Презентации

Грузинская царица тамара. Царица Тамара: история правления. Икона, храм царицы Тамары. Ин тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Грузинская царица тамара. Царица Тамара: история правления. Икона, храм царицы Тамары. Ин тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты. На самом деле Тамара – единственная в истории мира женщина, имевшая титул царя. Именно царем («мэпэ » – «царь», грузинский язык) называли ее современники.

И в жизни, и в смерти Тамары спрятано много тайн и загадок. До сих пор не установлены точные даты ее рождения и смерти. Неизвестно и место, где покоится тело знаменитой царицы-царя. Кто же она такая, Тамара – царица Грузии ?

У Георгия, грузинского царя, Тамара была единственной дочерью. Правивший в сложное время войн и внутренних раздоров, Георгий принял шокирующее для того времени решение – он короновал дочь еще находясь в полном здравии. Мотивом такого странного поступка послужило стремление Георгия избежать распрей и борьбы за трон в случае своей внезапной смерти. Тамара получила корону в четырнадцать лет .

Царица Тамара - воительница и покровительница

Однако мысль о том, что после смерти царя Георгия Грузией будет управлять женщина, не давала покоя высшей грузинской знати. На собрании высших лиц государства было решено срочно выдать царицу замуж. В качестве претендента на сердце Тамары и на трон Грузии был выбран внук Юрия Долгорукого , русский князь Юрий. Это был человек с вздорным характером и дурными манерами. Царица противилась браку изо-всех сил, но… Решение собрания знати было по-грузински твердым. К счастью для Тамары, брак оказался недолгим: Юрий оказался дебоширом, пьяницей и развратником – царица потребовала развод. После истории коронации Тамары это требование стало вторым, из ряда вон выходящим, событием в жизни высшего общества Грузии XII века. Несмотря на многочисленные препятствия, желание царицы было удовлетворено. После развода муж и жена стали кровными врагами – Юрий даже предпринял попытку отнять у Тамары грузинский трон и совершил военный поход на Грузию. В первом же сражении он был позорно разгромлен своими бывшими подданными.

Вторым мужем царицы Тамары стал мужчина, которого девушка выбрала сама. Это был друг ее детства, царевич Давид. Вместе супруги прожили счастливую жизнь. Правда, несмотря на недовольство знати, страной управляла все-таки грузинская царица Тамара , а не ее новый муж.

Период правления Тамары в Грузии называют Золотым веком. Царица сумела обеспечить политическое господство грузинской державы в Малой Азии. Несмотря на то, что территориально Грузия не была супердержавой, все ее внешние враги были разгромлены, а границы – расширены. Тамара отменила смертную казнь – в годы ее правления официально не был умерщвлен ни один человек.

Царица Тамара оказалась не только искусной воительницей . Она проявляла заботу и о духовной жизни своего народа. Женщины была щедрым меценатом, поддерживая художников, поэтов и писателей. С именем грузинской царицы Тамары связано имя известного поэта Шота Руставели . Свое знаменитое произведение, являющееся шедевром грузинской литературы – «Витязь в тигровой шкуре» – он посвятил царице. О любви поэта к Тамаре ходит много легенд и преданий, но сегодня мы можем только догадываться, было ли у женщины ответное чувство к Руставели – летописи об этом умалчивают.

Царица Тамара принадлежала к лагерю православных христиан. Она приложила немало усилий, распространяя свою веру по территории Грузии. Православная церковь причислила Тамару к Святым. Святая Тамара – покровительница больных и немощных, целительница тяжелых болезней.

Управляя государством, Тамара участвовала во всех его делах. О себе она говорила: «Я отец всех нищих и судия всех вдов ». Царица легко общалась с бедными людьми, всегда выслушивала их просьбы и, по возможности, никому не отказывала в помощи. Сама вела скромный и простой образ жизни. Современники называли ее «сосудом мудрости, лучезарным, но скромным солнцем, чарующей, но смиреной красотой ». Официально носившая титул царя, она была широко известна не только в окружавших Грузию странах, но и далеко за их пределами. Даже правивший позднее Иван Грозный, отзываясь о Тамаре, называл ее «мужеумной царицей грузинской ».

Турецкий султан Нукардин пожелал заполучить умную грузинку в свой гарем. Он потребовал, чтобы Тамара приняла ислам и вышла за него замуж. Оскорбившаяся царица ответила дерзким и возмущенным письмом, после которого Нукардин собрал войско и отправился с войной на Грузию. Тамара лично возглавила грузинские войска и в пух и прах разбила несостоявшегося «жениха».

Согласно одному из преданий, султан, не сумевший завладеть Тамарой при жизни, поклялся заполучить ее после смерти… Сегодня есть все основания полагать, что турок выполнил свое обещание: в названном в официальных документах месте погребения Тамары (в городе Гелати ) ее тело отсутствует. Нет его и в указанной в ватиканских источниках Палестины. Где же находятся останки царицы?

