Математика

Характеристика методов и приемов музыкального воспитания. Общая и возрастная педагогика Современные средства наглядности

Характеристика методов и приемов музыкального воспитания. Общая и возрастная педагогика Современные средства наглядности

Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используются разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.

Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, стеᴨȇни владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.

В теории и методике физического воспитания используются общедидактические приемы.

Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно-зрительные приемы обеспечивают: правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание об­разцам окружающей жизни; использование зрительных ориенти­ров для формирования ориентировки в пространстве; использова­ние кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, те­лепередач и т.д.

Приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность , основаны на непосредственной помощи воспитателя, который при­косновением к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал сутулиться и принял правильное физиологичное положение тела, воспитатель проводит рукой по спине; или если ребенок затрудняется сделать наклон вперед, воспитатель поможет ребенку наклониться пониже. Использование этого приема должно быть кратковременным. В про­тивном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.

Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движения. Этот прием способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.

Наглядно-слуховые приемы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. На­пример, ребенок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения типа:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Топ, топ, топ, топ -

Шагают наши ножки.

Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.

Используются приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений. Они опираются на двигательный и жизненный опыт ребенка, его представления. Это пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов; указания о выполнении движения; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточняющая сюжет подвижной игры или последовательность двигательных действий и т.п.; вопросы, которые воспитатель задает ребенку до начала выполнения физических упражнений, чтобы выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, или проверить имеющиеся представления об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнить игровые правила.

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

Методы состоят из более частных приемов. Прием - практический элемент метода.

Методы зависят:

От конкретных учебных задач;

От характера различных видов музыкальной деятельности;

Обстановки;

Источника информации и т.д.

Наиболее распространенной в педагогике классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т.е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод . Исполнение музыкальных произведений педагогом, использование TCO - основное содержание этого метода. Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в аудиозаписи.

Наглядно-зрительный метод (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.

Словесный метод используется, чтобы организовать внимание детей, передать им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснить музыкальные произведения, которые они слушают, учить самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании.

Важен тон речи педагога, манера общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные умения и навыки, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности.

При обучении пению педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования.

Выразительный показ музыкально-ритмических движений (как держать спину, руки, маршировать, выбрать движение, соответствующее характеру музыки, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки) имеет важное значение для их освоения детьми.

Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание всех методов. Если они не достигают цели, нужно вовремя заменить их. Угасание у детей интереса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения. На третьем этапе (произведение выучено) очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам.

(Документ)

  • Иванов В.А., Котельников Р.И. Транспортная энергетика (Документ)
  • Контрольная работа - Государственное регулирование использования и охраны земель (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа-методика обучения технике спортивной ходьбе (Лабораторная работа)
  • Основные понятия педагогики(термины) (Документ)
  • Контрольная работа - Организация обслуживания в баре (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Зависимости между переменными (Лабораторная работа)
  • Программа и контрольные задания для студентов I и II курсов заочной формы обучения всех специальностей (Программа)
  • Контрольная работа - Экономико-математические методы и модели (решение задач) (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа по ТФК. Основы методики обучения двигательным действиям (Лабораторная работа)
  • n1.doc

    Контрольная работа
    Дисциплина: Педагогика
    Тема: «Наглядные методы и приемы обучения, технология использования »

    1. Общая характеристика методов обучения
    Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка -дошкольника. Оно, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов.

    Процесс обучения осуществляется различными методами. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

    В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов: наглядные; практические; словесные.

    Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

    В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

    2. Наглядные методы и приемы обучения
    К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

    Наблюдение;

    Рассматривание картин;

    Демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

    Демонстрация наглядных пособий;

    Показ изображений с применением компьютеров;

    Некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
    2.1. Наблюдение
    Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

    – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

    – за изменением и преобразованием объектов;

    – репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

    Наблюдение - это умение всматриваться в явления ок­ружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их при­чины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, уме­ние сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.
    Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования пол­ноценных представлений и развития познавательных про­цессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на по­ставленные вопросы, сравнение, сопоставление.

