Математика

Значение образования российской империи. Система образования в российской империи. Образование российской империи

Значение образования российской империи. Система образования в российской империи. Образование российской империи

Северная война

Северная война 1700-1721 г. В 1700 г. Россия в союзе с Саксонией и Данией объявила войну Швеции, приступив к осаде Нарвы. Однако король Карл XII высадил под Копенгагеном десант и в августе 1700 г. вынудил Данию заключить с ним мир. Освободившиеся 12 тыс. солдат Карл XII срочно перебросил к Нарве. Шведы 19 ноября внезапно атаковали русские войска и добились победы.

Поражение под Нарвой обнаружило отсталость России в экономическом и военном отношении . Одержав победу, Карл XII считал Росси выведенной из войны. В России же начали готовиться к войне более серьезно, учитывая при этом и ошибки, допущенные при Нарвском сражении.

Оправившись от поражения, русские войска начали одерживать ряд серьезных побед. К маю 1703 г. все течение Невы оказалось в руках русских. У устья этой реки 16 мая 1703 г. закладывается Петропавловская крепость, положившая основание Петербургу, ставшему через 10 лет столицей государства. В 1704 г. шведские гарнизоны в Нарве и Дерпте капитулировали. В это время Карл XII занял Варшаву, поэтому, чтобы не лишиться своего последнего союзника, Россия решила оказать помощь польскому королю. Русская армия вступила на территорию Речи Посполитой, однако спасти союзника не удалось.

С этого времени вся тяжесть борьбы с сильным противником легла на плечи одной России.

После побед в Польше и Саксонии армия Карла XII весной 1708 г. начала свой поход к границам России. Русская армия, уклоняясь от генерального сражения, медленно отходила на восток, однако Карл XII отказался от прямого пути на Москву через Смоленск и повернул на Украину, в расчете на поддержку гетмана Мазепы.

Генеральная битва началась ранним утром 27 июня 1709 г. и закончилась разгромом шведской армии. Военные действия теперь были перенесены в Прибалтику. В 1714 г. у мыса Гангут русский флот одержал крупную победу над шведами. С этого момента началась дипломатическая подготовка заключения мира, однако смерть Карла XII в 1718 г. отодвинула этот момент.

Русское командование трижды в 1719-1721 гг. организовывало успешные десантные операции на территории Швеции.

В 1719 г. русский флот одержал победу над шведскими войсками у острова Эзель, а в 1720 г. -- у острова Грегам. Только после этого Швеция решила пойти на мир.

В мае 1721 г. в Ништадте (Финляндия) был заключен мир. За Россией закреплялось побережье Балтийского моря от Выборга до Риги, Швеция возвращала себе Финляндию. Таким образом, Россия получила долгожданный выход к Балтийскому морю. Победа эта означала, что Россия превратилась в великую европейскую державу. Это было достигнуто в результате реформ, которые охватили все стороны государства, вывели страну из технико-экономической и культурной отсталости. В 1721 г. Сенат торжественно поднес Петру I титул императора.

Россия стала называться Российской империей

Образование российской империи

Образование российской империи . Петр I за четверть века, века XVIII, совсем не столько стремительного, как XIX и уж тем более XX, превратил Россию в великую державу, не уступающую по своей промышленной и военной силе развитым европейским странам того времени. Петр Великий приобщил Россию к прогрессивным достижениям западной культуры, открыл выход к Балтийскому морю, чего желали добиться московские правители начиная с XVI в. Страна не только вступила «на порог» Европы, но и стала ведущей на востоке и севере континента. Большая часть петровских нововведений продемонстрировала удивительную живучесть. Государственные учреждения, созданные Петром I, функционировали весь XVIII в., а некоторые и далее. Рекрутские наборы, введенные при Петре Великом, просуществовали в России до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, как и сама Российская империя, - до 1917 г.

Российская империя создавалась:

1) при дальнейшем укреплении крепостничества, что приостанавливало формирование капиталистических отношений;

2) при сильнейшем налоговом нажиме на население. 22 октября 1721 г. во время празднования Ништадтского мира (торжества продолжались несколько недель) Сенат вручил Петру I титулы Великого императора всероссийского и «отца отечества». Вместе с принятием Петром I титула императора Россия становится империей. Возросший международный авторитет государства сказался в том, что его признали империей европейские страны: Пруссия, Голландия, Швеция, Дания в 1722-1724 гг., Англия и Австрия в 1742 г., Франция - в 1744 г. И позднее всех Российскую империю признала Польша - в 1764 г.

Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии:

1) царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников;

2) неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте, а именно «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает»;

3) внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий»;

4) произошла бюрократизация аппарата управления и его централизация;

5) реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах.

Образование Российской Империи случилось 22 октября 1721 года по старому стилю или 2 ноября. Именно в этот день последний российской царь Петр 1 Великий объявил себя императором российским. Случилось это, как одно из следствий северной войны, после которой сенат просил Петра 1 принять титул Императора страны. Государство получило название «Российская Империя». Ее столицей стал город Санкт-Петербург. За все время столица только на 2 года (с 1728 по 1730 гг.) переносилась в Москву.

Территория Российской Империи

Рассматривая историю России той эпохи необходимо помнить, что на момент образования империи к стране были присоединены большие территории. Это стало возможным благодаря успешной внешней политике страны, которую вел Петр 1. Он создавал новую историю, историю которая возвращала Россию в число мировых лидеров и держав, с мнением которых стоит считаться.

Территория Российской Империи составляла 21,8 миллионов км2. Это была вторая по площади страна в мире. На первом месте находилась Британская Империя с ее многочисленными колониями. Большинство из них сохранили свой статус и по сей день. Первые законы страны делили ее территорию на 8 губерний, каждая из которых управлялась губернатором. Он имел всю полноту местной власти, включая и судебную. В дальнейшем Екатерина 2 увеличила число губерний до 50. Разумеется сделано это было не за счет присоединения новых земель, а за счет дробления. Это достаточно сильно увеличило государственный аппарат и довольно сильно снизило эффективность местного управления в стране. Об этом более подробно мы поговорим в соответствующей статье. Следует отметить, что на момент распада российской империи ее территория насчитывала 78 губерний. Крупнейшие города страны при этом были:

  1. Санкт-Петербург.
  2. Москва.
  3. Варшава.
  4. Одесса.
  5. Лодзь.
  6. Рига.
  7. Киев.
  8. Харьков.
  9. Тифлис.
  10. Ташкент.

