Теория структурации Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 1990-х гг. работ польского социолога, профессора Ягеллонского университета Петра Штомпки, посвященных комплексному и целостному анализу социального становления и социального изменения. *109 Прежде всего, следует отметить, что рассматриваемая теория социальных изменений удивительно четко вписывается в те трансформации современной теоретической социологии, которые были обозначены нами выше в ходе анализа позиции В.А. Ядова. Назовем их еще раз в лаконичном варианте. По мнению российского социолога, в новейшей теоретической социологии совершаются (совершены) два принципиальных поворота: а) переосмысление масштабов социального пространства в сторону его глобализации; 6) перенос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы и изменения *110 .
*109: {Основные концептуальные положения этого анализа содержатся в 15-й главе книги [Штомпка. 1996. С. 268-292].}
*110: {Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 13-14. }
Эти повороты хорошо просматриваются в теории социальных изменений Штомпки, за счет чего она оказывается вполне адекватной современным процессам и общественным реалиям. Необходимо сделать лишь одно небольшое уточнение. Сами социальные структуры рассматриваются польским социологом "процессуально", что составляет одну из главных особенностей его подхода. Именно здесь и сказывается влияние теории структурации Гидденса
Основными составляющими теоретической модели Штомпки являются четыре категории: структуры, деятели (агенты), деятельность, действие. Уже здесь нетрудно обнаружить определенное сходство с "дуальностью" структуры Гидденса, по крайней мере в стремлении соединить два узловых понятия: структуру и действие. Но дальше дискурс (стиль мышления и способ аргументаций) Штомпки приобретает иную направленность.
Главным становится анализ взаимодействия структур друг с другом по отношению к субъектам действия. Оказывается, что структуры проявляют себя совершенно независимо и неожиданно (эмерджентно). Польский социолог говорит о трех формах независимой динамики структур, которые он рассматривает в виде трех принципов: инерции, момента, последовательности. Принцип инерции означает, что "обычно предпочтительнее, чтобы функционирование продолжалось в том же режиме, без радикальных поворотов (например, в странах "реального социализма" в течение долгого времени типичной реакцией на экономические трудности было скорее повышение цен и налогов, нежели переход от планируемой к рыночно-ориентированной экономике...)". Принцип момента состоит в том, что за определенной стадией чаще всего наступает следующая (если, к примеру, сделаны инвестиции в какую-то определенную сферу экономики, это влечет за собой и инвестиции в другие сферы, с ней связанные). Наконец, принцип последовательности заключается в том, что "следующие одна за другой фазы не могут быть пропущены (например, экономику нельзя модернизировать без предварительного обучения рабочей силы...)". Все эти примеры Штомпка приводит для того, чтобы показать: структуры в обществе могут проявить себя относительно индивидов самым неожиданным образом [Штомпка. 1996. С. 269-270],
Несмотря на то, что структуры независимы от агентов и в этом смысле могут "вести себя" неожиданным образом, они не в состоянии существовать без субъектов деятельности. В свою очередь, сами агенты в реальной действительности обязательно включены в структуры. "Мы, - пишет Штомпка, - не найдем ни одного примера в общественной жизни, в котором не было бы слияния структур и агентов, операций и действия. Покажите мне агента, который не встроен в какую-нибудь структуру, или структуру, которая существует отдельно от индивидов, или действие, которое не включено в социальные операции, или, наконец, социальное оперирование, которое не распадается на действия. Нет бесструктурных агентов, и нет 6е-загентных структур" [Там же. С. 272]. В этом контексте польского социолога поражает мудрость сентенции, приписываемой Ч. Кули: "Личность и общество – близнецы-братья". Нам же так и хочется добавить слова В.В. Маяковского (сказанные, правда, совсем по другому поводу): "Кто более матери-истории (читай: социологии. - Г.З.) ценен?"
То, что было сказано, - лишь исходный момент модели социального становления, разработанной Штомпкой. Чтобы она "не повисла в воздухе", социолог помещает ее в двуединую среду, включающую природу и сознание. Первую он рассматривает как неизбежный "контейнер", в котором "помещается" социальная жизнь. Это внешние природные условия, в которых действуют люди и оперируют структуры. Природная среда включает в себя и внутренние черты индивидов, в целом же она влияет на общество не только извне, но и изнутри - через биологическую конституцию и генетический багаж популяции. Что касается второй среды - сознания, среды мыслей, верований, идей, то оно (социолог рассматривает сознание в трех видах - как индивидуальное, коллективное и социальное) не только воздействует на практику, но и является "посредником" между природной средой и человеком (обществом).
Наконец, еще один элемент модели социального становления, без которого се нельзя понять, - фактор времени. Как пишет Штомпка, "и природа, и сознание вступают во взаимоотношения с обществом, которое формирует и формируется одновременно" [Там же. С. 287]. Несмотря на эту одновременность, исторический процесс рассматривается им как смена различных временных точек самопреобразования общества. Схематично социолог предлагает пять таких точек: общество в далеком прошлом, общество в прошлом, общество сегодня, в настоящем, общество в будущем, общество в отдаленном будущем.
Процесс исторического развития осуществляется, согласно модели социального становления, благодаря наличию четырех типов причинных узлов: структурных воздействий, способностей субъектов, "очеловеченной природы", видоизменяющегося сознания. Эти узлы и составляют, по мнению ученого, механизм социального становления исторического процесса. Сам исторический процесс непрерывен, ничем не предопределен и не необходим. История имеет множество альтернативных путей развития.
Рассматривая исторические изменения, польский социолог доказывает, что они "охватывают не только действия и практику, не только природу и сознание, но и связи между всеми ними, способы, которыми они объединяются и своими действиями порождают социальную динамику". Таким образом, к своей модели Штомпка добавляет самый последний, наиболее сложный узел обратной связи: "дело не только в том, что деятельность агентов (субъектов) изменяется в процессе их собственной практики, но и в том, что само социальное становление изменяет свой облики ходе истории" [Штомпка. 1996. С. 290].
Завершая анализ концепции социального изменения, следует отметить как ее реалистический, так и в целом оптимистический характер. Социолог видит в качестве общего знаменателя основных тенденций исторического процесса растущий контроль над природной средой, управление ею и обособление от нее. Общество, с одной стороны, постепенно подчиняет природные ресурсы потребностям людей, с другой - стремится к собственной защите от негативного воздействия природы. Что касается сознания, то благодаря росту знаний, развенчанию всякого рода мифов, иллюзий и других продуктов "ложного сознания", становится возможным точнее предвидеть, планировать и целенаправленно изменять социальную жизнь.
Теория структурации Э.Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 90-е гг. работ польского социолога, профессора Ягеллонского университета Петра Штомпки, посвященных комплексному и целостному анализу социального становления и социального изменения. Прежде всего следует отметить, что рассматриваемая теория социальных изменений удивительно четко вписывается в те трансформации современной теоретической социологии, которые были обозначены нами выше в ходе анализа позиции В.А.Ядова. Назовем их еще раз в лаконичном варианте. По мнению российского социолога, в новейшей теоретической социологии совершаются (совершены) два принципиальных поворота: а) переосмысление масштабов социального пространства в сторону его глобализации; б) перенос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы и изменения.
