Русский язык

Организация межличностных отношений в учебном коллективе. Изучение структуры межличностных отношении, в ученическом коллективе. добровольный характер объединения, где построена система отношений, а не просто группа, внешне заданная обстоятельствами

Организация межличностных отношений в учебном коллективе. Изучение структуры межличностных отношении, в ученическом коллективе. добровольный характер объединения, где построена система отношений, а не просто группа, внешне заданная обстоятельствами

метки: Межличностный , Отношение , Коллектив , Развитие , Деятельность , Работа , Человек , Влияние

Введение ______________________________________________ 3

I. Межличностные отношения в коллективе __________________ 6

1. Межличностные

отношения как деятельность ____________ 6

2. Развитие межличностных отношений в группе ____________ 7

3.Особенности межличностных взаимоотношений старших школьников

II. Исследование влияния деятельности психолога на формирование коллектива школьников ____________________

1. Подготовительный этап работы _________________________ 17

2. Методики, использованные в психодиагностике ___________ 19

III. Проведение работы _____________________________________ 23

1. Социометрическая методика ___________________________ 27

2. Определение ценностно-ориентационного единства класса __ 28

3. Изучение психологического климата в классе _____________ 30

Заключение ____________________________________________ 33

Список литературы _____________________________________ 36

Введение

Л.И. Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития. Поэтому общение подростков и старшеклассников со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками и старшеклассниками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подросткового и старшего школьного возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов, ориентации в жизненных ситуациях и пр. Все это во много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.

Для того чтобы всесторонне и многоаспектно изучить вопрос межличностных отношений, необходимо дать анализ такому основополагающему понятию как «отношение». Это понятие является интегративной характеристикой личности, которая характеризует психологическую связь человека с окружающим миром людей и вещей. В общем понимании отношение - это взаиморасположение объектов и их свойств .

Перейдем к рассмотрению данного понятия в русле различных наук.

В философии отношение определяется как момент взаимосвязи многих видов сущего, которые имеют объективную или субъективную, конкретную или абстрактную форму. Понятие сводится к материальному или смысловому единству, взаимораспределяемости этих существований .

Социальная психология определяет отношение как предрасположенность к классификации предметов и явлений и реакции на них с определенной степенью постоянства в оценках .

Раскрывая сущность понятия «отношение», В.Н. Мясищев указывал на то, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности .

Данные определения позволяют сделать вывод, что отношение является субъективной стороной действительности, результатом взаимодействия среды и человека.

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно проявляются в способах влияния друг на друга, характере взаимоотношений в ходе совместной деятельности и общения. Играют роль также система стереотипов, установок, ориентаций и многого другого, через что люди оценивают и воспринимают друг друга. Основой формирования социально-психологического климата в коллективе выступают эти и другие диспозиции, которые опосредуются целями организации, ее ценностями и содержание.

Межличностные отношения представляют собой систему избирательных связей, устанавливающихся между людьми в форме чувств, суждения и обращения друг к другу.

В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.

Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией - эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

Коллектив является высокоразвитой малой группой. Малая группа - это небольшая по составу группа, где члены группы, находясь в непосредственном общении, объединяются общей социальной деятельностью. Это служит основой для возникновения групповых норм и процессов, эмоциональных отношений .

Малые группы различаются по характеру, величине, структуре отношений, которые существуют между членами, различен индивидуальный состав, ценности, нормы и правила взаимоотношений, межличностные отношения, цели и содержание деятельности.

Рассмотрим вкратце основные параметры, по которым оценивают, разделяют, изучают малую группу. Количественный состав группы является ее размером, а индивидуальный состав - это композиция группы. Каналы коммуникации группы - это структура межличностного общения, куда входит обмен личной и деловой информацией, психологический климат группы, в свою очередь, - это нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений. Под групповыми нормами понимаются общие правила поведения, которых придерживаются члены группы .

