Технология

Рабочая программа центра дневного пребывания год. Программа лагеря дневного пребывания детей «солнышко» - Программа. День народных традиций

Рабочая программа центра дневного пребывания год. Программа лагеря дневного пребывания детей «солнышко» - Программа. День народных традиций

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Баймака

муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам.директора по УВР: Директор школы:

Насырова А.Ш. _____________Иванов В.Н.

«___» мая 2015 г. «___» мая 2015 г.

Программа

летнего оздоровительного

«Аистёнок»

Цели: создать благоприятные условия для укрепления здоровья, интеллектуального развития, дополнительного образования и организации воспитательной деятельности учащихся во время летних каникул.

Задачи: проведение с детьми и подростками работы, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом:

Привитие навыков здорового образа жизни;

Формирование навыков гуманного сотрудничества и толерантности;

Патриотическое воспитание;

Эстетическое воспитание;

Нравственно-этическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Физическое воспитание;

Воспитание бережного отношения к природе;

Развитие творческих способностей;

Развитие интеллектуальных способностей

Ожидаемые результаты:

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков;

Пробуждение интереса к школьным предметам через дополнительное образование;

Укрепление дружественных взаимоотношений, сотрудничества между воспитанниками разных возрастных групп и национальностей;

Развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом

Дата

Тема дня. Планируемые мероприятия и КТД

Направление КТД

Направление клуба ЮНЕСКО

Ответственные

День первый

Открытие смены ЦДП при школе.

1.Прием воспитанников. Распределение по отрядам

2.Инструктаж по правилам безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям

3.Торжественная линейка, посвященная Международному дню защиты детей.

4.Посвящение выпускников 1-х классов в «Аистят»

Пропаганда толерантности

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

День второй

2.Операция «Уют» - обустройство кабинетов по отрядам

3.Антропометрия

4.Самоподготовка отрядов и презентация (наименование, девиз, отрядная песня, планирование отрядных КТД)

5.Презентация отрядов

Досуговое

Творческое

Пропаганда толерантности

Выявление творческих и лидерских способностей

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День третий

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Беседа «К здоровью через физкультуру и спорт»

4.Антропомептрия

5.Спортивный час

Спортивное

Здоровый образ жизни

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Спортинструкторы

Воспитатели

День четвертый

День «наоборот»

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Отрядные мероприятия

4.Самооуправление

5.Конкурсы «наоборот»: декламация стихов, демонстрация костюмов

6.Сортивное состязание «Комический футбол»

Досуговое

Творческое

Развитие творческих и лидерских качеств

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День пятый

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Конкурс моделей «Мисс и мистер лето» - наряд из бросового материала

4.Викторины, загадки

5.Беседы по отрядам «Береги здоровье - лучший дар природы»

Экологическое

Творческое

Изучение и охрана окружающей среды

Всемирное культурное наследие

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День шестой

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Театрализованное представление, мини-спектакли по сказкам Пушкина

4.«Палитра» - конкурс рисунков «Любимые герои сказок»

5.Оздоровительные процедуры

Познавательное

творческое

Выявление и развитие творческих качеств

Поддержка юных талантов

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День седьмой

День физкультуры и спорта

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.«Спортивная эстафета»

4.«Палитра» - конкурс рисунков «Спортивная символика »

5.Оздоровительные процедуры

Спортивное

Здоровый образ жизни

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День восьмой

День безопасности

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Тематическая линейка «Спички - детям не игрушки!»

3.Лекция инспектора ГИБДД «Опасность на дорогах»

4.Конкурсно-игровая программа «Правила поведения на дорогах, на водоемах, в чрезвычайных ситуациях»

5.Акция за территорией ЦДП «Внимание - дети!»

6.Практикум «Оказание первой медицинской помощи»

7.Экскурсия в пожарную часть

Познавательное

Творческое

Безопасность жизнедеятельности

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

Инспектор ГИБДД

Фельдшер

День девятый

День друзей

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Треннинги психологической разгрузки (организует психолог)

4.Отрядные мероприятия «Доброта спасет мир»

5.Конкурс «Пишу письмо другу»

Познавательное

Досуговое

Развитие толерантности

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

Психолог

День десятый

День индейца

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Спортивные состязания

4.Оздоровительные процедуры

5.Презентация «племен индейцев»

Спортивное

Здоровый образ жизни

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День одиннадцатый

«В поисках клада»

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Отрядные мероприятия

4.Интелектуально-спортивная игра «В поисках клада»

Досуговое

Развитие толерантности

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День двенадцатый

День России

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Торжественная линейка.

3.Экскурсия. Мероприятия:

Викторина «Символы России»

-«Палитра» - конкурс рисунков «Россия - Родина моя»

Флешмоб «Российский флаг»

Познавательное

Творческое

Формирование культуры мира

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День тринадцатый

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Тематическая линейка

3.Отрядные мероприятия:

Комплекс физических упражнений (разучивание попарно между отрядами)

Памятки по здоровому образу жизни для детей и взрослых (обращение, советы)

4.Спортивные состязания «Здоровье в порядке- спасибо зарядке»

Спортивное

Здоровый образ жизни

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

Спортинструкторы

День четырнадцатый

День спорта и здоровья

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Спортивная эстафета - «Физкульт-ура!»

