Русский язык

Цели и задачи проекта Цель проекта: Изучить биографию поэта Сергея Есенина Проанализировать произведения Сергея Есенина, в которых используются образы. Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина «Край любимый Проектная ра

Цели и задачи проекта Цель проекта: Изучить биографию поэта Сергея Есенина Проанализировать произведения Сергея Есенина, в которых используются образы. Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина «Край любимый Проектная ра

Учебный проект: Жизнь и творчество С.А. Есенина.
Творческое название проекта: «Мои стихи, спокойно расскажите
про жизнь мою»
С. Есенин
Предметная область: Русская литература.
Тема в учебном плане: Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина.
Возраст учащихся: 6 класс.
Продолжительность работы по проекту: 3 недели.
Краткая аннотация проекта:
Краткая биография Сергея Александровича Есенина. Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, село Константиново, Рязанская губерния 28 декабря 1925, Ленинград) русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Его поэзия: с первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 19191923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин
Дата рождения: 3 октября 1895(1895-10-03)
Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя
Дата смерти: 28 декабря 1925(1925.12.28) (30 лет)
Место смерти: Ленинград, СССР
Род деятельности: поэт
Годы творчества: 19101925
Направление: Новокрестьянские поэты (19141918), имажинизм (19181923)

Дидактические цели учебного проекта:
1. Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.
2. Развитие творческих навыков учащихся.
3. Развитие умений и навыков работы с информацией.
4. Развитие навыков самоанализа учащихся.
5. Развитие навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.
6. Развитие навыков критического мышления.
Методические задачи учебного проекта:
1. Развитие навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения.
2. Развитие навыков использования полученной инофрмации в речи.
3. Развитие навыков использования критического мышления.
4. Приобретение учащимися знаний социокультурного характера в соответствие с изучаемой тематикой.
Направляющие вопросы:
Основополагающий вопрос: Какое влияние Есенин оказал на мировоззрение читателя?
Проблемные вопросы:
1. Был ли счастлив Сергей Есинин в жизни?
2. Какие произведения являются центральными в его творчестве?
Учебные вопросы:
1. Когда родился Сергей Есенин?
2. В какой деревне он родился?
3. Кем были у него родители?
4. Каково отношение поэта к Родине и к матери?
5. Какие судьбоносные проблемы раскрываются в творчестве поэта?

Структура проекта
План проекта:

Этап I. 1.Вводное занятие. Презентация проекта (вводная презентация учителя). 2.Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм). 3.Формирование групп и выбор темы исследования.
Этап II. (3 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)
1.Совместное планирование проекта: цели, график работы, определение системы оценивания работ. 2.Планирование деятельности каждого участника проекта. 3.Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет и других источниках). 4.Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах). 5.Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся. 6.Промежуточное оценивание работы участниками группы с учетом самооценивания. 7.Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации. 8.Предварительное оценивание работы всей группы 9.Итоговое оценивание работы каждого учащегося в группе.
Этап III. (2 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)
1.Предварительная оценка продукта деятельности. 2.Презентация проекта на школьной предметной неделе. 3.Оценивание результатов работы над проектом руководителем проекта и школьным педагогом-организатором. Вручение наград.
Этап IV.
1.Анализ результатов выполнения проекта. 2.Рефлексия.
Публикация учителя
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Дидактические материалы
Тест "Жизнь и творчество Сергея Есенина"
Литература:
Стихотворения С.А. Есенина

СЦЕНАРИЙ ПРОЕКТА:


ЧТЕЦ____________________:
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синий рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты

Сегодня мы собрались, чтобы рассказать о жизни и творчестве великого русского поэта Сергея Есенина, которому исполнилось бы в этом году 120 лет. Есенин - самый популярный русский поэт 20 века. Многие литературоведы ломали голову над секретом всероссийской любви к поэзии Есенина.