На рисунке 1.1 представлена классификация малых групп.

Условные (номинальные) группы - это группы, объединяющие людей, которые не входят в состав ни одной из малых групп. Такое выделение групп является важным в процессе исследования, где сравниваются результаты, полученные в реальных малых группах, с результатами случайного объединения людей, которые не имеют постоянных контактов и общих целей. Противоположно этим группам выступают реальные группы - это существующие объединения людей, которые отвечают определению «малая группа» .

Рисунок 1.1 Классификация малых групп

Естественные группы - это группы, которые образовались сами по себе независимо от желания экспериментатора. Их существование связано с потребностями общества и людей, которые включены в эти группы. В то же время лабораторные группы создаются для проведения экспериментов, научного исследования. Они также действуют как и другие группы, но их существование временно - в пределах лаборатории .

Условные (номинальные) группы - это искусственно выделяемые объединения людей для проведения исследования. Все остальные виды группы отличаются от этого вида тем, что они реально существуют в обществе и широко представлены людьми разных возрастов, профессий, социального статуса.

Естественные группы делят на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Формальные группы создаются на основе официальных организаций, неформальные группы возникают вне рамок какой-либо организации (например, школьный класс - официальная малая группа и неформальное молодежное объединение - неофициальная группа). Официальные группы ставят себе цели, исходя из целей и задач организации, в которой существует эта группа. Цели неофициальных групп строятся из личных интересов и потребностей участников, могут не всегда сходиться с целями официальных организаций.

Малые группы делятся на референтные и нереферентные. Референтная группа - это любая условная или реальная группа малая группа, к которой человек хотел бы принадлежать или он добровольно считает себя членом этой группы. Референтная группа дает индивиду образцы для подражания: мысли, чувства, формы поведения, нормы, ценности, суждения являются значимыми образцами для следования. Нереферентная группа - это малая группа, в которой ценности, поведение, нормы являются чуждыми для индивида или безразличными для него. Также могут быть и антиреферентные группы, которые человек осуждает, отвергает и не приемлет их норм, правил, их психологию .

Все естественные группы делятся на слаборазвитые и высокоразвитые. В слаборазвитых группах нет достаточной психологической общности, не налажены деловые и личные контакты, взаимоотношения, нет сложившихся взаимодействий, четко не распределяются обязанности, нет лидеров и эффективной совместной работы. Высокоразвитые группы - это социально-психологические общности, которые отвечают всем этим требованиям.

Коллектив студентов являет собой пример формальной группы, т. е. в ней четко заданы позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Внутри этого коллектива также формируются неформальные группы. Для каждого студента его группа является группой членства (где индивид присутствует в силу определенных обстоятельств), внутри которой существует референтная для него группа (являющаяся для индивида эталоном, образцом для поведения и самооценки).

Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различные психологические механизмы этих отношений, имеющих единую природу, и понимать, что они образуют различные слои групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные.

А.В. Петровским была разработана концепция многоуровневого строения группы, названная «концепцией деятельностного опосредования межличностных отношений» или «стратометрической концепцией групповой активности». В этой специальной социально-психологической концепции межличностные отношения в любой достаточно развитой группе рассматриваются как опосредованные содержанием и ценностями деятельности .

Деятельностное опосредование является системообразующим признаком коллектива. Группа осуществляет свою цель в конкретном предмете деятельности и этим изменяет себя, ее структура совершенствуется, преобразуется система межличностных отношений. От конкретного содержания деятельности, ценностей зависит направленность и характер изменений в группе.

В концепции А.В. Петровского групповые процессы образуют иерархию уровней (страт). На рисунке 1.2 представлена стратометрическая модель А.В. Петровского.

Рисунок 1.2 Стратометрическая модель А.В. Петровского

Центральным звеном групповой структуры (страта А) является сама групповая деятельность, ее социально-политическая и содержательная общественно-экономическая характеристика.

