Английский язык

Десять главных изменений в образовании будущего. Новые школы: без парт, классов и учителей Ноу-хау: в японии робот сдает вступительные экзамены

Десять главных изменений в образовании будущего. Новые школы: без парт, классов и учителей Ноу-хау: в японии робот сдает вступительные экзамены

В ближайшие 10–20 лет учеба постепенно будет переходить в онлайн, и учиться придется всю жизнь

ШКОЛЬНАЯ ПАРТА – В ПРОШЛОМ

Современных детей можно назвать «цифровым» поколением: они много времени проводят онлайн, а информацию черпают из интернета - в общем, жизни без технологий не представляют. Согласно прогнозу исследовательской организации Ericsson ConsumerLab и шведского фонда Riksbankens Jubileumsfond, к 2020 году «цифровые» дети будут составлять 50% населения планеты. В связи с этим среднее образование постепенно переместится в онлайн. Например, уже сейчас во многих американских школах ученики смотрят видеолекции по предметам дома, а уроки посвящаются обсуждениям. То же ждет и вузы. «Сейчас почти в любой точке мира, где есть интернет, можно слушать курсы лучших профессоров из Гарварда и Принстона. Традиционные лекции со скучным пересказом учебников будут вытесняться новыми формами обучения», - прогнозирует старший научный сотрудник Института высшего образования НАПН Сергей Курбатов.

Единственные, кто не будет полностью учиться онлайн, - малыши. «Главная цель начальной школы - не дать знания, а научить ребенка учиться, приучить к работе в коллективе, помочь социализироваться. А для этого интернет не нужен», - считает директор экспериментальной школы-парка DIXI Ярослав Коваленко.

БУМ МИНИ-ШКОЛ И ДОМАШНИХ УЧЕНИКОВ

«Традиционная школа подходит лишь для малого количества учеников, остальные не вписываются в систему. Поэтому в будущем появится много учебных заведений новых типов, рассчитанных на самых разных детей», - говорит доцент Киевского университета им. Б. Гринченко, президент Всеукраинской тьюторской ассоциации Сергей Ветров. «Школа будет рассыпаться на осколки религиозных, узкоспециализированных, национальных и других мини-школ, где все друг друга знают и есть влияние родителей на учебный процесс, - говорит Ярослав Коваленко. - Все движется в этом направлении. Так, в Финляндии государство платит учителям и дает помещение любой новой школе, если за ее создание подписалось с десяток родителей. Да и в Киеве за последние три года появилось минимум пять мини-школ». Ожидают эксперты и бума семейного, или домашнего, образования. «Уже сейчас в школы экстернов, рассчитанные на домашних учеников, записаться проблематично - слишком много желающих», - говорит Ярослав Коваленко. Также, по словам Сергея Ветрова, появится множество центров, которые будут поддерживать семьи с такими детьми, давать юридические, учебные консультации, организовывать образовательный досуг для тех, кто учится дома.

ВУЗЫ ПОТЕРЯЮТ МОНОПОЛИЮ НА ЗНАНИЯ

В высшем образовании тоже произойдут изменения. «Развитие проектов массовых онлайн-курсов, таких, как Coursera, EdX, встряхнет существующую систему, ведь они открывают доступ к лучшим профессорам и лекциям мира. Поэтому ценность знаний, полученных на этих курсах, будет стремительно расти. Кроме того, некоторые провайдеры онлайн-образования уже объединяют отдельные курсы в долгосрочные программы. Так что со временем онлайн-проекты станут полноценными игроками на рынке, что приведет к потере вузами монополии на высшее образование, - рассказывает основатель проекта «Университет-онлайн» Иван Примаченко. - Но это не означает, что в вузах не будет студентов. Ведь есть те, кому нужно, чтобы их заставляли учиться. Для них разработают смешанные программы: например, лекции студенты будут слушать дома онлайн, а в институт будут приходить на практические занятия, консультации и т. д. Но в любом случае будущее - за онлайн-курсами. И те вузы, которые не начнут создавать свой онлайн-продукт, рискуют остаться просто местом, куда приходят подтвердить полученные онлайн знания и получить корочку». Кроме того, многие онлайн-проекты сейчас активно работают над признанием своих сертификатов. Так что не исключено, что в будущем они составят серьезную конкуренцию вузовским дипломам.

