Химия

Рекомендации воспитателям по развитию речи детей раннего возраста. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в доу Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать "мн

Рекомендации воспитателям по развитию речи детей раннего возраста. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в доу Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать
  1. Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, сравнит, порассуждает вслух.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей.
  3. Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость, чистота и выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри.
  4. Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с ребенком . Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как ел, как спал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Поэтому целесообразно проводить совместные прогулки в парк, на стадион, в лес, которые создают условия для развития речи и общения с ребенком.
  5. Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.
  6. Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно? «Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей.

Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью интонационной выразительности речи: - спросить, удивляясь

Восхитится радуясь

Огорчится смене погоды

Грустить

Спросить, уточняя

Радостно сообщить об этом

7. Предлагать речевые словесные игры детям.

1) «Положи в кузовок, все что кончается на «ОК»

(грибок, клубок, колобок,…)

2) «Ты начни, а я продолжу»

Я взял мяч,….

Мама пошла в магазин,…

3) «Скажи ласково», «1-2-5», «Чего не стало?»

8.Развивать связную речь.

- «Сочиняем сказку»

Пересказывать небольшие рассказы, сказки

Игры «Я начну, а ты продолжи…»

Находить на картинках начало, середину, конец рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая культура речи·...

Введение

Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.

Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и др.

Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности.

Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

Теоретические аспекты

В современной методике конечной целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

В центре внимания педагогов, занимающихся развитием детской речи находится задача развития связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:

В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);

В связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой общения.

В ряде исследований отмечается, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в ее зрелой форме во многом зависит от владения монологической речью.

Работа по развитию связной диалогической речи нацелена на формирование определенных диалогических умений:

Собственно речевые умения (вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога и др.);

Умения речевого этикета;

Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы;

Невербальные умения.

Работа по развитию связной монологической речи нацелена на формирование следующих умений:

Понимать и осмысливать тему, определять ее границы;

Отбирать необходимый материал;

Располагать материал в нужной последовательности;

Пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;

Строить речь преднамеренно и произвольно.

Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть как можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер.

Практические аспекты

обучения детей дошкольного возраста разговорной речи

Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

Рассмотрим некоторые их технологий.

« Азбука общения»

Технология нацелена на формирование у взрослых людей ответственного отношения к воспитанию маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой разносторонний теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз программы «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!

Основным методом реализации технологии является один из ведущих методов развивающего обучения - метод сопереживания ситуации, который рассчитан на использование способности анализировать и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное - прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.

Главная позиция взрослого – встать на место ребенка и проанализировать собственную реакцию:

Свои чувства – как эмоциональную реакцию на ситуацию;

Свои мысли – как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию;

Свое поведение – как собственные действия в соответствии с чувствами и мыслями в конкретной ситуации.

Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:

Обучение пониманию себя и умению быть в мире с собой;

Воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении;

Формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;

Развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей;

Развитие самоконтроля в общении и др.

Для решения названных задач рекомендованы следующие формы образовательной деятельности:

Развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);

Этюды, импровизации;

Наблюдения, прогулки, экскурсии;

Моделирование и анализ ситуаций общения;

Сочинение историй и др.

«Развитие диалогического общения»

А.Г.Арушанова

Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, являются диалог, творчество, познание, саморазвитие.

Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Важнейшими составляющими коммуникативной компетенции являются диалог и речетворчество.

Ядро диалога составляют диалогические отношения, которые проявляются в готовности к встрече с партнером, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, принятии Содержательную основу диалога в дошкольном детстве составляет словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.

Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослыми, в процессе которого он обучается внеситуативному общению. Но в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстниками. Именно общение со сверстниками обеспечивает ребенку развитие подлинной детской речевой самостоятельности.

А.Г. Арушанова отмечает важность целостного подхода к формированию диалогической речи детей дошкольного возраста и «… недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросо-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерских отношений… овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи».

Приоритетной задачей речевого развития детей в дошкольные годы является формирование диалогического общения. В качестве основных форм организации диалога А.Г. Арушанова предлагает сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки – все виды детской деятельности, в которых речь несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

В сценариях активизирующего общения решаются задачи развития детского общения через стимулирование собственной речевой активности каждого ребенка, «детской языковой и коммуникативной самодеятельности» (А.Г.Арушанова).

Главным отличием сценариев активизирующего общения от некогда традиционных обучающих занятий является позиция взрослого – он партнер по общению – педагог стремится установить с ребенком равноправные, личностные взаимоотношения, поощряет инициативную речь ребенка.

