Физика

Почему ктд нельзя отнести к шоу технологии. «Использование современных воспитательных технологий в процессе воспитательной работы. Предварительный программинг шоу

Почему ктд нельзя отнести к шоу технологии. «Использование современных воспитательных технологий в процессе воспитательной работы. Предварительный программинг шоу

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

По источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

По целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

По возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

По функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

По подходу к ребёнку.

В своей работе как классный руководитель, воспитатель могут использовать следующие воспитательные технологии:

Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

Технология «коллаж»

Коллективное творческое дело

Шоу-технологии

Групповая проблемная работа (разработка проектов)

Тренинг общения

-«Информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Здоровьесберегающие технологии

Ситуативные технологии

1. Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

Дебаты-интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их разрешения.

Диспут (научная полемика) – форма сотрудничества, используемая для изучения двух точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины.

Используются в основном в старшей школе.

«Мозговой штурм» («Мозговая атака»)

Сбор большого числа идей, решений проблемы в результате обсуждения

Обязательные условия:

Закрепление эксперта (пишет)

Назначение «кукушки» (засекает)

Ограничение времени (10 – 15 минут)

«Круглый стол» Это одна из форм проведения дебатов

«Коммуникативное письмо» (Письменные работы учащихся, их взгляд на ситуацию, вопрос. Часто «крик души», реакция на только что произошедшее)

Незаконченное предложение

«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…»

Контраргументы

«Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность.»

Ранжирование

(что такое хорошо, а что такое плохо)

2. Технология «коллаж»

Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.

Реализуется в группах.

Предусматривает презентацию

3. Технология коллективн ого творческ ого дела

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,

общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов .

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

4. Шоу-технологии

Игровые мероприятия с делением участников на три группы: «Сцена»,«Зал»,«Ведущий»

Три особенности:

деление участников на выступающих и зрителей; соревноваться на сцене; заготовленный организаторами сценарий.

5. Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

6.Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – не планируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

7. «Информационное зеркало»

Опыт активного отношения к публичной графической информации.

Психологические основания

Включение внимания.

Поддержание внимания.

Понимание информации.

Отношение.

Действие в отношении информации.

Технологическая цепочка

Создание установки на будущую информацию.

Появление информации.

Открытие обратной связи.

Действие с информацией.

8. Здоровьесберегающие технологии

это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога привитию навыков здорового образа жизни;

создание благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочной деятельности детей;

охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя, воспитателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании занятий в школе ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

9. Ситуативные технологии (применяются по ситуации)

Сложно определить на глаз, какие формы, в представлении того или иного педагога, «новые», а какие «старые». Целесообразнее их рассматривать с точки зрения результативности в каждом конкретном случае.

Какие бы технологии не использовали учителя, воспитатели в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет.

Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.




Особенности: Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»). Соревнование на сцене. Заготовленный организаторами сценарий. -Технология. Предметы проектирования: Задания «сцене». Работа с «залом». Способ оценивания. Сценарий для ведущего. Оформление помещения. Наличие группы организаторов. Их задачи: Разработка или поиск сценария шоу. Подготовка шоу по позициям («сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление). - Распределение ответственности (режиссерская и организация технической базы). 3 части действа: Запуск. Задания-конкурсы. Финал. 3 основных психологических механизма шоу: Эмоциональное заражение. Соревновательность. Импровизации. Подготовка шоу.


Игры – шоу «Счастливый случай», «Идём по следу», «Крестики- нолики», КВН по мифам древней Греции и т. д. Игры - тренинги Посидите на стуле так, как сидит президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте. Шоу - технологии


«Волшебный стул» «Наблюдатель» Наблюдательность, зрительная память, оперативность развивается благодаря следующей игре-тренингу: за 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше. Шоу - технологии

Тема педагогического совета:
«Современные воспитательные технологии»

Цель:

    познакомиться с современными

технологиями воспитательной работы

Корбанкова А.А.

