Физика

Женские образы в творчестве н некрасова. Женские образы в произведениях Н. А. Некрасова. Сочинение по литературе на тему: Женские образы в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Женские образы в творчестве н некрасова. Женские образы в произведениях Н. А. Некрасова. Сочинение по литературе на тему: Женские образы в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

И в лице твоем, полном движенья, Полном жизни, - появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. Н. А. Некрасов Нет такого поэта или писателя, в произведениях которого отсутствовали бы женские образы. Во все времена женщина вдохновляла поэтов. Ей посвящались элегии, послания, поэмы. Воспевались женская красота, нежность, чуткость, но редко когда писалось о чувствах женщины, ее переживаниях, ее доле. Не случайно в качестве эпиграфа к данному сочинению взяты строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка». Николай Алексеевич Некрасов, как никто другой, сумел рассказать нам о судьбе русских женщин. Стихотворение «Тройка» одно из первых в его творчестве, где на первый план выходит изображение тяжелой доли крестьянской девушки: От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть... Образ женщины-матери также проходит через творчество Некрасова. Чувство его было искренним и неподдельным и шло из детства поэта, от любви к матери. Он всегда вспоминал о ней с нежностью и теплотой, отмечая ее огромное влияние на всю свою жизнь. К образу матери поэт обращается во многих произведениях, таких как «Родина», «Рыцарь на час», «Мать». Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других. С головой бурям жизни открытою, Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, грудью своей Защищая любимых детей. Некрасов утверждал, что именно любовь к матери, ее несчастная жизнь вызвали в нем протест против угнетения женщин. Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! Тяжелая судьба русской женщины очень волновала поэта. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Замужняя жизнь делает их похожими друг на друга. Завязавши под мышкой передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник, И свекровь в три погибели гнуть. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» Некрасов называет русскую женщину многострадальной матерью «всевыносящего русского племени». И это правильно. Тяжелая, изнуряющая работа, ребенок, которого не с кем оставить, - все это делает русскую женщину героиней. Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Тему тяжелой женской доли продолжает поэма «Мороз, Красный нос», но в ней русские женщины показаны не сдающимися, волевыми, красивыми. Характерен образ Дарьи, которая посмотрит- рублем одарит. Она из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Все спорится в ее руках, все в ее власти: дом, работа, дети. Но со смертью кормильца жизнь ее резко меняется. Теперь ей са-мой надо будет и землю пахать, и урожай собирать, и детей кормить. Поэтому смерть в зимнем лесу для Дарьи является избавлением ее от скорби и непосильного труда. Очень близка к Дарье Матрёна Тимофеевна Корчагина, крестьянка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Рассказанная самой героиней история жизни делает ее более правдивой и достоверной, а народные песни, имеющиеся в тексте главы, лишь усиливают впечатление. До замужества росла Матрёна Тимофеевна как у Христа за пазухой. Родные жалели ее, так как предчувствовали нелегкую жизнь, которую готовит ей судьба в чужой семье. Так и получилось: Со свекром, со свекровушкой Любить - голубить некому, А есть кому журить. И хотя любил ее муж и не бил плетью, многое ей пришлось вынести: и смерть сына, и порку.; Однако не сломалась Матрена Тимофеевна, выдержала столько, что счастья за работой, за хлопотами, за каждодневным страхом за судьбу детей так и не увидела. А впрочем, разве не в этом женское счастье? После отмены крепостного права в 1861 г. судьба женщины-крестьянки не стала легче. В стихотворении «Орина, мать солдатская» Некрасов говорит о простой женщине, сын которой вернулся из царской армии, но, сокрушенный болезнью, вскоре умер, оставив мать одну. Велико горе материнское,! «горя реченька бездонная». Жизнь женщины - это вечное терпение, независимо от того, к какому сословию она принадлежит.. Поэма «Русские женщины» посвящена подвигу жен декабристов, которые отправились за мужьями в ссылку в Сибирь. Княгини Трубецкая и Волконская оставили все: родных, богатство, положение в обществе ради того, чтобы быть со своими мужьями, переносить тяготы и лишения, вызванные дорогой. Декабристки шли на каторгу, веря в свое предназначение - страдание осилить терпением. Поэт описал подвиг только двух женщин, хотя было их куда больше, но именно Волконская и Трубецкая «другим дороги проложили». Он описывает мужество жен декабристов, их стремление быть рядом с мужьями в трудную минуту. Так, княгиня Трубецкая спорит с иркутским губернатором, чтобы тот дал ей коней для того, чтобы она могла ехать дальше: Где отреченье? Подпишу! И живо - лошадей!.. О своем назначении она говорит: " Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба - Я буду ей верна! Вторая часть поэмы посвящена княгине Волконской. Как и Трубецкая, эта женщина последовала вслед за мужем и остановить ее не могли ни отец, ни мать, ни братья: Была из-под Киева вызвана мать, И братья приехали тоже; Отец «образумить» меня приказал. Они убеждали, просили, Но волю мою сам Господь подкреплял, Их речи ее не сломили. Испытания, выпавшие на долю княгини, не сломили ее, а напротив, укрепили в ней дух и веру в правильность ее решения следовать в Сибирь. Это настоящая патриотка, и даже муж был поражен: ее самоотверженностью: «Так вот ты какая!» - Сергей говорил». Для Некрасова образ матери, образ женщины, образ жены был главным в его творчестве. Хочется сказать спасибо этому великому мастеру слова, который сумел не только рассказать о русской женщине, но и пожалеть ее и возвысить.

Шигабуддинов Руслан Айдарович

Научно-исследовательская работа на тему: "Образы русских женщин в произведениях Николая Алексеевича Некрасова"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шубанская основная общеобразовательная школа»

Научно-исследовательская работа на тему:

«Образы русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова»

Выполнил: ученик 7 класса Шигабуддинов Руслан

Научный руководитель: учитель русского языка

и литературы Гильмутдинова Л.Н .