«Следует ожидать и развития узкопрофессиональных корпоративных университетов, нацеленных на подготовку специалистов для конкретных компаний», - прогнозирует Сергей Курбатов. По его словам, можно прогнозировать и развитие центров сертификации профпригодности: «Это могут быть как независимые центры, так и центры при компаниях и фирмах».

УЧЕБНЫЙ «ИНДПОШИВ» И НОВЫЕ ФОРМАТЫ

В учебе появится т. н. «индпошив». «Ученик будет сам выбирать, какие знания получить, - говорит соучредитель частной школы «Афины» Алексей Греков. - Сейчас все больше школ переходит на т. н. продуктивное обучение: дети получают новые знания, реализуя командные или индивидуальные проекты, и знания в такой системе - уже не цель, а средство. То есть они сначала берутся за создание модели корабля, черпая конкретные знания для этого, а не наоборот - сначала изучают весь курс математики с физикой, чтобы потом применить это на практике». Большое место будет отводиться игре: образовательные ролевые или онлайн-игры включат в учебные курсы. А город, по словам психолога, бизнес-тренера, руководителя холдинга OpenEDU Евгения Мирошниченко, станет большой учебной площадкой: «Это может быть урок астрономии в планетарии, химии - в лаборатории НИИ или имитация жизни первобытных людей на уроке истории».

Один и тот же предмет школьники будут изучать по-разному. «Так, на информатике технари будут изучать техническую составляющую ПК-программ, гуманитарии - как их использовать для создания своих творений. Хоть дети и будут в одном помещении, каждый из них будет принадлежать к своеобразному виртуальному классу», - говорит Алексей Греков. «Привычная классно-урочная система может кануть в Лету. Возможно, как в Древней Греции, ученики разного (!) возраста, прогуливаясь по парку с наставником, будут получать от него новые знания, дискутировать», - прогнозирует директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько.

ОЦЕНОК БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

«В мире появляется все больше школ, которые отказываются от оценок, потому что они перестают мотивировать детей. Более того, порой даже демотивируют. Кроме того, в стремлении получить наивысший балл многие школьники начинают учиться ради оценок, а не ради знаний», - говорит Олег Ересько. Да и, по словам экспертов, в оценках больше не будет потребности: так как в школе все будет построено на проектной работе и сам проект будет результатом того, как ученик усвоил материал, то наставник, видя его качество, будет решать, что делать со школьником. Если проект качественный - наставник разрешит ему двигаться дальше в учебе, если плохой - не разрешит до тех пор, пока проект не станет лучше.

УЧИТЬСЯ БУДЕМ В РЕЖИМЕ "24/7"

По словам Ивана Примаченко, стремительное развитие современного мира приведет к тому, что образование станет делом всей жизни человека, то есть он будет учиться постоянно: «Одни отрасли появляются, другие - умирают. Через 15–20 лет представители определенных профессий останутся без работы - их заменят роботы или «умные» ресурсы. Уже сейчас существуют роботизированные автомобили, которые самостоятельно преодолевают сотни километров, автоматизированные бухгалтерские или туристические сервисы и т. д. Люди, потерявшие работу, будут вынуждены переучиваться. Все остальные - постоянно обновлять свои знания, проходя мастер-классы, тренинги, курсы. Ведь сейчас знания быстро стареют».

ОСТАНУТСЯ ЭЛИТНЫЕ ВУЗЫ

Хоть у вузов появятся конкуренты, элитные учебные заведения сохранятся. «Не случайно ведущие вузы - это прежде всего исследовательские университеты, где исследования доминируют над процессом обучения, - говорит Сергей Курбатов. - Можно прогнозировать сохранение элитного сегмента университетского образования в качестве своеобразных «фабрик новых знаний», которые привлекают интеллектуалов». «Такие вузы, как Гарвард или Стэнфорд, будут завлекать в свои стены учебой в мини-группах, высочайшим качеством образования, отличным преподавательским составом, - говорит Иван Примаченко. - Но такое образование будет, как и прежде, доступно лишь немногим из-за высокой стоимости».