Именно эти повороты хорошо просматриваются в теории социальных изменений П.Штомпки, за счет чего она оказывается вполне адекватной современным процессам и общественным реалиям. Необходимо сделать лишь одно небольшое уточнение. Сами социальные структуры рассматриваются польским социологом "процессуально", что составляет одну из главных особенностей его подхода. Именно здесь и сказывается влияние теории структурации Э.Гидденса.
Основными составляющими теоретической модели П.Штомпки являются четыре категории: структуры, деятели (агенты), деятельность, действие. Уже здесь не трудно обнаружить определенное сходство с "дуальностью" структуры Гидденса, по крайней мере, в стремлении соединить два узловых понятия: структуру и действие. Но дальше дискурс (стиль мышления и способ аргументации) П.Штомпки приобретает иную направленность.
Главным становится анализ взаимодействия структур друг с другом по отношению к субъектам действия. Оказывается, что структуры проявляют себя совершенно независимо и неожиданно (эмерджентно). Польский социолог говорит о трех формах независимой динамики структур, которые он рассматривает в виде трех принципов: инерции, момента, последовательности. Принцип инерции означает, что "обычно предпочтительнее, чтобы функционирование продолжалось в том же режиме, без радикальных поворотов (например, в странах "реального социализма" в течение долгого времени типичной реакцией на экономические трудности было скорее повышение цен и налогов, нежели переход от планируемой к рыночно-ориентированной экономике...)". Принцип моментасостоит в том, что за определенной стадией чаще всего наступает следующая (если, к примеру, сделаны инвестиции в какую-то определенную сферу экономики, это влечет за собой и инвестиции в другие сферы, с ней связанные). Наконец, принцип последовательности заключается в том, что "следующие одна за другой фазы не могут быть пропущены (например, экономику нельзя модернизировать без предварительного обучения рабочей силы...)". Все эти примеры П.Штомпка приводит для того, чтобы показать: структуры в обществе могут проявить себя относительно индивидов самым неожиданным образом.
Несмотря на то, что структуры независимы от агентов и в этом смысле могут "вести себя" неожиданным образом, они не в состоянии существовать без субъектов деятельности. В свою очередь, сами агенты в реальной действительности обязательно включены в структуры. "Мы, - пишет П.Штомпка, - не найдем ни одного примера в общественной жизни, в котором не было бы слияния структур и агентов, операций и действия. Покажите мне агента, который не встроен в какую-нибудь структуру, или структуру, которая существует отдельно от индивидов, или действие, которое не включено в социальные операции, или, наконец, социальное оперирование, которое не распадается на действия. Нет бесструктурных агентов, и нет безагентных структур". В этом контексте польского социолога поражает мудрость сентенции, приписываемой Ч.Кули: "Личность и общество - близнецы-братья". Нам же так и хочется добавить слова В.Маяковского (сказанные, правда, совсем по другому поводу): "Кто более матери-истории (читай: социологии - Г.З.) ценен?".
То, что было сказано, - лишь исходный момент модели социального становления, разработанной П.Штомпкой. Чтобы она "не повисла в воздухе", социолог помещает ее в двуединую среду, включающую природу и сознание. Первую он рассматривает как неизбежный "контейнер", в котором "помещается" социальная жизнь. Это внешние природные условия, в которых действуют люди и оперируют структуры. Природная среда включает в себя и внутренние черты индивидов, в целом же она влияет на общество не только извне, но и изнутри - через биологическую конституцию и генетический багаж популяции. Что касается второй среды - сознания, среды мыслей, верований, идей, то оно (П.Штомпка рассматривает сознание в трех видах - как индивидуальное, коллективное и социальное) не только воздействует на практику, но и является "посредником" между природной средой и человеком (обществом).
Наконец, еще один элемент модели социального становления, без которого ее нельзя понять, - фактор времени. Как пишет П.Штомпка, "и природа, и сознание вступают во взаимоотношения с обществом, которое формирует и формируется одновременно". Несмотря на эту одновременность, исторический процесс рассматривается им как смена различных временных точек самопреобразования общества. Схематично социолог предлагает пять таких точек: общество в далеком прошлом, общество в прошлом, общество сегодня, в настоящем, общество в будущем, общество в отдаленном будущем.
Процесс исторического развития осуществляется, согласно модели социального становления, благодаря наличию четырех типов причинных узлов: структурных воздействий, способностей субъектов, "очеловеченной природы", видоизменяющегося сознания. Эти узлы и составляют, по мнению П.Штомпки, механизм социального становления исторического процесса. Сам исторический процесс непрерывен, ничем не предопределен и не необходим. История имеет множество альтернативных путей развития.
Рассматривая исторические изменения, польский социолог доказывает, что они "охватывают не только действия и практику, не только природу и сознание, но и связи между всеми ними, способы, которыми они объединяются и своими действиями порождают социальную динамику". Таким образом, к своей модели П.Штомпка добавляет самый последний, наиболее сложный узел обратной связи: "дело не только в том, что деятельность агентов (субъектов) изменяется в процессе их собственной практики, но и в том, что само социальное становление изменяет свой облик в ходе истории".
Завершая анализ концепции социального изменения П.Штомпки, следует отметить как ее реалистический, так и в целом оптимистический характер. Социолог видит в качестве общего знаменателя основных тенденций исторического процесса растущий контроль над природной средой, управление ею и обособление от нее. Общество, с одной стороны, постепенно подчиняет природные ресурсы потребностям людей, с другой - стремится к собственной защите от негативного воздействия природы. Что касается сознания, то, благодаря росту знаний, развенчанию всякого рода мифов, иллюзий и других продуктов "ложного сознания", становится возможным точнее предвидеть, планировать и целенаправленно изменять социальную жизнь.
Крупнейший ученый-социолог, в недавнем прошлом президент Международной социологической ассоциации, в своем учебнике излагает курс социологии, основанный на новейших теоретических достижениях и прикладных результатах в разработке проблем этой научной дисциплины. Представлены современная трактовка предмета и методов социологических исследований, а также пути практического использования данных социологических исследований. Рассмотрены различные стороны общественной жизни: активность человека, социальные группы и институты, культуры, расслоение, социальная изменчивость, современные тенденции развития общества. Приведены очерки о философах и социологах, идеи которых определили становление социологии как науки. В конце каждой главы даны термины и понятия, а в конце книги - тесты на проверку усвоения курса. Благодаря использованию опыта преподавания социологии в Краковском (Ягеллонском), Калифорнийском университетах, ряде других университетов США, Европы, Латинской Америки и Австралии...
