Английский язык

Возможности дистанционного обучения в выбранной профессиональной сфере. Использование возможностей дистанционного обучения. Организационно-методические варианты дистанционного обучения

Возможности дистанционного обучения в выбранной профессиональной сфере. Использование возможностей дистанционного обучения. Организационно-методические варианты дистанционного обучения

Появление Интернет-обучения - самое значительное изменение в области образовательных технологий за последние 500 лет, то есть с момента появления печатной книги.

Д.Д. Хантер. «Война культур»

Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Об этой технологии много спорят, высказывая «за» и «против», о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические семинары по обучению и внедрению в школах. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Что же такое дистанционное обучение? Это новые технологии, которые подходят для оценки успехов обучаемых «по результатам», а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистанционное образование значительно меняет привычные отношения учитель-ученик.

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся .

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и offline.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  • пересылка данных (услуги FTR-серверов);
  • гипертекстовые среды (WWW-серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  • ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  • видеоконференции (видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование , несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности , расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Преимущества дистанционного образования:

  • более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и, соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т. д.;
  • оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т. к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  • доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи дистанционного образования возможнорешение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им, так и другим ученикам, что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться наравне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учреждения может решить и многие социальные, а также этические проблемы.

Если в образовательные учреждения внедрить дистанционное обучение, то в ОУ появятся следующие новые возможности:

  • работа с детьми-инвалидами или часто болеющими детьми;
  • организации дистанционного контроля знаний учащихся;
  • работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня;
  • оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;
  • отработка умений и навыков;
  • оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов;
  • оказание помощи при подготовке выступлений и презентаций;
  • оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам.

Система дистанционного образования , внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы , предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:

  • организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;
  • использовать дистанционное профильное обучение;
  • создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
  • участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
  • создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
  • учиться на дистанционных курсах;
  • использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Оценивая вышесказанное, можно отметить, что с внедрением дистанционного образования решается множество проблем как социальных, так и проблем собственно в образовании. То есть получается, что дистанционное образование многофункционально: оно помогает как людям с ограниченными возможностями, так и тем, кто на непродолжительный срок выбыл из учебного процесса, не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов .

Также оно помогает правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность; расширить коммуникативную сферу учеников и педагогов; проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Дистанционное обучение свежо и современно, поэтому даже рассуждения по поводу возможной дороговизны нужно откинуть, потому как нельзя экономить на будущем, то есть на детях. Возможно, в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно-урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей, сидя дома перед компьютером.

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Гусев Д. А. Заметки о пользе дистанционного обучения.
2. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М.: "Академия", 2006.
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.: МГОУ, 2006. - 167 с.
4. http://fio.ifmo.ru/
5. http://www.it-n.ru/
6. www.eidos.ru/project/eidos-class/
7. www.eidos.ru/shop/price.htm

Кабина Боинга 777

Скандально-известный гражданский журналист , который ранее публиковал результаты собственных расследований гибели самолетов кампании Malaysia Airlines, пишет о скрытых возможностях по дистанционному управлению самолетами американской корпорации Boeing...

Что известно о самолетах серии Боинг 777? Дело в том, что самолеты эти уникальные. Их спроектировали по электронной схеме, без использования бумажных чертежей. Поэтому ещё на стадии проекта были сделаны существенные модернизации. Так Кабина экипажа оснащена новейшей системой Electronic Flight Bag (EFB), созданной компанией «Боинг».

Система EFB содержит данные, переведенные в электронную форму, которые необходимы пилотам для управления самолетом. Управление механизмами крыла, двигателями и шасси самолета полностью электромеханическое. Управление содержит электронные блоки, каждый из которых обслуживает группу модулей приводов самолета (В-777), в которую могут входить модули приводов различных каналов управления (тангаж, крен, курс). В другом варианте структуры каждый модуль привода имеет свой блок управления и контроля. Для сокращения числа электронных блоков модулей привода, возможно их объединение в единый электронный блок, обслуживающий все модули привода конкретного органа управления (например, элерона или интерцепторов).