4.Спортивная игра по станциям

Спортивное

Здоровый образ жизни

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Спортинструкторы

Воспитатели

День пятнадцатый

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Состязания по шашкам, шахматам

4.Викторина «Занятная математика»

5.Конкурс «Знатоки»

6.Оздоровительные процедуры

Познавательное

Поддержка юных талантов

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День шестнадцатый

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Самоподготовка по отрядам

4.Фестиваль творчества

Творческое

Досуговое

Поддержка юных талантов

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День семнадцатый

День народных традиций

1.Зарядка

2.Линейка

3.Викторина «Традиционные башкирские и русские праздники»

4.Мастер-класс «Народная игра и народные игрушки»

5.Фольклорная программа на разных языках (башкирский, русский, татарский)

Творческое

Познавательное

Развитие языковой культуры многонационального Башкортостана

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День восемнадцатый

День английского языка

« The day of English language »

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.«Веселая олимпиада» по английскому языку

4.Конкурс английской песни

Познавательное

Творческое

Поддержка юных талантов

Формирование культуры мира

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

Узянбаева А.Х.

День девятнадцатый

День талантов «Минута славы»

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка

3.Самоподготовка отрядов

4.«Минута славы» по номинациям:

Хореография

Ораторское мастерство

Творческое

Досуговое

Поддержка юных талантов

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День двадцатый

День памяти и скорби

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Тематическая линейка

3.Конкурс рисунков «Война глазами детей»

4.Фестиваль военной песни

Познавательное

Творческое

Формирование культуры мира

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

День двадцать первый

Закрытие смены «Сабантуй»

1.Прием воспитанников. Зарядка

2.Линейка «До свидания, до новых встреч!»

3.Детский сабантуй «Чтим народные традиции»

Творческое

Досуговое

Развитие толерантности

Старший вожатый-

Гатин Р.Ф.

Организатор досуговых КТД- Миликеева Г.М.

Воспитатели

Составила: Баймурзина Е.П.

Тематический план мероприятий

летнего оздоровительного

Центра дневного пребывания детей при школе

«Аистёнок»

Дата

Тема дня

«Международный день защиты детей»

«Презентация отрядов: расскажи нам о себе»

День спорта и здоровья «Спорт, спорт, спорт!»

День «наоборот»

День охраны окружающей среды «Берегите мир!»

Пушкинский день «Сказочное путешествие»

«Отряд и я - спортивная семья!»

День безопасности

День друзей

День индейца

«В поисках клада»

День России

День здоровья «Мы - за здоровый образ жизни!»

День спорта и здоровья

День великих открытий «Интеллектуальный лабиринт»

День театра, танца и эстрады «Фестиваль творчества народов мира»

День народных традиций

День английского языка «The day of English language»

День талантов «Минута славы»

День памяти и скорби

Закрытие смены «Сабантуй»

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 9

__________Е.В.Дмитренко

Программа

лагеря

дневного пребывания

детей

«СОЛНЫШКО»

Возраст детей: 6,6-14 лет

Срок реализации: июнь 2016 г

с. Кевсала

Полное название программы

Программа лагеря дневного пребывания детей «Солнышко»

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Направление деятельности

Данная программа по своей направленности является здоровьесберегающей, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

Разработчик программы

Корост Кристина Анатольевна

6

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

№ 9 с. Кевсала

Адрес, телефон

356610 Ставропольский край, Ипатовский район, с.Кевсала, ул. Ленина, 167

Место реализации

Лагерь дневного пребывания детей «Солнышко»

Количество, возраст учащихся.

60 человек

от 6,6-14 лет

Сроки реализации, количество смен

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены - июнь 2016 г.(смена- 18 питательных дней)


Пояснительная записка…………………………………………………….4

Цель и задачи программы………………………………………...………..5

Методическое сопровождение программы …………………………………………………………………..10

Формы и методы работы. Учебно-методическое оснащение программы.………………………………………………………………….10

Механизм реализации программы……………………………………….11

Ресурсное обеспечение программы ………………………………………12

Кадровое обеспечение ……………………………………………………..13

Схема управления программой………………………………………… 14

Схема контроля за реализацией программы……………………….......15

Направления деятельности ………………………………………………17

Режим дня ………………………………………………………………….. 18

Отрядные дела (план-сетка) …………………………………………….. 19

Приложения…………………………………………………………………23

Список литературы ………………………………………………………...36

Актуальность программы.

“Здоровое детство-это здорово” – эта формула становится девизом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для укрепления здоровья. Здоровье -бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится ухудшение здоровья детей. Поэтому, забота о сохранении здоровья детей-важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Здоровье-основа формирования личности. Приоритетным направлением программы является подготовка и организация воспитательно- оздоровительной работы в летнем пришкольном лагере. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания, который функционирует на базе школы. В нем отдыхают дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети группы риска, состоящих на внутришкольном контроле. Длительность смены 21 день. В пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами, укрепляет здоровье.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, - было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Пришкольный оздоровительный лагерь открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из обучающихся 1-8 классов. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей). В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

Между потребностью семьи и государства иметь здо­ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво­рительным состоянием здоровья современных детей;

Педагогической заботой, контролем и желанием де­тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя­тельным творчеством.

Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Программа деятельности ориенти­рована на создание социально- значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Основная идея программы - обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в летний период, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни. Представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.

2. Формирование устойчивой мотивации на здоровье у уч-ся, педагогов, родителей.

3. Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

Сроки реализации программы : Июнь 2016 года: 1 лагерная смена;

Одна смена – 21 день.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

Укрепление здоровья детей (мониторинг здоровья)

Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

Формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Методические основы и принципы работы

Методической базой для проектирования воспитательной работы в лагере являются достижения отечественной лагерной педагогики и методики воспитания. Педагогами разработан комплексный подход к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.

