Технология

Проблема освоения мирового океана. Презентация на тему "загрязнение океана" «История моего города»

Проблема освоения мирового океана. Презентация на тему

Мировой океан всегда оставался для человека большой тайной. Даже сейчас наукой накоплено больше знаний о других планетах Солнечной системы, чем о океанических глубинах. Однако со второй половины XX в. в связи с бурным развитием науки и техники исследования и освоения океана приобрели глобальные масштабы, что повлекло за собой ряд проблем.


Истощение минерального сырья на суше заставило искать ее залежи в море. В местах разработки полезных ископаемых резко обострилась проблема загрязнения воды. Обострение продовольственной проблемы вызвало повышенный интерес к биологическим ресурсам океана. Однако он пока дает человечеству лишь 2% продуктов питания и 12-15% животного белка. Чрезмерный вылов рыбы и охота на морских животных привели к снижению биологической продуктивности океана. В последнее время наметился переход от рыболовства к марикультуре - выращиванию живых организмов в воде, она, в свою очередь, вызывает необратимые изменения в прибрежных природных комплексах. Место использования марикультуры


Глобализация экономики оживила использования Мирового океана как важного пути перевозки сырья и готовой продукции. Это привело к загрязнению воды на главных морских транспортных путях. Особенно опасным стало нефтяное загрязнение. Вместе с этим произошло бурное развитие приморских районов, в которых все больше тяготеет хозяйство развитых стран. Здесь возникла особая отрасль экономики - морское хозяйство, которое включает в себя добывающую и перерабатывающую промышленность, транспорт, рыболовство, туризм. Все это обострило экологическую ситуацию на дорогах.


Энергетическая проблема вызывала поиск новых альтернативных источников энергии, в том числе и в Мировом океане. В наше время Океан все больше используется как арена военно-политической деятельности. На островах по всему миру разбросаны военные базы Франции, Великобритании и т.д. В Тихом океане на атолле Муруроа Франция длительное время испытывала ядерное оружие. Для того, чтобы преодолеть проблемы, возникшие при освоении Мирового океана, следует перейти к рациональному океаническому природопользованию, комплексному подходу к его богатствам, охране и восстановлению его биологических ресурсов. Недопустимо распространение ядерного оружия на территории Океана. Он должен быть сохранен для будущих поколений.


Роль Мирового океана в функционировании биосферы как единой системы трудно переоценить. Водная поверхность океанов и морей покрывает большую часть планеты. При взаимодействии с атмосферой океанские течения в значительной мере определяют формирование климата и погоды на Земле. Все океаны, включая замкнутые и полузамкнутые моря, имеют непреходящее значение в глобальном жизнеобеспечении населения земного шара продуктами питания. Океану, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль в поддержании жизни на Земле, поскольку около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона. Океан и моря испытывают нарастающий экологический стресс из-за загрязнения, хищнического вылова рыбы и моллюсков, разрушения исторически сложившихся нерестилищ рыбы, ухудшения состояния берегов и коралловых рифов. О масштабах загрязнения говорят следующие факты: ежегодно прибрежные воды пополняются 320 млн т железа, 6,5 млн т фосфора, 2,3 млн т свинца. Например, только в водоемы Черного и Азовского морей в 1995 г. было сброшено 7,7 млрд м 3 загрязненных производственных и коммунальных сточных вод.


Наиболее загрязнены воды Персидского и Аденского заливов. Воды Балтийского и Северного морей также таят в себе опасность. Так, в гг. английским, американским и советским командованием в них было затоплено около т трофейных и собственных боеприпасов с отравляющими веществами (ипритом, фосгеном). Операции по затоплению проводились в большой спешке и с нарушениями норм экологической безопасности. Корпуса химических боеприпасов к 2009 г. сильно разрушились, что чревато тяжелыми последствиями.


Наиболее распространенными веществами, загрязняющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой океан ежегодно поступает в среднем млн т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, лишающая доступ кислорода к морской флоре и фауне; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением. При содержании нефти в воде мг/кг гибнут планктон и мальки рыб. Настоящими экологическими катастрофами являются крупные разливы нефти при разрыве трубопроводов и крушении супертанкеров. Только одна тонна нефти может покрыть пленкой в 12 км 2 поверхности моря.


Особенно опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов. Первоначально основным способом избавления от радиоактивных отходов было их захоронение в морях и океанах. Это были, как правило, низко радиоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические контейнеры, заливали бетоном и сбрасывали в море. Первое такое захоронение произвели в США в 80 км от побережья Калифорнии. До 1983 г. 12 стран сбрасывали радиоактивные отходы в открытое море. Например, в воды Тихого океана за периоде 1949 по 1970 г. был сброшен контейнер. Карта радиации в океане после аварии на Фукусиме


Принят ряд международных документов, основной целью которых является охрана Мирового океана. В 1972 г. в Лондоне была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации без специального разрешения. С 1970-х гг. осуществляется экологическая программа ООН «Региональные моря», объединяющая более 120 стран мира, совместно использующих 10 морей. Были приняты региональные многосторонние соглашения: Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (Париж, 1992 г.); Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 г.) С 1993 г. был запрещен сброс жидких радиоактивных отходов. Поскольку их количество постоянно увеличивалось, в целях защиты окружающей среды в 1996 г. между американскими, японскими и российскими фирмами был подписан контракт на создание установки по переработке жидких радиоактивных отходов, скопившихся на Дальнем Востоке.