То есть поясняю. Этот самолет не имеет механических приводов. Для изменения высоты полета, угла наклона машину (крен) и направления полета (курса) используется компьютер. Данные о маневрах пилотов поступают с органов управления самолета непосредственно на память бортовой ЭВМ. То есть штурвал самолета на самом деле это джойстик компьютера. Он связан только с бортовой вычислительной машиной. Сигнал обработанный ЭВМ виде электрического импульса передается непосредственно на механизмы самолета. Поэтому для управления полетом пилоты, в общем и целом, не нужны абсолютно.

Самолет по заданной программе может самостоятельно взлетать, следовать курсом, менять высоту и скорость полета, садится на посадку. При этом все данные полученные от диспетчеров направления, от датчиков самого самолета, поступают и обрабатываются все тем же компьютером. Поэтому машина может реагировать на все изменения полета. На этом принципе работают автопилоты самолетов серии Боинг 777−200. Напомню, что автопилот устаревших моделей самолета раньше был способен только держать курс и заданную высоту полета. Работал этот прибор по принципу гироскопа.

Гироскоп (от гиро… и…скоп), быстро вращающееся твёрдое тело, ось вращения которого может изменять своё направление в пространстве. Г. обладает рядом интересных свойств, наблюдаемых у вращающихся небесных тел, у артиллерийских снарядов, у детского волчка, у роторов турбин, установленных на судах, и др. На свойствах Г. основаны разнообразные устройства или приборы, широко применяемые в современной технике для автоматического управления движением самолётов, морских судов, ракет, торпед и др. объектов, для определения горизонта или географического меридиана, для измерения поступательных или угловых скоростей движущихся объектов (например, ракет) и многое др.

Но функциональные способности автопилота Боинга 777 намного выше. Поэтому можно сказать, что самолет может управляться роботом. Полетная информация поступает по спутниковым каналам, или получается с датчиков самолета. Она выводится в обработанном и проанализированном виде на специальный планшетный компьютер iPad. Связь с оборудованием самолета можно поддерживать по интерфейсу Bluetooth или Wi-Fi. Bluetooth обеспечивает обмен информацией между такими устройствами как персональные компьютеры (настольные, карманные, ноутбуки), мобильные телефоны, принтеры, цифровые фотоаппараты, мышки, клавиатуры, джойстики, наушники, гарнитуры на надёжной, бесплатной, повсеместно доступной радиочастоте для ближней связи. Это беспроводная сеть с ограниченным радиусом действия.

Wi-Fi - то же беспроводная сеть. Но ограниченная небольшим радиусом действия. Все эти интерфейсы в самолете Боинг 777 защищены паролем. Для того, что бы избежать преднамеренного вмешательства в управление самолетом. На этом и была основана теория пропажи самолета Боинг 777 в марте 2014 года. По словам экспертов кто - то вмешался в систему управления. Отключил приборы слежения и радиосвязи. А затем управляемый извне самолет взял курс на остров Диего-Гарсия. Ну или в Афганистан, это как кто придумает. Главное никто из пишущих не знает, что дистанционное управление было в этом самолете всегда. Оно было предусмотрено ещё на стадии проекта. Обычно пишут про то, что после 2001 года США внедрили систему дистанционного управления (которая активируется с земли по команде диспетчеров). Но все гораздо сложнее чем кажется…

Напомню, самолет управляется компьютером. Именно связка «компьютер-человек» позволяет самолету находиться в воздухе. Для работы компьютера нужны разнообразные программы. Но не все программы безопасны для компьютера. Ряд программ направлены именно на уничтожение самого компьютера, или его памяти или аппаратной среды. Среди подобных программ, в первую очередь, следует упомянуть компьютерные вирусы. Однако имеются вредоносные программы еще одного класса. От них, как и от вирусов, следует с особой тщательностью очищать свои компьютерные системы. Это так называемые программные закладки, которые могут выполнять хотя бы одно из перечисленных ниже действий:

  • вносить произвольные искажения в коды программ, находящихся и оперативной памяти компьютера (программная закладка первого типа);
  • переносить фрагменты информации из одних областей оперативной или внешней памяти компьютера в другие (программная закладка второго типа);
  • искажать выводимую на внешние компьютерные устройства или в канал связи информацию, полученную в результате работы других программ (программная закладка третьего типа).