УЧИТЕЛЯ ПРЕВРАТЯТСЯ В НАСТАВНИКОВ

«Современный мир меняется так быстро, что люди, чтобы успеть за ним, в среднем каждые пять лет меняют сферу своей деятельности, - говорит Евгений Мирошниченко. - Поэтому роль школы изменится: она не будет всецело ориентирована на подготовку к профессии. Вместо этого в детях будут развивать способности к переучиванию, учить их быстро меняться и т. д.». «Так как учителя больше не являются единственным источником знаний, ведь есть интернет, то они превратятся в наставников: будут учить школьников работать с информацией, применять полученные знания», - прогнозирует Олег Ересько. По словам Евгения Мирошниченко, образование станет более индивидуальным, и у каждого школьника появится своя учебная траектория. «По сути, наставник будет гарантом того, что ученик овладел нужными знаниями и умениями, и именно он будет оценивать то, насколько подготовлен человек, - говорит эксперт. - То есть оценивание перестанет быть прерогативой школы. Впрочем, это касается и вузовского образования, в котором тоже появится понятие наставников, мастеров, которые, не исключено, даже будут выдавать свои дипломы». Также, по словам Евгения Мирошниченко, учителя отчасти уступят свое место детям: «Старшие ученики будут преподавать младшим. Передавая им свой опыт и знания, они сами начнут лучше разбираться в предмете».

В УЧЕБУ ПРИДУТ НОВЫЕ IT –РЕШЕНИЯ

Развитие IT-технологий привнесет интересные технические решения в образование. Например, по словам Ивана Примаченко, уже сейчас начинают создаваться ресурсы для т. н. адаптивного обучения (например, проект Knewton), которое использует искусственный интеллект. «На основании того, какие онлайн-курсы проходит человек, какие оценки получает, с какими заданиями справляется, а с какими - нет, система будет выстраивать виртуальную карту знаний пользователя и «подсказывать», что ему еще нужно пройти, выучить. Не исключено, что такой виртуальный тьютор будет сопровождать человека с первого класса», - рассказывает Иван Примаченко.

Сыграет свою роль развитие технологий дополненной реальности, которые позволят получать новые знания везде: например, наведя камеру смартфона на разрушенный исторический объект, человек на экране сможет увидеть, каким он был. Подобные технологии будут применяться и в бумажных учебниках (например, в Японии такие уже существуют - при наведении на страницу камеры смартфона включается анимация, иллюстрирующая материал).

Еще одно решение, которое изменит образование, - нейроинтерфейс, система, позволяющая нашему мозгу обмениваться информацией с компьютером и давать ему команды (образцы уже есть). Как минимум, это создаст еще одну возможность людям с ограниченными возможностями получать образование.

ОХОТА ЗА ТАЛАНТАМИ

Доступность образования сделает возможной глобальную охоту за талантами в будущем. «Такие проекты, как Coursera, имеют возможность полностью анализировать, как себя вел студент во время учебы, например, был ли он активным участником обсуждений, быстро ли сдает онлайн-тесты и на какие оценки, сколько раз просмотрел лекцию. Доступ к такой информации позволит ведущим компаниям находить себе идеальных сотрудников, и движение в этом направлении уже началось, - рассказывает Иван Примаченко. - Также благодаря появлению полноценных бакалаврских или магистерских программ, которые будут проходить полностью в режиме массовых онлайн-курсов (например, такую программу уже создал Университет Джорджии в США), любой человек, независимо от страны проживания, сможет получить диплом любой страны. Это тоже позволит развитым странам «выкачивать» таланты из развивающихся стран».

Компании не только будут находить «звездочек», но и инвестировать в них. Так, уже сейчас создаются онлайн-платформы, на которых инвесторы встречаются с талантливыми молодыми людьми. Последние просят профинансировать их учебу, обязуясь после выпуска платить инвестору процент со своего заработка.

