 1946 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который с отличием окончил в 1951 году. В том же году опубликовал первый сборник стихов «Светлая дорога» и был принят в члены КПСС и в Союз писателей. Умер 21 апреля 2004 года в Одинцово. Своё сердце Эдуард Асадов завещал захоронить на Сапун-горе в Севастополе, однако, по свидетельствам работников музея на Сапун-горе, родственники были против, поэтому завещание поэта выполнено не было. Эдуард Аркадьевич Асадов

9 слайд

Описание слайда:

Россия начиналась не с меча, Она с косы и плуга начиналась. Не потому, что кровь не горяча, А потому, что русского плеча Ни разу в жизни злоба не касалась... И стрелами звеневшие бои Лишь прерывали труд ее всегдашний. Недаром конь могучего Ильи Оседлан был хозяином на пашне. В руках, веселых только от труда, По добродушью иногда не сразу Возмездие вздымалось. Это да. Но жажды крови не было ни разу. А коли верх одерживали орды, Прости, Россия, беды сыновей. Когда бы не усобицы князей, То как же ордам дали бы по мордам! Но только подлость радовалась зря. С богатырем недолговечны шутки: Да, можно обмануть богатыря, Но победить - вот это уже дудки! Ведь это было так же бы смешно, Как, скажем, биться с солнцем и луною, Тому порукой - озеро Чудское, Река Непрядва и Бородино. И если тьмы тевтонцев иль Батыя Нашли конец на родине моей, То нынешняя гордая Россия Стократ еще прекрасней и сильней! И в схватке с самой лютою войною Она и ад сумела превозмочь. Тому порукой - города-герои В огнях салюта в праздничную ночь! И вечно тем сильна моя страна, Что никого нигде не унижала. Ведь доброта сильнее, чем война, Как бескорыстье действеннее жала. Встает заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, И потому она непобедима!

10 слайд

Описание слайда:

В 1979 году было написано это стихотворение, размышление о судьбе родины, об истоках героизма русичей, о загадке русской души. Непобедимость русского народа основана на доброте, любви к мирному труду и готовности защищать свою родину. Защитникам родины помогает родная земля, их вдохновляет слава отцов и дедов. Стихотворение осталось актуальным и в 21 веке, именно поэтому оно было переиздано в 2003 году. В 1979 году было написано это стихотворение, размышление о судьбе родины, об истоках героизма русичей, о загадке русской души. Непобедимость русского народа основана на доброте, любви к мирному труду и готовности защищать свою родину. Защитникам родины помогает родная земля, их вдохновляет слава отцов и дедов. Стихотворение осталось актуальным и в 21 веке, именно поэтому оно было переиздано в 2003 году.

11 слайд

Описание слайда:

Беллу Ахмадулину Иосиф Бродский считал «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический - в значительной мере продукт ее подлинного голоса».

12 слайд

Описание слайда:

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу - в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество - она считает одним из самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви», в сб. «Сны о Грузии», 1977), и горечь («По улице моей который год…»; там же). Одним из показателей популярности можно считать тот факт, что стихотворение «По улице моей который год…» было положено на музыку и вошло в фильм „ Ирония судьбы“.

13 слайд

Описание слайда:

Ахмадулина Белла Ахатовна Один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.

14 слайд

Описание слайда:

Ни слова о любви! Но я о ней ни слова, не водятся давно в гортани соловьи. Там пламя посреди пустого небосклона, но даже в ночь луны ни слова о любви! Луну над головой держать я притерпелась для пущего труда, для возбужденья дум. Но в нынешней луне - бессмысленная прелесть, и стелется Арбат пустыней белых дюн. Лепечет о любви сестра-поэт-певунья - вполглаза покошусь и усмехнусь вполрта. Как зримо возведен из толщи полнолунья чертог для Божества, а дверь не заперта. Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара, и одинок вблизи вселенской полыньи. Столь длительной луны над миром не бывало, сейчас она пройдет. Ни слова о любви! Так долго я жила, что сердце притупилось но выжило в бою с невзгодой бытия, и вновь свежим-свежа в нём чья-то власть и милость. Те двое под луной - неужто ты и я?