Программные закладки можно классифицировать и по методу их внедрения в компьютерную систему:

  • программно-аппаратные закладки, ассоциированные с аппаратными средствами компьютера (их средой обитания, как правило, является BIOS - набор программ, записанных в виде машинного кода в постоянном запоминающем устройстве - ПЗУ);
  • загрузочные закладки, ассоциированные с программами начальной загрузки, которые располагаются в загрузочных секторах (из этих секторов в процессе выполнения начальной загрузки компьютер считывает программу, берущую на себя управление для последующей загрузки самой операционной системы).
  • программные закладки (иногда их называют вирусами) могут изменить всю информацию о полете. Активировать включение автопилота (который пилоты выключить не смогут никогда). Набрать высоту и задать курс полета. По видам закладок очень интересны так называемые исполняемые закладки, ассоциированные с исполняемыми программными модулями, содержащими код этой закладки (чаше всего эти модули представляют собой пакетные файлы, т. е. файлы, которые состоят из команд операционной системы, выполняемых одна за одной, как если бы их набирали на клавиатуре компьютера);
  • закладки-имитаторы, интерфейс которых совпадает с интерфейсом некоторых служебных программ, требующих ввод конфиденциальной информации (паролей, криптографических ключей, номеров кредитных карточек);
  • замаскированные закладки, которые маскируются под программные средства оптимизации работы компьютера (файловые архиваторы, дисковые дефрагментаторы) или под программы игрового и развлекательного назначения.
С учетом замечания о том, что программная закладка должна быть обязательно загружена в оперативную память компьютера, можно выделить резидентные закладки (они находятся в оперативной памяти постоянно, начиная с некоторого момента и до окончания сеанса работы компьютера, т. с. до его перезагрузки или до выключения питания) и нерезидентные (такие закладки попадают в оперативную память компьютера аналогично резидентным, однако, в отличие от последних, выгружаются по истечении некоторого времени или при выполнении особых условий).

Понятно, что без помощи пилота сделать это было бы невозможно. Мне кажется, что это мог сделать тот пилот, что долго тренировался на тренажере дома, отрабатывая посадку на острова Индонезии. А именно Захари Ахмед Шах. При этом мне понятно, что «отрабатывал» Захари на своем дорогом авиационном тренажере. По результатам компьютерных «полетов» Захари Ахмад Шаха и была «написана» эта программа. Именно Захари отключил транспондеры в кабине и трюме самолета. А потом принудительно активировал программную закладку изменившую курс полета Боинга. Мне кажется, что ювелирно проделать многократно отработанную на тренажере посадку Захари побоялся. Доверился техническому прогрессу. Думаю этот шаг и привел самолет к катастрофе. Потеряв управление над самолетом, пилоты вынужденно взирали на то, как неисправный Боинг вместо полета по курсу начинает терять высоту. Падая в воды Индийского океана (ну или куда там ещё он мог упасть).

Не учел Захари Ахмед Шах ещё одного. У всех программных закладок (независимо от метода их внедрения в компьютерную систему, срока их пребывания в оперативной памяти и назначения) имеется одна важная общая черта: они обязательно выполняют операцию записи в оперативную или внешнюю память системы. При отсутствии данной операции никакого негативного влияния программная закладка оказать не может. Ясно, что для целенаправленного воздействия она должна выполнять и операцию чтения, иначе в ней может быть реализована только функция разрушения (например, удаление или замена информации в определенных секторах жесткого диска). То есть если найти самолет, или его черные ящики, то можно будет найти записи о преднамеренном изменение курса. Кроме того, думаю, речевой самописец так же зафиксировал попытки экипажа вернуть управления самолетом себе. Так, что доказательства есть обязательно. Ну, а кто, или для чего это сделал, узнать будет несложно. Думаю все дело в страховке. Так как самолет застрахован на огромную сумму денег, то желающие получить свою долю найдутся обязательно. Ну, или, как вариант, месть одного из программистов или инженеров авиакомпании. Так, что загадок будет ещё очень много. Найти бы сам самолет…

Схема управления самолетом.


Схема управления Боингом 777.

Использование возможностей дистанционного обучения

В информационном обществе в роли ведущих требований при оценке уровня подготовки выпускников выступают ключевые компетентности. Под компетентностью понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести:

    Мультимедийная технология.

    Дистанционные образовательные технологии.

Формированию информационно-коммуникативных компетентностей способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.

Модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариативности и разноуровневости образования умение применять инновационные технологии и их элементы помогают преподавателю добиваться высокого качества обучения. Они способствуют рациональному проектированию учебного процесса и эффективной реализации намеченных целей и задач обучения.

Использование ЦОР и ЭОР предоставляет учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя.

ИКТ интересны и тем, что данные технологии постоянно развиваются. Познакомилась и внедряю на практике методику web – квестов. Данная методика универсальна и очень проста, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.

Web – квесты представляют собой мини – проекты, основанные на поиске информации в сети Интернет.

Алгоритм работы с web – квестом отражает последовательность мыслительных операций в процессе исследовательско–ориентированной деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями web – квестов, выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.

Задания web – квестов представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию.

Учащиеся знакомятся с заданиями web – квестов, выполняют задания на основе ресурсов Интернета, оформляют результаты деятельности в виде презентации Power Point.

Вопросы web – квестов подбираются учителем так, чтобы на них не было прямого ответа в учебнике, чтобы при посещении сайта ученик был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит. Работа над вопросами должна углублять знания учащихся, расширять их кругозор и развивать эрудицию.

В ходе выполнения задания ученики по согласованию с учителем могут расширить рамки своей работы. Весь накопленный материал (в том числе необходимые для презентации рисунки, схемы, уравнения реакций) учащиеся помещают в созданные ими папки.

На этапе оформления работы ученики отбирают из накопленного материала самую значимую информацию и представляют её в виде презентации Power Point.

Учитель выполняет роль консультанта, поскольку надо научить каждого правильно и достойно представить результаты своей деятельности. Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и систематизируют информацию, полученную не от учителя, а из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Например: домашнее задание по теме «Соли серной кислоты», 9 класс: выполните задание по web-квесту:

Это интересно

в заливе Кара-Богаз-Гол в воде содержится 30% глауберовой соли при температуре +5°С эта соль выпадает в виде белого осадка, как снег, а с наступлением тёплого времени соль снова растворяется. Так как в этом заливе глауберова соль то появляется, то исчезает, она была названа мирабилитом, что означает «удивительная соль». Какая формула мирабилита?

Почему можно перевозить концентрированную серную кислоту в стальных цистернах?

Реагирует ли концентрированная серная кислота с неметаллами? Докажите.

Что такое олеум?

Как образуются «кислотные дожди»?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации, инструментом, с помощью которого можно оценить знания обучающихся. По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.

Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?

Я работаю в общеобразовательных классах. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься учащийся начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Бывают даже случаи, что, к сожалению, не редкость, когда родители ребенка «хватаются за голову» за несколько месяцев до экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ использую возможности дистанционного обучения .

У дистанционного обучения есть свои положительные стороны. Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график обучения.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.

Направления дистанционного обучения школьников:

    углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

    ликвидация пробелов в знаниях, умениях учащихся по определенным темам;

    подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

    дополнительное образование по интересам;

    подготовка учащихся к экзаменам.

Для создания и функционирования информационно-образовательной среды использую платформу АИС «Сетевой город. Образование» и образовательный портал для подготовке к экзаменам "Решу ЕГЭ". Эти системы имеют все необходимые средства для реализации дистанционного обучения, включая:

    средства коммуникации, в том числе личные сообщения и форумы;

    базы данных преподавателей, обучающихся, информационных и учебных материалов;

    средства размещения информационных и учебных материалов;

    электронные журналы успеваемости обучающихся;

    средства совместной проектной деятельности обучающихся, например, сервис Wiki (вики), портфолио проектов;

    средства контроля выполнения заданий обучающимися, в том числе тестирование.

Кроме АИС и "Решу ЕГЭ". при использовании ДОТ используем вспомогательные технологии и средства:

    видеоконференцсвязь, например, систему TrueConf или Skype;

    сайт школы или учителя.

Механизм организации дистанционного обучения на сайте "Решу ЕГЭ":

    Учитель составляет тест из необходимого количества случайно выбранных системой заданий по той или иной теме. Можно так же создать тест из подобранных заданий, указав их номера по каталогу или добавив в систему свои собственные задания.

    Для каждой работы система выдает индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который учитель сообщает учащимся. Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку, проходят тестирование и сохраняют результаты.

    Можно заранее создать группу учащихся и добавить в них учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе. Но необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена учащихся нет: их результаты появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят составленную учителем работу.