2013

  1. Введение. Значение женских образов в литературе……………………………………………2
  2. Основная часть. Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова.

2.1.«Во мне спасла живую душу ты…»…………………………………………………..…3

2.2.Катерина из поэмы «Коробейники»…………………………………………………….4

2.3. «Ключи от счастья женского затеряны у бога самого»……………………………..…6

2.4. Образ Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»………………………………………..…7

2.5.«Русские женщины» - поэма о женах декабристов………………………………..…....9

  1. Заключение……………………………………………………………………….………………14
  2. Список использованной литературы……………………………………………………………15

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но емком по содержанию стихотворении: «Вчерашний день в часу шестом».

В безымянной героине этой беглой «зарисовки с натуры», в терпении, с которым она переносит боль и унижения, живо чувствуется гордость и безмерное нравственное превосходство над теми, кто посмел поднять жестокий кнут над женщиной. В ней страдающей, но несломленной молодой крестьянке – прообраз многих будущих некрасовских героинь.

В напряженных поэтических размышлениях Некрасова о судьбах народа и родины, «убогой и обильной, могучей и бессильной» Руси, тема женской доли – одна из центральных сквозных тем. Поэт революционной демократии, великий поэт – гражданин и гуманист оставался неизменно верен этой горькой и прекрасной теме:

Но и всю жизнь за женщину страдаю.

К свободе ей заказаны пути,

Позорный плен, весь ужас женской доли

Ей для борьбы оставил мало сил…

Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений: «В дороге», «Тройка», «Когда из мрака заблужденные», «Буря», «Еду ли ночью по улице темной…» до стихотворений и поэм 50-х, 60-х,70-х годов. Поэт создал поистине эпические образы русской женщины: Дарья из поэмы «Мороз, красный нос», Катерина из «Коробейников», «Орина, мать солдатская», Матрена Тимофеевна Корчагина из «Кому на Руси жить хорошо», княгини Трубецкая и Волконская из поэмы «Русские женщины» и, наконец, образ музы, сливающийся с образом матери, в замечательном стихотворении 1877 года «Баюшки – баю».

В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание судьбе русской женщины. В этом он не походит на остальных русских поэтов и писателей. Не пишет он о женщинах- красавицах, о повелительницах богов, покорительницах мужских сердец. Героини его вышли из самой жизни. Не посыпана их дорога цветами, не так просто им все дается. Но стоит заглянуть в их душу. Какая это душа! Многострадальная, но никакими горестями не сломленная. Разные героини у Некрасова, но много у них и общего.

Проблема данной работы – изучение произведении Н.А.Некрасова

Задачи:1) изучение литературы по данной теме.

2) систематизация и анализ образов русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова.

Объект исследования – биография и творчество Н.А.Некрасова.

Предмет исследования – произведения Н.А.Некрасова.

Методы исследования – исследование творчества Н.А.Некрасова.

2.1.«Во мне спасла живую душу ты…»

Некрасов родился в местечке Немирова на Украине, а детство провел в селе Грешневе, на берегу Волги. Неподалеку от Ярославля. Позже, став поэтом, он так говорил о своих первых жизненных впечатлениях:

В неведомой глуши, в деревне полудикой

Я рос средь буйных дикарей,

И мне дала судьба, по милости великой,

В руководители псарей

Вокруг меня кипел разврат волною грязной,

Боролись страсти нищеты,

И на душу мою той жизни безобразной

Ложились грубые черты.

Отец поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убежденным крепостником. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера.

Мать Некрасова, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостных. Но именно она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.

Первые стихи Некрасов написал в семь лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его творчество. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в поэме «Мать»(1877).

Некрасов, еще совсем юным сумел преодолеть предрассудки помещичьей среды и почувствовать свое кровное родство с угнетенными и обездоленными.

Свое детство Некрасов видит по-своему:

Воспоминания дней юности – известных

Под громким именем роскошных и чудесных,-

Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,-

Во всей красе проходят предо мной…

Эти горько иронические слова предшествуют воспоминаниям о самом дорогом человеке – о страдалице матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда». В словах поэта, обращенных к ней, рядом с любовью, жалостью, восхищением слышится и упрек:

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,

Она была горда, упорна и прекрасна…

Сложны, противоречивы, мучительны чувства поэта. Но в горьких обвинениях и самообвинениях можно заметить единую прочную основу: суровую требовательность человека к себе и близким, способность чувствовать себя ответственным за все зло, всю несправедливость окружающей жизни.

Кажется, не было другого поэта, который так часто. С такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки – баю», «Затворница», «Несчастные» и других. Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам.

Некрасов утверждал, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины.

2.2.Катерина из поэмы «Коробейники»

Героиня стихотворения Катерина не подавлена общими советами, не пословицами, не гневом мужа, ни его побоями. Задорным вызовом отвечает она сердитому мужу:

Где я была, там нету!

Так-то, мил дружок!

Она не раба мужа и поэтому побои его принимает не с «бессмысленным, вечным испугом», а с насмешливым вызовом:

А и поколотит – не велик наклад:

Милого побои недолго болят!

Это один из тех образов русской крестьянки в творчестве Некрасова, которые показывают ее сильной, мужественной, гордой несмотря на всю тяжесть ее доли. Эти образы появляются в творчестве Некрасова в 60-е годы, с усилением народной струи в его поэзии.

Среди стихотворений 60-х годов, целиком или частично посвященных доле русской крестьянки («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»), есть одно, изображающее нравственные мучения женщины под гнетом жестокого патриархально-религиозного мировоззрения. Это – «Что думает старуха, когда ей не спится»(1862). Столетняя старуха «мечется на печи», «охает, мается» в ужасе от сознания своей греховности. «Грехи» ее иллюзорны или ничтожны, но ей представляются безмерными. Среди них есть такой:

С Федей – солдатиком чуть не слюбилась.

Сознательная или бессознательная реминисценция этого в «Катерине».

Есть солдатик Федя, дальняя родня,

Он один жалеет, любит он меня.