В технологии «активизирующего общения» программным содержанием обучения выступает «несанкционированная» речевая активность каждого ребенка. При этом каждый сценарий активизирующего общения предусматривает возможности решения разнообразных задач речевого развития дошкольников – развитие лексической стороны речи, формирование грамматического строя языка, воспитание звуковой культуры речи и др.

Сценарии активизирующего общения опираются на классические исследования методики развития речи (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова), авторский языковой материал, игровые задания и проблемные ситуации нацелены на активизацию общения детей друг с другом, стимулируют инициативную непроизвольную речь детей.

В каждом сценарии главным является «неучебная» мотивация детской деятельности – дети не учатся пересказывать сказку, они играют в нее, они не учатся описывать игрушку, а придумывают про нее загадку. Коммуникативная и игровая мотивация таких форм работы, «недисциплинарные» приемы привлечения и удержания внимания детей обеспечивают эмоциональный комфорт каждому ребенку.

Данная технология диалогического типа, неурочная организация обучения родному языку обеспечивает не только эмоциональный комфорт и условия для общения со сверстниками, но и помогает решить разнообразные задачи развития детской речи.

«Технология активизирующего обучения речи как средству общения»

О.А. Белобрыкина

Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.).

«Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т.д.).

«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).

«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).

«Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).

«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.).

«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).

«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).

«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.).

«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).

«Мнемотехника»

Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запас, при заучивании стихов и др.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приемов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Наиболее распространенным приемом мнемотехники является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий.

Можно выделить основные четыре этапа мнемотехники:

Кодирование в образы;

Запоминание (соединение двух образов);

Запоминание последовательности;

Закрепление в памяти.

Следует помнить о том, что мнемотехника не совершенствует память, она только облегчает запоминание. В некоторых случаях мнемотехника может даже оказать прямой вред, так как подменяет осмысленное (логическое) запоминание механическим заучиванием.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Методика использования сенсорно-графических схем (В.К. Воробьева);

Методика использования сенсорно-графических схем (Т.А. Ткаченко);

Методика использования блок-квадратов (В.П. Глухов);

Технология коллажа (Т.В. Большева) и др.

В целом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающей действительности.

Мнемотехника строится по следующему алгоритму: мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемотаблица.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Особенностью данной техники является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация.

Самым сложным порядком дидактического материала в мнемотехнике являются мнемотаблицы. Как правило, в них заложено графическое (частично графическое) изображение персонажей сказки, явлений природы и др.

Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста осуществляется поэтапно:

Знакомство с таблицами (рассматривание, обсуждение того, что изображено);

Перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы);

Рассказывание (самостоятельно или с помощью воспитателя, в зависимости от возраста детей).

По мнению авторов, использование мнемотехники в речевом развитии детей возможно во всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей.

Например, для младших дошкольников рекомендуется подбирать цветные мнемотаблицы, что способствует формированию в памяти детей определенных образов (зеленый цвет – ёлочка, лягушка; желтый цвет – солнышко, цыпленок и др.).

Постепенно вводится графическое (частично графическое) изображение (большой коричневый круг – медведь, маленький зеленый кружок – лягушка и др.).

Обязательным правилом является использование одного и того же графического изображения на протяжении всего возрастного периода. С переходом на другую возрастную ступень графический объект может быть усложнен или полностью изменен.

Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам, загадкам, стихам и считалкам.

Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ

Главная особенность «тризовских» технологий заключается в доходчивости и простоте подачи материала и формулировке сложной ситуации. Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребёнок научится применять «тризовские» решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает их тризовских игр и упражнений.

Мозговой штурм или коллективное решение проблем

Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить. Важным является то, что неправильных решений не бывает, принимаются все варианты.

Метод фокальных объектов

(пересечение свойств в одном предмете)

Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Затем проводится анализ предмета с позиции «хорошо-плохо».

Морфологический анализ

Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный).

Системный оператор

Составление характеристики избранного предмета (прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали).

Технология обучения детей составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений осуществляется на основе моделирования по следующему алгоритму:

Называние объекта;

Обозначение его признак;

Определение значения этого признака;

Сравнение данного значения со значением признака в другом объекте.

