Начальная школа

Внеклассное мероприятие по теме солидарное общество. Солидарное общество — это русский социальный идеал. Формации и «измы»

Внеклассное мероприятие по теме солидарное общество. Солидарное общество — это русский социальный идеал. Формации и «измы»

Определение солидарному обществу даёт один из авторов этой идеи как «свободному соединению людей - не через принуждение, а через развитие новых и совершенствование традиционных механизмов социальной интеграции, в основе которого должны лежать моральные императивы, платформа морального большинства, созвучная общенациональным базисным ценностям». При этом признаётся, что «главной проблемой России... является внутренний мировоззренческий кризис», а для его преодоления предлагается учредить «общую собственность на экономические объекты общенационального значения (земля и её недра, лес, вода и иные природные ресурсы)».

Проект «солидарного общества» уже проходит первичную «обкатку» в Белгородской области с 2011 года, а с мая 2012 года там ежеквартально издаётся газета «Белгородское солидарное общество». В Белгороде создана и организация с тем же названием, на сайте которой заявлено, что «Белгородское солидарное общество - это общество социальной ответственности и гражданской солидарности, а суть белгородской солидарности - единство в главном».

Уточняющую информацию об идее «солидарного общества» можно почерпнуть и в издающейся в Белгороде газете «Знание-сила» (март 2012 года): «Построить солидарное общество, - говорится в публикации, - означает: найти общие объединяющие идеи, такие как память о Великой Отечественной войне или проблемы экологии. Необходимо также всем участвовать в решении общих дел, создавать новые общественные социальные сети, заниматься благотворительностью, укреплять семью, соблюдать правовые нормы». Упомянутая статья заканчивается, однако, неутешительным выводом, что «договариваться сверхбогатым с абсолютным большинством бедных в России крайне сложно, а о переделе богатства - и бесполезно». Но можно якобы договориться об участии в реализации проблем, затрагивающих всех (совершенствование системы здравоохранения, образования, защита экологии), поскольку «солидарность - это не достижение социального равенства и братства, а лишь стремление стать цивилизованнее и ответственнее».

Судя по публикациям белгородских СМИ, идея «солидарного общества» не вызвала пока заметного энтузиазма у самих белгородцев: 53% местных жителей никогда не слышали о строительстве солидарного общества в отдельно взятой их области и только треть имела «представление об идее разработки программы солидарного общества в Белгородской области». Не получила широкой огласки эта идея и в центральных СМИ, которые со своей стороны придерживаются точки зрения, что «солидарное общество» представляет собой общество-семью, где решения принимаются консенсусом в отличие от гражданского общества, в котором решения принимаются большинством голосов.

Сам губернатор Белгородской области Савченко Е. С. считает главной задачей его администрации «предложить белгородцам конкретную программу действий, направить их энергию в созидательное русло». В этих целях в области создан Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе, осуществляется областная программа «Свой дом», успешно реализуется масштабное дорожное строительство и благоустройство населенных пунктов, строительство школ, объектов здравоохранения, культуры, завершена сплошная газификации области. Губернатор называет себя «политиком новой волны - прагматиком, реалистом». По его словам, он «всегда был чужд либеральному романтизму и знал, что надо работать, засучив рукава, четко планируя и прогнозируя будущее». Он был и остаётся «противником свободной купли-продажи земли, проведения реформ, приватизаций и передела собственности за счет народа, категорически против интервенции импортных продуктов питания», был в своё время сторонником защиты областного потребительского рынка и отечественного товаропроизводителя, выступал за продовольственную безопасность страны. Ему удалось поднять производство мяса и молока в областном АПК, добиться успеха в индивидуальном жилищном строительстве и в реформировании строительного комплекса, модернизировать горно-металлургическую промышленность, поддержать активность малого бизнеса, улучшить качество жизни белгородцев. Но вряд ли ему удастся самостоятельно решить в одной отдельно взятой области проблему купли-продажи-земли и остановить приватизационные реформы вопреки политике федерального центра.

Моя командировка в Белгородскую область в составе делегации Всемирного Русского Народного Собора позволила принять участие в научно-практической конференции «Солидарное общество: ценностные ориентиры и механизмы формирования», посетить Ракитянский район. Выступавшие на конференции убеждали её участников, что «солидарное общество - это новое качество человеческого материала» (Тюриков А. Г.), что это и есть «евразийский солидаризм» (Коровин В. М.) и что «формирование солидарного общества является стратегией регионального развития» (Бабинцев В. П.). Игумен Серапион (Митько), проректор по научной работе Белгородской духовной семинарии, поставил знак равенства между соборностью и солидарностью. В свою очередь Бабинцев В. П., руководитель научно-образовательного центра социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, дал следующее определение солидарному обществу: «Это система межличностных, межгрупповых отношений, основанных на взаимном уважении, поддержке в сложных жизненных ситуациях, готовности понять друг друга».

В целом же вывод участников конференции был неутешительным: «построить такое общество в масштабах всей страны в нынешних реалиях невозможно, поскольку для этого потребуется менять сложившуюся в России общественно-экономическую формацию, а также нужна политическая воля руководителей государства. Но стремиться к солидарному обществу нужно».

Какой же следует из этого вывод? Белгородский опыт реализации программы «солидарного общества» вряд ли востребован общественными запросами на данном этапе социально-экономического развития нашей страны, где пока продолжают «править бал» отнюдь не «моральные императивы и платформа морального большинства, созвучные общенациональным базисным ценностям». Более того, на федеральном уровне усугубляются процессы социального расслоения и социальной поляризации общества, усиливается жёсткое противостояние «сверхбогатого меньшинства» абсолютному большинству населения, русские продолжают оставаться в России не государствообразующим народом, а ущемлённым большинством. По авторитетному мнению академика С. Ю. Глазьева, «базовые ценности нашей культуры сегодня разрушаются под корень олигархическим офшорным капитализмом» («Свободная пресса», 27.12.2012 года).

Народная мудрость гласит: «Сытый голодного не разумеет». И если это так, то сверхбогатые никогда не согласятся с идеей строительства в России «солидарного общества» в белгородской редакции, что вынуждены признать и сами разработчики этой идеи. Вряд ли осуществима пока в нынешних реалиях и идея «общей собственности на экономические объекты общенационального значения», то есть национализация. На данном этапе задача консолидации российского общества и общественного сознания представляется более актуальной и предпочтительной, чем расплывчатая концепция формирования в масштабах всей России «солидарного общества», которая в её нынешнем виде является, по сути, умозрительной утопией и уводит от обсуждения действительно насущных проблем и причин дестабилизационных процессов в нашей стране. Сейчас было бы более актуально поднять, например, тему: «Проблемы секулярного общества в современных реалиях: перспективы и альтернативы их решения», в рамках которой можно было бы обсудить и концепцию «солидарного общества».