15 слайд

Описание слайда:

Это строки о вечной любви в постоянно меняющемся и обновляющемся мире. Казалось бы, всё в прошлом, душа притерпелась ко всему, но чудная лунная ночь пробуждает воспоминания. И в обликах юных влюбленных героиня узнаёт свои черты и черты своего возлюбленного. Значит любовь жива, она обновляется и продолжается.

16 слайд

Описание слайда:

Надежда Полякова прожила очень сложную, богатую событиями жизнь, много путешествовала. И с высоты своего опыта она чувствует горечь за судьбу России, которая менялась у нее на глазах, а также – за всех нас. Понимая, что она не в силах что-то изменить («Литую чашу с дьявольским причастьем / Не мне дано от мира оттолкнуть»), она оставляет за собой право странницы «обгоревшим посохом стучаться не в двери, а в закрытые сердца», право художника изображать мир таким, какой он есть, право человека быть честным с самим собой. Андрей Игнатьев, научный сотрудник краеведческого музея.

18 слайд

Описание слайда:

Снятся сны не по нашей воле, Как под чью-то диктовку стих. Выступаю все в той же роли В сериалах этих ночных. Все бегу от кого-то куда-то, Замираю в густой траве. Вижу снова шинель солдата В пятнах крови на рукаве. Вижу тех, кто давно убиты, Не уйдя от шального огня. И гудят надо мной “мессершмитты” И выискивают меня. Ох, как эти сны надоели! Только снятся все вновь и вновь. Просыпаюсь в своей постели И открещиваюсь от снов. В этой жизни была я нелишней, Приняла все, что было дано. Разве нет в киностудии высшей Для просмотра другого кино? Плач поэтов по России Что слова бормотать пустые, Кулаками стучать о стол? Не стихами спасать Россию - Возрожденьем безлюдных сел. Только кто из вас в глушь поедет, В лопуховый простор страны? Ни родни там, и ни соседей, И ни плуга, ни бороны. Золотым представляется детство, Что голодным было, босым. Сгнило дедовское наследство, Из трубы не струится дым. Не пройтись беспечной походкой, С трав душистых сбивая росу. И роняете в рюмки с водкой Ностальгическую слезу.

19 слайд

Описание слайда:

Через всю свою долгую жизнь Надежда Полякова пронесла память о войне. Яркими эпизодами врывалась война в её ранние стихи, страшными снами приходит она в позднюю лирику. Это её тяжелый крест, незаживающая рана. Защищавшая свою родину в бою, поэтесса не может оставаться равнодушной к её дальнейшей судьбе. В стихотворении последних лет упрёк молодому поколению, прозябающему в бездействии. Предельно заострён риторический вопрос: " Только кто же из вас в глушь поедет, в лопуховый простор страны?" А ехать необходимо, потому что брошенные деревни и села, сгнившее дедовское наследство, представляют настолько ужасную картину, что воспоминания о голодном босоногом детстве, по сравнению с ними, представляются золотыми снами. С болью в сердце автор описывает пьяную ностальгию, захлестнувшую современников. Не нытьё и бездействие, а реальные поступки нужны, чтобы через "возрожденье безлюдных сёл" спасти Россию, прежде всего вернувшись к истокам, к природе, к исконной деревенской жизни.

20 слайд

Описание слайда:

Современная поэзия продолжает развиваться в лучших традициях русской литературы. Незаживающей раной живет в лирике современных авторов память о Великой Отечественной войне. Распад Советского Союза, межнациональные конфликты, осложнения международной обстановки, экологические катастрофы – все проблемы конца 20 – начала 21 века находят отражение в творчестве поэтов. Сейчас поэзию определяют не группы и направления, а небольшой круг поэтических имен, принадлежащих разным поколениям и представляющих различные поэтические склонности. Кажется, не критики, а поэты ощущают сейчас неисчерпанность классических путей, возвращаются на них для того, чтобы пройти непройденное, тем самым возвращая в поэзию и в нашу жизнь достоинства – стиха, слова, личности.

Русские классики в 21 веке ПАНИБРАТОВА Светлана николаевна мбоу «Михайловская рв(с)ош» с. Михайловка учитель русского языка и литературы

Почему великих русских писателей 19 века принято называть классиками?

