Геометрия

Пал ниц. Значение слова ниц. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Пал ниц. Значение слова ниц. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

"Ниц" — это слово, вышедшее из употребления приблизительно десять столетий назад. О том, в какой литературе оно встречалась и в каких случаях употреблялось, рассказано в этой статье.

Архаизм

Итак, ниц — это часть речи, которая не используется нашими современниками. За исключением некоторых сфер, о которых сказано ниже. Слово пришло в русскую речь из К наречию, которое использовали наши предки, можно подобрать синоним "вниз". В речи жителей Киевской Руси оно со временем всё реже стало встречаться, но навсегда осталась в церковной лексике. А там приобрело несколько иное значение.

Церковная литература

"Ниц" — это слово, которое в священных писаниях само по себе не встречается. Исключительно в составе словосочетаний, например, с глаголом "упасть". Что значит это устойчивое выражение? Согласно одному из толковых словарей, "падение ниц" это символическое действие, призванное выразить высшую степень смирения. Верующие его совершают при пламенной молитве. Конечно, не только авторам православной литературы присуще использование этого слова. Не раз наречие встречается и в "Новом Завете".

"Ниц" — это архаизм. Устаревшие слова поэты и прозаики в своих произведениях используют для придания торжественности. Приведем несколько примеров.

У Пушкина

В повести великого русского писателя о благородном разбойнике также встречается вышеупомянутое словосочетание. Подобные устойчивые выражения уже для начала XIX века было несколько устаревшим. В "Дубровском" оно встречается в главе, в которой описывается прибытие во владения главного героя приспешников Троекурова. Крестьяне глубоко преданны прежнему хозяину, но увидев помощников врага его, "падают ниц". Такова сила привычки русского холопа. Таким образом, мы видим, что наречие "ниц" встречается не только в церковной литературе.

У Лермонтова

"Пасть ниц" — это что? Прежде всего выражение крайней преданности. Словосочетание встречается также в произведении Пушкина "Борис Годунов". Его мы находим и у Лермонтова. Правда, здесь уже присутствует другое словосочетание — "лежать ниц на земле". Видимо, фраза, которая встречается в поэме "Мцыри", в восьмой главе, использована автором, дабы подчеркнуть особое смирение своих героев.

"Ниц" — это "касаясь земли". В западноевропейских языках эквиваленты этому наречию есть, но встречаются они в произведениях авторов 18-19 века. Например, в романе "Эликсиры сатаны", принадлежащем перу писателя-романтика Гоффмана. С героем этой книги произошло то, что сегодня принято называть раздвоением личности. Время от времени в него словно вселялся бес, но это состояние довольно неожиданно сменялось приступом крайнего смирения. Тогда персонаж отправлялся в храм, где падал ниц и начинал неистово читать молитву.

У слова, значение которого мы рассмотрели, есть омоним. А именно Ниц — небольшое поселение, расположенное на территории Германии.

406 0

ПАДАТЬ НИЦ перед кем . ПАСТЬ НИЦ перед кем . Устар. 1. Умолять, просить кого-либо о чём-либо, встав или упав на колени. [Один: ] Неумолим! Он от себя прогнал Святителей, бояр и патриарха, Они пред ним напрасно пали ниц, Его страшит сияние престола (Пушкин. Борис Годунов). 2. Преклоняться; выражать преданность, почтение. Перед Павлом Николаичем все ниц падают, а тебе что он, что другой предмет - всё равно? (Чехов. Разговор человека с собакой). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008


Значения в других словарях

Падать на долю

ПАДАТЬ НА ДОЛЮ чью, кому. ПАСТЬ НА ДОЛЮ чью, кому. Разг. Приходиться, доставаться кому-либо (обычно о чём-либо нелёгком, тяжёлом). Поживёшь и попразднуешь вволю. Будет жизнь и полна и легка… Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдёшь мужика (Некрасов. Тройка). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 ...

Падать на колени

перед кем. Разг. Экспрес. Умолять, униженно просить кого-либо о чём-либо. - Герой, герой… Ты чего хочешь? Чтоб я перед ним на колени падал… Ладно, не считай меня за круглого идиота. Я хоть и сижу по самое брюхо в земле, а к небу тоже иногда глаза подымал (Ф. Абрамов. Дом). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 ...

Падать от смеха

Разг. Экспрес. Смеяться до изнеможения. Долли, имевшая от отца дар смешно рассказывать, заставляла падать от смеха Вареньку (Л. Н. Толстой. Анна Каренина). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 ...

