Геометрия

Обучение детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слов. Игры на развитие звукослогового анализа и синтеза слов «Подумай и скажи»

Обучение детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слов. Игры на развитие звукослогового анализа и синтеза слов «Подумай и скажи»

Методика изучения звуковой стороны языка

Цели и задачи изучения темы – дать представление о первоначальном ознакомлении учащихся со звуками речи; рассмотреть знакомство первоклассников с составом фонем русского языка, познакомить с формированием способов звукового анализа в период обучения грамоте, с применением схем и моделей в работе со звучащим словом, рассмотреть проблему отбора слов для звукового анализа в период обучения грамоте.

Первоначальное ознакомление учащихся со звуками речи

В соответствии с действующими программами по обучению грамоте фонетические знания и умения являются ведущими в букварный период. Именно они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям – чтению и письму. Поскольку русское письмо звукобуквенное (точнее фонемно-буквенное), человек оперирует в процессе чтения звуками, поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.

В настоящее время обучение грамоте по любой программе начинается с добукварного периода, когда учащиеся заняты практическим освоением фонетики. Фонетические умения важны не только в период обучения грамоте: от сформированности фонетических знаний зависит дальнейшее становление осознанных навыков правописания, в частности без них нельзя сформировать орфографическую зоркость.

К фонетическим средствам русского языка, которые служат для различения смысла отдельных слов и целых высказываний относятся звуки речи, ударение и интонация.

Среди детей, поступающих в школу нет таких, которые бы не знали о существовании букв. Представление же о звуках до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребенка. Дети должны уяснить, что без букв язык может существовать, а вот без звуков языка не бывает. Одна из важнейших первоначальных задач в обучении языку состоит в том, чтобы перестроить представление детей о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами. Поэтому прежде чем перейти к работе над звуками, необходимо в первые дни обучения организовать беседу, помогающую создать у детей представление о звуках как материи языка.



Сначала учитель напоминает первоклассникам, что все, что нас окружает из чего-то сделано: дом из кирпича и бетона, стол – из дерева, книги и тетради – из бумаги т.д. А из какого материала сделаны слова? Обычный ответ – из букв! Дети твердо знают, что слова состоят из букв, потому что они их видели в книгах. Услышав от детей, что слова сделаны из букв, учитель уточняет, что из букв «сделаны» написанные (напечатанные) слова, а те, которые человек произносит – из чего- то другого. Как правило, среди первоклассников всегда найдутся такие, которые знают, что мы произносим звуки. Чтобы все дети поняли это, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.

Работу можно организовать так: - Послушайте! (стучит карандашом по столу) Услышали звуки? Можно из этих звуков «сделать» слово? Обобщая высказывания детей, учитель обращает внимание на то, что вокруг нас много разных звуков: шумят деревья за окном, щебечут птицы, гудят машины, раздаются шаги и т.д. Но из этих звуков слов не построишь!

Послушайте, и-и-и … Что - нибудь Вам понятно? А если так м-м-м…, р-р-р… Можно ли из этих звуков сделать слово? А если я в другом порядке произнесу эти звуки: м-м-м…и-и-и…р-р-р… узнали слово? Что оно означает? Слово в отличие от звука значит очень много. Вот послушайте: мама, Родина. Эти слова состоят из звуков. Звуки человеческой речи – это строительный материал языка. Давайте понаблюдаем, что нам помогает произносить эти звуки (м - губы, и - голосовые связки, р – язык)?

Вывод: слова «делаются» не из любых звуков, а только из звуков человеческой речи. Они возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, зубы, губы, голосовые связки. Затем учащиеся выполняют задание учителя, наблюдая, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т.д.

Беседу необходимо дополнить занимательным заданием. Можно предложить детям вспомнить героев рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква» (или зачитать отрывок). Герои этого рассказа не могут правильно произносить слово «шишка». У Аленки получается «сыска», у Мишки – «хихка», у Дениски – «фыфка». Учитель предлагает учащимся выяснить причину и научить героев рассказа правильно произносить эти звуки: Как правильно должны работать губы и зубы, язык, чтобы получилось слово «шишка»?

Подобные игры рекомендуется предлагать учащимся на подготовительном этапе, когда происходит осознание учащимися звуковой действительности языка, формирование речевого слуха. Учителю не следует подробно характеризовать речедвижения, которые мы выполняем, произнося разные звуки. Задача на данном этапе значительно проще: помочь детям понять, что при произнесении разных звуков органы речи движутся по-разному.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте

В период обучения грамоте важно организовать правильно работу со звуками для того, чтобы сформировать у детей способность слушать и слышать звучащее слово, различать в нем отдельные звуки, т.е. заложить основу для развития фонематического слуха.

