Математика

Штомпка социология. Штомпка Петр. Социология социальных изменений. Смотреть что такое "Петр Штомпка" в других словарях

Штомпка социология. Штомпка Петр. Социология социальных изменений. Смотреть что такое

Теория структурации Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 1990-х гг. работ польского социолога, профессора Ягеллонского университета Петра Штомпки, посвященных комплексному и целостному анализу социального становления и социального изменения. *109 Прежде всего, следует отметить, что рассматриваемая теория социальных изменений удивительно четко вписывается в те трансформации современной теоретической социологии, которые были обозначены нами выше в ходе анализа позиции В.А. Ядова. Назовем их еще раз в лаконичном варианте. По мнению российского социолога, в новейшей теоретической социологии совершаются (совершены) два принципиальных поворота: а) переосмысление масштабов социального пространства в сторону его глобализации; 6) перенос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы и изменения *110 .

*109: {Основные концептуальные положения этого анализа содержатся в 15-й главе книги [Штомпка. 1996. С. 268-292].}

*110: {Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 13-14. }

Эти повороты хорошо просматриваются в теории социальных изменений Штомпки, за счет чего она оказывается вполне адекватной современным процессам и общественным реалиям. Необходимо сделать лишь одно небольшое уточнение. Сами социальные структуры рассматриваются польским социологом "процессуально", что составляет одну из главных особенностей его подхода. Именно здесь и сказывается влияние теории структурации Гидденса

Основными составляющими теоретической модели Штомпки являются четыре категории: структуры, деятели (агенты), деятельность, действие. Уже здесь нетрудно обнаружить определенное сходство с "дуальностью" структуры Гидденса, по крайней мере в стремлении соединить два узловых понятия: структуру и действие. Но дальше дискурс (стиль мышления и способ аргументаций) Штомпки приобретает иную направленность.

Главным становится анализ взаимодействия структур друг с другом по отношению к субъектам действия. Оказывается, что структуры проявляют себя совершенно независимо и неожиданно (эмерджентно). Польский социолог говорит о трех формах независимой динамики структур, которые он рассматривает в виде трех принципов: инерции, момента, последовательности. Принцип инерции означает, что "обычно предпочтительнее, чтобы функционирование продолжалось в том же режиме, без радикальных поворотов (например, в странах "реального социализма" в течение долгого времени типичной реакцией на экономические трудности было скорее повышение цен и налогов, нежели переход от планируемой к рыночно-ориентированной экономике...)". Принцип момента состоит в том, что за определенной стадией чаще всего наступает следующая (если, к примеру, сделаны инвестиции в какую-то определенную сферу экономики, это влечет за собой и инвестиции в другие сферы, с ней связанные). Наконец, принцип последовательности заключается в том, что "следующие одна за другой фазы не могут быть пропущены (например, экономику нельзя модернизировать без предварительного обучения рабочей силы...)". Все эти примеры Штомпка приводит для того, чтобы показать: структуры в обществе могут проявить себя относительно индивидов самым неожиданным образом [Штомпка. 1996. С. 269-270],

Несмотря на то, что структуры независимы от агентов и в этом смысле могут "вести себя" неожиданным образом, они не в состоянии существовать без субъектов деятельности. В свою очередь, сами агенты в реальной действительности обязательно включены в структуры. "Мы, - пишет Штомпка, - не найдем ни одного примера в общественной жизни, в котором не было бы слияния структур и агентов, операций и действия. Покажите мне агента, который не встроен в какую-нибудь структуру, или структуру, которая существует отдельно от индивидов, или действие, которое не включено в социальные операции, или, наконец, социальное оперирование, которое не распадается на действия. Нет бесструктурных агентов, и нет 6е-загентных структур" [Там же. С. 272]. В этом контексте польского социолога поражает мудрость сентенции, приписываемой Ч. Кули: "Личность и общество – близнецы-братья". Нам же так и хочется добавить слова В.В. Маяковского (сказанные, правда, совсем по другому поводу): "Кто более матери-истории (читай: социологии. - Г.З.) ценен?"

То, что было сказано, - лишь исходный момент модели социального становления, разработанной Штомпкой. Чтобы она "не повисла в воздухе", социолог помещает ее в двуединую среду, включающую природу и сознание. Первую он рассматривает как неизбежный "контейнер", в котором "помещается" социальная жизнь. Это внешние природные условия, в которых действуют люди и оперируют структуры. Природная среда включает в себя и внутренние черты индивидов, в целом же она влияет на общество не только извне, но и изнутри - через биологическую конституцию и генетический багаж популяции. Что касается второй среды - сознания, среды мыслей, верований, идей, то оно (социолог рассматривает сознание в трех видах - как индивидуальное, коллективное и социальное) не только воздействует на практику, но и является "посредником" между природной средой и человеком (обществом).

Наконец, еще один элемент модели социального становления, без которого се нельзя понять, - фактор времени. Как пишет Штомпка, "и природа, и сознание вступают во взаимоотношения с обществом, которое формирует и формируется одновременно" [Там же. С. 287]. Несмотря на эту одновременность, исторический процесс рассматривается им как смена различных временных точек самопреобразования общества. Схематично социолог предлагает пять таких точек: общество в далеком прошлом, общество в прошлом, общество сегодня, в настоящем, общество в будущем, общество в отдаленном будущем.

Процесс исторического развития осуществляется, согласно модели социального становления, благодаря наличию четырех типов причинных узлов: структурных воздействий, способностей субъектов, "очеловеченной природы", видоизменяющегося сознания. Эти узлы и составляют, по мнению ученого, механизм социального становления исторического процесса. Сам исторический процесс непрерывен, ничем не предопределен и не необходим. История имеет множество альтернативных путей развития.

Рассматривая исторические изменения, польский социолог доказывает, что они "охватывают не только действия и практику, не только природу и сознание, но и связи между всеми ними, способы, которыми они объединяются и своими действиями порождают социальную динамику". Таким образом, к своей модели Штомпка добавляет самый последний, наиболее сложный узел обратной связи: "дело не только в том, что деятельность агентов (субъектов) изменяется в процессе их собственной практики, но и в том, что само социальное становление изменяет свой облики ходе истории" [Штомпка. 1996. С. 290].

Завершая анализ концепции социального изменения, следует отметить как ее реалистический, так и в целом оптимистический характер. Социолог видит в качестве общего знаменателя основных тенденций исторического процесса растущий контроль над природной средой, управление ею и обособление от нее. Общество, с одной стороны, постепенно подчиняет природные ресурсы потребностям людей, с другой - стремится к собственной защите от негативного воздействия природы. Что касается сознания, то благодаря росту знаний, развенчанию всякого рода мифов, иллюзий и других продуктов "ложного сознания", становится возможным точнее предвидеть, планировать и целенаправленно изменять социальную жизнь.