Их произведения считаются образцовыми. Эти авторы служат общим достоянием; их постоянно цитируют, им подражают, их разрезают на сентенции, их изучают в учебных заведениях.

Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе.

Проверим, так ли это.

Перед вами список первого десятка из 100 лучших книг, составленный по результатам голосования посетителей одного из сайтов. В голосовании участвовали произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени.

Лев Толстой – «Война и мир»

Фёдор Достоевский – «Преступление и наказание»

Фёдор Достоевский – «Идиот»

Александр Пушкин – «Евгений Онегин»

Михаил Булгаков – «Собачье сердце»

Фёдор Достоевский – «Братья Карамазовы»

Артур Конан Дойль – «Приключения Шерлока Холмса»

Лев Толстой – «Анна Каренина»

Николай Гоголь – «Мёртвые души»

По результатам международного опроса многих критиков (в 2009 году), наиболее ценные для мировой литературы первая тройка авторов:

1. Сервантес,

2. Шекспир,

3.Достоевский.

Вот так, по версии Index Translationum, полностью выглядит список русских писателей, которых чаще всего переводят на другие языки:

Федор Михайлович Достоевский

Лев Николаевич Толстой

Антон Павлович Чехов

Александр Сергеевич Пушкин

Максим Горький

Николай Васильевич Гоголь

Иван Сергеевич Тургенев

Какие личности чаще всего фигурировали на страницах «Литературной Росии» «за истёкший период».

В итоге – 45 упоминаний у Пушкина.

Следующее место закономерно делят два великих писателя, составляющих честь и славу классической русской литературы – Фёдор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой – по 31 упоминанию.

Федор Михайлович Достоевский - самый известный за рубежом русский писатель; его творчество является достоянием мировой литературы

Достоевский - русский писатель №1 в мире, самый влиятельный и цитируемый автор.

Самый известный русский поэт в мире

Александр Сергеевич Пушкин

Вот что писали о нем величайшие писатели и критики:

  • "Пушкин - явление чрезвычайное, единственное явление русского духа..." (Гоголь);
  • "Это первый поэт-художник России" (Белинский);
  • "В «Онегине» Пушкин явился великим писателем, как до него никогда и никто" (Достоевский).
  • Уже тогда можно было предвидеть, что это будет самый известный в мире поэт из всех, писавших на русском.

Самый загадочный русский писатель

Николай Васильевич Гоголь - самый загадочный русский писатель, обладатель не только самой таинственной судьбы, полной загадок, но и создатель самых мистических произведений. Жизнь Гоголя окружена самыми фантастическими слухами, легендами, домыслами и мифами. До сих пор историки и литературоведы пытаются выяснить некоторые особо загадочные страницы в судьбе этого великого русского классика.

Самые популярные киноклассики

ЛевТолстой «Анна Каренина»

«Война и мир»

Антон Чехов «Дядя Ваня»

Фёдор Достоевский «Братья Карамазовы»

Самими заметными писателями 19 века были: Грибоедов Александр Сергеевич, Рылеев Кондратий Федорович, Пушкин Александр Сергеевич, Лермонтов Михаил Юрьевич, Гоголь Николай Васильевич, Тургенев Иван Сергеевич, Некрасов Николай Алексеевич, Фет Афанасий Афанасьевич, Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович, Чернышевский Николай Гаврилович, Толстой Лев Николаевич, Достоевский Федор Михайлович, Чехов Антон Павлович.

А кто из них самый, самый - выбирайте сами!

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Презентацию на тему "Писатели XX-XXI века" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Литература рубежа XX –XXI веков

С 1990 года – это литература переходного периода. Переход от советской литературы подцензурной к существованию литературы в совершенно иных условиях свободы слова. Современный литературный процесс XXI века сопоставляют с литературным процессом начала XX века – с серебряным веком и литературой двадцатых годов.

Слайд 3

Слайд 4

Первая – половина 90-х годов

В 1-й – половине 90-х годов, в перестроечную эпоху, Россия испытывает литературный бум. Гласность, полная отмена политической цензуры привели к обилию переводной зарубежной литературы, мы все стали зачитываться детективами Чейза, Агаты Кристи. К нам вернулась запрещенная в советских условиях русская литература. «Возвращенная литература» - роман Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», Борис Пастернак «Доктор Живаго», Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Дети Арбата А. Рыбакова, проза И.Бабеля, А. Платонова и многих других.