Опыт же белгородцев, которые добились значительных успехов во всех отраслях экономики, социальной сферы, культуры и науки, свидетельствует, что при желании и умении Савченко Е. С. как губернатора области «вести дела» можно многое сделать для народа. Было бы поучительно также показать на его примере, что можно сделать созидая, а не разрушая, как преобразовать запущенные советские колхозы и совхозы в передовые и современные сельскохозяйственные предприятия, как всем миром можно восстановить сотни разрушенных храмов во всей вверенной его заботам Белгородской области, как её сделать полностью газифицированной, как накормить не только белгородцев, но и вносить вклад в общие закрома Родины. Но для этого надо всего лишь очень любить не только свою малую Родину, а быть патриотом России и высокопрофессиональным руководителем! В каждом селе, населённом пункте, в большом или малом городе Белгородчины Савченко Е. С. - отец родной и результаты его неустанных трудов видны, как говорится, «на каждом шагу». С губернатором белгородцам явно повезло. И не без зависти такое общество в отдельно взятой области России вполне можно назвать солидарным!

Современная ситуация в мировом сообществе характеризуется устойчивым переходом на новую стадию развития, именуемую «эрой качества», при этом «качество» становится основным показателем и критерием жизнедеятельности. Актуально это и для современной России, находящейся в состоянии глубочайшего системного кризиса, затрагивающего все сферы жизни российского общества. Однако, продвижение по пути дальнейшего улучшения условий жизни людей невозможно без изменения характера взаимодействий между ними. Отношения между людьми были заметно деформированы в условиях нестабильного развития России в кризисные 1990-е годы. В этот период активно утверждались недоверие и повышенная агрессивность, вырос уровень преступности, усилились межличностные и межгрупповые конфликты, в том числе связанные с обманом и спекуляцией на доверии. Существенно дискредитированными оказались коллективистские ценности, такие как дружба, солидарность, взаимная поддержка. Ослабла консолидирующая роль семьи, снизилось значение семейных ценностей. Многие из этих тенденций сохраняются и в настоящее время.

В сложившейся ситуации проблема улучшения качества жизни трансформируется в проблему улучшения качества человеческих отношений. Губернатор Белгородской области Е.С. Савченко в своём ежегодном отчёте о социально-экономическом развитии области отметил, что «на смену рыночной, конкурентной модели экономических отношений идёт новая, у которой должно быть справедливое, нравственное содержание и у которой будет не только цель – получение прибыли, но и миссия – благополучие работника, трудового коллектива, территории, природы. А ускорить приход новой модели может только активное, сплоченное, целеустремленное общество – солидарное общество». Таким образом, в Белгородской области задача улучшения качества человеческих отношений и формирования регионального солидарного сообщества стала стратегической перспективой развития.

В настоящее время в области сформирован комплекс нормативных, концептуальных и стратегических документов, определивших вектор формирования солидарного общества. В начале 2011 года Правительством области совместно с белгородскими учеными была разработана Концепция формирования регионального солидарного общества, а в дальнейшем принята Стратегия формирования регионального солидарного общества. Оба документа не только прошли экспертизу в органах исполнительной власти области, но и были вынесены на широкое обсуждение белгородской общественности. Такой подход свидетельствует об осознании на региональном уровне актуальности проблемы солидаризации жителей региона. По мнению разработчиков вышеперечисленных документов, создание между людьми атмосферы доверия, взаимопонимания, поддержки и взаимной ответственности может объединить граждан в единое целое, существенно улучшить ситуацию в обществе, снизить социальную напряженность, тем самым формируя благоприятную среду для экономической, социально-политической активности, а также для укрепления института семьи и морали граждан. Данная тенденция, в настоящее время, отмечается современными российскими исследователями.

Главной целью Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011 – 2025 годы, утвержденной Правительством Белгородской области в ноябре 2011 года, определено улучшение качества человеческих отношений на территории Белгородской области.

Стратегией предусматривается решение двух групп задач. Задачи первой группы направлены на консолидацию белгородского регионального сообщества путем улучшения взаимоотношений между людьми и социальными группами, создания благоприятного морально-нравственного и психологического климата, формирования у людей чувства уверенности в безопасности своего жизненного пространства. Другая группа задач направлена на создание позитивных социально-экономических условий, необходимых для обеспечения устойчивого положительного развития Белгородской области.

Основой Стратегии формирования солидарного общества является система мероприятий, предусматривающая несколько приоритетных направлений, каждое из которых призвано обеспечить решение актуальной проблемы, угрожающей нормальному развитию современного общества. Данная система мероприятий базируется на реализации ряда социальных технологий, аккомодированных к процессам региональной консолидации разноуровневых общественных структур. Проведем подробный анализ социальных технологий, выступающих инструментами Стратегии.

Формирование духовных и культурных основ регионального солидарного общества. Современное развитие, связанное с интернационализацией культуры, исчезновением цензуры, демократизацией жизни, участившимися контактами с жителями других стран, развитием Интернета, в целом оказывает положительное воздействие на духовную жизнь современного общества. Но одновременно проявляется тенденция, выражающаяся в потребительском отношении к культуре, культивируемом современной индустрией развлечений, весьма далекой от духовности. Кризис духовной культуры выражается в упадке морали, ожесточенности людей по отношению друг к другу, росту преступности и насилия. Для обеспечения консолидации общества необходимо стимулировать проявление интереса к национальной культуре, религии, возрождению народных традиций. Следует формировать идеологию уважения к духовным ценностям и нормам различных социальных сообществ, демонстрировать наличие общности интересов всех жителей Белгородчины.

Укрепление института семьи и семейных отношений как основы формирования солидарного общества. Значение семьи для душевного и духовного развития человека, его становления, как полноценной личности, не подлежит сомнению. Кризис, в котором в настоящее время находится институт семьи, приводит к разрушению всего общества в целом и его фундаментальных устоев. Главным результатом этого негативного процесса является отрицательная демографическая ситуация, которая в будущем может привести к полной деградации российского общества. В таких условиях ценности семьи, материнства, отцовства, детства и здорового образа жизни должны получить приоритет в сознании людей. Семье необходимо придать более значимый общественный статус, для того чтобы семейные ценности смогли стать фундаментом белгородского солидарного общества.

Формирование у молодежи установок на коллективизм, сотрудничество, развитие социальных сетей в молодежной среде. В настоящее время взросление молодых людей происходит в условиях недостатка общественно одобряемых ценностей. В результате, все чаще можно наблюдать, что молодые люди ориентированы на достижение личного успеха и благополучия, без учета общественных интересов, на получение удовольствия в ущерб чувству долга. В то же время, именно от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп дальнейшего развития региона. А, следовательно, первоочередными задачами данного направления являются: укрепление духовно-нравственного и психического здоровья молодежи, поддержка талантливых молодых людей, создание условий для объединения молодежи и включения ее в решение общественных проблем.

Развитие и консолидация институтов гражданского общества и обеспечение гражданского участия. Гражданское общество в регионе развивается крайне медленно и все еще не выступает как целостная совокупность общественно значимых институтов, способствующих удовлетворению потребностей человека. В то же время, гражданское участие населения, его активность и осознанность действий являются важнейшими показателями консолидированности и устойчивости социально-политического пространства региона. Необходимо стремиться к формированию такой модели гражданского участия, в которой в ходе осуществления совместных действий учитываются как индивидуальные, так и коллективные интересы граждан. При этом каждый гражданин должен соотносить свои действия с интересами организации, объединения, муниципального образования и региона, к которым он принадлежит. Носителями ценностей гражданского общества будут выступать некоммерческие организации, оказывающие содействие социально-экономическому развитию Белгородчины.