Катерина слюбилась с «солдатиком» Федей, но эта любовь не отравляет ее совести сознанием греховности, а радует Катерину, как просвет в ее печальной жизни. Любовь ее и Феди – это любовь равных людей, а не господина и раба. В этой любви нет побоев, а есть сердечная искренность и подлинное сочувствие. Эта любовь дает Катерине силу внутренний разрыв с постылым мужем.

Если Некрасов и обращается к крестьянской женщине со словами:

Ты вся воплощенный испуг,

Ты вся вековая истома,-

В то же время он ищет в народной жизни такие женские типы, которые предвещают исход из состояния «воплощенного испуга», типы, в которых сказывается стремление к свободе и протест против гнета и насилия.

Обрисованная немногими скупыми штрихами героиня лаконичного стихотворения Некрасова – это тип «нового человека» в народе. Она смело идет против общего мнения, против общества, исповедующего религию терпения, у нее есть убежденность в своей правоте, дающая ей силу на семейный разлад, на свободную любовь, на насмешку над попреками и побоями. В глазах революционных просветителей поведение Катерины - то борьба с несправедливыми, неестественными, насильственными семейными отношениями, являющаяся частью революционной борьбы против насилия над человеком вообще. За презрением Катерины к побоям мужа стоит презрение ко всему тому строю жизни, который держится на побоях, основа которого – грубое насилие. Борьба Катерины входит в широкую сферу борьбу угнетенного народа против насилия угнетателей.

Создавая образ Катерины, как и другие свои крестьянские образы, Некрасов отталкивался от реакционного фольклора и опирался на то, что было ему близко в народном творчестве.

Рядом с песнями «о вечном терпении» раздавались задорные песни, полные удали и кипучей, уверенной силы. Ведь в народной песне женщина далеко не всегда была подавлена волей грозного мужа, о котором пелось.

2.3. «Ключи от счастья женского затеряны у бога самого»

Корчагина Матрена Тимофеевна – крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

«Матрена Тимофеевна осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива: волос с проседью, глаза большие строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький, да серп через плечо».

Слава счастливицы приводит к ней странников. Матрена соглашается «душу выложить», когда мужики обещают ей помочь в жатве: страда в самом разгаре.

В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая заловка, на которую невестка должна работать как раба. С мужем, правда, повезло ей: лишь один раз дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за Матрену некому заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господствующего управляющего, прекратившийся лишь с его смертью.

Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат несправедливый суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка.

Долгое время Корчагина не может простить Савелию его неповторимой оплошности. Со временем у крестьянки появляются дети, «некогда ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты.

Дважды погорели.

Бог сибирской язвой трижды посетил.

В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского

От вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого.

Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивает типичность судьбы Матрены Тимофеевны: это обычная судьба русской женщины.

2.4. Образ Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»

Дарья – главная героиня поэмы «Мороз, Красный нос». Некрасов рисует «тип величавой славянки».

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц, с красивою силой в движениях,

С походкой, со взглядом цариц…

Наряду с Матреной Корчагиной Дарья принадлежит к этому многократно воспетому Некрасовым типу неутомимой труженицы, рачительной хозяйки, на которой держится весь дом; нежной матери, покорной, любящей жены, в тяжкую минуту становящейся настоящей героиней:

В беде – не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Жизнь Дарьи проходит в бедности:

Все отдали, что по копейке,

По грошику медному

Мы сколотили трудом!

Но как не тяжела доля русской крестьянки («с рабом повенчаться, быть матерью сына раба, до гроба рабу покоряться»), потеря кормильца ложится на ее плечи несравненно более тяжелым бременем. Дарья, раздавленная горем, обращается к покойному Проклу, сетуя на свою горькую будущность. Отныне даже урожай станет для нее бедствием, ведь со всей работой придется справляться в одиночку. Некому будет вместе с ней порадоваться за подрастающих детей, да и недолгой будет эта радость:

Всех у нас деток Гришуха да дочка.

Да голова у нас вор-

Скажет: мирской приговор.

И Грише не избежать рекрутского набора. Некому заступиться за сына, некому пожалеть мать.

Но не так просто сломить русскую женщину. Есть в ней врожденная гордость. И тут не имеет значенья, крестьянка она или княгиня. Не хочет она показывать своего горя, никогда не стала бы унижаться ради себя. Только ради близких, любимых людей готова она понести оскорбления. Нельзя так просто покорить русскую женщину. Может она претерпеть и потерю родителей, и мужа, и сына. Она будет сопротивляться невзгодам. И не всегда же быть горю. А вы посмотрите на русскую крестьянку, когда она радуется или просто работает. Поэт восхищается ею. Да и как иначе? Сочетается в ней спокойная красота с огромной силой, как телесной, так и духовной:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

Нельзя над этой женщиной подшутить «Она улыбается редко». Но сердце радуется смотреть на нее во время веселья:

Такого сердечного смеха,

И песни, и пляски такой

За деньги не купишь.

Не любит она бездельничать, всегда у нее есть работа. На нее спокойно можно положиться, дом у нее всегда в достатке, в семье она главная.

Дарья пыталась спасти умирающего мужа, ночью через лес бесстрашно «прошла в монастырь отдаленный («В верстах тридцати от села») за чудотворной иконой, но все было напрасно. Похоронив Прокла, Дарья отправляется в лес за дровами и, наплакавшись, незаметно для себя справляется с привычной работой:

Едва ее ноги держали,

Душа истомилась тоской…

Стоит под сосной чуть живая,

Без думы, без стона, без слез».

Зачарованная Морозом героиня замерзает в лесу. Но перед смертью ей даровано утешение: она видит во сне конец жатвы, счастливый труд крестьянской семьи, заботливого мужа, румяные лица детей.

Дарья просто уходит, она видит прекрасный сон, ей хорошо:

Улыбка довольства и счастья

У Дарьи не сходит с лица.