История Российской Империи полна, как яркими, так и негативными моментами. В этот временной отрезок, который продолжался менее двух веков, вложилось огромное количество судьбоносных моментов в судьбе нашей страны. Именно в период российской Империи случились отечественная война, походы на Кавказ, походы в Индию, европейские походы. Страна развивалась динамично. Реформы коснулись абсолютно всех аспектов жизни. Именно история Российской Империи подарила нашей стране великих полководцев, имена которых на устах и по сей день не только в России, но и во всей Европе, - Михаил Илларионович Кутузов и Александр Васильевич Суворов. Эти прославленные генералы навечно вписали свои имена в историю нашей страны и покрыли вечной славой русское оружие.

Карта

Представляем карту Российской Империи, кратко историю которой мы рассматриваем, на которой представлена европейская часть страны со всеми изменениями, которые происходили в плане территорий за годы существования государства.


Население

Уже к концу 18 века Российская Империя была крупнейшей страной мира по площади. Ее масштабы были такими, что гонец, которых направили во все уголки страны сообщить о смерти Екатерины 2, прибыл на Камчатку спустя 3 месяца! И это при том, что гонец скакал практически 200 км ежедневно.

Россия была также самой многочисленной по населению страной. В 1800 году в Российской Империи проживало порядка 40 миллионов человек, большинство из которых в европейской части страны. За Уралом проживало чуть менее 3 миллионов. Национальный состав страны был пестрым:

  • Восточные славяне. Русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы. Долгое время, практически до самого конца Империи, это считался единый народ.
  • Эстонцы, латвийцы, латыши и немцы проживали в Прибалтике.
  • Финно-угорские (мордва, карелы, удмурты и т.д.), алтайские (калмыки) и тюркские (башкиры, татары и т.д.) народы.
  • Народы Сибири и Дальнего Востока (якуты, эвены, буряты, чукчи и т.д.).

По ходу становления страны в ее подданстве оказались часть казахов и евреев, живших на территория Польши, которые после ее распада отошли России.

Основным сословием в стране были крестьяне (порядка 90%). Другие сословия: мещанство (4%), купечество (1%), а остальные 5% населения распределялись между казачеством, духовенством и дворянством. Это классическая структура аграрного общества. И действительно – основное занятие Российской Империи было сельское хозяйство. Неслучайно все показатели, которыми так любят гордиться сегодня любители царского режима, связаны с сельским хозяйством (речь идет об импорте зерна и сливочного масла).


К концу 19 века в России проживало 128,9 млн человек, из которых 16 млн жили в городах, а остальные в селах.

Политический строй

Российская Империя была самодержавной по форме своего правления, где вся полнота власти сосредотачивалась в руках 1 человека – императора, которого часто называли, на старый манер, царем. Петр 1 закладывал в законы России именно безграничную власть монарха, что и обеспечивало самодержавие. Одновременно с государством самодержец фактически управлял и церковью.

Важный момент – после правления Павла 1 самодержавие в России уже нельзя было назвать абсолютным. Случилось это по причине того, что Павел 1 издал указ, по которому отменялась система передачи трона, установленная Петром 1. Петр Алексеевич Романов, напомню, постановил – правитель сам определяет своего приемника. Часть историков сегодня говорит о негативе этого документа, но именно в этом и выражается суть самодержавия – правитель принимает все решения, в том числе и о своем преемнике. После Павла 1 вернулась система, при которой сын наследует престол за отцом.

Правители страны

Ниже приведен список всех правителей Российской Империи за период ее существования (1721-1917).

Правители российской империи

Император

Годы правления

Петр 1 1721-1725
Екатерина 1 1725-1727
Петр 2 1727-1730
Анна Иоанновна 1730-1740
Иван 6 1740-1741
Елизавета 1 1741-1762
Петр 3 1762
Екатерина 2 1762-1796
Павел 1 1796-1801
Александр 1 1801-1825
Николай 1 1825-1855
Александр 2 1855-1881
Александр 3 1881-1894
Николай 2 1894-1917

Все правители были из династии Романовых, и после свержения Николая 2 и убийства большевиками его самого и его семьи, династия прервалась, и Российская Империя прекратила свое существование, изменив форму государственности на СССР.

Основные даты

За время своего существования, а это практически 200 лет, Российская Империя пережила множество важных моментов и событий, которые оказали свое влияние на государство и народ.

  • 1722 – Табель о рангах
  • 1799 – Заграничные походы Суворова в Италию и Швейцарию
  • 1809 – Присоединение Финляндии
  • 1812 – Отечественная война
  • 1817-1864 – Кавказская война
  • 1825 (14 декабря) – восстание декабристов
  • 1867 – Продажа Аляски
  • 1881 (1 марта) убийство Александра 2
  • 1905 (9 января) – Кровавое воскресенье
  • 1914-1918 – Первая мировая война
  • 1917 – февральская и октябрьская революции

Завершение Империи

История Российской Империи оборвалась 1 сентября 1917 года по старому стилю. Именно в этот день была провозглашена Республика. Провозгласил это Керенский, который по закону не имел на это право, поэтому объявление России Республикой можно смело назвать незаконным. Полномочия для такого провозглашения были только у Учредительного Собрания. Падение Российской Империи тесно связано с историей ее последнего императора, Николая 2. Этот император обладал всеми качествами достойного человека, но имел характер нерешительный. Именно из-за этого в стране и произошли те беспорядки, которые стоили самому Николаю 2 жизни, а Российской империи – существования. Николай 2 не сумел жестко пресечь революционную и террористическую деятельность большевиков в стране. На это правда были и объективные причины. Главная из которых, первая мировая война, в которую Российская Империя была вовлечена и измотана в ней. На смену Российской Империи пришел новый тип государственного устройства страны – СССР.