В колодец падает посуда - будет радостное событие.

Видишь живую лошадь в доме - будет письмо от сына.

Иней ложится вместе со снегом - в деле не ждите успешного завершения.

Листья падают с большого дерева - счастливое событие в доме.

Метеорит пролетает мимо, но не падает на землю - перемена места жительства.

Ножи или меч падают в воду - предвещает смерть супруги.

Падает звезда - будет болезнь, проблемы по работе.

Падает снег - вскоре будет большая удача и выгода.

Падает черепица с крыши, чувствуешь смертный ужас - будет ссора с женой.

Падать в воду - не случится беды.

Падать в колодец - болезнь или неприятность.

Падать в колодец пьяным - возникнет ситуация, связанная с чиновниками, официальные дела.

Падать в отхожее место и выбираешься обратно - к счастью.

Падать на гору - потеря места работы.

Падают листья с большого дерева - счастливое событие в доме.

Сам падаешь с земли на гору - потеряешь место работы.

Солнце и луна с небес падают - горе, потеряешь родителей.

Толкование снов из Китайского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Ниц нареч., ни́цый "низкий, поникший, косой", ничёк, -чка́ "обратная сторона", ничко́м, нареч., на́взничь (см.), укр. ниць, блр. нiц "обратная сторона", др.-русск., ст.-слав. ниць, прилаг. и нареч., πρηνής, ἐπὶ πρόσωπον (Зогр., Мар., Супр.), паде ниць, словен. vniс "наоборот, навзничь", др.-чеш. níc, nicí "pronus" (Пеликан, LF 57, 15 и сл.), польск. niс м., nica ж. "изнанка ткани". Сравнивают с лтш. nīса ж. "местность вниз по реке" (из *nīki̯ā), др.-инд. nīсаs "низкий", вед. nīcāt, nīcāiṣ "внизу": nуаṅ, nуаñс- "обращенный вниз", авест. nyā̊ŋk- "униженный", англос. niowol, nihol "кувырком, согнувшись", ср.-нж.-нем. nûgel, nîgel "(головой) вперед, ничком (упасть)", (Хольтхаузен, Aengl. Wb. 237), др.-инд. nīраs "лежащий глубоко внизу", д.-в.-н. nidar "вниз"; см. И. Шмидт, Pluralb. 394; Мейе, МSL 9, 51; 11, 8; RЕS 6, 172; М.–Э. 2, 745 и сл.; Траутман, ВSW 199; Мейе–Эрну 176 (со ссылкой на лат. antīquus "старый"); Уленбек, Aind. Wb. 151. Ср. также ни́кнуть, ни́ва.

Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс . М. Р. Фасмер . 1964-1973 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ниц" в других словарях:

    НИЦ - Национальный исследовательский центр Источник: http://www.rosbalt.ru/2004/01/30/141361.html Пример использования НИЦ телевидения и радио НИЦ научно исследовательский центр образование и наука Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного… …

    НИЦ, нареч. (книжн. устар.). Касаясь лицом земли, ничком; книзу. «Вы ниц лежали на земле.» Лермонтов. «Они пред ним напрасно пали ниц.» Пушкин. «Как увидишь его, страх и трепет и клонят ниц, а спина то сама так и гнется.» Пушкин. Толковый словарь … Толковый словарь Ушакова

    Нареч. Книжн. Касаясь лицом, лбом земли, пола. Склоняться, повергаться, лежать ниц. * Неумолим! Он от себя прогнал святителей, бояр и патриарха. Они пред ним напрасно пали ниц (Пушкин) … Энциклопедический словарь

    НИЦ КД - НИЦКД Научно исследовательский центр контроля и диагностики технических систем ОАО ср.: ВНИЦ КД http://nitskd.ru/​ г. Нижний Новгород, образование и наука, организация, техн. НИЦ КД Источник: http://www.regnum.ru/news/595161.html НИЦКД НИЦ… … Словарь сокращений и аббревиатур

    НИЦ ТЛ - РАН научно исследовательский центр «Технологические лазеры» РАН Научно исследовательский центр по технологическим лазерам РАН г. Шатура Московская обл., образование и наука, техн. НИЦ ТЛ Источник: http://www.ugmk.info/?sfera=1&art=1122479535;… … Словарь сокращений и аббревиатур