Программа лагеря дневного пребывания детей «Солнышко» опирается на следующие принципы:

    Принцип гуманизации отношений

    уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

    уважение и терпимость к мнению детей;

    самоуправление в сфере досуга;

    создание ситуаций успеха;

    приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

    защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

    создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

    формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

    Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Солнечный город» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

    Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

    Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

    необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

    оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

    Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

    вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

    сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

    постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

    Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

    грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

    грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

    грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

    грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

    грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

    Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

    при развитии детского самоуправления;

    при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

    при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

    Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

    добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

    доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

    в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

    Принцип открытости.

Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.

Объективные факторы работы лагеря

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

    Временный характер детского объединения.

    Разнообразная деятельность насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий .

    Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

    Изменение позиции ребёнка своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

    Чёткий режим жизнедеятельности максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

    Здоровьесберегающие технологии воздушные ванны, разучивание спортивных комплексов упражнений,посещение бассейна,занятия в центре»Росток»

Нормативно-правовая база

1. Международные документы:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН, 20.11.1989 г.)

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.)

2. Федеральные документы:

ФЗ РФ от 29.12.2012 г, № 273 «Об образовании в РФ"

ФЗ РФ от 05.04.2013 г. N 56 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

3. Локальные документы

Программа лагеря дневного пребывания «Солнышко»

Приказ «Об открытии лагеря дневного пребывания»

Должностные инструкции сотрудников лагеря

План-сетка работы лагеря

Организационно-педагогическая деятельность

Комплектование штата лагеря кадрами

Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей

Совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся

Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей

Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»

Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

Ежедневный осмотр детей медицинским работником;

    утренняя зарядка;

    организация здорового питания детей;

    организация спортивно-массовых мероприятий:

    спортивный праздник;

Спортивные эстафеты;

Подвижные спортивные игры;

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

Огонёк «Будем знакомы!»

Коммуникативные игры « «Снежный ком», «Назовись» и др..

Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас» и др..

Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок»,

«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,

«Хвост дракона», «Зоопарк-2» и др.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде» и др.

- Беседы, проведённые медицинским работником: «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Друзья Мойдодыра и наше здоровье», «Как поднять настроение?», «Значение спорта в жизни человека», «Что делать, чтобы тебя не укусили, поцарапали, ужалили, лягнули, забодали, заразили. И что делать, если это всё-таки случилось», «Чтоб был «нюх как у собаки, а глаз как у орла.», «Чем вредно переедание», «Солнечный и тепловой удар. Первая помощь при солнечно ми тепловом ударе», «Чтоб всегда красивым быть, надо…», «Чтоб сон был крепким», «Твой режим дня на каникулах», «Как избежать травм», «Зеленая аптечка», « Как снять усталость ног», «Как ухаживать за кожей» «Закаливание». «Вредные привычки и их последствия для организма».

Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности : «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;

Мероприятия на развитие творческих способностей :

Оформление отрядных уголков, стенных газет, ярмарка идей и предложений;

загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурс – игра «Весёлые минутки», танцевального конкурс врунов, интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Слабое звено»,; творческий конкурс «Я составляю Ваш портрет», конкурсная программа «Спортивная толкучка», конкурс красавиц «Звезда Востока», турнир почти настоящих рыцарей, конкурс реклам, концерт и др.

Развлекательные мероприятия: «День приколов»,театрализованные игры «Ералаш», конкурс «Самый, самый, самый…», викторина «Эрудит», развлекательно-игровая программа «Разведка», «День путешественника», «День мальчиков» и др., час смешных игр, Олимпийские игры «Мы готовы на всё», игра «Зоологические забеги»,футбол наоборот, игра соревнование «Где собака зарыта», развлекательная программа «Слабо» и др.

Итоговая выставка поделок, рисунков воспитанников летнего оздоровительного лагеря.

Работа по привитию навыков самоуправления

Выявление лидеров, генераторов идей.

Распределение обязанностей в отряде.

Закрепление ответственных по различным видам поручений.

Дежурство по столовой, игровым площадкам.

Основными методами организации деятельности являются:

    Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

    Методы состязательности (распространяется на все сферы

творческой деятельности);

    Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Организация содержательного досуга при минимальных затратах, обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в летний период. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы.

    Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.

    Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.

    Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.

    Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2009 г.

    Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2011 г.

    Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2009 г.

    Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2010 г.

Этапы реализации программы :

1.Подготовительный (апрель-май):

Подбор кадров;

Проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых, работников лагеря;

Подготовка методических материалов;

Подготовка материально-технической базы.

2. Организационный (май)

Формирование отрядов;

Знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

Оформление уголков отрядов.

3. Основной (21 день):

-образовательная деятельность;

Оздоровительная деятельность;

Культурно-досуговая деятельность;

Методическая работа с воспитателями, вожатыми.

4. Заключительный:

Закрытие смены (последний день смены);

Сбор отчетного материала;

Анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

Выпуск фотодневника.


Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ СОШ № 9 - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.

Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками МБОУ СОШ № 9, имеющими соответствующее профессиональное образование.

Кадровое обеспечение программы:

    Начальник лагеря.

    4 вожатых.

    7 воспитателей.

    2 социальных педагога.

    1 педагог-организатор.

    технический персонал.

Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность. Вожатые и воспитатели проводят воспитательную работу, организуют активный отдых учащихся, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены лагеря. Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья. Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Начальник и педагогический коллектив, отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 14 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети. состоящие на профилактическом учёте). Для организации работы по реализации программы смены:

Проводятся ежедневные планерки начальника лагеря, воспитателей и вожатых;

Составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

Проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);

Сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

Проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

Начальник лагеря

Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1-2 день смены

Воспитатель

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Воспитатель

Мониторинг здоровья детей в лагере за смену.

В течение смены

Начальник лагеря, отрядные воспитатели

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.

Ожидаемые результаты

    Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

    Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

    Развитие у участников смены компетенций индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

    Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.

    Личностный рост участников смены.

Работа в органах соуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:

    Лидерские способности.

    Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.

    Умение общения со взрослыми.

    Высказывание и отстаивание своей точки зрения.

    Видение ошибок и умение находить пути их исправления;

    Уважение мнения других.

Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.

Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи .

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

Образовательная деятельность в рамках лагерной смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно-нравственных традиций и истории родного края, села. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона, работа «Тропы здоровья».

Трудовая деятельность – одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Формы деятельности:

Уход за зелеными насаждениями, полив цветов.

Уход за комнатными растениями.

Дизайнерские работы: оформление стендов, художественных мини-галерей.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.) Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.


8.30-9.00 Сбор детей. Зарядка

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

9.00-9.15 Линейка (Построение)

На линейку быстро стройся!

9.15-9.45 Завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара!

10.00-12.00 Отрядные, лагерные дела

Кто куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

И в бассейне искупайся.

12.00-13.00 Занятия по интересам

Не грустят в семействе нашем,

Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить,

Все занятия хороши!

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!

13.00-13.30 Обед

Но у всех, смешливых даже,

За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

13.45-14.30 Коммуникативные,подвижные игры на свежем воздухе .


14.30 Уход домой.

А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

Завтра снова мы придем


дня

Мероприятия

День первый

«Здравствуй, это я!»

01.06.2016 г

1.Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня.

Проведение инструктажа по ТБ.

2.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе».

3.Операция «Уют».

4.Веселыми тропинками лета (открытие смены)

«Здравствуй ЛЕТО-2016».

5. «Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе» (конкурсная игровая программа)

День второй

День «Мастеров»

02.06.16 г

1. Минутка здоровья

3. Беседа «Осторожно огонь »

4. Конкурс «Дело мастера боится»

5.Подвижные игры на воздухе

День третий

День

«Волшебных сказок»

03.06.16 г

1.Минутка здоровья «Книги о здоровье»

2. Общественно-полезный труд.

3. «Там чудеса…» встреча с сотрудником библиотеки

4. Конкурс рисунков «Волшебные краски лета»

5. Экскурсия на водоем.

6. Подготовка к конкурсу талантов

День четвёртый

«В гостях у Пушкина»

06.06.16 г

1. Минутка здоровья

2. Общественно-полезный труд.

3.Беседа «День рождения А.С. Пушкина»

4. Спортивно-конкурсная игра «В стране Лукоморья» (бег по станциям с целью развития творческих и интеллектуальных способностей, закрепление знаний о творчестве А.С.Пушкина)

5. Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина.

День пятый

«День экологии»

07.06.16 г

1.Минутка здоровья

«Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.

2.Экологический десант. БУНТ – большая уборка нашей территории.

3.Праздник необычных цветов и цветочных костюмов.

(использование вторичного сырья)

4. Спортивные игры на воздухе.

5. Экологический марафон «Письмо Земле», посвященный Дню Земли, Всемирному Дню охраны окружающей среды от экологической опасности. Экологический флеш-моб.

День шестой

«День талантов»

08.06.16 г

1.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»

2. Общественно-полезный труд.

3. Летний танцевальный марафон. Музыкально конкурсная программа, направленная на развитие воображения, фантазии, музыкально-танцевальных умений и качеств.

4. «Фабрика звезд -1» караоке на свободные темы

5. Подвижные игры на воздухе.

День седьмой

День « Спасайкина»

09.06.16 г

1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»

2. Общественно-полезный труд.

3. Конкурс рисунков о здоровом образе жизни.

4.«Жизнь без сигарет» (сатирическая конкурсная программа против курения)

5. Подвижные игры.

День восьмой

«День независимости России»

10.06.16 г

1.Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию»

2. Общественно-полезный труд.

3.Заочная экскурсия «История нашего села и района». (отрядные мероприятия, посвящённые истории и символике России).

4. Конкурс рисунков «Мой любимый край»

День девятый

«День театра и музыки»

14.06.16 г

1.Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»

2. Общественно-полезный труд.

3. Беседа «Как вести себя … »- встреча с сотрудником библиотеки и клубным работником.

4. «О музыке и в шутку и всерьез» (познавательная программа о музыке)

5. Экскурсия с целью знакомства с лекарственными травами.

День десятый

День «Фантазий и юмора»

15.06.16 г

1.Минутка здоровья «Что такое хорошо и что такое плохо?» (сатирическая конкурсная программа против вредных привычек)

2. Общественно-полезный труд.

3. Викторина «Устами младенца»

4. Конкурс «Самый фантастический проект»

5. « Мульти-Пульти – карнавал»

6. Настольные игры

День одиннадцатый

Мисс и мистер лагеря

«Лето-2016»

16.06.16 г

1.Минутка здоровья «Как снять усталость с ног»

2. Общественно-полезный труд.

3. Конкурс « Мисс и мистер ЛЕТО-2016»

4. Интеллектуальная игра «Звездный час»

5. Первенство лагеря по футболу

6.Подготовка к конкурсу бантиков

День двенадцатый

«День игр, игрушек, шариков и бантиков»

17.06.16 г

1.Минутка здоровья

«Сок-шоу» (агитационная акция за здоровый образ жизни).