Зачем пытаться вернуть ее к жизни? Там у нее есть все, а здесь ничего, кроме извечных бед.

2.5. «Русские женщины» - поэма о женах декабристов.

Подвиг русской женщины, самоотверженной и несгибаемой, для Некрасова – источник глубочайшего лиризма, в котором сплавились и восхищение, и боль сострадания, и вера в грядущее освобождение, признание красоты и богатства душевных сил, присущих русскому национальному женскому характеру:

В груди кипят рыдающие звуки,

Пора, пора им вверить мысль мою!

Твою любовь, твои святые муки,

Твою борьбу – подвижница, пою!..

Подвижничество, подвиг – эти высокие слова применимы в равной мере и к судьбам воспетых Некрасовым в «Русских женщинах» жен декабристов, чьи имена хранит наша историческая память, и к судьбам безвестных крестьянок, обретших бессмертие, в некрасовском поэтическом слове.

«Русские женщины» - поэма о женах декабристов – вводит нас в иную, по сравнению с народными поэмами, социальную среду и в иную эпоху, отстоящую от некрасовской на полстолетия. Обращаясь к прошлому, поэт думал и о своей современности. Он словно протягивал связывающую нить между поколениями революционеров 1820-х и 1860 -1870-х годов.

В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и проницательно находил черты, роднящие их с участниками революционного движения нового этапа, без страха перед каторгой и ссылкой вступавших на путь борьбы с самодержавной властью. И замысел поэта был точно угадан и принят передовыми современниками. В.Н.Фигнер, видная деятельница революционного народничества, вспоминала именно об этом: «обаятельный образ женщины второй четверти прошлого века сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней. Их лишения, утраты и нравственные страдания роднят их с нами, женщинами позднейших революционных поколений».

Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов художнически открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения «Декабристки» было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла «Русские женщины». К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где в том же ключе о декабристках говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближает в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины».

Доминирующее свойство характера некрасовских декабристок – высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глубокую Сибирскую ссылку – подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости. Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Потому столь достоверен психологически кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторожные цепи.

В эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали

Их имена забыться не должны.

Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений писателей.

А разве не вызывают восхищения жены декабристов? Если крестьянку можно сравнить с могучей сосной, хозяйкой леса, выживающей в любых условиях, то они, скорее напоминают цветок, взлелеянный, ухоженный, который вдруг выбросили в дикий лес из привычного тепла. Но сколько силы в этих маленьких женщинах, сколько гордости. Казалось бы, откуда? Что они могли знать, кроме балов да светских бесед? Но велика сила русской души.

Нельзя равнодушно воспринимать этих женщин. Их появление в глуши подобно чуду:

И тихого ангела бог ниспослал

В подземные копи

И они не дрогнули даже в этих копях, жизнь воспитала их. Так почему же всегда только горе падает на долю русской женщины?

Почему за минуту счастья она должна расплачиваться годами страдания? Найдутся ли когда-нибудь ключи от счастья женского? Но даже если ей будет невыносимо тяжело, она, русская женщина, вынесет все. Такова ее судьба.

Образованные, любящие искусство, знатные, богатые молодые женщины бросили все и последовали за мужьями в Сибирь, чтобы поддержать их дух, разделить с ними тяжелую участь, помочь им в беспросветной трудной жизни на сибирской каторге. Они подписали страшную бумагу, составленную по приказанию царя, где они отрекались от своих прав, от богатства, от прав своих будущих детей, которые «поступят в казенные заводские крестьяне», как было написано в этой бумаге.

Смелых женщин не могли отговорить и родные, а они применили все средства, чтобы удержать их. Особенно трудно было М.Н.Волконской, которая очень любила своего отца. У молодой женщины достало силы и настойчивости, чтобы убедить, упросить этого человека твердой воли и уехать, оставив дома ребенка-сына. Отъезду Трубецкой родители не так препятствовали, но ей пришлось выдержать многодневную пытку в Иркутске, где губернатор принял все меры, от уговоров до угроз, чтобы задержать ее, заставить вернуться назад. Все преодолела воля женщины-героини, и губернатор вынужден был отправить ее дальше.

Разрыв Трубецкой и Волконской с «высшим светским обществом» был полным. Они правильно приняли своекорыстие, подлость и трусость этого общества:

Там люди заживо гниют,

Ходячие гробы,

Мужчины – сборище Иуд,

А женщины – рабы.

Только среди самых передовых русских людей своего круга они встретили полное сочувствие.

Большое сочувствие жены декабристов встретили и у простого народа.

Вот княгиня Трубецкая приходит в тюрьму:

С ключом старый и седой

Усатый инвалид –

«Иди, печальница, за мной!-

Ей тихо говорит: -

Я проведу тебя к нему,

Он жив и невредим…»

А ведь это вымуштурованный двадцатипятилетней службой солдат, ставший тюремщиком!

В сибирской зимовке лесник принял, обогрел и проводил на дорогу заплутавшуюся в снежной метели Волконскую:

Но деньги принять отказался.

«Не надо, родная!

Бог вас защити,

Когда на одной почтовой станции Волконская решилась спросить офицера, конвоировавшего образ с серебром, о «жертвах декабристкого дела», о своем муже, то нагло и грубо ответил:

«…я их не знаю – и знать не хочу,

Я мало ли каторжных видел!»

А простой солдат после ухода офицера:

… доброе слово – не варварский смех –

Нашел в своем сердце солдатском:

«Здоровы! – сказал он: - я видел их всех,

Живут в руднике Благадатском!...»

На что Волконская сердечно отозвалась:

Спасибо, солдатик. Спасибо, родной!

Недаром я вынесла пытку!

Она сроднилась с народом: лесник говорит ей «родная», она, благодаря солдата, тоже называет его «родной».

Она поняла горе народа, и народ понял и разделил ее скорбь.

Когда же они приехали на место каторжных работ, то не деньги, а сердечность, сочувствие солдата – часового помогли Волконской увидеть мужа и его товарищей:

Рыданьям моим часовой уступил,

Как бога, его я просила!