    Система автоматически проверяет решения заданий частей А и В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения заданий части С. Учитель может просмотреть, оценить и прокомментировать их.

    Сводные результаты выполнения работ по каждой созданной учителем группе учащихся автоматически заносятся в классный журнал. Если учащиеся несколько раз выполнят одну и ту же работу, в журнал будут внесены все их результаты. Результаты можно экспортировать в электронные таблицы Эксель.

Результативность и эффективность дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ:

    Повышение среднего балла ЕГЭ по химии с 52,8 (2014г) до 61,86 (2015г.).

    Совершенствование информационно-коммуникативных компетентностей учащихся и педагогов.

    Развитие самостоятельности и самосовершенствования.

Зам. по УВР: _____________________/ Батыршина А.М./

Глобализация дистанционного образования предоставляет широкие возможности развивающимся странам для реализации систематических задач, из которых решающими являются следующие:

А. Расширенный доступ Программы МВА, предлагаемые институтами в Америке, Канаде, Австралии, Великобритании, теперь доступны в большинстве развивающихся стран. Действует множество других программ, предложенных развитыми странами, которые доступны в развивающихся странах. Учащиеся в развивающихся странах имеют доступ к образовательным и учебным программам, предложенным многими развитыми странами. Теперь можно получить диплом об образовании за рубежом, не выезжая за пределы своей страны. Многие развивающиеся страны с ограниченными образовательными ресурсами получают широкий допуск к мировым образовательным и учебным средствам, чтобы дополнить и усовершенствовать свои усилия по предоставлению образования большому количеству людей. Спутниковые технологии широко используются развитыми странами для передачи своих образовательных программ в отдаленные части стран, таких как Индия. Большая потребность существует в получении образования в технической и профессиональных сферах, таких как менеджмент, пользование компьютером, образование, мультимедиа и др. Список иностранных учреждений в Индии, предлагающих дистанционные программы образования, -очень впечатляющий и большой. Это повлияло на то, что у людей в Индии появилось больше возможностей для получения образования за рубежом.

В. Обучение с использованием чужого опыта и знаний. Благодаря современным технологиям коммуникации происходит легкий доступ к источникам информации, материалам и осуществляется быстрая связь между людьми, что способствует получению образования, используя чужой опыт и накопленные знания. Различные методы, используемые учреждениями дистанционного образования в развитии, создании и подачи материалов, становятся легко доступными посредством баз данных. Информационные технологии позволили разработать учебные материалы для дистанционного образования, опираясь на существующие знания и практику, и сделали процесс обучения более доступным. Глобализация, в этом смысле, способствует процессу получения знаний, используя существующий опыт и практику.

С. Взаимовыгодное партнерство.

Пословица «Два лучше, чем один» оправдывает себя как в дистанционном образовании, так и во многих других областях. Партнерские договоренности между участниками, находящимися в разных странах, что опять-таки возможно благодаря технологиям, могут внести вклад в предоставление услуг, которые выходят за рамки какого-то одного учреждения/института. Партнерство в развитии равноправного дистанционного образования определенным образом дополнит опыт и ресурсы, и будет способствовать созданию улучшенных учебных материалов. Одним из таких примеров международного сотрудничества, возможного благодаря глобализации, является партнерство между Commonwealth of Learning (COL), Канада, и национальным Открытым Университетом Индиры Ганди. Они предложили Masters Programme в дистанционном образовании (MADE) под партнерской программой Раджива Ганди. Сотрудничество между Commonwealth of Learning(COL), Канада и Национальным Открытым Университетом Индиры Ганди, Индия, является одним из таких примеров международной деятельности, возможной благодаря процессу глобализации. Они предлагают Masters Programme в дистанционном образовании (MADE) при поддержке Научного Общества Раджива Ганди. Широкие процессы глобализации повлияли также на деятельность Европейского Сообщества в развитии дистанционного образования (John Field,1995). Партнерские соглашения могут эффективно удовлетворять потребности в образовании небольших развивающихся стран, в особенности способствовать развитию учебных материалов, которые являются основополагающей составляющей в дистанционном образовании.