    Наблюдения проводятся на специальных занятиях (на­блюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организа­ции наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, вос­хищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на уча­сток прилетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т. п.

    В обучении дошкольников используют разные виды на­блюдений: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что пред­ставляется необходимым материалом для развития мысли­тельной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-след­ственных связей). Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы, прилета­ющие на участок дошкольного учреждения; растение, вы­ращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).

    Сравнительные наблюдения представляют особую цен­ность для развития мыслительной деятельности детей. Де­тям среднего дошкольного возраста предлагают для срав­нения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут срав­нивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представ­лению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.

    Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

    Объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчет­ливые представления;

    – должна быть ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кро­ликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

    – планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов;

    Объект наблюдается в таких условиях, которые позво­ляют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естествен­ной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке дет­ского сада, а не в групповой комнате и т.п.);

    Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

    Наблюдение должно сопровождаться точным конкрет­ным словом: называть предметы, их признаки, действия;

    Усвоенные в процессе наблюдения знания, зародивши­еся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в переска­зывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре).

    Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи меж­ду явлениями. Необходимо поощрять проговаривание деть­ми в ходе наблюдения названий объектов, действий, при­знаков, благодаря чему формируются более полные и осознанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержа­ние представлений должно складываться на основе актив­ной познавательной деятельности самих детей.

    Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не име­ющих под собой прочной чувственной основы.
    2.2. Наглядный метод – рассматривание картин, репродукций картин и картинок
    Это важный метод обучения дошкольников, позволя­ющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых пред­метов. С помощью картин, репродукций картин и картинок у детей формиру­ются статические наглядные образы.

    Рассматривание картин в первую очередь помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

    Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

    На картине можно подробно рассмотреть предмет, его составные час­ти, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается за­метить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружа­ющем мире.

    Рассматривание картин помогает развивать наблюдательность, мыслитель­ные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащает речь, оказывает влияние на интересы ребенка. Картин­а дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

    Большую роль демонстрация картин, репродукций картин играет в расширении кругозора детей, поскольку появляется воз­можность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринимать. Например, живот­ные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое.

    В дошкольном учреждении используются разные виды картин. Прежде всего - это специально созданные дидакти­ческие картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (например, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень», «Март» И. И. Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка» В.М.Васнецова и др.). В каче­стве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой ожива­ют герои произведения, возникают страны и города, где про­исходят события. Кроме того, педагог подбирает предмет­ные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные», «Наш город» и др.)» оформляет и использует для индивидуальных заня­тий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.
    2.3. Наглядный метод: демонстрация слайдов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей
    Наглядный метод: демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

    1) расширение знаний детей и развитие их речи;

    2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

    В учебных целях на занятиях демонстрируются слай­ды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютер­ные программы. С помощью слайдов может иллюстриро­ваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность при­общать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание.

    В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов:

    Очерковые;

    Сюжетные.

    Примером могут служить фильмы «Откуда хлеб пришел», «Москва строит­ся», «Кремль», «Кружка молока» и др. Восприятие такого фильма требует подготовки детей, постановки перед ними вопросов, на которые они должны ответить после про­смотра. Поэтому демонстрация фильма - это часть занятия, длительность которого не превышает 10 мин.

    Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:

    – предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

    – после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

    – через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

    – после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

    Необходимо учитывать, что простая демонстрация ка­кого-либо предмета, явления, его изображения еще не обес­печивает выделение ребенком нужных сторон и свойств данных объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о предметах. Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого.

    Организация заключается в том, что взрослый в строгой последователь­ности выделяет различные стороны и свойства предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей – их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

    Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли в театр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

    Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.
    2.4. Наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца
    Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Показ действий, способов работы, последователь­ности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной дея­тельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направля­ет их внимание, память, мышление. Показ должен быть чет­ким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое дви­жение, заметили особенности его выполнения.