2. Общественно-полезный труд.

3.Фантазии на тему: «Игры, игрушки, шарики и бантики»

4. Первенство школы по шашкам

5. Подвижные игры.

5. Операция «Уют».

День тринадцатый

«День водоёмов»

20.06.16 г

1. Минутка здоровья

2. Общественно-полезный труд.

3. Беседа «Осторожно водоём ».

4. «В гостях у Нептуна» (познавательно-развлекательная игра)

День четырнадцатый

«День туристов»

21.06.16 г

1. Минутка здоровья «Как избежать солнечного удара».

2. Общественно-полезный труд.

3. Беседа «Правила дорожного движения для пешеходов».

4. «Находчивый турист» - игра.

5. Музыкально-конкурсная программа «Алло, мы ищем таланты!»

День пятнадцатый

«День памяти и скорби»

22.06.16 г

1.Минутка здоровья « Закаливание»

2. Общественно-полезный труд.

3. Внеклассное мероприятие «А память будет вечно жить».

4. Экскурсия на мемориал. Возложение цветов.

5. Конкурс военной песни и стихов.

День шестнадцатый

«Международный Олимпийский день»

23.06.16 г

1. Минутка здоровья

2. Общественно-полезный труд.

3. Игра «Кто хочет стать спортсменом?».

4. Игры мини–футбол. Волейбол.

5. «Наша цель-быть готовым к труду и обороне страны».

6. Оформление стенгазеты «Итоги пребывания в лагере»

День семнадцатый

«День природы»

24.06.16 г

1.Минутка здоровья «Оказание первой помощи при несчастных

случаях» (беседа-диалог)

2. Общественно-полезный труд.

3.«Природа – наш дом»

4. Экскурсия в природу.

5. Подвижные игры на свежем воздухе.

День восемнадцатый

Закрытие лагеря

27.06.16 г

1.Минутка здоровья «Гигиена в доме»

2. Закрытие лагерной смены

  • Основные формы реализации программы Кадровое обеспечение Ожидаемые результаты Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом >10. Режим дня 11. Мероприятия

    Пояснительная записка

    Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания «Солнышко», который функционирует на базе МОУ «Пригородная основная школа».

  • Анализ воспитательной работы лагеря дневного пребывания детей «Планета детства» на базе гбоу школы №568 за июнь 2012 год

    Анализ

    О чудесах на свете снова гласит молва,Но об одной планете слышали вы едва…Это планета детства – клад неземных чудес,Детям досталось в наследство из глубины небес!

  • Информационная карта программы Полное название программы Программа патриотического воспитания в условиях лагеря дневного пребывания «Солнышко» 2

    Программа

    Формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.

  • Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (1)

    Программа

    Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

  • Центр дневного пребывания - одна из структур помощи подросткам, име­ющим ограниченные возможности развития, в режиме поддерживаемого про­живания.

    Цели работы центра дневного пребывания:

    □ Оптимальная интеграция молодых людей в социум с минимальной внеш­ней поддержкой.

    □ Подготовка молодых людей к самостоятельному проживанию (насколь­ко возможно) в процессе социально-бытовой и социально-трудовой адап­тации.

    Задачи работы центра:

    1. Формирование практических умений и навыков, обеспечивающих не­зависимость подростков в быту, их социальную адаптацию.

    2. Развитие социально значимых качеств личности.

    3. Вовлечение подростков в трудовую деятельность.

    4. Организация досуговой деятельности совместно с родителями и само­стоятельной. Развитие коммуникативности.

    Контингент центра:

    О молодые люди в возрасте от 18 лет и старше;

    □ выпускники специальных (коррекционных) школ, проживающие в се­мьях;

    О дети-сироты с ограниченными возможностями развития;

    □ молодые люди, проходившие обучение на дому;

    □ молодые люди, нуждающиеся в адаптации и реабилитации.

    Контингент молодых людей в центрах дневного пребывания, как правило, неоднороден: это и молодые люди, живущие в семье, ранее обучавшиеся в уч­реждениях образования, в детских домах социальной защиты, атакже нигде не обучавшиеся молодые люди, гиперопекаемые в семье, молодые люди, лишив­шиеся опеки, и т. п. Однако все они испытывают общие трудности (с различ­ной степенью выраженности), которые заключаются в следующем:

    □ они привыкли жить в.замкнутом изолированном мире по нормам и пра­вилам, принятым только в данном сообществе;

    □ их трудно интегрировать в открытое общество;

    □ они не могут сменить отрицательную или потребительскую позицию на конструктивную или созидающую;

    □ им трудно вступать в контакты с новыми людьми;

    О определенная часть из них имеет неблагоприятный трудовой и бытовой прогноз;

    □ испытывают значительные трудности как в социально-бытовой, так и в социально-средовой ориентации.

    Исходя из вышеизложенного, для подготовки молодых людей в условиях поддерживаемого проживания наиболее актуальными являются направления работы, связанные с социально-бытовой и социально-средовой ориентацией, и они включают в себя целую систему медико-психолого-педагогических ме­роприятий.

    Выбор оптимальной стратегии помощи для подготовки к жизни в условиях как поддерживаемого проживания, так и самостоятельной жизни определяет­ся индивидуально-ориентированным маршрутом развития для каждого моло­дого человека. Выработка такого маршрута начинается с психолого-педагоги­ческой диагностики. На основании данных диагностического исследования составляется психолого-педагогический профиль (карта), отражающий пара­метры личностных особенностей молодых людей (Приложение 1.1).