Петр I за четверть века, века XVIII, совсем не столько стремительного, как XIX и уж тем более XX, превратил Россию в великую державу, не уступающую по своей промышленной и военной силе развитым европейским странам того времени. Петр Великий приобщил Россию к прогрессивным достижениям западной культуры, открыл выход к Балтийскому морю, чего желали добиться московские правители начиная с XVI в. Страна не только вступила «на порог» Европы, но и стала ведущей на востоке и севере континента. Большая часть петровских нововведений продемонстрировала удивительную живучесть. Государственные учреждения, созданные Петром I, функционировали весь XVIII в., а некоторые и далее. Рекрутские наборы, введенные при Петре Великом, просуществовали в России до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, как и сама Российская империя, – до 1917 г.

Российская империя создавалась:

1) при дальнейшем укреплении крепостничества, что приостанавливало формирование капиталистических отношений;

2) при сильнейшем налоговом нажиме на население. 22 октября 1721 г. во время празднования Ништадтского мира (торжества продолжались несколько недель) Сенат вручил Петру I титулы Великого императора всероссийского и «отца отечества». Вместе с принятием Петром I титула императора Россия становится империей. Возросший международный авторитет государства сказался в том, что его признали империей европейские страны: Пруссия, Голландия, Швеция, Дания в 1722–1724 гг., Англия и Австрия в 1742 г., Франция – в 1744 г. И позднее всех Российскую империю признала Польша – в 1764 г.

Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии: 1) царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников; 2) неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте, а именно «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает»; 3) внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий»; 4) произошла бюрократизация аппарата управления и его централизация; 5) реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах.

Абсолютизм – это высшая форма феодальной монархии.

Характерные признаки абсолютизма:

1) ее возникновение предполагает определенный уровень денежных отношений и крупной промышленности;

2) денежные отношения создают предпосылки для финансирования разросшейся военной и гражданской бюрократии;

3) возникновение крупной промышленности формировало материальную основу для строительства регулярной армии и флота;

4) абсолютная монархия представляет прежде всего интересы дворянства.

Отличие российского абсолютизма от классического западно-европейского:

1) он не возник под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием;

2) российский абсолютизм сформировался на кре-постническо-дворянской основе;

3) его формированию способствовали:

– традиции самодержавия;

– усиление централизации власти;

– напряженная международная обстановка;

– опыт западно-европейского абсолютизма.

Народное образование в России XVII-XVIII вв.

Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия , основанная в начале XVII в. В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа , положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии . В 1700 г. Император Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских и приказных детей. Далее были открыты школы адмиралтейская, артиллерийская, инженерная и две горных на Урале. В 1715 г. школа навигационных наук получила название Морской академии и была перенесена в Петербург. Обе академии Морская и Славяно-греко-латинская способствовали образованию сети низших школ, учрежденных Императором Петром I в провинции. По отношению к этим школам академии играли роль учительских семинарий. Для столичных учебных заведений провинциальные школы служили подготовительной ступенью, в 1716 г. было открыто в разных городах 12 школ, в 1720-22 гг. к ним прибавилось еще 30. Новая школа обучала арифметике и геометрии и получила название " цифирной школы " . Набрано было в эти школы более 2 000 чел. из разных сословий (из духовного звания, солдатских детей, приказных, посадских, дворян и детей боярских). Большую часть составляли ученики из духовного звания. Петровская цифирная школа просуществовала до 1744 г.

Духовная школа в провинции появилась в связи с предписанием духовного регламента, обязывавшего архиереев открывать школы при архиерейских домах. За 1721-1725 гг. было открыто около 46 епархиальных школ . В последние годы царствования Императора Петра I почти каждый губернский город имел по две школы - светскую и духовную. Епархиальные школы почти в таком же количестве дожили до того времени, когда началось их превращение в семинарии (начиная с 1737 г.). Задумав основание Академии наук , Император Петр I решил присоединить к академии университет и гимназию . В первый год (1726 г.) в гимназию поступили 120 учеников, во второй - 58, в третий - 56, в четвертый - 74. Чтобы остановить быстрое падение числа учеников, начиная с 1729 г. в нее разрешили принимать детей солдат, мастеровых и даже крепостных. Дети среднего сословия сделались единственными учениками академической гимназии, так как после открытия в 1730 г. Сухопутного шляхетского корпуса дворянских детей стали отдавать в него. Ученики гимназии, как правило, ограничивались прохождением низших классов, и университет оставался почти без слушателей.

Неудачные попытки устроить общеобразовательные учебные заведения в Петербурге не остановили правительство, которое учредило подобные учебные заведения в Москве. В 1755 г. в Москве был создан университет и при нем две гимназии: одна - для дворян, другая - для разночинцев. Становясь студентом, гимназист получал шпагу и с ней дворянское достоинство, кончая университет, студент получал обер-офицерский чин. В 1758 г. в Казани были открыты две гимназии (для дворян и разночинцев). Университет в первые годы своего существования наполнялся учениками духовных семинарий и академий. Во время царствования Императрицы Екатерины II отдавалось предпочтение закрытым учебным заведениям (мужским и женским). В академической (петербургской) гимназии и в шляхетском корпусе были открыты отделения для малолетних детей 4-5 лет. При Смольном монастыре было устроено закрытое учебное заведение для дворянок и мещанок.

В 1782 г. была образована Комиссия об устройстве народных училищ . Ею был утвержден план учебных заведений, разработанный Янковичем (создателем первой русской общеобразовательной школы). В соответствии с этим планом учреждались три типа общеобразовательных школ: двухклассные, трехклассные и четырехклассные . В 26 губернских городах были открыты главные народные училища, в 1788 г. открылись училища в остальных 14 губерниях.