Укрепление взаимного доверия между властью и населением. Проблема взаимного доверия между властью и населением является одной из центральных для укрепления солидарных отношений. В результате социально-экономических преобразований, проводимых в нашей стране, разочарование населения деятельностью органов государственной и муниципальной власти значительно возросло. Это явилось одной из причин падения авторитета органов власти в глазах общественности, значительного снижения доверия населения, выражающегося, в том числе, в снижении избирательной активности. Одной из главных проблем, которая тормозит процесс укрепления доверия к власти в глазах населения, является неэффективная организация обмена информацией. Власть недооценивает возможности официальных и неофициальных каналов передачи информации в процессе взаимодействия с населением. Прозрачная и подконтрольная система управления способна решительнее противодействовать злоупотреблениям в экономике, преодолеть устоявшиеся коррупционные барьеры. Важно, чтобы доверие и солидарность укреплялись не на основе спекулятивно-популистских игр, а в первую очередь путем организации постоянного диалога государства и общества, власти и бизнеса. Критериями эффективности общественно-властных коммуникаций могут выступать: стремление власти создавать механизмы контроля со стороны общественных органов; широкий доступ населения к объективной информации; возможность активной части общественности влиять на те, или иные решения, связанные с формированием региональной политики.

Формирование и развитие социального капитала муниципальных образований и межмуниципального сотрудничества. Местное самоуправление в России по своему статусу занимает центральную позицию между государством и обществом. Благодаря этому, самоуправление могло бы сыграть ведущую роль в вопросе консолидации жителей в рамках не только отдельных местных территориальных сообществ, но, и, с учетом общих исторических особенностей и ценностей, населения в масштабе регионов и всей страны. Однако, несмотря, на многолетние преобразования, система местного самоуправления, по-прежнему, находится в стадии только лишь своего становления. Местные органы власти, вследствие недостаточности собственных ресурсов, не способны, в большинстве случаев, эффективно решать местные проблемы, и тем более, пока еще весьма далеки от осуществления крупных социально-политических и идеологических задач. В таких условиях необходимо всеми мерами поддерживать самостоятельные инициативы населения, создавать условия для привлечения жителей городов и сел к принятию решений на местах, связанных с развитием территории по месту проживания, развивать социальные и хозяйственные связи между различными муниципальными образованиями.

Развитие партнерства государства и гражданского общества на основе совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг населению. Одним из наиболее важных показателей оценки работы региональных властей является доступность и качество услуг, предоставляемых населению государственными и муниципальными организациями и учреждениями. Высокая степень неудовлетворенности этим параметром работы органов власти может способствовать нарастанию социальной напряженности, выражающейся в нежелании большей части населения принимать закрепляемые нормативными актами правовые нормы, и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности. В последние годы, в ходе осуществления административной реформы, был достигнут значительный прогресс в направлении улучшения качества и доступности государственных услуг. Многие процедуры были упрощены, информация о порядке оказания услуг стала более открытой, созданы многофункциональные центры предоставления услуг, появились новые электронные формы получения услуг через Интернет-портал. Однако, проблемы, связанные с несвоевременностью оказания услуг, наличием изъянов в результатах их предоставления, недостаточной компетентностью и вежливостью персонала государственных органов, требуют дальнейшего совершенствования данного процесса. Обязательные нормы ответственности и этики специалистов государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги населению, должны стать ключевыми элементами партнерских отношений региональной власти и общества.

Утверждение принципов социальной защищенности, поддержки и ответственности как оснований достижения общественного согласия. Очевидно, что без должного внимания к развитию секторов экономики, власть не сможет эффективно решать любые региональные задачи. Но, недостаточное внимание к социальной политике, направленной на поддержание тех категорий населения, которые не способны, в силу определенных жизненных обстоятельств, вести полноценный образ жизни, может свести на нет усилия по консолидации общества. Формальное отношение власти к инвалидам, безработным, бедным как изгоям общества, формирует предпосылки реального проявления агрессии со стороны других категорий населения, приводит к деградации таких нравственных ценностей, как сострадание и сочувствие. Общество, представители которого не способны проявлять терпение и с уважением относиться к проблемам других людей, никогда не станет единым. В связи с этим, необходимо развивать формы социальной поддержки нуждающихся в ней категорий населения, вовлекать в данный процесс на добровольных началах представителей бизнеса. Добродетель милосердия должна стать одной из высших ценностей солидарного общества.

Развитие корпоративных отношений в трудовых коллективах. Трудовой коллектив представляет собой специфическое социально-психологическое образование и наполнен системой межличностных отношений, проявляющихся в виде групповой активности. При условии наличия у членов коллектива общих ценностей, которые формируются в ходе полезной совместной деятельности, профессиональные отношения в нем будут упорядочены и достаточно эффективны. На уровне трудовых коллективов должна решаться задача фор­мирования благоприятного внутреннего климата, социально ориентированной корпоративной культуры. В свою очередь, сотрудники кол­лектива, независимо от уровня занимаемой должности и выполняемых функциональных обязанностей, должны осознавать меру ответственности за результаты общей работы. Необходимо полноценно использовать каналы распространения информации на предприятиях и в учреждениях для обращения к коллективу, разъяснения текущей ситуации и перспектив развития организации. Сплоченности трудовых коллективов могут способствовать меры социальной поддержки, реализуемые внутри организаций, для сотрудников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, например, в связи с болезнью или несчастным случаем.

Совершенствование экономической основы регионального солидарного сообщества. Экономика – это основа общественных отношений. Фундаментом солидарного общества должна стать новая бесконфликтная модель социально-экономического развития, где каждый человек может реализовать свои возможности. В настоящее время развитию экономики препятствуют противоречия, сложившиеся во взаимоотношениях властей, гражданского общества и бизнес-структур. Общество и бизнес полагают, что власть недостаточно эффективна, медлительна, коррупционна. В свою очередь, власть и общество считают, что бизнес не всегда социально ответственен, а порой спекулятивен и нечестен. А власть и бизнес обвиняют представителей общества в постоянном недовольстве их работой и принимаемыми решениями, сопровождаемом пассивностью и безынициативностью. Мероприятия данного направления должны быть направлены на достижение максимальной прозрачности и доверительности в отношениях между обществом, властью и бизнесом. Необходимо стимулировать предпринимательскую активность населения на любом этапе, поддерживать инновационные перспективные бизнес-проекты, способные принести экономическую выгоду, в том числе и в долгосрочной перспективе.

Формирование имиджа и распространение символики регионального солидарного общества. Для того чтобы населению были понятны процессы, осуществляемые в ходе реализации Стратегии, необходима разработка адекватного визуального сопровождения продвижения ценностей солидарного общества. Важно закрепить в сознании представителей общественности взаимосвязь положительных символов, образов, в том числе имеющих историческое значение с идеей региональной солидаризации. Социальная реклама должна быть направлена на развенчание мифов потребительского общества, его деструктивных явлений, и, в то же время, пропагандировать традиционные российские ценности добрососедства, взаимопомощи, коллективного участия в принятии решений.