Читать полностьюКрупнейший ученый-социолог, в недавнем прошлом президент Международной социологической ассоциации, в своем учебнике излагает курс социологии, основанный на новейших теоретических достижениях и прикладных результатах в разработке проблем этой научной дисциплины. Представлены современная трактовка предмета и методов социологических исследований, а также пути практического использования данных социологических исследований. Рассмотрены различные стороны общественной жизни: активность человека, социальные группы и институты, культуры, расслоение, социальная изменчивость, современные тенденции развития общества. Приведены очерки о философах и социологах, идеи которых определили становление социологии как науки. В конце каждой главы даны термины и понятия, а в конце книги - тесты на проверку усвоения курса. Благодаря использованию опыта преподавания социологии в Краковском (Ягеллонском), Калифорнийском университетах, ряде других университетов США, Европы, Латинской Америки и Австралии содержание учебника отвечает мировому уровню, что способствовало переводу его на большинство распространенных языков.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению "Социология". Представляет интерес для ученых и преподавателей в области социально-гуманитарных наук.
Теория структурации Э. Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 1990-х гг. работ польского социолога Петра Штомпки (ныне президента Международной социологической ассоциации), посвященных комплексному и целостному анализу социального становления и социального изменения 1 . Но прежде чем рассматривать теорию социального изменения П. Штомпки, приведем мнение В.А. Ядова, имеющее к ней прямое отношение. Рассматривая важнейшие изменения в новейшей теоретической социологии, российский учёный говорит о двух принципиальных поворотах: а) переосмысление масштабов социального пространства в сторону его глобализации; б) перенос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы й изменения^. Эти повороты достаточно четко просматриваются в теории социальных изменений Штомпки, за счет чего она оказывается вполне адекватной современным процессам и общественным реалиям. Необходимо сделать лишь одно небольшое уточнение. Сами социальные структуры рассматриваются польским социологом «процессуально», что составляет одну из главных особенностей его подхода. Именно здесь и сказывается влияние теории структурации Гидденса.
Основными составляющими теоретической модели Штомпки являются четыре категории: структуры, деятели (агенты), деятельность, действие. Уже здесь нетрудно обнаружить определенное сходство с «дуальностью» структуры Гидденса, по крайней мере, в стремлении соединить два узловых понятия: структуру и действие. Но дальше дискурс (стиль мышления и способ аргументации) Штомпки приобретает иную направленность.
Главным становится анализ взаимодействия структур по отношению к субъектам действия. Оказывается, что структуры проявляют себя совершенно независимо и неожиданно (эмерджентно). Польский социолог говорит о трех формах независимой динамики структур, которые он рассматривает в виде трех принципов: инерции, момента, последовательности. Принцип инерции означает, что «обычно
- 1 Основные концептуальные положения этого анализа содержатся в главе 15 книги:
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996 С. 268-292. - 2 См.: Ядов В.А.
Социологическое исследование: методология, профамма, методы.
Самара,1995. С. 13-14.
Глава 3. Социология XXв.: эмпирия и теория
предпочтительнее, чтобы функционирование продолжалось в том же режиме, без радикальных поворотов (например, в странах «реального социализма» в течение долгого времени типичной реакцией на экономические трудности было скорее повышение цен и налогов, нежели переход от планируемой к рыночно-ориентированной экономике...)». Принцип момента состоит в том, что за определенной стадией чаще всего наступает следующая (если, к примеру, сделаны инвестиции в какую-то конкретную сферу экономики, это влечет за собой инвестиции и в другие сферы, с ней связанные). Наконец, принцип последовательности заключается в том, что «следующие одна за другой фазы не могут быть пропущены (например, экономику нельзя модернизировать без предварительного обучения рабочей силы...)». Все эти примеры Штомпка приводит для того, чтобы показать: структуры в обществе могут проявить себя относительно индивидов самым неожиданным образом 1 .
Несмотря на то что структуры независимы от агентов и в этом смысле могут «вести себя» неожиданным образом, они не в состоянии существовать без субъектов деятельности. В свою очередь, сами агенты в реальной действительности обязательно включены в структуры. «Мы, - пишет Штомпка, - не найдем ни одного примера в общественной жизни, в котором не было бы слияния структур и агентов, операций и действия. Покажите мне агента, который не встроен в какую-нибудь структуру, или структуру, которая существует отдельно от индивидов, или действие, которое не включено в социальные операции, или, наконец, социальное оперирование, которое не распадается на действия. Нет бесструктурных агентов, и нет безагентных структур» 2 . В этом контексте польского социолога поражает мудрость сентенции, приписываемой Ч. Кули: «Личность и общество - близнецы-братья». Нам же так и хочется добавить слова В. Маяковского (сказанные, правда, совсем по другому поводу): «Кто более матери-истории (читай: социологии. -Г.З.) ценен?»
То, что было сказано, - лишь исходный момент модели социального становления, разработанной Штомпкой. Чтобы она «не повисла в воздухе», социолог помещает ее в двуединую среду, включающую природу и сознание. Первую он рассматривает как неизбежный «контейнер», в котором «помещается» социальная жизнь. Это внешние природные условия, в которых действуют люди и оперируют структуры. Природная среда включает в себя и внутренние черты индивидов, в целом же она влияет на общество не только извне, но и изнутри -
- 1См.:Штомпка П. Социология социальных изменений. С. 269-270
- 2 Там же. С. 272.
Раздел I. Введение в социологию
через биологическую конституцию и генетический багаж популяции. Что касается второй среды - сознания, среды мыслей, верований, идей, то оно (Штомпка рассматривает его в трех видах - как индивидуальное, коллективное и социальное) не только воздействует на практику, но и является «посредником» между природной средой и человеком (обществом).
Наконец, еще один элемент модели социального становления, без которого ее нельзя понять, - фактор времени. Как пишет Штомпка, «и природа, и сознание вступают во взаимоотношения с обществом, которое формирует и формируется одновременно» 1 . Несмотря на эту одновременность, исторический процесс рассматривается им как смена различных временных точек самопрсобразования общества. Схематично социолог предлагает пять таких точек: общество в далеком прошлом, общество в прошлом, общество сегодня, в настоящем, общество в будущем, общество в отдаленном будущем.
Процесс исторического развития осуществляется, согласно модели социального становления, благодаря наличию четырех типов причинных узлов: структурных воздействий, способностей субъектов, «очеловеченной природы», видоизменяющегося сознания. Эти узлы и составляют, по мнению Штомпки, механизм социального становления исторического процесса. Сам исторический процесс непрерывен, ничем не предопределен и не необходим. История имеет множество альтернативных путей развития.
Рассматривая исторические изменения, польский социолог доказывает, что они охватывают не только действия и практику, не только природу и сознание, но и связи между всеми ними, способы, которыми они объединяются и своими действиями порождают социальную динамику. Таким образом, к своей модели Штомпка добавляет самый последний, наиболее сложный узел обратной связи: «дело не только в том, что деятельность агентов (субъектов) изменяется в процессе их собственной практики, но и в том, что само социальное становление изменяет свой облик в ходе истории» 2 .