Теория структурации Э.Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 90-е гг. работ польского социоло­га, профессора Ягеллонского университета Петра Штомпки, посвященных комплексному и целостному анали­зу социального становления и социального изменения. Прежде всего следует отметить, что рассматриваемая теория социальных изменений удивительно четко вписывается в те трансформации современной теоретической социологии, которые были обозначены нами выше в ходе анализа позиции В.А.Ядова. Назовем их еще раз в лаконичном варианте. По мнению российского социолога, в новейшей теоретической социологии совершаются (совершены) два принципиальных поворота: а) переосмысление масштабов социального пространства в сторону его глобализации; б) перенос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы и изменения.

Именно эти повороты хорошо просматриваются в теории социальных изменений П.Штомпки, за счет чего она оказывается вполне адекватной современным процессам и общественным реа­лиям. Необходимо сделать лишь одно небольшое уточнение. Сами социальные структуры рассматриваются польским социологом "процессуально", что составляет одну из главных особенностей его подхода. Именно здесь и сказывается влияние теории структурации Э.Гидденса.

Основными составляющими теоретической модели П.Штомпки являются четыре категории: структуры, деятели (агенты), дея­тельность, действие. Уже здесь не трудно обнаружить определенное сходство с "дуальностью" структуры Гидденса, по край­ней мере, в стремлении соединить два узловых понятия: струк­туру и действие. Но дальше дискурс (стиль мышления и способ аргументации) П.Штомпки приобретает иную направленность.

Главным становится анализ взаимодействия структур друг с другом по отношению к субъектам действия. Оказывается, что структуры проявляют себя совершенно независимо и неожиданно (эмерджентно). Польский социолог говорит о трех формах неза­висимой динамики структур, которые он рассматривает в виде трех принципов: инерции, момента, последовательности. Прин­цип инерции означает, что "обычно предпочтительнее, чтобы функционирование продолжалось в том же режиме, без радикаль­ных поворотов (например, в странах "реального социализма" в течение долгого времени типичной реакцией на экономические трудности было скорее повышение цен и налогов, нежели пере­ход от планируемой к рыночно-ориентированной экономике...)". Принцип моментасостоит в том, что за определенной стадией чаще всего наступает следующая (если, к примеру, сделаны ин­вестиции в какую-то определенную сферу экономики, это влечет за собой и инвестиции в другие сферы, с ней связанные). На­конец, принцип последовательности заключается в том, что "следующие одна за другой фазы не могут быть пропущены (нап­ример, экономику нельзя модернизировать без предварительного обучения рабочей силы...)". Все эти примеры П.Штомпка приводит для того, чтобы показать: структуры в обществе могут проя­вить себя относительно индивидов самым неожиданным образом.

Несмотря на то, что структуры независимы от агентов и в этом смысле могут "вести себя" неожиданным образом, они не в состоянии существовать без субъектов деятельности. В свою оче­редь, сами агенты в реальной действительности обязательно включены в структуры. "Мы, - пишет П.Штомпка, - не найдем ни од­ного примера в общественной жизни, в котором не было бы сли­яния структур и агентов, операций и действия. Покажите мне агента, который не встроен в какую-нибудь структуру, или структуру, которая существует отдельно от индивидов, или действие, которое не включено в социальные операции, или, наконец, социальное оперирование, которое не распадается на действия. Нет бесструктурных агентов, и нет безагентных структур". В этом контексте польского социо­лога поражает мудрость сентенции, приписываемой Ч.Кули: "Личность и общество - близнецы-братья". Нам же так и хочет­ся добавить слова В.Маяковского (сказанные, правда, совсем по другому поводу): "Кто более матери-истории (читай: социо­логии - Г.З.) ценен?".

То, что было сказано, - лишь исходный момент модели со­циального становления, разработанной П.Штомпкой. Чтобы она "не повисла в воздухе", социолог помещает ее в двуединую среду, включающую природу и сознание. Первую он рассматривает как неизбежный "контейнер", в котором "помещается" социальная жизнь. Это внешние природные условия, в которых действуют люди и оперируют структуры. Природная среда включает в себя и внутренние черты индивидов, в целом же она влияет на об­щество не только извне, но и изнутри - через биологическую конституцию и генетический багаж популяции. Что касается второй среды - сознания, среды мыслей, верований, идей, то оно (П.Штомпка рассматривает сознание в трех видах - как индивиду­альное, коллективное и социальное) не только воздействует на практику, но и является "посредником" между природной средой и человеком (обществом).

Наконец, еще один элемент модели социального становле­ния, без которого ее нельзя понять, - фактор времени. Как пи­шет П.Штомпка, "и природа, и сознание вступают во взаимоотно­шения с обществом, которое формирует и формируется одновре­менно". Несмотря на эту одновременность, ис­торический процесс рассматривается им как смена различных временных точек самопреобразования общества. Схематично со­циолог предлагает пять таких точек: общество в далеком прош­лом, общество в прошлом, общество сегодня, в настоящем, об­щество в будущем, общество в отдаленном будущем.

Процесс исторического развития осуществляется, согласно модели социального становления, благодаря наличию четырех типов причинных узлов: структурных воздействий, способностей субъектов, "очеловеченной природы", видоизменяющегося созна­ния. Эти узлы и составляют, по мнению П.Штомпки, механизм со­циального становления исторического процесса. Сам исторический процесс непрерывен, ничем не предопределен и не необхо­дим. История имеет множество альтернативных путей развития.

Рассматривая исторические изменения, польский социолог доказывает, что они "охватывают не только действия и практи­ку, не только природу и сознание, но и связи между всеми ни­ми, способы, которыми они объединяются и своими действиями порождают социальную динамику". Таким образом, к своей моде­ли П.Штомпка добавляет самый последний, наиболее сложный узел обратной связи: "дело не только в том, что деятельность агентов (субъектов) изменяется в процессе их собственной практики, но и в том, что само социальное становление изме­няет свой облик в ходе истории".

Завершая анализ концепции социального изменения П.Штомп­ки, следует отметить как ее реалистический, так и в целом оптимистический характер. Социолог видит в качестве общего знаменателя основных тенденций исторического процесса расту­щий контроль над природной средой, управление ею и обособле­ние от нее. Общество, с одной стороны, постепенно подчиняет природные ресурсы потребностям людей, с другой - стремится к собственной защите от негативного воздействия природы. Что касается сознания, то, благодаря росту знаний, развенчанию всякого рода мифов, иллюзий и других продуктов "ложного соз­нания", становится возможным точнее предвидеть, планировать и целенаправленно изменять социальную жизнь.

Крупнейший ученый-социолог, в недавнем прошлом президент Международной социологической ассоциации, в своем учебнике излагает курс социологии, основанный на новейших теоретических достижениях и прикладных результатах в разработке проблем этой научной дисциплины. Представлены современная трактовка предмета и методов социологических исследований, а также пути практического использования данных социологических исследований. Рассмотрены различные стороны общественной жизни: активность человека, социальные группы и институты, культуры, расслоение, социальная изменчивость, современные тенденции развития общества. Приведены очерки о философах и социологах, идеи которых определили становление социологии как науки. В конце каждой главы даны термины и понятия, а в конце книги - тесты на проверку усвоения курса. Благодаря использованию опыта преподавания социологии в Краковском (Ягеллонском), Калифорнийском университетах, ряде других университетов США, Европы, Латинской Америки и Австралии...