ЧТЕЦ ________________________:
- На Рязанской земле в селе Константиново в 1895г. 21 сентября (по старому стилю) 3 октября по новому – родился Великий поэт Сергей Есенин.
Отец Есенина – Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна – крестьяне. Детство Сергей провел у деда и бабки по матери в другой части села.
В своих стихах, и в автобиографии Есенин показывал свою безграничную любовь к деду по матери Федору Андреевичу Титову. Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. «Дедушка мне пел песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал Библию и священную историю.»
Года далёкие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело
Ну, а если тянет-
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».

Дедушка Сергея Есенина, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтеевна, знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье. А по вечерам в доме собирались дети, нищие и все слушали сказки.

ЧТЕЦ_________________________:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело
Говори да говори.

СЦЕНКА:
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.

Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться..
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)

Звучит музыка: _________________________
Демонстрируется:________________________

ЧТЕЦ____________________:

Село Константиново, где родился Есенин, было тихое, чистое, утопающее в зелени. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд.


Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

ЧТЕЦ___________________________:
Поэт Руси, он взял у её природы даже черты своей прекрасной внешности: голубые глаза - у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри - у крон родных берез, золото волос – у российских полей. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу ее.

Стихотворение «Приоткроется дверь»

Приоткроется дверь, и в сени
Осень стучит, дождем дыша,
Здесь родился Сергей Есенин,
Здесь витает его душа.

ЧТЕЦ____________________:
Есенин – это поэт Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение сердца. Слово « Русь» - одно из самых излюбленных слов Есенина. Для него оно наполнено огромным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина.

ЧТЕЦ: ___________________________
Можно включить_____________________
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

ЧТЕЦ___________________________:
Сергей Есенин воспринимал мир в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей.
Поэт однажды увидел зимой березу и сочинил стихотворение «Береза». Это было первое произведение, напечатанное в журнале.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

ЧТЕЦ___________________________:
Долгое время Есенин жил в Москве и Петербурге. Стал уже известным поэтом. Много было друзей и недругов. И вот он посетил свои родные места. Он не узнал своего деда, тот очень состарился. После этого у поэта родилось стихотворение « Возвращение на Родину

Ну что старик с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще.
- Добро, мой внук.
Добро, что не узнал ты деда

Ах, дедушка, ужели это ты!
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.

ЧТЕЦ___________________________:
Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет. Вновь и вновь наполняя музу чувством любви к родине, матери, которой поэт посвятит не одно стихотворение.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ НА СТИХИ «Письмо к матери»

ЧТЕЦ___________________________:

Поэзия разлита всюду, умей только ощущать её В Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина; природа и деревня. К ним направлена любовь и чувства поэта.

ПЕСНЯ:__________Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

ЧТЕЦ:________________Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

ЧТЕЦ___________________________:

Само понятие “Родина” у Есенина расширяется от своего села до всей России. Россия для него – родной дом. И в тяжёлые времена для России он страдал от мысли, что в своей стране он словно “иностранец”, словно “пришелец”. Но даже тогда он сохраняет в душе любовь к родине.

ЧТЕЦ ______________________:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

ЧТЕЦ ______________________:
1925 год. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде, в гостинице "Англетер" ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? - Нет пока точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке.
Звучит стихотворение: _________________________
Демонстрируется:________________________

ЧТЕЦ ______________________:
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. Много это или мало? На Кавказе говорят: 30 лет человек должен учиться, 30-путешествовать и 30-писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба-подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». За 30 лет он подарил нам целый мир, и этот мир живет, движется, переливается всеми цветами радуги.

Звучит музыка.____________________________________________________
Демонстрируется портрет Есенина.

И литературы

Тема проекта

«Есенин - это вечное»

Творческое название

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Есенин»

М. Осоргин

Основополагающий вопрос:

Откуда берутся таланты?

Учебные предметы

Русский язык и литература, музыка, мировая художественная культура.

Участники проекта

Учащиеся 11 класса

Вопросы учебной темы (проблемные):

(«Тема Родины в поэзии Есенина»)

· Отчего так «дороги мне люди, что живут со мною на земле»?