БУДУЩЕЕ: ВУЗЫ БУДУТ ВЫПУСКАТЬ ДИЗАЙНЕРОВ ГМО

В ближайшие пять–семь лет наиболее востребованными станут такие направления подготовки, как работотехника, искусственный интеллект, 3D-проектирование, дополненная и виртуальная реальность, облачные технологии, биоинформатика и IT в медицине, IT в образовании и т. д. Это показал опрос студентов, топ-менеджеров и аналитиков, проведенный HeadHunter и рядом других компаний. В связи с этим в ближайшем будущем появятся такие новые профессии, как, например, инженер 3D-печати, архитектор виртуальной реальности, дизайнер онлайн-курсов и даже дизайнер ГМО.

НОУ-ХАУ: В ЯПОНИИ РОБОТ СДАЕТ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

В Японии в рамках проекта сотрудничества Национального института информатики и технологических компаний (среди них - Fujitsu и IBM) ученые разрабатывают умного робота, который мог бы сдать вступительные экзамены в Токийский университет (они считаются одними из самых сложных в стране). Недавно робот прошел свои первые испытания - экзамены по математике, ответив правильно на четыре вопроса из десяти. По прогнозам разработчиков, к 2016 году робот должен сдавать экзамены на высокие баллы, в 2021-м - набрать столько баллов, сколько нужно для поступления.

Свою школу в будущем я представляю большим красивым зданием. Возможно, оно будет чуть иной формы, чем сейчас - округлой, например. На стенах здания будут изображения картин или животных. Все окна будут зеркальными, отражающими солнечный свет. Мне нравится, когда возле школы растут деревья, и в будущем, я думаю, именно так и будет. Клумбы с цветами, фруктовые деревья и различные кусты буду опоясывать здание школы, даря прохладу в летний день и уют.

Внутри школы я представляю себе множество картин. На первом этаже большой телевизор, транслирующий развлекательные программы, чтобы на перемене можно было мысленно отдохнуть. Все классы будущей школы оборудованы компьютерной техникой. Учебники будут на электронных носителях, чтобы не так тяжело было носить их на себе в рюкзаке.

В будущей школе все ученики ходят в форме, также как и учителя. У каждой школы своя форма, чтобы можно было сразу понять, кто где учиться. В школьном буфете все можно получить в автоматах, это позволит не создавать очереди. Помимо этого я думаю, что в школе будущего будет просторный спортзал, имеющий все необходимое для занятий различными видами спорта. Там можно будет открыть спортивные секции, позволяющие заниматься спортом после уроков. Также в школе будет вместительный бассейн, дающий возможность позаниматься плаванием или водными видами спорта.

Свою школу в будущем я представляю большим красивым зданием. Возможно, оно будет чуть иной формы, чем сейчас - округлой, например. На стенах здания будут изображения картин или животных. Все окна будут зеркальными, отражающими солнечный свет. Мне нравится, когда возле школы растут деревья, и в будущем, я думаю, именно так и будет. Клумбы с цветами, фруктовые деревья и различные кусты будут опоясывать здание школы, даря прохладу в летний день и уют.

Внутри школы я представляю себе множество картин. На первом этаже большой телевизор, транслирующий развлекательные программы, чтобы на перемене можно было мысленно отдохнуть. Все классы будущей школы оборудованы компьютерной техникой. Учебники будут на электронных носителях, чтобы не так тяжело было носить их на себе в рюкзаке.

В будущей школе все ученики ходят в форме, также как и учителя. У каждой школы своя форма, чтобы можно было сразу понять, кто где учиться. В школьном буфете все можно получить в автоматах, это позволит не создавать очереди. Помимо этого я думаю, что в школе будущего будет просторный спортзал, имеющий все необходимое для занятий различными видами спорта. Там можно будет открыть спортивные секции, позволяющие заниматься спортом после уроков. Также в школе будет вместительный бассейн, дающий возможность позаниматься плаванием или водными видами спорта.

А самое главное, в школе будущего будут самые добрые и отзывчивые учителя, и послушные ученики, стремящиеся к знаниям. Вот такой я представляю школу в будущем.

