ОБЖ

Презентация на тему "военные походы фараонов". Презентация "Военные походы египетских фараонов" презентация к уроку по истории (5 класс) на тему Походы тутмоса 3 презентация

Презентация на тему

Тема урока:

Военные походы фараонов


План урока.

1.Пешие воины.

4.Рабство в Египте.

5.Положение простых воинов.


Задание на урок.

Какую роль играла армия в египетском государстве?


1.Пешие воины.

Египетское

войско.

Настенная

роспись.

Основу египетской армии составляли пешие воины.Писцы держали на учете всех юношей.

Рассмотрите слайд.

Чем были вооружены египтяне? В каком бою это вооружение было эффективно?


Зачем воевали фараоны

  • Укрепить власть
  • Расширить владения
  • Приумножить богатства

Войско фараона

  • Большое и хорошо обученное
  • Каждый десятый юноша – служит в армии
  • Отряды были вооружены: луками, копьями, топориками, кинжалами
  • Из бронзы (сплав меди и олова)
  • Пехотинцы защищались легкими щитами

Сирийцы

доставляют

лошадей

и колесницы.

Настенная

роспись.

В сер. II тыс.до н.э. в египетском войске появились колесницы.

Управлением занимался возничий, а другой воин стрелял из лука и бросал дротики.

Какие преимущества давало использование колесниц?




Крупные сражения

1.Разведчики сообщали о неприятеле

2.Сначала лучники осыпали противника стрелами

3.Затем мчались колесницы

4.Потом в бой вступали пехотинцы

5.Бегущего неприятеля преследовали на колесницах


3.Войны Египта против своих соседей.

В 1750 году до н.э. Египет подвергся нападению кочевников-гиксосов, но египетская армия разбила противника и защитила страну.

Укрепив армию, фараоны стали обращать внимание на соседние богатые государства,пытаясь подчинить их своей власти


3.Войны Египта против своих соседей.

Определите по карте с кем Египет вел войны?

К 1500 г.до н.э.при фараоне Тутмосе египтяне завоевывают Сирию, Палестину, Ливию, Нубию.

Из каждого похода армия возвращалась с богатой добычей.


Войско возвращается с добычей

  • Фараон посылает войско на юг, запад и северо-восток
  • на юг – в Нубию (золото)
  • на запад – в Ливию (скот: коровы, козы, овцы)
  • на северо-восток – Синайский полуостров (медная руда), Палестина, Сирия, Финикия

Войско возвращается с добычей

  • Из Палестины, Сирии и Финикии – ценная древесина, серебро, благовония, шерстяные ткани, украшения



  • Самые крупные завоевания
  • Около 1500г. до н.э.
  • Захватили Нубию
  • Границы – до реки Евфрат
  • Из всех стран – «живые убитые»

4.Рабство в Египте.

долговое

рабство

войны

торговля

пиратство

наследственное рабство

Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос-

Как люди в Египте становились рабами?


5.Положение простых воинов.

Лучники-нубийцы.

Рядовые воины в отличие от своих командиров никаких доходов от военной добычи не получали.В походе они страдали от нехватки пищи и воды от болезней и ран.Их наделы в это время приходили в запустение.

Фараоны, не доверяя египтянам, начали создавать на-емное войско.


Сделайте вывод о том, какую роль играла армия в древнеегипетском государстве.

Функции государства:

-Защита,

-Управление,

-Поддержание порядка,

-Управление хозяйством,

-Установление законов,

-Представительство стра-ны перед другими госу-дарствами,

-Обозначение государст-венной принадлежности.

Фараон

Вельможа

Армия


Шестой фараон 18 династии Нового царства Древнего Египта Тутмос III (1479-1425 до н.э.)

Царь Верхнего и Нижнего Египта.

Родословная фараона Тутмоса III

Мать — наложница Исида.

Сын — Аменхотеп II.

Жёны — Менхет, Менуи и Меритра.

Наследник трона — Аменхотеп II.

Тутмос III пришёл к власти в отсутствии претендентов на престол по мужской и женской линии.

События в период правления Тутмоса III

Фараон 18 династии Тутмос III пришёл к власти во время правления мачехи в возрасте 12 лет. В малолетнем возрасте он был отправлен для продолжения учёбы в Фивы и отстранён от правления. До кончины царица Хатшепсут в 1468 г. до н.э. правление государством выполняла в качестве регент, которой фиванские жрецы и чиновники определили обязанности фараона. Тутмос III в дальнейшем помогал царице Хатшепсут поддерживать порядок в стране, ходил вместе с ней в походы. Получается, что последующие 11 лет он правил под руководством мачехи, а после её смерти перешёл на самостоятельное правление в последние почти 43 года.