На первом уровне (страта Б) фиксируется отношение ее членов к целям, задачам, групповой деятельности, принципам группы, выявляется социальный смысл группы для каждого ее участника. В коллективе студентов содержание страты Б составляет отношение к учебной деятельности, мотивация учения, смысл учения для каждого студента.

На втором уровне (страта В) идет локализация межличностных отношений, которые опосредованы содержанием совместной деятельности, а также принципами, ценностями, идеями, которые приняты в группе. Сюда можно отнести феномены, связанные с межличностными отношениями. Понимание деятельностного опосредования позволяет понять принцип существования этой страты.

Страта Г является последним, поверхностным уровнем межличностных отношений и предполагает наличие эмоциональных связей в группе. Здесь не играют большое значение совместные цели, ценностные ориентации и т.п.

Таким образом, межличностные отношения человека являются целостной системой избирательных, индивидуальных, сознательных связей личности с разными сторонами действительности, которые формируются на протяжении всей жизни. На человека в течение жизни оказывают влияние различные макро- и микросоциумы. Изменения в окружающем мире меняют психику человека, его взаимоотношения и отношение к разным сторонам действительности. Отношения бесконечно разнообразны. Их осознание рождает у человека соответствующие эмоции и чувства. В строении отношений выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Можно сказать, что система отношений человека к самому себе и к окружающему миру является специфической характеристикой личности.

Ученическая (студенческая) среда, особенности учебной группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность учащегося. группа поведение студенческий климат

Поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В учебной группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность учащегося, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.

Такие индивидуальные особенности педагога, как его психосоциотип, характер, стиль руководства может существенно влиять на характер взаимоотношений с учебной группой и на само функционирование ученического (студенческого) коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплоченности.

Такая особенность группы, как однородность возрастного состава, обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности учебной группы - учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается.

В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как:

  • - «коллективные переживания и настроения» - эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности;
  • - «коллективные мнения» - сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы;
  • - явления подражания, внушаемости или конформизма;
  • - явления соревнования - форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха. Учебная группа может развиваться от типа «ассоциация» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Студенческая группа - психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат.

Между тем существуют неоднозначные суждения о влиянии социально-психологического климата студенческой группы на процесс обучения студентов в высшем учебном заведении.

Создание благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знания его природы и средств регулирования. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии людей, обучающихся в вузе, их эмоционального состояния, отношений друг с другом, особенностей индивидуальный и коллективной учебной деятельности.

Мы исходим из той предпосылки, что успеваемость студентов, их профессиональный и личностный рост находятся в зависимости от социально-психологического климата студенческого коллектива, который оказывает влияние на процесс обучения через каналы самооценки, уверенности в себе, самочувствия, взаимной ответственности, обмена информацией.

Понятие «социально-психологический климат» давно вошло в язык социальной психологии и социологии вместе с аналогичными понятиями, такими как «климат предприятия», «морально-психологический климат», «нравственная атмосфера», «психологический климат», «настрой», атмосфера, дух, обстановка, микроклимат, ситуация, экология группы, социальная среда и другие. Речь, в общем, идет о том, что, как писал В.Б. Ольшанский, «человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».

Существует множество определений и толкований социально-психологического климата, общим недостатком которых служит то, что климат явно или неявно сводится к другим социально-психологическим явлениям, а иногда просто с ними отождествляется. Сопоставление различных понятий психологического (социально-психологического) климата показывает, что нет ни одного социально-психологического явления, ни одной характеристики или свойства группы, которое не было бы не отнесено к климату. Это, конечно, ставит под вопрос саму проблему климата.

Для уяснения природы климата необходимо принимать во внимание не просто то, что влияет на людей, но прежде всего сам факт влияния. При анализе и понимании климата внимание следует сосредоточить на феномене влияния группы на личность, на каналы и механизмы этого влияния, среди которых заражение, обучение, давление и пр.