    НИЦ, нареч. (книжн.). Книзу, касаясь лбом земли. Склониться н. Падать н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    НИЦ, ничка, ничком и пр. см. ника. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Вниз, книзу Словарь русских синонимов. ниц нареч, кол во синонимов: 2 вниз (12) книзу (3) … Словарь синонимов

    НИЦ КМ - ИК РАН Научно исследовательский центр «Космическое материаловедение» Института кристаллографии имени А. В. Шубникова РАН г. Калуга, косм., образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур

    НИЦ КС - НИЦКС Научно исследовательский центр космической системотехники косм., образование и наука, техн. НИЦ КС Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур

    I суффикс Словообразовательная единица, образующая имена существительные названия лиц женского пола от названий соответствующих лиц мужского пола на тел (ь) или ител (ь) (вдохновительница, воспитательница, жительница, исполнительница,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Коммент. к ФЗ "Об общих принципах орг... / Под ред. Бабичева В. В.-2 изд-Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015-672 с , Бабичев В. В., Шугрина Е. С.. Коммент. к ФЗ "Об общих принципах орг... / Под ред. Бабичева В. В.-2 изд-Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015-672 с…
  • История экономических учений: Уч. пос. / М. Г. Покидченко-М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.-271 с.(ВО: Бакалавр.)(П) , Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г.. История экономических учений: Уч. пос. / М. Г. Покидченко-М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.-271 с.(ВО: Бакалавр.)(П)…

Врата молитвы

Когда мне будет горько, призову я к Б-гу… Теилим, 18

И падал я ниц перед Б-гом (Дварим 9)

Падение ниц — это особая форма молитвы-просьбы. Настолько отчаянное обращение ко Всевышнему с просьбой о помощи, при котором человек падает на землю, выражая полное отсутствие своего Я и абсолютную беспомощность перед Всесильным Владыкой мира. Этот вид молитвы описывается в Свитке Эстер: «…и продолжила Эстер, и говорила перед царем, и упала ему в ноги, и рыдала, и умоляла его отменить злые козни Амана». Скромность и полное самоотрицание — правила, на которых построен этот особый вид молитвы, порождают верный подход к самой сути молитвы.

Другие правила произнесения просьб, которые мы адресуем Творцу, можно понять, выучив законы пожертвований бедным. Ведь человек получает ответ свыше на свою мольбу, в соответствии с законом, который говорит, как именно следует отзываться на просьбу нуждающегося. Рамбам пишет: «Ты должен дать бедному столько, сколько не достает ему: если у него нет одежды — одень его, если нет посуды — купи ему, если нет жены — найди ему, а если это женщина — выдай ее за достойного человека. Если же он был богатым человеком и имел слугу и коня, а потом он обеднел, то купи ему коня и найми слугу. Ты должен дополнить ему недостающее, но не обогащать его.

Нищего, который побирается у порога, не нужно жаловать богатым даром, но что-нибудь обязательно нужно дать. Нельзя отправлять бедного ни с чем, хотя бы зернышко следует дать. Как сказано: не отправляй пустого обиженным…»

Из этих законов можно понять основное правило молитвы: если мы хотим, чтобы нам ответили, нужно действительно очень нуждаться в том, о чем просишь, постараться передать эту свою острую потребность Творцу через молитву, и Он «дополнит недостающее». В Талмуде (Тмура, 16) говорится о Яавеце, который просил Творца даровать ему глубокое понимание Торы, хорошую память, чтобы не забыть изученное, учеников, которым можно было бы передать все свои знания, умного друга для успешного продвижения в изучении Торы. Яавец молил Всевышнего изо всех душевных сил: «Если исполнишь все — хорошо, а если нет — умру я с горя!» «И сразу — и дал ему Б-г все, что просил», — говорится в Талмуде. Если человек чувствует острую нехватку того, о чем просит — получает ответ без промедления.

Рамбам упоминает еще одно условие взаимоотношений просителя и дающего: бедному, околачивающемуся у ворот, не дают больших подарков, но немного дают всегда. Относительно молитвы это очень важно. Если у человека есть неприятности, например, срочно нужно достать определенную сумму денег, он идет от одного приятеля к другому, по дороге молится и просит благословений у праведников. Если кто-то заболел, родные прикладывают все возможные усилия: идут к врачу, покупают лекарства и также молятся о его выздоровлении.