Большую угрозу проникновения радиоактивности в воды Мирового океана представляют течи атомных реакторов и атомных боеголовок, затонувших вместе с атомными подводными лодками. Так, в результате подобных аварий к 2009 г. в океане оказалось шесть ядерных энергоустановок и несколько десятков ядерных боеголовок, ускоренно разъедаемых морской водой. На некоторых базах ВМФ России радиоактивные материалы до настоящего времени нередко складируются прямо на открытых площадках. А из-за нехватки средств на утилизацию в некоторых случаях, радиоактивные отходы могли попасть непосредственно в морские воды. Следовательно, несмотря на предпринимаемые меры, радиоактивное загрязнение Мирового океана вызывает большую тревогу.




Серьезные случаи загрязнения океана связаны прежде всего с нефтью. В результате промывки трюмов танкеров в океан ежегодно сбрасывается от восьми до 20 млн баррелей нефти. И это не считая аварий при перевозке нефти по морским путям. Нефтяная пленка прекращает поступление в воду кислорода, нарушает влаго- и газообмен, губит планктон и рыбу. И это только малая часть того вреда, который приносит нефть морской воде и ее обитателям.


Помимо нефти к наиболее вредным отходам, попадающим в океан, относятся тяжелые металлы, особенно такие, как ртуть, кадмий, никель, медь, свинец, хром. Только в Северное море ежегодно сбрасывается до т этих металлов


Океан продолжает оставаться местом экологических бедствий, связанных с перевозкой таких крайне опасных грузов, как токсичные отходы (например, плутония). Еще одна распространенная проблема для океанов цветение воды. В Северном море у берегов Норвегии и Дании оно вызвано разрастанием водорослей Chlorochromulina polylepis. В свою очередь, это цветение вод приводит к серьезному сокращению промысла лосося. Считают, что быстрое размножение водорослей связано с промышленными выбросами большого количества микроэлементов, служащих для них питанием. В последнее время все активнее стали использовать океан для размещения ракетно-ядерного оружия подводного флота, захоранивать на дне радиоактивные вещества, что также ведет к отрицательным последствиям для Мирового океана.


От загрязнения страдают все океанские воды, но загрязненность прибрежных вод выше, чем в открытом океане. Прежде всего это объясняется намного большим числом источников загрязнения. Так, например, в Средиземное море из 120 прибрежных городов ежегодно поступает около 430 млрд т отходов. Их источники промышленные и сельскохозяйственные предприятия, коммунальные организации, а также 360 млн людей, живущих или проводящих отпуск в 20 средиземноморских странах. Наиболее загрязнены морские побережья Испании, Франции и Италии, что объясняется наплывом туристов и работой промышленных предприятий.


Охрана океанских вод одна из актуальнейших проблем человечества на данный отрезок времени. 30 апреля 1982 г. Конференция ООН приняла Конвенцию по морскому праву, регулирующую использование Мирового океана практически в любых целях. В этой связи особое значение приобретают борьба с загрязнением и охрана природных ресурсов океана год был объявлен годом океана. Тогда множество научных исследований океанских вод проводилось под контролем ЮНЕСКО. Стало очевидным, что для изучения и охраны вод океана необходимо международное сотрудничество. В настоящее время практикуется новый метод исследования Мирового океана дистанционое зондырование. На основании его данных принимаются решения о правильном использовании ресурсов Мирового океана и охране его вод. Дистанцио́ное зонды́рование - неконтактная съёмка Земли (или других небесных тел) с наземных, летательных воздушных, космических аппаратов, а также с надводных и подводных судов.

Проблемы Мирового Океана

Проектная работа

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 9 КЛАССА МБОУ СШ № 5 КОЧАРЯН НАРИНЭ. УЧИТЕЛЬ УДЖУХУ С.К .




Вода... 2/3 поверхности Земли покрыты водой! Вода - второе по важности вещество на Земле, после кислорода. Без воды, человек может прожить всего три дня. Во взрослом человеке примерно 78 % жидкости. Вода необходима для развития растений, воспроизводящих кислород, животных, которые этот кислород потребляют и людей, которые всё портят. Одна из теорий о происхождении жизни на Земле гласит, что "жизнь вышла из воды" т. е. простейшие организмы, образовавшиеся именно в воде, в процессе эволюции стали более организованными существами.


  • Всем хорошо известно, что ранняя стадия эмбриона человека имеет жабры, что и доказывает то, что человек раньше был очень связан с водой и что он имеет общего предка со многими морскими животными. Это также подтверждает необычайная схожесть эмбрионов разных животных, в том числе и человека. Вообще все животные очень связаны между собой, и ещё они очень тесно связаны с водой, потому что вода - это жизнь, т. к. без воды не может быть жизни на Земле.