Строительство в период правления

Карнакский храм. Луксор. Египет.

В начале своего царствования Тутмос III в Семне с помощью Хатшепсут воздвиг себе храм из нубийского песчаника, но он был и разрушитель – ненависть к мачехе перенеслась на её приближённых. В один из дней правления он приказал уничтожить гробницу её зодчего Сенмута.

Агрессивность Тутмоса III как воина и покорителя земель переросла в четырнадцать походов на юг и север прилегающих территорий соседних стран.

Большинство храмов в честь бога Амона были построены правителем в северных районах Нубии захваченных или возвращённых Египту, по берегам плодородного Нила.

Велись восстановительные работы на обходных каналах на порогах Нила, для вывозки товаров, леса и рабов с .

Продолжалось строительство городов Египта.

Экспедиции и походы

Все походы Тутмоса III увековечены в письме и находятся в Карнакском храме.

Как и все предыдущие родственники семьи тутмосов, Тутмос III проводил карательные экспедиции в Сирию и Палестину с целью приклонить Азию перед своей властью, где он с войском грабил города, угонял скот и рабов, пленял царей и князей.

В 1457 году Тутмос отправился в первый поход во время апрельской прохлады, с наступлением майской жары Сирия была в его руках, местные народы были возмущены его вероломством и подняли восстание, но Тутмос III провёл своё войско между узких гор палестины и разбил войско врагов.

Добыча оставленного на поле боя противника составила тысячи лошадей, сотни колесниц и множество пленных. Воины собирали с полей перезревшее зерно. Последующие пять походов фараон Тутмос III продолжал грабить восточное Средиземноморье, но не все города он смог захватить, насытившись награбленным и приняв приношения городов. Шестой и седьмой походы армии был осуществлёны на кораблях по Средиземному морю вдоль берега Сирии и .

Непокорные города Тутмос III оставлял в осаде, после чего они просили пощады. В списке оставленном на пилонах в Фивах имеется запись сто девятнадцати покоренных городов.

Седьмой поход египетской армии позволил проделать путь в долину Евфрата с переправой через реку.

Последующие карательные экспедиции в Финикию, Мавританию, Сирию и Палестину были направлены для пополнения египетской казны и усмирения восставших народов.

После нескольких походов в Нубию с мачехой Хатшепсут и после её смерти Тутмос III развернул войска на юг. В середине времени правления фараона прибыла дань с Нубии.

Смерть правителя Древнего Египта Тутмоса III

Шестой фараон 18 династии Тутмос III умер 11 марта 1425 года до н.э. на 54 году своего правления, оставляя трон своему сыну Аменхотепу II (1436-1412 до н.э.) огромное государство. Похоронен в Долине Царей в гробнице KV34.

Рядомс телом правителя были обнаружены забальзамированные тела фараонов: Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Рамсеса I, Сети I, Рамсеса II и Рамсеса IX, Сиамона, Пинеджема I и Пинеджема II.

Египет, Луксор, Долина Царей,

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Военные походы египетских фараонов История Древнего Мира, 5 класс Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

План урока Войско Древнего Египта. Завоевательные походы египетских фараонов. Тутмос III . Итоги и последствия завоеваний.

Проверка домашнего задания Как жили вельможи в Древнем Египте? Кому подчинялись вельможи? Какие поручения давал вельможам фараон? Кто подчинялся египетским вельможам?

Древний Египет

Основу египетской армии составляли пешие воины Египетское войско. Настенная роспись

Египетские пехотинцы

Египетские лучники

Боевые колесницы – ударная сила египетского войска Один воин управлял колесницей, а второй стрелял из лука и бросал дротики.

В 1750 году до н.э. Египет подвергся нападению кочевников-гиксосов. После их разгрома египетские фараоны сами начали завоевательные походы против своих соседей.

Фараон на колеснице. Восстановленная древнеегипетская роспись, показывающая мощь и величие фараона и Египта.

Самые крупные завоевания совершил фараон Тутмос III (ок. 1500 г. до н.э.)

Направления и цели военных походов Нубия – золото, рабы Ливия – козы, овцы, коровы Синайский полуостров – медная руда Палестина, Сирия – ценные породы древесины, благовония, украшения и т.д.