1.Вступление, обоснование темы, порядок работы педсовета

Основной целью работы любой современной школы является: Развитие креативной компетентности личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.
Для того чтобы личность учащегося развивалась, должно быть одно важное условие – мотивация. В зависимости от нее и будет определяться направление развития. Сейчас мотивация сплошь и рядом подменяется административно – командным способом взаимодействия с учащимися с его неизменными атрибутами: криком, требованием, претензиями, оскорблением, приказами, нагнетанием, угрозами, наращиванием количества дом заданий и учебных нагрузок – вообще недовольством, загнанностью, тревожностью, усталостью, как учителя, так и учащегося. На сегодняшний момент при всех преобразованиях образования, введении различных новшеств у нас присутствует стандартно-знаниевый подход (в том числе и в профильном обучении), декларирование личностно-ориентированного образования и полным отсутствием ресурсов для его реализации, отсутствие времени, сил, мотивов для осуществления воспитания в процессе обучения.

Главная задача для каждого педагога не та, о которой я говорила в начале – развитие личности. Нам необходимо подготовить детей для сдачи ЗНО, дать ему сумму механических знаний по предмету. Любая школа стопроцентно подчинена стандартам образования и результатам ЗНО, мы с вами вынуждены заставлять детей помнить, знать, повторять, делать, и это оказывается важнее, чем предполагать, думать, восхищаться, решать проблемы. Как у учителя, так и у учащегося нет никакой радости от процесса познания, а это мало способствует достижению основной цели образования – социализации учащихся.
В настоящее время государство упорно пытается бороться с культурно-нравственным кризисом в стране. Но чем объяснить, что при высокой степени доступности информации упало качество разговоров и мыслей, литературы, поэзии, музыки, творчества, качество науки и медицины?
Чем объяснить, что грязь, пошлость, ложь возведены в ранг общественно приемлемых если не норм, то вполне терпимых ценностей? Ученые умы считают, что это объясняется репродуктивно-ориентированным образованием, разделением обучения и воспитания в процессе образования.

К сожалению, школа вынуждена жить по навязанным извне правилам, она не обеспечена необходимыми ресурсами, не вольна, не демократична, не разнообразна. Она подчинена внешней системе, тогда как спрос со школы растет не адекватно ее возможностям.

Нам с вами приходится искать инструменты для решения этой проблемы и сегодняшний педсовет, мне кажется, может подсказать вам, как найти эти инструменты, как выровнять ситуацию, чтобы хотя бы в отдельной небольшой школе процесс обучения был един с процессом воспитания, и чтобы воспитание было бы нашей ведущей задачей наравне с обучением.

2. Теоретическая часть

Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе

1. Дзубан С.Н.

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

1. Тема →
2. Цель (+предварительный сбор эмпирического материала) →
3. Информация (по материалам предварительной подготовки) →
4. «Я-позиция» и ее причины (учащиеся по кругу высказывают свое отношение к обсуждаемой проблеме) →
5. «Я-позиция» и общественно значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы) →
6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы)→
7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы: что понравилось, не понравилось, изменилось?) →
8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему) →
9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему) →
10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемой проблемы в режиме мониторинга). Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа. При этом этап 9 длится перманентно, этап 10 реализуется через определенные временные рамки – как правило, через месяц, периодически до констатации факта решения задаваемой проблемы).

Рассмотрим методику проведения ситуационного рефлексивного классного часа «Итоги четверти (года)».
Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.
Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.
Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

2. Рогова Н.Н.

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования требует усиленного внимания к развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению. Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Мы живем в динамично изменяющемся мире и каждый человек для того, чтобы выжить в нем, должен быть готов к изменениям. Для этого необходимо с раннего возраста активизировать творческий потенциал каждого ребенка, развивать его творческие способности в художественной деятельности. Наиболее эффективной современной технологией развития творческих способностей детей в художественной деятельности мы считаем шоу - технологию.

У шоу – технологии три особенности:

Деление участников на выступающих («сцена») и зрителей(«зал»);

Соревновательность на сцене;

Заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности - обязательные признаки. К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), КТД –коллективная творческая деятельность (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывает не отдельные организаторы, а все участники дела.) они не могут относиться к игровым действиям типа шоу.