Что такое Мировой океан

Русский географ и океанограф Юрий Михайлович Шокальский назвал всю непрерывную оболочку Земли - Мировым океаном. Это современное определение. Но кроме того, что когда-то все материки поднялись из воды, в ту географическую эпоху, когда все континенты уже, в основном, сложились и имели очертания, близкие к современным, Мировой океан овладел почти всей поверхностью Земли. Это был Вселенский потоп. Свидетельства о его подлинности не только геологические и библейские. До нас дошли письменные источники - шумерские таблички, расшифровки записей жрецов Древнего Египта. Вся поверхность Земли, за исключением некоторых горных вершин, была покрыта водой.


  • Океан всегда кормил людей, с незапамятных времён человек ловил рыбу и ракообразных, собирал водоросли, моллюсков. О том, как вели промысел рыбаки в древности, рассказывают нам наскальные изображения, рисунки и литературные источники.


Деятельность человека за последнее столетие до неузнаваемости изменила нашу планету, в том числе и океан. Специалисты Национального центра экологического анализа и синтеза (США), проанализировав данные, полученные за последние годы при изучении океана, пришли к выводу, что 40% его подверглась воздействию со стороны человека. При исследованиях суммировались различные стороны человеческой деятельности – это судоходство, лов рыбы, парниковые газы. Кроме этого учитывались химические вещества: нефть и металлы. Всего при анализе во внимание принимались 17 факторов.

Результаты исследований систематизировать было непросто, так как антропогенные факторы слишком различны в своем воздействии на мировой океан. Это можно проиллюстрировать на примере удобрений, которые попадают в моря. Они уничтожают коралловые рифы, но очень хорошо усваиваются бурыми водорослями.

Для чистоты эксперимента были взяты 20 непохожих друг на друга экосистем: пляжи, коралловые рифы. Систематизировав собранные за последние 10 лет данные, исследователи перевели эти данные в условные единицы. Для каждой экосистемы был произведен подсчет для тысячи квадратных метров. В результате выяснилось, что к самым загрязненным участкам мирового океана относятся два: первый - это Северное, Норвежское моря; а второй - Восточно-китайское и Южно-китайское. Объясняется это высокой концентрацией в этих районах нефтяных платформ, активным ловом рыбы и загрязненностью впадающих рек. Загрязнены, но не так сильно, как эти два района, Японское море, Средиземное море и восточное побережье США. Здесь также сказывается деятельность человека, районы эти густо населены и здесь очень активно судоходство.

Но есть районы океана, на экосистемах которых не сказалась деятельность человечества. Они есть, но, к большому сожалению, невелики. Это только 3% площади мировой акватории, которые находятся вокруг полюсов и редко посещаемы человеком.



  • Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. К началу 80-ых годов в океан ежегодно поступало около 6 млн. т. нефти, что составляло 0,23 % мировой добычи. Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи.

  • Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10 % от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан.

  • Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность придонной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания

Океан – наш дом

Но мы все равно должны помнить, что океан наш дом, из него мы вышли и если мы " убьем " его, то мы убьем сами себя...



  • - захоронение в море отходов; преднамеренное удаление отходов или других материалов с искусственных морских сооружений, судов и летательных аппаратов.

























Включить эффекты

1 из 25

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Проблемы мирового океана" полезна ученикам для самостоятельного изучения темы. Показ позволит сформировать у зрителей полное представление о проблемах, которые связаны с мировым океаном. Содержание показа направлено на совершенствование у школьников зрительного восприятия, умения находить причины и следствия тех или иных явлений.

  1. общие сведения об океане;
  2. ресурсы;
  3. нефть и нефтепродукты;
  4. Мексиканский залив;
  5. радиоактивные вещества;
  6. отходы;
  7. сточные воды;
  8. выбросы химических удобрений;
  9. ядерное оружие;

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Блинова Александра, Запрягаева Анна, Сенцова Юлия, Смыслов Владислав, Сухоруков Алексей

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Презентация сделана учеником для получения оценки

Слайд 1

Проблемы мирового океана

Учитель Шиженская Н.Н.

ГБОУ школа №104

Санкт - Петербурга

Слайд 2

Мировой океан

¾ поверхности планеты покрыто сплошной пеленой воды – океанами и морями – и лишь немногим более ¼ остается на долю суши.

Площадь мирового океана составляет 361 млн. км².

Средняя глубина Мирового океана - около 4 тыс. м (это всего только 0,0007 радиуса земного шара.)

Мировой океан делится на пять основных частей:

Тихий океан
- Атлантический океан
- Индийский океан
- Южный океан
- Северный Ледовитый океан.

Океаны в свою очередь делятся на части. В них выделяют

Моря
- заливы
- проливы

Слайд 3

Мировой Океан

На дне Мирового океана происходит накопление и преобразование огромной массы минеральных и органических веществ, поэтому геологические и геохимические процессы, протекающие в океанах и морях, оказывают очень сильное влияние на всю земную кору.

Именно Океан стал колыбелью жизни на Земле; сейчас в нём обитает около четырёх пятых всех живых существ планеты

Геохимические процессы - процессы миграции химических элементов сфер Земли.