· Какого цвета луна в стихах Есенина? (Роль цветовых прилагательных в лирике Есенина).

· Почему так грустно «В стране берёзового ситца»?

· Есть ли мир, «где всё живое равноправно»? («Братья наши меньшие»).

· «Персидские мотивы» о любви?

Аннотация проекта

Среди особенно дорогих нашему народу имён по праву занимает своё место имя Сергея Есенина, великого русского поэта. Его «песенное слово» обращено к русской природе, душа поэта распахнута людям, его стихи - откровенный доверительный разговор с другом. «Мне кажется,- говорил поэт,- что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей».

Наш проект о том, как сегодняшние «добрые друзья» поэта ищут и находят свой ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?» Кто-то соглашается с: «От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить-он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». А кто-то к этой абсолютно точной и меткой характеристике добавляет: любим народной любовью, потому что «на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин». Наша кропотливая творческая работа и есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Всем классом мы решили: «Наш проект о том, как в юном сердце Сергея Есенина зарождалось и крепло, обретало силу «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого»- любовь к Родине. Эти слова когда-то написал великий. Трудно не согласиться с гением.

Рождение любви к Родине–тайна великая, требующая и тишины великой… Поэтому предпочтём же путь неторопливых раздумий и вопросов. Это ведь и есть труд души… Это и есть прикосновение к тайне. К тайне таланта. Таланта - любить Родину…».

Цели проекта

Дидактические цели:

· формирование исследовательских навыков с применением компьютера для анализа структуры поэтического текста, для осознания целостности и своеобразия художественного мира Есенина.

Методические цели:

· научить оформлять информацию, собранную самостоятельно, находить максимально приближённый к идее художественного текста вариант технического воплощения.

Проблемы (темы) самостоятельного исследования

1) Есенин и Блок. Уроки Блока.

2) Цвет в лирике Есенина.

3) «Есенин – это вечное» («Тебе, о Родина, сложил я песню ту»).

4) Какого цвета луна в стихах Есенина?

5) Мир Есенина в рисунках.

6) «И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…»

7) «Мы теперь уходим понемногу».

Структура учебно-методического пакета

Описание учебного проекта.

Работы творческих групп -

презентации:

«Тебе, о Родина, сложил я песню ту»,

«О чём говорят цвета в поэзии Есенина?»,

«Братья наши меньшие»,

«В сердце светит Русь»,

«Стихи свежие…».

Дидактические материалы: фотоальбом, иллюстрации, сделанные учащимися к стихам,- «Мир Есенина в рисунках», газетные и журнальные вырезки разных лет, альбом «О Русь, малиновое поле…», пластинки, диафильм «Раздумья о Сергее Есенине».

Методические материалы (презентация проекта), план оценивания проекта,

Web-сайт проекта «Есенин - это вечное».

Дополнительные материалы для учителя (Диски программы «Intel», список информационных ресурсов).

Этапы и сроки проведения проекта.

Подготовительный этап (80 мин.). Проходит на уроке по теме: «Художественный мир »

1. Актуализация проблемы-5 мин.

2. Объявление темы проекта, сроков работы над проектом -5 мин.

3. Определение целей работы над проектом-5 мин.

4. Формирование рабочих групп по интересам (6 групп по 3 – 4 ученика)-10 мин.

5. Предложить перечень вопросов для исследования на выбор учащихся, консультация по темам - 45 мин.

6. Обсуждение со всеми участниками проекта форм представления результатов учебной деятельности : презентации, публикации, Web – сайта. Обсуждение критериев оценки-10 мин.

Практический этап (4 часа)

1. Сбор сведений из различных источников.

2. Изучение лирики под девизом «Искать надо сердцем».

3. Домашнее сочинение «Зорко одно лишь сердце».

4. Оформление результатов работы с целью систематизации и структуризации материала.

Этап защиты проекта (1 час 20 мин.)

Цели этапа: развивать умения учащихся представить полученную информацию.

1. Знакомство с регламентом процедуры защиты проекта и ходом ведения защиты-5 мин.