Приподготовки каждого мероприятия мы ставим перед собой цели:

для «зала» - опыт эмоционального реагирования в культурных формах;

для активных участников («сцена») - опыт индивидуальной исовместной публичной соревновательности.

Структура каждого разработанного нами мероприятия состоит из трех блоков:подготовка - реализация - анализ итогов.

Во время подготовкирешение принимается педагогом (на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, страны);

планирование, проектирование осуществляется педагогом, активом ребят. «Массы» (будущие участники) к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздника, по заданиям организаторов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.

Реализуя проект, план, проведение праздника мы используем элементы соревновательности, импровизации или игры, приемы создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводим на уровне организаторов и актива ребят.

Подготовка к мероприятию включает в себя:

- сбор участников: объяснение задач, выбор формы шоу, настрой на участие; формирование команд, групп; домашнее задание.

- разработка программы ведения и образа ведущего,репетиция ведения.

- расположение мест; места для гостей, участников, жюри.

- критерии оценивания, варианты оценивания (жюри или зал).

- оформление сцены, зала, место жюри, вход в зал.

Во время мероприятия происходит эмоциональное заражение - передача,

изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимовосприятии. Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания.

В своей работе на уроках, классных часах, утренниках, праздниках, викторинах, конкурсах чтецов и инсценированной песни, соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья», « Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам», родительских собраниях мы часто применяем шоу –технологию.

Шоу – технология эффективна для развития творческого потенциала младших школьников в художественной деятельности. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием.Ведь образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация.

3. Валетенкова П.И.

Технология коллективно - творческого дела как эффективный способ формирования классного коллектива

«Каждое дело - творчески, иначе – зачем!

Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?

Каждое дело - людям, иначе - зачем?»

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет классный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности классного коллектива, надо подходить к процессу творчески.

В своей воспитательной работе я использую различные методы, приемы, способы, но особо эффективным, на мой взгляд, воспитательным средством формирования и развития классного коллектива – стала технология коллективно-творческого дела (КТД).

В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации яркой жизни в классе, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Именно, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и есть технология коллективного творческого воспитания.

Коллективно-творческое дело (КТД) особо актуально для учебного заведения закрытого типа, в котором я работаю. Здесь воспитанники живут вместе, вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, у них есть все условия для работы в микрогруппах и всем классным коллективом. Воспитанники ежедневно могут консультироваться с воспитателями, с учителями, работать с информацией библиотеки, и интернета. А привлечение в коллективно-творческие дела родителей воспитанников (как участников или слушателей) играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого воспитанника и коллектива в целом. Тесная связь с семьей становится более актуальной, эмоциональной и полезной для всех участников воспитательного процесса.

Во время планирования и организации коллективно-творческого дела, воспитатель и воспитанники приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Все участники коллективно-творческого дела становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела выражают искреннюю заботу об окружающем мире, развивают всех и каждого, служат добру.

Коллективно-творческое дело (КТД) – это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

В процессе коллективно-творческого дела (КТД) развиваются все стороны личности:

    познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),

    эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),

    действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Основное назначение коллективно-творческого дела (КТД):

· Забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой воспитатели выступают как старшие товарищи воспитанников, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

· Планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

Основные задачи коллективно-творческого дела (КТД):

    Формирование и развитие коллектива;

    Развитие личности каждого воспитанника, его способностей, индивидуальности;

    Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·

    Обучение правилам и формам совместной работы.

    Реализация коммуникационных потребностей воспитанников.

Результат применения технологии коллективно-творческого дела для формирования классного коллектива:

1. Включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу

2. Творческое сотрудничество воспитателя и воспитанников

3. Проявление интереса воспитанников в реализации своих способностей

4. Потребность в коммуникации

В заключении, хочется отметить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместно - организаторской деятельности. В своей работе воспитатель должен знать, для кого это дело проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития воспитанники. Воспитатель должен поддерживать ростки дружбы между воспитанниками в коллективе, всячески поощрять деятельность воспитанников и высоко оценивать и развивать взаимопомощь воспитанников при выполнении коллективно-творческого дела (КТД).