Слайд 4

РЕСУРСЫ МИРОВОГО ОКЕАНА

В наше время, «эпоху глобальных проблем», Мировой океан играет всё большую роль в жизни человечества.

Являясь огромной кладовой

Минеральных
- энергетических
- растительных
- животных

Богатств, которые - при рациональном их потреблении и искусственном воспроизводстве - могут считаться практически неисчерпаемыми, Океан способен решить одни из самых остро стоящих задач: необходимость обеспечения быстро растущего населения продуктами питания и сырьём для развивающейся промышленности, опасность энергетического кризиса, недостаток пресной воды.

Слайд 5

Основной ресурс Мирового океана - морская вода.

Она содержит 75 химических элементов, среди которых такие важные, как уран, калий, бром, магний. И хотя основной продукт морской воды всё ещё поваренная соль - 33 % от мировой добычи, но уже добываются магний и бром, давно запатентованы методы получения целого ряда металлов, среди них и необходимые промышленности медь и серебро, запасы которых неуклонно истощаются, когда как в океанских водах их содержится до полмиллиарда тонн.

В связи с развитием ядерной энергетики существуют неплохие перспективы для добычи урана и дейтерия из вод Мирового океана, тем более что запасы урановых руд на земле уменьшаются, а в Океане его 10 миллиардов тонн.

Слайд 6

Помимо выделения химических элементов морская вода может быть использована для получения необходимой человеку пресной воды.

Минеральные ресурсы Мирового океана представлены не только морской водой, но и тем, что «под водой».

Недра океана, его дно богаты залежами полезных ископаемых. На континентальном шельфе находятся прибрежные россыпные месторождения - золото, платина; встречаются и драгоценные камни - рубины, алмазы, сапфиры, изумруды.

На шельфе и частично материковом склоне Океана расположены большие месторождения фосфоритов, которые можно использовать в качестве удобрений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет.

Слайд 7

Самый же интересный вид минерального сырья Мирового океана - это знаменитые железомарганцевые конкреции, которыми покрыты громадные по площади подводные равнины.

Конкреции представляют собой своеобразный «коктейль» из металлов: туда входят медь, кобальт, никель, титан, ванадий, но, конечно же, больше всего железа и марганца.

Слайд 8

Главное богатство Мирового океана - это его биологические ресурсы (рыба, и фитопланктон и другие).

Биомасса Океана насчитывает 150 тыс. видов животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 миллиардов тонн.

Многие сорта рыб, китов, ластоногих вследствие неумеренной охоты почти исчезли из океанских вод, и неизвестно, восстановится ли когда-нибудь их поголовье.

Но население Земли растёт бурными темпами, всё больше нуждаясь в морской продукции. Существует несколько путей поднятия её продуктивности. Первый - изымать из океана не только рыбу, но и зоопланктон, часть которого - антарктический криль - уже пошла в пищу

Второй путь - использование биологических ресурсов открытого Океана.

Третий путь - культурное разведение живых организмов, в основном в прибрежных зонах.

Слайд 9

Океан, будучи кладовой разнообразнейших ресурсов, также является бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, служа развивающемуся мировому производству и обмену.Мировой океан может служить переработчиком отходов. Благодаря химическому и физическому воздействию своих вод и биологическому влиянию живых организмов, он рассеивает и очищает основную часть поступающих в него отходов, сохраняя относительное равновесие экосистем Земли. В течение 3000 лет в результате круговорота воды в природе вся вода Мирового океана обновляется.

Слайд 10

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ОКЕАНА

Человек - дитя Природы, вся его жизнь проходит по её законам и правилам, но при этом нельзя не отметить всё увеличивающееся негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Морские воды загрязняются в результате захоронения различных отходов, выброса мусора и нечистот с кораблей, к сожалению, частых аварий. В Тихий океан ежегодно сбрасывается около 9 млн. т отходов, в воды Атлантики - свыше 30 млн. т. Океаны и моря загрязняются такими вредными для них веществами, как нефть, тяжелые металлы, пестициды, радиоизотопы.

Слайд 11

Степень загрязненности постоянно растет. Способности воды к самоочищению порой оказывается недостаточной, чтобы справиться с постоянно увеличивающимся количеством сбрасываемых отходов. Под влиянием течений загрязнения перемешиваются и очень быстро распространяются, оказывая вредное воздействие на зоны, богатые животными и растительностью, нанося серьезный ущерб состоянию морских экосистем. Человечество губит само себя.

К числу наиболее вредных химических загрязнений относятся нефть и нефтепродукты. Ежегодно в океан попадает более 10 млн. т нефти. Загрязняют поверхность танкеры, утечка сырья при бурении.

Слайд 12

Нефть и нефтепродукты

По подсчетам в Мировой океан ежегодно попадает 6-15 млн. т нефти и нефтепродуктов. Здесь прежде всего необходимо отметить потери, связанные с ее транспортировкой танкерами.

Нефть и вода не смешиваются, а в океан случайно или преднамеренно ежегодно сливается несколько миллионов тонн нефтепродуктов.