Значение военных походов египетских фараонов Военная добыча Присоединение новых территорий Увеличение числа подданных Увеличение налогов

Значение военных походов египетских фараонов военное могущество Египта и его превосходство над соседями Рост экономики Египта Могущество и величие Египта

Несли все тяготы военной службы. Военной добычи не получали. За время несения службы их хозяйства приходили в запустение Положение простых воинов

Назовите основные направления завоевательных походов фараонов Нубия – захват рабов и золота Ливия – захват скота Синайский полуостров – захват меди Палестина, Сирия – захват древесины, украшений, тканей, благовоний.

Домашнее задание § 9. Вопросы после § 9 – устно; составить рассказ «Один день из жизни египетского воина»

Вигасин А. А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 17-е изд. – М.:Просвещение, 2010. http://war-strategy.narod.ru/html/preancient/egypt.htm http://maxbooks.ru/vostok/antor67.htm http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тутмос_ III Литература


Колесница была главной силой фараона и представляла собой грозную силу для врагов в военных походахКолесница была
главной
силой фараона и представляла собой
План
урока:
грозную силу для
врагов впеших
военных
походах
1).отряды
воинов
и
оружие
2). Состав египетского войска
3). Войско в походе
4). Боевые колесницы
5). Военные походы фараонов
6). Пленные
7). Золотая похвала

Фараон рассматривался в Древнем Египте как божественный властитель,
получающий власть, находясь еще «в яйце». Он был вместилищем
жизненной силы страны, совершал ритуалы, благодаря которым сменялись
времена года и начинались разливы Нила, жизненно важные для Египта.
Египетский фараон был гарантом миропорядка, победителем тьмы. Сияние
царя было таким, что от него теряли сознание. С его смертью нарушалась
мировая гармония - Египет не мог существовать без преемника
божественной власти. Нового царя, увенчанного двойным венцом,
символизировавшим объединение Верхнего и Нижнего Египта, встречали
как светило.

Словарик

ФАРАОН, термин, обозначающий
царя Древнего Египта; происходит
от словосочетания «pr-oh»,
означающего «великий дом».
Начиная со времени Тутмоса III (15
в. до н. э.) этот термин постоянно
используется в египетских
источниках для обозначения царя;
впоследствии он перешел в
греческий и еврейский языки, а
оттуда - в современные
европейские.

Во время торжественных приемов фараон
восседал на троне, держа жезл и плеть. Это
значило, что в его руках было право властвовать
и наказывать всех своих подданных. К правителю Египта приближались, подняв руки в знак
обожания. Подойдя к трону, вставали на колени
и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе,
пока фараон не прикажет встать и говорить.
Мало кому выпадала честь находиться перед
лицом самого фараона. Бывало, что при виде
его у вельможи от волнения подкашивались
ноги, он терял дар речи, не понимая, жив он или
мертв. Ведь перед его глазами на троне
восседал сам великий владыка всего Египта.
Быть в свите правителя считалось почетным для
знатного человека. В знак особой милости его
могли назначить, например, «носителем
сандалий фараона». Но если фараон гневался на
вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом
с садом и самого его приказать побить палками.

Имена фараонов всегда имеют смысл:
например, Рамсес означает
«рожденный Ра», Аменхотеп «Амон
доволен» и т. д. Существовала также
специальная формула вежливости,
непременно добавлявшаяся после
всякого упоминания фараона: (да будет
он) жив, невредим, здрав!» Сами
имена фараона не произносились: его
называли иносказательно: «он», «его
величество», «Хор».

Жизнь фараона была строго регламентирована. Утром он читал донесения
и отчеты. После умывания облачался в царское одеяние, приносил жертвы,
слушал молитвы, наставления великого жреца, назидательные истории.
Дальнейшее его время распределялось между приемами, судебными
заседаниями, прогулками и развлечениями.
Многие фараоны наверняка относились к своим обязанностям очень
серьезно. Они ежедневно получали срочные донесения и были в курсе всех
событий. Фараоны диктовали ответы, а при надобности созывали своих
советников.

Жизнь египетских
фараонов была
полностью подчинена
ритуалам: мирское и
священное были для
владык Египта
нераздельны,
божественная и
человеческая сущность
сливались в них в
единое целое. Изменить
что-либо в этом порядке
фараон не мог даже по
собственному желанию.
Фразой: «Пришли
доложить его
величеству...» -
начинаются надписи на
многих официальных
стелах.