Об этом сегодня неизвестно. Говорят, что предчувствуя близкую кончину, царица Тамара приказала изготовить семь одинаковых гробов. В одном из них ей предстояло отправиться в царство мертвых… Гробы выдали людям из личной охраны – каждый закопал свою ношу в месте, известном только ему одному. Со смертью охранников умерла и информация о месте покоя царицы Тамары. А со смертью Тамары в Грузии закончился Золотой век – уже спустя десятилетия страна потеряла свои позиции в Малой Азии, и вскоре оказалась растерзанной многочисленными армиями турок, персов и монголо-татар.

Память о царице Тамаре живет в сердце каждого грузина и поныне. Великая женщина – самая почитаемая грузинская святая и самая чистая героиня народного эпоса.

В детстве мне нравилось обнимать и тискать Томку, как большую игрушку. Томка - это моя двоюродная сестра Тамара, дочь тети Маши.
Я могла часами сидеть у зеленой облупившейся перегородки между нашими комнатами и слушать ее шаги. Даже печка казалась мне теплее из-за того, что по другую сторону живет Томка.
А случалось, я подолгу высматривала ее из окна. Когда она шла по нашему переулку, пушистая ее челка подпрыгивала, лента в косе развевалась, ямочки на щеках волновались.
«Бежит, звонок лохматый!», - радовалась она мне, вылетающей навстречу. Наклонялась, подхватывала на руки.
По возрасту она была уже девушка, но играла со мной, как маленькая. Мы с ней вылезали в окно и гонялись по саду за бабочками. Случалось, носились под дождем и орали песни.
А еще Томка умела заплетать мою непослушные белые волосы в косичку «колосок» и дуть на коленки, чтобы сразу заживали.

В десятом классе моя сестра Тамара, тихая отличница, повесилась на газовой трубе.
Ее чудом успели снять. Тетя Маша, едва промокнув глаза полотенцем, провела с нами воспитательную беседу: о случившемся молчать. Мое присутствие, надо сказать, никого не смущало: я в таких случаях брала карандаш и наклонялась над альбомом.
«Сама всем разнесет», - усмехнулась мама. Отец кивнул.
Прошло несколько дней, прежде чем я осторожно спросила маму, почему такое случилось с Томкой. Она путаясь в словах объяснила, что та стесняется, что выросла дылдой, рост сто семьдесят пять, а мальчишки в классе маленькие. «Какие глупости, - думалось мне, - из-за мальчишек, дураков этих, да они и мне в пупок дышат».
Мне так хотелось быть похожей на Томку, даже если бы та была ростом с дерево! Но тете Маше, которая постоянно сокрушалась, куда дочь такая вымахала, это не объяснишь.
Моя тетка - квадратная, щекастая, кулак имеет железный, а про характер и говорить нечего, всю жизнь работала учительницей - местная пацанва разбегалась, завидев ее за километр.
Помню, папа как-то сказал маме, что тетя Маша мужей извела. «Вытравила хлоркой», - повзрослев, сделала я заключение. Вещи ее всегда воняли хлоркой: белье, расчески и даже тапочки. «Надо чтобы все было стерильно», - говорила тетя Маша по любому поводу.

Когда Томке исполнилось семнадцать, у нее наконец появился жених: Усатый-полосатый. Крепкий черноволосый паренек ходил в тельняшке и имел модные усики. Влюбенные часами сидели на диване в Томкиной комнате и молчали. Я, пристроившись на полу, читала книжки вслух - тем самым мешая им целоваться.
Надо сказать, книжки в комнате моей сестры были разбросаны повсюду: на столе, подоконнике, на диване. В каждой - закладка в виде засушенного цветка: ромашки, василька, лютика. Большинство книг, по-моему, не дочитывалось.
Особенно мне нравились стихи Лермонтова. Привлекала даже обложка, с которой смотрел демон, будто слепленный из кусочков пластилина - репродукция с картины Врубеля. Я завывала по слогам: «...ца-ри-ца Та-ма-ра жи-ла, пре-крас-на, как ан-гел не-бес-ный, как де-мон ко-вар-на и зла» - и посматривала на Томку-о да! - настоящая царица, даже коса есть, а этот в тельняшке не то чтобы демон, но запросто может похитить мою сестру. «Сиди, я что-нибудь придумаю, она уйдет сейчас», - жарко шептала Тамара в ухо Усатому-полосатому.
У тети Маши обострился нюх - и она подпихивала меня к двери в комнату, чтобы я «там посматривала, что они делают».
Парочка вроде бы ничего такого не делала, но все в доме (даже мой папа) благодаря тете Маше, узнали, что наивная и неопытная в любви Томка оказалась беременна. И ей нужно срочно найти врача, чтобы избавиться от ребенка.
«Но они же любят друг друга. Не лезь. Пускай женятся. Он же не против», - увещевала сестру моя мама. Но тетя Маша выступила, что у Томки другая судьба, не плодиться от первого попавшегося охламона, а учиться на искусствоведа.
С рыданиями «а он в армию... армию... два года» Томку отвели к врачу. Она несколько дней не выходила в сад. Я стояла под ее окном, отковыривала от вишни засохший сок, жевала его и выплевывала.
Не очень понимая, что значит «убить ребенка», я решила, что Томка уморила своего малыша и зарыла в саду. Я даже поискала холмик, но нашла только сморщенного птенца, выпавшего из гнезда. И похоронила с почестями.
Усатый-полосатый, отвергнутый тетей Машей, ушел в армию, а Томка, так и не успев подготовиться к вступительным экзаменам, устроилась работать секретаршей.
Она исправно тукала на машинке, но была крайне рассеянна и раздражительна. Ждала писем, а они не приходили (их прятала тетя Маша). Частенько задумываясь, Томка бесконечно что-то жевала и стремительно толстела. Маленькая сумка ее была полна кулечков с конфетами и орешками.
Однажды в школу тете Маше позвонили и сказали: Тамара в больнице.
С помощью свидетелей восстановили картину случившегося. Начальник сделал юной секретарше замечание, мол, интеллигентная, а фантики от конфет бросаешь на пол, дочка учительницы называется. Тамара выкрикнула ему в лицо: «Демон, сгинь!» Задрала юбку и стала ею прикрываться. Тот вызвал скорую.