Светильник он засветил,

В какой-то подвал я вступила…

Там она увидела на тяжелой работе своего мужа и его товарищей. Замечательно, что, прежде чем обнять мужа, Волконская опустилась на колени и поцеловала его кандалы в знак уважения к делу, за которое он пострадал.

И здесь смотритель работ, простой человек, «нарочно скрылся», чтобы не мешать свиданию Волконской с декабристами.

Все это глубоко тронуло Волконскую и она, благодаря народ восклицает:

Спасибо вам, русские люди!

В дороге, в изгнанье, где я ни была,

Все трудное каторги время,

Народ! Я бодрее с тобою несла

Мое непосильное бремя.

Пусть много скорбей тебе пало на часть,

Ты делишь чужие печали,

И где мои слезы готовы упасть,

Твои уж давно там упали!..

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили…

Примите мой низкий поклон, бедняки!

Спасибо вам всем посылаю.

Спасибо!..

Эти слова – гимн прекрасным моральным качествам простого русского народа, любовь и сочувствие которого приобрели жены декабристов, порвавшие со своим «высшим кругом».

Воспевая славный подвиг жен декабристов, Некрасов тем самым прославляет и самих декабристов, не пожалевших ни свободы, ни жизни ради блага народа. Прямо их изобразить, написать о них было невозможно – не позволяла цензура. Поэт все же сумел в кратких, но полных глубокого содержания сценах дать образы Трубецкого, Волконского. В арестантской одежде, в кандалах, в тюрьме и рудниках, они не были сломлены, подавлены, не считали ошибкой то, что сделали, не раскаивались, не пали духом.

Среди борцов за свободу было много женщин, и, назвав свою поэму «Русские женщины», поэт как бы прославляет в ней всех русских женщин, участниц борьбы за свободу.

Заключение.

В постоянных борениях некрасовских крестьянок с грозной судьбой – глубокий драматизм их земного пути. И этот – то из самой жизни почеркнутый, реальный драматизм определяет напряженность сюжетов, казалось бы, самых обыденных, погруженных в неспешный крестьянский быт, определяет и тот захватывающий интерес, с которым читаются поэмы Некрасова.

Жизнь крестьянская у Некрасова не беспросветна, в ней есть своя поэзия. И Дарье и Матрене Тимофеевне известны счастье взаимной любви и материнства, радость спорой работы, ощущение красоты окружающего мира природы. Непрочно это счастье, недолги эти радости. Что ж, тем выше их цена. Некрасов поэтизирует лучшие свойства крестьянского характера национального – величие души, беспримерное трудолюбие, высокое терпение в преодолении жизненных невзгод, - поэтизирует без сентиментального любования, в ключе народно-поэтических традиции. Это и вносит оптимистическую ноту надежды и веры в звучание даже такого трагического произведения, как «Мороз, Красный нос». Трагические и светлые интонации неповторимо сплетаются в завораживающих строках повествования о последних мгновениях замерзающей Дарьи. В воссоздании с проникновенным психологизмом предсмертных видениях героини поэт силою своего слова животворит неизбывную вековую мечту народа о прекрасной, счастливой жизни, о торжестве вольного и радостного труда. Эта мечта воодушевляет и некрасовских героев, и самого автора, который сумел увидеть мир и судьбы своих персонажей глазами самого народа.

Никто из русских поэтов до Некрасова не изображал жизнь простого народа так, как сумел сделать он. Герои гражданской лирики и эпических поэм Некрасова воплотили сущность русского характера: любовь к свободе и труду, богатство духовного мира, нравственную стойкость. Великий поэт был выразителем, вдохновителем революционного духа, всего прогрессивно-демократического движения своего времени.

Никто из русских поэтов до Некрасова так широко и с такой глубиной не охватил в своем творчестве жизнь городской и деревенской бедноты, Некрасов ярко показал тяжесть народных страданий, тяжесть подневольного труда. Поэзия его будила и будит умы, поднимает на борьбу против социального гнета, за равенство и счастливую долю. Его правдивая, мужественная поэзия, его задушевные песни слились с гневным голосом трудового люда. Некрасов глубоко понимая великую историческую миссию народа, который способен не только сетовать на горькую долю и петь заунывные песни, но и восстать против мира гнета и несправедливости. Воспевая неиссякаемую духовную силу, нравственную красоту народа, поэт будил в нем могучие, богатырские силы, внушал ему веру в светское будущее.

Литература.

1.Б.Бухштаб. Некрасов. Проблемы творчества. Советский писатель, 1989.

2.Н.А.Некрасов. Избранные произведения. II том. М.: Художественная литература, 1966.

3. Н.А.Некрасов. Сочинение. М.: Правда, 1954.

4. Н.А.Некрасов. Живые страницы. М.: Детская литература, 1974.

5. Н.А.Некрасов. Лирика. М.: Светская Россия,1978.

6. Н.А.Некрасов. Стихотворения и поэмы. М.: АСТ Олимп,1996.

7. Н.А.Некрасов. Избранная лирика. М.: Детская литература, 1986.

8. Н.А.Некрасов. Русские женщины. М.: Детская литература, 1956.

9. Н.А.Некрасов. Русские женщины. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984.

10. В.Г.Прокшин. где же ты, тайна довольства народного. М.: Наука,1990.

11. Русская литература. Учебник для 9 класса под редакцией М.Г.Качурина. М.: Просвещение, 1982.

12. Энциклопедия литературных героев. М.: АСТ Олимп, 2001.

Разделы: Литература

Оформление:

  • Газета “Я лиру посвятил народу своему”.
  • Стенд о декабристах. (жёны декабристов).
  • Стенд о Н.А. Некрасове.

Высказывания:

“О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!” (Н.А. Некрасов)

“Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства…” (Н.Г. Чернышевский)

“Зачем же ты в душе неистребима,
Мечта любви, не знающей конца…” (Н.А. Некрасов)

“От любви к женщине родилось всё самое прекрасное на земле.”

