Алгебра

Неударяемые частицы не и ни. Конспект урока "различение частиц не и ни" Как различаются частицы не и ни

Неударяемые частицы не и ни. Конспект урока

Цели урока:

Образовательные :

Развивающие:

Воспитательные:

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Различение частиц не и ни" (1 слайд)

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные :

Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.

Развивающие:

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, компьютер с презентацией учебного материала.

ХОД УРОКА

1 . Определение темы урока.

Здравствуйте. Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.

Итак, какова тема урока? (Различение отрицательных частиц НЕ и НИ)

2. Повторение

1). Вы уже должны знать правила употребления не и ни . Расскажите:

  1. В каких случаях пишется не ?
  2. Когда употребляется ни ?

2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.

Тест.

  1. Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл.

А. Ветер не утихал.

Б. Я не мог не ответить на это письмо.

В. Где он только не бывал!

Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.

2. В каких предложениях частица ни служит для выражения утверждения?

А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

Б. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.

В. Дождь не прекращался ни на час.

Г. В воздухе ни звуков, ни движения.

3. В каких предложениях не – частица?

А. Трава (не)скошена.

Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.

В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

Г. Дневник (не)был заполнен.

4. Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.

А. Товарищ не мог не помочь мне.

Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.

В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.

Г. Какой же русский не любит быстрой езды!

Проверим, как вы справились с тестом. (2 слайд).

3). Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?

Проверьте (3 слайд)

Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни , которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)

Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.

Что вы знаете об этом празднике?

4). Рассмотрите цветную вклейку учебника № 15. (4 слайд) Придумайте предложение, описывающее данную иллюстрацию, и постарайтесь употребить в нём частицу не или ни .

Разбор предложений у доски:

Не морозами, не метелями славится Масленица, а вкусными блинами, играми и забавами, пришедшими к нам из далёких веков, и неожиданными чудесами.

На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.

3. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:

Вы сегодня не устали?

Сели-встали, сели- встали!

Вам неймётся на уроке?

Так уприте руки в боки!

Поворот туда-сюда!

Не болят ваши бока?

Вы не дёргайтесь, не надо!

Расслаблять нам руки надо!

Никогда не бойтесь сами

Вы подпрыгивать с хлопками!

Ни слова, ни жеста, ни взгляда!

Мы делаем вдох – выдыхаем!

Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.

4. Работа с текстом.

Возьмите карточку. Прочитайте текст.

Словарная работа: маска (5 слайд)

Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

Какое устойчивое сочетание вы встретили?

Что оно обозначает?

5. Выполнение практического задания. У каждого на парте – таблица-подсказка.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

Различение НЕ и НИ

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

(дифференцированное обучение)

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку .

Карточка № 5

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. .) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

Карточка № 4

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. .)чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…) доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) (н…)соседи, (н. .)чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик,(н…) одна(- ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) до следующего праздника,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз) обижался мастер на эту традиции, но (н. .) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Проверка самостоятельной работы по группам.

7. Подведение итогов урока

Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянули в мастерскую чешского мастера, узнали о происхождении слова «маска».

Оценки.

Домашнее задание: составить тест из двух вопросов на различение частиц «не» и «ни». (6 слайд)

Рефлексия: проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!». (7 слайд)


Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению.

1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:

а) при наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть... (т. е. “должен упомянуть”), нельзя не сознаться... (т. е. “надо сознаться”);

б) в вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя вместе с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не - ли, например:

Ну как не порадеть родному человечку! (Грибоедов).

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин).

Чем ты не молодец? (Пушкин). Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа!

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов) .
Да не изволишь ли сенца? (Крылов) .

в) В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду;

г) частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средство;

д) частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то - не то; не только - но; не то что не - а; не то чтобы не - а, например:

Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин) .

Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (Чехов) .

У партизан были не только винтовки, но и пулеметы (Ставский) .

2. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например:

Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов) .

На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев) .

Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев).

В деревне теперь ни души: все в поле (Фадеев) .

Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например:

Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов) .

Ни музы, ни труды, ни радости досуга - ничто не заменит единственного друга (Пушкин) .

Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов) .

Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев) .

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни:

а) частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например:

Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин) .

Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин) .

Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков) .

Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).

Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни т.п.

Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п.;

б) частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далее, ни слова и т. п.;

в) частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть, а также в состав частицы -нибудь.

Различие на письме частиц не и ни.

Цель урока: формирование умения различать на письме правописание частиц не и ни.

Задачи урока: 1.Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

2.сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

Ход урока.

Оргмомент

Подготовка к РЭ. Задание 6.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Катался по дороге клок соломы и жалобно шуршал, (НЕ)НАХОДЯ места, куда приткнуться на ночь.

Дверь в комнату (НЕ)ПРИТВОРЕНА, мне холодно, тоскливо и обидно среди этих людей.

Ярко горели лампы, и всѐ пел свою (НЕ)ХИТРУЮ песню медный самовар.

Смысл этих фраз был далеко (НЕ)УТЕШИТЕЛЬНЫМ.

Задание 7.

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огромный старый клѐн (1) возвышавшийся (2) над всей южной частью сада (3) видный отовсюду (4) оделся свежей и густой зеленью.

Задание 10.

Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7: «Еѐ жѐлтая картонная обложка обтѐрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы».

антитеза

сравнение

фразеологический оборот

метафора

Словарный диктант.

Устойчивые выражения с частицей НИ.

Ни за что ни про что, во что бы то ни стало, ни ответа ни привета, ни свет ни заря, откуда ни возьмись, ни с того ни с сего, ни там ни сям, ни два ни полтора, ни больше ни меньше, куда ни шло.

Составить и записать 2 предложения с данными выражениями.

Новая тема.

Просмотр видео.

Различение частиц НЕ и НИ

что ни..., кто ни..., чего ни..., сколько ни..., куда ни..., о чем ни..., где бы ни...

С существительными в родительном падеже (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т.д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера и т.д.)

Учитель: Ребята, а кто мне скажет, что какое предложение называется сложным?

Другой вопрос - что такое устойчивые выражения?

Самостоятельная работа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Тесты по теме «Правописание частиц не и ни».

1 Команда

(Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.

5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

7. Миша н_ пошел на каток.

2 Команда

Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. В предрассветной тишине не слышно (н_) шороха.

2. (Н_) раз художники пытались изобразить горы.

3. Но (н_) один из них не смог превзойти своим мастерством Н.Рериха.

4.Н_льзя было не задержаться в Москве.

5. Разве вы (н_) мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

6. Мы должны добраться во что бы то (н_) стало.

7. Куда (н _ ) посмотришь, кругом простирается водная даль.

Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты. (Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово)

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого)

Проверка

КЛЮЧ

Нельзя не восхититься торжеством красоты.

КЛЮЧ

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)

Проверка знаний. «Верные и неверные утверждения»

1. Частицы НЕ и НИ - формообразующие частицы.

2. Чтобы правильно написать слово с НЕ или с НИ, нужно учитывать его смысл.

3. Если в предложении опустить частицу и смысл не изменится, то нужно писать частицу НИ.

4. В устойчивых выражениях с частицами НИ - НИ нужно ставить запятую.

5. Если опустить частицу, и смысл изменится на противоположный, то нужно писать НЕ.

6. Частицы со словами пишутся слитно.

Итог.Д/з. Составить карточки с предложениями для друга, где были бы частицы не и ни.,

Частица НЕ может писаться со словами слитно или раздельно, частица НИ пишется раздельно со всеми словами, кроме отрицательных наречий (ниоткуда, нигде) и местоимений без предлога (никого , но ни от кого ). Чтобы правильно употреблять частицы НЕ и НИ на письме, необходимо разграничивать их значения .

Значения частицы НЕ

1. Отрицание : частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл: Не ходите туда! - отрицательный смысл всего предложения; Эта вещь принадлежит не мне - отрицательный смысл отдельного слова.

2. Утверждение при двойном отрицании : повторяющаяся частица НЕ (первая не перед глаголом мочь, вторая не - перед неопределённой формой другого глагола) имеет утвердительный смысл: не мог не знать = знал. При этом возникает оттенок необходимости, долженствования: не мог не сказать = должен был сказать.

3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях: в подобных предложениях (риторических вопросах) частица НЕ имеет утвердительный смысл: Где я только не побывал! (= везде побывал); Кто у меня только не гостил! (= все гостили).