Читать полностью

Крупнейший ученый-социолог, в недавнем прошлом президент Международной социологической ассоциации, в своем учебнике излагает курс социологии, основанный на новейших теоретических достижениях и прикладных результатах в разработке проблем этой научной дисциплины. Представлены современная трактовка предмета и методов социологических исследований, а также пути практического использования данных социологических исследований. Рассмотрены различные стороны общественной жизни: активность человека, социальные группы и институты, культуры, расслоение, социальная изменчивость, современные тенденции развития общества. Приведены очерки о философах и социологах, идеи которых определили становление социологии как науки. В конце каждой главы даны термины и понятия, а в конце книги - тесты на проверку усвоения курса. Благодаря использованию опыта преподавания социологии в Краковском (Ягеллонском), Калифорнийском университетах, ряде других университетов США, Европы, Латинской Америки и Австралии содержание учебника отвечает мировому уровню, что способствовало переводу его на большинство распространенных языков.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению "Социология". Представляет интерес для ученых и преподавателей в области социально-гуманитарных наук.

Скрыть

Теория структурации Э. Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 1990-х гг. работ польского социолога Петра Штомпки (ныне президента Международной социологической ассоци­ации), посвященных комплексному и целостному анализу социального становления и социального изменения 1 . Но прежде чем рассматривать теорию социального изменения П. Штомпки, приведем мнение В.А. Ядова, имеющее к ней прямое отношение. Рассматривая важней­шие изменения в новейшей теоретической социологии, российский учё­ный говорит о двух принципиальных поворотах: а) переосмысление масштабов социального пространства в сторону его глобализации; б) пе­ренос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы й изменения^. Эти повороты достаточно четко просматрива­ются в теории социальных изменений Штомпки, за счет чего она оказы­вается вполне адекватной современным процессам и общественным реа­лиям. Необходимо сделать лишь одно небольшое уточнение. Сами социальные структуры рассматриваются польским социологом «про­цессуально», что составляет одну из главных особенностей его подхода. Именно здесь и сказывается влияние теории структурации Гидденса.

Основными составляющими теоретической модели Штомпки яв­ляются четыре категории: структуры, деятели (агенты), деятельность, действие. Уже здесь нетрудно обнаружить определенное сходство с «дуальностью» структуры Гидденса, по крайней мере, в стремлении соединить два узловых понятия: структуру и действие. Но дальше дискурс (стиль мышления и способ аргументации) Штомпки приоб­ретает иную направленность.

Главным становится анализ взаимодействия структур по отноше­нию к субъектам действия. Оказывается, что структуры проявляют себя совершенно независимо и неожиданно (эмерджентно). Польский социолог говорит о трех формах независимой динамики структур, ко­торые он рассматривает в виде трех принципов: инерции, момента, по­следовательности. Принцип инерции означает, что «обычно

  • 1 Основные концептуальные положения этого анализа содержатся в главе 15 книги:
    Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996 С. 268-292.
  • 2 См.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, профамма, методы.
    Самара,1995. С. 13-14.

Глава 3. Социология XXв.: эмпирия и теория

предпочтительнее, чтобы функционирование продолжалось в том же режиме, без радикальных поворотов (например, в странах «реального социализма» в течение долгого времени типичной реакцией на эконо­мические трудности было скорее повышение цен и налогов, нежели переход от планируемой к рыночно-ориентированной экономике...)». Принцип момента состоит в том, что за определенной стадией чаще всего наступает следующая (если, к примеру, сделаны инвести­ции в какую-то конкретную сферу экономики, это влечет за собой ин­вестиции и в другие сферы, с ней связанные). Наконец, принцип последовательности заключается в том, что «следующие одна за другой фазы не могут быть пропущены (например, экономику нельзя модернизировать без предварительного обучения рабочей силы...)». Все эти примеры Штомпка приводит для того, чтобы показать: струк­туры в обществе могут проявить себя относительно индивидов самым неожиданным образом 1 .

Несмотря на то что структуры независимы от агентов и в этом смыс­ле могут «вести себя» неожиданным образом, они не в состоянии суще­ствовать без субъектов деятельности. В свою очередь, сами агенты в ре­альной действительности обязательно включены в структуры. «Мы, - пишет Штомпка, - не найдем ни одного примера в общественной жиз­ни, в котором не было бы слияния структур и агентов, операций и дей­ствия. Покажите мне агента, который не встроен в какую-нибудь струк­туру, или структуру, которая существует отдельно от индивидов, или действие, которое не включено в социальные операции, или, наконец, социальное оперирование, которое не распадается на действия. Нет бесструктурных агентов, и нет безагентных структур» 2 . В этом контек­сте польского социолога поражает мудрость сентенции, приписывае­мой Ч. Кули: «Личность и общество - близнецы-братья». Нам же так и хочется добавить слова В. Маяковского (сказанные, правда, совсем по другому поводу): «Кто более матери-истории (читай: социологии. -Г.З.) ценен?»

То, что было сказано, - лишь исходный момент модели социаль­ного становления, разработанной Штомпкой. Чтобы она «не повисла в воздухе», социолог помещает ее в двуединую среду, включающую природу и сознание. Первую он рассматривает как неизбежный «кон­тейнер», в котором «помещается» социальная жизнь. Это внешние природные условия, в которых действуют люди и оперируют структу­ры. Природная среда включает в себя и внутренние черты индивидов, в целом же она влияет на общество не только извне, но и изнутри -

  • 1См.:Штомпка П. Социология социальных изменений. С. 269-270
  • 2 Там же. С. 272.

Раздел I. Введение в социологию

через биологическую конституцию и генетический багаж популяции. Что касается второй среды - сознания, среды мыслей, верований, идей, то оно (Штомпка рассматривает его в трех видах - как индиви­дуальное, коллективное и социальное) не только воздействует на практику, но и является «посредником» между природной средой и человеком (обществом).

Наконец, еще один элемент модели социального становления, без которого ее нельзя понять, - фактор времени. Как пишет Штомп­ка, «и природа, и сознание вступают во взаимоотношения с общест­вом, которое формирует и формируется одновременно» 1 . Несмотря на эту одновременность, исторический процесс рассматривается им как смена различных временных точек самопрсобразования общества. Схематично социолог предлагает пять таких точек: общество в дале­ком прошлом, общество в прошлом, общество сегодня, в настоящем, общество в будущем, общество в отдаленном будущем.