    Анализ полученныхданных, атакже качественных комментариев и рекомен­даций различных специалистов (медиков, психологов, педагогов, инструкто­ров трудового и производственного обучения, родителей, опекунов и т. п.) дает возможность составить заключение, в котором отражены: индивидуальные пси­хологические особенности молодого человека; сильные стороны личности; сохранные механизмы психики и компенсаторные возможности; виды и ха­рактер выявленных нарушений; эффективность использования методов и при­емов работы с молодым человекам, предполагаемый потенциал реабилитации.

    На основании заключения составляются психолого-педагогические рекомен­дации для сотрудников центра дневного пребывания, а также для родителей и членов семьи молодого человека, отражающие перечисленные выше позиции.

    С опорой на данные диагностики составляется программа индивидуально-ориентированного маршрута для каждого молодого человека. Программа дол-

    жна быть направлена на удовлетворение потребностей каждого в формирова­нии жизненно необходимых для него практических навыков, а также на дос­тижение максимально возможного уровня самостоятельности. Особое внима­ние обращается на самостоятельность в хозяйственно-бытовых делах в семье, посильную помощь в уборке, закупке продуктов, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовывать свой досуг, способ­ность позаботиться о себе в отсутствие взрослых, развитие речи (способы ре­чевого общения, формы культуры общения).

    Требования к помещению и оборудованию центра дневного пребывания. В цен­тре должны быть созданы социальные условия проживания, приближенные к условиям проживания в семье:

    О кухня со всей необходимой обстановкой и оборудованием, посудой для приготовления пищи, сервировкой стола;

    □ комната отдыха (досуга), где молодые люди отдыхают, занимаются раз­витием творческих способностей (рисуют, музицируют, изготавливают изделия прикладного характера), обсуждают планы на текущий день, на перспективу, делятся впечатлениями после экскурсии, посещения му­зея, выставки, составляют меню надень, смету расходов и т. п.);

    О мастерские (их количество определяется направлениями профессиональ­ной подготовки) и необходимое современное оборудование по профилю мастерской;

    О квартира со всеми необходимыми помещениями (ванна, туалет, спаль­ня, гостиная), оснащенная бытовой техникой (пылесос, стиральная ма­шина, холодильник, утюг и т. п.). Квартира используется не только для практических занятий по отработке умений пользоваться бытовой тех­никой и организации быта, но и как «социальная гостиница» при экст­ремальных ситуациях в семьях, для разрешения межличностных конф­ликтов с родителями, тренингов - практикумов для молодых людей, не проживающих в семьях, и т. д.;

    О пришкольный участок со спортивной площадкой.

    □ Наличие перечисленных помещений и оборудования позволяет создать в центре дневного пребывания модель дома самостоятельного прожива­ния под патронажем специалистов. Даже временное проживание в социальной гостинице дает возможность молодым людям приобрести не­обходимые навыки для самостоятельного проживания. Помощь специ­алистов предоставляется только в тех вопросах, с которыми проживаю­щие не могут справиться самостоятельно.

    Штатное расписание. Штатное расписание должно обеспечивать реализа­цию основных направлений работы, заявленных в Положении о центре днев­ного пребывания.

    Для обеспечения работы центра дневного пребывания, где обучаются мо­лодые люди с нарушением развития, необходима команда специалистов: кор-рекционных педагогов, психолога, социального работника, инструктора по тру­довому обучению, педагогов дополнительного образования, руководителя центра, а также технического персонала (в большинстве центров на должнос-

    тях дворников, уборщиц, гардеробщика работают сами молодые люди под кон­тролем старших, они имеют трудовые книжки и получают заработную плату; как правило, на одну ставку оформляется 2-3 человека), инструктора по ЛФК и медицинского работника.

    Число специалистов в центре определяется органами образования, соци­альной защиты, общественными организациями (в зависимости оттого, кто является учредителем центра), исходя из количества воспитанников, нали­чия имеющихся мастерских, направлений работы по дополнительному обра­зованию в соответствии с нормативами, предусмотренными Типовым поло­жением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии № 288 от 12 марта 1997 г.

    Режим работы центра. Режим работы центра разрабатывается педагогичес­ким коллективом, согласовывается с родителями и молодыми людьми, ут­верждается руководителем учреждения. При разработке режима учитывают­ся требования, изложенные в постановлении Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.96 №49.

    Приложением к режиму работы центра должны быть Правила внутреннего распорядка, в которых отражаются следующие позиции: 1) общие положения; 2) отношения администрации центра и молодых людей, а также родителей вос­питанников; 3) права и обязанности сторон.

    Выполнение режима неукоснительно для всех участников педагогического процесса. Как правило, в центрах дневного пребывания разрабатываются оп­ределенные ритуалы встречи и прощания, организации собраний, проведения инструктивных совещаний.

    Режим работы центра должен, насколько это возможно, моделировать жизнь семьи.

    Основные направления работы центра дневного пребывания.

    1. Социально-трудовая адаптация молодых людей, подготовка к поддержи­ваемому и самостоятельному проживанию в семье в процессе привития навы­ков ведения домашнего хозяйства:

    □ стирка;

    О глажение белья;

    □ приготовление несложных блюд;

    □ сервировка стола; П мытье посуды;

    □ уборка помещения;

    □ пользование бытовой техникой (телефон, телевизор, пылесос, миксер, кухонная плита, стиральная машина, холодильник и др.);

    □ самостоятельное посещение магазинов, аптек, ремонтных мастерских, поликлиник, сберкассы, почты и т. п.