На подготовительном этапе обучения грамоте для того, чтобы дети не смешивали звуки с буквами, необходимо учить их вычленять звуки не только из слога, но и из целого слова. Правильность выделения звука из слога определить невозможно, так как слог значения не имеет. В слове все звуки взаимосвязаны и неверно названный звук искажает слово. Для того, чтобы научить детей работать со звуками учитель пользуется приемом показа того, как искажается слово, если хотя бы один звук в нем выделен неправильно. С этой целью на уроках используется игра «Звук заблудился».

Подготовительный период обучения грамоте – это фонемный анализ полного слова. Целью такого анализа является установление последовательности фонем (звуков) в слове без обращения к буквам. Целесообразно проводить звуковой анализ, разработанный П.С.Жедек:

1. Произнеси и послушай слово.

2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

6. Произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.

Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

3. Назови этот звук отдельно;

4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.

При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

1. // -- // -- //

2. // -- // -- //

3. // -- // -- //

4. Определи, гласный он или согласный;

5. Если согласный, то твердый или мягкий;

6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;

7. Обозначь выделенный звук фишкой.

При проведении звукового анализа важны две детали:

1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его?

Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

4. Охарактеризуй новый звук.

Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др.

Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе»: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Они кричат по слогам. Слоги – это такие кусочки, на которые делится слово.

Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]

Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, [ти-традь], а не тет-радь . При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов. Данный прием связан с артикуляцией гласных звуков, образующих слог. Если звуки [а],[о],[э] произносятся с довольно отчетливым движением нижней челюсти вниз, то при произнесении так называемых узких гласных звуков [и],[ы],[у] ярко выраженного движения нижней челюсти не наблюдается (отсюда и название для [и],[ы],[у], - узкие, а для [а] – широкий гласный звук). Использование приема упора в подбородок должно быть ограничено словами типа белка, чайка, роща , при делении же на слоги типа синицы, кукушки прием абсолютно не эффективен, так как не наблюдается ярко выраженного движения нижней челюсти при произнесении узких гласных звуков.

Характеристика слога с артикуляционной стороны уместна на самой ранней ступени знакомства со слогом, в дальнейшем она становится недостаточной для освоения данного языкового явления. В этом убеждают такие варианты членения детьми слов на слоги, как ло-сь, ба-ра-ба-н, ду-ма-ть. Возникает необходимость уточнения состава слова. Чтобы уточнить структуру слога, можно познакомить первоклассников с тем, что:

Слоги делятся на звуки,

Как на дольки апельсин. (В.Берестов)

В результате уточнения состава слога дети добывают ответы на два вопроса: из каких звуков образуется слог? Сколько звуков может быть в одном слоге? Ответ на первый вопрос вполне конкретен: без гласного звука слога не бывает. Отвечая на второй вопрос, ученики получают представление о том, что слог может состоять из разного количества звуков: из одного, двух, трех, четырех. Интересным для ребенка становится сравнение слога с ромашкой: белые лепестки ромашки – это согласные звуки, а желтое «сердечко» - это и есть сердце самого слога, гласный звук, без которого слога не бывает. Младшему школьнику важно научится определять количество слогов в слове по числу гласных звуков – типичным способом слогообразования в русском языке.

Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский»:

Вы заметили, ребята, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Уважаемые родители!

Скоро Ваши дети поступят в 1-й класс. Очень важно, чтобы Ваш ребенок к этому времени уже владел звуковым анализом и синтезом слов.

Это даст предпосылки к дальнейшему успешному освоению детьми процессов чтения и письма.

Для диагностики владения детьми звуковым анализом и синтезом

можно предложить следующие задания:

1. На листе бумаги изображены картинки. Под каждой есть полоска, в которой нужно нарисовать столько кружков, сколько звуков в названии каждой картинки (слова состоят из 3 и 4 звуков).

2. На листе бумаги изображены картинки. Нужно найти и обвести карандашом те, в названии которых есть заданный звук, например, звук [Р].

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий - твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов

(кружочков-символов), выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ слова МАК:

МММ - АК– первый звук М – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком.

М – ААА – К - второй звук А – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

МА-ККК - третий звук К – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком.

В слове МАК - 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.


Согласные звуки - М и К.

Гласный звук - А.

Назовем звуки по порядку: М А К

Напишем слово буквами: МАК

Звуковой анализ слова КИТ

КьКьКь - ИТ – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым кружочком.

К – ИИИ – Т - второй звук И, обозначим его красным кружочком.