Будущие учителя для общеобразовательных школ готовились в открытом в 1783 г. Главном народном училище Петербурга . Для этой цели были вызваны 100 воспитанников духовных семинарий и Московской духовной академии . В 1786 г. учительская семинария отделилась от Главного училища и просуществовала до 1801 г., выпустив 425 учителей. Губернские главные училища также готовили учителей для общеобразовательных школ. Большинство учеников народных училищ составляли дети купцов, мещан и солдат.

Открывшиеся в уездных городах малые народные училища содержались местными городскими думами, которые открывали и закрывали их в зависимости от количества учащихся.

Малые и главные училища предназначались для мальчиков и девочек, но с 1782 по 1800 гг. девочек обучалось в школах всего 7%. По проекту 1770 г. планировалось в каждом селе или большой деревне открыть по одной сельской школе на 100-250 семей. Все расходы на нее возлагались на прихожан. Надзор за школой поручался священникам, преподавателями назначались дьяконы, дьячки и светские лица. При императрице Екатерине II было открыто около 12 сельских школ в разных губерниях.

Народное образование в России в Х1Х - нач. XX вв.

В 1802 г. для "воспитания юношества и распространения наук" было создано Министерство народного просвещения. А в 1803-1804 гг. - система его местных учреждений. Законом 1803 г. были учреждены шесть учебных округов: Петербургский, Московский, Виленский, Дерптский, Харьковский и Казанский (по несколько губерний в учебном округе). Каждый округ возглавлял попечитель, под надзором которого находились все учебные заведения округа. В начале XIX в. были учреждены университеты в Вильно, Харькове, Казани, Дерпте, в 1819 г. из Педагогического института был учрежден университет в Петербурге. Университеты являлись согласно своим уставам и органами управления учебными заведениями. Была создана сеть учебных заведений всесословного характера: четырехклассные гимназии во главе с директором, двухклассные уездные училища во главе со смотрителем и одногодичные приходские училища.

В 20-е гг. XIX в. в России были созданы привилегированные учебные заведения - лицеи: Царскосельский лицей, Нежинский лицей графа Безбородко, Демидовский в Ярославле, Ришельевский лицей в Одессе.

25 июня 1835 г. было издано новое положение об учебных округах, согласно которому управление учебными заведениями округа отдавалось в руки попечителя, университеты становились учебными заведениями. В 1848-1849 гг. ограничивается прием в университеты разночинцев.

Реформы 60-х гг. в области просвещения ограничили в некоторой степени влияние попечителей учебных округов на университеты, но они продолжали оставаться главными администраторами над другими учебными заведениями. Увеличение числа средних и низших учебных заведений повлекло создание губернских, уездных и городских училищных советов (закон от 14 июля 1864 г.). Советы состояли из чиновников, представителей духовенства и земских органов. Вскоре был принят новый устав гимназии, который установил принцип всесословной средней школы.

Типы учебных заведений, существовавших в России в cep. XIX - нач. XX вв.

(высшие, средние, низшие).

Учебные заведения России XIX в. делились на:

а) общеобразовательные,

б) медицинские,

в) юридические,

г) технические,

д) педагогические,

е) сельскохозяйственные и лесные,

ж) коммерческие,

з) военные,

и) морские,

к) духовные,

л) межевые и топографические,

м) восточных языков,

н) художественные, музыкальные, драматического искусства,

о) женские учебные заведения.

Высшими университеты . К концу XIX в. в России (не считая Финляндии) существовало 9 университетов: Петербургский, Московский, Юрьевский, (бывший Дерптский), св. Владимира в Киеве, Новороссийский в Одессе, Харьковский, Варшавский, Томский, Казанский. После 1905 г. открылись Саратовский, Пермский, Донской (в Ростове-на-Дону) университеты. В университет принимались лица, имеющие аттестаты зрелости, окончившие восемь классов классических гимназий или выдерживающие окончательные испытания (в Томский, Юрьевский и Варшавский университеты могли поступить лица, окончившие духовные семинарии по первому разряду, если они выдержали экзамены).

Средними общеобразовательными учебными заведениями являлись классические гимназии, прогимназии (4-х классные) и реальные училища . Они были доступны для всех сословий. Курс гимназий был рассчитан на 8 лет, реальных училищ - на 6 лет. Желающие могли окончить дополнительный 7-й класс реального училища, если были намерены поступать в высшие технические учебные заведения. К концу XIX в. в России существовало 196 гимназий, а в 1912 г. - 417.

Начальное образование получали в приходских школах, земских и начальных городских училищах (с 3-х летним курсом), городских училищах по уставу 1872 г. с 6-летним курсом. Значительная часть начальных школ находилась под контролем Министерства народного просвещения, учебные заведения содержались земством, городскими общественными учреждениями и частными лицами. Начальных училищ, содержащихся земством, сельскими обществами и сословиями, было более 27 000 в 1911 г. Существовали фабричные школы для малолетних рабочих, в них обучались и дети работающих на фабриках и заводах. В 90-х гг. XIX в. существовало более 400 школ такого типа.

С начала 30-х гг. начинают возникать в России правительственные сельские школы . Они появились в селениях казенных и удельных крестьян с целью подготовки писарей для сельского управления. В 1875 г. Министерством народного просвещения стали открываться одноклассные и двухклассные сельские училища . Курс этих училищ составлял не менее 3-х лет для одноклассных и 5 лет для двухклассных. К концу XIX в. сельских училищ насчитывалось 2 268.

Существовали конфессиональные школы католические, протестантские, еврейские и т.д. и так называемые инородческие школы . Общественные начальные школы, содержащиеся ведомством Св. Синода, принадлежали к двум главным типам: школы грамоты и церковно-приходские школы . Церковно-приходские школы были одноклассные и двухклассные (с 4-х летним курсом). В 1911 г. их было 37 922. В ведении духовенства состояли и воскресные школы , которые учреждались в виде самостоятельных учебных заведений.

К высшим медицинским учебным заведениям относились: Клинический институт великой княгини Елены Павловны в Петербурге, Гинекологический институт при Московском университете, Бактериологический институт при Ново-Екатериненской больнице в Москве, акушерские курсы для врачей при Имперском клиническом институте в Петербурге, Курсы глазной лечебницы в Петербурге, Курсы для врачей при бактериологической станции Харьковского медицинского общества.

