Английский язык

Мнению в а сухомлинского. Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог. Коллектив как важное звено в педагогическом процессе

Мнению в а сухомлинского. Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог. Коллектив как важное звено в педагогическом процессе

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

    знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

    научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

    педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

    высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

    непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

    малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

    среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

    продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;

    высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

взгляды В.А. Сухомлинского.

Выдающийся педагог XX в. (1918-1970)В.А. Сухомлинскийвырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся:

    на принципах гуманизма,

    на признании личности ребёнка высшей ценностью,

На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд:

    важность формирования мировоззрения учащихся;

    важная роль в обучении отводилась слову учителя,

    художественный стиль изложения,

    сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой ». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В книге "100 советов учителю ": ребенок не только мыслит и познает мир вокруг себя, но и познает самого себя. (Практически идея герменевтического круга: через мир познать себя, через себя познать мир). При чем это знание приходит не только умом, но и сердцем .

Основные принципы его учения о воспитании : 1) Неповторимость каждого ребенка.

2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей

3) Неравество умственных способностей детей. (Здесь нет противоречия с пунктом 2, т.к. у детей разные задатки умственных способностей. Неспособных нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание - это зависит от того, что мы имеет в начале, т.е. от способностей)

4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход. НО “Опыт убеждает, - пишет В.А.Сухомлинский в статье “Народный учитель”, - если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок."

5) Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и тд). Дифференцированный подход к учебе.

6) Каждый ученик - личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. Это задание В.А. Сухомлинский считал одним из самых тяжелых и самых тонких заданий педагога и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется значимым. Почтенное отношение к человеческомудостоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами В.А.Сухомлинского, важнейшим педагогическим инструментом, поскольку дает возможность сохранить все красивые человеческие качества, которые были заложены у ребенка от роду, – доброту, человечность, неугомонность, и не дает возможность развиться плохим свойствам – безвольной и молчаливой покорности, бессердечию, жестокости.

Конечная цель такого подхода - "творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера".

7). Получение позитивных чувств от учебы. Успешный ученик, может важничать от того, что он достиг таких ого-го высот. Это плохо. =>

8) Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что "следует умело вести подростка путем преодоления трудностей".

9) Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба - это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения.

10) Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы.

11) Человечность, чуткость, тактичность к ученикам.

12) Оценка как инструмент воспитания, а не наказания.

13) Взаимозависимость личности и коллектива (?)

14) Учитель должен любить свою работу, быть выскоквалифицированным специалистом, обладать выскоими моральными качетсвами и подходить творчески к процессу воспитания.

По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке изла­гает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педа­гога, тем ярче раскрывается его личное отношение к зна­ниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюблен­ностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педаго­гику. Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости тру­женика. Это значит, что ребенок должен видеть, пережи­вать свои успехи в учении.

Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде - когда один что-то создает для дру­гого. Задание педагога - не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего - к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве - это значит на­учить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится свето­чем знаний - и поэтому воспитателем - лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями .

«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце …»

В.А.Сухомлинский

В наши дни, когда происходит забвение вечных ценностей жизни, а молодое поколение остро нуждается в духовных ориентирах, опыт Василия Александровича Сухомлинского необходим нашей школе как воздух. Говоря об этом Солнечном Учителе, вспоминаются знаменитые слова Н.А. Некрасова: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя».

Учителям, сохраняющим порядки старорежимной школы, не понять, что дети, у которых не отбили желание познавать новое, любят и хотят учиться, но в такой форме, которая бы отвечала их возрастным потребностям. В форме, помогающей создать тот тип личности, который не сломают испытания и невзгоды.

«Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать…»

Нам приходилось не раз и не два отмечать взрыв интереса к учебе, возрастание познавательных способностей детей, когда им переставали навязывать одинаковую для всех деятельность, давали возможность выбирать сферу приложения своих сил и время для занятий. Значит, занятия в общеобразовательной школе того типа, который сложился сейчас в нашей стране, могут не только лишать детей интереса к изучаемой области знаний, но и неуклонно понижать уровень здоровья из-за постоянных перегрузок. Ведь нелюбимая деятельность, не давая притока энергии и энтузиазма, способствует ухудшению не только познавательных способностей, но и здоровья.

«Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости власти в деспотическое самодурство…»

Почему мы нередко забываем, что дети в школе живут, – это их жизнь здесь и сейчас, а не подготовка к будущей жизни, – и навязываем им деятельность? Ведь душевный подъем сопровождает только правильный выбор, сделанный в любом возрасте. Тоска и скука в детских глазах – точный индикатор того состояния, которое возникает у ребенка, если он идет не по своему жизненному пути. Как важно уловить эти симптомы и не подавить его волю! Зажглись глаза – значит, он нашел то, что ему нужно.

«Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой…»

Сухомлинский дал примеры нового подхода к обучению детей, отстававших в интеллектуальном развитии от сверстников. Он старался найти такую сферу приложения сил ребенка, которая зажгла бы радость и свет в его глазах, пытался отыскать ту задачу, которую ребенок хотел бы решить по велению своего сердца. Замечательный педагог начинал работу с практической деятельности, обучая таких «тугодумов» ремеслу, которое совершенствовало тонкие движения руки и формировало центры, отвечающие за интеллектуальные способности. Эти дети развивались сначала в практической деятельности, обнаруживая способности лепить, резать по дереву, кроить, а затем начинали с легкостью решать математические и физические задачи, делать выводы, которые ранее были им недоступны. Дети занимались любимым делом, не подозревая, что это дело дает им возможность научиться мыслить, получать знания не путем заучивания готовых текстов и выводов, а добывая информацию из первоисточника. Если дети сами выбирают сферу приложения своих сил, получают те знания, которые отвечают их устремлениям, то их развитие ускоряется, а интеллект развивается весьма интенсивно. Тем самым преодолевается отставание от сверстников. Дети, быстро переделав с утра до начала школьных занятий домашние задания, отдав дань традиционному обучению, с головой погружались в мир, отвечающий их душевным потребностям. Эту учебу они называли «школой радости» – ведь именно радость сопровождала их часто совсем не легкий труд. Это состояние душевного подъема означало, что они на верном пути.

Как же можно организовать обучение, если каждому нужно ежедневно выбирать свою дорогу? Но ведь можно работать сообща, делая то дело, которое тебе по душе, то дело, которое для тебя сейчас самое важное и интересное. Просто нужен не надзиратель, а дирижер, компетентный в данной деятельности. Если не мешать детям, но вдохновлять их и постараться организовать постижение тех азов мастерства, которые им нужно освоить для выполнения общей работы, то они могут освоить эти действия и получить нужные навыки столь быстро и эффективно, как никогда не получается, если человек работает по принуждению. Их жизнь при этом становится столь эффективной и безукоризненно организованной, что наставники не перестают удивляться, отмечая, что их беспокойные и неуемные прежде озорники важно и быстро выполняют очень непростые действия, демонстрируя недюжинное упорство и удивительную усидчивость.

Центральный момент режима – правильное чередование труда и отдыха, бодрствования и сна, ведь нарушения сна пагубно отражаются на здоровье и настроении. По мнению Василия Александровича, ответственная роль сна зависит не только от его продолжительности, но и от того, какую часть ночи человек спит, как и когда он работает на протяжении дня. Лучше всего себя чувствуют те, кто рано ложится спать, спит достаточное количество времени, рано поднимается и занимается интенсивным умственным трудом в первые 5–10 часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна уменьшаться. Если ребенок младшего возраста встает, например, в шесть часов утра, то после полудня напряженный умственный труд для него уже недопустим.

Он утверждал, что чем больше времени отводится на интенсивный физический и умственный труд на свежем воздухе, тем гармоничнее функционируют и развиваются все органы,

что двигательная активность именно на свежем воздухе наиболее эффективно стимулирует активность детей, улучшает кровообращение, снижает состояние гипоксии, улучшает здоровье и, следовательно, повышает усвоение школьного материала. Мы можем, конечно, найти те способы, которые бы помогли детям становиться здоровее и при обучении в наших городских школах, но как это обеспечить в тех далеко не экологичных условиях, которые складываются внутри железобетонных зданий? Там им не дают двигаться, в течение многих часов удерживая за партой. Наличие у детей потребности в движении как потребности биологической, требующей обязательного удовлетворения для поддержания нормального физиологического состояния организма, еще далеко не всегда находит понимание среди педагогов, родителей, потому до 85% учебного времени школьники находятся в помещении.