2. Представление проекта каждой группой - 10 мин.

3. После выступления всех групп – этап обсуждения. Оппонирующие группы задают подготовленные вопросы выступающим – 10 минут.

4. Этап рефлексии (самооценка деятельности учащихся, группы по очереди говорят о своих преимуществах и недостатках, допущенных в работе) –10 минут.

5. Учитель подводит итоги работы. Награждение активных и инициативных участников выполнения проекта. Приглашение к участию в издании книги «Зорко одно лишь сердце».

Формы представления результатов (В скобках-выводы по итогам ученических исследовательских работ, выполненных авторами в электронном виде в соответствующих программах).

Презентации:

ü «Тебе, о Родина, сложил я песню ту». (Наша работа-бесспорное доказательство того, что «искать надо сердцем». Наше сердце подсказало нам, какие есенинские стихи с их неподдельной искренностью, душевной теплотой говорят о любви поэта к родине. Настоящая презентация-есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Остаётся добавить: их питает родная земля, в которую они влюблены с колыбели).

ü «О чём говорят цвета в поэзии Есенина?». (Образ родины занимает центральное место в лирике Есенина. Образ этот многолик, и средства изображения различны. Даже цветовые прилагательные голубой и синий становятся символами родины).

ü «Братья наши меньшие…» («Зорко одно лишь сердце»,- под таким девизом я проводила свои исследования и сделала следующие выводы:
-Вальяжный, умный, почти по-человечески понимающий Джим, почти сродни человеку, он почти его второе «Я». Никого не оставляет равнодушным трогательное обращение поэта к благородным животным, представляющим отряд домашних и бездомных четвероногих, к которым Есенин всегда испытывал особую симпатию. Они ведь не столько о меньших братьях человека, сколько о нём самом, о его безграничной любви к Родине).

ü «Персидские мотивы» (В «Персидских мотивах» поэт охотно рассказывает о России. Во всем цикле преобладает атмосфера сердечной дружбы русского человека с людьми Востока. Даже тогда, когда поэт любуется Востоком, ему приходят на память картины родного края.)

ü «В сердце светит Русь». («Россия-мать! Прости меня, прости!» - эти слова принадлежат поэту, для которого было важно быть самим собой и остаться человеком в самые жестокие для России годы. Пройдут десятилетия, а благоуханный сад есенинской поэзии будет цвести и плодоносить, он поможет нам сохранить родную землю такой же прекрасной, какой её видел когда-то поэт Сергей Есенин).

ü «Стихи свежие…». (Но главным-то, главным для Есенина было другое: то, что первый поэт России увидел в нём, деревенском пареньке, талант. И талант большой, новый, самобытный. «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые», - отмечает Блок на записке Есенина...).

Web – сайт «Есенин - это вечное» включает:

вступление;

полезные ресурсы;

критерии оценивания;

общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;

мероприятия, имеющие отношение к организации учебного проекта;

текущие классные мероприятия;

работы учеников: сочинения, иллюстрации, музыка к некоторым слайдам;

список использованных материалов.

Информационные ресурсы

Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1972 .

Есенин, М.: Просвещение, 1986.

Наумов Есенин. – Ленинград; Жизнь и творчество, 1960.

Дорогие участники проекта! Вы успешно завершили самую любимую тему старшеклассников нашей школы и заслуживаете самой высокой оценки. Руководители групп получат специальные грамоты, изготовленные юнкорами кружка «Репортёр». А все мы получили огромное удовольствие не только от мастерски выполненных презентаций, публикаций, но и от выразительного чтения стихов любимого поэта, от иллюстраций ваших классных художников, от вашего умения публично выступать. Вы аргументированно доказали, что поэт был прав, сказав: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве». Это чувство связывает воедино все лирические произведения Есенина: любовную лирику и стихи о природе, лирический цикл, посвящённый семье, лирику философских раздумий… В этом заключалась своеобразная цельность поэта, его своеобразный талант-талант самому любить Родину и талант влюбить человека в природу, значит, в родину. Спасибо вам всем! Спасибо за труд души, за трепетное прикосновение к тайне таланта, талант любить поэзию! Я уверена, что каждый из вас знает ответ на вопрос: «Откуда берутся таланты?» и сможет принять участие в создании школьной книги «Зорко одно лишь сердце».