Врачи в России получали свое образование на медицинских факультетах (при Новороссийском университете медицинский факультет был открыт в 1896 г.), Военно-медицинской академии в С-Петербурге. Для подготовки женщин-врачей в С-Петербурге существовал женский медицинский институт. Высшее медицинское образование получали в ветеринарных институтах в Варшаве, Харькове, Казани и Юрьеве.

К средним учебным заведениям относились фельдшерские школы - 23 мужских и 13 женских, большая часть их содержалась земством. Существовали зубоврачебные школы в Петербурге, Одессе, Варшаве, Москве. Это были частные учебные заведения, для получения диплома слушатели держали экзамены на медицинских факультетах университетов или Военно-медицинской академии. Существовали 8 школ для приготовления акушерок (повивальное училище, повивальный институт, повивальная школа, акушерские курсы ), 24 школы для образования "сельских повивальных бабок", частные школы для изучения массажа и врачебной гимнастики.

Высшее юридическое образование получали на юридических факультетах университетов, Демидовском лицее в Ярославле, Александровском лицее в С-Петербурге, училище правоведения (два последних были доступны для детей привилегированных классов), Военно-юридической академии.

Высшее техническое образование в России получали в: Технологическом институте Императора Николая I в Петербурге, Московском техническом училище, Харьковском практическом технологическом институте, Технологическом институте в Томске, Рижском политехническом институте. Все эти учебные заведения находились в ведении Министерства народного просвещения. Под начало Министерства земледелия состоял Горный институт Императрицы Екатерины II (существовало 6 низших горных училищ). В ведении Министерства внутренних дел находился Институт гражданских инженеров Императора Николая I (основан в 1842 г. как строительное училище), Электротехнический институт. Под началом Министерства путей сообщения находился Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I (основан в 1810 г), Московское инженерное училище. При материальной поддержке местных обществ и крупных промышленников в Киеве и Варшаве были открыты два политехникума.

Среднее техническое образование получали в 10 средних технических училищах , половина из которых была основана после 1894 г. В 80-90-х гг. были открыты при содействии общественных учреждений и частных лиц 11 низших технических и 21 ремесленное училище , 12 " школ ремесленных учеников " для мальчиков 11-14 лет.

Для сельских местностей в 1895 г. был выработан тип низшей ремесленной школы, их существовало 15 к концу XIX в. В ведении Министерства народного просвещения существовало около 60 учебных заведений такого рода, у каждого из них был свой устав. Под началом Министерства путей сообщения состояли 32 технических железнодорожных училища , в которых получали образование преимущественно дети железнодорожников.

Педагогическое образование получали в закрытых учебных заведениях, куда принимались на казенное содержание окончившие курс гимназии или духовной семинарии - Историко-филологических институтах в Петербурге и Нежине, учительских институтах (в 1898 их было 10). В 70-е гг. XIX в. были основаны большей частью учительские семинарии . Это были открытые учебные заведения (в 1898 г. было 62 учительских семинарии и учительских школ ).

К типу сельскохозяйственных и лесных учебных заведений , дающих высшее образование, относились: Московский сельскохозяйственный институт, Институт сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии, Лесной институт в Петербурге, Высшие курсы по виноделию при Никитском ботаническом саду в Крыму.

Среднее сельскохозяйственное образование получали в училищах , таких училищ к началу 1898 г. было 11. В России существовали 105 низших сельскохозяйственных школ 1 и 2 разряда с 4-х летним и 2-х летним курсами, низшие лесные школы (в 1896 г. - 23) для подготовки помощников лесничих.

Коммерческие учебные заведения были средние и низшие. Средние учебные заведения - коммерческие училища (7-ти классные и 3-х классные). Низшие учебные заведения: торговые школы, торговые классы и коммерческие курсы . Они предназначались для слушателей самого разнообразного состава и по возрасту и по положению. Коммерческие учебные заведения были сосредоточены в столицах и крупных центрах.

Высшее военное образование получали в военных академиях офицеры, прослужившие несколько лет в строю: Николаевской академии Генерального штаба, Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной, Александровской военной юридической. К высшим учебным заведениям относились и военные училища , которых было 8: 4 пехотных, кавалерийское, инженерное и 2 артиллерийских. Для подготовки офицеров, производящих топографические работы, существовало военно-топографическое училище. Все училища были закрытого типа, их воспитанники (юнкера) считались на действительной службе.

К средним военным учебным заведениям относились кадетские корпуса (их было 28) с 7-ми летним курсом. Существовали юнкерские училища с 2-х летним курсом, не дававшие особых прав по государственной службе, окончившие курс выпускались подпрапорщиками. Существовали: 7 пехотных юнкерских училищ, 2 кавалерийских и 2 казачьих.

Для нижних чинов существовали школы - ротные, батальонные, эскадронные, батарейные, телеграфные, понтонные и др., школы для начального обучения солдатских детей, школы писарей и др. в 1896 г. существовало 10 270 низших школ такого рода.

Высшее морское образование получали в Николаевской морской академии, Морском кадетском корпусе, Морском инженерном училище Императора Николая I в Кронштадте. Существовали еще офицерские классы минный и артиллерийский, начальные школы для детей матросов, специальные школы для низших чинов: минная, комендорская, школа рулевых и т.д. Для нужд торгового флота были основаны мореходные классы числом 41. С 1989 г. мореходные классы перешли под контроль Министерства финансов.

К числу духовных учебных заведений относились: духовные академии, духовные семинарии и духовные училища .

Духовных академий было 4: Киевская, Московская, Петербургская и Казанская.

Основная масса священнослужителей получала образование в духовных семинариях , причисляемых к средним учебным заведениям (до конца 70-х гг. окончившие семинарии имели свободный доступ в высшие учебные заведения наравне с гимназистами). К концу XIX в. в России существовало 58 семинарий.