D. Конкурентная Среда

Расширенный доступ может повлиять на усиление конкурентно-способности. Например, как упоминалось ранее, некоторые из лучших мировых административных и компьютерных программ, развитых в определенных передовых странах доступны многим другим странам, включая развивающиеся. Это, предполагается, должно инициировать дух конкурентной борьбы среди местных учреждений/институтов. Технологическое преодоление границ может поставить под угрозу существование посредственных учреждений/программ. Стремление к лучшему мотивирует других к самосовершенствованию. Свободный рынок может отвергнуть несовершенных исполнителей. Мировые программы дистанционного образования вносят конкурентоспособность в работу местных учреждений/институтов дистанционного образования. Этот процесс может повлечь за собой улучшение организации дистанционного образования.

Развитие дистанционного образования в мире

Анализ любой системы обучения показывает, что основными элементами обучения на протяжении сотен лет являлись:

  • * преподаватель (учитель);
  • * аудитория (лаборатория) в том или ином виде;
  • * учебные материалы по изучаемому курсу;
  • * библиотека как накопитель и хранитель знаний.

Сетевое дистанционное обучение, через Интернет, в отличие от других,

обеспечивает возможность обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем базового учебного заведения, студентами и администрацией. Подобные системы становятся неотъемлемой частью образования различного уровня во всем мире. Это объясняется низкой стоимостью обучения (в 3-5 раз ниже, чем при очной форме обучения), возможностью получить образование в удобное для обучающегося время и в удобном для него месте.

В мире разработаны и успешно используются системы дистанционного обучения, предлагающие услуги по изучению различных учебных программ и курсов. Системы сетевого дистанционного обучения состоят из следующих базовых элементов:

  • * учебное заведение, как организационная структура дистанционной формы обучения;
  • * информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов;
  • * технические и программные средства обеспечения технологии ДО;
  • * преподаватели дистанционной формы обучения (тьюторы);
  • * обучающиеся (студенты);

Важным аспектом в дистанционном образовании является совокупность применяемых технологий. В учебном процессе используются две группы технологий неинтерактивные (например, предоставление учебно-методических материалов в печатном виде, на аудио- и визуальные носителях или CD-ROM), и интерактивные - компьютерные (например, видеоконференции, электронная почта и т.д.) .

Эффективность обучения при применении средств ДО зависит от того, насколько оперативна связь обучаемого с преподавателем. Без контакта обучаемого с преподавателем невозможно построить эффективную систему обучения.

В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения: традиционная почта, факс, компьютерные технологии, видеоконференции с использованием одной из форм телевещания, аудиоконференции и видеоконференции на основе телефонных технологий, интранет систем и глобальной сети Интернет.

Наиболее универсальной и перспективной технологией, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающегося, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов - внутривузовском, национальном и мировом, является сетевая Интернет-технология. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся, преподавателей и администрации учебной организации.

Во многих западных странах, прежде всего в США, индустрия дистанционного обучения активно развивается уже более 10 лет, о чем свидетельствуют приведенные ниже цифры о состоянии мирового ДО (в том числе, ДО США):

  • * 50% корпораций США используют технологии дистанционного обучения
  • * Более 80% университетов США предлагают услуги по дистанционному обучению.
  • * Объем мирового рынка е-learning в 2004 году составил 40 млрд. долларов (объемы рынка традиционного высшего образования - несколько триллионов долларов). За последние 10 лет объемы рынка е-образования выросли более чем в 2000 раз
  • * Обучается в Интернете около 100 млн. человек; численность очных студентов по всему миру - 97 млн.

К 2010 году две трети мирового образования будет получаться через Интернет (по прогнозам American Educational Research Association)

Исследователи дистанционного рынка США дают различные оценки его величины и перспектив его развития. Сами цифры могут отличаться, но в одном авторы сходятся: темпы роста этого рынка очень высоки. По данным сайта www.Brainware.com, в 2002 г. рынок ДО в США оценивался в 10,3 млрд., к 2006 г. ожидается его увеличение до 83,1, а к 2011 г. - до 212 млрд. долл. Значительную часть мирового рынка ДО составляет корпоративное электронное обучение. Специалисты компании International Data (США) так оценивают его перспективы: от 6,6 млрд. долл. в 2002 г. до 23,7 млрд. долл. в 2006 г. В США, по оценке этой компании, на корпоративное обучение в 2001 г. было потрачено 4,2 млрд. долл., к концу 2005 г. эта сумма увеличится до 18 млрд. долл. По другим оценкам объем рынка электронного обучения в США составит к 2010 г. 46 млрд. долл. По данным Американского общества обучения и развития, доля времени, которое американские организации будет тратить на электронные тренинги, возрастет с 10,5% в 2001 г. до 25% в 2004 г. По данным аналитиков сайта eMarketer, объем доходов, полученных в сфере корпоративного электронного обучения в США, составил в 2002 г. от 6 до 7 млрд. долл. В Японии, по данным Министерства государственного управления, внутренних дел, почты и средств связи, ожидается что в 2003 г. доходы от электронного обучения составят около 716 млн. долл., а к 2006 г. ожидается увеличение доходов в этой сфере до 1,73 млрд. долл.