Завершая анализ концепции социального изменения П. Штомпки, следует отметить как ее реалистический, так и в целом оптимистический характер. Социолог видит в качестве общего знаменателя основных тенденций исторического процесса растущий контроль над природной средой, управление ею и обособление от нее. Общество, с одной стороны, постепенно подчиняет природные ресурсы потребностям людей, с другой - стремится к собственной защите от негатив-
- 1Штомпка П Социология социальных изменений С 287
- 2 Там же С. 290.
Глава 3 Социология XXв.. эмпирия и теория 81
ного воздействия природы. Что касается сознания, то благодаря росту знаний, развенчанию всякого рода мифов, иллюзий и других продуктов «ложного сознания» становится возможным точнее предвидеть, планировать и целенаправленно изменять социальную жизнь.
Петр Штомпка
социология
Анализ современного общества
Перевод с польского СМ. Червонной
ANALIZA SPOŁECZEŃSTWA
Москва Логос 2005
УДК 316 (075.8) ББК 60.5
Штомпка П.
Ш 92 Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. СМ. Червонной. - М.: Логос, 2005. - 664 с. + 32 с. цв. вкл.
ISBN 5-98704-024-8
Крупнейший ученый-социолог, президент Международной социологической ассо циации в своем учебнике излагает курс социологии, основанный на новейших теорети ческих достижениях и прикладных результатах в разработке проблем этой научной дисциплины. Представлены современная трактовка предмета и методов социологии, а также пути практического использования данных социологических исследований. Рассмот рены различные стороны общественной жизни: активность человека, социальные груп пы и институты, культура, расслоение, социальная изменчивость, современные тенден ции развития общества. Приведены очерки о философах и социологах, идеи которых определили становление социологии как науки. В конце каждой главы даны термины и понятия, а в конце книги - тесты на проверку усвоения курса. Благодаря использова нию опыта преподавания социологии в Краковском (Ягеллонском), Калифорнийском университетах, ряде других университетов США, Европы, Латинской Америки и Авст ралии содержание учебника отвечает мировому уровню, что способствовало переводу его на большинство распространенных языков.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и на правлению «Социология». Представляет интерес для ученых и преподавателей в обла сти социально-гуманитарных наук.
После того, как почти 30 лет у нас не было отечественного оригинального учебника социологии, Польша наконец сможет располагать произведением, выдающимся во всех отношениях, представляющим собой основной академи ческий текст, которым смогут пользоваться как студенты вузов, так и уча щиеся лицеев. Этот труд отличается поразительной систематичностью в из ложении материала, элегантным, легко доступным языком и мастерством выпуклой характеристики наиболее сложных общественных явлений
Анджей Койдер, профессор Варшавского университета
Автор является прославленным знатоком социологической теории, как клас сической, так и современной. И он блистательно использует свою эрудицию, об ращая свой взор к теоретическим вершинам, тогда как они служат ему для опи сания и понимания действительности. Изучение данного учебника позволит по знакомиться с основными общественными явлениями, с фигурами крупнейших социологов, наконец, с наиболее важными дискуссиями среди социологов.
Марек Жюлковски, профессор Университета имени Адама Мицкевича
Н.Е. Покровский. Предназначение социологии |
|||||
Глава 1. Социология и общество |
|||||
обществе |
социология |
||||
Социология как наука |
|||||
Общество - предмет социологии |
|||||
Многомерность социальных ситуаций |
|||||
Личность в обществе - социальный контекст |
|||||
Социологическое воображение и язык социологии |
|||||
Важнейшие понятия и термины |
|||||
АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА |
|||||
Глава 2. От поведения к социальным действиям |
|||||
Поведение |
|||||
Действие |
|||||
Социальная деятельность |
|||||
Социальные действия |
|||||
Важнейшие понятия и термины |
|||||
Глава 3. От социальных действий к взаимодействию |
|||||
Совместные действия, или социальный контакт |
|||||
Анатомия социального взаимодействия |
|||||
Четыре теории взаимодействия |
|||||
От простых взаимодействий до сети взаимодействий |
|||||
Важнейшие понятия и термины |
|||||
Глава 4. От взаимодействия к социальным отношениям |
|||||
Повторяющееся и регулярное взаимодействие |
|||||
От регулярного взаимодействия к регулируемому |
|||||
Социальные отношения |
|||||
Типы общественных отношений |
|||||
Континуум проявлений человеческой активности |
|||||
Важнейшие понятия и термины |
|||||
Глава 5. От социальных отношений к организации |
|||||
Социальная среда |
|||||
Социальный круг |
|||||
Статусный набор |
|||||
Последовательность статусов |
|||||
Социальная организация |
|||||
Важнейшие понятия и термины |
|||||
Глава 6. От организации к социальной структуре |
|||||
Структура как социальная форма |
|||||
Структурная детерминация |
|||||
Четыре аспекта структуры |
|||||
Динамика структур |
Важнейшие понятия и термины |
|
Глава 7. От массовых действий к социальным движениям |
|
Массовое общество |
|
Массовые действия |
|
Коллективное поведение |
|
Коллективные действия |
|
Социальные движения |
|
Динамика социальных движений |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ |
|
Глава 8. От множества индивидов к социальной группе |
|
Черты, формирующие группу |
|
Разновидности социальных общностей |
|
Моральная связь - содержание и радиус действия |
|
Патология моральной связи |
|
Феномен одновременного участия |
|
Организованные группы |
|
Типы общностей и динамика их кристаллизации |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
Глава 9. Разновидности социальных групп |
|
Объективные критерии классификации |
|
Субъективные критерии классификации |
|
Синтетическая типология групп |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
КУЛЬТУРА |
|
Глава 10. Культура как социологическое понятие |
|
Разнообразие способов жизни и «социальные факты» |
|
Понятие культуры |
|
Сферы культурного регулирования |
|
«Анатомия» культуры |
|
Культурные универсалии |
|
От этноцентризма к «политической корректности» |
|
Культурная традиция |
|
Создание культуры |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
Глава 11. Ценностно-нормативная система |
|
Нормы и ценности |
|
Сила регулирования |
|
Двойная относительность |
|
Комплексы правил: процедуры, институты, роли |
|
Ценностно-нормативные подсистемы: обычай, мораль и право |