Воспитатель не должен допускать в своей работе формализма и не должен злоупотреблять массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных. Главное, чтобы воспитанники нашли себя, преодолели жизненные препятствия, реализовали и удовлетворили свои душевные нужды и желания, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством и стали сильными и уверенными в себе.

3. Работа в микрогруппах по заданиям – 10 минут

Распределение на микрогруппы, задания для каждой из них:

1 группа


1. Создать систему правил «Десять заповедей успешного воспитания», представляющих десять действий педагога, успешно способствующих воспитанию личности школьника на уроках.

2. Представить данную программу в виде листовки для общего пользования. Презентовать листовку в виде плаката

2 группа

1. Создать систему правил «Десять НЕ», представляющую десять действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника на уроках.
2. Представить данную программу в виде листовки для общего пользования. Презентовать листовку в виде плаката

Проект решения педсовета


1. Применение шоу –технологии, технологий ситуационного классного часа, и КТД считать успешной и рекомендовать ее для дальнейшего использования в начальной школе.

2. Для использования на уроках в воспитательных целях рекомендовать учителям-предметникам следующие технологии: игровые, социального проектирования, личностно-ориентированного воспитания, педагогической поддержки.
3. Запланировать и организовать более подробное изучение новейших воспитательных технологий и концепций на заседаниях МО классных руководителей. В рамках МО запланировать и провести мероприятия с применением современных воспитательных технологий.

Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:

  • диагностирование;
  • целеполагание;
  • проектирование;
  • конструирование;
  • организационно-деятельностный компонент;
  • контрольно-управленческий компонент.

Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.

Существует множество классификаций технологий воспитания.

1. По научной концепции :

Деятельностные;

Поведенческие;

Интериоризаторские,

Нейролингвистического программирования.

2. По философской основе:

Гуманистические,

Материалистические;

Прагматические;

Антропософские.

Коллективные;

Индивидуальные;

Групповые;

Массовые.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами в школе:

  • шоу-технологии;
  • технология обучения;
  • технология “Коллаж”;
  • диалоговые технологии;
  • технология педагогического общения;
  • технология педагогики сотрудничества;
  • модель трудового воспитания А.А. Католикова;
  • технология “Экология и диалектика” Л.В.Тарасова;
  • технология педагогического разрешения конфликта;
  • информационно-коммуникационная технология (ИКТ);
  • технология предъявления педагогического требования;
  • технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
  • технология педагогической оценки поведения и поступков детей;
  • авторская модель “Русская школа” (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина);
  • технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;
  • технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко);
  • технологии воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова);
  • технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, Н.П.Капустин);
  • технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
  • технологии личностно-ориентированного обучения: гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания;
  • многочисленные здоровьесберегающие технологии (по классификации, предложенной Н.К.Смирновым): медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.

Подробнее остановимся на воспитательных технологиях, которые я чаще всего использую в своей практике.

Диалоговые технологии

Дебаты - интерактивная педагогическая технология; форма проведения воспитательного мероприятия или учебного занятия; или форма интеллектуальной игры; обмен мнениями, прения; общественное движение. Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Цель использования:

Развитие умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии; творческих способностей школьников; общей культуры и интеллекта;

Развитие воли, памяти, мышления,

Развитие и совершенствование умения вести полемику, сопоставлять и анализировать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, подвергать сомнению бесспорные истины, отстаивать и применять полученные знания в жизни;

Формирование готовности противостоять “информационному зомбированию” и;

Развитие умения осознанно вырабатывать жизненную позицию.

В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает); обязательно наличие “спикера” в каждой команде; суть – убедить нейтральную сторону, судей, что ваши аргументы лучше.

Структура дебатов:

Определение темы (в виде утверждения), целей;

Формирование команд;

Работа с информацией по теме (“мозговой штурм”, поиск информации, составление вопросов);

Подготовка команд;

Критерии оценки;

Форма анализа и оценки;

Рефлексия.

Отличительные признаки: жесткий временной регламент; четкое распределение ролей; игра по строгим правилам; возможность рассмотреть одно и то же явление (факт) с прямо противоположных позиций; большая подготовительная работа; разнообразие и объективность критериев оценки.