Проще говоря, к социально-психологическому климату относится все то в психологии (культуре) группы, что так или иначе влияет на жизнь и деятельность членов этой группы. Сегодня можно считать, что климат группы (организации) - это те компоненты коллективной психологии, которые оказывают воздействие на самочувствие, здоровье, развитие и деятельность человека, входящего в состав данной группы (организации). Речь идет, прежде всего, о социально-психологических условиях, в которых живут и работают люди, и которые в значительной степени создаются ими.

Социально-психологический климат коллектива - это совокупность всех влияний членов коллектива друг на друга, а также психологических условий, которые позволяют или мешают удовлетворению социальных потребностей его членов. К этим условиям относятся:

внутригрупповая информация, которая удовлетворяет потребности в знании и ориентировке;

признание (принятие), уважение друг друга;

групповые факторы, которые позволяют человеку реализовать свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал, сыграть ту роль, для которой он способен и подготовлен;

возможность чувствовать себя свободным, иметь статус, не ущемляющий его самооценку.

Климат - это также и групповое давление, и социальный контроль. Если коллектив заставляет человека быть конформистом, то климат воспринимается как неблагоприятный.

Именно так представляет социально-психологический климат Ю.П.Платонов: «Психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». Правда, автор не акцентирует данное понимание, поскольку на следующей странице он, в сущности, повторяет традиционное определение климата, как «состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающих деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации».

Климат - это показатель взаимоотношений «личность - группа». Человек, живущий и действующий в группе, испытывает с ее стороны разные воздействия, в том числе давление, принуждение, ущемление. Он может своим коллективом гордиться и дорожить… Он может его бояться и ненавидеть. Человек может пренебрегать коллективом, в котором он работает, и не считаться с ним. Все это жизненные проявления коллективного климата. Под психологическим климатом следует понимать комфортность группы (организации, общества) для индивида.

Таблица 1. Зависимость между самооценкой климата группы и особенностями учебного поведения студентов

Самочувствие и учебное поведение студентов

Самооценка климата

Самочувствие

Посещаемость учебных занятий

Информационный обмен

Уровень ответственности за подготовку групповых учебных занятий

Хороший и скорее хороший

Уверенность в своих знаниях, активное участие в дискуссиях

Высокая посещаемость

Охватывает весь состав группы

Студенты проявляют инициативу и тщательно готовят учебное мероприятие для группы

Нечто среднее

Стеснение, робость

Студенты стараются не пропускать занятия, но иногда это случается

Студенты делятся важной информацией только с друзьями

Задание выполняется формально

Плохой и скорее плохой

Студенты предпочитают отмалчиваться на семинарах

Занятия пропускаются достаточно часто

Информационный обмен почти отсутствует

Уклонение от выполнения учебных заданий, или неявка на семинар

Как видно, если в группе сложился благоприятный социально-психологический климат, то большинство студентов чувствуют себя уверенно на учебных занятиях, смело задают вопросы, и высказывают свои суждения, зная, что группа поддержит их; если же климат не способствует этому, то большинство студентов предпочитают воздерживаться от участия в семинарской дискуссии, опасаясь насмешек и каверзных вопросов со стороны товарищей.

Студенты, положительно оценившие психологический климат своей группы, редко пропускают занятия; те же, кто достаточно часто отсутствует на учебных занятиях, как правило, оценивают климат своей группы менее положительно.

Аналогичным образом обстоят дела и относительно информационного обмена в группе, - учебной информацией студенты обмениваются более полно и всесторонне лишь в тех группах, где климат этому благоприятствует.

Существует связь и между уровнем благоприятности социально-психологического климата и степенью ответственности студента перед группой. Студенты, которые получают от преподавателя индивидуальное задание по подготовке к семинару, готовятся особенно тщательно и, во что бы то ни стало, будут присутствовать на занятии преимущественно в тех группах, где благоприятный климат. Если же с климатом не все ладно, то значительная часть в подобной ситуации может просто не явиться на занятие.