По мнению авторов, в младшем дошкольном возрасте необходимо отрабатывать модель составления сравнений по следующим признакам - цвет, форм, вкус, звук и др. При этом педагог предлагает ребенку составлять фразы следующего типа: Мячик такой же круглый, как яблоко…

К старшему дошкольному возрасту рекомендуется следующее усложнение:

Изменяется тип фразы - сам признак не произносится, а только его значение (цыплята желтые, как солнце);

Усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег);

Детям предоставляется самостоятельность в выборе значения заданного признака и составлении по нему сравнений.

Технология обучения составлению текстов сказочного содержания

Дошкольники испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, целесообразно использовать модели, на основе которых составляется текст. Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.

Необходимо разобраться, чем же отличается сказка от любого другого литературного текста. Главная отличительная особенность сказки - это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии. Как правило, сказка держится на каком-либо жизненном правиле (или нескольких правилах). Тем самым определяется тема сказки.

Необычность, отвлеченность таких признаков, как время и место, влияет на воображение слушателя и в то же время показывает некую универсальность жизненного правила, которое было, есть и будет достаточно долго действовать. Поэтому в сказке часто встречаются такие слова, как «… в тридесятом царстве», «…за тридевять земель» и др.

Достаточно четко прописаны традиции начала сказки и окончания, выраженные в образных словосочетаниях. Это слова, которые позволяют свернуть время (долго - коротко) или расстояние (не далеко - не близко).

Обучать детей сочинению сказок возможно с помощью моделей. В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации.

Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:

1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования.

2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:

    модель составления сказки с помощью метода «Каталога»;

    модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»;

    модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»;

    модель составления сказки с помощью типовых приемов фантазирования;

    модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Метод «Каталога» выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям.

На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа.

На основе системного оператора - модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени.

Сказка морально-этического типа создается на основе приемов типовых приемов фантазирования.

В основе конфликтного типа сказки лежит метод «Волшебный треугольник».

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания

Название игры и цель

Содержание

«Назови героя»

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок:
Назовите мне героев-девочек (Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями).

«Действия героя»

Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя; учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки: Коза из сказки «Волк и семеро козлят».

Просит детей назвать все действия козы.

Условия: говорить только глаголами (жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д.).

Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок.

«Волшебник»

Цель: учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы

Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия (на первом кольце - изображение обычных предметов, на втором - волшебники).

Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет. Рассказ дополняется практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо.

«Где-то, кто-то…»

Цель: учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй - с изображением места, где это может происходить.

Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество.

«Парад волшебников времени»

Цель: учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени

Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени.

На стрелке часов помещается картинка с изображением какого-либо объекта.

Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект.

«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»

Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.

Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды.

Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.

«Сказочные слова»

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).

«В какой сказке?»

Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат.

Составление сказок с помощью метода «Каталога»

Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм построения тренинга

    Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.

    Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.

    Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

    Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

    Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

    Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

    Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

    Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

Жил-был... Кто? - С кем он дружил? - Пришел злой... Кто? - Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) - Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? - Где наши друзья стали жить? - Что стали делать?

Составление сказок динамического типа

Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.

Базовый алгоритм составления сказки

    Выбирается сквозной герой (герои).

    Описываются их свойства, мотивы и цели.

    Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.

    Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.

    Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.

    Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.

Составление сказок описательного типа

В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь.

Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на «чудесном экране» (системном операторе):

Место, где герой учился делу

Место, где осуществляет герой свое дело

Место, в котором есть помеха действиям героя

Герой в детстве, который учится этому делу

Герой и его главное дело

Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело

Черты характера, качества личности и умения героя в детстве

Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела

Черты характера, качества личности (изменение их) и умения героя при взаимодействии с окружением

Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности).

Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности. Базовый алгоритм:

    Выбор какого-либо героя в детском возрасте.

    Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.

    Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.

    Порча кем-либо дела героя.

    Решение творческих задач героя.

    Продолжение главного дела.

    Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

    Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.

Составление сказок нравственно-этического типа

Есть группа сказок, которая имеет ярко выраженную этическую направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки, которые сродни басням, но только текст в них не рифмованный («Суп из топора», «Вершки и корешки», «Лиса и журавль»). Для того, чтобы научить дошкольников составлять такие сказки, необходимо познакомить их с моделью текстов этого типа.

Цель: освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана.

Базовый алгоритм

    Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом.

    Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места (не более 7 объектов).

    Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека.

    Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.

    Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова «И вот однажды….»).

    Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю.

    Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта.

    Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям.

    Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная…», «История, которая произошла там-то…», «Как кто-то учился мудрости».