Процесс исторического развития осуществляется, согласно моде­ли социального становления, благодаря наличию четырех типов при­чинных узлов: структурных воздействий, способностей субъектов, «очеловеченной природы», видоизменяющегося сознания. Эти узлы и составляют, по мнению Штомпки, механизм социального становления исторического процесса. Сам исторический процесс непрерывен, ничем не предопределен и не необходим. Исто­рия имеет множество альтернативных путей развития.

Рассматривая исторические изменения, польский социолог дока­зывает, что они охватывают не только действия и практику, не только природу и сознание, но и связи между всеми ними, способы, которы­ми они объединяются и своими действиями порождают социальную динамику. Таким образом, к своей модели Штомпка добавляет самый последний, наиболее сложный узел обратной связи: «дело не только в том, что деятельность агентов (субъектов) изменяется в процессе их собственной практики, но и в том, что само социальное становление изменяет свой облик в ходе истории» 2 .

Завершая анализ концепции социального изменения П. Штомпки, следует отметить как ее реалистический, так и в целом оптимистиче­ский характер. Социолог видит в качестве общего знаменателя основ­ных тенденций исторического процесса растущий контроль над при­родной средой, управление ею и обособление от нее. Общество, с одной стороны, постепенно подчиняет природные ресурсы потребно­стям людей, с другой - стремится к собственной защите от негатив-

  • 1Штомпка П Социология социальных изменений С 287
  • 2 Там же С. 290.

Глава 3 Социология XXв.. эмпирия и теория 81

ного воздействия природы. Что касается сознания, то благодаря рос­ту знаний, развенчанию всякого рода мифов, иллюзий и других про­дуктов «ложного сознания» становится возможным точнее предви­деть, планировать и целенаправленно изменять социальную жизнь.

Петр Штомпка

социология

Анализ современного общества

Перевод с польского СМ. Червонной

ANALIZA SPOŁECZEŃSTWA

Москва Логос 2005

УДК 316 (075.8) ББК 60.5

Штомпка П.

Ш 92 Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. СМ. Червонной. - М.: Логос, 2005. - 664 с. + 32 с. цв. вкл.

ISBN 5-98704-024-8

Крупнейший ученый-социолог, президент Международной социологической ассо­ циации в своем учебнике излагает курс социологии, основанный на новейших теорети­ ческих достижениях и прикладных результатах в разработке проблем этой научной дисциплины. Представлены современная трактовка предмета и методов социологии, а также пути практического использования данных социологических исследований. Рассмот­ рены различные стороны общественной жизни: активность человека, социальные груп­ пы и институты, культура, расслоение, социальная изменчивость, современные тенден­ ции развития общества. Приведены очерки о философах и социологах, идеи которых определили становление социологии как науки. В конце каждой главы даны термины и понятия, а в конце книги - тесты на проверку усвоения курса. Благодаря использова­ нию опыта преподавания социологии в Краковском (Ягеллонском), Калифорнийском университетах, ряде других университетов США, Европы, Латинской Америки и Авст­ ралии содержание учебника отвечает мировому уровню, что способствовало переводу его на большинство распространенных языков.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и на­ правлению «Социология». Представляет интерес для ученых и преподавателей в обла­ сти социально-гуманитарных наук.

После того, как почти 30 лет у нас не было отечественного оригинального учебника социологии, Польша наконец сможет располагать произведением, выдающимся во всех отношениях, представляющим собой основной академи­ ческий текст, которым смогут пользоваться как студенты вузов, так и уча­ щиеся лицеев. Этот труд отличается поразительной систематичностью в из­ ложении материала, элегантным, легко доступным языком и мастерством выпуклой характеристики наиболее сложных общественных явлений

Анджей Койдер, профессор Варшавского университета

Автор является прославленным знатоком социологической теории, как клас­ сической, так и современной. И он блистательно использует свою эрудицию, об­ ращая свой взор к теоретическим вершинам, тогда как они служат ему для опи­ сания и понимания действительности. Изучение данного учебника позволит по­ знакомиться с основными общественными явлениями, с фигурами крупнейших социологов, наконец, с наиболее важными дискуссиями среди социологов.

Марек Жюлковски, профессор Университета имени Адама Мицкевича

Н.Е. Покровский. Предназначение социологии

Глава 1. Социология и общество

обществе

социология

Социология как наука

Общество - предмет социологии

Многомерность социальных ситуаций

Личность в обществе - социальный контекст

Социологическое воображение и язык социологии

Важнейшие понятия и термины

АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Глава 2. От поведения к социальным действиям

Поведение

Действие

Социальная деятельность

Социальные действия

Важнейшие понятия и термины

Глава 3. От социальных действий к взаимодействию

Совместные действия, или социальный контакт

Анатомия социального взаимодействия

Четыре теории взаимодействия

От простых взаимодействий до сети взаимодействий

Важнейшие понятия и термины

Глава 4. От взаимодействия к социальным отношениям

Повторяющееся и регулярное взаимодействие

От регулярного взаимодействия к регулируемому

Социальные отношения

Типы общественных отношений

Континуум проявлений человеческой активности

Важнейшие понятия и термины

Глава 5. От социальных отношений к организации

Социальная среда

Социальный круг

Статусный набор

Последовательность статусов

Социальная организация

Важнейшие понятия и термины

Глава 6. От организации к социальной структуре

Структура как социальная форма

Структурная детерминация

Четыре аспекта структуры

Динамика структур

Важнейшие понятия и термины

Глава 7. От массовых действий к социальным движениям

Массовое общество

Массовые действия

Коллективное поведение

Коллективные действия

Социальные движения

Динамика социальных движений

Важнейшие понятия и термины

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

Глава 8. От множества индивидов к социальной группе

Черты, формирующие группу

Разновидности социальных общностей

Моральная связь - содержание и радиус действия

Патология моральной связи

Феномен одновременного участия

Организованные группы

Типы общностей и динамика их кристаллизации

Важнейшие понятия и термины

Глава 9. Разновидности социальных групп

Объективные критерии классификации

Субъективные критерии классификации

Синтетическая типология групп

Важнейшие понятия и термины

КУЛЬТУРА

Глава 10. Культура как социологическое понятие

Разнообразие способов жизни и «социальные факты»

Понятие культуры

Сферы культурного регулирования

«Анатомия» культуры

Культурные универсалии

От этноцентризма к «политической корректности»

Культурная традиция

Создание культуры

Важнейшие понятия и термины

Глава 11. Ценностно-нормативная система

Нормы и ценности

Сила регулирования

Двойная относительность

Комплексы правил: процедуры, институты, роли

Ценностно-нормативные подсистемы: обычай, мораль и право

ПриспособлениЦелостн сть конфликтностьенормам: конформизмценностнои-нормдевиа цти внойя системы