Сочинять прогнозы – дело неблагодарное. Вспомнить только фильм «Назад в будущее». Если верить сюжету, у всех подростков уже должны быть самошнурующиеся кроссовки и летающие скейтборды. А ни того, ни другого пока не видно. Но всё же давайте немного пофантазируем и представим, как будет выглядеть школа будущего.

Процесс обучения

Информатизацией уже никого не удивишь. Электронные дневники, позволяющие проверить оценки ребёнка через интернет. Система «Посещение и питание», благодаря которой родители получают push-уведомления на телефон сразу после того, как ребёнок вошёл в школу или вышел из неё. Про электронные учебники-планшеты и интерактивные доски даже и говорить не стоит.

Сфера IT развивается колоссальными темпами и не собирается останавливаться. Скоро все дети смогут получать всю необходимую информацию на онлайн-уроках и сдавать экзамены в лучшие университеты и колледжи, не выходя из дома.

Если вся информация находится в свободном доступе, неизбежно встаёт вопрос – как изменится роль учителя? Многие до сих пор воспринимают учителя как «ментора» и практически единственного носителя информации. Но в будущем преподаватель станет скорее своеобразным «проводником» в мир информации.

Изменится и роль школьного образования, и само значение термина «образованный человек». Сегодня образованным называют человека, обладающего большим количеством информации (того, кто помнит законы Ома, сюжет трагедий Софокла и «Евгения Онегина» наизусть). В будущем в таком количестве знаний просто не будет смысла, а образованными людьми будут называться те, кто знает, где информацию найти, как её проверить и как с ней обращаться.

Среда и архитектура

Всё больше архитекторов, урбанистов и, конечно, футурологов говорят о так называемой «умной среде». Что это значит?

Нет никаких предпосылок к тому, чтобы здания становились больше и просторнее. Скорее наоборот – они будут сужаться, но при этом становиться функциональнее. И офисы, и дома, и образовательные учреждения получат возможность «считывать» поведение человека, подстраиваться под его нужды и даже контролировать его работоспособность.

Представьте себе школьную парту, которая подсчитывает, сколько времени ребёнок провёл за учёбой, а сколько – в разговорах с одноклассниками?

Питание

Уже сейчас питание в школах заметно меняется (это – общемировой тренд). Детей стараются меньше кормить тяжёлой, калорийной пищей и всё больше – полезными, по мнению современных диетологов, продуктами.

Оно и понятно – дети, также как и всё остальное человечество, всё меньше двигаются и всё больше едят. Надо же что-то с этим делать?

В московских школах с этого года тоже принялись за изменения школьного рациона. Убрали манную кашу, заменив её на менее калорийные крупы и творожные продукты. Сдобные булочки заменил полезный зерновой хлеб. Добавили больше блюд из яиц и мяса. И вкусно, и полезно.

В будущем процесс, скорее всего, будет развиваться по той же схеме. Просчитанный до мелочей ежедневный рацион, а может быть, и вовсе замена привычной нам еды на вещества, уже содержащие все необходимые микроэлементы.

Уже изобретён так называемый «Сойлент» – напиток, употребляя который, можно жить вовсе без еды и чувствовать себя прекрасно (он уже содержит все необходимые для поддержания жизнедеятельности вещества). Выгоду от таких изобретений для госучреждений трудно переоценить. Конечно, немного грустно представлять себе будущее без сладкой булочки и чашки чая, но оптимизация расходов и времени, скорее всего, победит и здесь.

Кружки и секции

Раньше под дополнительным образованием подразумевали какое-то милое детское хобби, не имеющее почти никакого применения во взрослой жизни (мягкая игрушка, бисероплетение или выжигание по дереву). На сегодняшний день всё больше занятий подчинены развитию какого-то навыка, который пригодится в дальнейшем. Иностранные языки, робототехника и даже изучение нанотехнологий – всё это входит в программу дополнительного образования в Москве.

Всё больше детей переключаются на проектную деятельность. Это связано с тем, что профессиональная жизнь большинства людей меняется – если раньше школы готовили исполнительных рабочих, то сейчас более востребованы креативные умы и управленцы, способные на неформатные решения и многозадачность.