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока»

Выполнил:

учащийся 6 класса

МБОУ Павловская СШ

Тарасенков Сергей


  • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
  • Изучить биографию поэтов
  • Подобрать стихи о явлениях природы
  • Научиться выразительно читать стихи
  • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?

Результат проекта:

  • выразительное чтение стихов
  • Компьютерная презентация

Блок Александр Александрович


Биография Александра Блока

Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Первые стихи Блок написал в пять лет.

В честь поэта назван также астероид


Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html



Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Отец и мать С. Есенина


Есенин и Айседора Дункан, 1922

С. А. Есенин и

С. А. Толстая


Сыплет черемуха снегом...

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.

Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.


В ходе работы над проектом я выяснил:

  • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
  • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
  • Читая стихи этих поэтов, я понимаю, что у природы есть душа, она живая.

В центре творчества Есенина – сложный, многогранный образ Автора, русского человека, яркого представителя своего народа, «настоящего, а не свободного сына» своей родины. Это – поэт, родившийся в деревне, связанный с крестьянским общим мироощущением и жаждавший воплотить в жизнь прекрасные принципы идеального мира, в котором человек – неотъемлемая часть единой живой Природы. А.Н. Захаров


Сергей Александрович Есенин ()


Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Теперь это село называется – Есенино. Родители Есенина были крестьяне. Обстановка в их семье была довольно тяжелая. Мать не ладила со свекровью, ее родители – Титовы – чуждались Есениных. Отец покинул семью, мать была вынуждена уйти от Есениных. Она отдала сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки.


Александр Никитич Есенин () и Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (). Отец Сергея Есенина Александр Никитич мальчиком пел в церкви. Он работал старшим приказчиком в мясной лавке на улице Щипок и куда в 1912 году поступил работать Сергей Есенин конторщиком, когда переехал из своего села Константиново в Москву. А жил он с отцом недалеко от улицы Щипок в Большом Строченовском переулке, в доме Крылова, 24, в общежитии "холостых приказчиков"...


Федор Андреевич () и Наталья Евтихиевна () Титовы - дед и бабушка Есенина по матери (родители Татьяны Федоровны). Титов Иван Федорович, дядя Есенина по матери. Есенин Илья Иванович () двоюродный брат поэта. Вот что пишет о своем детстве Есенин: "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду".


Дед Есенина человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы библии. Также он сильно любил внука. Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя, Божница старая, Лампады кроткий свет…. Таковы впечатления будущего поэта о детстве. Кроме деда Сергея воспитывала и его бабка. «Стихи начал слагать рано, толчки давала бабка». Она рассказывала сказки, а если ему не нравился конец, он переделывал на свой лад.


Таким образом, его духовная жизнь складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Религиозность поэта оказалась непрочной. «В бога верил мало, в церковь ходить не любил», - вспоминал он о своем детстве. Но на всю жизнь сохранил любовь к народным преданием, сказкам, песням. Здесь лежали истоки его творчества. Есенин вспоминает: «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. За это меня ругала только бабка». Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой. Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.


Когда пришла пора учиться, мальчик был отдан в четырёхклассное училище. Учение ему давалось легко. Уже в школе он стал проявлять поэтические наклонности. «Я сочинять стал рано, лес с девяти, - вспоминал поэт, - но долгое время сочинял духовные стихи». Стихи Есенина гг. убеждают, что уже в эту раннюю пору он находит собственный путь в поэзии. Мотивы русской природы, любовь к родному краю, проникновенность лирики, напевность стиха – всё это присуще его ранним произведением. В 1912 окончил Спас-Клепиковскую школу, и перед ним встал вопрос, что делать дальше. Родные отправляют его в Московский учительский институт, но сам Есенин к этому не стремится. Его отправили в Москву к отцу, который к этому времени стал приказчиком у купца. Отец пристроил сына в кантору этого купца. Так весной 1912 началась московская жизнь Есенина. После пребывания Есенина в «Суриковском кружке» он стремиться продолжить своё образование. В 1913 г. поступает в Московский городской народный университет имени Л.А. Шанявского. В университете он проучился полтора года. Это было для него нелёгким делом. И трудное материальное положение заставило Сергея уехать обратно в деревню.



С детства слагавший стихи, Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение «Береза»). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.


Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).


В 1915 году, когда началась поэтическая известность Есенина, он был призван в армию. По этому поводу он сообщал в одном из писем: « От военной службы меня до осени освободили». Но в 1916 г. его всё же призвали на военную службу. Благодаря вмешательству литераторов он был направлен в так называемую «трофейную комиссию», куда определялись художники, писатели, музыканты. Вскоре он был переведен в Царское село, где работал в канцелярии дворцового госпиталя. С. А. Есенин. Фотография г,Нева. С гравюры А. Остроумовой-Лебедевой


Есенин много надежд, верований вложил в свершившуюся в октябре 1917 революцию. В начале 1918 он переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).


В период военной службы он также продолжал заниматься поэтическим творчеством. Шаг за шагом Сергей отходил от тех, с кем ещё недавно был тесно связан. После смерти А. Блока (1921 г.) был устроен вечер «Чистосердечно о Блоке», на котором они надругались над памятью поэта. По этому поводу Есенин говорил: «Мне мои товарищи были раньше дороги. Но когда они осмелились после смерти Блока объявить скандальный вечер его памяти, я с ним разошёлся. – Да, я не участвовал в этом вечере, и я сказал им, моим бывшим друзьям, – стыдно!» В первой половине 20 годов Есенин далеко не сразу приходил к пониманию того, что деревня должна меняться. Его постепенно убеждала в этом сама действительность, жизнь в современной деревне, в которой ещё сильны были пережитки прошлого. Он хорошо видел это, посещая родные места, с болью говорил о темных сторонах крестьянской жизни.


В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).


В период создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового получает развитие в стихах последних лет. Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.


Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче что-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метелью о лете. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку. 28 января 1925 г.


Анна Романовна Изряднова () - Есенин вступил с ней в гражданский брак осенью 1913 года, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. Анна Романовна Изряднова Зинаида Николаевна Райх () с детьми - Таней и Костей.Зинаида Николаевна Райх 30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх.


В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Давыдовной Вольпин. Надежда с юности писала стихи, принимала участие в работе поэтической студии "Зеленая мастерская" под руководством Андрея Белого. Осенью 1920 года примкнула к имажинистам. Тогда началась дружба с Сергеем Есениным. Публиковала в сборниках свои стихи, читала их с эстрады в "Кафе Поэтов" и "Стойле Пегаса" - так называется "кофейный" период поэзии. 12 мая 1924 года, после разрыва с Есениным, в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически он публикует стихи (только под фамилией Вольпин). Надеждой Давыдовной Вольпин Галина Бениславская. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: "3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое..." Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта


Айседорой Дункан (). Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - "Дункан-Есенин". Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь. О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей. Айседорой Дункан


В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуме, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка - Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян) (), они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батума знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г. 5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой (). Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись.Софьей Андреевной Толстой


В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской. Вскоре Августа стала счастливой соперницей Дункан. Но несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла "Любовь хулигана". Августой Леонидовной Миклашевской


24 декабря 1925 года Сергей Есенин прибыл в Ленинград на постоянное место жительства. Прожил всего 4 дня – с 24 по 28 декабря. 28 декабря в 10 часов 30 минут утра в номере пять гостиницы «Англетер» был обнаружен его труп. На следующий день центральные и провинциальные газеты печатали и извещали о гибели поэта. Все сходились на одном: самоубийство. А так ли это на самом деле и наверное уже не узнаем.




До свиданья, друг мой, до свиданья..." Автограф