Мы с мамой приходили к Томке в психушку. Когда я ее увидела издали, подумала, что это - тетя Маша. Большой, коричневый, как медвежья шкура, халат и стриженная голова. Еще вчера Томка была веселая девочка, а сегодня стала почти старушкой. Я подарила ей пузырек с витаминками. Но она не улыбнулась.
И сказала нам на прощание: «Мне ничего не нужно, я сыта».

Через месяц Томка выписалась и с помощью тети Маши уволилась. Зиму просидела дома- то слонялась по комнатам, то задумчиво листала школьные тетрадки - а по весне поехала в Саратов, поступать в университет.
Вскоре пришла первая радостная весточка: Тамара сдала экзамены на пятерки.
Теперь она появлялась только летом, на каникулах. Я замечала: моя сестра сделалась еще красивее. Стала, наконец, красить губы. И завивать волосы на бигуди, как настоящая женщина.

Иногда она приходила к маме одалживать модные кофточки. Топталась в дверях, не зная, как начать разговор. «Ты хочешь куда-то пойти?» - угадывала мама и вываливала весь обширный модный гардероб. Папа тактично выходил из комнаты. Начиналась примерка.
Одну блузку, капроновую, зеленую с белым рисунком-снежинкой на груди, Томка не отдавала до конца августа. Помню, мама сама пошла за кофточкой на другую половинку дома. Но племянница отмахивалась, мол, она в стирке.
И только после напора тетя Маша призналась, что Тамара подарила ее подружке из Саратова, которая гостила у нее целую неделю. Той уж очень к лицу зеленый.
Мама постаралась не заплакать из-за тряпки; тетя Маша, выпроваживая, утешала ее, мол, мы должны понять: Тамара очень добрая, необычно, у нее душа маленького ребенка. И не нужно лишать ее радости творить добро.
Не зная, чем заняться летом, Томка брала у нас почитать книжки и валялась с ними в саду на раскладушке. Частенько забывала их на траве. Случалось, они разбухали от дождя. А одну перемазала какой-то липкой дрянью, вроде варенья. Когда мама, увидев, задохнулась от ужаса (книжка была библиотечная), племянница сказала отчужденно: «Ну не это же в жизни главное». «Распустили вы ее, - кипятился обычно ни во что не вникающий отец, - она ножки свесила и едет».

Надо заметить, что эти неурядицы не особенно влияли на наши отношения с Тамарой. Каждое лето мы с ней ходили плавать на Суру. Она плавала не как я, по-лягушачьи, а красиво, как парень, брасом и заверяла, что спасет меня, если что. От моторных лодок шла большая волна, я видела с каким удовольствием она раздвигает ее локтями. Моя сестра ничего не боялась. Ах, какое счастье загорать посредине реки на мели! Чистый песок. Горячие болотца луж. Желтые цветы.
Мы даже умудрялись нарвать невиданных цветов и затолкать их в лифчики от купальников.
Я была в восторге от своей необычной сестры-студентки. И заметила с удовольствием: мы с ней теперь одного роста, длинноногие, по-женски ладные. Когда идем по пляжу, парни на нас заглядываются.