Специалисты компании считают, что такое обучение станет более удобным и приятным, станет дешевле. Оно получит широкое распространение в глобальных компаниях, которым необходимо обучать персонал в различных точках по всему миру.

Одной из важных тенденций последних лет является сокращение доли учебных программ на CD-ROM и рост количества программ обучения, доступных через Интернет или корпоративные учебные порталы (E-learning).

Одним из наиболее грандиозных решений в области “онлайнового” образования, подтверждающий лидирующее положение США на рынке ДО, является проект бесплатного образования в Сети (OpenCourseWare или OCW), разработанный Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology или MIT) и представляющий собой массу материалов по множеству дисциплин, выложенных на специально для того созданных сайтах. Всего таких сайтов будет около сотни и на них будет размещено всё, к чему получают доступ настоящие ("оффлайновые") студенты и аспиранты MIT (материал будет представлен как в виде привычных текстовых документов, так и в виде потоковых аудио/видеозаписей семинаров, лекций, экспериментов). Важно, что OCW не станет альтернативой обучению в MIT. Получить диплом или защитить таким образом степень не удастся. Работы над проектом ведутся с апреля 2001-го года, обходятся весьма недёшево (на первые 27 месяцев спонсорами выделены 11 млн. долл., каждый последующий год обойдётся примерно в 10 млн. долл.) и планируется, что они продлятся ещё как минимум 10 лет. К настоящему моменту OCW существует лишь в виде пилотного проекта, включающего примерно двадцатую часть той информации, что будет доступна по завершении работ. Но даже в таком виде это поистине бесценный ресурс, аналогов которому попросту нет.

В современном мире все происходит стремительно. Часто людям приходится одновременно заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей, работать. Сложно в таком бешеном ритме выделить свободное время для получения качественного образования, без которого невозможно продвинуться по карьерной лестнице. Отличным выходом из этой ситуации является дистанционное образование. С помощью подобной формы обучения можно получать необходимые знания без отрыва от домашних дел и рабочего места.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

Данный вариант получения диплома имеет свои плюсы и минусы. Термин «дистанционное образование» предполагает организацию учебного процесса, при котором разрабатывается преподавателем специальная программа, основывающаяся на самостоятельном освоении материала. Подобная среда обучения предполагает отделение ученика от преподавателя во времени и пространстве. При этом современные формы дистанционного обучения оставляют шанс на полноценный диалог путем применения современных технических средств. Благодаря данному формату появляется возможность обучения у жителей тех регионов, в которых нет квалифицированных преподавателей, качественного высшего образования, требуемого уровня квалификации.

Страницы истории

В европейских странах во второй половине прошлого века начали появляться так называемые дистанционные университеты, виртуальные колледжи. Используемые формы дистанционного обучения отличались разнообразными педагогическими приемами, экономическими механизмами.

Интерактивная деятельность учащихся и учителя

Данный термин применяется не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. В узком смысле понятие «интерактивный» рассматривается как диалог программы и пользователя, обмен запросами (текстовыми командами) и приглашениями (ответами). Появление возможности в произвольном виде задавать вопросы, давать на них развернутые ответы, стало толчком к тому, что в большом количестве появились вузы с дистанционной формой обучения. От технических возможностей программы напрямую зависит активность пользователя, шансы на интерактивность. В более широком смысле идет речь о диалоге между субъектами посредством всех доступных методов и средств.

Априори интерактивного общения является телекоммуникационная среда. Очно-дистанционная форма обучения в качестве субъектов рассматривает ученика и преподавателя, общающихся посредством диалога в режиме реального времени по электронной почте, в ходе телеконференций.