Предварительная работа воспитателя сводится к обсуждению с детьми пословиц и поговорок, выявлению черт характера различных героев,

При подготовке к составлению таких текстов необходимо научить детей использовать междометия, характерные для какого-либо свойства характера (О-хо-хо, говорит о горестном настроении героя или его усталости, фырканье - о недовольстве героя, частое хихиканье - о бестолковой веселости). Дети должны быть знакомы с некоторыми приемами театральной техники.

Составление сказок конфликтного типа

Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет.

Основой составления текста по этой модели является вепольный анализ (автор Г.С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся) ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете.

Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.

Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.

Базовый алгоритм

    На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события:


    Выбирается положительный герой и отрицательный герой.

    Обозначаются свойства и действия этих героев.

    Объявляется Волшебство.

    Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей.

    Конфликт разрешается средствами самих героев.

    Придумывается названия сказочного текста.

Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках.. С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.

Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.

При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать предложения А.А. Нестеренко.

Мотивы

Цель действий

Тайна

Узнать, найти спрятанное,

установить истину

Общение

Восстановить справедливость,

договориться, доказать,

объяснить, разрешить спор

Помощь

Помочь, спасти,

защитить, освободить, вылечить

Красота и польза

Привести в порядок, построить,

Самоутверждение

Дойти, добраться, куда-то попасть,

победить, одолеть, освободиться,

получить удовольствие

Сочинение сказок на основе знакомых произведений

Самым распространенным приемом обучения творческому рассказыванию является придумывание сказки на основе сюжета знакомого произведения.

При этом важным является мотивация творческой активности ребенка. В педагогике существуют речевые игры, в процессе которых дошкольники осваивают начальные навыки составления творческого рассказывания.

«Салат из сказок» - смешивание сюжетов, героев разных сказок (Пошла Красная шапочка к бабушке и встретила трех поросят, которые гуляли на лугу).

«Изменение характера персонажей» - старая сказка на новый лад (И была Золушка вредной и непослушной девочкой, а мачеха все терпела и очень ее любила и жалела).

«Введение в сказку новых атрибутов» - волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.

«Введение новых героев» - как сказочных, так и современных.

«Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

В основе технологии Т.А.Ткаченко – использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:

1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2. Составление рассказа с заменой объекта.

3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

6. Составление рассказа с добавлением объекта.

7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.

8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10. Составление рассказа со сменой времени действия.

В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.

Литература:

    Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Текст / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997.

    Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников Текст / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1998.

    Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи Текст / Г.С.Альтшуллер. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.

    Альтшуллер Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности Текст / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин. - Минск, 1994.

    Арушанова А.Г. Истоки диалога [Текст]. /А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагина – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: метод.пособие. /А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству Текст / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск, 1993.

    Белобрыкина, О.А. Речь и общение Текст / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998.

    Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Текст /Т.В.Большева. – СПб.: Детство-Пресс,2001.

    Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников Текст /И.Я.Гуткович // Тезисы докладов Региональной научно - практической конференции «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников». - Челябинск, 1998.

    Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст /В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.

    Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками Текст /А.В.Корзун. - Минск, 2000. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником Электронный ресурс //

    Нестеренко А.А. Можно ли угодить всем (взгляд на проблему интереса в начальной школе) Электронный ресурс //

    Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: пособие для педагогов детских дошкольных учреждений Текст //Т.А.Сидорчук. - Обнинск: ООО «Росток», 1998.

    Сидорчук Т.А. ТРИЗ в детском саду и педагогическом колледже Электронный ресурс //

    Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине Текст /Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. - Ульяновск, 1997.

    Сидорчук Т.А. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений Текст /Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. – Челябинск, 2000.

    Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников Текст : учеб. пособие / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2006.

    Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста Текст : учеб. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., 2003.

    Хоменко Н.Н. Использование игры «Да-Нет» при обучении ТРИЗ Текст /Н.Н.Хоменко. - Минск, 1995.

    Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления: материалы к семинару по ТРИЗ Текст /Н.Н.Хоменко. – Минск, 1997.

    Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования Текст /Н.Н.Хоменко. - Челябинск, 1999.

    Хоменко Н.Н. ТРИЗ как Общая теория сильного мышления: авторская страница Электронный ресурс //

    Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст]. /Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. – СПб.:Детство-Пресс, 2008.