Безусловно, механизм реализации Стратегии формирования регионального солидарного общества, содержащий ряд социальных технологий, нуждается в совершенствовании. К основным проблемам реализации Стратегии можно отнести следующие. Во-первых, в настоящее время сложился традиционный механизм административного управления Стратегией, в котором решающую роль играют органы (государственные и муниципальные) исполнительной власти. Однако возможности такого механизма весьма ограничены, в перспективе он вряд способен стимулировать данный процесс без существенных модификаций качественного характера. Во-вторых, до настоящего времени участие в реализации Стратегии большинства негосударственных и немуниципальных структур, фактически, представляет собой декларацию, но не реальный механизм. В то же время широкое общественное участие является необходимым условием формирования регионального солидарного общества. В-третьих, идея подготовки ежегодных докладов общественности о реализации Стратегии пока не реализована, в то время как эффективная реализация любого мероприятия невозможна без получения адекватной обратной связи. В-четвертых, к настоящему времени не удалось создать эффективно действующую систему информационно-пропагандистского сопровождения Стратегии. Основной проблемой является то, что государственные, муниципальные и общественные структуры ограничились в данной связи только «вбросом» идеи солидарности, которая изначально воспринималась как достаточно необычная, и не могла быть усвоена массовым и даже элитарным сознанием без последующих технологически корректных шагов. Опрос жителей области в 2014 году показал, что лишь 40.6% опрошенных владеют информацией о реализации Стратегии. Таким образом, реализация Стратегии нуждается в более глубокой технологизации, основанной на внедрении эффективных процедур и алгоритмов преобразования социальной действительности.

Количество просмотров публикации: Please wait

Основным вызовом в отношении идеологических потенциалов города и региона в целом является сформированное в обществе снисходительно-ироничное отношение к любым идеологемам, провозглашенным властью. Свои истоки такое отношение, несомненно, берет из конституционного запрета на наличие государственной идеологии России.

В последнее десятилетие на региональном уровне произошло несколько попыток органов власти закрепления в белгородском обществе идеологических оснований жизнедеятельности, наиболее яркие из которых заключались в трансляции идей белгородского солидарного общества и ноосферного развития . Однако ожидаемый отклик эти идеи не получили, так и не составив идеологическую основу белгородского социума. Более того, интерес к концепции регионального солидарного общества потеряли даже ее авторы . Подтверждением тому служит и закрытие интернет-сайта «Солидарность-31», созданного под реализацию концепции .

При этом сознательное неприятие белгородским обществом какой-либо идеологии не означает того, что фактически оно не развивается в границах идеологем бессознательно. Результаты социологических исследований Института муниципального развития и социальных технологий, Центра социальных технологий НИУ «БелГУ» на протяжении последних десяти лет дают основание констатировать идеологические барьеры, которые являются непреодолимым препятствием успешной реализации концепции солидарного общества. Это фактическое развитие материалистической, денежно-ориентированной идеологии, ценностей индивидуализма в белгородском обществе.

Обратимся за показательным примером к сравнительному анализу социокультурных запросов молодежи города Белгорода в 2008 году и в настоящее время.

Общественные проблемы, наиболее беспокоящие молодых белгородцев в 2013 году, замыкаются, главным образом, на материальные трудности. Три ключевые социальные проблемы – это высокая стоимость жилья (57%), рост цен на проезд в общественном транспорте (49%) и низкие заработки (37%).

Интересно, что пять лет назад тройка ключевых проблем белгородской молодежи выглядела следующим образом: на первом месте стояла также жилищная проблема, на втором – пробки на дорогах, на третьем – низкие заработки.


По большому счету, ситуация с главными объектами беспокойства молодежи не меняется: это жилищная, транспортная и денежная проблемы. Однако обращает на себя внимание изменение четвертой и пятой позиций. Молодежь города уже не так обеспокоена культурно-досуговыми проблемами; их место в сознании респондентов заняли заботы, связанные с трудоустройством и коррупцией.

Таким образом, нематериальные проблемы окончательно отодвинуты молодежным сознанием на второй план. Выявленные тенденции дают основание утверждать, что современная белгородская молодежь становится все более прагматичной и рационально мыслящей. Она все чаще ориентируется на собственное благополучие и деловую карьеру.

Сегодня молодежи менее, чем пять лет назад, интересны проблемы культурно-досугового характера. На первом плане – социально-экономические (трудоустройство, зарплата, стоимость жилья) и бытовые (цены на проезд) проблемы. По теории А. Маслоу, эти проблемы соответствуют потребностям более низкого уровня. Таким образом, в настоящее время белгородскую молодежь едва ли возможно мотивировать категориями уважения, признания и тем более саморазвития. Органы по делам молодежи города и области могут рассчитывать на отклик в случае удовлетворения органических потребностей молодежи и потребностей в безопасности и принадлежности/любви.

Еще один важный фактор, формирующий идеологические основания современной белгородской молодежи – в этой среде укореняется стереотип о том, что быть хорошо образованным – не главное в жизни. Идея качественного образования в современной России окончательно деформирована, и Белгород также реагирует на девальвацию образовательных ценностей.

Заметно снизилась за пять лет ценность хорошего образования (с 16% до 7%). Это довольно симптоматично, и вероятно свидетельствует о нивелировании значимости образования, предоставляемого в белгородских учебных заведениях. В молодежной среде укореняется стереотип о том, что быть хорошо образованным – не главное в жизни. Этот стереотип укрепляется конкретикой – примерами приобретения высокого социального статуса молодыми людьми без помощи своего образования, а также обратными примерами «горя от ума» (когда хорошо образованные интеллектуалы не достигают успеха в жизни).

Следует обратить особое внимание на категорию в возрасте от 18 до 24 лет. 97% респондентов данного возраста являются учащимися и студентами, но и не видят, при этом, необходимости в получении хорошего образования. Категория более старшего возраста (25-35 лет) не видит необходимости в получении хорошего образования в связи с тем, что они, как правило, недавно уже получили высшее образование, но не все устроились на работу по специальности.

Ситуация усугубляется и общим снижением качества российского образования, подтверждение чему дается у большинства современных исследователей. На наш взгляд, выявленное отношение к образованию – наглядное свидетельство деформации самой идеи качественного образования в современной России. В 2000 году белгородская молодежь определяла образование среди важнейших жизненных приоритетов (31,4%). В 2008 году образование отмечали как жизненный приоритет только 16% молодежи. Сегодня эта доля достигла критически низкой отметки менее чем в 7%.

В продолжение темы обратим внимание на то, что только 3% респондентов главным для себя считают стать хорошим специалистом, в то время, как карьеру в качестве жизнеопределяющей цели отметили более 30% опрошенных. Иными словами, для городской молодежи в вопросах труда форма намного важнее содержания, что, несомненно, составит идейные принципы их профессиональной деятельности в будущем.