Звучит вальс, зажигаются свечи.

Николай Алексеевич Некрасов…

Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”, “Я лиру посвятил народу своему”, “Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать”. Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

Но сегодня мы чуть по-иному рассмотрим творчество поэта, попытаемся поговорить о том, как поэт нам показал образ женщины, женщины-крестьянки, женщины-матери, женщины любимой и любящей. И, конечно же, начнём наш разговор с матери, удивительной женщины, которая оказала благотворное влияние на жизнь и творчество поэта. Он с детских лет и до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал о ней.

Елена Андреевна, женщина образованная, со сложившимися духовными запросами, певица с удивительным голосом.

“Как вспоминали о ней старики: небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня”.

Она была несчастна в браке с грубым, едва грамотным самодуром.

Её страдальческий образ запечатлён в стихотворениях “Рыцарь на час”, “Несчастные”, “Баюшки –баю”, “Затворница”, в неоконченной поэме “Мать”.

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!

Однажды, в 1841 году, возвращаясь из Петербурга в родительский дом, Некрасов торопился на свадьбу сестры Елизаветы, а попал на похороны внезапно умершей матери, не успев повидаться с ней.

На фоне “Лунной сонаты” Бетховена.

У той плиты, где ты лежишь, родная,
Припомнил я, волнуясь и мечтая,
Что мог ещё увидеться с тобой.
И опоздал!

Ночь. Лунный свет заливает землю, церковь, могилы, поэт полон печальных дум.

Повидайся со мною, родная!
Появись лёгкой тенью на миг!
сю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты, - грудью своей
Защищая любимых детей.

Да, я вижу тебя, бледнолицую,
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой – царицею
Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения
Ты, чистейшей любви божество!

Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам.

Обратимся к стихотворению “В дороге”. Содержание – простой бесхитростный рассказ ямщика о семейной трагедии. Его жена, крепостная девушка Груша, получила воспитание в барском доме. Она не приучена к тем нечеловеческим лишениям, к тому каторжному труду, что были уделом крестьянки. Внезапно по капризам молодого барина Груша была изгнана из господского дома и выдана замуж за крепостного мужика. Непомерно суровые условия жизни, нравственные страдания героини делают её существование невыносимым и ведут к безвременной могиле.

(Отрывок из стихотворения “В дороге”).

Эта мысль продолжается в другом стихотворении Некрасова – “Тройка”.

Здесь поэт восхищается пленительной красотой русской девушки-крестьянки, которая мечтает о счастье, любви. Но иная судьба уготовлена ей.

(Звучит романс “Что ты жадно глядишь на дорогу” в исполнении Ивана Суржикова).

Сердечность, искренность и глубина чувств русской девушки-крестьянки показаны и в поэме “Коробейники”. Ожидание возлюбленного, тоска по нему, чистая любовь невесты Катеринушки, которая предпочла всем щедрым подаркам “бирюзовый перстенёк”, показаны в этом произведении. Прослушаем отрывок из поэмы, который стал одной из самых популярных народных песен.

(“Коробейники” в исполнении Надежды Кадышевой).

В творчестве Некрасова образ женщины показан разносторонне: это и красавицы-крестьянки, и женщины-труженицы.

Но это и женщины, способные на подвиг во имя любви, женщины, которые живут не в нужде, богатые, знатные, верные супружескому долгу, отказывающиеся от сословных и имущественных привилегий, женщины-дворянки.

Об этом мы узнаём, читая поэму “Русские женщины”.

Жёны декабристов Волконского, Трубецкого, Давыдова, Муравьёва и других бросили вызов Николаю I, вопреки его желанию отправились в Сибирь.

Поэт написал две части, каждая из которых может быть названа поэмой: “Княгиня Трубецкая” (1871 год) и “Княгиня Волконская” (1872 год). Готовность обречь себя на все тяготы жизни жены каторжника, самоотречение, стойкость – это всё черты, присущие Екатерине Ивановне Трубецкой.

(Показ портретов Трубецкого и Трубецкой на компьютере).

(Инсценировка отрывка из поэмы “Княгиня Трубецкая”).

Не менее ярко показан ещё один образ женщины-декабристки, жены Сергея Григорьевича Волконского, Марии Николаевны.

(Показ портретов на компьютере).

В 1827 году она последовала в Сибирь за мужем, оставив в Петербурге маленького сына Николая. Ребёнок вскоре умер.

Некрасов преклоняется перед ней, пожертвовавшей всем ради мужа, ради любви.

Прослушаем отрывок из поэмы (звучит “Лунная соната” Бетховена).

Обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем свете прежних дней.

Теперь я хочу раскрыть ещё одну страничку нашего вечера.

Поэт, восхищённый женщинами всех сословий, всю жизнь преклонявшийся перед ними, конечно же, не мог не любить и не быть любимым. Поговорим о любви в жизни поэта, попытаемся понять, какую роль в его жизни сыграло это высокое, светлое чувство.

В начале сороковых годов Н.А. Некрасов познакомился с Авдотьей Яковлевной Панаевой (Брянской).

(Показ портрета на компьютере).

С самого раннего детства и до последних дней судьба обращалась с ней жестоко. Много страдала она от тяжёлого деспотического характера родителей, особенно матери, картёжницы и самодурки.

“Меня никто не ласкал, а потому я была очень чувствительна к ласкам,” - вспоминала она. В восемнадцать лет она вышла замуж. Её муж, Иван Иванович Панаев, увлекающийся светскими удовольствиями, вскоре после после женитьбы охладел к жене. Она многое прощала ему, надеясь, что он образумится. Но этого не случилось.

Некрасова же не покидала надежда покорить сердце этой женщины.

Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне.
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь свою считаю, -
Я праздную его в душе моей!

Писал Некрасов в стихотворении “Да, наша жизнь текла мятежно”.)