…Настоящим кошмаром моего детства стал Тамарин муж по фамилии Никитин. Он был стар, сед и круглоглаз, как филин. Сначала на правах друга семьи захаживал к тете Маше, и та, раскупорив бутылочку, бесконечно рассказывала, какая Томка несчастная и сколько в жизни нахлебалась. Когда я услышала: «Ну, Машенька, ну что-ты, все образуется», с трудом поняла, что это имя моей железной тети, а не сказочной девочки. Однажды Никитин захотел по-отцовски поговорить с Томкой, которая закончила учебу и уже год как не работала.
Сел на корточки и заглянул ей в зеленые глаза. Она обняла его седую голову и зарыдала.
Проходная комната. Полутемно. Тамарина свадьба. На невесте строгое - с воротничком в горошек - платье, взятое напрокат у моей мамы. Никитин в сером немодном костюме, впервые пострижен и наодиколонен. Народу - десять человек. Только близкие родственники. Мама и тетя Маша всю ночь готовили. Гости боялись говорить тосты, чтобы не ляпнуть лишнего. За столом шептались: Тамара очень больна, и уж лучше так, чем никак. А когда мой папа пробовал крикнуть «горько», тетя Маша слегка толкнула его в спину железным кулаком - и он закашлялся.
Вскоре у Томки родился сын, худенький и болезненный. Он бесконечно плакал, потому в комнату к новобрачным врывалась тетя Маша, выхватывала ребенка из кроватки с криками: «е... твою мать!», укачивала, проклиная всю эту жизнь.
А наутро комментировала на нашей половинке дома, что Томка сидела со спущенными рейтузами и что Никитин собирался с ней делать. Сокрушалась: только равнодушная мать может позволить ребенку плакать, а сама думать об «этом».
Помню за стенкой робкий голос Никитина: «Томочка, а мы сегодня ужинать будем?» Где-то в глубине комнат заходился плачем ребенок. Раздавалась ругань. Хлопала дверь. С грохотом шлепалась на газ кастрюля.
Вскоре Никитин, застивший Томке глаза, был выдворен. Но он, как выяснилось, не исчез совсем. Тоскливо ходил престарелый папаша по вечерам под окнами нашего дома, пытаясь в шелку между шторами разглядеть сына.
Однажды я с ужасом увидела в незашторенном окне глаза филина, искаженные человеческой болью. Я вскрикнула и бросилась к маме. Долгое время мне снились кошмары с участием желтоглазого старика. Но взрослые делали вид, что ничего не происходит. Казалось, только я слышу по ночам тяжелые шаги и хруст веток.
.
.. Уйдя на пенсию, тетя Маша взяла воспитание малыша на себя. Лечила все его ветрянки и поносы, добывала ватные палочки и противодиарейные сборы. Скупала медицинские энциклопедии. Все в переулке ахали и охали, жалея тетю Машу и ее никчемную красавицу-дочь.
А молчаливая Томка, оставшись не при делах, вообще перестала разговаривать и все чаще закрывалась в комнате. Все ее раздражало. Шумы. Запахи. Люди.
Однажды вечером, когда у нас шумела стиральная машинка, она тихо поскреблась в дверь. Мама открыла. Томка молча опрокинула машинку на пол, толкнула полку с обувью, рванула шторку и ушла. Мама собирала ботинки, плавающие в луже с бельем, роняя слезы о том, какая Томка несчастная и больная. «Бездельница и нахалка»,-сделал неожиданное заключение отец, пришедший с вечерней смены.

…Вскоре моя семья получила квартиру и переехала на другой конец города.
Прошло много лет. Мы с Томкой виделись пару раз, говорили скомкано и не откровенно.
Она домохозяйка, любит огород, каждый год сажает красивые цветы. А осенью составляет из них букеты. Жизнью в общем-то довольна, с матерью и взрослым сыном ладит.

Царицы Тамары в моей памяти навсегда осталось две.
Первая живет в книге Лермонтова, вечно молодая, с бунтарской душой. Решив идти поперек судьбы, она жестоко за это поплатилась.
Вторая стоит в саду с граблями в пальто с отрезанными рукавами, сильно располневшая и постаревшая. И смотрит на меня не узнающим взглядом.
Они чем-то похожи - своей красотой, вечным стремлением к возвышенной любви и даже взглядом. Только смотрят в разные стороны.

Царица Грузии Дарья и поэма Лермонтова М.Ю. " Царица Тамара"

Познакомившись с легендой французского путешественика Ж Гамба, М.Ю. Лермонтов решил обратиться к грузинскому фольлору, дабы удостовериться была ли исторической личностью царица Тамара. И действительно, в Грузии сохранилась легенда о жестокой царице, убивавшей своих любовников (фактически аналог царицы Клеопатры) Однако имя этой жестокой правительницы было Дарья, с именем которой,видимо,и связано название реально существующее в Грузии Дарьярское ущелье.Каждый художник (живописи или поэзии) имеет право на вымысел.Поэтому и появилось у Лермонтова поэма " Царица Тамара",воссоздавшая образ жестокосердной царицы с другим,очень распространённым в Грузии именем Тамар.

Вместе с тем в Грузии, во второй половине XVII века жила имеретинская царица Тамар,славившаяся свой редкой красотой, очарованием, а так же хитростью и вероломством. О ней тоже слагались легенды. Поэтому поэму Лермонтова нельзя считать голой выдумкой, хотя и художественной.Он просто связал легенды друг с другом, так и появилась очень убедительная и красивая поэма.А спор о рельном существовании героини сюжета надо оставить для историков.

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной

Царица Тамара жила:

Прекрасна как ангел небесный,

Как демон коварна и зла.

И там сквозь туман полуночи

Блистал огонек золотой,

Кидался он путнику в очи,

Манил он на отдых ночной.

Он весь был желанье и страсть,

В нем были всесильные чары,

Шел воин, купец и пастух:

Пред ним отворялися двери,

Встречал его мрачный Евнух.

На мягкой пуховой постели,

В парчу и жемчуг убрана,

Ждала она гостя.