Начальное образование давалось в духовных училищах , программа которых приближалась к 4-м классам гимназии. К концу XIX в. существовало 186 духовных училища

Лютеранские пасторы готовились в Юрьевском университете на лютеранском богословском факультете. Католическое духовенство имело Римско-католическую духовную академию в Петербурге и средние - семинарии. Армянская церковь имела в Эчмиадзине духовную академию. Мусульманство получало образование в многочисленных медресе.

Межевых и топографических учебных заведений было 6: одно высшее - Константиновский межевой институт в Москве и 5 земельных училищ. Все эти учебные заведения находились в ведении Министерства юстиции.

Образование в области восточных языков получали на факультете восточных языков в Петербургском университете и Лазаревском институте восточных языков в Москве. В 1899 г. во Владивостоке был основан Восточный институт для подготовки к службе в административных и торгово-промышленных учреждениях восточноазиатской России и прилегающих к ней государств. Для поступления в институт необходимо было окончить курс в одном из средних учебных заведений.

Большая часть художественных и музыкальных учебных заведений содержалась частными лицами и обществами. Образование по художественной специальности получали в Академии художеств, в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств в Петербурге, Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, Строгановском училище технического рисования в Москве, Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, рисовальных школах в Петербурге, Саратове, Харькове, Киеве, Казани.

Низшее художественное образование получали в вечерних и воскресных классах, посещаемых в основном ремесленниками. К такого рода учебным заведениям относились: начальная школа рисования при Центральном училище барона Штиглица, Классы рисования Императорского общества поощрения художеств для рабочих С.-Петербурга и его окрестностей, классы технического рисования и черчения Общества распространения технических знаний в Москве.

Музыкальное образование получали в: Петербургской и Московской консерваториях, Варшавском музыкальном институте, Придворной певческой капелле, Синодальном училище церковного пения в Москве.

Кроме того, существовали частные музыкальные школы и училища Императорского музыкального общества. Основы драматического искусства изучали в театральных училищах в Петербурге и Москве, музыкально-драматическом училище Филармонического общества, драматических курсах и курсах выразительного чтения, содержащихся частными лицами.

К высшим женским учебным заведениям относились Высшие женские курсы в С.-Петербурге, действующие по уставу 1889 г., Педагогические курсы Фребелевского общества, Женский медицинский институт в Петербурге. При некоторых институтах существовали педагогические классы, педагогические курсы С.-Петербургских женских гимназий.

Среднее образование женщины получали в женских гимназиях Министерства народного просвещения и ведомства учреждений Императрицы Марии, в институтах этого ведомства и епархиальных училищах. В 1894 г. в России было 161 женская гимназия, 176 (3-х классных или 4-х классных) прогимназий Министерства народного просвещения, 30 гимназий ведомства Императрицы Марии. В институты ведомства Императрицы Марии принимались девушки из привилегированных сословий (это были закрытые учебные заведения), в женские гимназии не существовало ограничений. Женские епархиальные училища находились в ведении Св. Синода и были предназначены в основном для дочерей лиц духовного звания. 1896 г. существовало 51 женское епархиальное училище.

Промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями занимали женские училища духовного ведомства , состоящие под Высочайшим Его императорского Величества покровительством (их было 13), 10 Мариинских женских училищ для низших слоев городского населения. Низшее образование девочки получали в начальных школах , где было совместное обучение, но существовали и отдельные школы для девочек.

Существовали специальные женские учебные заведения: курсы фельдшериц и лекарских помощниц, акушерские курсы, повивальные институты . К концу XIX в. в России было около 200 рукодельных, кулинарных, ремесленных, хозяйственных школ . В Петербурге существовало женское коммерческое училище , где получали специальность "ученых конторщиц".

Документы об образовании.

Аттестат зрелости выдавался по окончании гимназии, училища, пансиона, содержал следующие сведения: фамилию, имя, отчество, сословную принадлежность, вероисповедание, дату рождения, дату поступления в учебное заведение, дату окончания, состав предметов, отметки. Состав информации мог быть и более сокращенным: имя, фамилия, отчество, происхождение, предметы курса, отметки, дата выдачи документа об образовании. Дубликаты этих документов сохранились в фондах учебных заведений.

Свидетельство (выпускное) - документ, удостоверяющий факт прохождения полного курсов высшего учебного заведения, вручался всем выпускникам и являлся допуском к окончательным испытаниям для получения диплома и связанных с ним служебных и сословных прав. Содержал информацию: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, время обучения в учебном заведении, состав предметов и отметки, дата выдачи документа.

Свидетельство об окончании одного из классов гимназии (училища) - имело следующий состав информации: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, дата рождения, время обучения в учебном заведении, состав предметов и отметки, место обучения до поступления в учебное заведение, дата выдачи документа.

Свидетельство об исключении из учебного заведения содержало следующие данные: фамилия, имя, имя и отчество родителя, сословная принадлежность, место проживания, возраст, дата поступления, сведения об успехах в учебе, мотивировка исключения, дата выдачи документа.

Диплом об образовании содержал следующую информацию: фамилия, имя, отчество, время обучения в учебном заведении, сословную принадлежность, вероисповедание (до 1917 г.), присвоенную квалификацию (специальность), дату выдачи диплома.

Кондуит ученика : фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, дату поступления в учебное заведение, успехи в учебе, замечания, место проживания, сведения о материальном обеспечении (получает стипендию, живет на средства родителей). При переводе в другие учебные заведения выписка из кондуита пересылалась в эти учебные заведения и откладывалась в личном деле ученика. В 1902 г. выписки из кондуитов выдавались на руки при поступлении в высшие учебные заведения. В 1906 г. этот порядок был отменен.

Классный журнал содержал сведения об ученике, его родителях, месте жительства, отметки.

Прошения родителей (о допуске к испытаниям в гимназию (училище), о принятии детей на обучение за казенный счет, о переводе в другие учебные заведения и т.д.) содержали данные: фамилию, имя, отчество просителя, его социальный статус, домашний адрес, фамилию, имя ребенка, его возраст.