Слайд 13

Слайд 14

США: Мексиканский залив

Слайд 15

Не меньше чем нефть опасно загрязнение тяжелыми металлами. Французские исследователи установили, что дно Атлантического океана загрязнено попадающим с суши свинцом на расстоянии 160 км от берега и на глубине до 1610 м. Более высокая концентрация свинца в верхнем слое донных отложений, чем в более глубоких слоях, свидетельствуют о том, что это следствие человеческой деятельности, а не природных процессов.

Владельцы химического комбината «Тиссо» в городке Минамата на острове Кюсю долгие года сбрасывали в океан сточные воды, насыщенные ртутью. Прибрежные воды и рыба оказались отравленными, что привело к гибели местных жителей. Получили тяжелые психопаралитические заболевания сотни людей.

Еще одним губителем океана являются пестициды. Их мировое производство достигает 200 тыс. т в год.

Пестициды обнаружены в различных районах Балтийского, Северного, Ирландского морей, в Бискайском заливе, у западного побережья Англии, Исландии, Португалии, Испании. На основании анализа снежного покрова Антарктиды было определено, что на поверхности этого, весьма удалённого материка осело около 2300 тонн пестицидов, хотя они там никогда не применялись

Слайд 16

Слайд 17

Радиоактивными веществами

из атмосферы в результате ядерных испытаний при сбросе радиоактивных вод и веществ с предприятий атомной промышленности и АЭС в результате аварий судов, работающих на атомных двигателях сброса радиоактивных отходов судовых реакторов после аварий атомных подводных лодок

Пути попадания радиоактивных осадков:

Захоронение жидких и твердых радиоактивных отходов в море в 59-60-е годы осуществляли многие страны, имеющие атомный флот. В 1950-1992 гг. Советским Союзом в водах Ледовитого океана затоплены ядерные отходы суммарной активностью 2,5 млн. кюри - в том числе 15 реакторов и экранная сборка атомного ледокола «Ленин», 13 реакторов аварийных атомных подводных лодок (включая шесть с невыгруженным ядерным топливом). Великобритания затапливала радиоактивные отходы в Ирландском море, а Франция - в Северном.

Слайд 18

Отходы

В Тихий океан ежегодно сбрасывается около 9 млн. т. отходов, в воды Атлантики - свыше 30 млн. т.

В Мировой океан с дождями ежегодно осаждается 50 тыс. т свинца, попадающего в воздух с выхлопными газами автомобилей.

Через борт корабля выбрасываются отходы из камбуза, прямо в море сливают воду из туалета. Реки выносят в прибрежные воды свой груз сточных вод, биогенных веществ и взвешенного твёрдого материала. Пестициды, соединения свинца и многие другие загрязняющие вещества, поллютанты, разносятся в атмосфере, оседают и выпадают вместе с дождём, добавляя грязь в океан.

Слайд 19

Сточные воды

Помимо нефти к наиболее вредным отходам относятся сточные воды.

В составе сточных вод выделяют две основных группы загрязнителей - консервативные, т.е. такие, которые с трудом вступают в химические реакции и практически не поддаются биологическому разложению (примеры таких загрязнителей соли тяжёлых металлов, фенолы, пестициды) и неконсервативные, т.е. такие, которые могут в т.ч. подвергаться процессам самоочищения водоёмов.

В состав сточных вод входят как неорганические (частицы грунта, руды и пустой породы, шлака, неорганические соли, кислоты, щёлочи); так и органические (нефтепродукты, органические кислоты), в т.ч. биологические объекты (грибки, бактерии, дрожжи, в т.ч. болезнетворные).

Слайд 20

Выбросы хим. удобрений

К опасным химическим веществам, способным нарушить экологический баланс, относятся и такие тяжёлые металлы, как кадмий, никель, мышьяк, медь, свинец, цинк и хром. Согласно подсчётам только в Северное море ежегодно сбрасывается до 50 000 т этих металлов. Ещё большую тревогу вызывают пестициды - альдрин, дильдрин и эндрин, - накапливающиеся в животных тканях. Пока неизвестны отдалённые последствия применения таких химикатов.

Слайд 21

Способы борьбы

  • физико-химические и механические методы удаления нефти
  • применение порошкообразного углекислого кальция
  • моющий препарат МЛ - исключительно эффективное средство для очистки танкеров от остатков нефти
  • Слайд 22

    Япония: Фукусима

    Слайд 23

    Ядерное оружие

    С точки зрения окружающей среды возникают проблемы ядерного загрязнения Мирового океана, затрагивающие пищевую цепочку. Биологические ресурсы морей и океанов в конечном счете влияют на человечество, которое зависит от них.

    Слайд 24

    Заключение:

    Последствия, к которым ведёт расточительное, небережное отношение человечества к Океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё. Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы.

    Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где их отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить зависимость подобного ущерба от степени загрязненности Мирового океана, однако взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.