Налицо фактическое несовпадение ценностей белгородской молодежи с идеями солидарности. Кроме того, неоспорим тот факт, что идеологические основания, формирующие современных молодых белгородцев, имеют не региональную природу и даже не государственную. Это, чаще всего, ценностные ориентации западной цивилизации.

Так, например, широко известными ориентациями, являющимися, по сути, сетевой технологией подрыва традиционных репродуктивных ценностей, выступают идеи «планирования семьи».

В.И. Якунин, описывая эти идеи, заключает, что сегодня они предстают в новом модифицированном виде, что не изменяет заложенного в них ориентира минимизации детности. Одной из них выступает программа «Безопасное материнство». Ведется пропаганда нуклеарной семьи и внесемейного родительства. Вместо традиционного образа женщины-матери пропагандируется образ бизнес-вумен. Проводится половое, развращающее по своей сути «просвещение» среди молодежи. Осуществляется широкая пропаганда средств контрацепции. Через целенаправленное разрушение архетипических образов мужчины и женщины происходит подмена традиционных гендерных ролей. Посредством введения института ювенальной юстиции деструктурируется традиционная воспитательная модель семьи. На уровне науки ведется акцентированная поддержка неомальтузианских концептов, таких как «теория демографического перехода». Распространяются представления о возможности решения кризиса депопуляции в России посредством иммиграции. Агрессивно-наступательный характер приобретает богемное культивирование половой распущенности и сексуальных девиаций .

Анализ статистических данных и результатов социально-гуманитарных исследований, проведенных в городе Белгороде и Белгородской области, показывает, что описанная В.И. Якуниным технология прививания идеологем не обошла стороной и белгородскую молодежь.

Число абортов на 1 000 женщин в фертильном (то есть от 15 до 49 лет включительно) возрасте в 2012 году составило 16,6. По сути это означает, что ежегодно каждая 60-я белгородка, находящаяся в репродуктивном возрасте, делает аборт.

О деформации традиционного образа женщины-матери в Белгородской области, развитии идей карьеризма в среде белгородских женщин могут свидетельствовать данные об увеличении среднего возраста матери при рождении ребенка. По информации Белгородстата, сохраняется тенденция роста показателей рождаемости у матерей старших возрастов, и как следствие – увеличение среднего возраста матери при рождении ребенка.

В 2012 году доля родившихся у женщин в возрасте 25-29 лет составила 34,7% от общего числа родившихся, в возрасте 30-34 лет – 21,2%, 35-39 лет – 8,7%. По сравнению с 2010г. доля родившихся у женщин указанных возрастных групп выросла соответственно на 2, 2,1, 0,9 процентного пункта.

Динамика возрастных коэффициентов рождаемости в Белгородской области(на 1000 женщин соответствующей возрастной группы)

Продолжает снижаться вклад молодых матерей в величину итоговой рождаемости. В 2012 году доля детей, родившихся у молодых матерей в возрасте 15-19 лет, составила 5,3% в общем числе родившихся детей против 6,9% в 2010 г.

Заметно снизились показатели рождаемости у женщин в возрасте 20-24 лет. В 2012 году доля родившихся у них детей составила 28,5% против 32,4% в 2010 году.

Средний возраст матери при рождении ребенка в 2012 году составил 27,6 года против 27,3 года в 2010 году.

Деструктивные последствия технологии «планирования семьи» для белгородского социума – подрыв значимости традиционной семьи. В 2012 году в Белгороде было зарегистрировано самое низкое за последние десять лет число браков на 1 000 человек населения (рисунок 2).

Динамика браков и разводов в Белгороде (на 1000 человек населения)

Несмотря на реализацию Концепции демографического развития Белгородской области на период до 2025 года кризис института семьи дает себя знать. В среде белгородской молодежи широко распространены идеи гражданского брака.

На фоне дезавуирования ценностных накоплений традиционной семьи наблюдается идеализация богемного образа жизни. Ее распространение сформировало новый атрибут статусности молодого белгородца – попадание в фотоотчеты на интернет-сайтах о клубной жизни (partytown.ru; geometria.ru). При этом само содержание указанных сайтов далеко от пропаганды целомудрия.

В 2012 году данные социологических исследований позволили выдвинуть гипотезу об утилитаризме социальной перцепции белгородского общества. Основанием для ее формулирования стала диагностированная социологами Института муниципального развития и социальных технологий тенденция к утилитарному отношению к жизни белгородцев, которая замкнута на материальном критерии удовлетворенности. Ни один богатый белгородец (то есть ни один из тех респондентов, кот орые при описании своего уровня жизни указали, что живут богато) не испытывал неудовлетворенности жизнью.

В 2013 году в ходе социологического опроса работающих белгородцев на вопрос «Помогают ли деньги сделать Вашу семью более счастливой?» 37% опрошенных ответили однозначно утвердительно и еще 35% ответили «скорее да, чем нет». Исследование показало, что только для 11% процентов опрошенных деньги не являются показателем, способствующим достижению семейного счастья.

Таким образом, говорить о проблеме «идеологического вакуума» актуально только в контексте констатации отсутствия официальной идеологии. С социологической точки зрения современное белгородское общество не может диагностироваться иначе как идеологизированное. Проведенный анализ позволяет гипотетически считать, что сегодня белгородское общество (как и в целом российское) находится под влиянием идеологем, опровергающих традиционные ценности национальной культуры.

Вопрос о способности концепции солидарного общества дать отпор идеологемам индивидуализма становится, без преувеличения, вопросом обеспечения духовно-нравственной безопасности региона. При этом, как и в процессе трансляции любой современной идеологии, следует использовать сетевой принцип внедрения идей в общество, когда в сеть в той или иной степени должен быть вовлечен каждый член социума. Насаждение же идей «сверху» рискует встречать отторжение общества и противодействие не заинтересованных в официальной идеологии субъектов.

В качестве примера таких противодействий достаточно привести введение в белгородский политический дискурс пренебрежительно карикатурной терминологии типа «утопия», когда любая попытка найти идеологическое ориентиры стратегического развития превращается в фарс.

Для устранения обозначенных угроз необходимо разрабатывать программу развития солидарного общества постфактум определения основных факторов противодействия. Проблемные поля не должны ограничиваться, как это бывает в лучшем случае, перечнем угроз и рисков, без выявления их причинных оснований.

Для того, чтобы концепция солидарного общества была интегрирована в социум, она должна решать задачу не только популяризации заложенных в ней идей, но и технологичной борьбы с идеями, ею не разделяемыми. Именно так, напомним, в мировой геополитике достигалась иллюзия безоговорочной всечеловеческой солидаризации по американским формулам. Так, например, проект PaxAmericana помимо установки незримых сетей распространения американских ценностей предполагал контрработу в отношении русского коммунизма посредством закона «О порабощенных нациях» .

Белгородская практика, естественно, имеет примеры отстаивания ценностей и норм национальной социокультурной идентичности. Например, в 2010 году широкое обсуждение получили «Концепция духовной безопасности Белгородской области» и «План мероприятий по обеспечению духовной безопасности в Белгородской области». Однако эта практика, во-первых, фрагментарна, а во-вторых, не имеет возможности опираться на официальную идеологию. В случае отсутствия опоры, которой, по нашему мнению, и должна являться концепция солидарного общества, велик риск дезавуирования подобных попыток идеологемами демократии, ксенофобии, светскости и пр.