Механизм влияния социально-психологического климата на успеваемость студентов заключается в следующем: в среде с здоровым климатом студент чувствует себя уверенно и свободно высказывает свое мнение, принимает участие в дискуссиях; имеет место высокий уровень взаимной ответственности студентов друг перед другом; в группе существует интенсивный обмен учебно-деловой и иной информацией между студентами.

Определив, на какой ступени развития находится коллектив учащихся, нельзя, однако, считать задачу по его изучению решенной. Психологические характеристики, исследование которых дает возможность установить уровень развития коллектива, представляют собой лишь одну сторону межличностных взаимодействий, складывающихся в группе. Это так называемый процесс интеграции-объединения, сплочения коллектива. Наряду с ним постоянно происходит другой процесс-дифференциация взаимоотношений между учениками, выделение в структуре класса «звезд», изолированных, группировок и т. д. Исследование этих явлений-задача не менее важная, чем изучение сплоченности, соучаствования и других интегративных характеристик.

Почему один школьник пользуется симпатиями большинства одноклассников, а другой одинок? Чем объяснить тот факт, что пионерское звено, состоящее из ребят, занимающихся в основном на «хорошо» и «отлично», раздирают противоречия и конфликты, тогда как другое, «слабое» (по успеваемости), вызывает восхищение своей дружбой и согласием? В чем причина отдаления некоторых учеников класса от своих одноклассников? Как их вернуть в коллектив? Это лишь небольшая часть вопросов, возникающих перед педагогом в его ежедневной работе и требующих знания им структуры межличностных взаимодействий. Как же изучить эту структуру?

Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода. Суть его заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т. п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.

Рассмотрим процедуру исследования с помощью социометрического метода.

Методика 3. Социометрия

Цель : выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения . Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие-деловых.

Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1,2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1-Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек - кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.

Матрица выборов

Кто выбирает

Кого выбирают

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Антонова 3 1 2
2 Буланова 2 1 3
3 Васильев 2 3 1
4 Дятлова 3 1 2
5 Иглов 1 3 2
6 Климов 1 3 2
7 Леонов 1 2 3
8 Никитина 2 3 1
9 Орехов 2 1 3
10 Орфеев 1 3 2
11 Павлов 2 1 3
12 Родных 1 2 3
13 Семенчук 3 2 1
14 Тимофеева 2 3 1
15 Устюгова 1 2 3

Количество полученных выборов

3 0 7 6 6 1 8 0 0 0 1 3 6 4 0

Количество взаимных выборов

3 0 3 3 2 1 3 0 0 0 0 1 2 3 0

Рис. 2 Социограмма-мишень

Социограмма (рис.2) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг - «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий - «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый - «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный - сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и т. п.) заштриховывают.

Методика 4. Социометрия (2-й вариант)

Данную методику можно использовать для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений. Описываемый вариант методики специально приспособлен для изучения межличностных отношений в школьном классе, хотя сама методика вполне годится и для исследования взаимоотношений в любой другой более или менее стабильной социальной группе с числом участников от 10 до 30 человек.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-нибудь помещении, получают инструкцию примерно следующего содержания:

Ваша группа (класс) существует уже давно. За это время вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определённые личные взаимоотношения типа симпатий и антипатий. Не всё, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от идеальных. С кем-то вам хорошо быть в одной группе (классе), с кем-то - не очень. Иначе, как правило, не бывает. Но, представьте себе, что всё начинается сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав вашей группы (класса). Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, который предварительно необходимо подписать вверху справа (указать свою фамилию и имя):

1. Кого из членов вашей группы (класса) вы включили бы в состав вновь создаваемой группы (класса)? Перечислите в порядке предпочтения несколько человек.