  • Слайд 25

    Презентацию на тему «Проблемы мирового океана» готовили:

    • Блинова Александра
    • Запрягаева Анна
    • Сенцова Юлия
    • Смыслов Владислав
    • Сухоруков Алексей
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Внеурочное мероприятие

    для учащихся начальной школы

    «История моего города»

    Санкт-Петербург

    задачи:

    умений и навыков, таких, как:

    Ожидаемый результат:

    Внеурочное мероприятие

    для учащихся начальной школы

    «Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу»

    «История моего города»

    Задачи урока:

    Оборудование:

    Ход урока:

    Учитель зачитывает стихи А.С.Пушкина (слайд № 4)

    Слайд № 5:

    Слайд № 6:

    Петропавловская крепость (официальное название - Санкт-Петербургская , в 1914-1917 годах - Петроградская крепость

    Слайд № 7:

    Слайды № 8 – 12:

    Домик Петра Первого

    Летний сад

    Кунсткамера:

    Слайды 13 – 14:

    1. Первые в городе.

    Зимний дворец

    Усадьба Меншикова.

    Домик Петра I.

    Михайловский замок

    Б. Первый сад города:

    Екатерингофский

    Александровский.

    В. Первая площадь города:

    Дворцовая.

    Троицкая.

    Сенатская.

    Александро-Невская.

    Кунсткамера.

    Этнографический.

    Ботанический.

    Закончи предложения:

    Петропавловская крепость

    .

    ______________

    Их архитектором является _______�

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    лицей № 373 «Экономический лицей»

    Московского района Санкт-Петербурга

    Внеурочное мероприятие

    для учащихся начальной школы

    «Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу»

    «История моего города»

    Санкт-Петербург

    к проведению занятия «Виртуальные экскурсии по

    Санкт-Петербургу» в начальной школе

    История и культура Санкт-Петербурга изучается на различных уроках в начальной школе, а также материалы по истории города широко используются во внеклассных мероприятиях. Для облегчения труда учителя создано множество наглядных пособий: мультимедийных, печатных, видеосюжетов. При изучении города невозможно обойтись без путешествий и экскурсий по историческим местам города, по его многочисленным музеям. Каждый учитель ищет для себя оптимальный вариант подачи учебного материала с целью достижения максимального результата при его освоении. В настоящее время для формирования индивидуального опыта творческой деятельности всё большее значение приобретает использование развивающих возможностей ИКТ. С помощью новых технологий учащиеся под руководством учителя могут совершать удивительные виртуальные экскурсии по родному городу. Занятия в форме виртуальных экскурсий можно использовать как на уроках, так и вовнеурочной деятельности. Особенно эффективной является взаимосвязь познавательного материала с элементами игры. В ходе виртуальных экскурсий учителем решаются следующие задачи:

    Познакомить учащихся с городом, как средой «обитания»

    Сформировать у детей представление о неповторимости, уникальности Санкт-Петербурга

    Познакомить с историей возникновения города на берегах Невы, значением этого события в истории нашей страны

    Проведение занятий должно способствовать формированию у учащихся умений и навыков, таких, как:

    умение пользоваться различными дополнительными источниками: словарями, энциклопедиями, справочниками,

    умение составлять устные и письменные описания достопримечательностей города,

    используя карту, уметь ориентироваться в городе,

    делать выводы, сравнивать, анализировать данные.

    Ожидаемый результат:

    Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, истории и культуры Санкт-Петербурга

    Развитие навыков самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

    Развитие коммуникативно-речевых умений.

    Внеурочное мероприятие

    для учащихся начальной школы

    «Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу»

    «История моего города»

    Виртуальные экскурсии проводятся как путешествия по уголкам Санкт-Петербурга. Каждое занятие - знакомство с достопримечательностями города, его прекраснейшими уголками, архитекторами.

    Разработку можно использовать на уроках в начальной школе, на уроках истории России в 6 классе, а так же для проведения внеклассных мероприятий

    Задачи урока:

    Познакомить учащихся с историей и культурой Санкт-Петербурга

    Научить бережно относиться к культурному богатству города;

    Сформировать представление об уникальности и неповторимости Санкт-Петербурга.

    Оборудование:

    На уроке используются ПК, интерактивная доска, наглядность.

    Ход урока: (звучит Гимн Великому городу (Глиэр)

    Учитель зачитывает стихи А.С.Пушкина (слайд № 4) и рассказывает учащимся о значении Санкт-Петербурга в истории нашей страны.

    Слайд № 5: используя карту, учитель рассказывает о значении территории Приневья для Русского государства, о первых победах русского флота над шведами, о начале освоения дельты Невы, о выборе места для строительства крепости.

    Отрабатываются такие понятия, как дельта, крепость, рукава реки, острова в дельте Невы, истоки и устье реки.

    Слайд № 6: Учитель кратко рассказывает о строительстве Петропавловской крепости:

    Петропавловская крепость (официальное название - Санкт-Петербургская , в 1914-1917 годах - Петроградская крепость ) - крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх, заложена 16 (27) мая 1703 по плану Петра I с архитектором Ламбер де Гереном: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 - 40-х и 80-х годах XVIII века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом. Главные ворота крепости – Петровские, созданы архитектором Доменико Трезини.