Примерные темы для дебатов: Жизнь - это игра. Служба в армии- за и против. Смертная казнь - за и против. Проблема “отцов и детей” разрешима. Введение школьной формы оправдано. Легко ли быть молодым (современным)? Атомные электростанции: польза или вред? Выбор профессии: для души или для денег. Обучение в старших классах должно быть профильным. Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным. Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне. Употребление нецензурных выражений в речи: за и против. Родители должны нести ответственность за преступления своих детей. Кто виноват, что подростки становятся преступниками: дети или взрослые? “Засорение” русского языка иноязычными словами – закономерный и непоправимый процесс. В современном обществе модно быть здоровым (воспитанным, образованным, “крутым”) человеком.

“Мозговой штурм” или “Мозговая атака”

Мозговой штурм (от англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Обязательные условия: закрепление эксперта (пишет); назначение “кукушки” (засекает время); ограничение времени 10 – 15 минут).

Общие правила: отсутствие шаблонного мышления; свобода воображения; необходимо уточнение мыслей посредством вопросов; мысли озвучиваются коротко; приветствуется большое количество идей; запрет критики.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех мозгового штурма. Особенности: Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Примерные темы для проведения мозгового штурма:

“Ассоциации” (твой взгляд на слово: ночь, красота, дружба).

Распределение ролей (изобрази зайчика, утюг, дерево).

Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.

“Коммуникативное письмо”

Незаконченное предложение. “У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я...”

Контраргументы. “Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность”

Ранжирование (что такое хорошо, а что такое плохо)

Шоу-технологии

Шоу-технологии, используемые в воспитательной работе, имеют три основных особенности:

Деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);

Соревновательность на сцене;

Подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Этапы: подготовка (“Сцена”, “Ведущий”, “Зал”, оценивание, оформление); реализация : запуск (разогрев); сценическое действо; финал; диагностика результата.

Схема реализации технологии

1. Подготовка шоу-программы. Решение принимается организатором или группой организаторов (учителем, группой педагогов, группой учеников-активистов и т.п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т.д.). Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.

Задачами организаторов на этом этапе являются: разработка или поиск сценария шоу; распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.; подготовка “сцены”, “зала”, ведущего, процедуры оценивания, оформления.

Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: “сцена”, ведущий, “зал”, оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

“Сцена”: решение о главном принципе отбора участников “сцены”; сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, “домашних заданий”; помощь в подготовке “сцены” к участию в шоу.

Ведущий: решение о ведущем; разработка программы ведения шоу и образа ведущего; репетиция ведения шоу.

“Зал”: решения о способе формирования “зала” (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса); определение структуры “зала” (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, “групп поддержки”, учителей, гостей, для жюри); создание настроя “зала” (через слово, действия, оформление, введение правил); обращения к “залу”, поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к “залу”, рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для “зала”, обращение к “залу” за помощью и т. д.).

Оценивание: предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается); кто и когда оценивает; техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы); способы предъявления оценок.

Оформление: определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.); определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу; выбор техники исполнения элементов оформления.

2. Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть (“задание-оценивание” + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С.Д. Поляков выделяет “эмоциональное заражение” (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизицию.

Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: создать определённый эмоциональный настрой участников; выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами).

В финале, кроме итогового оценивания, по мнению С.Д.Полякова, необходимо “смягчение соревновательности” между участниками соревнования и между “сценой” и “залом”. Это может достигаться словом и действием, объединяющим участников конкурсов (“сцену”): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т. п.; “сцену” и “зал”: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал (например, вставание при вносе-выносе школьной символики) и т. п.

3. Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен. Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать отношение участников (“сцены” и “зала”) к происходящему. Так, по ходу шоу-программы педагог может отмечать заинтересованность и активность зрителей-болельщиков при проведении разных конкурсов. В конце попросить участников оценить привлекательность шоу для себя, например: выполняя 1-3 несложных действия типа “Поднимите руки только те, для кого участие в сегодняшнем празднике оказалось интересным, привлекательным”; голосованием с помощью цветных жетонов или закрашивания клеток разными цветами (каждый цвет означает определённое настроение, степень удовлетворённости, заинтересованности).