Уже сейчас дети параллельно с учёбой развивают индивидуальные проекты. Например, ученики московского лицея №1502 в этом году разработали «умный материал», который в будущем будет незаменим в лицевой хирургии. А ещё одна столичная школьница Дарья Екимова изобрела дешифратор языка глухонемых.

Так что тот день, когда дети будут заниматься научной и творческой деятельностью наравне со взрослыми, вовсе не так далёк, как кажется.

Хороша ли такая нагрузка для эмоционального состояния ребёнка? Вопрос спорный. Но с чем действительно можно согласиться – жизнь взрослых людей точно так же становится всё более трудоёмкой, и в будущем от человека потребуется ещё больше интеллектуальных усилий для поддержания профессиональной деятельности.

Перемены сегодня происходят очень быстро: стремительно развивается наука, появляются новые технологии, создаются прогрессивные приложения для электронных устройств. Все это отражается на нашей повседневной жизни: меняют свой облик здания, магазины, торговые центры, транспортные средства и, конечно же, школы и другие учебные заведения.

Сегодня школа стала совсем другой, по сравнению с тем, какой она была 20 лет назад. Попробую представить, что могло бы измениться в ней еще через 20 лет.

В первую очередь, думаю, перемены произойдут в сфере электронных технологий. Скоро все забудут про доски с мелом и маркерами, поскольку на смену им придут интерактивные панели с сенсорным управлением.

Система ведения отчетности и проверки домашних заданий через 20 лет также будет полностью автоматизирована. Никаких классных журналов и сочинений от руки, все это - только на компьютере.

Письменное конспектирование также, вероятно, в скором времени станет менее актуальным. Многие ученики уже сейчас пользуются ноутбуками и диктофонами для записи того, что говорит учитель. Думаю, дальше эти традиции также будут продолжены и найдут свое развитие.

Возможно, в школе будут введены пропуска, способные передавать информацию родителям о том, в каком помещении находится их ребенок. Личное общение учителей с учениками и их представителями во внеурочное время, вероятно, будет происходить при помощи аналогов таких приложений, как Skype или Viber. Это позволит проводить родительские собрания и решать другие вопросы дистанционно.

Конечно же, изменения произойдут и в образовательной программе: в нее будут добавлены новые предметы, соответствующие потребностям времени. Вот такой я вижу нашу школу в будущем. Думаю, что тогда, когда у меня появятся собственные дети, я смогу узнать, насколько был прав, размышляя на эту тему в своем эссе.

В первые выходные февраля по традиции в городах и сёлах нашей страны проходят встречи выпускников школ. В этом году исполнится 20 лет с того момента, когда я и мои одноклассники отправились с порога школы №5 во взрослую жизнь. У каждого из нас жизнь эта сложилась по-разному. Многие добились значительных высот, а кто-то наоборот, опустился на дно.
Сегодня я приглашаю вас на виртуальную встречу моих одноклассников. Давайте посмотрим как оно всё было когда-то.

1. Все фотографии сняты мной в разное время, разными камерами и могут быть не совсем качественными, поэтому заранее приношу свои извинения.
Это наша средняя школа №5. Постоена она была где-то в конце 70-х годов. Район наш в то время был новый и школа была первоклассной и самой передовой во всём. У нас были специальные классы по матеметике, английскому, физике. При школе работала мастерская по производству мебели из дерева и замков из металла.

2. В школе был современный спорт-зал, стадион и каток. Потом катка не стало, пропали бортики для игры в хоккей.

3. В детстве я часто болел и был хилым ребенком. Где-то после четвертого класса я решил заняться спортом и иметь пятёрку по физкультуре, чтобы стать круглым отличником. С тех пор перекладина стала для меня своеобразным пропуском в спортивный зал, зашёл - подтянулся, на выходе тоже.