    Слайд № 7:

    «Викторина для внимательных» - учащиеся вписывают правильные ответы в пустые клеточки.

    Слайды № 8 – 12:

    Учитель рассказывает учащимся о первых постройках города: домике Петра Первого, Летнем саде, Кунсткамере:

    Домик Петра Первого

    Уникальный памятник Санкт-Петербурга, единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней. Этот домик, ставший первой петербургской резиденцией Петра I, был сооружен солдатами Семеновского полка в рекордно короткие сроки - с 24 по 26 мая 1703 года.

    Летний сад

    В первые годы (1704-1707) работы по устройству Летнего сада вел под непосредственным руководством Петра I архитектор Иван Матвеев (Угрюмов). Он расширил границы сада и определил его первоначальную планировку, начал сооружение фонтанов, осушение территорий, создание твердой почвы и посадку деревьев.

    Кунсткамера:

    В 1716 году по распоряжению Петра I центр Петербурга переносится на Васильевский остров. В 1718 году на стрелке началось строительство каменного здания Кунсткамеры. Официальное открытие музея состоялось в 1728 году, но строительные работы и отделка здания продолжались вплоть до 1734 года.

    Слайды 13 – 14:

    Выполнение учащимися заданий на закрепление изученного материала, выполнение тестового задания. (тест можно распечатать для каждого учащегося)

    1. Первые в городе.

    А. Первая жилая постройка в городе:

    Зимний дворец

    Усадьба Меншикова.

    Домик Петра I.

    Михайловский замок

    Б. Первый сад города:

    Екатерингофский

    Александровский.

    В. Первая площадь города:

    Дворцовая.

    Троицкая.

    Сенатская.

    Александро-Невская.

    Г. Первый в России музей, основанный в Санкт-Петербурге:

    Кунсткамера.

    Этнографический.

    Ботанический.

    Закончи предложения:

    Петропавловская крепость находится на __________________

    пятиугольные укрепления крепости получили название _____________

    стены между ними – ______________ .

    Шпиль Петропавловского собора венчает ________________________.

    Он выполняет роль ___________________

    Главные ворота крепости получили название ______________

    Их архитектором является _______�

    Скачать конспект

    Проблемы Мирового Океана

    Подготовил

    ученик 1 1 -А класса

    Костин Владислав


    • Предисловие;
    • Океан - кормилец человека;
    • Загрязнение нефтью и нефтепродуктами;
    • Сброс отходов в море с целю захоронения;
    • Заключение.

    Предисловие

    В течение последних нескольких десятков лет происходит загрязнение океанов и морей такими вредными для их жизнедеятельности веществами, как нефть, тяжелые металлы, пестициды, радиоизотопы и другие вредные вещества. Загрязнение происходит в результате сброса в реки, а затем и в океан сточных вод различных промышленных предприятий, стока с полей и лесов, обработанных пестицидами, и потерь нефти при ее перевозках танкерами. Газообразные токсические вещества, такие, как оксид углерода (II), оксид серы (IV), попадают в морскую воду через атмосферу. По подсчетам Калифорнийского технологического института в Мировой океан вместе с дождем ежегодно поступает 50 тыс. т свинца, попадающего в воздух вместе с выхлопными газами автомобилей. Вблизи береговой линии в районах больших городов в морской воде нередко обнаруживается патогенная микрофлора. Степень загрязнения вод в океане все возрастает. Нередко способность воды к самоочищению оказывается уже недостаточной, чтобы справиться с постоянно увеличивающимся количеством сбрасываемых отходов. Поля загрязнения формируются в основном в прибрежных водах крупных промышленных центров и устьев рек, а также в районах интенсивного судоходства и нефтедобычи. Течениями загрязнения распространяются очень быстро и оказывают вредные воздействия на зоны океанов, наиболее богатые животными и растительностью, наносят серьезный ущерб экономике и состоянию морских экосистем.


    Океан - кормилец человека

    Океан всегда кормил людей, с незапамятных времён человек ловил рыбу и ракообразных, собирал водоросли, моллюсков. О том, как вели промысел рыбаки в древности, рассказывают нам наскальные изображения, рисунки и литературные источники. Так, в холодных водах северной Атлантики ведётся беспрерывный лов сельди - одной из самых питательных рыб. Треска - второй по важности объект промышленного рыболовства в Северной Европе. Южнее - наиболее важное значение имеют рыбы: макрель(родственная тунцу) , морской язык и камбала. Это только несколько рыб из того множества морских животных, которые ловит человек.