КИ – ТТТ - третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим кружочком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т.

Назовем звуки по порядку: Кь, И, Т.

Напишем слово буквами: КИТ

Звуковой анализ слова ЛОСЬ:

ЛЛЛ - ОСЬ– первый звук Л, он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим кружочком.

Л – ООО - СЬ - второй звук О – он гласный – обозначим его красным кружочком.

ЛО – СьСьСь - третий звук Сь – он согласный, глухой, мягкий – обозначим его зеленым кружочком.

В слове ЛОСЬ - 3 звука, 4 буквы.

Согласные звуки - Л и Сь.

Гласный звук - О.

Назовем звуки по порядку: Л О Сь

Напишем слово буквами: ЛОСЬ

https://pandia.ru/text/80/065/images/image013_56.gif" alt="*" width="26" height="28 src=">.gif" width="28" height="28 src=">

Поиграйте с ребенком в следующие игры :

1. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук в начале или середине слова.

Например, звук [Б]: бант , шапка, букет , работа , лопата и т. д.

2. Добавь недостающий звук, чтобы получились слова. Например, звук [М]: Кры…(м), со…(м), гро…(м).

3. Назови одинаковый звук в словах. Например: л ожка, пил а, л ыжи.

4. С какого звука начинаются слова. Например: к оньки, к ошка, к люч.

5. Посчитай, сколько звуков в твоём имени.

6. Определи, в каком слове больше звуков. Например: слова МАК и СТОЛ .

7. Положи у себя на столе столько палочек, сколько звуков в слове:

«рак», «каша» и т. д.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Буквы, обозначающие звонкие звуки:

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки:

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определяют положив руку на горло.

Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий. Если «не звенит» - глухой.

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети определяют на слух:

МЕЛЬ – звук Ль мягкий.

МЕЛ – звук Л твердый.

КОТ – звук К твердый.

КИТ – звук Кь мягкий.

Родители могут проконтролировать ребенка следующим образом:

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.

Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим: Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]

Пишем НОЖ - говорим [НОШ]

Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]

Буквы Е, Ё, Ю, Я , стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А .

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.

Уважаемые родители!

Проводимая Вами работа обязательно даст положительные результаты, а дети смогут избежать многих трудностей в дальнейшем школьном обучении.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте

В период обучения грамоте важно организовать правильно работу со звуками для того, чтобы сформировать у детей способность слушать и слышать звучащее слово, различать в нем отдельные звуки, ᴛ.ᴇ. заложить основу для развития фонематического слуха.

Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, ᴛ.ᴇ. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделœения звуков в слове используется в учебнике ʼʼГрамотаʼʼ Л.Е.Журовой и др.
Размещено на реф.рф
(УМК ʼʼНачальная школа XXI векаʼʼ) в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются всœе звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

3. Назови данный звук отдельно;

4. Обозначь выделœенный звук в слове фишкой.

При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

1. // -- // -- //

2. // -- // -- //

3. // -- // -- //

4. Определи, гласный он или согласный;

5. В случае если согласный, то твердый или мягкий;

6. Определи, какой фишкой данный звук обозначается;

7. Обозначь выделœенный звук фишкой.

При проведении звукового анализа важны две детали:

1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца - ϶ᴛᴏ поможет ему не подменить звук, ᴛ.ᴇ. будет служить средством контроля;

2) последней операцией анализа должна быть проверка: ʼʼчтениеʼʼ по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

В ʼʼРусской азбукеʼʼ В.Г.Горецкого и др., а также в ʼʼАзбукеʼʼ Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

2. Произнеси и послушай первый слоᴦ. Какие звуки образуют его?

Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

3. Обозначь выделœенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

4. Охарактеризуй новый звук.

Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют из себямодели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; узнать характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слоᴦ. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделœение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике ʼʼГрамотаʼʼ Л.Е.Журовой и др.

Знакомство учащихся с данным приемом проводится на базе разыгрывания ситуации ʼʼБолельщики на стадионеʼʼ: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Οʜᴎ кричат по слогам. Слоги - ϶ᴛᴏ такие кусочки, на которые делится слово.

Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]

Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное делœение из-за боязни, что впоследствии правильное делœение может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют ʼʼпо кусочкамʼʼ прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, [ти-традь], а не тет-радь . При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

Авторы ʼʼРусской азбукиʼʼ предлагают делœение на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, ᴛ.ᴇ. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое делœение нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделœения упора в подбородок, именуемый ʼʼприем кулачкаʼʼ. Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов.

Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

Одновременно с обучением детей делœению слова на слоги ведется работа по определœению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают ʼʼпозватьʼʼ или ʼʼспроситьʼʼ слово, ᴛ.ᴇ. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слоᴦ. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всœегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слоᴦ. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слоᴦ. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определœения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра ʼʼРусский, польский и французскийʼʼ:

Вы заметили, ребята͵ что в русском языке ударение может падать на любой слоᴦ. А есть такие языки, в которых ударение падает всœегда на один и тот же определœенный слоᴦ. К примеру, во французском языке ударение всœегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слоᴦ. К примеру, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всœегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте" 2017, 2018.

Звуко-буквенный анализ нужен для того чтобы тренировать ребенка сначала читать слова так как написано, а потом просить его читать орфоэпические, то есть так, как привычно в устной речи. Чем раньше вы начнете такие занятие с ребенком, тем лучше у дошкольников будут навыки чтения и правописания.

Чтобы провести позиционный анализ слов и донести это обучение и умение для дошкольников, нужно провести звуковой анализ. Определите, где слышится звук – в начале слова, в конце или середине. Началом слова считается первый звук, концом – последний. Середина слова – это не первый и не самый последний звук.

Чтобы дети могли понять, в чем состоит такой анализ слова, нужно произнести слово, выделяя, пусть и слегка утрированное, нужный нам звук. Чтобы обучение для дошкольников было более понятным, приведем примеры. В слове аист нам нужно понять, где находиться нужный звук «а».

Звуковой анализ слов

Начните произносить слово а-а-а-аист и вы поймете, что звук находиться в начале слова. В слове ша-а-а-арик «а» находиться в средине слова. Такая схема будет простой и логичной и она сможет помочь провести позиционный анализ слов и закрепить это умение у дошкольников.

Картинки и схемы

Очень удобно проводить звуковой анализ и обучение ему при помощи схем и картинок к ним. Прежде чем начать выполнять звуковой анализ, нужно разобраться с тем, что звуки бывают гласные, согласные твердые и согласные мягкие.

Чтобы каждый ребенок в группе других детей, изучающих русский язык, нормально усвоил все тонкости анализа, нужно будет использовать картинки и схемы. Обычно это картинка, под которой расположены пустые клеточки, в которые нужно схематично вписать буквенно- слоговой анализ слова. Часто подготовительная группа детского сада использует в таких заданиях цветные фишки, которые означают определенные звуки.

Допустимо использование таких же цветных фишек еще и в старшей группе. Фишки могут быть выполнены в виде кружочков, квадратиков или магнитиков, правильное использование которых указывает на то, что ребенок может провести разбор слов по звуковому анализу. Это умение чрезвычайно важно когда происходит обучение ребенка грамоте. Благодаря этому у малышей развивается речь, они лучше усваивают и понимают русский язык.

Использование картинки со схемами разбора слов может использоваться как игра, ведь обучение грамоте не должно быть нудным. Игра может иметь соревновательный характер, а может использовать для того, чтобы дети просто отточили свою речь и лучше усвоили русский язык. Звуковой синтез также очень важен, так как это процесс соединения звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Порядок разбора слова по звукам

Чтобы провести разбор слов по звуковому критерию, вам нужно будет использовать примерно ту же схему, которую используют все преподаватели, проводя обучение грамоте. Чтобы разбор слова прошел правильно и успешно, нужно:

  1. Слово, выбранное под звуковой разбор, нужно произнести вслух и с использованием правильного ударения. Без понимания на слух звучания слова вы не сможете охарактеризовать его фонетическую сторону. Такое выговаривание должно происходить как игра, не нужно отдельно выговаривать каждую букву, так только исказиться ваша речь. Обычно дети воспринимают такие упражнение как игровое обучение. Деткам прививается умение проводить звуковой синтез, с произношением лучше усваивается русский язык и происходит обучение грамоте.
  2. Нужно записать фонетическую транскрипцию. Оформляя графические звучания слов, нужно будет учитывать некоторые особенности звучания звуков. К примеру, буквы Я, Ю, Е, Ё не имеют отдельного звука. Их обозначают двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
  3. Каждое из слов нужно будет разделить на доступное количество слогов. Учитывайте, что количество слогов в слове будет равно количеству гласных звуков. Слоговой разбор нужно производить с использование фонетической транскрипции.
  4. После выделения слогов нужно будет поставить ударение. Так можно будет определить главные в слабой и сильной позиции. Если главная в сильной позиции, то она способствует тому, что звук будет более четким и речь будет красивой.
  5. Все звуки нужно будет охарактеризовать. Гласный может быть ударный и безударный, согласный может быть мягким, звонким, твердым или глухим.
  6. Нужно будет указать количество звук и количество букв. Их количество часто бывает не одинаковым. Например Ь и Ъ не оформляются звуками, а такие буквы как Я, Ю, Е, Ё обычно обозначаются двумя звуками.