Крайне важно избегать районизации идеи солидарного общества. Напомним, что разделяемые большинством городского населения идеологемы носят цивилизационный масштаб (идеологемы цивилизации Запада). Никакие локальные идеологемы (городская община, удобный/умный/добрый город и пр.) не будут способны преодолеть обозначенные угрозы в силу своей когнитивной узости. Идея солидарного общества не должна иметь территориальной привязки, поскольку не имеет для этого никаких ценностных оснований. Снова обратимся к успешным практикам идеологизации общества: многие внутренние документы США имеют внешнюю адресную направленность и не замыкаются в границах страны. Такая апелляция, в частности, содержится в «Стратегии национальной безопасности США»: «Все американские стратегические цели достигаются путем расширения числа демократических государств с рыночной экономикой» .

И наконец, необходимо формирование целенаправленной пропаганды идей солидарности. Интернет-порталы, средства массовой информации являются тем социальным контекстом, где происходит борьба за утверждение идей в массовом сознании. В настоящее время ни город, ни область не контролируют все белгородские медийные ресурсы. Особенно те из них, которые рассчитаны на молодежную аудиторию. Достаточно сказать, что 49,7% молодых белгородцев получают информацию о происходящих в городе событиях из белгородских групп в социальных сетях. Две трети (67,7%) молодежи среди наиболее часто посещаемых интернет-страниц о городе указывают белгородские паблики «Вконтакте». В связи с этим трансляторами идеологии солидарного общества должны быть не только подконтрольные власти СМИ, ученые и общественники (практика показывает, что они ориентированы, главным образом, на апологетику в адрес властных элит и поэтому малоэффективны). Пропаганда солидарного общества должна выходить за пределы влияния официальных источников информации. Она должна найти воплощение в печатно-издательском, электронном, наглядном, уличном, монументальном и иных видах носителей пропагандистской информации.

В заключение следует отметить, что проведенный анализ идеологических барьеров в трансляции идей солидарности не являет собой критику реализации концепции регионального солидарного общества в Белгородской области. Материал представляет попытку найти новые задачи формирования солидарного общества исходя из структуры идейных ориентиров современного белгородца.

Никита СТАРИКОВ

«Управление городом». 2013. №3 (10).

Срок регистрации домена solidarnost31.ru закончился.

Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской государственностью: монография. М., 2013. С.430.

Демографическая ситуация в Белгородской области: прошлое, настоящее, будущее. Аналит. зап. / Белгородстат. Белгород, 2013. С. 16.

Public Law 86-90: Captive Nations Week Resolution. ApprovedJuli 17, 1959.

Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской государственностью: монография. М., 2013. С.24.

На территории Италии в средние века существовали государства, элиты коих кормились не за счет крестьян и земли, а получали доходы от торговли и ссудного процента. Ломбард, как известно, придуман в Ломбардии. Флорентийские, генуэзские и венецианские элитарии качественно отличались от своих же собратьев во Франции и Испании. Их идеалами были не меч и щит (хотя и воевать они умели), а деньги и все, что приносит деньги. В Лангедоке рыцарь мог быть нищим, как церковная крыса, и ничуть сим не заморачивался. В Венеции же быть небогатым считалось просто неприличным.

Побег элиты из традиционного общества

Государства Северной Италии процветали не в последнюю очередь с помощью торговли с Востоком. И как только Византия стала мешать процветанию, то ее сразу же угробили - в 1204 г. IV Крестовый поход позволил так опустошить Ромейскую империю, что она не восстановила свои силы и за 250 лет. Но победа привела к печальному результату - турки отрезали восточную торговлю от Венеции и Генуи. В 1453 г. при обороне Константинополя от турок большую роль играли выходцы из Генуи, но было уже поздно…

«Византийский проект» развития Европы умер (сбылись мечты поэта Франческо Петрарки!), остался только «западный» (но он еще находился в стадии разработки). «Долгий XVI век» стал периодом окончательной кристаллизации последнего. Историки начали отмечать, что развитие капитализма (именно он превратился в стержень «западного проекта») в Англии началось не без влияния венецианцев и генуэзцев. Западные элиты великолепно обошлись бы и без капитализма, но феодализм перестал выполнять свои функции.

Власть предержащие не могли уже спокойно присваивать результаты труда производящих классов (Лахман). В результате междоусобных войн часть элитариев Запада была выкошена. На смену же им пришли другие, держащиеся не за честь и землю, а за торговлю и деньги. Ни о каком свободном рынке никто и не думал. Сказка о свободном рынке была придумана для идеологической обработки населения, поскольку государства открыто покровительствовали свои купцам, предпринимателям и ростовщикам или же не своим, но ссуживающим королей и иных властителей деньгами. Протекционизм в отношении нужных людей являлся делом обыденным.

Смерть экономической свободы

Законодательные ограничения в экономической сфере при капитализме - дело вообще обыденное. Кстати, Ф. Бродель, например, считал, что капитализм - это смерть свободного рынка. А ведь по-другому и не могло быть. В Венеции еще при протокапитализме творилось следующее:
«Все торговые галеры строились в Арсенале и были государственной собственностью, республика объявила монополию на большинство товаров и торговых маршрутов. Те корабли, что еще оставались в частной собственности, соответствовали жестким ограничениям, наложенным сенатом. Польза от таких мер была очевидной - все суда, даже корабли сопровождения, были надежно сертифицированы, в случае шторма на них можно было полагаться, скорость их движения и сроки прибытия можно было точно рассчитать, в агентствах точно знали количество товара под загрузку и могли его подготовить заранее. Вовремя и в нужном объеме готовился запас для военных кораблей сопровождения. К концу XIV века обычно отправлялось шесть торговых конвоев в год, каждый состоял из 500 кораблей, иногда бывало больше. Каждый шел по определенному маршруту и в определенные сроки. Большая часть судов была государственной, к командованию ими допускались только представители благородных семейств, выигравшие аукцион. Каждый купец и каждый капитан, не важно, владелец или арендатор, строго выполнял требования сената и обязан был поддерживать «честь святого Марка» (Норвич Д. «История Венецианской республики» ).

Решающий шаг к капитализму был сделан. Государство стало на защиту сугубо частных интересов. Первая англо-голландская война (1652-1654) была порождена чисто торговым соперничеством и введенными голландцами ограничениями. Вторая, Третья и Четвертая тоже имели сходные причины. Англо-французская война (1627-1629) случилась прежде всего из-за желания Франции иметь мощный флот, а сие не вписывалось в интересы англичан, итак к этому моменту боровшихся за торговую гегемонию с Нидерландами. А как же принципы свободной торговли и рынка? Да всем было наплевать!

Если внимательно рассмотреть устройство современных нам ТНК, то неожиданно обнаруживается, что здесь господствует чуть приукрашенный принцип вассалитета. Пламенный привет феодализму!