    О пользование общественным транспортом (знание общепринятых знаков, умение пользоваться схемами).

    □ пользование деньгами (умение рассчитывать расходы, расплачиваться за покупки, соблюдать меры предосторожности в людных местах при пользовании деньгами).

    2. Организация досуга и позитивная коммуникация в социуме (социально-сре-довая ориентация) проводится путем создания комфортных условий дневного пребывания, включает в себя:

    □ участие в работе кружков;

    □ спортивно-оздоровительные мероприятия;

    □ коллективное посещение театров, музеев, выставок;

    П экскурсии на природу, прогулки по городу (с друзьями, в предпразднич­ные и праздничные дни);

    □ организация и проведение праздников, дней рождения; встреч друзей, проживание в социальной гостинице;

    □ спортивная и интеграционная работа (совместно с различными подрост­ковыми, родительскими творческими клубами);

    □ участие в районных и городских смотрах самодеятельности, выставках работ.

    К работе желательно привлекать знакомых подростков, членов семей, со­седей, волонтеров.

    3. Профессиональная реабилитация включает в себя обучение элементарным приемам работы по избранным направлениям, практическое применение при­обретенных профессиональных знаний, получение пооперационных навыков работы. В условиях центра дневного пребывания молодые люди должны иметь возможность получить определенные навыки по всем видам деятельности, ко­торые может предоставить центр. Выбор оптимального для каждого молодого человека вида профессиональной деятельности предлагается специалистами и определяется самим молодым человеком и его родителями. В условиях цент­ра дневного пребывания молодые люди могут пополнить свой бюджет и бюд­жет семьи за счет работы в мастерских, исполняя обязанности технических ра­ботников, выполняя договорные работы.

    Особое внимание следует обратить на участие молодых людей в обществен­но-полезном труде: помощь пожилым людям, инвалидам, своим товарищам, нуждающимся в поддержке.

    Подготовку к труду молодых людей следует рассматривать не только как подготовку по конкретной профессии, а в большей степени как целенаправ­ленное формирование положительного отношения, интереса и готовности (мо-тивационной, целевой) к труду как к деятельности в целом, как формирование активной жизненной позиции, самореализации и личностного роста.

    Для молодых людей, обучающихся в центре дневного пребывания, труд име­ет более широкое значение и включает не только производительный труд (в про­изводственных или специально организованных условиях), но также и непроиз­водительный труд, спорт, культуру, труд по самообслуживанию и домоводству.

    Структура и содержание подготовки к труду молодых людей должны быть дифференцированы в зависимости от имеющихся у них нарушений, тяжести ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза.

    Основной целью подготовки к труду должно быть всестороннее развитие личности, приводящее к самостоятельному и осознанному выбору жизненно-

    го пути, самоопределению. Реализация выдвинутой цели достигается следую­щими направлениями работы с молодыми людьми:

    □ формирование устойчивой ориентации молодых людей на активный об­раз жизни, формирование социально активной личности;

    □ обеспечение практической и психологической готовности к труду;

    □ создание условий для усвоения социального опыта, самовыражения, тру­дового самоопределения;

    □ включение в трудовую деятельность, систему трудовых отношений и об­щечеловеческих норм и ценностей;

    □ формирование и удовлетворение познавательных и деятельностных зап­росов и потребностей;

    □ вовлечение семьи молодого человека в совместную деятельность.

    Особое внимание уделяется непосредственно самому процессу труда, кото­рый должен отвечать следующим требованиям:

    1) деятельность молодого человека должна соответствовать его возможно­стям на уровне доступной трудности, должна быть посильной в плане осваиваемых навыков и по продолжительности (не приводить к переутом­лению и истощению физических и интеллектуальных сил);

    2) деятельность должна быть коллективной (парами, группами 2-3 чело­века, бригадами), но с индивидуальным подходом. Предлагаемые орга­низационные формы придают дополнительный стимул к взаимопомо­щи, общению, ответственности, дисциплинированности;

    3) в процессе деятельности должны сформироваться навыки планирования, самоконтроля;

    4) деятельность молодого человека должна иметь четкую и определенную цель, практическую направленность и результативность. Молодой чело­век должен видеть реальный результат своей деятельности;

    5) подбор занятий, видов трудовой деятельности должен осуществляться в соответствии со способностями и возможностями молодых людей, не­пременным условием является их желание;

    6) в процессе деятельности необходим контроль и помощь со стороны взрос­лых, специалистов, но при этом молодому человеку должна предостав­ляться максимальная самостоятельность.

    Трудовая, профессиональная реабилитация - сложный и многокомпонент­ный процесс. Молодые люди с нарушением интеллекта, имеющие тяжелые нарушения жизнедеятельности, не способны к независимой жизни и самосто­ятельной жизнедеятельности, к независимому трудовому самоопределению. Именно поэтому работа по профессиональной реабилитации в центре времен­ного пребывания несет на себе особую нагрузку по подготовке и включению в полноценную, нормальную жизнь (насколько возможно) молодых людей.

    Практика работы в центрах дневного пребывания показывает, что грамот­но организованная, целенаправленная работа позволяет достичь определен­ных положительных результатов по подготовке к жизни и работе (в поддержи­ваемом режиме).