    Каждое свое действие воспитатель обозначает словом: «Делаю лунку в земле, но не очень глубокую. Теперь осторожно беру чере­нок. Осторожно, потому что у него очень тонкие корешки, их легко повредить». Слово должно дополнять движение, характеризовать его направление. Иногда к показу отдель­ных движений, действий педагог привлекает кого-то из вос­питанников, подготовив ребенка заранее.

    Показ образца используется в обучении изобрази­тельной деятельности, труду, особенно ручному, художе­ственному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.

    К сожалению, в массовой практике нередки случаи, ког­да воспитатель объясняет или показывает детям то, что они уже умеют делать. В результате ребенок «привязывает ин­струкцию» к конкретной ситуации. Подобная же работа в других условиях вновь требует разъяснения. В результате получается «выученная беспомощность». Если педагог хочет развить у детей самостоятельность, творческие способности, он должен показывать только те действия и способы работы, которые представляются для них новыми.

    Например, дети научились делать коробочки по выкройке. Через некоторое время перед ними ставится учебная задача - сделать игрушку по выкройке (тематика - на выбор: корзинка, коляска, тележка, тачка). Основа кон­струкции прежняя, поэтому приемы работы с выкройкой снова показывать не следует. А вот натолкнуть детей на поиск приемов преобразования коробочки в другой пред­мет - необходимо.

    В зависимости от уровня знаний и умений воспитанни­ков педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элемен­ты), или несколько образцов на выбор (творческое вопло­щение ранее усвоенных приемов).

    3. Применение наглядных методов и приемов
    3.1. Использование наглядных методов в системе физического воспитания
    В системе физического воспитания широко используются общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный), практический.

    Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.

    К этой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания) зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

    Показ физических упражнений . При показе у детей через органы прения создается зрительное представление о физических упражнениях. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают.

    В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. И перед показом детям сообщают, на какой элемент им следует обратить внимание. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т. е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка.

    К показу воспитатель тщательно готовится. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое упражнение было видно всем детям. Например, общеразвивающие упражнения целесообразно показывать стоя на возвышении и в некотором отдалении от группы, впереди ставить детей маленького роста. Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки и др.) следует показывать в разных плоскостях, чтобы создать правильное представление о положении туловища, ног, рук.

    В процессе обучения полезно давать детям задание наблюдать за своими товарищами и отмечать качество выполнения упражнений.

    Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы.

    Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

    Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

    Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление. Например, для выполнения прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед, педагог использует образ воробышка. Образы, которые не полностью соответствуют характеру разучиваемого движения (прыгать как зайчики), применяются для того, чтобы дети с большим интересом выполняли физические упражнения. Такие образы используются после того, как движение в основном освоено, т.е. при закреплении двигательных навыков.

    Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др.), птицам (гусь, петух, курица-наседка, воробышек, цапля), насекомым (бабочка, жук, муха, комар, пчела, гусеница), растениям (цветок, трава и др.), различным видам транспорта (поезд, трамвай, автомобиль, самолет), трудовым операциям (колка дров, полоскание белья, резание ножницами и др.). Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.

    Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Задание коснуться предмета, подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту; задание при наклонах достать руками носки ног способствует увеличению амплитуды движения. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.

    Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже).

    Наглядно-слуховые приемы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Например, ребенок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения типа:

    По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Топ, топ, топ, топ - Шагают наши ножки.

    Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.

    Все методы и приемы обучения играют важнейшую роль в формировании двигательных навыков и должны применяться в комплексе.
    3.2. Наглядный метод в музыкальном воспитании
    Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

    Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование TCO - основное содержание этого метода. Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие.

    Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии полностью его заменить. Но в качестве приема применение грамзаписи может быть эффективно, особенно когда она дается в сравнении с «живым» звучанием произведения.
    Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его.

    Но возможно и создание проблемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д. Дети старшего возраста способны различать варианты исполнения педагогом одного и того же произведения.

    Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.

    Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе. До прослушивания музыкального произведения зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать (например, показать изображение музыкального инструмента, который будет звучать).