Прошения гимназистов (студентов) по разным вопросам (о переводе, о зачислении, об определении в казеннокоштные студенты, о восстановлении после исключения и т.д.) содержали информацию: фамилию, имя, отчество, сословную принадлежность, сведения о семье, место жительства и др.

Личное дело учащегося . При определении в учебное заведение на каждого воспитанника заводилось личное дело. В нем содержались документы: выписка из метрического свидетельства, прошения, выписка из домовой книги, документы об образовании, послужные (формулярные) списки родителей (иногда) и др.

Входное свидетельство получал молодой человек, став студентом. Оно возобновлялось каждое полугодие после внесения платы за обучение. Состав информации: фамилия, имя, отчество, дата рождения, факультет (курс), сословная принадлежность.

Удостоверение учащегося . Выдавались в учебных заведениях, содержали информацию: фамилия, имя, сословная принадлежность, вероисповедание, возраст, класс учебного заведения.

Списки. Составлялась масса разнообразных списков учащихся по классам (курсам), выпущенных из гимназии (училища) и т.д. В них содержалась информация: фамилия, имя, отчество, возраст, в ряде списков указывались фамилия, имя, отчество родителей, класс, курс.

Списки учеников, выпущенных из гимназии с правом получения классного чина . Составлялись с 1842 г., в них сообщалось: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, возраст, время окончания гимназии.

Списки бедных учеников . В них сообщались сведения об ученике, его родителях, возрасте ученика, вероисповедании, классе, успехах, поведении, времени поступления в гимназию, на чей счет содержится.

Именная ведомость (годичная) об учениках . Составлялась по отделениям, классам, курсам. В ней сообщались данные: имя, фамилия ученика, место жительства, имена, фамилии родителей, их звание, чин, возраст ученика, дата поступления в учебное заведение, сведения об успеваемости, куда поступили учиться, кто на какое содержание. Составлялись именные ведомости об учениках, окончивших курс по годам, месяцам.

Ведомости о выбывших из гимназий учениках до окончания курса . Содержали информацию: фамилия, имя ученика, сословная принадлежность, возраст, время выбытия из гимназии, по какой причине, сколько классов окончил. Начиная с 1837 г. в канцелярии учебных округов поступали еженедельно, с 1851 г. - полугодовые. До 1887 г. один экземпляр этой ведомости направлялся в Министерство народного просвещения.

Ведомости о выбывших из учебных заведений воспитанниках из дворян, подлежащих обязательной службе. На основании указа Сената (1852) воспитанники гимназий из дворян западных губерний обязаны были поступать на военную или гражданскую службу. Действовал этот указ до 1856 г. Состав информации: фамилия, имя, сословная принадлежность, вероисповедание, возраст, с какого курса убыл.

Ведомости о способностях, поведении и образе мыслей учеников , оканчивающих курс гимназий и намеренных поступать в университет. В них сообщались сведения: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность, время поступления в гимназию, место жительства. Кроме этого, требовалось сообщать об участии родственников в политических беспорядках, любимых занятиях и т.д.

Алфавитные списки студентов . До 60-х гг. XIX в. эти списки имели название "именные ведомости об учащихся". Составлялись в университетах, институтах, лицеях, присылались в учебные округа. В них содержались сведения о каждом студенте: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность, время поступления, место жительства, где получил подготовительное образование. С 1874 г. фамилии студентов размещались по алфавиту в пределах факультета и семестра. С 50-х гг. в ведомость была внесена графа о национальности студентов иностранного происхождения. В 80-е гг. в "Алфавитные списки" добавились данные: отметки о стипендиях, пособиях и освобождении от платы за учение.

Ведомости о поведении . С 1834 г. представлялись в канцелярию округа. В инструкции инспектору студентов (1835) эти ведомости получили название "Кондуитные списки". В них содержались сведения: фамилии, имена студентов, время пребывания в университете, их поведении, исполнении "обязанностей в посещении лекций и церкви". В 1850 г. в формуляре "Кондуитных списков" было уменьшено число граф, содержались данные: имена и фамилии студентов, их поведение.

Донесение о смерти ученика , поступающее в учебное заведение от родителей. Содержалась информация: фамилия, имя умершего ученика, дата смерти, сведения о родителях (фамилия, имя, место службы).

Циркуляры об исключении студентов и учеников из учебных заведений . В них сообщались фамилии, имена студентов, их сословная принадлежность, год рождения, причины увольнения.

До тех пор понятие «Россия » и «российский» употреблялись в письменных документах более ста лет, но только при нем стали официальными. Между прочим, греки и византийцы к тому моменту уже более тысячи лет называли славян «россами», а Русь, как географическое понятие, - «Россиа».

После триумфальной победы в Северной войне российские Синод и Сенат преподнесли Петру титул Всероссийского Императора за его заслуги. Произошло это уже в конце 1721 года. Торжественная церемония принятия императорского титула прошла 22 октября того же года. Новый статус Руси почти сразу признали Голландия, Пруссия и Швеция . Уже после смерти первого императора Российскую империю признали Англия , Османская империя и Австрия. Чуть позже (в 1745 году) - Испания и Франция . И только в 1746 году империей Россию стала именовать Польша, основной, между прочим, союзник Петра в Северной войне.

Реформы Петра.

Никто из русских правителей до тех пор не сделал столько государственных преобразований, сколько Петр I. Во многом фундаментом реформ стали начинания его отца - Алексея Михайловича , который так же, как и Петр стремился привести Русь к цивилизованному уровню государственного развития, на котором находились ключевые державы Западной Европы.

Историки обычно разделяют преобразования Петра (по времени и по характерным особенностям) на два этапа - реформы до середины Северной войны (около 1715 года) и реформы после.

Первый этап был более спонтанным и имел непродуманный характер. Во многом это объяснялось молодостью Петра и обстоятельствами Северной войны, когда нужно было срочно предпринимать что-либо, иначе шведы выиграют. О реформах Петра можно говорить бесконечно, но мы рассмотрим их все кратко, распределив согласно сферам общественно-политической жизни.