|
ПриспособлениЦелостн сть конфликтностьенормам: конформизмценностнои-нормдевиа цти внойя системы |
2 9489 |
Социология |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
Глава 12. Общественное сознание |
|
Язык - инструмент идеи |
|
От индивидуального сознания к общественному |
|
Разновидности общественного сознания |
|
Патологии общественного сознания |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
Глава 13. Культура доверия |
|
Теории и теоретики доверия |
|
Доверие и недоверие: «ставки» на будущее |
|
Обоснованность доверия или недоверия |
|
Структурные источники культуры доверия |
|
Субъективные факторы культуры доверия |
|
Функции и дисфункции доверия и недоверия |
|
Предпосылки для практики |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА |
|
Глава 14. Социальное неравенство |
|
Неравенство людей и социальное неравенство |
|
Источники социального неравенства |
|
Социальная стратификация |
|
Социальные слои |
|
Социальная мобильность |
|
Социальные классы |
|
Другие виды дихотомического неравенства |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
Глава 15. Функции и генезис неравенства |
|
Идеологии неравенства |
|
Теории неравенства |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
Власть как разновидность неравенства |
|
Разновидности власти |
|
Формы легитимизации власти |
|
Лидерство |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВА |
|
Глава 17. Социализация и социальный контроль |
|
Изменчивость общества |
|
Генезис человеческого образа жизни |
|
Социализация: врастание в общество |
Три перспективы интернализации культуры |
|
Разновидности социализации |
|
функции социализации |
|
Слабые звенья социализации |
|
Границы социального контроля |
|
Практические выводы |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
Глава 18. Процесс институционализации |
|
Структурная детерминация и морфогенез |
|
Институционализация как разновидность морфогенеза |
|
Инновации и инноваторы |
|
Появление и распространение инноваций |
|
Отход от правил и эрозия правил |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ |
|
Глава 19. Социальные изменения, развитие и прогресс |
|
Социальные изменения |
|
Социальные процессы |
|
Социальное развитие |
|
Социальный прогресс |
|
Судьбы идеи прогресса |
|
Изменение восприятия прогресса: роль субъекта |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
Глава 20. Травма социальных изменений |
|
От дискурса прогресса до дискурса травмы |
|
Травматические социальные изменения |
|
Три уровня культурной травмы |
|
Генеалогия культурной травмы |
|
Факторы-посредники |
|
Симптомы травмы |
|
Способы справиться с травмой |
|
Преодоление травмы |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
Глава21. Время в обществе |
|
Время как мера социальной жизни |
|
Время как аспект социальных изменений |
|
Количественное и качественное время |
|
Время в общественном сознании и культуре |
|
Социокультурное управление временем |
|
Социальные функции времени |
|
Важнейшие понятия и термины |
|
Глава 22. Классические представления об историческом развитии |
|
Классический эволюционизм в социологии |
|
Различные теории эволюции |
|
Неоэволюционизм в этнологии и социологии |
Социология |
||
Неодарвинизм и социобиология |
||
Теории модернизации |
||
Теория постиндустриального общества |
||
Теория цикличности в историософии |
||
Социологические теории циклов |
||
Третья перспектива - марксизм |
||
Марксизм после Маркса |
||
Важнейшие понятия и термины |
||
Глава 23. Становление общества |
||
Историческая социология |
||
Теории деятельности |
||
Средний уровень социальной реальности |
||
Идея деятельности субъектов в истории мысли |
||
История как реализация и олицетворение деятельности субъектов |
||
Важнейшие понятия и термины |
||
Глава 24. Социальная революция |
||
Революции как знамение новейшей эпохи |
||
Понятие революции |
||
Ход революции |
||
Модели революций |
||
Теории революций |
||
Что мы не знаем о революциях |
||
Важнейшие понятия и термины |
||
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО |
||
Глава 25. Современность и постсовременность |
||
Понятие современности: исторический и аналитический аспекты |
||
Полярные модели |
||
Современная индивидуальность |
||
Критика современности |
||
Чтопосле современности? |
||
Поздняя современность |
||
Важнейшие понятия и термины |
||
Глава 26. Глобализация |
||
От изоляции к глобализации |
||
Предвестники теории глобализации |
||
Глобализация культуры |
||
Теории культурной глобализации |
||
Четыре картины глобализации |
||
Важнейшие понятия и термины |
||
Тесты на понимание и усвоение социологических понятий |
||
Ключ к правильным ответам |
||
Сто книг с моей полки |
||
Именной указатель |
Предназначение социологии
Социология как наука, казалось бы, не нуждается в обоснова нии своей миссии. Это укоренившаяся в системе наук социальная дисциплина, занимающая устойчивое положение в структуре со временных обществ. Она насчитывает не менее ста пятидесяти лет
в своем формальном развитии, не считая многих веков предшеству ющего вызревания социологического дискурса в недрах других наук. И, тем не менее, вопрос о том, все ли очевидно с социологией
в этом мире, весьма актуален.
Первые годы XXI в. со всей остротой показывают, что научный, рационалистический и объективный анализ общества еще пока еще не снискал всеобщего применения. Мир по-прежнему не только на полнен, но и переполнен различного рода мифами, противостоящи ми науке. И это мифы активно воздействуют на сознание огромных масс людей и на их поступки. Как и прежде, многие общества управ ляются вполне волюнтаристически, исходя из сиюминутных и эгои стических интересов отдельных групп и элит, не способных и не же лающих представить общественные процессы во всей их сложности, а также в их среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ненауч ный подход к управлению обществом нередко обрамляется в наши дни социологической терминологией и даже прикладными «иссле дованиями», скрывающими не вполне социологический стиль мыш ления и действия. В этом смысле в мире присутствуют не только со циология как таковая, но и полу социология, недо социология, пара- социология и просто несоциология, но называющая себя Социологий с большой буквы и активно настаивающая на этом. Ситуация более чем запутанная, особенно для тех, кто лишь вступает в мир науки, не обладая пока еще собственным устоявшимся суждением по поводу того, что такое социология и кто такие социологи.