2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе вновь создаваемой группы (класса)? Перечислите несколько человек в порядке отклонения.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Изучение структуры межличностных отношении, в ученическом коллективе

Психология личности

Изучение структуры межличностных отношении, в ученическом коллективе

Определив, на какой ступени развития находится коллектив учащихся, нельзя, однако, считать задачу по его изучению решенной. Психологические характеристики, исследование которых дает возможность установить уровень развития коллектива, представляют собой лишь сторону межличностных взаимодействий, складывающихся в группе. Это так называемый процесс интегра-! ции - объединения, сплочения коллектива. Наряду с* ним постоянно происходит другой процесс - дифферен-1 циация взаимоотношений между учениками, выделение!-1 в структуре класса «звезд», изолированных, группиро-1 вок и т. д. Исследование этих явлений - задача не ме-" нее важная, чем изучение сплоченности, соучаствования" и других интегративных характеристик. 1

Почему один школьник пользуется симпатиями боль-с шинства одноклассников, а другой одинок? Чем объяс- * нить тот факт, что пионерское звено, состоящее из ре- \ бит, занимающихся в основном на «хорошо» и «отлич-« но», раздирают противоречия и конфликты, тогда как(другое, «слабое» (по успеваемости), вызывает восхИ»С щение своей дружбой и согласием? В чем причина отдаления некоторых учеников класса от своих одноклассников? Как их вернуть в коллектив? Это лишь небольшая; часть вопросов, возникающих перед педагогом в его ежедневной работе и требующих знания им структуры межличностных взаимодействий. Как же изучить эту структуру?

Для изучения межличностных отношений в коллек- ! тиве могут быть использованы различные формы социо- 172

:;,ie и-пользуется ли при этом взаимностью, а статисти-кий анализ данных позволяет выявить некоторые ко-1-ственные характеристики: взаимность выбора, его шанность, устойчивость межличностных отношений, 1ень удовлетворенности ими каждого ученика и клас-:i целом.

Рассмотрим процедуру исследования с помощью со-иометрического метода. Методика 73. Социометрия. Цель: выявление межличностных отношений в клас-

j Ход выполнения. Эксперимент может протекать в \вух формах: путем выбора товарища по парте и «выбо-" ja в действии». В первом случае учащимся предлага-\;тся подписать свой листок и написать па нем фамилии эыбранных им одноклассников. Количество выборов, ножет быть определенным (3-5 учащихся) и пеопреде-" ленным (предлагается указать несколько фамилий, лкольников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в пер-;ую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовить-,ся к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмо-щональных связей, другие - деловых.

Обработка полученных данных. На основании ре-|ультатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против |юмеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1-Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны

курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся трМатрица выбора

Кто выбиржет

Кого выбирают

Антонова

Буланова

Васильев

Никитина

Семенчук

Тимофеева

Устюге в а

Количество полученных выборов

Количество взаимных выборов

Рис. 10

Социограмма (рис. 10) представляет собой четыре ацентрические окружности, в которые помещают все мера учащихся класса. В первый круг (центральный) мешают тех, кто набрал наибольшее количество поло-ительных выборов (так называемые «социометрические езды*, которые имеют в два раза больше среднего личества выборов), во второй круг - «предпочитае-ых» (имеющих среднее количество выборов), в тре-й - «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред-го), в четвертый - «изолированных» (не получивших

одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош-й линией между двумя соответствующими номерами, взаимный - сплошной линией со стрелкой (от того,

К тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т, п.) заштриховывают.

Методика 74. Выбор в действии.

Цель: изучение межличностных отношений в классном коллективе.

Ход выполнения. Исследование начинается со вступительной беседы учителя с классом.

«Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Ее главное условие - соблюдение тайны. Положите на парту дневники и выходите из класса, а потом я буду приглашать вас к себе по одному».

Ребята идут в коридор или спортзал, где с ними организуются какие-нибудь игры. Учитель по одному вызывает их к себе и предлагает каждому по три переводные картинки, на обратной стороне которых написан номер этого ученика по списку.