Владыка Египта стремился укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Для этого чтобы вести завоевания, им

Армия- хорошо обученные вооруженные силы государства
Владыка Египта стремился укрепить свою
власть, расширить владения и приумножить
богатства. Для этого чтобы вести завоевания,
им нужно было постоянное войско – большое
и хорошо обученное. Писцы вели строгий
учет населения, и каждого десятого юношу
забирали в армию на многие годы. Из них
формировались отряды воинов. Они были
вооружены луками, копьями, топориками
боевыми, кинжалами. Изготовлялись они из
бронзы – сплава меди и олова. Бронза тверже
меди и давала преимущество.

«Опускай лицо вниз, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу.
Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности».
Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Парики
были разные: парадные и повседневные. Поверх парика иногда надевалась диадема, которую
обвивала золотая кобра. Ее голова поднималась над серединой лба фараона. Еще одна
примечательная принадлежность туалета фараона - накладная борода, заплетенная в косички. Ее
соединяли с париком две подвязки.

Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку.
Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка,
только гофрированная. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой.
Иногда к поясу подвязывали передник в форме трапеции. Этот передник был целиком из
драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку.
Фараон не стеснялся ходить босиком, но у него было множество сандалий - кожаных,
металлических или плетенных из тростника.
Завершали убранство фараона драгоценности и украшения, которые порой могли весить
несколько килограммов. Все в облике фараона должно было подчеркивать его величие.
Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой
нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застежкой сзади, от которой
спускалась очень красивая золотая кисть из цепочек с цветами. Классическое ожерелье
состояло из целого ряда нитей бус и застежки в виде двух голов сокола и завязывалось
сзади двумя шнурами. Эти ожерелья весили порой до нескольких килограммов.

В центре столицы находился царский дворец.
Это была группа зданий за высокой стеной,
напоминавшая скорее укрепленный город
вокруг дворца фараона. Ширина стены
позволяла проехать по ней колеснице. Сам
вход окаймляли две башни.
Миновав укрепленную стену, путник попадал
на площадь, в глубине которой стоял дворец.
В северной его части были три приемных
зала, два больших и один поменьше. В
каждом имелось возвышение для трона.

К самому большому залу вел широкий коридор - главный вход во дворец.
Личные покои царя состояли из длинного колонного зала, спальни, ванной и
раздевалки.
Гордостью дворца были украшения. Аллею, которая вела к главному входу,
сторожили ряды сфинксов - каменных лежащих львов с человеческой головой.
Полы, стены, потолки дворца были расписаны яркими красками.

Запоминаем:

Цели военных
походов:
Расширение
владений
Египта
Захват
новых богатств
Приобретение
рабов

Основную часть войска составляли пешие воины.
Другим видом войск были боевые колесницы.
Пехота
Боевые колесницы

Наконечники копий, лезвия топориков и клинки изготавливались из бронзы.

Бронза - сплав меди и олова.
Вооружение знатного воина
Дротик –короткое копье
Деревянный щит с пластинами из металла
Доспехи из кожи и металла
Боевой топор

ОРУЖИЕ ПЕХОТИНЦЕВ

Длинные
копья
Большой
щит
Меч
Боевые
топорики

Защищались пехотинцы легкими щитами, обтянутыми шкурами пятнистых коров или диких зверей – леопарда, рыси, гиены. Иногда на

щиты натягивали
металлические бляхи. Вражеские крепости
штурмовали, приставляя к стене длинные лестницы.

ЛУЧНИКИ

Колчан
Лук и стрелы

Опишите снаряжение египетских воинов.
Военачальник
Рядовой воин
Дротик
Копье
Деревянный щит
щит с пластинами из
металла
Защитные доспехи из
кожи и металла
Боевой
топор

Колесница- двухколесная повозка у древних египтян, применявшаяся в боевых действиях

Подумайте, почему колесницы могли иметь только знатные египтяне?

Работа с источником «Добыча первого похода»

Перечень добычи,
доставленной войском:
340 пленных, 2041
лошадь,83 руки, 191
жеребенок, 6 жеребцов, 1
колесница, отделанная
золотым дышлом, 502
лука, 7 столбов шатра из
дерева мерн, отделанных
серебром, 1929 быков, 200
коз, 20500 овец.
Какова была цель фараонов,
направлявших свою армию в
соседние страны?
Что из захваченного египетскими
воинами вам кажется наиболее
ценным? Почему?