Капитализм как галлюцинация

И вдруг в XX веке обнаружилось, что капитализма-то и нет, и не было никогда.
В «Британской энциклопедии» читаем: «Капитализм (рыночная экономика, свободное предпринимательство) - экономическая система, доминирующая в Западном мире после крушения феодализма, в которой большая часть средств производства находится в частной собственности, а производство и распределение происходят под воздействием рыночных механизмов» .

Где «рыночная экономика» и «свободное предпринимательство» («Apple» спокойно засуживает в США «Samsung Electronics»)? Где «производство и распределение происходят под воздействием рыночных механизмов» (санкции против России носят отнюдь не только политический характер заинтересованности, но и экономический, в первую голову!)?

Капитализм, получается, совсем не система, а некое идеолого-экономическое марево, наброшенное на реальность. А либерализм обеспечивает идеолого-культурное прикрытие капитализму.

Однако, все проходит и уходит. Капитализм держался, только эксплуатируя тягу людей к «дару» (свободную отдачу своих сил, времени и труда ради какой-то цели), тягу, доставшуюся от традиционного, то есть нормального, в прямом смысле, общества. Когда же он заместил «дар» отношениями «купли-продажи», развитие завершилось (по А. Панарину).

Другими словами, «джинн капитализма накрылся медным тазом» . В этих условиях элите современного мира - глобтроттерам - ничего и не осталось, как сбросить покрывала и попытаться стать подобным элитам древности, ввести аналог кастового строя, где принадлежность к высшей касте подтверждает и интеллектуальное превосходство перед низшими. Глобтроттерам ведь иначе поступать и нельзя, как только создавать новую иллюзию.

Брошены на это все средства, особенно в сфере масс-медиа. Попутно происходит разрушение массового образования и борьба со странами, имеющими национальные элиты, которые могут претендовать на свой кусок всемирного «пирога». Мир оказался в некоей точке перехода.

Наяву капитализм является извращением природы, социально-экономической галлюцинацией. Он - «то, чего не может быть» . И родился данный строй из другого, который сам по себе был абсолютно уникальным и совсем не обязательным моментом в общечеловеческой истории. Западноевропейский феодализм не повторяется более нигде, разве только ему находятся аналог в раннечжоуском Китае (по данным историка Л. С. Васильева).

Варвары и буржуа

Ситуация сложилась так, что в Западной Европе достаточно малочисленные воинственные варварские племена подчинили себе население и территории, кои контролировать стало делом сверхсложным. Феодализм возник как реакция на сложившееся положение вещей. Васильев пишет: «Единственным выходом из такого рода ситуации становилось создание феодально-удельной социально-политической системы, в рамках которой каждый из родственных или приближённых к правителю государства удельных властителей фактически оказывался хотя и зависимым от призрачного центра, но практически самостоятельным титулованным наследственным владельцем своего удела» .

В среде этих-то «независимых владельцев» и начали формироваться социально-психологические основы перехода к капитализму. Атомизация как признак состоятельности, независимость как признак успешности и в то же время откровенное недоверие к государственной машине, - эти принципы способствовали генезису и либерализма, и капитализма. Далеко не случайно, что первые протобуржуазные государства стали возникать в Италии и Провансе. Ведь именно там было сделано открытие, что отстоять свою власть и самостийность помогает не столько военное искусство, сколько деньги, торговля и кредит. Ренессанс тоже пришёл в Европу из Италии. Культура Возрождения возникла не спонтанно, она стала инструментом внедрения буржуазных социальных принципов в головы людей. А обращение к Античности тоже закономерно: Древняя Греция породила идеал «человека-корабля» (по М. К. Петрову) - человека атомизированного и независимого ради самого себя.

И.Л. Солоневич отлично подсмотрел душу-душеньку Европы и европейского капитализма: «В немецких деревнях не купаются в реках и прудах, не поют, не водят хороводов, и добрососедскими отношениями не интересуются никак. Каждый двор - это маленький феодальный замок, отгороженный от всего остального. И владельцем этого замка является пфениг - беспощадный, всесильный, всепоглощающий пфениг» .

И что же выяснилось? Революция 1917 года в России произошла не просто так. Капитализм разрушает наше естество и нашу культуру. Он убивает монархию. Ибо он дробит общество на атомы, склеивая одновременно эти атомы в противоестественные группы. Россия, не знавшая национализма по-европейски, получила его. Россия, не ведавшая о правах различных меньшинств - правах ради которых следует угробить чаяния и жизнь большинства, - получила и эту проблему.

Формации и «измы»

Огромной нашей бедою является зациклинность на социально-формационном подходе к истории, который, к вящему сожалению, практикуют не только «левые», но и «правые». Пора бы от этого и отойти, если желаем возродить нормальное бытие России и нормальное управление и нормальную власть, то есть монархию.

В истории человечества существовало всегда всего два типа общества (какие «измы» им не приписывай): солидарное и конкурентное. Если оперировать понятиями биологии, то второе строилось на борьбе видов за существование («слабый обречен»), а первое на симбиозе. В природе симбиоз, кстати, встречается гораздо чаще борьбы. При этом не надо забывать, что в чистом виде ни один из типов невозможен, они пересекаются друг с другом.

Так вот, капитализм - это бред разлагающегося конкурентного общества, наивысшая степень его распада (с «денежным фетишизмом» и потерей человечности). Конкурентное общество считает людей винтиками системы. Как хотите, но социализм - обратная сторона капитализма. В капитализме работает система «собственность - власть», в социализме - «власть - собственность». Почему ныне многим социализм кажется привлекательнее капитализма. Только по одной причине: социализм - это капитализм с господством государственной собственности, где элита присваивает статусы. Грубо говоря, материальные блага секретаря обкома выше тех же благ, положенных секретарю горкома.

Капитализм предполагает, что имеющий большие деньги на управление страной оказывает меньшее влияние, чем тот, кто имеет очень большие деньги.

Конкуренция в социалистическом обществе не снижена. Она просто перенесена в другую сферу. Причем патернализм в отношении трудящихся необходим. Иначе, как, позвольте, присваивать статусы?

Безбожие при социализме - важнейший атрибут. Нельзя позволить оторвать человеку глаза от корыта (то бишь, материальных благ) и обратить глаза к небу. Освоение космоса - это четко показало. Героика освоения космического пространства заместилась практицизмом в использовании космоса. Кстати, сие любопытно отразилось и на присвоении космонавтам звания «Герой Советского Союза». Стали вычислять за сколько полетов присваивать и т.д. Что явилось профанацией идей Королева и Циолковского.

Безбожие при капитализме нарастало медленнее, чем при социализме. Это объяснимо. Частная собственность господствует. Частная жизнь доминирует. Безбожие распространяется на уровнях бытовом. Государство только подталкивает его. Больше усилий и не требуется. Атомизация выше чем при социализме. И безбожие приходит через раздробление религиозного общества на тысячи сект. Не может быть столько тропинок на пути к Богу.

Потребитель важен при капитализме. В шоп не побежит вприпрыжку тот, кто стремится к храму.

Солидарное общество и монархия

Солидарное общество, в отличие от капитализма, не является утопией или мечтой идиота. Солидарное общество всегда монорелигиозно, с допущением свободного, но не сектантского религиозного бытия в ограниченных пределах.