Н.Е. Покровский |
|
В этих условиях публикация книги известнейшего польского |
|
ученого и социального мыслителя Петра Штомпки «Социология. |
|
Анализ современного общества»1 - явление знаменательное. Пе |
|
ред нами учебник, а по большому счету, и настоящая настольная |
|
книга по социологии XXI века. На фоне десятков учебников, за |
|
полняющих полки социологических разделов книжных магазинов, |
|
книга Петра Штомпки, представителя классической традиции, ха |
|
рактеризуется высочайшей научной культурой. Петр Штомпка воз |
|
вращает нас к первоистокам и возобновляет изначальный дискурс, |
|
касающийся основ социального знания, но знания, рассматривае |
|
мого сквозь призму современности. |
|
Бесспорно, что социология занимает особое место в контексте |
|
современного обществознания. Сочетая широкий теоретический ох |
|
ват с максимальной приближенностью к конкретным прикладным |
|
исследованиям, она по праву считается одной из наиболее гумани |
|
стически ориентированных обществоведческих дисциплин. Имен |
|
но поэтому в наше время, эпоху трансформации общественного со |
|
знания и социального уклада, не только академический мир, но и |
|
самые широкие круги общества связывают с прогрессом социоло |
|
гии надежду на создание подлинно научной картины общества, спо |
|
собной стать основой для выработки прогностических концепций |
|
развития в XXI веке. |
|
Между тем бесспорная актуальность социологической проблема |
|
тики нередко порождает своеобразное потребительское и достаточ |
|
но упрощенное отношение к социологии. Подчас полагают, что для |
|
получения эффективного результата достаточно лишь прагматично |
|
и крайне неразборчиво использовать известные методики, якобы ав |
|
томатически приносящие функциональный результат. Это глубокое |
|
заблуждение ведет к дискредитации социологии как таковой. Не вда |
|
ваясь в детальное обсуждение подобного социально-научного фено |
|
мена, отметим лишь, что он чаще всего порождается низким уров |
|
нем социологической культуры, которая, естественно, не может воз |
|
никнуть в одночасье вследствие того или иного директивного указа, |
|
а «взращивается» годами путем комплексной научно-просветитель |
|
ской и исследовательской деятельности, в итоге приводящей к осоз |
|
нанию всем обществом крайне сложных процессов социального са |
|
моразвития и саморегулирования общественной жизни в ее стати |
|
ческих (структурных) и динамических параметрах. |
|
Социологическая культура подразумевает, помимо всего проче |
|
го, признание бесконечной сложности общества на всех его уровнях |
|
и во всех его проявлениях и, как следствие, невозможность объяс |
|
нять и решать социальные проблемы в виде шахматной задачки - |
1 Sztompka Р. Socjologia. Analiza speczenstwa. Krakow: Znak, 2002. 654 p.
двуходовки или чисто социально-инженерного мероприятия. При этом носители высокой социологической культуры (отдельные люди или организации, а равно и целые сообщества) прекрасно понима ют, что ни одно социальное действие не затухает бесследно, но, на против, его последствия концентрическими окружностями расходят ся по всем азимутам. Наконец, социологическая культура подразу мевает и определенное дистанцирование гражданского общества и его структур от структур власти. Социологам нужна свобода науч ных суждений и объективность диагноза. В противном случае соци альная наука может превратиться во что угодно, но только не в на уку, связанную с великими традициями классики и современной те орией. В итоге можно сказать, что помимо чисто научных целей (что самоочевидно), социология нацелена на повышение социологической культуры общества, стимулирующей его самопознание и саморегу лирование как системы, и именно этим не в последнюю очередь обус ловлена позитивная тенденция развития социологии, как, впрочем, и любой иной социальной науки.
При большом разнообразии современных трактовок того, что та кое социология, и часто самопроизвольном присвоении титула «со циолог» Петр Штомпка предлагает в качестве путеводной звезды выделить концепцию социологического воображения. Эта концеп ция, предложенная в свое время Ч.Р. Миллсом2 , остается по-преж нему тем водоразделом, который отделяет социолога от несо циолога и социологию от не социологии. В одной из своих прин ципиальных статей3 польский ученый выделил пять главных свойств социологического воображения или социологии как та ковой: (1) рассматривать все явления в обществе как результат деятельности социальных сил, групп, отдельных индивидов, име ющих обобщенные интересы (а не только частные сиюминутные желания); (2) понимать скрытые структурные параметры всех социальных явлений; (3) вскрывать воздействие традиций и исто рического прошлого на нашу современность; (4) принимать во внимание динамику, развитие социальной среды; (5) признавать огромное разнообразие и вариативность общественной жизни. «Иными словами, социологическое воображение - это вытекающая из признания разнообразия и множественности социальных уста новлений способность связать любое событие в обществе со струк турным, культурным и историческим контекстом, а также с инди видуальными и коллективными действиями членов общества»4 .
См. русский перевод: Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001.
Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социо логический журнал. 2001. №1. С. 148-149.
4 Там же, с. 149.
Н.Е. Покровский |
|
В этом как раз и скрываются секрет и тайна социологии - обла |
|
дание способностью в любом «тексте» (в любом источнике инфор |
|
мации) найти структурную связь событий, определить их включен |
|
ность в историю, притом в историю современную, увидеть за, каза |
|
лось бы, разрозненными и спонтанными действиями людей |
|
присутствие скрытой коллективности. Вслед за Миллсом Петр |
|
Штомпка справедливо утверждает, что отсутствие социологиче |
|
ского воображения не может быть возмещено никакими другими |
|
достижениями, скажем, большим объемом полученных эмпириче |
|
ских данных, аппеляцией к власти и знанием того, «как это было на |
|
самом деле», умением раздавать оценки тем или иным фактам, зная |
|
наперед, «что есть что» и «кто есть кто». Примечательно, что для |
|
аналитика, опирающегося на непреложность социологического во |
|
ображения, в исследовании не существует больших и малых тем и |
|
сюжетов. В равной степени настоящая социология позволяет в ма |
|
лом увидеть присутствие больших тенденций, а макроанализ опе |
|
ративно и гармонично редуцировать до микроуровня. В этом смысле |
|
настоящая социология не может грешить высокомерием. На этом |
|
и строится книга Петра Штомпки. Его взгляд охватывает все инте |
|
штабности или отсутствия таковой. |
Наряду со своей ясной рационалистичностью социологическое воображение обладает и немалым скрытым потенциалом, опира ющимся на интуицию и природную предрасположенность к ана литике. Изучать социологию могут многие и даже все те, кто стремится стать полноправным членом гражданского общества. (В этом смысле социология может быть основой гражданского са мосознания и включенности в институты современного общества, и книга П. Штомпки как нельзя лучше соответствует этой мис сии.) Однако социология как форма необходимой популярной культуры, «ликбеза» наших дней не отменяет и того, что профес сиональной социологией могут и должны заниматься только те, кто не только по образованию, но и своей природной склонности обладает возможностью взращивать в себе и применять социоло гическое воображение.
И в этом нет ничего от принудительной и оскорбляющей досто инство селекции людей на способных и неспособных к социологи ческой аналитике. Речь лишь идет о том, что, как и в любой другой профессии, нормативно достичь высот могут только те, кто имеет в том числе и особую внутреннюю предрасположенность к данной профессии. Учебник социологии Петра Штомпки не только и не столько учит тому, как надо «делать» социологию. Скорее всего он подсказывает читателям пути наилучшего приближения к социо логии и ее пониманию, а заодно, и не в последнюю очередь, помога-
ет нам протестировать себя на предмет профессиональной пригод ности. Едва ли стоит серьезно думать о своем будущем в социоло гии, если учебник оставит вас равнодушным. И дело не в том, что он эксклюзивно содержит все истины этой науки и претендует на роль исчерпывающего компендиума социального знания. Этого быть не может по определению. Современная социология безбреж на. Но все великие и малые истины социологии, по тем или иным причинам не обсуждаемые в учебнике П. Штомпки, тем не менее, так или иначе, сводятся к тем принципам социологического мыш ления, социологического воображения и социологической культу ры, которые в этой книге подробнейшим образом обсуждаются и наглядно демонстрируются самим автором. Короче говоря, на се годняшний день можно сказать, что включение в современную со циологию вне предлагаемой книги будет весьма проблематичным и, по крайней мере, просто нерациональным.