Шипели Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки,

Уста прилипали к устам,

И странные, дикие звуки

Всю ночь раздавалися там.

Как будто в ту башню пустую

Сто юношей пылких и жен

Сошлися на свадьбу ночную,

На тризну больших похорон.

Но только что утра сиянье

Кидало свой луч по горам,

Мгновенно и мрак и молчанье

Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла

Гремя нарушал тишину;

Волна на волну набегала,

Волна погоняла волну;

И с плачем безгласное тело

Спешили они унести;

В окне тогда что-то белело,

Звучало оттуда: прости.

И было так нежно прощанье,

Как будто восторги свиданья

Существования грозной Тамары М.Ю. подкрепил рисунком замка, где проживала царица. Жаль, что Лермонтов не оставил нам портретного рисунка придуманнного им образа. Интересно было бы сравнить, ведь царицу Тамар рисовали многие художники. Я представлю эти рисунки (ниже, в продолжении поста) очень похожие не фото, естественно,таковыми не являющиеся.....

Образы цариц Дарьи и Тамары тесно сплетены в легендах, поэтому чаще поэты и художники имели ввиду последнюю. Этого не избежал и М.Ю. Лермонтов, посвятив ей свою поэму.Поэтой же причине в продолжении поста пойдёт речь именно от царице Тамаре (её жизни,характере и поступках)

Царица Тамара

Тем, кто не жил в Грузии, чьё сердце не держали на ладони великие Кавказские горы, мало что известно об этой потрясающей женщине, жившей и правящей своей страной более 8 столетий назад. Однако имя её живо до сих пор в памяти людской, и не меркнет любовь к ней грузинского народа, и не умаляется уважение к её удивительной врожденной мудрости и такой доблести, что любой мужчина позавидует.«Ее не могли соблазнить ни утехи мира сего, ни царский венец и скипетр, ни обилие драгоценных камней, ни многочисленные войска. Ее не могло завлечь и богатство"

На трон в 1178г. Тамар (или иначе - Тамара) посадил её отец - грузинский царь Георгий III. Тогда ей едва минуло 14 лет. Это стало поводом для возмущения придворных, весь государственный совет (дарбази) встал на дыбы. Ещё бы: женщина на троне Грузии! Но царевна, с юных лет проявившая интерес к управлению страной и делам политическим, сумела уговорить отца на такой странный для патриархальной страны шаг.

«Как, - бушевали гордые дидебулы, - царевна станет повелевать нами и поведет нас в бой на врага? Еще никогда славный трон Багратидов, ведущих начало от самого Иесе*, не занимала слабая женщина! Тут под сводами дворца раздался громовой голос главы церкви католикоса Николая. «Как вы думаете, почему именно женщину выбрал и явил нам Господь?» - невозмутимо вопросил он. Знатные феодалы разом притихли.

Действительно, предания гласили, что в стародавние времена их страна, древняя Иверия, слыла уделом Богоматери. Она повелела обратить в христианскую веру ее жителей посланнице своей Нине. Нет у грузин более высокочтимой святой, заступницы небесной. Так царевну венчали на царство… «царь Георгий посадил Тамар одесную… и возложил на голову ей венец из чистого золота, украшенного яхонтами, смирной и смарагдами»img alt="clip_image004_thumb (530x371, 64Kb)" height="371" src="http://img1..jpg" width="530" />

Но через шесть лет Георгий скончался, и царевна оказалась один на один с теми, кто не желал подчиняться женщине, кем бы она ни была. Лишь пойдя на многочисленные уступки придворной знати, Тамара сохранила себе трон и была повторно коронована на царство. Однако управлять войсками ей не доверяли по-прежнему и требовали её замужества, чтобы страна обрела мужскую руку в управлении.

Перебрав множество претендентов, решили остановиться на Юрии Русском, сыне Андрея Боголюбского, жившем в то время вместе со своей дружиной в Византии. Такой выбор не обрадовал Тамару, которая не доверяла жениху: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродца, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о правах. Дайте мне переждать, пока не увижу достоинства или недостатки его»

.

Интуиция не подвела царицу. За два года своего брака с грузинской царицей Юрий натворил много нечестивого и, хотя добросовестно водил войска на войну и одерживал победы, вёл себя при этом столь разнузданно, что не выдержала и Тамара, и её двор. Юрий много пил, устраивал дебоши, унижал знатных людей и, поговаривали, бил жену. В итоге Тамара велела отсыпать супругу меру золота и выпроводить из страны.

«И я не в силах выпрямить тень кривого дерева, и, не имея за собой вины, отряхаю пыль, которая пристала ко мне через тебя». Царица Тамара - супругу Юрию, князю Русскому намекала на предстоящий развод Однако оскорблённый Юрий не согласился с разводом, собрал войска и пошёл войной на Грузию. Вот тут-то, впервые, Тамара и проявила свой недюжинный полководческий талант, встав во главе своего войска и разбив в пух и прах непутёво супруга

.