4. Однако меня не брали на соревнования, поскольку никакими спортивными данными я не обладал. В хоккейную сборную взяли меня только после вмешательства родителей. Я, придя домой из школы, расплакался и рассказал маме о своём великом "хоккейном горе", ну а она уже потом поговорила с физруком. Правда на лёд меня выпустили только в перерыве, а потом просидел всю игру на скамейке запасных. Так во мне умер великий хоккеист. Но подтягиваться я не перестал. Сейчас легко делаю норматив в 12 раз.
Внизу на снимке один из физруков школы Петренко Алексей Алексеевич. Это он рассказал нам о НБА и культуризме. Он - тот человек, который открыл в школе "качалку" и благодаря которому, я хожу в спорт зал три раза в неделю по сей день. Делаю всё как он учил: 3 подхода по 12 повторений.

5. Наша дворовая команда после победы в школьной эстафете. Игорь Перко, Максим Котов, Саша Евдокимов, Вадим Каптилович, Сергей Поляков и я.

6. За те десять школьных лет было многое. Сейчас даже и не вспомнишь всё. Может только самое главное: первая учительница Бобко Вера Петровна. По русскому у меня была крепкая четвёрка. "Тебе, Дима, никогда не написать на пять", - говорила она, и видимо поэтому я стал писать сочинения. Пусть с ошибками, но это было неким прорывом. Затем были конкурсы стихов, олимпиады по русскому языку и литературе. Может и этот блог тоже результат тех стремлений "доказать" учителю, что я смогу. Складывается такое впечатление, что вся система образования была построена на том, что тебе говорят - "не получится", а ты, вопреки всему, добиваешься результатов.
Восьмой класс, 1991-й год.

7. С одноклассниками мы ходили на последние демонстрации 7 Ноября. На дворе перестройка, а на мне куртка-варёнка из Польши и "турецкий" свитер.

8. Это мой лучший друг детства - Саша Евдокимов. Мы жили с ним в одном доме и когда родители привели нас в первый класс, нас определили в разные классы. На переменке Саша нашёл меня и привёл в 1-й Б, сказав учительнице, что мы друзья и будем учиться вместе.

9. С тех пор все 10 лет мы были "не разлей вода". Сидели за одной партой, давали списывать друг другу домашние задания, вместе прогуливали уроки. Это мы перед поездкой "на картошку". Модные по тем временам жакеты, которые мы делали из старой школьной формы, отрезав рукава и нацепив значки. У меня на руке напульсник с металическим заклёпками. На ногах импортные кроссовки.

10. Фотошопа в то время небыло и коллажи я делал своими руками, фотографируя и вырезая снимки. Проявлял в полной темноте. Получались такие вот шедевры. Саше тогда нравилась Таня, ну мы и шутили по этому поводу.

11. Таня Малявко - староста класса. Организатор и единственная из нас, кого приняли в комсомол. Остальных не успели, организация, как и страна развалились. Но нам удалось побывать в октябрятах и пионерах.

12. Миша Курбатов - его дом стоял около вокзала, в центре города. Там мы собирались и слушали Цоя на его магнитофоне.

13. Оля Смоляк - самая высокая девушка в нашем классе.

14. Оля Сорокопыт. Ох и много сердец разбилось о порог её дома. А сколько было драк и потасовок, за право дружить с Олей.

15. Вика Бричковская - самая загадочная девушка в нашем классе. На занятиях бывала редко, но экзамены сдавала все. Говорили, что у неё был какой-то очень влиятельный покровитель.

16. Наташа Колодко - всегда весёлая, душа компании.

17. Вадим Каптилович - замечательный игрок в футбол, на стадионе мог пропадать часами.

18. Игорь Перко - очень деловой товарищ, первый в классе, кто научился водить автомобиль. Все мальчишки ему тогда очень завидовали и просили приехать в школу на отцовской машине. Сейчас начальник ГАИ.

19. Мне довелось побывать в школе через много лет после её окончания. Так выглядит коридор школы.

20. Дверь в наш 11-й Б класс.

21. Класс у нас был тематический - кабинет физики. Здесь мы изучали законы строения Вселенной, писали лабораторные, сдавали экзамены. В 6-м классе я захотел взять учебник по астрономии в библиотеке, но мне его не дали, сказав что мал ещё. Посоветовали прийти через 4 года. Но я всё-равно его тайком из библиотеки вынес. Долго никому не показывал, пока не изучил весь.