Некрасов стал всё чаще и чаще бывать в доме Панаевых. С осени 1845 года он заглядывал к ним чуть не каждый день, а через год поселился с ними в одной квартире. Отношения Некрасова и Панаевой не были узаконены церковным браком, так как в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова в самом высоком и лучшем смысле этого слова. Однако толки и сплетни вокруг “незаконного” брака не прекращались очень долго.

Панаева постоянно помогала Некрасову в работе. Вместе написали романы “Три страны света”, “Мёртвое озеро” и другие.

У Авдотьи Яковлевны родился от поэта сын, который юридически считался сыном Панаева. Вскоре мальчик умер. Это уже был третий ребёнок, которого она потеряла. Поэт писал Тургеневу: “Бедный мальчик умер. До сей поры не могу справиться с собой.” Некрасов глубоко переживал за Авдотью Яковлевну. Она заболела и уехала лечиться за границу, на морские ванны. Настроение у неё было подавленное, нервы расшатаны:

Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряжённые глаза –
И кажется, зарёю обновленья
В них никогда не заблестит слеза.

В этот период обстоятельства личной и общественной жизни Некрасова были достаточно сложными, обострилась болезнь, что сильно отразилось на его и без того нелёгком характере. Нервы сдали, он стал раздражаться по пустякам. Чтобы как-то рассеяться, поэт уехал в Москву и жил на даче у Боткина. Авдотья Яковлевна поехала вслед за ним, но вскоре вернулась после одной из очередных ссор.

В записной книжке Некрасова сохранилась запись:

“Без клятв и общественного принуждения я всё сделала во имя любви, что только в силах сделать любящая женщина.” Но вскоре она вернулась.

Тяжёлый год – сломил меня недуг,
Беда застигла, - счастье изменило, -
И не щадит меня ни враг, не друг,
И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой
С своими кровными врагами,
Страдалица! Стоишь ты предо мной
Прекрасным призраком с безумными глазами!

Упали волосы до плеч,
Уста горят, румянцем рдеют щёки,
И необузданная речь
Сливается в ужасные упрёки…

Здоровье Некрасова ухудшается. Он пишет Тургеневу: “Скажи, понравятся ли тебе эти стихи?”

Давно – отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам;
Они приветливо яснели…
На край обрыва я ступил –
Вдруг волны грозно потемнели,
И тайный страх меня смутил!...
Поздней, - любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда,
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда…
Теперь один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов,
И та же мысль приходит снова,
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою.

Тургенев ответил: “Стихи твои просто пушкински хороши - я их тотчас на память выучил.”

Брат Некрасова Фёдор Алексеевич поссорился с братом Авдотьи Яковлевны из-за денег. Во время ссоры Фёдор Алексеевич так оскорбил Авдотью Яковлевну, что она решила разойтись с Некрасовым. Вспоминая о ссорах с Панаевой и об её упрёках, поэт впоследствии напишет:

Мы с тобой бестолковые люди…
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмём и с неё долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

Но всё же разлад дал трещину в отношениях: они то жили, то расходились.

Окончательный разрыв произошёл в 1863 году. Авдотья Яковлевна вышла замуж за литератора Головачёва, родила дочь и вся отдалась её воспитанию. Но счастье длилось недолго: вскоре её муж умер.

Облик этой далеко не заурядной женщины и с годами не тускнел в благородной памяти поэта. Почти через десять лет после того, как они расстались, он писал:

И ещё одна женщина в жизни поэта – Зина, дочь умершего рядового (обер – офицера) Викторова, а настоящее её имя Фёкла Онисимовна.

Некрасов называл её более благозвучным именем – Зина.

Это была молодая жизнерадостная женщина, от которой веяло душевной добротой и глубокой привязанностью к поэту.

Появилась она в доме Некрасова в конце 60-х годов. Ей было 19 лет.

Часто Некрасов, передававший какой-нибудь эпизод из деревенской жизни, говорил ей ласково: “Зина, выйди, пожалуйста, я должен скверное слово сказать”. И она, мягко улыбнувшись, уходила на несколько минут.”

Поэт смотрел на свои отношения с ней серьёзно, она не была для него случайным увлечением.

Недаром он посвятил ей свою поэму “Дедушка” и три стихотворения.

Некрасов стремился дать ей образование, приглашал учителей, много занимался с ней сам.

Эта женщина любила верховую езду, охоту, рыбную ловлю.

Именно ей пришлось утешать, поддерживать больного поэта в последние годы. Его мучили боли. Когда они прекращались, он призывал Зинаиду Николаевну, усаживал возле себя и вёл с нею задушевную беседу. Суровое лицо его преображалось, глаза светились кроткой грустью.

Пододвинь перо, бумагу, книгу!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мёртвый пал.

Помоги же мне трудиться, Зина!
Труд всегда меня животворил.
Вот ещё красивая картина –
Запиши, пока я не забыл!

Да не плачь украдкой! – Верь надежде,
Смейся, пой, как пела ты весной,
Повторяй друзьям моим как прежде,
Каждый стих, записанный тобой.

Говори, что ты довольна другом:
В торжестве одержанных побед
Над своим мучительным недугом
Позабыл о смерти твой поэт!

Ухаживали за больным Некрасовым Зинаида и Анна Алексеевна Буткевич, любимая сестра поэта. Зиночка, которая была моложе и со сном справлялась труднее, садилась на пол и уставлялась на зажжённую свечу:

Двести уж дней, двести ночей
Муки мои продолжаются;
Ночью и днём в сердце твоём
Стоны мои отзываются,
Двести уж дней,
Двести ночей!
Тёмные зимние ночи…
Зина! Закрой утомлённые очи!
Зина! Усни!

Больной, почти умирающий Некрасов – неожиданно для всех близких – решил обвенчаться с Зинаидой Николаевной.

Может быть, поэт хотел “хотя бы внешним образом отблагодарить свою сгоравшую на огне бескорыстной любви подругу” (но, может быть, и другое: юридически оформить её права на наследование).