    Навязывание детям каких-либо представлений о музыкальном произведении до его прослушивания в виде готовой картинки обедняет процесс восприятия музыки, излишне конкретизирует его. Поэтому использование зрительной наглядности более оправданно лишь после нескольких прослушиваний произведения, когда у детей уже сложились свои представления о музыкальном образе.

    Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер (педагог может иллюстрировать, конкретизировать сказанное им). Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами). Перед детьми ставится задача выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два (три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам, подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке, и т.д.

    Использование наглядных приемов на музыкальных занятиях облегчает усвоение определенных знаний, придает обучению проблемный характер, заинтересовывает детей, развивает фантазию, побуждает их к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий при прослушивании различных музыкальных произведений.

    Наглядные методы кроме указанных выше применяются также на занятиях по изобразительной дея­тельности и в трудовом обучении.

    Таким образом, наглядные методы обучения направле­ны на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира (от того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей), развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также на развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника – игры, изобразительной и трудовой деятельности.

    Список литературы
    1. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В.- М.:Издательство: Феникс, 2004.- 384с.

    2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 416с.

    3. Косминская В. Б. и др. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду».- М., «Просвещение», 1977 г.

    4. Наглядные методы обучения физическим упражнениям. Режим доступа: http://parohod.kg/fisic-vospitanie

    5. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания. Режим доступа: http://shkolniks.ru/music-vospitanie

    Чаще всего ее представляют компакт-диски, аудиокассеты, магнитофонные записи, реже-пластинки. Воспроизведения звуковой информации происходит с помощью магнитофонов, электрофонов, проигрывателей, радиоприемников. Такие записи призваны способствовать правильной постановке голоса, выработке литературного произношения, правильной расстановке ударений. Озвучивание фрагментов литературных произведений формирует у ученика представление о эмоциональную окраску тона, возможностей использования интонации с целью гармонизации первого и второго коммуникативных планов.

    Визуальные или экранные средства.

    Включают в свой состав транспаранты, диапозитивы, диафильмы, дидактические материалы для епіпроекції.

    Транспаранты - это крупноформатные диапозитивы, которые комплектуются таким образом, чтобы соответствующие части полного изображения объекта, процесса, прибора, механизма и тому подобное воспроизводили динамику развития или движения.

    Например, на экране можно смоделировать полет птицы путем наложения рисунков с различным положением его крыльев.

    Технология изготовления динамических транспарантов, согласно Н.Есть.Мойсеюк, базируется на следующей последовательности действий: 1) выбор объекта изучения; 2) "фазировка" его элементов; 3) разработка плана-сценария транспарантов. Технология демонстрации заключается в том, что на базовый кадр в логической последовательности, согласно упомянутому плану сценария накладываются все транспаранты. Такое наложение обеспечивает изображение объекта в динамике.

    Демонстрируют транспаранты с помощью графопроекторов - устройств, позволяющих проецировать на экран схемы, графики, диаграммы, рисунки, записи и тому подобное, которые выполнены на широкоформатной прозрачной пленке. Преимуществом графопроекторов является то, что они могут использоваться в незатемнених помещениях, создают возможность передвигать пленку в прямом и обратном направлениях. Это позволяет во время урока делать необходимые записи, стирать записанное, перемещать данные, открывать или закрывать часть материала и тому подобное.

    Несколько подобную функцию реализует кодоскоп, который предназначен для использования вместо классной доски, что определенным образом отражено в его названии: "КОДоскоп" - К - классная, О - оптическая, Д - доска.

    Диапозитивы - это фотографические черно-белые или цветные изображения на пленке или стекле, которые проецируются на экран с помощью эпидиаскопа. Диапозитивы нередко изготавливают сами учителя, если возникает необходимость спроектировать на экран определенные рукописные, печатные или нарисованные материалы, фотографии, иллюстрации и тому подобное.