Организационно-методические варианты дистанционного обучения

Такие формы как экстернат, ориентированы на тех студентов, которые по различным причинам не могут заниматься по традиционной (аудиторной) форме. В 1836 году появился основной задачей которого была организация экзаменов, выдача степеней, аттестатов студентам, не занимающимся в обычных учебных учреждениях. И в настоящее время не утрачена актуальность подобного варианта образования.

Есть и такие формы дистанционного обучения, которые предполагают учебу на основе определенного университета. Речь идет о целой системе образования для студентов, предпочитающих дистанционное обучение, организуемой с помощью современных информационных технологий, в том числе и компьютерных телекоммуникаций (off-campus). Многие ведущие университеты мира разработали программы для выдачи аттестатов по разным направлениям обучения. В австралийском университете (Южный Уэльс) заочно-дистанционная форма обучения выбрана 5 тыс. студентами. Если учесть, что на очном отделении занимается всего 3 тыс. студентов, масштаб дистанционной работы впечатляет.

Некоторые учебные заведения заключают договор о сотрудничестве. В этом случае использование дистанционных форм обучения способствует повышению качества образования.

Организация дистанционного обучения

В современной России существуют специальные образовательные которые созданы для талантливых и одаренных детей. Из крупных центров выделим Открытый Лондонский университет, на базе которого в последнее время организуются разнообразные курсы для школьников. В технологическом университете с использованием формы дистанционного обучения готовят инженеров.

Обучающие автономные системы подразумевают получение знаний с помощью радио- либо телевизионных программ, специальных печатных пособий и методических рекомендаций. В основном такая форма используется для взрослой аудитории, не сумевшей своевременно завершить школьное образование. Разрабатываются специальные программы, ориентированные на повышение компьютерной грамотности, тренинги здоровья.

Модели дистанционного обучения

Единичная модель предполагает применение одного информационного канала либо единственного К примеру, образовательный процесс осуществляется с помощью телевизионной передачи, путем переписки. Данная модель в качестве основного средства получения знаний рассматривает печатные материалы. Здесь нет двухсторонней коммуникации - предполагается традиционное заочное обучение.

Мультимедиа связано с применением разных средств образования: печатных пособий, компьютерных программ на съемных носителях, видео-, аудиозаписи. Лидирующие позиции принадлежат односторонней передаче информации. В случае необходимости дополнительно проводят консультации, очные встречи, экзамены, обучающие семинары.

Гипермедиа считается дистанционным обучением нового поколения. Модель предполагает применение новейших информационных технологий, где ведущая роль отводится компьютерным телекоммуникациям. Самым простым вариантом считается применение электронной почты и конференций.

Основные моменты удаленного обучения в ОУ

Организация полноценного дистанционного обучения невозможна без применения информационных технологий. Нужно выделить два основных момента:

  • Дистанционное образование не предполагает отказа от классического (традиционного) варианта образования. Независимо от того, какими бы совершенными ни были технические возможности, обучение посредством ИКТ является необходимостью, но не панацеей. Безусловно, нельзя пренебрегать подобными возможностями ведь с помощью технических средств можно улучшить качество образования.
  • Основные технологии, которые применяются при дистанционном обучении: видеоконференции, компьютерные тестирования, электронные учебники.

Работа с детьми в рамках реализации приоритетных национальных проектов

В современной России не только высшая школа стремительно развивается в направлении дистанционного обучения. По инициативе министерства образования РФ был разработан специальный проект по инклюзивному обучению для школьников. У ребят, имеющих проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, слухом, появилась возможность учиться, не покидая стен своего дома. Государство позаботилось об оснащении таких школьников полным комплектом компьютерного оборудования. Первые результаты реализации программы подтверждают ее своевременность и актуальность.

Заключение

Применение разнообразных методов и форм обучения позволяет получать желаемый результат - воспитывать гармонично развитую личность. Во многих ситуациях дистанционный способ обучения становится единственным вариантом получения высшего образования. Наука не отстает от тех веяний, которые происходят в современном обществе. В каждой школе, среднем и высшем учебном заведении есть собственные Выбор формы дистанционного образования остается за студентом либо родителями (законными представителями) школьника. За данным видом обучения будущее, с его помощью у всех появляются равные возможности получить желаемое образование.