Высочайший уровень книги и ее значимость для развития соци ологии и социологического образования непосредственным обра зом связаны с личностью Петра Штомпки как ученого. Петр Штомп ка родился в Варшаве (Польша) в 1944 году. Однако начиная со студенческих лет его творческая жизнь неизменно связана с Кра ковом - Ягеллонским университетом, в котором с 1975 года и поныне он возглавляет отдел теоретической социологии. В этом смысле профессор Петр Штомпка в полном смысле слова соци олог польский, восточноевропейский. И этой глубинной связью с польским и восточноевропейским контекстом он всегда гордится, и эту связь он при любой возможности неизменно подчеркивает. Между тем в 70-х годах Петр Штомпка как молодой фулбрайтовской профессор в полной мере знакомится с американской социологий и до сих пор остается ее исследователем и, если так можно выразиться, глашатаем. Особую роль в идейном форми ровании Петра Штомпки сыграл великий американский социо лог Роберт Мертон, учеником которого П. Штомпка сполна может себя считать. В течение многих лет П. Штомпка был приглашен ным профессором Калифорнийского университета в Лос-Андже лесе, где, не оставляя своих обязанностей в Ягеллонском уни верситете, преподавал во время летних семестров. Здесь же сфор мировался и узкий круг его единомышленников, включающий всемирно известных социологов Н. Смелзера и Дж. Александера - их тесное многолетнее сотрудничество в полной мере про должается и до сих пор.
Творческий путь П. Штомпки отмечен рядом теоретических исследований, обозначивших этапы в развитии международной социологии нашего времени. Это интеллектуальная биография Роберта Мертона (1986), переведенная на русский язык книга «Со-
Н.Е. Покровский |
циология социальных изменений» (1993), исследование теорети ческой концепции доверия (1999) и, наконец, «Культурная травма и коллективная идентичность» (2004), непосредственно обращен ная к трансформирующимся обществам, включая Восточную Ев ропу5 .
Со временем научный авторитет П. Штомпки стал непререкае мым в Польше, Европе и США. Сегодня в мире найдется немного известных социологических факультетов, университетов, научных центров, где П. Штомпка не был бы почетным лектором, лауреатом премии, приглашенным исследователем. У себя на родине он дей ствительный член Польской академии наук, лидер польской соци ологической школы.
Выдающийся вклад П. Штомпки в развитие международной со циологии был подтвержден на XV Всемирном социологическом конгрессе в Брисбейне (Австралия) в 2002 году, избравшем польско го социолога президентом Международной социологической ассо циации, крупнейшего профессионального и научного объединения всех современных социологов.
Научная и жизненная позиция Петра Штомпки прекрасно де монстрирует природу современной социологии. Будучи глубоко связанной со своим историческим и национальным контекстом, она превращается в науку только тогда, когда органично включается в контекст мировой.
Предлагаемая русскому читателю учебная книга вобрала в себя весь опыт Петра Штомпки, она стала концентрированным выра жением его понимания социологии, знаний и видения мира. В Польше учебник П. Штомпки на протяжении последних лет стал бестселле ром, выдерживающим постоянные переиздания на польском и дру гих европейских языках. В настоящее время, развивая теорию со циологического воображения, польский ученый подготовил новую книгу, теперь уже о визуальной социологии. Будем надеяться, что и она вскоре будет доступна для читателей на русском языке.
5 Основные книга П. Штомпки: System and Function: Toward a Theory of Society. New York: Academic Press, 1974. 231 p.; Sociological Dilemmas: Toward a Dialectic Paradigm. New York: Academic Press, 1979.361 p.; Robert K. Merton: An Intellectual Profile. London: Macmillan Press, 1986 and New York: St. Martin"s Press, 1986.324 p.; Rethinking Progress / Jeffrey Alexander. London and New York: Unwin & Hyman, 1990; Society in Action: The Theory of Social Becoming, Polity Press, Cambridge, and The University of Chicago Press, 1991; Sociology in Europe: In Search of Identity / co-edited, with Birgitta Nedelman. NewYork: De Gruyter Berlin, 1993; The Sociology of Social Change. Oxford: Basil Blackwell, 1993. 348 p. (published also in Russian, Spanish, Portuguese (forthcoming in Japanese); Agency and Structure: Reorienting Sociological Theory (edited). New York: Gordon & Breach, 1994; Trust: A Sociological Theory, Cambridge: Cambridge University Press, 1999 (forthcoming in Chinese); Cultural Trauma and Collective Identity, (with J.Alexander et al.). Berkeley: California University Press, 2004.
Научная социология по своей природе плюралистична. Она не признает никаких монополий на истину и поклонения вневремен ным кумирам. Социология не столько свод знаний и методов, сколь ко процесс самопознания общества. И в этом процессе мы должны постоянно обновлять свое знание и сверять его с эталонами науч ности. Книга П. Штомпки может стать для каждого читателя пре красным инструментом для решения этих задач.
Н.Е. Покровский
Благодарность
Эта книга складывалась на протяжении ряда лет на основе заметок и конс пектов моих лекций и докладов, прежде всего в Ягеллонском университете, а также в США, где мне пришлось побывать пятнадцать раз (в Колумбийском университете в Нью-Йорке и в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе), и во время спорадической работы в других университетах Европы, Латинской Аме рики и Австралии. Следовательно, и мои студенты как в Польше, так и за гра ницей участвовали в создании этой книги.
Однако в целом она была написана в течение четырех весенних месяцев 2001 г. Такая интенсивность работы была возможна только благодаря тому, что я получил приглашение в два научно-исследовательских института (в обо их случаях был гостем их ректоров), а именно в Венгерский Коллегиум в Буда пеште и Нидерландский институт перспективных исследований (The Netherlands Institute for Advances Study (NIAS)). Ректоры Габор Кланичай и Генк Весселинг создали для меня в этот период поистине идеальные условия для жизни и работы. Если на небе или в раю существует специальное место, предназначен ное для ученых, то выглядит оно, несомненно, точно так, как их институты.
В сложном и трудоемком деле подготовки тома к изданию особую мою бла годарность заслужили Адам Михайлов и мой внимательный редактор Малгожата Бернацкая.
Социология и общество
Знание об обществе и социология
Говорят, что социология - это новая наука на очень старую тему. Или ина че: социология имеет короткую историю, но длинное прошлое. На самом деле, как отдельная область научного знания она появилась только в первой поло вине XIX в. Наименование «социология» было введено в 1838 г. французским философом Огюстом Контом, который построил эту словесную конструкцию, соединив латинское socius (социум, общество) с греческим logos (мудрость, знание). В середине века первые книги, в названия которых входит термин «социология», пишет британский мыслитель Герберт Спенсер. Но должен был пройти и миновать весь XIX в., чтобы социология появилась в университетах как признанная академическая научная дисциплина.