    Диафильмы - своеобразная экранная композиция, которую составляет подбор кадров в определенной сюжетной последовательности, что позволяет продемонстрировать отдельные фазы развития, передать движение, внутреннюю динамику явлений и событий. Использование на уроке диафильмов предполагает активную аналитико-синтетическую деятельность учащихся, направленную на осознание учебного содержания в его взаимосвязях. Однако бывают случаи нецелесообразного их использования. Это чаще всего случается тогда, когда учитель старается обязательно продемонстрировать все кадры, что отнимает время для проведения других необходимых на этом уроке видов учебной работы.

    Иногда диафильмы изготавливают со звуковым сопровождением, записанным на пластинку или магнитофонную ленту.

    Аудиовизуальные или наглядно-слуховые средства.

    К ним относятся учебное кино, телевидение, видеозаписи, диафильмы со звуковым сопровождением.

    Учебное кино получило свое развитие еще в предвоенные годы XX века. С того времени производство дидактической кинопродукции значительно усовершенствовались. Расширенные дидактические возможности его объясняются тем, что кинофильм имеет способность влиять не только на зрительные и слуховые анализаторы ученика, но и на его эмоциональную сферу. Среди учебных кинопленок различают целостные фильмы, которые часто состоят из нескольких частей, и кінофрагменти, продолжительность демонстрации которых достигает 3-5 минут.

    Используя учебное кино, учителю необходимо, с одной стороны, обладать чувством меры, а с другой, обоснованно определять его место и роль в системе других дидактических средств.

    Телевидение не только открыло возможность проведения в школе известных киноуроков, а и пришло на помощь ученику и учителю в подготовке к урокам в домашней обстановке. Учебный материал, как правило, широко освещается с использованием последних достижений науки и техники. Благодаря учебным телепередачам особенно широкие возможности проведения киноуроков появились у учителей истории, географии, литературы, музыки, трудового обучения.

    Дневные передачи, предназначенные для непосредственного использования на уроках, могут быть: 1) из темы определенного урока (чаще всего демонстрируются малодоступны для школы материалы); 2) телевизионные лекции (подобраны в логической последовательности визуальные материалы сопровождаются рассказом ведущего); 3) передачи обобщающего характера (итог полученных учащимися знаний в процессе демонстрации богатого наглядного материала или снятого на пленку исследовательского эксперимента); 4) телеекскурсії, посвященные ознакомлению с теми объектами, которые учащиеся не могут посетить (отдаленные музеи, заповедники, живописные уголки природы, чужие страны и т. д); 5) телевиставки, посвященные дополнению учебных материалов учебника (например, фрагменты кинофильма о редкие явления природы или общественной жизни).

    Вечерние телепередачи, связанные со школьной учебной программой, бывают направлены: 1) на помощь ученикам во время выполнения сложных домашних заданий (школьникам предлагается система квалифицированных объяснений, направленных на разъяснение сути задач и алгоритма действий по их выполнению); 2) консультации для учителей (создают возможность заранее просмотреть учебные телепередачи, с которыми есть возможность поработать на уроке, получив предварительно соответствующие методические рекомендации); 3) телелекції, телеекскурсії, которые за время демонстрации превосходят продолжительность урока; 4) уроки, которые несут в учительскую общественность передовой педагогический опыт (демонстрируются непосредственно из школ как своеобразная визитная карточка учителя-новатора).

    Ответ:

    Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процесса музыкального воспитания. Направленного на формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста. Методы осуществляются в условиях непосредственного контакта педагога с детьми, его влияния и действенной помощи в процессе их активной учебной и самостоятельной музыкальной деятельности.

    Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей каждого периода дошкольного детства и в связи с этим уровень общего и музыкального развития, педагог целенаправленно создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую общую музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе их общения с музыкой.

    Первый метод в музыкальном воспитании - наглядно-слуховой. Музыка отражает в художественных образах объективную жизнь, окружающую детей, и является в музыкальном воспитании первоисточником особого своеобразного художественно-образного познания, приобретаемого через внешние органы чувств, путем слуховых ощущений и восприятий. Это первая ступень чувствительного познания . Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального произведения.