2 9489

Социология

Важнейшие понятия и термины

Глава 12. Общественное сознание

Язык - инструмент идеи

От индивидуального сознания к общественному

Разновидности общественного сознания

Патологии общественного сознания

Важнейшие понятия и термины

Глава 13. Культура доверия

Теории и теоретики доверия

Доверие и недоверие: «ставки» на будущее

Обоснованность доверия или недоверия

Структурные источники культуры доверия

Субъективные факторы культуры доверия

Функции и дисфункции доверия и недоверия

Предпосылки для практики

Важнейшие понятия и термины

РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Глава 14. Социальное неравенство

Неравенство людей и социальное неравенство

Источники социального неравенства

Социальная стратификация

Социальные слои

Социальная мобильность

Социальные классы

Другие виды дихотомического неравенства

Важнейшие понятия и термины

Глава 15. Функции и генезис неравенства

Идеологии неравенства

Теории неравенства

Важнейшие понятия и термины

Власть как разновидность неравенства

Разновидности власти

Формы легитимизации власти

Лидерство

Важнейшие понятия и термины

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВА

Глава 17. Социализация и социальный контроль

Изменчивость общества

Генезис человеческого образа жизни

Социализация: врастание в общество

Три перспективы интернализации культуры

Разновидности социализации

функции социализации

Слабые звенья социализации

Границы социального контроля

Практические выводы

Важнейшие понятия и термины

Глава 18. Процесс институционализации

Структурная детерминация и морфогенез

Институционализация как разновидность морфогенеза

Инновации и инноваторы

Появление и распространение инноваций

Отход от правил и эрозия правил

Важнейшие понятия и термины

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Глава 19. Социальные изменения, развитие и прогресс

Социальные изменения

Социальные процессы

Социальное развитие

Социальный прогресс

Судьбы идеи прогресса

Изменение восприятия прогресса: роль субъекта

Важнейшие понятия и термины

Глава 20. Травма социальных изменений

От дискурса прогресса до дискурса травмы

Травматические социальные изменения

Три уровня культурной травмы

Генеалогия культурной травмы

Факторы-посредники

Симптомы травмы

Способы справиться с травмой

Преодоление травмы

Важнейшие понятия и термины

Глава21. Время в обществе

Время как мера социальной жизни

Время как аспект социальных изменений

Количественное и качественное время

Время в общественном сознании и культуре

Социокультурное управление временем

Социальные функции времени

Важнейшие понятия и термины

Глава 22. Классические представления об историческом развитии

Классический эволюционизм в социологии

Различные теории эволюции

Неоэволюционизм в этнологии и социологии

Социология

Неодарвинизм и социобиология

Теории модернизации

Теория постиндустриального общества

Теория цикличности в историософии

Социологические теории циклов

Третья перспектива - марксизм

Марксизм после Маркса

Важнейшие понятия и термины

Глава 23. Становление общества

Историческая социология

Теории деятельности

Средний уровень социальной реальности

Идея деятельности субъектов в истории мысли

История как реализация и олицетворение деятельности субъектов

Важнейшие понятия и термины

Глава 24. Социальная революция

Революции как знамение новейшей эпохи

Понятие революции

Ход революции

Модели революций

Теории революций

Что мы не знаем о революциях

Важнейшие понятия и термины

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Глава 25. Современность и постсовременность

Понятие современности: исторический и аналитический аспекты

Полярные модели

Современная индивидуальность

Критика современности

Чтопосле современности?

Поздняя современность

Важнейшие понятия и термины

Глава 26. Глобализация

От изоляции к глобализации

Предвестники теории глобализации

Глобализация культуры

Теории культурной глобализации

Четыре картины глобализации

Важнейшие понятия и термины

Тесты на понимание и усвоение социологических понятий

Ключ к правильным ответам

Сто книг с моей полки

Именной указатель

Предназначение социологии

Социология как наука, казалось бы, не нуждается в обоснова­ нии своей миссии. Это укоренившаяся в системе наук социальная дисциплина, занимающая устойчивое положение в структуре со­ временных обществ. Она насчитывает не менее ста пятидесяти лет

в своем формальном развитии, не считая многих веков предшеству­ ющего вызревания социологического дискурса в недрах других наук. И, тем не менее, вопрос о том, все ли очевидно с социологией

в этом мире, весьма актуален.

Первые годы XXI в. со всей остротой показывают, что научный, рационалистический и объективный анализ общества еще пока еще не снискал всеобщего применения. Мир по-прежнему не только на­ полнен, но и переполнен различного рода мифами, противостоящи­ ми науке. И это мифы активно воздействуют на сознание огромных масс людей и на их поступки. Как и прежде, многие общества управ­ ляются вполне волюнтаристически, исходя из сиюминутных и эгои­ стических интересов отдельных групп и элит, не способных и не же­ лающих представить общественные процессы во всей их сложности, а также в их среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ненауч­ ный подход к управлению обществом нередко обрамляется в наши дни социологической терминологией и даже прикладными «иссле­ дованиями», скрывающими не вполне социологический стиль мыш­ ления и действия. В этом смысле в мире присутствуют не только со­ циология как таковая, но и полу социология, недо социология, пара- социология и просто несоциология, но называющая себя Социологий с большой буквы и активно настаивающая на этом. Ситуация более чем запутанная, особенно для тех, кто лишь вступает в мир науки, не обладая пока еще собственным устоявшимся суждением по поводу того, что такое социология и кто такие социологи.

Н.Е. Покровский

В этих условиях публикация книги известнейшего польского

ученого и социального мыслителя Петра Штомпки «Социология.

Анализ современного общества»1 - явление знаменательное. Пе­

ред нами учебник, а по большому счету, и настоящая настольная

книга по социологии XXI века. На фоне десятков учебников, за­

полняющих полки социологических разделов книжных магазинов,

книга Петра Штомпки, представителя классической традиции, ха­

рактеризуется высочайшей научной культурой. Петр Штомпка воз­

вращает нас к первоистокам и возобновляет изначальный дискурс,

касающийся основ социального знания, но знания, рассматривае­

мого сквозь призму современности.

Бесспорно, что социология занимает особое место в контексте

современного обществознания. Сочетая широкий теоретический ох­

ват с максимальной приближенностью к конкретным прикладным

исследованиям, она по праву считается одной из наиболее гумани­

стически ориентированных обществоведческих дисциплин. Имен­

но поэтому в наше время, эпоху трансформации общественного со­

знания и социального уклада, не только академический мир, но и

самые широкие круги общества связывают с прогрессом социоло­

гии надежду на создание подлинно научной картины общества, спо­

собной стать основой для выработки прогностических концепций

развития в XXI веке.

Между тем бесспорная актуальность социологической проблема­

тики нередко порождает своеобразное потребительское и достаточ­

но упрощенное отношение к социологии. Подчас полагают, что для

получения эффективного результата достаточно лишь прагматично

и крайне неразборчиво использовать известные методики, якобы ав­

томатически приносящие функциональный результат. Это глубокое

заблуждение ведет к дискредитации социологии как таковой. Не вда­

ваясь в детальное обсуждение подобного социально-научного фено­

мена, отметим лишь, что он чаще всего порождается низким уров­

нем социологической культуры, которая, естественно, не может воз­

никнуть в одночасье вследствие того или иного директивного указа,

а «взращивается» годами путем комплексной научно-просветитель­

ской и исследовательской деятельности, в итоге приводящей к осоз­

нанию всем обществом крайне сложных процессов социального са­

моразвития и саморегулирования общественной жизни в ее стати­

ческих (структурных) и динамических параметрах.