    Загрязнение нефтью и нефтепродуктами

    Человек не сумел сохранить Мировой океан, поэтому возникают различные проблемы, связанные с Мировым океаном, вот некоторые из них: Проблема загрязнения Мирового океана (на примере ряда органических соединений) Нефть и нефтепродукты Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет и обладающую слабой флуорисценцией. Нефть состоит преимущественно из насыщенных алифвтических и гидроароматических углеводородов. Основные компоненты нефти - углеводороды (до 98%) - подразделяются на 4 класса:

    • Парафины (алкены) - устойчивые вещества, молекулы которых выражены прямой и разветвленной цепью атомов углерода. Легкие парафины обладают максимальной летучестью и растворимостью в воде.
    • Циклопарафины - насыщенные циклические соединения с 5-6 атомами углерода в кольце. Кроме циклопентана и циклогексана в нефти встречаются бициклические и полициклические соединения этой группы. Эти соединения очень устойчивы и плохо поддаются биоразложению.
    • Ароматические углеводороды - ненасыщенные циклические соединения ряда бензола, содержащие в кольце на 6 атомов углерода меньше, чем циклопарафины. В нефти присутствуют летучие соединения с молекулой в виде одинарного кольца (бензол, толуол, ксилол) , затем бициклические (нафталин) , полуциклические (пирен) .
    • Олефины (алкены) - ненасыщенные нециклические соединения с одним или двумя атомами водорода у каждого атома углерода в молекуле, имеющей прямую или разветвленную цепь.

    Сброс отходов в море с целю захоронения

    Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды. Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов. Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40% органических веществ; 0,56% азота; 0,44% фосфора; 0,155% цинка; 0,085% свинца; 0,001% ртути; 0,001% кадмия. Во время сброса прохождении материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышается мутность воды.

    Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод, содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса и др. В случае образования поверхностных пленок, содержащих нефтяные углеводороды, нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробиантов и оказывать токсическое воздействие на них. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.



    Заключение

    • Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух ѕ загрязнен, вода ѕ отравлена, почва ѕ заражена радиацией или др. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди ѕ владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREANPEACE-а, порой им бывает неохота или лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод? Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим?
    • Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет - заслуга каждого из нас.

    1 слайд

    Работу выполнили ученицы 10 «а» класса Харчевникова Алёна, Герасименко Алина Учитель Шиженская Н.Н. ГБОУ школа №104 Санкт-Петербурга.

    2 слайд

    Вода... 2/3 поверхности Земли покрыты водой! Вода - второе по важности вещество на Земле, после кислорода. Без воды, человек может прожить всего три дня. Во взрослом человеке примерно 78 % жидкости. Вода необходима для развития растений, воспроизводящих кислород, животных, которые этот кислород потребляют и людей, которые всё портят. Судя по фотографиям, сделанным из космоса, нашей планете больше подошло бы название "Океан". ¾ поверхности планеты покрыто сплошной пеленой воды – океанами и морями – и лишь немногим более ¼ остается на долю суши.

    3 слайд

    Мировой океан делится на пять основных частей: - Тихий океан - Атлантический океан - Индийский океан - Южный океан - Северный Ледовитый океан. Большие регионы океанов известны как моря,заливы, проливы. Площадь мирового океана составляет 361 млн. км². Средняя глубина Мирового океана - около 4 тыс. м

    4 слайд

    Значение мирового океана для всего живого на Земле огромно. Именно в океане зародилась жизнь. В Мировом океане обитает более 160 тыс. видов животных и около 10 тыс. видов водорослей.

    5 слайд

    6 слайд

    7 слайд

    Морская вода содержит 75 химических элементов, среди которых такие важные, как уран, калий, бром, магний. морская вода может быть использована для получения необходимой человеку пресной воды. Помимо извлечения из вод различных ресурсов, мировой океан осуществляет ещё и транспортную функцию.

    8 слайд

    Недра океана, его дно богаты залежами полезных ископаемых. На континентальном шельфе находятся прибрежные россыпные месторождения - золото, платина; встречаются и драгоценные камни - рубины, алмазы, сапфиры, изумруды. Необработанный алмаз алмаз сапфир жемчуг Интересным видом минерального сырья Мирового океана являются железомарганцевые конкреции, которыми покрыты подводные равнины.

    9 слайд

    Энергетические ресурсы. Океан - гигантский аккумулятор и трансформатор солнечной энергии, преобразуемой в энергию течений, тепла и ветров. Гавайская экспериментальная электростанции по преобразованию океанской тепловой энергии Приливная электростанция

    10 слайд

    Главным богатством Мирового океана являются его биологические ресурсы:рыба, и фитопланктон и другие. Биомасса Океана насчитывает 150 тыс. видов животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 миллиардов тонн.

    11 слайд

    Морские воды загрязняются в результате захоронения различных отходов, выброса мусора и нечистот с кораблей, частых аварий. Не распадающиеся при контакте с почвой химические вещества, такие как нефтепродукты, удобрения попадают в реки, а затем в океан. В итоге океан превращается в место сброса этого «коктейля» из питательных веществ и ядов.

    12 слайд

    Основной загрязнитель океана – нефть. Как правило, это связано с транспортировкой нефти и с утечками из скважин. Большая масса нефти поступает в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками.

    13 слайд

    14 слайд

    Другим загрязнителем океана являются пестициды, инсектициды, фунгициды и бактерициды. Около 11,5 млн. тонн этих веществ уже вошло в состав наземных и морских экосистем.

    15 слайд

    Загрязнение сточными отходами промышленных и бытовых вод - один из самых массовых видов загрязнения вод Мирового океана.