Игры-шоу: “Звездный час”, “Зов джунглей”, “Поле чудес”, КВН, и т. д.

Игры тренинги. Например: Посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых, Отелло, Джульетта, разведчик в тылу врага. Импровизируйте.

Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем (возвращается предварительно удалённый из класса ученик) проверьте.

Хорошо развивает наблюдательность, зрительную память, тренирует оперативность такой тренинг: за 30 секунд- 1 минуту найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву “С”, “М” и т.п.: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: “А давай поговорим о...”, “А я хочу сказать о...”. Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Технология “Коллаж”

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

В педагогике “Коллаж” предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Реализуется в группах. Предусматривает создание презентации.

Например: “Моя заветная мечта”, “Кем стать?”, “Добрый означает щедрый?”, “Я есть часть глобального”.

Список литературы и интернет-источников

  1. Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982 г.
  2. Воспитательная шоу-технология [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/organizacija_vospitatelnoj_raboty/uchebnye_materialy/vospitatelnaja_shou_tekhnologija/4-1-0-65
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.- М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  5. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся /Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  6. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем.
  8. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
  9. Поляков С.Д. Воспитательные технологии. – М., 2003.
  10. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: учебное пособие для педагогов и учащихся / http://ru.idebate.org/sites/live/files/Svetenko_book.pdf
  11. Светенко Т.В.Путеводитель по дебатам для школьников и студентов: [Учебное пособие] / Т.В. Светенко, И.В. Галковская. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПГПИ, 2001.
  12. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  13. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  14. Турнир дебатов "Школа толерантности": [Учебно-метод. пособие] / Т.Б. Пасман, Т.А. Полковникова, В.М.Сапогов, Н.А. Болотникова, Т.В. Светенко; Отв. ред. Т.В.Светенко. - Псков: ПОИПКРО, 2003.
  15. Устинов Д. “Дебаты”: учитесь убеждать! http://www.syntone.ru/library/article_syntone/content/1264.html
  16. Щукина Г.И. “Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе”. М., Просвещение.

Классный час «День матери»

Должность: учитель географии,классный руководитель

Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области

Направление: классный час

Участники: учащиеся 5-6 классов

Цель : способствоватьформированию нравственно-эстетических ценностей

Задачи:

Познакомить учащихся с праздником «День матери».

Способствовать воспитанию

любви, уважения, доброго отношения к близким людям,

желанию дарить тепло окружающим.

Развивать творческие способности учащихся.

Аннотация (краткое описание работы).

Всем хорошо известен праздник мам – 8 Марта, а вот о Дне матери знают не все. Когда он отмечается в нашей стране, и как к нему можно подготовиться и пойдет речь на данном внеклассном мероприятии. Кроме того, разработка предусматривает не только передачу теоретических знаний, но и применение практических умений учащихся. На мероприятии учащиеся смогут продемонстрировать знание пословиц о маме, раскрыть секреты маминого сердца, подготовить праздничную открытку. А вопросы анкеты заставят задуматься о том, все ли дети знают о своих мамах. Не оставит равнодушными детей и просмотр презентация «Наши мамочки», ведь каждый в ней увидит самое родное, что у него есть.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Наши мамочки», заготовки для открыток, кружочки из картона для рефлексии.

Ход мероприятия

Оргмомент.

Сообщение темы мероприятия.

Вопрос учащимся : «Ребята, какие праздники в нашей стране отмечаются в ноябре?» (Ответы учащихся)

Действительно в этом месяце отмечается несколько праздников: «День народного единства», «День милиции», «День проведения военного парада на Красной площади» и другие. Но, один из самых важных, самых трогательных праздников – это День матери !

Основная часть.

В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Этот праздник отмечают во многих странах мира, однако, не в один и тот же день в году. Даты празднования Дня матери разбросаны по всему году. К этому празднику никто не может остаться равнодушным. Каждый из нас – Мамин ребенок, потому что у каждого из нас есть мама. Мы обязаны отдать должное своим матерям за проявленное истинное бескорыстие, счастливое детство, теплоту, любовь, доброту, терпение, неустанную заботу и преданность.