    Второй метод в музыкальном воспитании - словесный , обращенный к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художественного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для ребенка одним из таких средств познания, особенно близкие и понятные ему, является конкретно-образное слово педагога . Сущность жизненных явлений и объектов отражается в мысли и выражается в словах. Мысль, слово - это вторая ступень познания. Слово педагога помогает ребенку понять идею и содержание музыкального произведения .

    Третий метод в музыкальном воспитании - художественно-практический , имеющий в своей основе музыкальную творческо-испольнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительской деятельности - в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах, к своеобразной продуктивной детской творческой деятельности под руководством педагога. Она дает ребенку возможность действенной проверки правильности музыкального воспитания и художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной деятельности.

    Наглядно-слуховой, словесный и художественно-практический методы в педагогическом процессе взаимосвязаны. Этого требует специфика музыкального воспитания и связанного с ними обучения, в которых чувство и мысль, эмоциональный и сознательный компоненты представляют единство, обеспечивающие ребенку осмысление и силу сопереживания музыкальных образов.

    В начале работы с маленькими детьми педагог постепенно знакомит их с музыкой, способствует возникновению первых художественных восприятий и впечатлений. В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками ребенок постепенно подводится к большей самостоятельности. Обучая и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учитывая их возрастную активность, большие возможности, педагог в одних случаях пользуется методом прямого воздействия, предлагая ребенку образец и способ выполнения (пение песни, её фрагментов, исполнение движения танца), а в других применяет метод опосредованного педагогического воздействия на самостоятельную деятельность детей (уточнение эмоциональной характеристики игрового образа: маленькая, веселая птичка, сердитый, злой волк. Побуждает ребенка к большей выразительности движений).

    В старшей и подготовительной группах педагог-музыкант пользуется методом проблемного воспитания и обучения, особенно побуждающего и развивающего у детей самостоятельные поиски решений для выполнения творческих заданий, которые им предлагает педагог.

    В процессе музыкально-художественного обучения детей целесообразное сочетание и исполнение уже названных и ряда других методов и приемов находится в зависимости от задач эстетического воспитания, а так же от различных сторон педагогического процесса.

    Методы и приемы определяются:

    1. Источниками, из которых дети приобретают знания (применение наглядных средств, приемов словесно-образных эмоциональных пояснений и др.).

    2. Видами художественной деятельности и их учебными задачами (приемы развития художественного восприятия репродуктивной и творческой деятельности в соответствии с программой музыкального обучения).

    3. Типами и этапами музыкально-художественных занятий (специфика приемов отдельных видов художественно-музыкальной деятельности; приемы в зависимости от типов занятий - комплексных, одновидовых, тематических, учетно-контрольных; приемы при первоначальной встрече с заданием, при реализации их, при переносе в новые ситуации).

    4. Задачами развития художественных творческих способностей (приемы развития музыкального слуха, зрительной наблюдательности, специальных способностей - чувство ритма, композиции; формирования продуктивного творчества).

    5. Требованием соблюдения возрастных возможностей детей (приемы обучения младших детей; игровые ситуации, развлекательность, яркая наглядность, указания воспитателя, его активная роль; приемы обучения старших детей: формирование художественных интересов, склонностей, развитие самоконтроля, самооценки, изменение характера наглядности в соответствии с указаниями воспитателя, увлечение роли поисковых ситуаций, способов самостоятельных действий).

    6. Индивидуально-дифференцированным подходом - установление правильных взаимосвязей в процессе коллективных занятий между: приемами индивидуального подхода и подходами к небольшим группам детей, объединенных по сходным уровням художественной подготовленности, а так же приемами обращения ко всей группе (фронтальный подход).

    Каждый основной метод - заключает в себе определенный комплекс разработанных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют его метод.

    Широкое творческое применение педагогом отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания в целом, индивидуализирует её, предостерегает от установленных штампов, помогает творчески работать.