22. Николай Петрович Моисеенко - учитель физики. Первый велосипедный поход, взгляд на Луну в телескоп, программа для калькулятора, альбомы Битлов, - всё это показал нам именно он. А ещё он придумал такую систему вариантов своих контрольных, чтоб никто не мог списать у рядом сидящего. Мне иногда приходилось решать их все восемь за 45 минут, чтоб помочь товарищам, ведь астрономию я знал ещё с шестого класса. Это его подсобка. Казалось, что все секреты мира хранятся за той дверью. Сколько интересных приборов стоит на полках и всё работает уже много лет.

23. Я не поверил своим глазам - на этом стуле сидел я.

24. Сделан он был в 1982 году.

25. Наш классный руководитель Новик Анна Леонидовна - учитель белорусского языка и литературы и её сегодняшний класс. Никогда не мог привыкнуть к её "русской" речи. Раньше на стенах висели портреты писателей и политических деятелей, теперь остался один. Сами знаете какой.

26. Ох и тяжело ей было с нами наверное, ведь взяла она нас в 9-м классе, когда мы все уже были с характером.

27. Сегодняшний класс информатики и его преподаватель кубинец Карлос. В наше время стояли ЭВМ "Агат" с двумя играми "Парашютист" и "Змейка".

28. Новая учительница. К сожалению имя не записал.

29. Мой преподаватель английского языка - Сергеева Ирина Александровна. С её сыном и моим одноклассником Женей мы иногда хулиганили в школе, за что ему доставалось больше других. Кто тогда мог подумать, что по-английски я буду говорить чаще, чем по-русски.

30. Ну а теперь о печальном. Школа наша очень старая, а образование в стране государственное. У государства за 20 лет так и не нашлось денег, чтобы отремонтировать Школу.

31. Унитазы в туалетах по-прежнему разбиты.

32. Крыша протекает.

33. Текут трубы под умывальниками.

34. Нет кранов.

35. Нечем крыть крышу.

36. Это наш завуч Барсуков Олег Петрович и директор школы Быстрик Александр Степанович. Эти люди делают всё возможное, чтобы дети получили образование, в первую очередь, и стараются поддерживать школу в рабочем состоянии. Учитель должен учить, а краны должен чинить водопроводчик. Если будет наоборот, то получится так, как сейчас получилось в одной маленькой стране.

37. С Александром Степановичем мы ещё долго разговаривали о школьных проблемах и делах, вспоминали былые времена. Рассматривали классные журналы прошлых лет. Он незаурядный человек, очень прогрессивно-мыслящий. Александр Степанович пользовался среди нас огромным уважением и между собой мы называли его "шеф". Его слово было для нас законом. Чего не скажешь о городской администрации, не любили его там, за то, что в Школе не растили идеологических болванов, а воспитывали свободно мыслящих людей. Видимо поэтому денег Школе и не давали. Но ничего, Александр Степанович, главное дело ведь не в деньгах, а в правде. А у кого правда, тот сильнее.

Писать о Школе можно много и долго. Сложно вложить все 10 лет в один пост. Очень хотелось бы узнать о том как сложилась жизнь у моих одноклассников. Где они сейчас, чем занимаются? Вся информация, которая есть на одноимённом сайте мне конечно доступна, но там единицы, а нас было 26 в классе. В историю школы мы вошли как самый "медальный" класс - 16 золотых и серебряных медалистов, победители областных и республиканских олимпиад. По окончании школы многие продолжили получать высшее образование, поступив в самые престижные вузы нашей страны. С 20-летием вас, мои одноклассники!

P.S. Не обижайтесь если кого-то не упомянул, фото выложил только те, что смог найти в своих архивах.

Update: Передали, что каток уже восстановили. С туалетами и крышей тоже всё уже в порядке, ведь стране больше не нужны свободные люди и Александр Степанович больше не Директор средней школы №5...

Оставайтесь на связи. Скоро вернусь.