Школа Сухомлинского была устремлена в будущее, его педагогика – это педагогика СЕРДЦА: «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога», – так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».

«Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало.»

На первое место он ставил не обучение, а воспитание: развивать личность, формировать духовные запросы ребятишек, и, как следствие, – умение и желание учиться, потому что учиться по-настоящему может лишь человек культурный, трудолюбивый и волевой. В воспитании он считал важнейшим единство идеалов, стремлений, мыслей и переживаний воспитателя и воспитанников.

Чаще всего школу В.А. Сухомлинского называют Школой Радости; в ней царили музыка, фантазия, сказка, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин; в школе работало бессчётное количество кружков и секций, её двери всегда были открыты.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

Василий Александрович считал важным начать процесс эстетического воспитания ребёнка как можно раньше. «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания».

В.А. Сухомлинский продолжил гуманистические традиции Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака и др. выдающихся педагогов. Оценку мудрый учитель считал самым сильным поощрением и наказанием в учительском труде, и отказался от наказаний в школе. «Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… – воспитывайте детей без наказаний», – говорил Сухомлинский. Он видел в этом важнейшую проблему «переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимо-отношений...» Учитель стремился привить детям уважение и любовь к труду, «чтобы дети видели в труде источник духовных радостей».

«Учение – труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат – все это надежные источники человеческой радости.” (Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1979, с.127).

Сейчас наш мир стал стремительно меняться, и его судьба зависит от нашего умения жить в гармонии с природой, о чем и говорил Василий Александрович Сухомлинский, а не пытаться воевать с ней.


Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Биография

Сухомлинский Василий Александрович (1918 - 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 - 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 - 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 - 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

  • воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
  • соотношение индивидуального и коллективного воспитания
  • развитие творческого начала у детей
  • семейная педагогика
  • взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то и исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
  • общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
  • в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
  • ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

  • перед людьми
  • обществом
  • родителями
  • коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду . Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу , которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей . Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Библиография

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем... — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну: книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

  • В расчете на абстрактного ученика. // Воспитание школьников. — 1991. — № 4.
  • Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве] // Народное образование. — 1989. — № 8.
  • К вопросу об организации школ-интернатов // Сов. педагогика. — 1988. — № 12.
  • "Учитель — совесть народа..." : [публ. писем педагога] // Народное образование. — 1988. — № 9.
  • Мы продолжаем себя в детях: [публикация отрывка из статьи педагога]// Воспитание школьников. — 1990. — № 5.
  • Книга источник знаний, добра, красоты // Кировоградская правда. — 1965, 22 окт.
  • Сумейте понять ребенка // Горьковская правда. — 1968, 19.сент.
  • «Без сказки нельзя представить детства» // Комсомольская правда. — 1976, 3 окт.
  • Нет плохих учеников! // Неделя. — 1978. № 39.
  • Наша «скрипка» // Радяньска освита. — 1966, 21 мая.
  • Воспитание любви к знаниям, школе, учителю // Радяньска школа. — 1964, № 7.
  • Трудность и радость познания // Работница. — 1968, № 9.
  • Самый важный участок работы руководителя школы // Радяньска школа. — 1965, № 7.
  • Суть процесса воспитания // ЦГА Украины. Ф.5097. — Оп.1.д.692.
  • Искорка и пламя // Радяньска освита. — 1966, 18 мая.
  • Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс // Кировоградская правда. — 1951, 26 декабря.
  • Знания и умения // Кировоградская правда. — 1966, 3 февраля.
  • Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радяньска школа. — 1977, № 11.
  • Наша добрая семья // ЦГА Украины.Ф.5097. — Оп.1.д.205.