Эта победа сильно укрепила её позиции на троне и заткнула рты недоброжелателям. Ещё не раз придётся Тамаре доказывать свою мудрость и доблесть, как в политических перипетиях, так и в роли полководца. Она вернула ко двору всех людей, преданных ей и памяти её покойного отца, отстранив от двора священников и чиновников, которые пытались перетянуть одеяло власти на себя, и облегчила налоги для простого народа. «Я - отец сирых и судья вдов», - говорила она о себе.

Известна история, когда султан Нукардин прислал письмо царице Тамаре с требованием принять ислам. Тогда он обещал «облагодетельствовать» её - взять в жёны. В противном случае грозил захватить страну и сделать царицу наложницей. Царица, сперва, написала отказ султану, а когда тот, разъярившись её ответом, напал на Грузию с несметными войсками, во много раз превосходившими силы грузин - снова возглавила войско и разгромила дерзкого султана. «Прочла твое, Бога гневающее послание, о Нукардин! Ты надеешься на множество золота и погонщиков ослов. Я же - ни на богатство, ни на силу войска, а на силу вседержащего Бога и святой крест, который ты хулишь…». Из письма царицы Тамары султану Нукардину.

Есть легенда о трагической любви царицы Тамары и придворного поэта Шота Руставели. Царица сделала его даже министром финансов, но большего она не могла себе позволить. «Всё могут короли, но…». Шота написал своего «Витязя в тигровой шкуре», воспев красоту возлюбленной, ставшей прообразом главной героини поэмы, и с прискорбием уединился в Палестине, в древнейшем грузинском монастыре Святого Креста. Что произошло с ним после этого - точных данных нет, и даже смерть Руставели окутана легендами. Известно лишь, что однажды в маленькой келье монастыря было найдено обезглавленное тело поэта

А Тамара снова вышла замуж. На этот раз мужа выбирала она уже сама. Им стал грузинский царевич Давид Сослани, которого знала с детства и которому полностью доверяла. Вместе, рука об руку, они прошли долгий жизненный путь, воспитывая двоих детей (наследника престола Георгия и царевну Русудан), мудро управляя страной и отражая нападения врагов. Слава о грузинской царице гремела по всем странам. Знал о ней и уважал Тамару даже русский царь Иван Грозный. Так перед взятием Казани он рассказывал о «мужеумной царице Иверской», своим воинам, чтобы поднять их боевой дух. После смерти Давида Сослани, в 1207 году, Тамара короновала соправителем сына, а сама отчасти удалилась от дел. Но до самой смерти своей она помогала простым людям, выслушивала их многочисленные просьбы, сама вела скромный образ жизни, зарабатывая даже на свою еду рукоделием, не смея объедать свой народ.

Царица всего лишь на 6 лет пережила своего мужа. Место её настоящего захоронения неизвестно: официальным местом считается царская усыпальница в Гелати, но там нет её тела, и где оно - никто не знает. Так или иначе, в Ватикане были обнаружены летописи. В них говорится, что Тамара, якобы, похоронена в Палестине, в монастыре Святого Креста, том самом, где закончил свои дни Шота Руставели, её неосуществлённая любовь…

После смерти Тамары, Грузия стремительно стала терять свои позиции на политической арене, и от её могущества и славы мало что осталось. Но ни татаро-монгольское иго, ни турецкие захватчики не вытравили память о свершениях Тамары, а её имя ныне причислено к лику святых.

«… высшие посты требуют и великого знания людей, мужества и находчивости, чтобы умело встречать и разрешать чрезвычайные сложности жизненных положений…». Елена Рерих.

Если бы ученые изобрели машину времени, вы бы вряд ли захотели побывать в Грузии XI века. Кровопролитная война с Византийской империей, закончившаяся поражением, междоусобицы, вторжение турок и непосильная дань — таковы реалии этого времени. Однако все изменилось с восшествием на престол Тамары. Правление мудрой и справедливой царицы по праву называют «золотым веком» Грузии, периодом блистательного взлета. Великие свершения правительницы со временем обратились в легенды и мифы.

Биография царицы Тамары

Восхождение на престол женщины в XII веке — явление из ряда вон выходящее как для , так и для всего мира. Наследники и элита, как правило, такому исходу событий всячески препятствовали. Впрочем, и отец Тамары Георгий III изначально не собирался отдавать бразды правления дочери. Он был опекуном Давида, сына своего старшего брата, и лелеял мысль: юноша станет следующим правителем. Однако судьба распорядилась иначе — разгорелись междоусобицы, и Давид исчез. То ли был убит, то ли скрылся под чужим именем. О его судьбе историки спорят до сих пор.

В 1178 году Георгий III сделал Тамару своей соправительницей. Он решил не искушать судьбу, догадываясь, какие препятствия будет строить знать на ее пути после его смерти. Особых надежд на дочь царь не возлагал, а зря. Во-первых, она была прекрасно образована. Во-вторых, обладала талантом дипломата. Учитывая, что Грузию окружал мусульманский мир, это было необходимостью. В-третьих, Тамара сочетала в себе, казалось бы, несовместимые качества: милосердие, чисто женскую мягкость и вместе с тем — несгибаемую волю военачальника, стремление идти до победного конца.