Социологическая культура подразумевает, помимо всего проче­

го, признание бесконечной сложности общества на всех его уровнях

и во всех его проявлениях и, как следствие, невозможность объяс­

нять и решать социальные проблемы в виде шахматной задачки -

1 Sztompka Р. Socjologia. Analiza speczenstwa. Krakow: Znak, 2002. 654 p.

двуходовки или чисто социально-инженерного мероприятия. При этом носители высокой социологической культуры (отдельные люди или организации, а равно и целые сообщества) прекрасно понима­ ют, что ни одно социальное действие не затухает бесследно, но, на­ против, его последствия концентрическими окружностями расходят­ ся по всем азимутам. Наконец, социологическая культура подразу­ мевает и определенное дистанцирование гражданского общества и его структур от структур власти. Социологам нужна свобода науч­ ных суждений и объективность диагноза. В противном случае соци­ альная наука может превратиться во что угодно, но только не в на­ уку, связанную с великими традициями классики и современной те­ орией. В итоге можно сказать, что помимо чисто научных целей (что самоочевидно), социология нацелена на повышение социологической культуры общества, стимулирующей его самопознание и саморегу­ лирование как системы, и именно этим не в последнюю очередь обус­ ловлена позитивная тенденция развития социологии, как, впрочем, и любой иной социальной науки.

При большом разнообразии современных трактовок того, что та­ кое социология, и часто самопроизвольном присвоении титула «со­ циолог» Петр Штомпка предлагает в качестве путеводной звезды выделить концепцию социологического воображения. Эта концеп­ ция, предложенная в свое время Ч.Р. Миллсом2 , остается по-преж­ нему тем водоразделом, который отделяет социолога от несо­ циолога и социологию от не социологии. В одной из своих прин­ ципиальных статей3 польский ученый выделил пять главных свойств социологического воображения или социологии как та­ ковой: (1) рассматривать все явления в обществе как результат деятельности социальных сил, групп, отдельных индивидов, име­ ющих обобщенные интересы (а не только частные сиюминутные желания); (2) понимать скрытые структурные параметры всех социальных явлений; (3) вскрывать воздействие традиций и исто­ рического прошлого на нашу современность; (4) принимать во внимание динамику, развитие социальной среды; (5) признавать огромное разнообразие и вариативность общественной жизни. «Иными словами, социологическое воображение - это вытекающая из признания разнообразия и множественности социальных уста­ новлений способность связать любое событие в обществе со струк­ турным, культурным и историческим контекстом, а также с инди­ видуальными и коллективными действиями членов общества»4 .

См. русский перевод: Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001.

Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социо­ логический журнал. 2001. №1. С. 148-149.

4 Там же, с. 149.

Н.Е. Покровский

В этом как раз и скрываются секрет и тайна социологии - обла­

дание способностью в любом «тексте» (в любом источнике инфор­

мации) найти структурную связь событий, определить их включен­

ность в историю, притом в историю современную, увидеть за, каза­

лось бы, разрозненными и спонтанными действиями людей

присутствие скрытой коллективности. Вслед за Миллсом Петр

Штомпка справедливо утверждает, что отсутствие социологиче­

ского воображения не может быть возмещено никакими другими

достижениями, скажем, большим объемом полученных эмпириче­

ских данных, аппеляцией к власти и знанием того, «как это было на

самом деле», умением раздавать оценки тем или иным фактам, зная

наперед, «что есть что» и «кто есть кто». Примечательно, что для

аналитика, опирающегося на непреложность социологического во­

ображения, в исследовании не существует больших и малых тем и

сюжетов. В равной степени настоящая социология позволяет в ма­

лом увидеть присутствие больших тенденций, а макроанализ опе­

ративно и гармонично редуцировать до микроуровня. В этом смысле

настоящая социология не может грешить высокомерием. На этом

и строится книга Петра Штомпки. Его взгляд охватывает все инте­

штабности или отсутствия таковой.

Наряду со своей ясной рационалистичностью социологическое воображение обладает и немалым скрытым потенциалом, опира­ ющимся на интуицию и природную предрасположенность к ана­ литике. Изучать социологию могут многие и даже все те, кто стремится стать полноправным членом гражданского общества. (В этом смысле социология может быть основой гражданского са­ мосознания и включенности в институты современного общества, и книга П. Штомпки как нельзя лучше соответствует этой мис­ сии.) Однако социология как форма необходимой популярной культуры, «ликбеза» наших дней не отменяет и того, что профес­ сиональной социологией могут и должны заниматься только те, кто не только по образованию, но и своей природной склонности обладает возможностью взращивать в себе и применять социоло­ гическое воображение.

И в этом нет ничего от принудительной и оскорбляющей досто­ инство селекции людей на способных и неспособных к социологи­ ческой аналитике. Речь лишь идет о том, что, как и в любой другой профессии, нормативно достичь высот могут только те, кто имеет в том числе и особую внутреннюю предрасположенность к данной профессии. Учебник социологии Петра Штомпки не только и не столько учит тому, как надо «делать» социологию. Скорее всего он подсказывает читателям пути наилучшего приближения к социо­ логии и ее пониманию, а заодно, и не в последнюю очередь, помога-

ет нам протестировать себя на предмет профессиональной пригод­ ности. Едва ли стоит серьезно думать о своем будущем в социоло­ гии, если учебник оставит вас равнодушным. И дело не в том, что он эксклюзивно содержит все истины этой науки и претендует на роль исчерпывающего компендиума социального знания. Этого быть не может по определению. Современная социология безбреж­ на. Но все великие и малые истины социологии, по тем или иным причинам не обсуждаемые в учебнике П. Штомпки, тем не менее, так или иначе, сводятся к тем принципам социологического мыш­ ления, социологического воображения и социологической культу­ ры, которые в этой книге подробнейшим образом обсуждаются и наглядно демонстрируются самим автором. Короче говоря, на се­ годняшний день можно сказать, что включение в современную со­ циологию вне предлагаемой книги будет весьма проблематичным и, по крайней мере, просто нерациональным.