Люди обращаются за помощью по множеству адресов, а среди них и к Хозяину мира. И тогда по закону Всевышний лишь вносит свою долю в общую помощь. Он не отправляет ни с чем, ведь это запрещено. Но дает немного, поскольку проситель обратился и к другим, которые, как он рассчитывает, помогут ему…

Обратите внимание на поведение людей, столкнувшихся с просьбой нуждающегося о большом пожертвовании. Они, как правило, выделив небольшую сумму, абсолютно спокойно думают: «Он устроится; я ему не так уж нужен; соседи тоже помогут, не умрет с голоду!» Тот же, кто готов захлопнуть дверь у бедняка перед носом, рассуждает так: «Зачем он пришел именно ко мне — пусть идет к другим!» А теперь представим себе, что бедняку некуда обратиться, и человек, к которому он пришел, знает это абсолютно точно. В таком случае лишь убийца способен сказать: «Меня это не волнует!»

Когда же перед Всевышним кто-то падает в мольбе с просьбой о спасении, убежденный в том, что если не поможет Б-г, он останется в горе навеки, то Творец ответит сразу. Это и есть «падение ниц» перед Всемогущим. Взывая о помощи, человек показывает свою полную ничтожность, как бы говоря этим: все мое существование зависит от Тебя, никто другой мне не поможет.

Именно об этом написал царь Давид (Теилим, 131): «Если бы я прижимался к Тебе всей душой, как младенец к матери…» Мы знаем, что любая мать должна заниматься новорожденным малюткой день и ночь, потому что он полностью от нее зависит. Если он заплачет ночью, ей не будет тяжело встать накормить его, ведь его плач означает: «Если мама не придет меня кормить, я умру от голода». Так и человек, стоящий в молитве перед Всевышним в ясной уверенности, что он целиком зависит от Б-га, никогда не испытает он нужды. Но в тот момент, когда ребенок подрос и уже способен сам о себе позаботиться, мать начинает сердиться, если он мешает ей спать. Теперь он может жить более самостоятельно, и у матери сразу уменьшается возможность сделать для него добро. Так же и у Всевышнего.

Не случайно говорится, чтобы каждый в молитве был подобен сироте и вдове. Ведь им некого позвать на помощь кроме самого Всевышнего, и поэтому Он всегда им отвечает. Тора повторяет дважды: «Если он закричит, закричит ко Мне», подчеркивая: «Человек попросит один раз и, видя, что ему не отвечают, идет по другому адресу, но сироте и вдове некуда больше обратиться, они кричат еще и еще раз, и Всевышний отвечает им». «Если меня оставят родители, Б-г меня подберет! Нет другого адреса, только Он один. Потому Он всегда ответит».

Как замечательно то, что написал царь Давид (Теилим, 143): «Спаси меня от врагов, у Тебя я укроюсь…» Раши объясняет: «Мои беды я скрываю ото всех, чтобы сказать их Б-гу». То есть царь Давид не делился своими горестями со всеми подряд, рассчитывая на случайную помощь каких-то людей, наоборот, он скрывал ото всех свои страдания, подчеркивая этим, что никакой другой помощи, кроме помощи Б-га, ему не нужно.

Есть пословица: «Молитва решает полбеды». Многие ошибаются в ее правильной интерпретации, думая, что половину дает Б-г, а вторая половина проблемы и сама решится. Это позорная ошибка, ведь все на свете — от Всевышнего. Если человек думает, что есть еще источники решения его проблем и удовлетворения его нужд, то и половины ему не получить. Ему Творец даст лишь совсем немного, чтобы не отправлять просителя без ответа. Правильное же понимание того, что молитва дает половину, состоит в том, что для исполнения просьбы, изложенной в молитве, необходимо соблюдение условия о приложении собственных усилий. Смысл этой пословицы объясняется в Талмуде (Нида, 70): «Что сделать человеку, чтобы поумнеть, разбогатеть,…пусть приложит усилия в учебе и работе. Но ведь многие это делали и не получили того, что хотели, поэтому нужно помолиться и просить милости у Хозяина Мудрости и богатства». Но если все зависит от молитвы, зачем трудиться? Всевышний устроил так этот мир, чтобы научить нас, что и то, и другое — важно. Молитва вместе с соответствующими усилиями приносит удачу. Это значит — молитва дает половину.

И хотя упоминаются усилия более глубокие, чем простая физическая работа, такие как учеба, вера, освящение себя самоограничением, все равно определенно видно в этом отрывке, что невозможно ничего добиться без вмешательства свыше, ведь «Всевышний дает мудрость, от Него познание и понимание». Все на свете принадлежит Б-гу, ничего нельзя «взять» без Его помощи, более того — Он раздает блага лишь тем, кто трудится для их получения, но, в действительности, все зависит только от Него.