Монархия - непременное условие существования солидарного общества. Монарх - высший арбитр между сословиями. И это показывает, что солидарное общество без сословий - миф и не более.

Монарх владеет собственностью на недра страны, некоторую часть земель. И, конечно, казне должны принадлежать ведущие военные производства.

Нефть, которую считаю проклятьем России, вполне помогла развиваться Норвегии, тому же Оману и Саудовской Аравии. Доходы от нефти и газа в Норвегии получает государство (не все, правда, но львиную долю точно) и за счет них обеспечивает один из самых высоких уровней жизни. Норвегия все же липовая монархия. Но что есть, то есть.

Граждане Султаната Оман имеют тоже отличные показатели уровня жизни. Султан, владея нефтедобычей, распределяет доходы и среди подданных, что позволяет им, например, учиться за плату в Оксфорде или Кембридже. Ни одна пресловутая «демократия» этого не обеспечивает. Даже и Норвегия (не то королевство, не то «демократия»). Можно так же взять пример, Ливии, где Муаммар Каддафи играл роль монарха (неважно как монарх называется. Важно есть ли он или нет).

Солидарное общество не может не быть монархически управляемым. Если вы хотите справедливости в России, то сперва верните Cамодержавие. Солидарное общество (общество долга и чести) - единственная возможность выживания России в современном мире. Но до него надо еще и дозреть. Психологически не подготовленный и, тем паче, насильственный переход ничего не даст. Солидарное общество не приходит через революцию. Она ему противопоказана.

24 октября в актовом зале школы №24 прошла так называемая переговорная площадка по теме «Влияние системы управления на построение солидарного общества в образовательном учреждении».

Это было коллективное обсуждение темы построения солидарного общества, о котором так много говорится в последнее время и за формирование которого так активно взялись в Белгородской области по инициативе нашего губернатора Евгения Савченко.

Тема формирования регионального солидарного общества в Белгородской области стала одной из значимых, она продолжает звучать с экранов телевизоров, не утихает ее обсуждение на страницах газет и в интернете.Правительство Белгородской области приняло стратегию формирования регионального солидарного общества на 2011-2025 годы. Руководители области и 28 лидеров общественных организаций подписали договор о взаимной ответственности за реализацию стратегии.

В мероприятии, прошедшем в школе №24, участвовали заместители директоров муниципальных средних общеобразовательных учреждений, представители городских и школьных музеев, городских и школьных библиотек, управления по делам молодежи, СМИ, члены управляющего совета школы, родители, участники школьного научного общества «Земляне», детского самоуправления «Новое поколение».

Открыла переговорную площадку директор Старооскольского городского института усовершенствования учителей С.Н. Востокова, анализ деятельности школы №24 по реализации концепции воспитания человека-созидателя посредством создания модели солидарного общества сделала заместитель директора школы С.Г. Агаджанова. Мероприятия, в которых участвуют ученики школы, способствуют воспитанию духовности, патриотизма, правовых знаний, формируют многогранную, культурную и гармоничную личность. Воспитательная работа в школе нацелена на построение человека-созидателя. Цель воспитательной концепции школы - создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность, духовно развитая, творческая,нравственно и физически здоровая, инициативная, ответственная, справедливая, способная на сознательный выбор жизненной позиции, умеющая ориентироваться в социокультурных условиях.

Затем началась дискуссия, свое мнение высказывали представители библиотек, музеев, учителя, школьники, родители. Почему нам необходимо солидарное общество?

Главная причина - нынешнее состояние общества, в котором беспокоит многое.

Немало примеров человеческого равнодушия к проблемам других. Люди выплескивают свою агрессию в виде хамства и насилия, ксенофобии и шовинизма. Появилось такое явление, как социальное дезертирство - это нежелание выполнять свои социальные функции, определенные законами или традициями морали и этики.

Подозрительность, презрение и недоверчивость установились в отношениях между государством и народом. Эта взаимная неудовлетворенность друг другом тормозит развитие страны и грозит дальнейшим развалом общественного единства. Человек в среде равнодушия и социального нигилизма превращается в индивидуалиста и эгоиста, не чувствующего ответственности перед прошлым, настоящим и будущим, он не создает, а лишь потребляет созданное другими. Безудержное потребление приведет к гибели и личности, и самого общества. Стремление потреблять как можно больше становится для индивидуума единственной целью, перенося на второй план учебу, уважение к традициям, профессиональное и культурное развитие.

Здоровое общество - главный фактор успешности модернизации страны. Что такое солидарное общество? Само название происходит от латинского слова «solidas», что значит твердый, надежный, крепкий. Для того, чтобы быть крепким, надежным, такое общество должно быть сцепленным, хорошо собранным. Латинское название соответствует русскому слову соборность. Цельность - это тоже синоним, связанный с русскими философами славянофилами, которые призывали к соборности, цельности.Солидарное общество противостоит обществу разрозненному, разделенному, распыленному, в котором каждый индивидуум действует по своей собственной логике.

Вела дискуссию директор школы О.И. Латынина. Обсуждались непростые вопросы, касающиеся построения солидарного общества. Например, миф или реальность построение такого общества на отдельно взятой территории. Возможно ли такое? Участники дискуссии называли наиболее важные качества, которыми должен обладать представитель солидарного общества. Какой он, человек этого общества? Как воспитать такого человека? Высказывались самые разные мнения. И все же участники дискуссии считают, что надо найти общие идеи, которые могут объединить всех нас. Это может быть общая память о победе в Великой Отечественной войне, проблемы экологии. Выступающие предлагали создавать новые социальные сети, в которых человек находит поддержку и понимание, но при этом и сохранять традиционные общественные группы. Нужно развиватьблаготворительность и социальную поддержку групп населения, находящихся в сложных жизненных условиях, то есть помогать ближним. Теме воспитания человека солидарного обществабыло посвящено и выступление школьной агитбригады.

В заключение более чем двухчасовой дискуссии был принят общественный договор, который подписали его участники. В нем расписаны обязательства, которые должны взять на себя участники переговорной площадки.

Образовательные учреждения приняли на себя ответственность создать модели управления, функционирование которых обеспечит воспитание человека солидарного общества и, исходя из этого, строить свою работу, воспитывать в учащихся милосердие, достоинство, положительное отношение к человеку, способствовать формированию интеллектуального потенциала, обеспечивать патриотическое воспитание, любовь к России и малой родине.

Музеи должны формировать положительное отношение к памятникам прошлого, бережно и уважительно относиться к памятникам истории и культуры.

Библиотеки должны способствовать формированию православных ценностей, воспитывать патриотизм, проводить дни православной культуры, недели трудовой славы, пропагандировать художественную литературу, способствовать возрождению традиций семейного чтения.

Родителям при воспитании детей следует осуществлять тесное взаимодействие со школой, контролировать, какие телепередачи и фильмы они смотрят, нужно укреплять семейные традиции. СМИ должны способствовать достижению всех этих целей и освещать работу по формированию солидарного общества. Представитель газеты «Зори» тоже подписал этот договор.