Значения частицы НИ

1. Отрицание в предложениях без подлежащего: частица НИ обозначает отрицание в предложениях без подлежащего при дополнении в родительном падеже: На небе ни тучки; Вокруг ни звука; Ни с места! Ни слова! Частица НИ в этом случае усиливает отрицание, которое подразумевается. Отрицательное слово НЕТ или сказуемое, при котором есть НЕ, опущены.

2. Усиление отрицания: если в предложении есть отрицание (слово нет, частица не при глаголе-сказуемом, причастии или деепричастии), то НИ усиливает это отрицание: На небе нет ни тучки; не говоря ни слова; не смотревший ни вправо, ни влево. В этом случае частицу НИ можно опустить, смысл предложения не изменится, пропадёт лишь оттенок усиления: У меня не было ни минуты на размышление. - У меня не было минуты на размышление. Подобные случаи нужно отличать от двойного употребления частицы НЕ для обозначения утверждения. Сравним: Он не мог не знать и не сказать - утвердительный смысл (он знал и сказал); Он не мог ни знать, ни догадаться - отрицательный смысл, ни можно отбросить (он не мог знать или догадаться).

3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий в придаточном предложении : частица НИ придаёт обобщающее утвердительное значение словам кто, что, где, когда, сколько и т.д., которые служат средством связи придаточного предложения с главным. Кто ни придёт, всем здесь рады = любой человек придёт; Сколько ни вглядывался, ничего не заметил = долго, пристально вглядывался; Где ни бывал, везде находил друзей = бывал в разных местах. Подобные случаи надо отличать от тех сложноподчинённых предложений, в которых придаточные имеют отрицательное значение и в которых пишется частица НЕ. Сравним: Кто не прочитает эту книгу, тот многого не узнает - придаточное имеет отрицательное значение, действие не совершено (книга не прочитана); Кто ни прочитает эту книгу, всем она нравится - придаточное имеет утвердительный смысл, действие совершено (книга прочитана).

Обратите внимание! Повторяющаяся при однородных членах частица НИ рассматривается как сочинительный союз : Не было слышно ни звука, ни шороха.

Нужно запомнить!

1. Если повторяющаяся частица НИ употребляется в устойчивом выражении , то запятая между частями этого оборота не ставится:

Ни больше ни меньше Ни да ни нет Ни днём ни ночью
Ни конца ни края Ни много ни мало Ни себе ни людям
Ни стать ни сесть Ни взад ни вперёд Ни дать ни взять
Ни два ни полтора Ни жив ни мёртв Ни за что ни про что
Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни рыба ни мясо
Ни свет ни заря Ни пуха ни пера Ни слуху ни духу
Ни с того ни с сего Ни там ни сям Ни то ни сё
Ни туда ни сюда Ни шатко ни валко Ни так ни сяк

2. Когда пишется НЕ, а когда — НИ? (при раздельном написании)

Таблица «Частицы НЕ и НИ»

Что за тишь! Не клонит ветер ни былинки, ни цветочка. Не дождешься ты такого благодатного денёчка! (А. Плещеев.)

Частица Не чаще всего передаёт отрицание: Не я, не мог, не друг, не болен. Она пишется отдельно от слов, к которым относится

Частица Не может употребляться также в предложениях, которые не имеют отрицательного значения: При наличии двойного отрицания: Я не мог не знать (= я знал); В вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего значения типа: Кто не знает имён Толстого и Достоевского! (= все знают!)

Частица Ни чаще всего усиливает отрицание, когда оно выражено частицей Не или словами нет, нельзя: Из-за темноты нельзя было ни читать, ни писать. Усиливать отрицание – основная функция частицы НИ!

Частица Ни, как и частица Не пишется отдельно от слов, к которым относится. Употребляясь при однородных членах, частица Ни приобретает значение союза И: Ни брат, ни сестра уезжать не хотели. (= И брат, и сестра уезжать не хотели.)

1. В предложениях с отрицательным смыслом, но без отрицательных слов не, нет, нельзя: Ни звука, ни шороха. . . (подразумевается, что не слышно, нет ни звука, ни шороха).

2. В придаточной части предложения типа Сколько раз я ни приходил, его никогда не было дома. (= Хотя я приходил много раз, его дома не было.)