В молитве–преклонении мы выражаем полную уверенность в том, что нет никого кроме Всевышнего для обращения за помощью. А Он всегда близок к призывающим Его, как сказано: «Близок к зовущим Его по-настоящему». Нет другого пути к успеху. Все от Него.

В понятии преклонения, падения ниц перед Творцом есть также аспект скромности, самоотрицания и признания полной беспомощности перед Б-гом. Это необходимое условие для молитвы. Написано: « Надменный человек — мерзость для Всевышнего». Слово «мерзость» Ункелус переводит буквально: «далекий от Б-га». Тот, кто гордиться собой — далек от Создателя и не способен молиться, ведь молитва — приближение к Б-гу. Скромность — сущность молитвы, ее душа. Человек принижает себя, исходя из глубокого сознания своей полной зависимости от Всевышнего. Он прославляет, воспевает Величие Его во всей Бесконечности его, понимая свою ничтожность перед Властелином мира.

Однако скромность не только условие для любой молитвы, но и особый вид молитвы. Не случайно мудрецы, перечисляя виды молитв, отдельно упоминают падение ниц. Она рождает новый вид ощущения молящегося, который стоит перед милостивым Хозяином как несчастный и оборванный, грязный и униженный нищий, молящий о милосердии. Мы падаем перед Творцом с разбитым сердцем, понимая, что неоткуда получить помощь, только Он поможет.

Представим лишь на минутку, насколько нет у нас ничего своего. Все даровано Всевышним: тело, Тора, понимание, заповеди, страх. Без Его даров вся жизнь полна глупостей и нелепостей. Осознание этого порождает самые страстные просьбы к Творцу. Написано (Теилим, 123): «Как глаза раба к господину, как глаза служанки к госпоже, так глаз наши к Тебе, пока не сжалишься над нами!» Любая просьба, обращенная к Творцу, должна быть произнесена очень скромно. В Шулхан Арухе говорится, что следует умолять Всевышнего, «как бедняк у порога».

Написано: «Израиль — мой мальчик, Я люблю его» (Ошея, 11). Если молящий Творца о помощи чувствует себя беззащитным ребенком, зависящим от Отца, то Творец, действительно, становится над ним, как Отец над сыном.

Основа создания мира — доказать, что нет в мире ничего кроме Величия Создателя. Это единственная цель сотворения мира. Человек, думающий, что и он имеет большое значение в этом мире, противоречит цели сотворения. О нем сказано (Сота, 5): «Говорит о нем Всевышний: “Я и он не можем уместиться в одном мире”, он наступает на ноги Шхины» (Брахот, 43).

Особенно важно понимание единственности Создателя в час молитвы, вся сущность которой — понимание, что все на свете зависит от Б-га, и кроме Его Воли нет ничего. Получается, что тот, кто чувствует и себя важной персоной противоречит самой сущности молитвы.

Скромность и самопринижение — главное в молитве в час нужды. У мудрецов есть множество свидетельств о том, насколько важно забыть о себе в трудное время и беззаветно молиться во имя спасения. Через скромность и самопринижение выражается красота молитвы, поэтому были установлены в молитве преклонения и падения ниц в зависимости от положения человека в обществе. Обычный человек преклоняет колени в начале и в конце молитвы, первосвященник — в каждом благословении, а царь, поклонившись, не встает до конца молитвы. Так и написано (Млахим, 8): «… и встал Шломо с колен после окончания молитвы». Чем выше положение человека, тем большая скромность требуется от него, ведь его положение диктует обратное.

Этот закон касается и нас. Если кто-то знает, что есть у него преимущество в мудрости, доброте, богатстве и так далее, он должен чаще и больше задумываться о ничтожности перед Б-гом. Во время преклонения в молитве нужно подумать о смысле этого действия: отрицание своего положения и абсолютное самопринижение способно привести к трепету перед Небесами. Жалко, что многие из нас преклоняют колени во время молитвы по привычке, не чувствуя глубины и величественности этого установления мудрецов. Для достижения возвышенного чувства в нем нужно много размышлять и работать над собой, как и в любой другой ступени духовного роста. Пусть каждый постарается быть скромным. Это путь к чистоте молитвы.

Рав Шимшон Давид Пинкус, из журнала «Мир Торы », Москва

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте