Физика

Как открыть школу иностранных языков с нуля — пошаговая инструкция. Как открыть курсы английского языка? Как открыть курсы по английскому языку

Как открыть школу иностранных языков с нуля — пошаговая инструкция. Как открыть курсы английского языка? Как открыть курсы по английскому языку

Текст Мария Овсеец

Фото Инна Птицына

Я не прошла ни одного собеседования и завалила все тестовые задания

»

Поиски себя

До рождения сына я работала в международной логистике - занималась таможенным оформлением, международными перевозками и декларированием товаров. В феврале прошлого года должна была выйти из декрета, но возвращаться в эту область совсем не хотелось. Я не замужем, воспитываю сына, отец моего ребенка помогает нам, но этого мало, поэтому поиск новой работы был необходимостью.

Я мечтала о такой занятости, которая позволит мне проводить больше времени с сыном, и стала искать работу в интернет-проектах, где все организовано удаленно. Мне очень хотелось попасть в команду издательства «Манн, Иванов и Фербер». У них в то время как раз была открыта вакансия копирайтера, однако с условием - собственный книжный блог. Его я и стала вести в Instagram, и именно этот блог в дальнейшем стал хорошей почвой для старта бизнеса.

К слову, на работу в МИФ меня так и не взяли, так же как и в другие интернет-проекты. Я не прошла ни одного собеседования и завалила все тестовые задания. Поэтому на тот момент я оставила попытки найти какую-то работу.

Решение открыть школу иностранных языков

Изучать французский я начала случайно шесть лет назад. В очередной раз записалась на английский язык, пришла на курсы, а преподаватель на первом занятии заговорила по-французски. Как оказалось, английский снова перенесли. Преподаватель предложила остаться с ними, и в итоге я еще два года проходила в эту школу, а про английский вообще забыла. Так я дошла до среднего уровня в изучении французского языка.

Мой книжный блог в Instagram тем временем перерастал во что-то большее, становился более личным. Тогда как раз пошла волна личных проектов, все в сети стали рассказывать о себе, продвигать личные истории. И я подумала: почему бы мне не сделать свой курс по французскому? Мне хотелось нести этот язык в массы, собрать группу тех, кто тоже интересуется французским языком, и вместе заниматься.

Это было примерно в начале августа 2017 года. Я сразу же записалась на курс «Как продать свой курс» и через неделю поняла, что мне как преподавателю не хватает знаний. То есть вариант был такой: я сейчас останавливаюсь, беру полгода на то, чтобы подтянуть язык, а потом уже занимаюсь курсом. При этом я понимала, что уроки-то я напишу, но при этом мне все равно понадобится помощь, чтобы проверять задания. И тут возник вопрос, а вместе с ним и идея: а почему преподавать должна я сама и почему бы не создать школу французского с другими преподавателями.

На следующий день я написала об этом в блоге -на тот момент у меня было уже около 11 000 подписчиков. Люди откликнулись, стали писать: молодец, хорошая идея, продолжай в том же духе. Это меня очень воодушевило. На тот же пост откликнулись два преподавателя, которые и стали у меня работать.


Запустить школу изучения иностранного языка не значит владеть языком в совершенстве

»

Как все устроено: команда

Я не преподаю французский в своей школе. Мой уровень языка - всего В1, что совсем не дотягивает до преподавания. Люди думают, что у меня суперкрутой уровень и я учу в своей школе сама. А потом я показываю в Instagram Stories собственные занятия, и люди недоумевают и пишут мне в личку: «А как, а что, а вы, а не?.. Да как же так, а я думала...» Как хорошо сказала моя знакомая: «Венеролог разве должен переболеть всеми болезнями?»

Я запустила проект и стала заниматься в нем всем, кроме преподавания. Потому что для этого есть квалифицированные преподаватели. Каждый делает свое дело и не лезет в чужое. Мое - продвижение и маркетинг, налаживание связей и много всего другого. У преподавателей - как раз обучение. Запустить школу изучения иностранного языка не значит владеть языком в совершенстве. Я, как дон Аль Капоне, наблюдаю за своей территорией с позиции шефа.

Мне довольно легко удалось найти преподавателей. Люди, которые хотели со мной сотрудничать, написали мне сами. Преподаватели умеют учить языку, но не умеют и зачастую не хотят продавать свои услуги. Поэтому они пришли ко мне. Готовят курсы, занимаются с учениками, а мое дело - приводить клиентов и развивать школу.

За первые два месяца преподаватели заработали в четыре раза больше, чем я

»

Как все устроено: курсы

У нас есть разные программы курсов. Но кроме самих программ, важна и методика преподавания. Это то, на проработку чего при запуске проекта ушло немало времени, и то, что требует постоянной работы, анализа и корректировки.

Человеку нужно постоянное общение. Не всем помогает полное погружение в среду. Например, когда человек переезжает жить за границу, он боится разговаривать с местными и может разве что в булочной пальцем ткнуть, намеренно не используя язык из-за страха. Мы же в своей школе заставляем людей разговаривать, реально заставляем. У меня на сайте написано, что они должны выходить из зоны комфорта. Наша задача - не только научить правилам, но и снять языковой барьер, а также объяснить человеку, как изучать язык вне уроков.

Очень важно постоянно тренировать мозг, то есть делать не то, что ты делал всегда, а переводить свою жизнь на французский язык, причем сразу, даже если ты ничего не понимаешь. Песни на французском слушать, переводить, подпевать.


Я снизила преподавателям процент. Никто не ушел, хоть я и боялась, что это случится

»

Деньги

Начать было не страшно, потому что я не смотрела на это как на бизнес, ничего в этом не понимала, да и вообще не думала, как начать. Если мне какая-то идея приходит, я ее сразу запускаю. То есть у меня такой подход в жизни - разберусь потом, а сейчас нужно начинать и не раздумывать, иначе энергия уйдет и я этот проект либо не начну, либо он не будет иметь такого вовлечения. Обычно так и происходит.

В общем, начинать нужно было быстро. Мой бизнес был запущен на собственные сбережения, естественно, минимальные. Я вложила первоначальный бюджет в покупку домена для сайта, хостинга, настройку образовательной платформы, но все это были какие-то небольшие суммы. Самым большим моим вложением был курс «Путь Мечты» .


Помощников у меня не было, я все делала сама, с учителями договаривалась на процент. Естественно, у меня не было опыта, я не знала, какой процент обычно берут преподаватели, как с ними договариваться. В итоге за первые два месяца сотрудники заработали в четыре раза больше, чем я. Потом уже я пересмотрела все их ставки. В частности, когда мы на «Пути Мечты» проходили уроки по оплате работы команды, я со всем этим постепенно разбиралась.

У нас продаж было достаточно много по сравнению с тем, как преподаватели могли это сами продать. Например, у одной из них своих было три продажи, а я сделала на первый поток 14 учеников из своего блога. Тогда я приняла решение понизить процент, который получали преподаватели. Мы не ругались, я просто объяснила ситуацию: мы развиваемся, маркетинг требует вложений, а если я буду их делать со своей личной прибыли, тогда работать получится только в ноль и у меня не будет совершенно никакого интереса заниматься школой. У меня нет официальной работы, то есть нет финансовой базы, поддержки, которая бы позволила легче относиться к ситуации, потому что, когда есть работа, понимаешь: если что-то не получается, все равно остается зарплата. У меня же зарплаты нет.

Учителя поняли, что выбора не так много: либо они занимаются набором учеников самостоятельно, либо соглашаются работать у меня, но за меньший процент. Никто не ушел, хоть я и боялась, что это случится.


В ноябре прошлого года мне было очень тяжело физически: я ничего не успевала, у меня постоянно болела голова

»

Чем я занимаюсь в проекте

Долгое время мне приходилось делать самой все, что только можно. Если с преподавателями все складывалось хорошо, то с другими специалистами все получалось иначе. Например, мне нужно было соединить домен с хостингом. Нашла человека на fl.ru , заплатила ему, а он просто пропал. Другой должен быть настроить платформу для ведения курсов - и снова пропал. В итоге каждый раз я все делала сама, приходилось разбираться в технических тонкостях.

Все это привело к тому, что французским языком я не занималась практически совсем, потому что у меня не было на него времени. Я стала маркетологом, организатором, техническим специалистом, бизнесменом - кем угодно, кроме человека, который делает что-то для души. И у меня даже был переломный момент в плане отношения к делу, потому что пропала доля заинтересованности в саморазвитии. Изначально ведь у меня была цель какая? И свой уровень знания языка подтянуть, и другим людям, которые интересуются французским, помочь. А получилось, что я должна разбираться в маркетинге, финансовом учете, технической базе.

На курсе «Путь Мечты» мы изучали, как правильно строить команду, как делегировать и, что самое главное, как оставаться верной себе. Это очень помогло. Сейчас я стараюсь вернуть проект в то русло, когда я веду его так, как мне нравится, а не только думаю о маркетинге и продажах. Я заметила, что, когда я вернулась к этой позиции - когда я все делаю так, как мне нравится, мы получаем результат лучше, в том числе и финансовый.


Курс «Путь Мечты»

Спустя два месяца после открытия бизнеса мне на почту пришло письмо о запуске курса «Путь Мечты» . Я сразу же на него записалась: во-первых, доверяю создателю курса Галие Бердниковой , во-вторых, мне было просто необходимо разобраться в тонкостях бизнеса. А то, что в программе внимание уделено не только бизнесу, но и жизни в целом, подкупило еще больше - я очень люблю изучать что-то новое.

Все уроки и задания были интересные. Самое крутое для меня пошло, когда мы начали говорить про бизнес, потому что в той сфере у меня никакого опыта не было. За последнее время максимально полезным уроком был анализ точек касания, когда ты по определенному алгоритму прорабатываешь точки взаимодействия с клиентами, а потом просишь сделать то же самое других. Я получила очень хорошую обратную связь, и на ее основе мы ввели много улучшений и изменений в школе.

Благодаря курсу я узнала новое о том, как общаться с людьми, как улучшить техническую базу и сделать так, чтобы потенциальному ученику было легче ориентироваться на сайте и в соцсетях. На самом деле знаний было много, все это в комплексе привело к тому, что школа стала приносить прибыль. Если до курса чистая прибыль была отрицательной, я только вкладывала, то теперь чистая прибыль - 35 000 рублей, оборот - 190 000 рублей.

Найм команды

В ноябре прошлого года мне было очень тяжело физически: я ничего не успевала, у меня постоянно болела голова - проект требовал много времени и сил, а количество задач только увеличивалось. И как раз в тот момент мне написала девушка, которая окончила курсы, где обучают личных помощников, и предложила свои услуги. Это еще один плюс открытости деятельности. Когда ты все рассказываешь в соцсетях - нужные люди находят тебя сами.

Она взяла на себя всю работу по ведению сайта на конструкторе, администрирование образовательной платформы и рассылку. А у меня появилось время на стратегическое планирование. Найм помощницы - очень верное решение.

Многие начинающие предприниматели боятся нанимать сотрудников - нет денег, нечем платить… Но на самом деле все это лишь в нашей голове, это ограничения, которые мы сами себе ставим. Конечно, мне тоже иногда страшно нанимать людей. Так было с маркетологом - думала, как я буду платить? Когда на курсе «Путь Мечты» мы прошли уроки о том, как нанимать команду и как рассчитывать зарплату, у меня сформировалось понимание, что есть разные формы расчета зарплаты, для каждого вида деятельности - свой вариант.

Для того чтобы получить результат, который я хочу, я немножечко себя перестроила - стала прокачивать в себе управленческие навыки. Уроки по делегированию, которые были у нас на курсе, добавили мотивации и вдохновения, помогли увидеть, как делегирование лучше организовать. Но главное, я перестала бояться говорить человеку, что он должен делать.


Instagram

Времени на ведение соцсетей требуется много. Сейчас я веду два аккаунта: я взяла Instagram школы плюс веду свой . В день это занимает часа два с половиной. Это работа, но она мне нравится. Для меня Instagram всегда был местом, где я реализую свой творческий потенциал: сделать фотографию, собрать ленту, чтобы это было более-менее красиво.

Много времени занимают тексты. Я заметила за собой такую вещь: если я начинаю текст за собой проверять, он перестает мне нравиться. Поэтому теперь я проверяю только ошибки. То есть я не проверяю, как написано, потому что тогда мне вдруг начинает не нравиться, как предложение построено, или еще что-то - и тогда я не могу писать от души. А почему люди так откликаются на мои тексты? Потому что я пишу от души. Я пишу личную историю - со всеми ее проблемами. Я делюсь проблемами в бизнесе, делюсь тем, что мне не удается, - параллельно с тем, что, наоборот, удается. Пытаюсь подсказать на своем опыте, как продуктивно организовать работу. И очень много приходит комментариев в личку: спасибо, ваш блог очень мотивирует, вы меня наконец-то сподвигли на то, чтобы что-то изменить в своей жизни.



Страхи

Мне в личку приходит очень много вопросов «А как вы это сделали?». Как не побоялись написать в МИФ, что хотите брать у них книги на рецензию, когда в блоге было всего 500 подписчиков, а по требованиям надо было 5 000? Как не побоялись на всеобщее обозрение выложить пост, что хотите открыть свою школу? Как не побоялись открыть дело и развивать его у всех на глазах?

Тут надо смотреть на каждую конкретную ситуацию. Есть страхи, которые вообще не имеют под собой никакой основы. Бояться написать в МИФ? Ну что может случиться? Максимум тебе откажут, но голову же не оторвут. А каждое такое письмо поможет тебе продвинуться вперед, сделать шаг и дальше о себе заявить. Первый шаг - самый важный. А многие просто боятся взять и отправить это письмо, потому что боятся отказов. От этого надо избавляться.

В прошлом году я прошла практику, которая называется «100 писем с отказами». Это когда ты обращаешься, например, в поисках работы в те места, где тебя, как тебе кажется, точно не возьмут. Но не факт. И чем больше ты делаешь таких шагов, тем, во-первых, тебе становится легче, страх уходит, и, во-вторых, тем больше контактов ты нарабатываешь. Вот пример в цифрах. Я написала 15 писем. Двое мне не ответили, тринадцать согласились. У меня не было ни одного отказа по тем вопросам, которые я хотела решить за счет партнерства с другими людьми.

Но есть и другие страхи, конечно. Более серьезные, сковывающие. Например, меня очень волновал вопрос финансов: я боялась, что мы не окупимся, что-то не продадим. Бывало, что эти страхи прямо накатывали под вечер. И трудно было двигаться дальше, потому что они у тебя начинают скапливаться в голове и энергия пропадает.

Когда такое происходит, я делаю так: выключаю компьютер, иду на диван и читаю книжку, стараясь не думать о страхах, чтобы они не расширялись. На следующий день расскажу кому-то из своего окружения, и они обязательно меня поддержат.


Поддержка и окружение

Очень важно иметь такое окружение, которое с тобой на одной волне. У меня, например, нет поддержки в семье. Мои родители очень консервативные, для них мое занятие - в ущерб ребенку: ты его не кормишь, времени на него не тратишь. Хотя, конечно, трачу. Но я считаю, что ребенку нужна счастливая мама, тогда будут счастливы и остальные члены семьи. А если она загнана домашними заботами, неухожена, с пучком на голове котлеты жарит - какой она пример подает своей семье? Она несчастлива, муж несчастлив, ребенок видит, что в доме не все хорошо.

В общем, мои родители моих идей не понимают совершенно. Пытаться их переубедить и искать поддержку у них - лишняя трата энергетических ресурсов. Поэтому я ищу поддержку в других местах: в Instagram, у всех тех людей, с которыми я познакомилась в сети, кто давно наблюдает за мной, за моим развитием.

Если у вас нет людей, которые с вами на одной волне, то вы точно найдете их на курсе «Путь Мечты» - там девушки с такими же целями и проблемами, что и вы.


Интервью. Основатель школы французского языка CoCoÉcole Ксения Вавилова и главный редактор сайт Мария Овсеец

Просто начните делать! И не бойтесь об этом рассказывать в соцсетях. Когда ты начинаешь что-то делать и делишься этим, приходит неожиданно много людей, которые помогают, причем бесплатно. Мне, например, помогают мои друзья, которые оказались вовсе не книжными блогерами, а бизнесменами. И пока я об этом не заявила, я и не знала об этой части их жизни.

Занимайтесь тем, что нравится. Это действительно важно. Нужно прямо составить список. Это было в курсе «Путь Мечты», и это реально работает. Прямо берешь и пишешь: что тебе не нравится и отнимает твою энергию, а что тебя вдохновляет и прибавляет энергию. И начинаешь свой день с того, что добавляет тебе энергии. Тогда и сил на свершения будет гораздо больше!

Английский популярен. С этим не поспоришь. Знание английского языка - трамплин для карьеры, возможность оперативно узнавать новости из первоисточников, шанс самостоятельно путешествовать по миру. Кандидату с хорошим английским проще найти работу, и его зарплатные ожидания выше на 20-30%. Другие языки куда менее востребованы и чаще воспринимаются лишь как дополнение к английскому.

Все больше описаний вакансий включают такие формулировки: «Английский не ниже уровня Upper-Intermediate (бывает и выше) - обязательно, знание других языков является преимуществом».

Язык Шекспира и Байрона сегодня учат все: от трехлеток в детском саду до топ-менеджеров крупных компаний. Но обучение не всегда успешно. Люди посещают уроки английского годами, учат язык в школе, в ВУЗе, на курсах, но не читают, не понимают, не говорят на иностранном языке. Но они не теряют надежды и пробуют новые формы, методики, подходы. В этой нише есть где развернуться.

Юридические формальности

Как бы ни была хороша бизнес-идея онлайн-курсов английского языка, какой бы невероятный продукт вы ни придумали, придется ненадолго оторваться от креативной деятельности и уладить все организационные и юридические формальности. Но это не так сложно. С каждым годом процедура регистрации становится все проще и быстрее. Сейчас даже нет необходимости ездить в налоговую.

1. Как открыть курсы английского языка без лицензии

Начиная бизнес, мы стремимся к тому, чтобы расправиться с бумажной волокитой быстро и без лишних вложений. А получение лицензии - это многочисленные документы, формальности, контакты с властными структурами. И после получения лицензии вашу компанию будут периодически проверять на соответствие требованиям лицензии.

В случае с онлайн курсами английского языка лицензия не обязательна. Если вы планируете преподавать сами, и у вас есть соответствующее образование (диплом учителя английского), можно просто зарегистрировать ИП и работать без лицензии. Решите масштабировать бизнес и нанять других преподавателей, оформите лицензию. Но если преподаватели будут называться консультантами или методистами, лицензия тоже не нужна. Лицензия также не потребуется, если вы будете сотрудничать с другими преподавателями-индивидуальными предпринимателями.

2. Регистрируем ИП

Рассмотрим самый доступный способ запуска онлайн школы английского языка - зарегистрировать ИП.

Можно действовать самостоятельно. В любом случае нужно оплатить госпошлину (800 рублей). Некогда заниматься регистрацией? Есть разные варианты подачи документов:

  1. Обратиться к компании-посреднику, заплатив в среднем 5 000 рублей.
  2. Доверить оформление банку, в котором заведете расчетный счет (Точка, Промсвязьбанк…).Все можно оформить, дома - оставить заявку и дождаться расторопного специалиста (уже сегодня или на следующий день). Оформление ИП не будет вам стоить ни рубля, а цена годового обслуживания зависит от пакета услуг.
  3. Попросить друга или родственника отвезти документы. Но их примут только если нотариус предварительно заверит подпись.

Готовы оформить все самостоятельно? Воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Подобрать код ОКВЭД (общероссийского классификатора видов экономической деятельности).

Для курсов английского языка подходит ОКВЭД 85.42.9 - деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки.

Шаг 2. Заполнить заявление.

Удобнее сделать это на электронном сервисе, например, на этом . Так вы застрахуетесь от ошибок.
Внимание! Распечатывайте заявление на одной стороне листа.

Шаг 3. Выбрать подходящую систему налогообложения.

1. ОСНО - общая (или основная) система налогообложения. Эта система применяется по умолчанию и подразумевает уплату всех налогов: НДС, НДФЛ, налога на имущество.
2. ПСН - патентная система налогообложения. Эта система удобна, чтобы протестировать новый вид бизнеса. Предприниматель приобретает патент на определенную деятельность на срок от 1 до 12 месяцев, поэтому не сдает декларацию, не отчисляет взносы за работников в соцстрах, только в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Стоимость патента рассчитывается индивидуально, зависит от вида деятельности и региона. Патент оплачивается сразу при оформлении, его стоимость - это и есть налог, только оплаченный заранее.
3. УСН - упрощенная система налогообложения (в народе ее называют упрощенкой. Она самая популярная у малого бизнеса. Для нее характерна невысокая ставка налога и простота отчетности.

У упрощенки 2 разновидности:
УСН Доходы. Налоговая ставка - 6% на всю сумму доходов (все поступления на счет). Регионы имеют полномочия снижать ставку до 1%.
УСН Доходы минус расходы. Налоговая ставка - 15% (на разницу между доходами и расходами). Регионы могут снизить налоговую ставку до 5%.

Внимание! Заявление о том, чтобы перейти на упрощенку или патентную систему, на подается при регистрации или в течение 30 дней после нее. Не успеете - придется ждать следующего года. Заполнить заявление онлайн можно .

Шаг 4. Сдать документы на оформление ИП.

Сделать это можно следующими способами:
Приехать в ИФНС и заплатить 800 рублей (госпошлина).
Прийти в МФЦ и также оплатить госпошлину.
Отправить по почте, предварительно заверив подпись у нотариуса. Стоимость составит все те же 800 рублей + 500 рублей (услуги нотариуса) + почтовые расходы.
Через доверенное лицо (с заверением подписи у нотариуса). Придется заплатить 800 рублей (госпошлина)+ 500 рублей (нотариус).
Через онлайн сервис ИФНС с помощью электронной подписи. Подпись обойдется в 3 000 рублей + стандартные 800 рублей.

Не забудьте взять следующие документы:
Паспорт российский.
Заявление о государственной регистрации ИП.
Квитанция об оплате госпошлины.
Заявление о переходе на льготную систему налогообложения (если вы решили перейти).

У вас могут также запросить:
ИНН и его ксерокопию.
Копию паспорта.

Внимание! В случае личной подачи документов в ИФНС или МФЦ, вам должны выдать расписку о получении документов.

Шаг 5. Получить документы.

Они будут готовы через 3 дня.Вам выдадут:
Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.
Уведомление о присвоении кодов статистики из Росстата. Иногда ее нужно заказывать дополнительно.

Шаг 6. Встать на учет в пенсионном фонде.

Иногда то делается автоматически при оформлении ИП.

Шаг 7. Выбрать, как вести бухгалтерию.

Варианты есть разные:
Нанять бухгалтера или воспользоваться услугами фирмы по бухгалтерскому обслуживанию. Это недешево.
Вести бухгалтерию самостоятельно.
Платить никому не нужно, но придется тратить время.
Пользоваться онлайн бухгалтерией (тарифы до 500 рублей в месяц), например,
Воспользоваться услугами банка, в котором вы откроете расчетный счет (стоимость включена в тариф на обслуживание).

Шаг 8. Открыть счет в банке.

Шаг 9. Сделать печать.

Планируем сотрудничество

Онлайн курсы английского языка чаще открывают опытные педагоги, которые не хотят больше ограничиваться стенами одного образовательного учреждения или занятиями с несколькими частными учениками. Они готовы применять авторские методики для работы с более широкой аудиторией. Однако бывают и исключения, причем очень успешные.

Самую крупную и быстрорастущую в СНГ и Восточной Европе онлайн школу английского языка SkyEng с доходностью более 1 миллиона долларов в месяц создала в 2012 году команда технарей-выпускников физтеха. Сооснователь и CEO SkyEng Георгий Соловьев, будучи студентом, столкнулся с нехваткой доступных уроков английского языка.

Ему нужно было за год поднять уровень английского, чтобы поехать на стажировку в европейскую страну. Услуги московских репетиторов были слишком дороги для студента из провинции. В результате Георгий поехал на каникулы в родной город, начал там заниматься с репетитором, продолжил обучение по Скайпу, а затем нашел в интернете девушку-носителя языка, с которой стал тренировать разговорные навыки.

Через год Георгий поехал на стажировку. Уже тогда у него возникла идея создать онлайн-школу. С самого начала в SkyEng работали наемные преподаватели.

Сам себе эксперт и продюсер

Эксперт нечасто обладает предпринимательскими способностями. У него или у нее есть опыт, авторитет, харизма (не всегда) и крутой продукт (или способность его сделать), но создание компании, продвижение, организация учебного процесса онлайн и операционная деятельность для эксперта - темный лес.

Чтобы не забросить идею об онлайн курсах и запустить проект в течение короткого времени, эксперт может либо объединить усилия с продюсером, либо найти помощника, который за руку проведет эксперта по всем этапам создания онлайн школы, обучит продюсерским премудростям, а также поможет с продвижением и запуском. Таким «старшим товарищем» для … резидентов стал акселлератор онлайн школ Accel, который с первого дня погружает своих подопечных в процесс создания успешного инфобизнеса и быстро выводит стартапы на окупаемость и прибыль.

Оксана Сударева - эксперт в области преподавания английского с 28-летним опытом и степенью кандидата наук. Но она пять лет не могла решиться на запуск проекта, пока не попала в Accel. За два месяца Оксана не только поняла, как открыть курсы английского, но уже зарегистрировала ИП, уладила все юридические формальности и готова стартовать проект уже в ноябре. А еще Оксана успела получить максимум пользы от конференции «Контент & PR» в Алуште: нетворкинг, мастер-классы, идеи по созданию и продвижению онлайн школы от лидеров отрасли» Нетологии«, «Синергии», «Free Publicity School» и «SkyEng».

Порой хотелось все бросить и опустить руки, потому что любая мелочь превращалась в большой вопрос: на какой платформе сделать лендинг, на какой платформе проводить вебинар, где открыть расчетный счет, как подключить эквайринг, как открыть личный кабинет на сайте налоговой и получить электронную подпись, как разобраться со всеми финансовыми, юридическими и налоговыми тонкостями связанными с ИП… Мне очень помогали мои коллеги с Акселератора, которые сами уже это прошли, что-то попробовали и могли подсказать какие-то практические вещи».

Поиск экспертов и сотрудников

Если вы продюсер, который собирается открыть онлайн школу английского языка, вам нужен эксперт (или несколько), который займется контентной частью (создаст программу, видеоуроки и методические материалы) и преподаванием (будет проводить вебинары, индивидуальные и групповые консультации, проверять домашние задания…).

Экспертов можно искать через знакомых, в интернете, на нетворкинговых мероприятиях. Иногда приходится пообщаться с многими экспертами, чтобы найти того, кто вам подходит. Но оно того стоит - от этого партнерства во многом зависит успех онлайн курсов.

В школе SkyEng преподаватели проходят через жесткую систему отбора, контроля и отсева. Воронка рекрутинга SkyEng составляет на сегодняшний день 60 000 преподавателей. А работают на постоянной основе 1500 человек (2,5%).

Продолжение следует…

На вопрос «как открыть курсы английского языка?» не ответишь в одной статье. Мы рассмотрели юридические аспекты создания онлайн школы, выяснили, что без лицензии можно вполне законно работать, и мельком взглянули на онлайн курсы английского языка с позиций продюсера и эксперта.

Но это только первые шаги. Для успеха в инфобизнесе нужно тщательно проанализировать целевую аудиторию, сформулировать уникальное УТП, от которого наши потенциальные клиенты просто не смогут отказаться, выбрать подходящую платформу и создать крутой продукт. А потом этот продукт нужно продвигать, продавать и получать максимальную прибыль. Как это сделать, мы расскажем в следующих статьях. Следите за обновлениями.

Саша Галимова

Подготовка материала

В условиях сближения деловых отношений между странами, увеличения туристического потока и всеобщей глобализации изучение иностранных языков становится необходимостью для всё большего количества россиян. По статистическим данным, 46% наших соотечественников не оставляют мечты изучить иностранные языки. При этом ими движут разные цели: кто-то хотел бы обучаться, чтобы отвечать требованиям времени (13%), 14% россиян желают свободно чувствовать себя в поездках за границу, 11% с помощью знания иностранного языка обеспечили бы себе карьерный рост, 9% понимают, что такие знания необходимы для общения, а 7-8% хотели бы легко читать этикетки на товарах иностранного производства, информацию на зарубежных сайтах, понимать инструкции и т.п. Исходя из этих наблюдений, можно сделать вывод, что услуги школ, обучающих всех желающих иностранным языкам, довольно востребованы.

В языковых школах предоставляют полный спектр услуг по изучению не только наиболее популярных языков, но и редких языков для разных уровней подготовленности учеников. Проходя базовые курсы обучения, учащиеся могут перейти на следующие, более сложные, этапы. На первый взгляд, конкуренция в этой отрасли высока. Тем не менее, как показывает практика, новая школа может при правильном позиционировании достаточно быстро привлечь постоянных клиентов.

Сумма первоначальных инвестиций составляет 635 600 рублей.

Точка безубыточности достигается в четвертый месяц работы.

Срок окупаемости составляет от 12 месяцев .

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Перед открытием школы иностранных языков необходимо определиться, будете ли вы ученикам выдавать документы, подтверждающие прохождение того или иного курса в вашей школе. Если вы решили осуществлять индивидуальную преподавательскую деятельность, то вам не понадобится лицензия, но в таком случае вы не сможете выдавать ученикам документы государственного образца об окончании обучения. Этот вариант проще в плане регистрации фирмы и подойдет для обучения взрослых людей, для которых важны не бумаги, доказывающие получение образования, а реальный уровень знаний. Если вы хотите осуществлять выдачу подтверждающих квалификацию выпускников документов, то понадобится получить лицензию в местном отделе Минобразования. При таком варианте организации клиент по окончании обучения может получить сертификат или свидетельство о дополнительном образовании.

Целевая аудитория языковых школ зависит от направленности вашей школы. Если вы готовы предоставлять услуги как детям дошкольного возраста, так и активным пенсионерам, то возраст ваших клиентов будет варьироваться от 3 до 60 лет. Так как услуги языковых школ не относятся к разряду дешёвых, то посетители, как правило, имеют доход средний и выше среднего.

Прежде чем открыть школу английского или иного языка, следует определиться, какие будут преподаваться языки, а также какая будет аудитория курсов - взрослые или дети. Самым востребованным языком является английский, затем идут немецкий и французский, следом итальянский и испанский. При возможности следует организовать курсы по более редким языкам - китайский, японский или иной экзотический язык. В определенных случаях они пользуются большой популярностью и станут фишкой вашего проекта, отличающей вас от остальных.

Среди основных направлений обучения в вашей школе могут присутствовать:

  • подготовка к международному тестированию;
  • тестирование по системам TOEFL, CALE, GMAT, IELTS;
  • экспресс-обучение свободному владению разговорной речью.

Средняя продолжительность курса по изучению иностранного языка - 4-8 месяцев, что соответствует 64-128 академическим часам. После прохождения курса учащиеся сдают тест и получают документ, свидетельствующий о получении определенного количества знаний. Набор в группы осуществляется 2-3 раза в месяц по английскому языку и 1-2 раза в месяц по остальным языкам. Основной поток учеников приходится на вечерние группы (с 17:00-21:00), наиболее низкая посещаемость отмечается днём, так как в это время многие находятся на работе или учёбе. Каждая группа учащихся состоит из 4-6 человек. Важно, чтобы количество учеников было чётным, так как в процессе обучения приходится часто работать парами для получения большей результативности. Пример размещения групп и расписание языковой школы в будний день при наличии двух классов выглядит следующим образом:

Время

Класс А

Класс Б

Английский

Английский

Французский

Английский

Французский

Английский

Испанский

Предполагается, что группы будут набираться в следующих форматах:

  • вечерние группы;
  • утренние группы;
  • дневные группы;
  • группы выходного дня.

Данный бизнес обладает сезонностью: как правило, поток посетителей в летние месяцы снижается, а в сентябре возобновляется. Режим работы языковых школ: ежедневно с 08:00 часов до 21:00 часов, так как есть необходимость в сборе как утренних, так и вечерних групп.

3. Описание рынка сбыта

Клиентов языковых школ можно сегментировать следующим образом:

  • По цели обращения в языковую школу:

Клиенты, у которых знание языка требует профессия, и от этого зависит карьерный рост;

Клиенты, желающие подтянуть свой уровень знания иностранных языков для более комфортных путешествий за рубеж;

Клиенты, у которых есть потребность в изучении дополнительных языков с целью повышения уровня собственной образованности, желающие не отстать от веяний современного мира;

Клиенты, которым необходимо поднять свой уровень знания иностранных языков для поступления в университет или школу;

Корпоративные клиенты.

  • По требованиям к проведению занятий:

Учащиеся, желающие заниматься в группах (как правило 4-6 человек).

  • По возрасту:

Школьники и студенты, желающие освоить новые языки, помимо тех, что есть в школьной программе или улучшить знания основного языка;

Работающие люди, которых знать иностранный язык обязывает работа, либо обыденный интерес и страсть к путешествиям;

Пенсионеры, привыкшие путешествовать, открывать для себя что-то новое, развиваться.

В процентном соотношении целевая аудитория выглядит примерно следующим образом:

Изучив вашу целевую аудиторию, необходимо определиться, кому именно вы будете оказывать свои услуги. От выбора аудитории зависит направленность вашей школы, спектр предлагаемых языков и маркетинговая политика. Также немаловажным фактором успеха является анализ ваших конкурентов. Как правило, в городах-миллионниках с населением до 4 млн человек открыто 80-100 школ изучения иностранных языков. Необходимо ознакомиться со спектром языков, которые предлагают конкуренты, с ценами на их услуги, уровнем квалификации персонала. После анализа важно выявить то конкурентное преимущество, которое будет выделять вас среди остальных. К таковым можно отнести удобное месторасположение, низкие цены, возможность рассрочки платежа, авторскую методику преподавания, предложение изучения экзотических языков.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

1. Регистрация в государственных органах

Для начала необходимо получить соответствующую лицензию, разрешающую образовательную деятельность. Перечень документов, необходимых для получения лицензии, следующий:

  • Заявление о предоставлении лицензии;
  • Реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации;
  • Подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам;
  • Копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся;
  • Справка о наличии разработанных и утверждённых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;
  • Реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
  • Реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация);
  • Подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • Подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • Опись прилагаемых документов.

Поскольку перечень документов довольной объёмный, возможен вариант обращения в специализированную организацию, которая произведет сбор документов за вас, стоимость услуг составит 50 000 руб. Для ведения коммерческой деятельности можно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, некоммерческое образовательное учреждение или как юридическое лицо. Целесообразнее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с упрощенной системой налогообложения (6% с доходов). Это избавит вас от оформления множества дополнительных документов. Приятным фактором данного мероприятия станет то, что в настоящее время лицензию не потребуется продлевать каждые 5 лет, как это было раньше. Теперь, однажды получив лицензию на право ведения образовательной деятельности, вам будет достаточно этого для того, чтобы потом заниматься ей хоть всю оставшуюся жизнь.

2. Поиск помещения и ремонт

Удачным месторасположением помещения можно считать непосредственную близость к метро, учебным заведениям, торговым центрам. Желательно наличие бесплатной парковки и удобной транспортной развязки. При выборе помещения необходимо обратить внимание на освещение, санитарное состояние, наличие санузла и т.д. Оптимальный размер помещения под школу - от 100 кв.м., этого будет достаточно для двух классов и приёмной с ресепшном. Стоимость аренды составит около 50 000-70 000 руб. Возможно, придётся сделать косметический ремонт и пригласить дизайнера, который интегрирует стиль вашего логотипа в интерьер помещения, на это закладывайте не менее 50 000 руб.

3. Покупка необходимого оборудования и инвентаря

Для открытия школы иностранных языков необходимо следующее оборудование и инвентарь:

Наименование

Количество, штук

Стоимость 1 штуки, руб.

Общая сумма, руб.

Магнитно-маркерная доска

Учебный материал

Компьютер

Wi-fi роутер

Канцелярские товары

Микроволновая печь

Электрический чайник

Шкаф для одежды

Микроволновая печь

Итого

4. Поиск кадров

Поиск сотрудников (преподавателей, администраторов, бухгалтера) можно осуществить следующими способами:

  1. Посредством специализированных сайтов. Преимущество этого метода - возможность видеть точный опыт работы, отзывы предыдущих работодателей, квалификацию, наличие сертификатов. Однако доступ к резюме соискателей - платный, стоимость составляет около 15 000 руб.;
  2. Сбор информации через знакомых - самый дешёвый и простой метод поиска персонала;
  3. Размещение вакансий в специализированных группах в социальных сетях - в наиболее популярных группах данная услуга платная, способ может дать неплохой отклик, аудитория больших групп начинается от 100 000 человек;
  4. Мониторинг преподавателей общеобразовательных и частных школ с последующим предложением о трудоустройстве.

5. Маркетинговая политика

Первоначально нужно разместить вывеску или штендер вашей школы. Согласование, изготовление и установка вывески обойдется вам примерно в 50 000 руб. Вывеска не даст нужного эффекта без дополнительного стимулирования клиентов, поэтому в бюджет также должны быть заложены расходы на печатные материалы (промо-листовки) и зарплату промоутера (около 10 000 руб.). Для комплексной работы необходимо прибегать к онлайн-методам раскрутки вашего проекта, в данном случае на создание и продвижение сайта необходимо заложить в бюджет около 100 000 руб., а на развитие и создание группы в соцсети - около 10 000 руб. Со временем, когда вы наработаете клиентскую базу, эти виды затрат будут снижаться, основной поток учеников будет приходить к вам по советам друзей и знакомых.

6. Организационная структура

Для того, чтобы ваша школа бесперебойно функционировала, вам необходимо нанять следующих сотрудников: преподаватели, администраторы, уборщица, бухгалтер.

Ключевым персоналом в вашем бизнесе станут, конечно же, преподаватели, ведь от их профессионализма и коммуникабельности зависит подача материала, уровень знаний учащихся и впечатления от вашей школы в целом. Если вы планируете предлагать ученикам наиболее популярные и доступные языки, то на первых порах можно ограничиться наймом одного специалиста по каждому языку. Требования, которые нужно предъявлять к преподавателям, - это наличие высшего образования, отличное знание разговорного и письменного языка, опыт работы от двух лет, обладание знаниями о культурных особенностях англоязычных (и других) стран, наличие комплексной и проверенной методики обучения. Заработная плата преподавателя состоит из оклада (15 000 руб.) и процентов, зависящих от количества проведенных им уроков.

Администраторы вашей школы будут работать посменно, 2 через 2, поэтому вам необходимо нанять двоих сотрудников. Требования к администраторам ограничивается коммуникабельностью, приветливостью, высоким уровнем дисциплины. В их обязанности входит приём звонков и писем, запись клиентов на занятия, формирование групп, ведение группы в соцсети, обеспечение школы необходимым инвентарем (канцтовары, кулер и т.д.). На заработную плату администраторов в бюджет необходимо заложить по 20 000 руб. на каждого сотрудника.

Кроме того, следует озадачиться поиском уборщицы, осуществляющей чистку помещения 3-4 раза в неделю. Данный сотрудник имеет частичную занятость и гибкий график работы. Бухгалтера лучше нанять на удаленной основе либо обратиться в аутсорсинговую компанию с целью сокращения налогов и иных расходов.

Также вам не обойтись без директора, который будет выполнять ключевые функции управленца. В его подчинении будет находиться весь персонал, именно он принимает решения о найме сотрудников, определяет их заработную плату, выстраивает маркетинговую политику, взаимодействует с контрагентами. Заработная плата директора зависит от финансовых результатов школы, в целом она состоит из оклада (30 000 руб.) и процента (5%) от выручки, если плановые показатели проекта выполняются.

Общий фонд заработной платы ежемесячно меняется в связи с процентной системой оплаты труда. Фонд заработной платы в первый месяц работы школы иностранных языков представлен ниже:

Постоянные расходы Оклад Количество сотрудников Сумма Средняя з/п в месяц на сотрудника
Директор 30 000 1 30 000 45 205
Преподаватель 25 000 5 125 000 27 027
Администратор 20 000 1 20 000 20 000
Уборщица 10 000 1 10 000 10 000
Страховые взносы

55 500
Итого ФОТ

240 500

27.06.18 44 928 1

История предпринимателя из Санкт-Петербурга

В 2010 году Ксения продала машину и на эти деньги открыла в Петербурге школу английского языка «Лингвоэксперт».

Лена Киселева

поговорила с основательницей школы английского

Сегодня у школы 200 групп, 100 занятий в день и прибыль от 700 000 рублей в месяц.

  1. Начните с небольшого помещения и расширяйтесь по мере роста.
  2. Обставьте помещение, заведите свои учебные материалы.
  3. С самого начала занимайтесь продвижением. На старте главное, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе.
  4. Сфокусируйтесь на преподавателях. Хороших свободных преподавателей немного.
  5. Учитывайте сезонность. Открыть школу английского языка лучше к началу сентября.
  6. Ищите корпоративных клиентов.
  7. Делегируйте, не пытайтесь сделать все самостоятельно.
  8. Сами постоянно учитесь языку и методикам преподавания.

Идея

Ксения еще со школы подрабатывала репетитором английского языка. В 2010 году она работала бренд-менеджером в магазине парфюмерии и косметики, а по вечерам продолжала преподавать. Клиентов находила через друзей и знакомых. Тогда и пришла идея открыть собственную языковую школу.

Муж Ксении продал машину - за Хонду-цивик супруги получили 450 000 рублей. Эти деньги и стали стартовым капиталом для школы. В августе 2010 года Ксения уволилась с работы и зарегистрировала ООО «Лингвоэксперт» .

Помещение

Начать решили с помещения. Сначала искали офис в крупном спальном районе - Приморском, но когда там места не нашлось, обратили внимание на Васильевский остров. Он находится рядом с центром, но языковых школ в 2010 году там было мало. Ксения поискала их в интернете и лично обошла потенциальных конкурентов, просто чтобы посмотреть их предложения и цены.

На старте решили не арендовать большое помещение. Сначала нужно было понять, будут ли у школы вообще клиенты, а не вкладываться в ремонт и дорогую аренду. В итоге в августе Ксения сняла небольшой офис на 25 м² в бизнес-центре на Васильевском острове. Залог и первые два месяца аренды обошлись в 75 000 рублей. На первое время такого помещения достаточно.

Подготовка

К началу занятий нужно было обставить помещение и купить учебные материалы. За предоплату, полученную от первых клиентов, купили 6 парт и 12 стульев в Икее - мебель обошлась в 12 000 Р . Еще 50 000 Р потратили на учебные материалы и новую оргтехнику: ксерокс и принтер для подготовки к занятиям обязательны, а магнитофоны нужны для аудирования.

Тогда же сделали первую версию сайта «Лингвоэксперта». За разработку заплатили 50 000 Р , за продвижение в «Яндекс-директе» - 20 000 Р . Еще за 20 000 Р заказали логотип.

50 000 Р

заплатили за разработку сайта в 2010 году

С самого начала стали заниматься продвижением: для школы на старте важнее всего привлечь учеников. Ксения печатала и раздавала листовки, проводила совместные акции с фитнес-клубом по соседству, делала рекламу в бизнес-центрах: развешивала рекламные плакаты в их лифтах. По соседству с офисом был фитнес-клуб - его посетителей Ксения пригласила на бесплатные занятия в разговорном клубе. Параллельно запустили акцию «Приведи друга и получили скидку»: оба ученика платили за занятия на 30% ниже обычной стоимости.

На этом этапе главной задачей было, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе. Начинать занятия решили в августе, перед высоким сезоном. Месяц учебы стоил 3000 рублей.

Расходы на запуск - 315 000 Р

Аренда 25 м² (залог + 2 месяца)

75 000 Р

50 000 Р

20 000 Р

Учебные материалы, мебель

50 000 Р

Зарплатный фонд

100 000 Р

Продвижение сайта

20 000 Р

Преподаватели

Ксения окончила филфак СПбГУ, поэтому сначала искала преподавателей среди знакомых по университету. На старте она заложила на заработную плату себе и первым пяти преподавателям 100 000 Р .

Преподавателей с большим трудом удалось переманить из других мест: мало кто хотел уходить из стабильных и зарекомендовавших себя школ в новую, неизвестную на рынке. Совмещать невозможно: самое популярное время занятий - вечер, и все вечера в школах, как правило, расписаны.

100 000 Р

зарплатный фонд на старте для преподавателей английского

Ксения назначила преподавателям почасовую ставку - по 250-300 Р за час . В то время это была средняя ставка на рынке.

Когда знакомые закончились, искать новых педагогов стали на «Хедхантере».

Время занятий

К августу в «Лингвоэксперте» набрали шесть групп разного уровня: от новичков до «аппер-интермедиат» . Почти все группы хотели заниматься вечером, после работы, хотя Ксения специально делала скидку на утренние и дневные занятия. До 19:00 помещение пустовало, а по вечерам желающих было слишком много.

Ксения арендовала несколько соседних с офисом комнат. Стоимость аренды выросла до 60 000 Р в месяц.

Корпоративные клиенты

Через месяц после запуска один из учеников спросил, можно ли организовать курсы английского для сотрудников на территории компании. Так в сентябре 2010 года первым корпоративным клиентом «Лингвоэксперта» стала компания «Ди-эйч-эл» .

Для школы такая схема занятий оказалась очень выгодна: не надо тратиться на аренду своих помещений, достаточно просто отправить преподавателя в офис заказчика. Компании предоставляют нормальные помещения, как правило, там уже есть маркеры, доски и другие материалы, необходимые для занятий.

В «Ди-эйч-эл» сформировали четыре группы сотрудников. Ученики платили за занятия самостоятельно, компания просто предоставляла им помещение в офисе. Занимались два раза в неделю по три академических часа.

Академический час в «Лингвоэксперте» стоил 500 рублей - ценник не высокий для клиента даже по тем временам. Половина из этой суммы - зарплата преподавателю, другая половина - наценка школы. Ксения была уверена, что для начала низкая стоимость занятий подойдет. Расчет был такой: по сарафанному радио о «Лингвоэксперте» узнают другие корпоративные клиенты.

В течение года после «Ди-эйч-эл» в «Лингвоэксперт» пришли учиться сотрудники трех других крупных компаний.


Сезонность

Основная сложность, с которой сталкиваются языковые школы, - сезонность занятий. Летом все разъезжаются в отпуска, а в сентябре резко начинают учиться. В сезон отпусков помещения пустуют, а к сентябрю спрос на них резко повышается. Предпринимателю приходится в мае отказываться от аренды, а в августе снова подписывать договор.

В мае 2011 года Ксения отказалась от аренды дополнительных классов и снова оставила за школой только помещение в 25 м².

Чтобы занять преподавателей на летнее время, в «Лингвоэксперте» заранее, еще весной, запустили акцию с купонным сервисом «Групон». Два месяца интенсивного обучения в летних группах по 4 занятия в неделю продавали со скидкой 75% - за 1990 рублей. На майских праздниках Ксения обрабатывала заявки и обзванивала всех, кто купил купоны. В итоге она продала 500 купонов, вышла в ноль и ничего на этом не заработала. Зато обеспечила занятость преподавателей, чтобы они не разбежались.

Осенью многие ученики, пришедшие по акции, продолжили заниматься в группах уже по обычной цене - 5000 рублей в месяц. Кто-то порекомендовал школу друзьям. Ксении пришлось снять второй офис в бизнес-центре «Петровский форт», потому что ученикам перестало хватать места в старом помещении.

Фокус на корпоративных клиентах

В 2012-2013 годах на Васильевском острове начали открываться новые языковые курсы. Занятия у конкурентов стоили меньше, ученики стали переходить в другие школы. Тогда же в «Лингвоэксперт» пришли крупные корпоративные клиенты: «Пит-продукт», ГК «Транзас» , «Энсто», «Группа “Илим”», «Балтика».

Чтобы привлечь крупных заказчиков, Ксения лично обзванивала компании, сотрудникам которых может понадобиться английский. Обычно это известные зарубежные компании, например «Форд» или «Кока-кола». Потом заработало сарафанное радио. Однажды Ксения узнала о переписке питерских эйчаров в профессиональном чате. Один из них спросил у коллег, где лучше заказать корпоративное обучение английскому. Сразу несколько человек в ответ посоветовали «Лингвоэксперт».

Самое популярное направление для корпоративных клиентов - деловой английский с акцентом на переговоры и презентации. Английский для узких специальностей, например для программистов, вообще не популярен: люди и так понимают специализированную документацию на английском, им важнее разговорный язык.

Сотрудников с нулевым знанием языка компании, как правило, не обучают - это слишком дорого. Самый популярный уровень - «пре-интермедиат» . А заканчивают обычно на «аппер-интермедиат» - для работы его хватает.

Чтобы подтянуть язык от «пре-интермедиат» до «аппер-интермедиат» , потребуется около полутора лет занятий по несколько раз в неделю.

Главная сложность для школы: компании очень долго принимают решение, кто же будет обучать их сотрудников языку. Иногда это длится месяцами, а иногда и годами.


За рубежом корпоративное обучение популярно в больших группах от 10 человек. По опыту Ксении, в России люди любят индивидуальный подход и просят делать маленькие группы по 2-3 человека , поэтому в одной крупной компании могут параллельно заниматься 50-60 групп .

Академический час преподавателя «Лингвоэксперта» в 2018 году стоит 1200-1350 рублей. Цена зависит от удаленности офиса от центра и времени занятий. Например, группа из трех человек обходится компании в 1200 рублей за академический час. В месяц у группы может быть 8 занятий по 2 часа. Значит, месяц обучения трех сотрудников для компании стоит 19 200 рублей.

1350 Р

стоит академический час преподавателя «Лингвоэксперта» в 2018 году

Сегодня у школы 63 корпоративных клиента. Еще 100 периодически обращаются за услугами преподавателей. Чтобы находить новые контакты, Ксения и ее муж вступают в бизнес-ассоциации и участвуют в их мероприятиях, где знакомятся с эйчарами. Например, они вошли в Санкт-Петербургскую международную бизнес-ассоциацию и Американскую торговую палату. Такое участие обходится в 10 000 рублей в месяц.


Команда

Первые два года Ксения обходилась без офис-менеджера. Считала, что должна вести все процессы сама: отвечать на звонки, узнавать, что нужно клиентам. Но количество задач росло, и времени на все не хватало. Сейчас в штате несколько менеджеров и административный директор.

В 2014 году муж Ксении Станислав уволился с работы и присоединился к команде «Лингвоэксперта». Он взял на себя финансы и развитие, а Ксения отвечает за продукт и преподавателей. Группы она больше не ведет.

В штате школы 50 преподавателей. Еще столько же работают по договору подряда в основной сезон занятий - сентябре-октябре. Новых сотрудников Ксения ищет на конференциях для преподавателей, которые регулярно посещает.

преподавателей в штате школы. Еще столько же работают по договору подряда

По статистике, в 2017 году «Лингвоэксперт» проводил интервью с 10-12 кандидатами , чтобы в итоге взять на работу одного. Диплом известного вуза не гарантирует ни хорошего знания языка, ни опыта в разных методиках преподавания. Ксения до сих пор лично собеседует каждого кандидата и выбирает тех, кто сфокусировал свою карьеру на преподавании и развивается в этой сфере.


Сейчас команда «Лингвоэксперта» снимает два офиса. Основной переехал ближе к метро - в бизнес-центр на Васильевском острове. Там остался административный персонал, там же проводят собеседования и обучение новых преподавателей. Аренда обходится в 55 000 рублей в месяц.

Еще два сотрудника, которые продают новый продукт - интернет-обучение , работают в коворкинге. Это удобно, потому что аренда получается гибкой: есть сотрудник - помещение оплачивается. Если Ксения решит уменьшить или расширить команду продаж, ей не нужно второпях искать новое помещение. Аренда коворкинга стоит 30 000 рублей в месяц.


Планы

В 2016 году Ксения со Станиславом начали развивать интернет-обучение в «Лингвоэксперте». Курсы по скайпу купили более 100 человек - Ксения и Станислав заработали на этом запуске 2 млн рублей . Супруги добавили в услуги интернет-школы вебинары и групповые занятия, а вырученные деньги вложили в разработку новых курсов и интернет-маркетинг .

В конце года Ксения и Станислав поняли, что хотят найти решение, которое минимизирует человеческий фактор. Скайп один на один эффективен, если занятия проходят с опытным преподавателем. На поиски таких педагогов уходит время.

Во время поездки в Америку в 2017 году Ксения и Станислав узнали об интернет-платформе «Вокси». На ней можно выполнять языковые упражнения и практиковать разговорный язык с носителями. Для этого ученик подключается к занятию, которое ведет преподаватель из любой точки мира, и общается с педагогом и другими участниками. В 2018 году предприниматели добавили «Вокси» в свою продуктовую линейку и планируют продавать ее в корпоративном сегменте в России. Доступ к «Вокси» стоит для компании около 24 000 рублей в год на одного сотрудника.

В этом же году «Лингвоэксперт» запустил бета-версию нового продукта - чат-бота в Телеграме @lindaexpertbot, который обучает подписчиков лексике и грамматике. Это формат микрообучения, на которое у человека уходит по 5 минут в день. С ботом английский не выучишь, но можно поддерживать текущий уровень языка. Сейчас бета-версия бесплатна. Позже Ксения и Станислав планируют предлагать услуги чат-бота корпоративным клиентам за деньги.

Рынок обучения иностранным языкам в РФ развивается высокими темпами. В 2017 году его объем оценивался в 750 млн долларов. В 2018 году прирост составил порядка 15%. Причиной роста стала глобализация, которая делает необходимым знание иностранных языков.

Повышение спроса на услуги позволяет предпринимателю начать получать прибыль почти немедленно при создании своей лингвистической школы с нуля.

Анализ рынка и целевая аудитория

В 2019 году наблюдаются повышение туристического потока, всеобщая глобализация и укрепление деловых отношений между странами. 46% россиян задумываются о необходимости изучать иностранные языки.

Потенциальными клиентами движут разные цели:

  • 13% хотят просто отвечать требованиям времени;
  • 14% желают свободно чувствовать себя за границей;
  • 11% хотят изучать языки ради карьерного роста;
  • 9% намерены выучить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями;
  • 7-8% хотят производить покупки на зарубежных сайтах, смотреть фильмы и сериалы на языке оригинала, понимать инструкции к товарам.

В Министерстве образования идет активное обсуждение внедрения обязательного ЕГЭ по английскому к 2020-2022 гг. Если планы воплотятся в жизнь, спрос на услуги репетиторов и частных школ возрастет.

Обучение иностранному языку может быть ориентировано на любую возрастную группу. Чем больше охват, тем выше рентабельность. Предприниматель сам выбирает, с кем работать и в каком направлении продвигать бизнес. В качестве потенциальных клиентов бизнесмену лучше рассматривать людей среднего достатка.

В отрасли высокая конкуренция. Люди предпочитают заниматься с преподавателями, которые успели сформировать положительную репутацию и собрать резюме.

Описание товаров и услуг

Школа может оказывать услуги по преподаванию одного или нескольких языков для учеников с разным уровнем подготовки. Завершив базовые курсы, ученики перейдут на более сложный уровень. Занятия можно проводить в таких формах:


Продолжительность одного курса - 4-8 месяцев. В группу принимают чётное количество студентов. При обучении практикуются ведение диалогов, ситуационные игры и парное общение. Группы могут быть утренние, дневные, вечерние или проходящие обучение по выходным. Бизнес имеет относительную сезонность. Летом наблюдается снижение клиентов. К осени количество учеников растет.

Что нужно для открытия школы иностранных языков?

Создание языковой школы с нуля происходит по этапам:

  1. Официальное оформление бизнеса. Предприниматель встаёт на учёт в ФНС, готовит документацию, оформляет лицензию (если она нужна).
  2. Поиск помещения. Недвижимость можно взять в аренду или купить. Площадь должна позволять разместить несколько кабинетов для занятий и приемную.
  3. Покупка материалов для занятий. В первую очередь потребуются учебники и обучающие пособия. Кабинеты нужно оборудовать мебелью, спецтехникой, телевизорами и электронным оборудованием для интерактивных занятий.
  4. Наём персонала. От преподавателей во многом зависит успех школы иностранных языков.
  5. Рекламная кампания. Без продвижения бизнес не начнёт приносить прибыль.

Лицензирование

Составляя бизнес план школы иностранных языков, предприниматель должен выбрать организационную форму. Если гражданин зарегистрируется в качестве ИП, потребность в получении лицензии отпадет. Однако школа не сможет дать клиентам никаких документов, подтверждающих факт завершения обучения.

Если планируете предоставлять подтверждающие документы, придётся получать лицензию. Документ выдаёт местный отдел образования. Выпускники школы будут получать аттестаты или сертификаты государственного образца. Наличие документа будет дополнительным плюсом, если человек планирует получить определенную должность.

Эксперты советуют начать работу в форме негосударственного образовательного учреждения (НОУ).

Перед открытием нужно подготовить пакет документации. Чтобы лицензию дали, потребуются такие бумаги:

  • заявление;
  • документация, подтверждающая факт наличия программы обучения;
  • правоустанавливающие документы на помещение или договор аренды;
  • заключения СЭС и пожарной инспекции;
  • справка, подтверждающая наличие материально-технического оснащения.

Лицензия не имеет срока давности.

Программа обучения

Разрабатывая бизнес план языковой школы, владелец бизнеса должен составить программу обучения, на основании которой учителя начнут работу со студентами. В 2019 году выделяют несколько видов программ:

  1. Классическая. Универсальная программа, присутствующая в большинстве школ.
  2. Академическая. Подходит лицам, планирующим учиться за рубежом. Студенты смогут изучить тонкости иностранного языка, познакомиться с профессиональной терминологией.
  3. Интенсивная. Количество уроков и нагрузка значительно выше.
  4. Спортивные. Позволяет совместить обучение языку с дополнительными занятиями. Подходит детям. Требуется наличие элементарных языковых навыков и физической подготовки.
  5. Дополнительная. Предполагает совмещение изучения языка с творчеством.

Преподаватели и другие сотрудники

Успех языковой школы зависит от качества преподавания. Найти хороших учителей проще всего по следующим языкам:

  • английскому;
  • итальянскому;
  • испанскому;
  • немецкому;
  • французскому.

Важно отталкиваться от целевой аудитории. Для обучения детей и подростков лучше пригласить учителей, которые имеют педагогическое образование. Они смогут заинтересовать несовершеннолетних учеников, помогут закрепить новые знания.

Если речь о преподавании делового иностранного языка, лучше нанять преподавателей из числа людей, живших несколько лет за границей.

Если собираетесь открыть небольшую школу, которая будет специализироваться на одном направлении, потребуется следующий персонал:

  • два преподавателя;
  • администратор;
  • управляющий;
  • бухгалтер;
  • уборщица.

Преподаватели должны иметь высшее профильное образование и опыт проведения уроков. Преимущество даёт наличие собственных наработок. Уровень владения языком должен быть идеальным.

Помещение

Лучше размещать языковую школу в центре города или на улицах с высокой проходимостью. Предстоит взять в аренду офисное помещение. Его площадь должна составлять минимум 50 кв. м.

Ремонт обычно не требуется, однако важно отделать помещение под школу. Предстоит разместить доску, карту мира на иностранном языке, рамки с сертификатами и лицензиями, а также учебные плакаты.

Лучше взять в аренду помещение с отдельным входом. Это позволит проводить занятия даже в позднее время, когда обычные офисные здания закрыты. Помещение должно соответствовать пожарным и санитарным нормам - в частности, должна быть уборная.

Оборудование и инвентарь

Предприниматель должен приобрести обучающие пособия и наглядные материалы. В каждый класс предстоит закупить:

  • столы и стулья;
  • доску;
  • компьютер и проектор;
  • методические материалы.

Одно из помещений нужно оборудовать кулером, чайником, термопотом и небольшим диваном. Здесь ученики будут дожидаться занятий. Если планируете открыть большую языковую школу, где в разных классах обучение проводится параллельно, потребуется отдельное помещение для преподавателей, где они могли бы подготовиться к следующей группе и перекусить. В маленьких школах учителя смогут воспользоваться общей комнатой отдыха.

Можно сэкономить, взяв в аренду помещение, где ранее проводились тренинги или обучающие занятия. В таких кабинетах уже есть нужное оборудование. Однако аренда подобных студий почасовая, поэтому у преподавателей, увы, комфортно работать не получится.

План маркетинга

  • персональный сайт;
  • взаимодействие с ВУЗами, школами и колледжами за проценты;
  • покупка контекстной рекламы и продвижение в поисковой выдаче;
  • ведение групп в соцсетях;
  • обмен визитками и раздача флаеров.

Финансовый план: рентабельность и окупаемость

Больше всего денег придётся потратить на:

  • оформление лицензии;
  • приобретение мебели и оборудования;
  • зарплату преподавателям;
  • рекламную кампанию.
В среднем, на запуск небольшой языковой школы уходит 600 000 руб.

Цена 1 занятия составляет 500 - 1500 руб. Если речь идёт об индивидуальных уроках, стоимость возрастает до 1000 - 2000 руб. Если присутствует трое преподавателей, за день можно зарабатывать порядка 15000 руб. Чтобы обучение было эффективным, в неделю нужно проводить 3 - 4 урока.

Значит, размер ежемесячной прибыли составит порядка 300 000 руб.

Позже можно начать оказывать дополнительные услуги - например, заняться переводами и написанием докладов под заказ, начать готовить студентов к международным экзаменам (если есть лицензия на это). При маркетинг будет успешным, через 3-6 месяцев можно выйти на прибыль в 500 000 руб.

Перспективы бизнеса и факторы риска

Сейчас наблюдается увеличение доли онлайн-образования. Россия занимает пятое место в мире по темпам роста в этой сфере - и цифра будет расти. Эксперты прогнозируют, что прирост составит 5-10% в год. Прибыль принесет разработка платформы, позволяющей заниматься удалённо. Можно совмещать онлайн-обучение с классической школой или вести отдельно.

Открывая языковую школу с нуля, предприниматель сталкивается с такими рисками:

  1. Сезонность. Летом - спад спроса на образовательные услуги. Нивелировать риск удастся путем разработки грамотной маркетинговой стратегии, эффективной рекламной политики.
  2. Повышение стоимости аренды. Предпринимателю лучше заключать долгосрочные договора.
  3. Низкий объем продаж. Это, как правило - следствие пассивности при рекламе.
  4. Нехватка специалистов. Снизить риск можно, привлекая сотрудников других школ и делая предложения о совмещении работы, взаимодействие с ВУЗами, готовящими переводчиков и преподавателей иностранного языка.
  5. Репутационные потери из-за жалоб на качество обучения. Важно контролировать работу преподавателей, получать обратную связь от клиентов и проводить корректирующие мероприятия.

Успех языковой школы складывается из 2 компонентов: преподавательского состава и программы обучения. Рекламная кампания тоже важна. Придётся ежемесячно выделять 50000-100000 руб. на продвижение бизнеса. Преподаватели также не должны стоять на месте. Нужно периодически отправлять их на курсы повышения квалификации, организовывать для них поездки в другие страны, где учителя смогут получать новый опыт при общении с носителями языка.