Высочайший уровень книги и ее значимость для развития соци­ ологии и социологического образования непосредственным обра­ зом связаны с личностью Петра Штомпки как ученого. Петр Штомп­ ка родился в Варшаве (Польша) в 1944 году. Однако начиная со студенческих лет его творческая жизнь неизменно связана с Кра­ ковом - Ягеллонским университетом, в котором с 1975 года и поныне он возглавляет отдел теоретической социологии. В этом смысле профессор Петр Штомпка в полном смысле слова соци­ олог польский, восточноевропейский. И этой глубинной связью с польским и восточноевропейским контекстом он всегда гордится, и эту связь он при любой возможности неизменно подчеркивает. Между тем в 70-х годах Петр Штомпка как молодой фулбрайтовской профессор в полной мере знакомится с американской социологий и до сих пор остается ее исследователем и, если так можно выразиться, глашатаем. Особую роль в идейном форми­ ровании Петра Штомпки сыграл великий американский социо­ лог Роберт Мертон, учеником которого П. Штомпка сполна может себя считать. В течение многих лет П. Штомпка был приглашен­ ным профессором Калифорнийского университета в Лос-Андже­ лесе, где, не оставляя своих обязанностей в Ягеллонском уни­ верситете, преподавал во время летних семестров. Здесь же сфор­ мировался и узкий круг его единомышленников, включающий всемирно известных социологов Н. Смелзера и Дж. Александера - их тесное многолетнее сотрудничество в полной мере про­ должается и до сих пор.

Творческий путь П. Штомпки отмечен рядом теоретических исследований, обозначивших этапы в развитии международной социологии нашего времени. Это интеллектуальная биография Роберта Мертона (1986), переведенная на русский язык книга «Со-

Н.Е. Покровский

циология социальных изменений» (1993), исследование теорети­ ческой концепции доверия (1999) и, наконец, «Культурная травма и коллективная идентичность» (2004), непосредственно обращен­ ная к трансформирующимся обществам, включая Восточную Ев­ ропу5 .

Со временем научный авторитет П. Штомпки стал непререкае­ мым в Польше, Европе и США. Сегодня в мире найдется немного известных социологических факультетов, университетов, научных центров, где П. Штомпка не был бы почетным лектором, лауреатом премии, приглашенным исследователем. У себя на родине он дей­ ствительный член Польской академии наук, лидер польской соци­ ологической школы.

Выдающийся вклад П. Штомпки в развитие международной со­ циологии был подтвержден на XV Всемирном социологическом конгрессе в Брисбейне (Австралия) в 2002 году, избравшем польско­ го социолога президентом Международной социологической ассо­ циации, крупнейшего профессионального и научного объединения всех современных социологов.

Научная и жизненная позиция Петра Штомпки прекрасно де­ монстрирует природу современной социологии. Будучи глубоко связанной со своим историческим и национальным контекстом, она превращается в науку только тогда, когда органично включается в контекст мировой.

Предлагаемая русскому читателю учебная книга вобрала в себя весь опыт Петра Штомпки, она стала концентрированным выра­ жением его понимания социологии, знаний и видения мира. В Польше учебник П. Штомпки на протяжении последних лет стал бестселле­ ром, выдерживающим постоянные переиздания на польском и дру­ гих европейских языках. В настоящее время, развивая теорию со­ циологического воображения, польский ученый подготовил новую книгу, теперь уже о визуальной социологии. Будем надеяться, что и она вскоре будет доступна для читателей на русском языке.

5 Основные книга П. Штомпки: System and Function: Toward a Theory of Society. New York: Academic Press, 1974. 231 p.; Sociological Dilemmas: Toward a Dialectic Paradigm. New York: Academic Press, 1979.361 p.; Robert K. Merton: An Intellectual Profile. London: Macmillan Press, 1986 and New York: St. Martin"s Press, 1986.324 p.; Rethinking Progress / Jeffrey Alexander. London and New York: Unwin & Hyman, 1990; Society in Action: The Theory of Social Becoming, Polity Press, Cambridge, and The University of Chicago Press, 1991; Sociology in Europe: In Search of Identity / co-edited, with Birgitta Nedelman. NewYork: De Gruyter Berlin, 1993; The Sociology of Social Change. Oxford: Basil Blackwell, 1993. 348 p. (published also in Russian, Spanish, Portuguese (forthcoming in Japanese); Agency and Structure: Reorienting Sociological Theory (edited). New York: Gordon & Breach, 1994; Trust: A Sociological Theory, Cambridge: Cambridge University Press, 1999 (forthcoming in Chinese); Cultural Trauma and Collective Identity, (with J.Alexander et al.). Berkeley: California University Press, 2004.

Научная социология по своей природе плюралистична. Она не признает никаких монополий на истину и поклонения вневремен­ ным кумирам. Социология не столько свод знаний и методов, сколь­ ко процесс самопознания общества. И в этом процессе мы должны постоянно обновлять свое знание и сверять его с эталонами науч­ ности. Книга П. Штомпки может стать для каждого читателя пре­ красным инструментом для решения этих задач.

Н.Е. Покровский

Благодарность

Эта книга складывалась на протяжении ряда лет на основе заметок и конс­ пектов моих лекций и докладов, прежде всего в Ягеллонском университете, а также в США, где мне пришлось побывать пятнадцать раз (в Колумбийском университете в Нью-Йорке и в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе), и во время спорадической работы в других университетах Европы, Латинской Аме­ рики и Австралии. Следовательно, и мои студенты как в Польше, так и за гра­ ницей участвовали в создании этой книги.

Однако в целом она была написана в течение четырех весенних месяцев 2001 г. Такая интенсивность работы была возможна только благодаря тому, что я получил приглашение в два научно-исследовательских института (в обо­ их случаях был гостем их ректоров), а именно в Венгерский Коллегиум в Буда­ пеште и Нидерландский институт перспективных исследований (The Netherlands Institute for Advances Study (NIAS)). Ректоры Габор Кланичай и Генк Весселинг создали для меня в этот период поистине идеальные условия для жизни и работы. Если на небе или в раю существует специальное место, предназначен­ ное для ученых, то выглядит оно, несомненно, точно так, как их институты.

В сложном и трудоемком деле подготовки тома к изданию особую мою бла­ годарность заслужили Адам Михайлов и мой внимательный редактор Малгожата Бернацкая.

Социология и общество

Знание об обществе и социология

Говорят, что социология - это новая наука на очень старую тему. Или ина­ че: социология имеет короткую историю, но длинное прошлое. На самом деле, как отдельная область научного знания она появилась только в первой поло­ вине XIX в. Наименование «социология» было введено в 1838 г. французским философом Огюстом Контом, который построил эту словесную конструкцию, соединив латинское socius (социум, общество) с греческим logos (мудрость, знание). В середине века первые книги, в названия которых входит термин «социология», пишет британский мыслитель Герберт Спенсер. Но должен был пройти и миновать весь XIX в., чтобы социология появилась в университетах как признанная академическая научная дисциплина.

Несмотря на то, что свои интеллектуальные корни она имела в Европе, пол­ ное институциональное признание она получает прежде всего в Америке. В Со­ единенных Штатах уже в 1892 г. возникает первый социологический факуль­ тет в Чикагском университете (им руководит Альбион В. Смол, который был в то же время основоположником «Американского социологического журна­ ла» (American Journal of Sociology), остающегося до настоящего времени веду­ щим периодическим изданием в области социологии в США). В 1909 г. фор­ мируется Американская социологическая ассоциация (ASA), которая и поны­ не является самой крупной профессиональной организацией социологов.