  1. Административные реформы и реформы управления:
  • роспуск Боярской думы в 1699 году и образование Ближней канцелярии как органа управления государством в отсутствие Петра (во время войны), в которую входило восемь приближенных лиц - Консилиум министров;
  • преобразование Канцелярии в Правительствующий Сенат (в 1711 году), полномочия которого были значительно шире;
  • создание административного аппарата при Сенате в виде Коллегий (читай, министерств):
  1. Коллегия иностранных дел (внешняя политика);
  2. Адмиралтейская коллегия (флот);
  3. Военная коллегия (сухопутные войска);
  4. Вотчинная коллегия (земельные вопросы и крепостное право);
  5. Камер-коллегия (налоговая служба);
  6. Комерц-коллегия (внешнеэкономическая деятельность - торговля и таможня);
  7. Берг-коллегия (металлургия и добыча полезных ископаемых);
  8. Мануфактур-коллегия (фабрики легкой промышленности и рукоделие);
  9. Юстиц-коллегия (министерство юстиции);
  10. Святейший Синод (или Духовная коллегия - религиозные вопросы);
  11. Отдельная Малороссийская коллегия (конечно же, контроль за Украиной и ее взбалмошными гетманами);
  12. Тайная полиция (Тайная канцелярия и Преображенский приказ , которые ведали внешней и внутренней разведкой, а также преступлениями против государства - соответственно);
  • административный раздел Российской империи на 8 губерний (Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Сибирскую, Архангельскую, Азовскую, Казанскую и Смоленскую);
  • разделение губерний на провинции (всего в Российской Империи стало 50 провинций);
  • назначение губернаторов во главе губерний и воевод во главе провинций (которые чуть позже были разделены на дистрикты под началом земских комиссаров).
  1. Судебная реформа. Верховного суда не было, но его функции выполняли Юстиц-коллегия и сам Сенат. Были также созданы провинциальные и надворные (городские) суды.
  2. Антикоррупционная реформа: учреждение такой должности как фискал (инспектор) под началом генерал-фискала (что-то вроде Службы внутренних расследований).
  3. Военная реформа Петра заключалась в преобразовании армии (полков) по зарубежному типу. Военная реформа проходила в основном после поражения на Нарве. Привлекалось также множество иностранных специалистов. Открытие Морской академии (в силу создания Российского флота , а также издание Воинского устава - нормативно-правового акта, в котором были определены права и обязанности военных, создание военных школ - артиллерийской, инженерной, навигационной и т.д.
  4. Религиозная реформа Петра I окончательно подчинила церковь государству. Петр упразднил должность патриарха и вернул митрополита. В 1721 году был создан Духовный регламент, по которому все члены Синода назначались императором и должны были присягать ему на верность. Этот регламент окончательно свел на нет возможность церкви влиять на политику. При этом в религиозной реформе был один крайне важный момент - православные старообрядцы отныне не преследовались и могли креститься хоть пятью пальцами, а также (при условии двойной уплаты налогов) можно было проповедовать любое вероисповедание.
  5. Экономическая реформа:
    • вместо такой денежной единицы как «деньга» была введена «копейка»;
    • изменены налоги (подати), которые были более современными, не давили на крестьян и горожан; при этом доходы за 15 лет - с 1710 до 1725 годов выросли почти втрое.
  6. Торгово-промышленная реформа заключалась в привлечении опять же иностранных специалистов, льготах для частных предпринимателей-производителей (фабрикантов), строительстве новых фабрик и заводов в Сибири, на Урале и Поволжье. Кроме того, были введены адекватные пошлины на ввоз и вывоз товара заграницу.
  7. Реформа престолонаследия (по принципу «на кого укажу, тот и будет следующим императором»). К сожалению сам Петр этой реформой не успел воспользоваться, либо успел, но те, кто видел его последним соврали, неудовлетворенные последним императорским указом.
  8. Сословная реформа. Выражалась в издании различных указов, определяющих права и обязанности всех слоев дворянства, а также введение категории государственных крестьян - не закрепощенных, но обязанных платить налоги в казну. Горожане же должны были платить подушную подать.
  9. Реформа образования. Были созданы:
    • математические школы;
    • артиллерийские школы;
    • инженерные школы;
    • медицинские школы;
    • Морская академия;
    • цифирные школы как аналог общеобразовательных;
    • гарнизонные школы для солдатских отпрысков;
    • введение обязательного обучения для духовников и дворян.
  10. Прочие реформы (многие из них как раз были проведены во время второго этапа реформирования):
    • введение общепринятого празднования Нового года 1 января (а не в сентябре, как до этого);
    • изменение системы летоисчисления от сотворения Адама на систему от рождения Христа. Таким образом византийский 7208 год превратился в европейский 1700 год;
    • знаменитая борьба с бородами и другими пережитками;
    • создание двух типографий;
    • введение арабских цифр;
    • введение нового упрощенного кириллического алфавита;
    • нововведения в градостроительстве (Санкт-Петербург был построен по европейскому образцу);
    • создание новых развлекательных учреждений - ассамблей (типа современных клубов), где люди танцевали, общались, культурно проводили время (позже это приняло вид светского бала), вместо традиционных застолий, как было ранее;
    • запрет насильственной выдачи замуж;
    • запрет обязанности крестьян кланяться в ноги перед царем, что несколько повышало их самооценку и уважение к государю.

Благодаря всем этим преобразованиям Петру удалось коренным образом изменить систему общечеловеческих ценностей и мировоззрений в России. Российская империя действительно стала Великой Державой.

Под конец жизни Петр страдал почечной болезнью. После того как в октябре 1724 года он по пояс в воде в Санкт-Петербурге помогал солдатам спасать шлюпку, севшую на мель, болезнь начала прогрессировать.

27 января 1725 года он скончался, успев амнистировать заключенных (по легким правонарушениям), но не успев назначить наследника престола. Перед кончиной он позвал свою дочь Анну, написал завещание, где дошел до слов «Отдать все…», когда перо выпало из его рук, и он умер.