Ещё за год до венчания, в мае 1876 года, понимая, что жить остаётся недолго, Некрасов написал стихотворение и посвятил его Зине.

Ты ещё на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру, моя померкнет слава,
Не дивись и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моём, -
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.

(Звучит музыка “Вальс о вальсе”.)

Закончить вечер хочу словами Н.Г. Чернышевского о Некрасове: “Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства.”

У поэта мы видим новое отношение к женщине, уважение её нравственных прав, признание равенства между любящими.

Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова.
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной, рассказу о судьбе которой посвящена одна из частей. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожаи. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Перед нами женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую долю, выпавшую женщине. В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Для раскрытия авторского замысла важна отметить, что часть поэмы, посвященная судьбе Матрены Тимофеевны, названа не ее именем, а "Крестьянка". Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Этим названием подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.

Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит его не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, вторая - княгине Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями: голодом, позором, "трудом этапного пути". Но все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу.

Во второй части поэмы повествование ведется от первого лица - лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой, - спор княгини с отцом. Отец упрекает дочь в безрассудстве, та говорит о долге, а также о предначертанности своей судьбы: "так небу угодно".

Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркивает, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков и вне сословных рамок. Тип "величавой славянки" - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

Женские образы в произведениях Н. А. Некрасова

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, - появится вдруг

И бессмысленный, вечный испуг.

Н. А. Некрасов

Нет такого поэта или писателя, в произведениях которого отсутствовали бы женские образы. Во все времена женщина вдохновляла поэтов. Ей посвящались элегии, послания, поэмы. Воспевались женская красота, нежность, чуткость, но редко когда писалось о чувствах женщины, ее переживаниях, ее доле.

Не случайно в качестве эпиграфа к данному сочинению взяты строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка». Николай Алексеевич Некрасов, как никто другой, сумел рассказать нам о судьбе русских женщин. Стихотворение «Тройка» одно из первых в его творчестве, где на первый план выходит изображение тяжелой доли крестьянской девушки:

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Образ женщины-матери также проходит через творчество Некрасова. Чувство его было искренним и неподдельным и шло из детства поэта, от любви к матери. Он всегда вспоминал о ней с нежностью и теплотой, отмечая ее огромное влияние на всю свою жизнь. К образу матери поэт обращается во многих произведениях, таких как «Родина», «Рыцарь на час», «Мать».

С головой бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, грудью своей

Защищая любимых детей.

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Тяжелая судьба русской женщины очень волновала поэта. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки:

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

На женщину русской земли.

Завязавши под мышкой передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» Некрасов называет русскую женщину многострадальной матерью «всевыносящего русского племени». И это правильно. Тяжелая, изнуряющая работа, ребенок, которого не с кем оставить, - все это делает русскую женщину героиней.

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Тему тяжелой женской доли продолжает поэма «Мороз, Красный нос», но в ней русские женщины показаны не сдающимися, волевыми, красивыми. Характерен образ Дарьи, которая посмотрит- рублем одарит. Она из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Все спорится в ее руках, все в ее власти: дом, работа, дети. Но со смертью кормильца жизнь ее резко меняется. Теперь ей са-мой надо будет и землю пахать, и урожай собирать, и детей кормить. Поэтому смерть в зимнем лесу для Дарьи является избавлением ее от скорби и непосильного труда.

«Кому на Руси жить хорошо». Рассказанная самой героиней история жизни делает ее более правдивой и достоверной, а народные песни, имеющиеся в тексте главы, лишь усиливают впечатление.

До замужества росла Матрёна Тимофеевна как у Христа за пазухой. Родные жалели ее, так как предчувствовали нелегкую жизнь, которую готовит ей судьба в чужой семье. Так и получилось:

И хотя любил ее муж и не бил плетью, многое ей пришлось вынести: и смерть сына, и порку.; Однако не сломалась Матрена Тимофеевна, выдержала столько, что счастья за работой, за хлопотами, за каждодневным страхом за судьбу детей так и не увидела. А впрочем, разве не в этом женское счастье?

«Орина, мать солдатская» Некрасов говорит о простой женщине, сын которой вернулся из царской армии, но, сокрушенный болезнью, вскоре умер, оставив мать одну. Велико горе материнское!, «горя реченька бездонная».

Жизнь женщины - это вечное терпение, независимо от того, к какому сословию она принадлежит..

«Русские женщины» посвящена подвигу жен декабристов, которые отправились за мужьями в ссылку в Сибирь. Княгини Трубецкая и Волконская оставили все: родных, богатство, положение в обществе ради того, чтобы быть со своими мужьями, переносить тяготы и лишения, вызванные дорогой. Декабристки шли на каторгу, веря в свое предназначение - страдание осилить терпением. Поэт описал подвиг только двух женщин, хотя было их куда больше, но именно Волконская и Трубецкая «другим дороги проложили». Он описывает мужество жен декабристов, их стремление быть рядом с мужьями в трудную минуту. Так, княгиня Трубецкая спорит с иркутским губернатором, чтобы тот дал ей коней для того, чтобы она могла ехать дальше:

Подпишу! И живо - лошадей!..

О своем назначении она говорит:

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

Вторая часть поэмы посвящена княгине Волконской. Как и Трубецкая, эта женщина последовала вслед за мужем и остановить ее не могли ни отец, ни мать, ни братья:

Была из-под Киева вызвана мать,

«образумить» меня приказал.

Но волю мою сам Господь подкреплял,

Испытания, выпавшие на долю княгини, не сломили ее, а напротив, укрепили в ней дух и веру в правильность ее решения следовать в Сибирь. Это настоящая патриотка, и даже муж был поражен: ее самоотверженностью: «Так вот ты какая!» - Сергей говорил».

Для Некрасова образ матери, образ женщины, образ жены был главным в его творчестве. Хочется сказать спасибо этому великому мастеру слова, который сумел не только рассказать о русской женщине, но и пожалеть ее и возвысить.