Хрупкая, застенчивая девушка, когда нужно, стояла на своем до последнего. Воспевая эти качества в поэмах, грузинский народ нередко перегибал палку, что затрудняет объективную оценку личности Тамары. Так, восхваляя царицу, грузинские летописцы утверждали, что она запретила применять телесные наказания и смертную казнь. «В дни царствования Тамар не встречалось ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию, и никого, кто бы подвергался наказанию, если не считать случаев применения старого закона, который положен для разбойников — повешения на дереве», — писал Басили Эзосмодзгвари (XIII век) в труде «История царицы Тамар». Между тем, эти сведения не соответствуют исторической действительности. Наказания применялись, хотя и редко.

Царица Тамара. (wikipedia.org)

Славу великой правительницы Тамара приобрела благодаря своим завоеваниям. После смерти отца она была повторно коронована. Не теряя времени, царица приступила к делу: реформировала войско по феодальной системе, ввела систему военных округов и воинскую повинность; солдат, прежде чем отправлять на поле боя, обучали их ремеслу. Особое внимание теперь уделялось разведке.

Тамара понимала, что нападение турок на Грузию неизбежно: слишком выгодным было расположение царства. Она выбрала тактику наступления. Это был смелый шаг, ведь численность турецкого войска значительно превышала численность грузинского. Однако суровая дисциплина и опытные военачальники сделали свое дело, и грузинская армия одержала победу над турками в Южной Армении. Список завоеваний за 27 лет правления легендарной царицы впечатляет: почти весь Кавказ, бывшие византийские провинции, несколько иранских городов. Войска Тамары успешно отразили нападения объединенной мусульманской армии. Грузинское царство еще никогда не было таким могущественным. Увы, от этого могущества не останется и следа, когда придет самый опасный противник — монголы.


Территория Грузии в начале XIII века. (wikipedia.org)

Как Тамара воевала со своим бывшим мужем

Первый брак царицы оказался неудачным. Супруга ей выбирала религиозная верхушка. Разумеется, что он должен был исповедовать православие. Выбор пал на Георгия (Юрия), сына Андрея Боголюбского. В отличие от отца, Георгий талантом полководца и политика не обладал. Сражениям он предпочитал кабаки, выпивку и женщин (по некоторым легендам, мужчин). Тамара довольно быстро разочаровалась в муже и спустя два с половиной года потребовала развода. Надо понимать, что развод тогда был делом немыслимым. Однако церковь дала согласие. Возможно, причиной этому послужили реформы, затеянные Тамарой в начале правления. Она поставила во главе церкви преданных ей людей, которые не были замечены в вымогательстве денег и злоупотреблении своей властью. Кроме того, церкви были освобождены от повинностей, на их существование из казны выделялись щедрые средства. Заручилась царица и поддержкой элиты — она значительно расширила полномочия советов знати. Низшие слои населения также были довольны своей участью, их освободили от тяжких поборов.


Грузинская церковь причислила Тамару к лику святых. (wikipedia.org)

Итак, никто не препятствовал разводу Тамары. И здесь начинается самое интересное: царица отправила Георгия в изгнание, снабдив при этом крупной суммой денег. Поступок благородный. Отвергнутый муж отправился в Константинополь, а затем вместе с войском вернулся в Грузию для отмщения. Тамаре пришлось воевать со своим бывшим мужем. Правда, преданная ей армия быстро выдворила незадачливого супруга за пределы царства.

Легенды приписывают красавице-Тамаре многочисленных любовников. Но это не более чем художественный вымысел, этакий атрибут романтического образа. Достоверно известно одно: молодая вдова искала мужа самостоятельно. Ее избранником стал осетинский царевич Давид-Сослан. Со вторым супругом разногласий не возникло; кроме того, он был талантливым военачальником.

Правление царицы Тамары

Тамара, помимо прочих достижений, покровительствовала искусствам, литературе и науке. Надо отметить, что культурное достояние Грузии в XII веке было уникально. Царство располагалось на пересечении торговых путей, и в культуре удивительным образом сочетались христианские и персидские традиции. Однако после многочисленных вражеских набегов обширное достояние серьезно пострадало.

В правление Тамары во всех уголках страны строились монастыри и церкви, их стены расписывали лучшие мастера. Правительница окружила себя поэтами и писателями, которые в процессе своего творчества сформировали нормы грузинского языка.

Многие предания рассказывают о романтических отношениях Тамары и выдающегося поэта Шота Руставели

Шота Руставели. (wikipedia.org)

И действительно, между строк его поэмы «Витязь в тигровой шкуре» читается безоглядная любовь. Тамара явно благоволила к поэту и назначила его государственным казначеем. Но исследователи говорят, что никакой романтической связи между царицей и поэтом не было. Вообще, сведения о биографии Руставели скудные и противоречивые. Существует несколько версий последних лет его жизни, начиная от монашеского пострига и заканчивая браком с красавицей-грузинкой.

Великая правительница умерла в период с 1209 по 1213 год. Место ее захоронения неизвестно. Тамара до сих пор остается излюбленной героиней грузинского фольклора, да и не только грузинского. У каждой народности Кавказа найдется парочка-другая историй о Тамаре — справедливой и отважной царице.