Несмотря на то, что свои интеллектуальные корни она имела в Европе, пол ное институциональное признание она получает прежде всего в Америке. В Со единенных Штатах уже в 1892 г. возникает первый социологический факуль тет в Чикагском университете (им руководит Альбион В. Смол, который был в то же время основоположником «Американского социологического журна ла» (American Journal of Sociology), остающегося до настоящего времени веду щим периодическим изданием в области социологии в США). В 1909 г. фор мируется Американская социологическая ассоциация (ASA), которая и поны не является самой крупной профессиональной организацией социологов.
В Европе первая кафедра социологии создается во Франции в 1895 г. в Уни верситете Бордо (ее возглавляет Эмиль Дюркгейм, который в 1898 г. начина ет также издавать и редактировать очень влиятельное периодическое издание «Социологический ежегодник» (L"Annee Sociologique)). В Германии значитель но позже, только в 1919 г., первую кафедру социологии в Мюнхенском универ ситете возглавляет Макс Вебер, к тому времени уже известный профессор политэкономии и истории хозяйства, который в 1909 г. вместе с Фердинан-
дом Теннисом и Георгом Зиммелем был основателем первого германского объе динения социологов («Немецкое социологическое общество» - Deutsche soziologische Gemeinschaft). В Великобритании только после Второй мировой войны социология получает признание и обретает статус в главных уни верситетах, Оксфордском и Кембриджском, поначалу она выступает здесь как социальная антропология или социальная и политическая философия. В Польше создателем первого университетского социологического центра был Флориан Знанецкий, который основал кафедру в Университете в Познани в 1920 г. и был редактором первого польского социологического журнала «Со циологическое обозрение» (Przeglądu Socjologiczny), который издается до на стоящего времени.
Организация и сотрудничество социологов в международном масштабе начались в 1893 г., когда французский ученый Рене Вормс основал элитар ный, небольшой по числу сотрудников Международный социологический институт (Institut International de Sociologie, IIS). Однако массовая организа ция всемирного радиуса действия возникла только в 1949 г. Это Междуна родная социологическая ассоциация (International Sociological Association, ISA), которая представляет социологов почти ста стран и имеет сейчас свыше 3 тыс. членов.
Таким образом, социология является относительно молодой научной дис циплиной. Именно это я имею в виду, говоря, что социология имеет короткую историю. Однако размышления на тему общества сопутствовали людям с са мого начала их истории, их деятельности, несомненно, восходят к глубокой древности и имеют вечный характер, ибо жизнь в окружении других людей, контакты с ними, сотрудничество, конкуренция, борьба составляют основу существования человеческого рода. Мы относимся к существам такого рода, которые ведут стадный образ жизни, мы живем в коллективах, группах - от семьи через род, племя, общину, совокупность соседей, товарищей, сотрудни ков, сослуживцев до народа и, наконец, континентального или глобального сообщества, например, европейского или мирового, что сегодня обозначается все более явно благодаря расширению коммуникаций, экономическим, куль турным связям, а также целевой интеграционной политике. Все это замечали еще древние философы (например, Аристотель), которые определяли челове ка как «существо общественное» (homo socius или homo politicus).
Никогда мы не остаемся в одиночестве, от рождения до смерти нас окру жают другие, и мы должны как-то справляться с этим, общаться с ними, уст раивать свою жизнь среди других. Мы извлекаем различный опыт из таких контактов, сравниваем собственный опыт с опытом близких и знакомых лю дей, обобщаем его, выводим из него разные жизненные стратегии, которые применяем в повседневной практике. Стало быть, каждый человек в извест ном смысле является социологом. Только не социологом в академическом, научном плане. Это я и имею в виду, говоря, что социология имеет длинное прошлое.
Чем отличается это предсоциологическое знание об обществе? Это знание выступает в трех ипостасях - обыденного опыта, художественных впечатле ний и философской рефлексии. Обыденное знание - это прежде всего набор
наблюдений, достаточно случайных и индивидуальных. Каждый живет в не сколько отличных, своеобразных группах, в разных условиях, имеет свою, чемто отличающуюся от других жизненную судьбу, успехи и поражения, и в то же время каждый имеет склонность к обобщению этого личного опыта, рас смотрению его в качестве всеобщего и типичного. Наша перспектива, наша собственная точка зрения кажется нам единственно правильной. Поэтому вто рой особенностью обыденного знания, так называемой жизненной мудрости, является фрагментарность, отрывочность. Даже тогда, когда это знание фор мулируется в человеческих поговорках, повседневно употребляемых посло вицах или наиболее распространенных легендах, мифах, рассказах, оно не со здает системы. Самое большее, что удастся сделать, - это систематизировать это обыденное знание в форме словаря пословиц, расположенных в алфавит ном порядке, при этом каждая из таких пословиц будет иметь отношение к предмету, ничего общего не имеющему с другими, соседними, и, кроме того, окажется, что порой эти пословицы не согласованы друг с другом, а, напро тив, утверждают противоречащие друг другу вещи. В-третьих, обыденная муд рость нередко оказывается поспешным, опрометчивым суждением, авторы которого не слишком обеспокоены серьезным обоснованием своих выводов, солидной базой аргументов провозглашаемых ими истин, иногда они удов летворяются ссылками на единичные факты и даже факты мнимые, являю щиеся вымыслом, мифом или обманом. Наконец, в-четвертых, знание, осно ванное на так называемом здравом смысле, часто оказывается категоричным, его носители не останавливаются перед самыми решительными оценками, ре комендациями, аксиологическими суждениями. Они легко впадают в мора лизаторство, проповедуют свои партикулярные правила и директивы.
Знанием об обществе располагает также искусство. Это наиболее очевид но для литературы, особенно реалистической прозы (в самом деле, не являют ся ли превосходными социологами Бальзак, Золя, Фолкнер, Стейнбек, Грасс, Фуэнтес, Маркес? - назовем лишь несколько имен). Социологическое содер жание мы находим и в поэзии, в драматургии, а также в публицистике. Осо бым, недискурсивным образом связанные с темами жизни общества наблюде ния и интуицию выражает также живопись (Гойя, Босх), даже музыка, напри мер опера. Неисчерпаемой сокровищницей социологического знания являются киноискусство, искусство фотографии, телевизионный репортаж.
И в этом нет ничего удивительного. Ведь главным предметом и ведущей темой искусства является судьба человека, а эта судьба, как уже говорилось, неразрывно связана с обществом. Таким образом, посредством искусства осу ществляется важный вид социологического познания. Но, разумеется, эта за дача реализуется как бы попутно, при удобном случае. Ведь цели и намерения искусства совсем другие, и ценность искусства не измеряется (во всяком слу чае не главным образом или прежде всего) его познавательными функциями, Поэтому искусство не связано строгими правилами и стандартами соответ ствия объективной истине. В этом плане искусство скорее ближе обыденному мышлению, нежели научной социологии.
Третий вид досоциологического познания общества - это социальная (или политическая) философия, представляющая собой один из самых главных