«Клянусь любовью отца моего, бога Амона-Ра, мне по душе кратчайший путь. Сам встану впереди воинов. Да сокрушим врага внезапным

нападением. И только так мы станем сильными»
Защита
Сила и могущество
Поддержание порядка
Завоевательные походы
Добыча, трофеи, земли

2). Состав египетского войска:

Кто
возглавлял
войско?
ФАРАОН

Фараоны брали обычно одного воина с каждых 100 человек мужского населения. Воины находились на службе у фараона, правителей

округов и храмов. За свою службу они получали
участки земли, которые обрабатывались рабами.
Полосатые кожаные шлемы египетских воинов
Египетскую пехоту сопровождали колесницы.
Фараон сражался обычно стоя в одной из них.

Состав египетского войска

Египетское
войско.
Настенная
роспись.
К какому роду войск относятся изображенные
воины?
Пехотинцы.

Войско в походе

Полк пехотинцев
Трубачи
Командир
1 ряд колесниц
Военачальники
2 ряд колесниц и фараон
Вся армия (пехотинцы,
колесницы)

Боевые колесницы

Сирийцы
доставляют
лошадей
и колесницы.
Настенная
роспись.
Экипаж колесницы состоит
из двух человек: возницы и
воина.
У возницы в руках хлыст, у
воина лук и стелы в колчане
и десятки дротиков в
колчане.
Колесница опиралась
прямо на ось, сзади она
открыта. Когда ее разбивало,
возница и воин спешили
выпрячь лошадей и
спасаться верхом.

Колесница была главной силой фараона и представляла собой грозную силу для врагов в военных походах

Военные походы фараонов

В 1750 году до н.э.
Египет подвергся нападению
кочевников, но египетская армия
разбила противника и защитила
страну.
Укрепив армию, фараоны стали
обращать внимание на соседние
богатые государства, пытаясь
подчинить их своей власти.

Направления военных походов

Средиземное
море
Ливия
Фивы
1 порог
Нубия
Сирия
Направления
военных походов
Нубия – золото
Ливия – скот и пленные
Синай – медная руда
Палестина, Финикия, Сирия -

Определите, что получал Египет
от завоеванных территорий?
Стада коз, овец, У древних египтян был особый
знак, которым отмечалась
доблесть военачальников. Он
назывался «Золотая похвала».
Записи, в которых упоминается
этот знак, сделаны в XVIII веке до
нашей эры. Так что «Золотую
похвалу» можно считать самым
старым военным орденом. А
простому рядовому воину
доставались лишь тяготы
походной жизни.

Решите задачу:

Войско Тутмоса отправилось в поход, путь ему преграждали горы. Вельможи
предостерегли: «Путь к крепости опасен»-, но Тутмос выбрал кратчайший путь
через ущелье, чтобы внезапно напасть на врагов. Египетское войско быстро
прошло ущелье и сразилось с неприятелем у самой крепости. Фараон мчался
впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не
выдержали натиска и бежали в город. Нужно было их преследовать, пока не
закрылись ворота. Но египтяне бросились грабить опустевший лагерь, время
было упущено – ворота крепости захлопнулись. Лишь спустя семь месяцев они
взяли крепость Мегидо и вернулись в Египет с огромной добычей.
Какие выводы можно сделать?

Значение военных походов
Завоеванные территории
Расширение
границ
государства
Доходы
от торговли
Подъем хозяйства
+
Доходы
от налогов
Военное превосходство
Рост могущества Древнего Египта











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Образовательные: продолжить формирование у учащихся представления о государственной системе Древнего Египта, власти фараонов; сформировать представления об особенностях войска Египта, направлениях походов фараонов и их целях.
  2. Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с исторической картой, составлять таблицы, сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы на основании исторических источников.
  3. Воспитывающие: показать, что войны несут с собой разрушения, гибель людей и материальные потери.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал – отрывок из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах.
  2. Слайд-шоу “Военные походы египетских фараонов”

Оформление доски:

  1. Тема урока на левом (для учителя) крыле доски
  2. Экран для демонстрации слайд-шоу по центру доски
  3. В ходе урока на правом крыле доски может быть написана дата военных походов Тутмоса III.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель проводит проверку готовности учащихся к уроку, необходимо наличие атласов по истории Древнего мира на каждой парте. Объявляется тема урока, показанная на первом слайде презентации.

2. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится в форме фронтального опроса. При этом используется второй слайд презентации к уроку, на котором последовательно появляются вопросы:

  • Как жили вельможи в Древнем Египте?
  • Кому подчинялись вельможи?
  • Какие поручения давал вельможам фараон?
  • Кто подчинялся египетским вельможам?