Фонетический разбор

Дети должны знать, что чтобы речь была красивой, нужно не только обучаться орфографии и грамоте, но еще и пробовать совершать фонетический слоговой разбор и звуковой синтез. Язык достаточно сложен и дети лучше всего воспринимают разбор слогов, синтез и всевозможные правила в грамоте, если они представлены, как обучающая игра.

Звуки А, О, У, Ы, Э указывают на твердый согласный звук. На мягкий согласный звук указывают Я, Е, Ю, И, Е. Изучая язык, речь и фонетический синтез, дети должны понимать, что такой процесс обучения – это своеобразная игра, где язык сначала раскладывается на составляющие и происходит его синтез. Звуки Л, М, Н, Р, Й – непарные звонки согласные звуки. Х, Ц, Ч, Щ – это мягкие согласные. Б, В, Г, Д, Ж, З – парные звонкие согласные звуки, П, Ф, К, Т, Ш, С – парные глухие согласные, Ж, Ш, Ц – твердые, а Ч, Щ, Й – мягкие.

Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Первый этап обучения чтению

Александрова К.А. Методист

кафедры дошкольного образования АО ИППК РО

Звуковой анализ слова - необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Выделяют 2 вида звукового анализа:

1.Элементарный звуковой анализ — выделение звука на фоне слова. При правильном речевом развитии это умение развивается в дошкольном возрасте без специального обучения.

2. Сложный анализ.

Определение первого и последнего звука в слове.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Определение последовательности звуков в слове.

Определение количества звуков в слове.

Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука и т. п.).

Сложным формам звукового анализа нужно обучать специально. Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности — игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.

Ниже приводятся упражнения, которые помогут овладеть навыками звукового анализа. Кстати, такие упражнения замечательно позволяют скрасить время во время дороги из детского сада домой, вынужденного ожидания, например, в поликлинике.

«Нужный звук»

Предложите ребёнку подбирать слова с заданным звуком. Например, папа говорит: «Представь, сын, что ты пошел с мамой или бабушкой на рынок и покупать вы стали только овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л». Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т.п.).

Другой вариант этой игры. Взрослый говорит: «У нас есть зоопарк, но необычный. В нем живут звери, в названии которых есть звук «Р». Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т.п.). А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л». (слон, лось).

«Поймай мяч»

Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»».

Затем взрослый говорит: «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К».

«Отгадай, какое слово задумано»

Взрослый называет слова, в которых недостает первого звука (.ак: рак, мак, бак, лак), а ребенок отгадывает и показывает правильно и громко произнося все слово.

«Кто больше?»

Кто придумает больше слов на заданный звук. Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой.

Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

«Цепочка»

Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: сок — карандаш — шарик — кот...

«Поле чудес»

Угадать слово по заданному количеству букв.

«Пазлы»

Написать слово на бумаге, разрезать, перемешать и попросить ребенка собрать слово из получившихся частей.

Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности предъявления слов:

1. Слова, где первый звук А, У, И, Э, О, подбирайте только с ударением на первый слог, например: ОБЛАКО, ОЗЕРО, ОВЦЫ, но не ОЧКИ, не ОГОНЬ, не ОБЕЗЬЯНА.

2. Слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т. д.).

3. Слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.), т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: А, О, У, Ы, Э.

4. Слова, начинающиеся на мягкий согласный в слоге-слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.), т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: И, Е, Ё, Ю, Я.

5. Слова, начинающиеся на Е, Ё, Ю, Я, лучше по возможности вообще исключить из заданий, т. к. данные буквы в начале слова обозначают не 1 звук, а сразу 2, и слышим мы в начале таких слов звук Й. Эти особенности русской фонетики трудно объяснить дошкольнику.

Формирование навыков звукового синтеза - обратный процесс. Ребёнок должен уметь синтезировать («складывать») из разрозненных звуков слоги, слова. Этапы работы практически такие же, как и при формировании навыков фонематического анализа, однако для работы необходимо подбирать материал лёгкий и понятный дошкольнику. Лучше всего готовить материал для синтеза трёх и четырёх звуковых слов. Более длинные слова могут вызывать трудности.

Работу по формированию у дошкольников навыков фонематического анализа и синтеза нужно проводить постепенно, отмечая, усвоил ли ребёнок данное направление работы или нет. Если определённый этап усвоен ребёнком, необходимо переходить к работе над следующим направлением.

Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и в дальнейшем, грамотного чтения и письма.