Рекомендации воспитателям для развития речи дошкольников.
1. Развитие артикуляционного аппарата. Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики. Развитие мимической мускулатуры. 2. Развитие речевого дыхания.  Надуем шары, Футбол, Поймай рыбку. 3. Развитие мелкой моторики.  Игры - мозаики.  Шнуровки.  Собери бусы.  Раскрась, заштрихуй. (Цветными карандашами) и т. д. 4. Развитие фонематического слуха.  Угадай, чей голосок?  Где звук?  Кто больше слов придумает. И др. 5. Формирование лексико – грамматического строя речи. Направления:  Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной действительности (мышления, восприятия, представлений, памяти, мышления и т.д.)  Уточнения значений слов.  Развитие лексико-семантических ассоциаций (назвать слово как можно быстрее, Придумай, о чем может идти речь?)  Классификация слов на основе различных семантических признаков (назови лишнее слово, классификация предметов по картинкам, разложи картинки по сходству)  Развитие антонимии (Закончить предложение и назвать слова-«неприятели». Игра «Скажи наоборот»)  Развитие синонимии (Выбрать из трех слов два слова-«приятеля», Придумать предложение с каждым из слов-«приятелей».)  Развитие синтагматических связей слов (Добавить одно общее слово к двум словам, Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу), «Кто как передвигается?»)  Развитие словообразования (Игра «Назови ласково», Игра «Что для чего?», Игра «Кто у кого?», Подобрать слова «родственники»)  Формирование грамматических значений (Дифференциация существительных, глаголов и прилагательных, Дифференциация значения рода, Дифференциация грамматических значений одушевленности и неодушевленности.)
 Относительные и притяжательные прилагательные. (Чей хвост? Какой сок?).  Работа над предлогами. 6. Связная речь. Направления:  «Деформированный текст».  Развитие диалогической (разговор между двумя или несколькими людьми) и монологической (речь одного человека)речи.  Пересказ.  Описательные рассказы.  Составление небольших сюжетных рассказов.  Рассказы из личного опыта.  Сказки. 7. Обучение грамоте. Направления:  Что такое звук?  Что такое буква?  Что такое слог?  Что такое слово?  Что такое предложение?  Сколько и какие гласные звуки?  Назвать согласные звуки.  Твердые, мягкие согласные.  Глухие и звонкие согласные.  Йотированные звуки.  Звуковой анализ слов.  Как сосчитать количество слогов в слове. 8. Индивидуальная коррекционная работа по заданиям логопеда.
СЕМА́

НТИКА - В языкознании: значение, смысл (отдельного слова, оборота речи).

СИНТАГМА - многозначный термин, переводящийся как классификация,

систематизация; компоновка, расстановка.

Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ

Чепикова Наталья Вячеславовна

Учитель-логопед МАДОУ д\с№46 СОП№1

Г.Ревда

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и воспитателей ДОО .

    Основные требования к созданию условий детей.

Функции воспитателя :

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков , дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом .

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи

5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы , возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей :

    организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,

    побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,

    создавать ситуацию общения,

    формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи ,

    привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове ,

    проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,

    привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели не должны :

    торопить ребенка с ответом,перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,

    заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками ;

    давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков , в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др .

Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.

2.Требования к речи воспитателей

Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых. Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя, начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта , т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен.

Речь воспитателя должна быть:

    Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи

    Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.

    Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.

    Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.

    Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.

    Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).

    Звукопроизношение четким и правильным.

    Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.

Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

    Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

    Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

    Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

    Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

    Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Некоторые недочеты речи педагогов:

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што ), его (вместо ево ), счастье ( щастье ) и т.д.;

Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

Произнесение слов с неправильным ударением;

Частое употребеление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

3.Использование в работе игр , направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.

Одним из 5 направлений ФГОС , в соответствии с которыми мы сейчас строим свою работу, является речевое развитие .

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания , познанием окружающего мира, развитием личности в целом .

Дорогие воспитатели ! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту , учитывая словарный запас взрослых людей.

Игра «Я знаю пять названий…»

В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данному обобщающему слову. Игру «По цепочке» мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий…» ). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.

Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки, подбирая слова на темы :

Художественные произведения с участием богатырей;

Насекомые

Певцы и певицы России.

Усложнение : оперные исполнители России (Галина Вишневская, Любовь Казарновская, Дмитрий Хворостовский, Елена Образцова, Федор Шаляпин, Сергей Лемишев, Анна Нетребко, Николай Басков).

Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в игре? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет : время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!

Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом» .

Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.

И для вас, коллеги, я подготовила такие задания :

Часы, которые помогают проснуться;

Утренняя еда;

Большая ложка, помощью которой наливают суп;

Это - настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. (книга)

Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки? (украшения) .

Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок) .