Слайд 5

4 «поколения» современных писателей

1 поколение современных писателей Писатели-шестидесятники, которые ворвались в литературу во время оттепели 1960- х годов, символы своего времени – В.Аксенов, В.Войнович, Ф.Искандер, В. Распутин. Сегодня – это признанные классики современной литературы, отличающиеся иронической ностальгией и приверженностью к мемуарному жанру

Слайд 7

2 поколение - авторы поколения 1970-х, дети победителей войны, советское поколение. Уже писали в условиях творческой несвободы. Это – В.Ерофеев, А.Битов, В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Токарева. Для них актуальным и близким стала фраза «Человек хорош, обстоятельства плохи».

Слайд 9

3 поколение писателей

3 поколение писателей С перестройкой в литературу пришло новое поколение писателей – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, О.Славникова, В.Сорокин. Начали работать без цензуры, свободно осваивая литературные эксперименты, затрагивали запретные ранее темы.

Слайд 11

4 поколение молодых писателей

4 поколение молодых писателей В конце 1990-х годов появляется другое поколение совсем молодых писателей. Русская литература открывает новые литературные имена таких ярких прозаиков, как – Д. Гуцко, А. Геласимов, И. Стогоff, С. Шаргунов, И. Кочергин, Р. Сенчин, З. Прилепин.

Слайд 12

Слайд 13

Особое явление - феномен литературных премий

Литературные премии ставят своей целью воздействовать на литературный процесс, открывать новые имена. В настоящее время в России существует несколько сот литературных премий. Самые значимые литературные премии. В 1991 году по британскому образцу был основан Русский Букер – первая негосударственная премия в России после 1917 года. Цель премии – «привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг. Премия «Букер», вручается за лучший отечественный роман года, написанный на русском языке, независимо от места его издания. Отличительная особенность: акцент на диссидентской литературе. За 20 лет существования премии ее победителями стали такие известные писатели, как В.Аксенов, Г.Владимов, В.Маканин, Б.Окуджава, Л.Улицкая и другие.

Слайд 14

Самая молодая литературная премия

Самая молодая литературная премия, основанная в 2005 году, - «Большая книга» Самая значимая и главная литературная премия страны по величине вознаграждения. 1 премия – 3 млн. рублей, 2 премия – 1,5 млн. руб., 3 премия – 1 млн. руб. Денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром». Премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре нон-фикшн (беллетризованные биографии великих людей). Вторая в мире после Нобелевской. У «Большой книги» самый высокий рейтинг. Она «раскручивает» писательские имена. Она делает скромных писателей «медийными» персонами, приковывает к ним внимание.

Слайд 16

Эксперименты в литературе

Пережив «переходный период», литература стала развиваться интересней, в ней начался откровенный эксперимент, пришли новые темы и направления. Сегодня литературный процесс включает в себя множество направлений: светский реализм, массовая литература, литература для клерков, блоггеровская литература, роман - антиутопия, постмодернизм.

Слайд 18

Разновидностью массовой литературы является бестселлер. Рейтинговые списки продажи книги, большие тиражи. Бестселлеры являются той литературой массового спроса, что востребуется в первую очередь. Бестселлер отнюдь не только дешёвое чтиво, в списках наиболее ходовых книг числятся и истинно замечательные образцы массовой литературы. Среди наиболее интересных, читаемых книг числятся такие авторы – Татьяна Устинова, Полина Дашкова, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец, Дарья Донцова, Борис Акунин, Александра Маринина.

Слайд 19

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков заслуживает особого внимания: 1) литература конца века подводит итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия; 2) новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности; 3) своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XXI века.

Слайд 20

Неповторимые личности

Утонченная Людмила Улицкая, возведенный почитателями в ранг провидца и гуру Виктор Пелевин, гранд-мастер отечественного интеллектуального детектива Борис Акунин, молодой писатель Дмитрий Глуховский. Это авторы, которые делают настоящую русскую литературу. Неповторимые личности творят неповторимую литературу, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.