Состав оркестра: 3 флейты, гобой, английский рожок, 3 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, военный барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, 2 арфы, струнные.

История создания

Первоначальный замысел поэмы по стихотворению Лермонтова возник под впечатлением поездок Балакирева на Кавказ в 1862 и 1863 годах. «...Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует... - писал он из Ессентуков Стасову. - Мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня так же сильно действует... и много есть еще струн, которые Лермонтов затрагивает, которые отзываются во мне». Среди поэтического наследия Лермонтова (1814-1841) особенно привлекло композитора стихотворение, написанное под впечатлением услышанной поэтом на Кавказе старинной грузинской легенды: «Когда еще царила в Грузии великая царица Тамара, у нее была развратная, беспутная сестра (Дарья)... Наконец, боясь срама, заперла ее Тамара в Дарьяльскую башню. Кто бы ни проходил по ущелью, все тут стали зазываться негодницей в крепость, а потом этих несчастных убивали, и поныне их души носятся вереницей по ущелью Дарьяла, а когда воет ветер в Девдорак- ском ущелье, - это стонут и плачут о своих грехах замученные бедняки Кавказа».

В действительности в Грузии никогда не было ни царицы, ни царевны Дарьи. По-видимому, это имя возникло в легенде от названия ущелья - Дарьял. На изображенную в легенде Дарью похожа грузинская царица XVII века Дареджан. Надо думать, народная память заменила имя Дарьи на Тамару, героиню многих народных сказаний. Лермонтов написал свою балладу незадолго до своей безвременной гибели, в 1841 году.

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея, на черной скале.

В той башне, высокой и тесной,
Царица Тамара жила,
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон - коварна и зла.

И там, сквозь туман полуночи,
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.

На мягкой пуховой постели,
В парчу и жемчуг убрана,
Ждала она гостя. Шипели
Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки,
Уста приникали к устам,
И страстные, дикие звуки
Всю ночь раздавалися там, -

Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.

Но только что утра сиянье
Кидало свой луч по горам,
Мгновенно и мрак и молчанье
Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла,
Гремя, нарушал тишину:
Волна на волну набегала,
Волна нагоняла волну.

И с плачем безгласное тело
Спешили они унести....
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: «Прости!»

И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал...

Стихотворение, много лет спустя, при издании законченной партитуры было полностью приведено в ней.

Создание музыки растянулось на много лет. В 1866 году Балакирев часто наигрывал друзьям темы, предназначенные для «Тамары». Сочинение шло очень медленно, а вскоре и вовсе было прервано тяжелым кризисом, поразившим композитора в начале 70-х годов. Лишь в 1876 году, по настоянию сестры Глинки Л. Шестаковой, Балакирев вновь принялся за сочинение. Однако годы молчания сделали свое: композитор больше не уверен в своих силах, в своих познаниях. По каждому поводу он обращается к бывшему своему ученику Римскому-Корсакову, часто откладывает уже написанное. Лишь в 1882 году сочинение, наконец, закончено. «Тамара», партитуру которой Балакирев посвятил Листу, впервые прозвучала 7 (19) марта 1882 года в Петербурге под управлением автора. Широкой известности среди русской публики она не приобрела, зато была высоко оценена за рубежом, в частности в Париже. Там она дважды исполнялась в Концертах Ламуре. Французский композитор, знаток и исследователь народной песни Бурго-Дюкудре писал Балакиреву: «Когда я слушаю "Тамару", мне кажется, что я вдыхаю благоухание экзотических цветов. Чувствуешь себя перенесенным действительно в новый мир, и глубокая поэзия, которой отмечено ваше сочинение, раскрывает нам сущности, совершенно отличные от тех, с которыми мы, западники, знакомы».

Музыка

Поэма последовательно программна. Она начинается медленным вступлением: мрачными звучаниями низких струнных на фоне непрерывного рокота литавр, рисующими место действия (музыкальная картина, передающая содержание первого четверостишия стихотворения Лермонтова). Далее короткий мотив, сначала в тембре английского рожка, а затем повторяемый гобоем, передает голос Тамары. После краткого перехода начинается основная часть поэмы - Allegro moderato ma agitato, - первая тема которого, отличающаяся ярким восточным колоритом и рисующая образ легендарной царицы, звучит страстно в насыщенном тембре альтов, оплетенная подголосками. Возникает и другая мелодия, гибкая, извилистая, имеющая в основе тюркско-иранские напевы. Центральное место поэмы занимает сцена оргии, в которой звучат темы кавказских танцев. Они настолько своеобразны и колоритны, что кажутся подлинными народными, хотя композитор уверял, что не использовал впрямую ни одной из многочисленных записанных им мелодий. Доминирует ориентальная, прихотливо вьющаяся, играющая альтерациями мелодия. Она впервые звучит у высоких деревянных инструментов, что подчеркивает восточный колорит, на фоне характерного сопровождения, имитирующего барабанчик, а затем многократно повторяется, видоизменяясь. Красочная, полная страсти картина завершается эпилогом (Andante), который заключает форму музыкой, аналогичной вступлению, и одновременно воплощает последние строки стихотворения.