Учитель говорит: «Можешь положить эти картинки в дневник любым трем ученикам. Выиграет тот, у кого окажется больше картинок. Но держи выборы в тайне».

После того как школьник положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто еще не участвовал в эксперименте. Чтобы не оказалось обиженных детей, экспериментатор в конце игры, после того как зафиксировал выборы, сделанные ребятами, может положить картинки тем, кто не получил ни одного выбора 1 (106; 38-39),

Обработка полученных данных такая же, как и в предыдущей методике.

Наконец, можно предложить еще одну разновидность социометрической методики.

Методика 75. «Отметка другу».

Ход выполнения. Перед началом эксперимента учащимся целесообразно рассказать о значении исследования, пообещать сообщить каждому окончательные выводы, оставив при этом в строжайшей тайне личные ответы каждого. Учитель должен подчеркнуть, что просит всех подписать свои листочки с ответами, ибо иначе нельзя будет обработать результаты.

После ответа на возникшие вопросы учитель предлагает школьникам приступить к работе, которая, как по-

1 Для старшеклассников выбор в действии имеет вариант сПозд-равь товарища:»: в качестве распределяемых предметов берутся поздравительные открытки.

17S

азывает опыт, занимает не более 10-15 минут.

Инструкция. В вашем классе есть близкие вам юди, которых вы считаете своими друзьями; есть прияли, с которыми вы часто общаетесь; есть люди, с кото-ями вы не поддерживаете никаких отношений, и, нако-щ, есть и такие, к которым вы относитесь отрица-

Ознакомьтесь со всеми пунктами оценки отношений, ыпишите фамилии всех учеников класса и напротив эждой фамилии поставьте номер оценки вашего отно-шия к нему.

1. Он самый близкий для меня человек в классе, я «когда не хотел бы с ним разлучаться.

2. Он не является моим близким другом, но я иногда риглашаю его в гости, провожу с ним свободное от затаи время.

3. Я не дружен с ним, но он меня интересует, я хотел ы сблизиться с ним.

4. Ни деловых, ни личных взаимоотношений у меня ним нет.

5. Я общаюсь с этим человеком только в деловой об-:ановке, по необходимости. Общения с ним в свободное?емя избегаю.

6. Мне несимпатичен этот человек.

7. Мне очень неприятен этот человек, я не хочу иметь ним ничего общего.

Обработка полученных данных. Результаты опроса 5рабатываются по той же схеме, как и при социомет-ш. Составляется матрица, в которую записывают фа-илии всех учащихся. В каждой строке в соответствую-,их клетках проставляются номера пунктов оценки, к ггорым данный ученик отнес своих одноклассников, осле заполнения всей матрицы вычисляется средний щеке полученных оценок по каждому ученику как)еднее арифметическое значений соответствующего "олбца матрицы. Например, средней индекс получен-

ах выборов Булановой1 равен/= --»+ + ^ +-=3.6

для Васильева он равен / = -+ ^^» «*»-=3.

Всех учащихся располагают по найденным средним (дексам от наименьшего к наибольшему. Можно пред-шожить, что ученики с наибольшими индексами явля-

1 Леонов не инее Булапоьу ни в один из пунктов анкеты, поэто-.I в матрице в соответствующей ячейке стоит прочерк.

Матрица оценок отношений учащихся

Фамилии учащихся

Антонова

Буланова

Васильев

ютси в классе прснебрсгасмыми или изолированными, а, ученики с наименьшими индексами-предпочитаемыми. Однако это не всегда соответствует действительное" ти. Например, школьник, являющийся для одной поло вины класса «самым близким другом», а для другсЦ, половины «очень неприятным», получит такой же сред^ ний индекс, как и ученик, с которым в классе ни у коп нет «ни деловых, ни личных взаимоотношений». Поэт, му целесообразно провести дополнительную процедуру}.