Здесь акулы и гориллы, и большие крокодилы… (Африка) .

Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

Какое блюдо солят трижды? ( Пельмени : соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)

Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)

Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)

Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин) .

Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

Развитие речи происходит , когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации.

В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми.

Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:

Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?

сладкий ли чай?

Крепко ли завязана веревка? и т. д.

А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций :

1. Если мне заведующая не подпишет заявления на отпуск;

2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского парфюма.

Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные, слова-действия (глаголы) . Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи .

Одна команда – только существительными;Вторая команда – только глаголами.

На сайте нашего ДОУ размещены варианты игр для развития речи детей с учетом возраста, которые вы можете использовать в работе и рекомендовать родителям.

Далеко не каждый родитель догадывается, что задержка в формировании речи часто возникает не столько в связи с патологиями или незрелостью органов речи, сколько вод воздействием неблагоприятной речевой среды . Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими по принципу подражания, поэтому необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически правильной.

Любое нарушение речи отражается на деятельности и поведении ребенка . Он может стать молчаливым, застенчивым, нерешительным, даже агрессивным, расторможенным. Наличие своевременной и правильной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения в речевом развитии .

Но если у вашего ребенка есть проблемы в развитии речи , то очень важно не растеряться в этой ситуации. Реально помочь ребенку может только спокойный, образованный, уверенный в себе родитель. Если вы хотите избежать печальных последствий и научить ребенка правильно говорить , то отнеситесь с вниманием к следующим советам :

Не сравнивайте ребенка с другими детьми .

Смягчайте речевые неудачи малыша , внося в них долю юмора. Хвалите даже за самый маленький успех.

Внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы он чувствовал вашу заинтересованность.

Не критикуйте, а корректно исправляйте неправильную речь.

Не искажайте слова при общении с ребенком , не имитируйте детскую речь.

Задав вопрос, делайте паузу, оставляя место для ответа.

Проговаривайте вслух то, что вы видите и слышите; описывайте действия ребенка , как бы подсказывая ему нужные слова.

Уделяйте детям как можно больше внимания для общения, игр, массажа, упражнений и это окупится с лихвой.

Нередко у детей возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. В этом случае можно предложить несколько упражнений, которые помогут снять это напряжение, научат детей ощущать движение языка, губ, челюсти. При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования;

Занимайтесь ежедневно по 10-15 минут перед зеркалом;

Движения проводите неторопливо, четко, ритмично;

Сравнивайте образец своих действий с действиями ребенка ;

Следите, чтобы ребенок не уставал от гимнастики.

Некоторые несложные и полезные упражнения для губ и языка

«Лопаточка» (положить широкий язык на нижнюю губу)

«Иголочка» (высунуть узкий язык вперед)

«Качели» (широкий язык поднимается на верхнюю губу - опускается на нижнюю, верхнюю - нижнюю; затем так же на зубы; верхние - нижние, потом за зубы : верхние - нижние).

«Вкусное варенье» (облизывать кончиком языка верхнюю губу)

«Лошадка» («поцокать» , пощелкать языком).

«Часы» (язык вправо-влево)

«Трубочка» (несомкнутые губы вытянуть вперед, как для звука «у» )

«Улыбка» (губы растянуть в улыбке, как для звука «и» ).

«Чашечка» (положить широкий язык на нижнюю губу и приподнять края языка) .

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхания. Развитие мелкой моторики очень важно, потому что центры ответственные за движение руки, за артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук , вы готовите почву для правильного выполнения артикуляционных движений, для этого есть множество пальчиковых игр («Ладушки» , «Идет коза рогатая» , «Сорока» и т. д., можно собирать мозаику, перебирать крупу, пуговицы.

Очень хорошо проводить массаж пальчиков, особенно тщательно массируя их кончики. Ребенку будет веселей и интересней, если вы при этом будете рассказывать стихи :

«Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик - я, вот и вся моя семья», начиная с большого пальца. Или : «Этот пальчик - в лес пошел, этот пальчик - гриб нашел, этот пальчик - чистить стал, этот пальчик - жарить стал, этот пальчик -все съел, от того и потолстел», начиная с мизинца.

Как видите - ничего сложного! Желаем вам удачи, успехов в занятиях с вашими детьми. Главное, любите их, знайте, что вы им нужны, и никто не сможет им помочь так, как вы, самые близкие люди.

Таким образом, и логопед и воспитатель должны работать в тесной взаимосвязи, чтобы помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильное произношение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.