    Молодые люди осваивают несложные виды производительного труда: сор­тировка, комплектование, упаковка готовых изделий, поддержание порядка, уборка рабочих мест и производственных помещений, работа курьером, про­изводство мелкого ремонта одежды, обуви, работа помощника социального работника, работа с компьютером (на уровне пользователя), ксероксом, прин­тером.

    Молодые люди с успехом могут работать в учреждениях общественного пи­тания (уборщик посуды, помощник на кухне, складе). Художественный труд, как в мастерских, так и на дому, доступен значительной части молодых людей (лозоплетение, роспись по фарфору, дереву, изготовление сувениров, шитье кукол, вязание и т. п.).

    Подготовка к независимому проживанию обеспечивается освоением навы­ков и элементов самостоятельного ведения домашнего хозяйства (стирка, гла­жение белья, приготовление несложных блюд, мытье посуды, уборка). Моло­дые люди могут самостоятельно пользоваться различными видами бытовой техники.

    Обеспечение семей определенным набором продуктов, лекарств, пользова­ние ремонтными мастерскими, средствами связи, транспортом позволяют молодым людям расширять социальный опыт и достаточно успешно интегри­роваться в социум.

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Инзер.

    2. Пояснительная записка

    3. Цель программы

    4. Задачи программы

    5. Принципы

    6. Основные формы реализации программы

    7. Кадровое обеспечение

    8. Ожидаемые результаты

    9. Режим дня

    10. Мероприятия

    11. Меню

    Пояснительная записка

    Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.

    И в этом году на базе МОБУ СОШ №3 с. Инзер для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительном центре дневного пребывания «Солнышко». В нем отдыхают учащиеся 1-8 классов.

    Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

    Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

    – повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

    – модернизацией старых форм работы и введением новых;

    – необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

    Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы.

    Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Самосоставление плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.

    Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

    Цель программы

    Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

    Задачи программы

    Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;

    Развитие творческих способностей;

    Воспитание культуры поведения;

    Формирование у ребят навыков общения и толерантности;

    Привитие навыков здорового образа жизни.

    Принципы

    Программа центра дневного пребывания «Солнышко» опирается на следующие принципы:

    1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

    2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в центре дневного пребывания «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

    3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

    4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

    Отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

    Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

    Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

    Активное участие детей во всех видах деятельности.

    5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

    Основные формы реализации программы

    Летний оздоровительный центр дневного пребыванием детей и подростков «Солнышко» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.

    В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.

    Организационно-педагогическая деятельность

    Комплектование штата центра кадрами;

    Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;

    Совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;

    Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;

    Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».

    Оздоровительная работа

    Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

    Утренняя гимнастика;

    Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

    Организация пешеходных экскурсий;

    Организация здорового питания детей;

    Организация спортивно-массовых мероприятий:

    Соревнования по лёгкой атлетике;

    Спортивные эстафеты;

    Подвижные спортивные игры.

    Работа по сплочению коллектива воспитанников

    Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

    Огонёк «Расскажи мне о себе»

    Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Сказочный денёк».

    Игры на сплочение коллектива «Юморина-2011» , «Турнир знатоков»,

    «мы за ЗОЖ», «», «Да» и «Нет» не говори!», «Сильный. Смелый. Ловкий», . Выпуск отрядных плакатов «Здравствуй, солнышко».

    Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

    Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;

    Беседы, проведённые воспитателями: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»; «Как ухаживать за зубами», «Зелёная аптека», «Правильное питание» и т.д.

    Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» ;

    Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних детей и подростков.

    Профилактическая беседа о вреде наркотиков, с приглашением социального педагога школы.

    Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность а городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;

    Работа по развитию творческих способностей детей

    Оформление отрядных уголков, стенных газет;

    Ярмарка идей и предложений;

    Конкурсы рисунков на асфальте: «Наше поколение выбирает ЗОЖ», «Волшебные мелки»;

    Коллективно-творческие дела: «Праздник солнца», «мультифейерверк», «Гиннес шоу», «Большая разница», «До свиданья, лагерь!» , «Праздник Нептуна», «Угадай мелодию», «Фактор А».

    - Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Турнир знатоков», «Интеллектуальное шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «Танцы народов мира», посвященноё Году Содружества, конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Эрудит шоу», конкурс – игра «Земля – наш общий дом»;

    Итоговая выставка поделок на тему «Солнечный зайчик», рисунков на темы «Герои любимых мультфильмов и сказок», «Хочу всё знать», дружеские шаржи.

    Работа по патриотическому развитию детей

    Беседа «Символика Российской Федерации»; «Символика республики Башкортостан».

    Дискуссия «Природа моего края»;

    Экологическая эстафета.

    Работа по привитию навыков самоуправления

    Выявление лидеров, генераторов идей;

    Закрепление в каждом отряде по 2 вожатых;

    Распределение обязанностей в отряде;

    Закрепление ответственных по различным видам поручений;

    Дежурство по столовой.

    Кадровое обеспечение

    - педагоги-организаторы;

    Начальник оздоровительного лагеря;

    Обслуживающий персонал.

    Органы самоуправления;

    Ожидаемые результаты выполнения программы

    деятельности лагеря:

    Общее оздоровление детей.

    - укрепление здоровья детей через

    1. соблюдение режима питания;
    2. витаминизацию организма;
    3. закаливание организма;
    4. организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе
    1. пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;

    Крепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

    1. развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
    2. привитие навыков самообслуживания;
    3. чувство патриотизма;
    4. уважение к родной природе.

    СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

    Воспитатели

    Работники РДК

    Обслуживающий персонал

    Старший вожатый

    Начальник лагеря

    Участники смены

    Физрук

    Директор школы