Можно найти «лидеров» по каждому пункту анкеты, т. е. школьников, имеющих наибольшее количество «еди ниц», «двоек» и т. д. в своем столбце матрицы. Именн^ лидеров по первому пункту анкеты целесообразно счиг тать «звездами» класса, а лидеров по седьмому пункту-к «пренебрегаемыми» и «изолированными» (в социомет рическом смысле) ((62), (84)).

На основании проведенного исследования учител!г получает информацию о реально существующих взаиг моотношениях между одноклассниками, а не желаемый как это бывает при использовании социометрии.

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА И В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (

Что же дают результаты социометрии учителю? Число выборов, полученных каждым учеником, ха рактеризует его положение в системе личных отноше"

|ий, т. е. определяет его социометрический статус. Для «то измерения достаточно вычислить коэффициент

J/= т;-j» " где ^-сумма выборов, полученных уча-цимся, а Л" - количество членов группы, участвовавших j эксперименте ".

Сравнение социометрического статуса школьников юказывает место каждого из них в психологической структуре класса. Так, например, учащиеся, у которых коэффициент S/ значительно - в 2 и более раз - выше среднего (среднее количество выборов - 3 и 5, в соот-аетствии с инструкцией методики), получают название коциометрических звезд». Те же, кто не был выбран ни одним из сверстников, - так называемые «изолированные», - очевидно, заслуживают особого внимания со стороны педагога. Следует, однако, отметить, что поло-кение ученика в структуре межличностных отношений _иожет быть не всегда одинаковым. В разных видах общения «звездами» и «изолированными» могут оказаться Совсем разные учащиеся. Убедиться в этом позволит следующая методика.

" Методика 76. «К кому ты обратишься?» « Цель: определение положения школьника в системе "межличностных отношений в зависимости от вида общения.

с Ход выполнения. Для определения коэффициентов различных видов общения (вокруг общественной, учебной работы или просто дружеские контакты) учащимся "предлагается ответить на соответствующие вопросы:

«Если у тебя возникла мысль организовать общественно полезное дело, то к кому в первую, вторую и третью очередь ты обратишься за советом, поддержкой?» (Общение, связанное с общественной работой).

«К кому в первую, вторую, третью очередь ты обратишься для обсуждения спорного или непонятного во-дроса, возникшего у тебя при выполнении домашнего задания?» (Учебное общение.)

«К кому в первую, вторую, третью очередь ты обратишься при затруднении в оценке, характеристике произведений искусства (литература, кино, музыка и др.)?» (Эстетическое общение.)

«Кому в первую, вторую, третью очередь ты расска-

1 " Проведя социометрический срез несколько раз, можно опредс-|Лить устойчивость положения ученика в системе отношений.

Описание предмета: «Психология личности»

Психология личности – один из разделов психологии.

Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности, сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению. Общий принцип работы - это последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.

[Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003.]

Литература

  1. А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. Управление персоналом: теория и практика. Этика деловых отношений. – М.: Проспект, 2012. – 88 с.
  2. В.В. Кузнецов, В.Н. Конобеев, Ю.В. Конобеев, И.В. Кузнецов. Земельные отношения в аграрном секторе экономики в условиях реформы. – М.: Мини-Тайп, 2007. – 656 с.
  3. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 320 с.
  4. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 264 с.
  5. А.Б. Вифлеемский, О.В. Чиркина. Трудовые отношения в ДОУ. – М.: Сфера, 2003. – 144 с.
  6. Д.В. Черняева. Трудовые отношения в странах англосаксонского права. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 208 с.
  7. М.И. Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Владос, 2002. – 160 с.
  8. Ю.В. Иванов. Очерки истории российско (советско)-польских отношений в документах. 1914-1945. – М.: Международные отношения, 2014. – 386 с.
  9. Елизавета Бондаренко. Психологические особенности межличностных конфликтов в организации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 108 с.