Деятельность учащихся на этом этапе предполагает ответы на данные вопросы в рамках информации, изложенной в учебнике:

  • рассказ о жизни египетского вельможи
  • вельможи подчинялись фараону
  • Виды службы вельможи (сбор налогов, командование армией, суд, наблюдение за работами в каменоломне, наблюдение за оросительной системой, выполнение поручений фараона).
  • писцы, стражники, воины.

3. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала происходит с опорой на показываемую презентацию. Перед началом рассказа учителя обучающимся предлагается подготовиться к заполнению таблицы “Вооружение египетского воина”, предполагающее последующую устную проверку полученного результата в классе. Образец незаполненной таблицы показан обучающимся на слайде 3.

После подготовки таблицы учитель начинает рассказ, обращаясь последовательно к слайдам 4 и 5. Примерный рассказ учителя может выглядеть следующим образом:

“Давайте познакомимся подробнее с военной службой вельмож, а заодно узнаем, куда и зачем отправляли в походы свои войска фараоны, кто становился простыми воинами, как эти люди были вооружены.

Начнем наше знакомство с военным делом Древнего Египта с его войска. Египет был объединен около 3000 г. до н.э., а в конце XVIII в. до н.э. страну захватили гиксосы, вторгшиеся из Азии. Они захватили дельту, а затем и Южный Египет. На 150 лет страна утратила независимость. Гиксосы вынудили египтян создать сильную армию. Во главе борьбы против них встали фиванские фараоны, освободившие Египет к 1600 г. до н.э.

Основу египетского войска составляла пехота. В войско забирали каждого десятого юношу после проведения переписи. Для изготовления оружия использовали сплав олова (1/10) и меди (9/10) – бронзу. По роду оружия пехота делилась на лучников и копейщиков. Распространенным оружием для рукопашного боя были боевые топоры. Защищали пехотинцев щиты. При их изготовлении на деревянную или тростниковую основу натягивали кожу. Металлические шлемы в Египте встречались не часто. Обычно воины надевали шапочки из льна или кожи, с закрепленными на них бляхами. Знатные воины могли иметь кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими пластинами и кинжалы.

Еще одну часть египетского войска составляли колесничие. Боевая колесница – это легкая, двухколесная повозка, устойчивая на поворотах. Колесничие все были знатными и богатыми людьми: коней они получали на царских конюшнях, а колесницы, упряжь, панцири они покупали сами. В сражениях колесницы шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, преследовали отступающего противника. Управлял лошадьми возничий, а владелец колесницы стрелял из лука или метал дротики”.

После этого рассказа проводится проверка заполнения учащимися таблица, для определения правильности ответов используется слайд 6.

Следующее задание классу отражается на слайде 7. Обучающимся предлагается найти в атласе по истории Древнего мира похожую карту и определить по ней направления военных походов фараонов и их цель. После устных ответов учащихся происходит сравнение их результатов с теми, что отражены на слайде 7. В последнем случае не указана цель походов египтян в Палестину, Финикию и Сирию. Это позволяет подробнее остановиться на походах Тутмоса III и дать возможность обучающимся попытаться самостоятельно сформулировать несколько разных целей завоевательных походов в этот регион.

4. Закрепление материала.

Для закрепления материала организуется работа с текстом документа о завоеваниях Тутмоса III и подготовка устных ответов на вопросы к нему. В презентации используется слайд 8.

Раздаточный материал для анализа:

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы к тексту:

  1. Какую роль играл в битве фараон?
  2. Что вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?
  3. Предположите, был ли Тутмос III доволен результатами похода? Какие цели он мог перед собой ставить?

Ответы учащихся на данные вопросы предполагают прямые ссылки на текст источника.

При наличии времени проводится работа с иллюстрацией на слайде 9, показывающей фараона на поле боя. Отвечая на вопрос об особенностях изображения фараона на поле боя, обучающиеся могут указать на преувеличение роли фараона, на соответствии размера его изображения высокому статусу в государстве.

5. Домашнее задание.

Высвечивается на экране на слайде 10.

При подготовке данного урока и презентации к нему использовались следующие источники информации:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М., 1996.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2003г.
  3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. ч.1. – М, 2004.
  4. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. – М., 2004.
  5. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. – М., 2000.
  6. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2004.
  7. Мировая художественная культура. Мультимедийное учебное пособие. 2003.
  8. Искусство Древнего Египта. CD. 2004.