В Европе первая кафедра социологии создается во Франции в 1895 г. в Уни­ верситете Бордо (ее возглавляет Эмиль Дюркгейм, который в 1898 г. начина­ ет также издавать и редактировать очень влиятельное периодическое издание «Социологический ежегодник» (L"Annee Sociologique)). В Германии значитель­ но позже, только в 1919 г., первую кафедру социологии в Мюнхенском универ­ ситете возглавляет Макс Вебер, к тому времени уже известный профессор политэкономии и истории хозяйства, который в 1909 г. вместе с Фердинан-

дом Теннисом и Георгом Зиммелем был основателем первого германского объе­ динения социологов («Немецкое социологическое общество» - Deutsche soziologische Gemeinschaft). В Великобритании только после Второй мировой войны социология получает признание и обретает статус в главных уни­ верситетах, Оксфордском и Кембриджском, поначалу она выступает здесь как социальная антропология или социальная и политическая философия. В Польше создателем первого университетского социологического центра был Флориан Знанецкий, который основал кафедру в Университете в Познани в 1920 г. и был редактором первого польского социологического журнала «Со­ циологическое обозрение» (Przeglądu Socjologiczny), который издается до на­ стоящего времени.

Организация и сотрудничество социологов в международном масштабе начались в 1893 г., когда французский ученый Рене Вормс основал элитар­ ный, небольшой по числу сотрудников Международный социологический институт (Institut International de Sociologie, IIS). Однако массовая организа­ ция всемирного радиуса действия возникла только в 1949 г. Это Междуна­ родная социологическая ассоциация (International Sociological Association, ISA), которая представляет социологов почти ста стран и имеет сейчас свыше 3 тыс. членов.

Таким образом, социология является относительно молодой научной дис­ циплиной. Именно это я имею в виду, говоря, что социология имеет короткую историю. Однако размышления на тему общества сопутствовали людям с са­ мого начала их истории, их деятельности, несомненно, восходят к глубокой древности и имеют вечный характер, ибо жизнь в окружении других людей, контакты с ними, сотрудничество, конкуренция, борьба составляют основу существования человеческого рода. Мы относимся к существам такого рода, которые ведут стадный образ жизни, мы живем в коллективах, группах - от семьи через род, племя, общину, совокупность соседей, товарищей, сотрудни­ ков, сослуживцев до народа и, наконец, континентального или глобального сообщества, например, европейского или мирового, что сегодня обозначается все более явно благодаря расширению коммуникаций, экономическим, куль­ турным связям, а также целевой интеграционной политике. Все это замечали еще древние философы (например, Аристотель), которые определяли челове­ ка как «существо общественное» (homo socius или homo politicus).

Никогда мы не остаемся в одиночестве, от рождения до смерти нас окру­ жают другие, и мы должны как-то справляться с этим, общаться с ними, уст­ раивать свою жизнь среди других. Мы извлекаем различный опыт из таких контактов, сравниваем собственный опыт с опытом близких и знакомых лю­ дей, обобщаем его, выводим из него разные жизненные стратегии, которые применяем в повседневной практике. Стало быть, каждый человек в извест­ ном смысле является социологом. Только не социологом в академическом, научном плане. Это я и имею в виду, говоря, что социология имеет длинное прошлое.

Чем отличается это предсоциологическое знание об обществе? Это знание выступает в трех ипостасях - обыденного опыта, художественных впечатле­ ний и философской рефлексии. Обыденное знание - это прежде всего набор

наблюдений, достаточно случайных и индивидуальных. Каждый живет в не­ сколько отличных, своеобразных группах, в разных условиях, имеет свою, чемто отличающуюся от других жизненную судьбу, успехи и поражения, и в то же время каждый имеет склонность к обобщению этого личного опыта, рас­ смотрению его в качестве всеобщего и типичного. Наша перспектива, наша собственная точка зрения кажется нам единственно правильной. Поэтому вто­ рой особенностью обыденного знания, так называемой жизненной мудрости, является фрагментарность, отрывочность. Даже тогда, когда это знание фор­ мулируется в человеческих поговорках, повседневно употребляемых посло­ вицах или наиболее распространенных легендах, мифах, рассказах, оно не со­ здает системы. Самое большее, что удастся сделать, - это систематизировать это обыденное знание в форме словаря пословиц, расположенных в алфавит­ ном порядке, при этом каждая из таких пословиц будет иметь отношение к предмету, ничего общего не имеющему с другими, соседними, и, кроме того, окажется, что порой эти пословицы не согласованы друг с другом, а, напро­ тив, утверждают противоречащие друг другу вещи. В-третьих, обыденная муд­ рость нередко оказывается поспешным, опрометчивым суждением, авторы которого не слишком обеспокоены серьезным обоснованием своих выводов, солидной базой аргументов провозглашаемых ими истин, иногда они удов­ летворяются ссылками на единичные факты и даже факты мнимые, являю­ щиеся вымыслом, мифом или обманом. Наконец, в-четвертых, знание, осно­ ванное на так называемом здравом смысле, часто оказывается категоричным, его носители не останавливаются перед самыми решительными оценками, ре­ комендациями, аксиологическими суждениями. Они легко впадают в мора­ лизаторство, проповедуют свои партикулярные правила и директивы.

Знанием об обществе располагает также искусство. Это наиболее очевид­ но для литературы, особенно реалистической прозы (в самом деле, не являют­ ся ли превосходными социологами Бальзак, Золя, Фолкнер, Стейнбек, Грасс, Фуэнтес, Маркес? - назовем лишь несколько имен). Социологическое содер­ жание мы находим и в поэзии, в драматургии, а также в публицистике. Осо­ бым, недискурсивным образом связанные с темами жизни общества наблюде­ ния и интуицию выражает также живопись (Гойя, Босх), даже музыка, напри­ мер опера. Неисчерпаемой сокровищницей социологического знания являются киноискусство, искусство фотографии, телевизионный репортаж.

И в этом нет ничего удивительного. Ведь главным предметом и ведущей темой искусства является судьба человека, а эта судьба, как уже говорилось, неразрывно связана с обществом. Таким образом, посредством искусства осу­ ществляется важный вид социологического познания. Но, разумеется, эта за­ дача реализуется как бы попутно, при удобном случае. Ведь цели и намерения искусства совсем другие, и ценность искусства не измеряется (во всяком слу­ чае не главным образом или прежде всего) его познавательными функциями, Поэтому искусство не связано строгими правилами и стандартами соответ­ ствия объективной истине. В этом плане искусство скорее ближе обыденному мышлению, нежели научной социологии.

Третий вид досоциологического познания общества - это социальная (или политическая) философия, представляющая собой один из самых главных