Геометрия

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты. Повторение. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь Цитаты и способы цитирования

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты. Повторение. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь Цитаты и способы цитирования

Тема. Прямая, косвенная речь, цитирование.
Цель: закрепить навыки определения прямой речи в тексте, навыки постановки знаков препинания при прямой речи, цитировании.
Задачи:
образовательные:
обобщить и систематизировать знания по теме: «Прямая, косвенная речь. Цитирование»;
развивающие:
1 . закрепить навыки замены прямой речи косвенной;
2 . сформировать умения применять прямую речь, цитирование, также умения применения косвенной речи в сочинении-рецензии;
3. развить навыки логического мышления, навыки анализа;
4. развить монологическую речь;
воспитательные:
1. воспитать чувство уважения к родному языку;
2. нравственное воспитание.
Оборудование: медиапроектор, портрет Д. Лихачева, таблица-схема, тест.
Организационный момент.
Проверка-консультация по домашнему упражнению.
Повторение. Систематизация имеющихся знаний по повторяемой теме.
1. Работа с графическими схемами записанных предложений.
Учащиеся записывают в тетрадях под диктовку предложения с прямой речью. На экране проецируются схемы записываемых предложений.
Слайд 1.
1.А: «П.»
2.А: « П!»
3. «П,»- а.
4. «П?» -а.
5. «П,- а, -п.»
6. «П,- а.-П.»
7. «П? - а.- П!»
8. «П,- а,- п?»
9.А: « П…»- а.
10.А: « П?» -а.
1). Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». (Н.Гоголь)
2). Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!» (М.Лермонтов)
3). «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот. (М.Булгаков)
4). «Куда же вы?» – ужаснулся Старцев, когда она вдруг встала и пошла к дому. (А.Чехов)
5). «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться». (Д.Фурманов)
6). «Притесняют меня, Игнатич, – жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. – Иззаботилась я». (А.Солженицын)
7). «Музгарко, да ты в своем уме ли? – удивился старик. – Пропал обоз!» (Мамин-Сибиряк)
8). «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?» (И.Тургенев)
9). Тут он совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы... да стою ли я...» – и заплакал вдруг. (Достоевский)
10). На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (А. Пушкин)
2. Работа с учебником (по заданиям 9-10).
Делаем выводы, что в графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:
1) прямая речь как речь чужая (иного плана) выделяется кавычками;
2) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания (если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);
3) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.
Знаки препинания при прямой речи сочетаются в зависимости от позиции прямой речи по отношению к словам автора и структуре предложений, являющихся прямой речью или вводящими словами.
3 .Обобщение-таблица «Схема постановки знаков препинания при прямой речи».
Слайд 2.
IV. Самостоятельная практическая работа
Замена прямой речи косвенной.
Для самостоятельной работы учащимся предлагаются заранее написанные на доске предложения с прямой речью, учащиеся в тетрадях записывают предложения с косвенной речью.
Слайд 3.
Памятка.
Правильно употребляйте личные и притяжательные местоимения. Косвенная речь имеет форму придаточного изъяснительного предложения и начинается союзами что, чтобы или союзными словами кто, что, чей, где, когда, как, почему и др.
Если прямая речь содержит вопрос, то она превращается в косвенный вопрос с союзными словами кто, что, чей, где и т.д. или с частицей ли. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
Прямая речь.
1). Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)
2). «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)
3). «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)
4). «Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, – говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!» (Солженицын)
5). «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой)
6). «Кур по осени будем считать, а выработку ежедневно, – резко сказал Давыдов. – Ты, Устин, заруби себе на носу: бездельников в колхозе мы терпеть не будем! Дармоеды нам в колхозе не нужны». (Шолохов)
2. Самопроверка (по типу « Проверяю себя».)
Слайд 4.
1). Я однажды сказал, что у меня много врагов.
2). Лизавета Ивановна тихо спросила, кого он хочет представить.
3). Вошедший спросил, у себя ли доктор.
4). Матрена сообщила Игнатичу о том, что знает хорошее местечко, где брать торф.
5). Бирюк велел девочке посветить барину.
6). Давыдов пригрозил Устину, что выработку будет считать ежедневно, ибо бездельников в колхозе не терпят, так как дармоеды колхозу не нужны.
V. Исследовательская работа.
1. Фронтальная беседа.
-В чем отличие прямой речи от косвенной?
– Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной?
– Можно ли назвать косвенную речь приблизительно правильной?
Ребята отвечают, что в переделках многие предложения полностью или частично утратили эмоциональную выразительность, стали холоднее, суше, логичнее. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа. Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.
Наши выводы:
Слайд 5.
Прямая речь
Косвенная речь
Широко используются междометия, фразеологизмы, разговорные словечки (мусье, собачий сын), пословицы и поговорки, неполные предложения, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения.
Выразительность речи достигается богатством ее интонационных возможностей.
Личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глагола употребляются от лица говорящего.
Типичное построение предложений – прямая речь и слова автора, стоящие перед, после или внутри прямой речи.
Не сохраняет этих средств выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной).
Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора.
Строение косвенной речи – сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.
Мини-тест.

1. Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.
1). «Войди, батюшка»,-сказал инвалид,- наши дома».
2). «Что вам угодно, батюшка?»-спросила она,продолжая свое занятие.
3). «Смею спросить, - сказал он. - вы в каком полку изволили служить?»
4). «Максимыч! - сказала ему капитанша, - Отведи господину офицеру квартиру, да почище».
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи.
1). «Извините меня, - сказал он мне по-французски, - что я без церемонии прихожу с вами познакомиться».
2). «Я слышал, - сказал я довольно некстати, - что на вашу крепость собираются напасть башкирцы».
3). «Зачем нам секунданты. - сказал он мне сухо, - без них обойдемся».
4). «Давно бы так, - сказал он мне с довольным видом, - худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров».
3. Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.
1). «Зачем откладывать?» - сказал мне Швабрин, - «за нами не смотрят». «Сойдем к реке. Там никто нам не помешает».
2). «Ради бога успокойтесь, - сказала она, отняв у меня свою руку, - Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня».
3). «Что это с вами сделалось? - сказала она, увидев меня, - Как вы бледны!»
4). «Нет, Петр Андреич, - отвечала Маша, - я не выйду за тебя без благословения твоих родителей...»
3. Работа консультантов. (Этому предшествует проверка учителем ответов у группы учащихся-консультантов).
4. Анализ ошибок.
VI. Цитирование. Знаки препинания при цитировании.
1. Работа в группах (по заповедям Д. Лихачева). Слайд 6. Заповеди Д. Лихачева.
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворённое ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.
Задание: процитировать понравившееся выражение разными способами, используя параграф учебника в качестве справочного материала.VII. Гимнастика для глаз.
VIII. Работа с текстом.
1 .Найдите в тексте Д. Лихачева предложения, в которых автор отражает свою позицию. Составьте предложения с цитатами, отражающими данную позицию.
2. Прокомментировать, используя цитаты, проблему автора текста (можно воспользоваться образцами-трафаретами сочинений).
Молодость – это вся жизнь.
(1) Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. (2) Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. (3) Будет другое окружение, будет какой-то иной, "взрослый" мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. (4) А в действительности оказалось иначе. (5) Вместе со мной вступили в этот "взрослый" мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. (6)Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. (7)Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.(8)Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили "в иной мир", замены им не было. (9)То же и у моего отца –его друзья были друзьями молодости. (10)Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. (11)Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.(12)В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. (13)Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. (14)Радость ведь также надо"перенести", чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека более щедрым. (15) Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.(16) Храните молодость до глубокой старости. (17) Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. (18) Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой "открытости к людям", непосредственности. (19) Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете "совсем, совсем иным" и будете жить в другом мире.(20)И помните поговорку: "Береги честь смолоду". (21)Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.(22)Наша молодость – это и наша старость.
(Д.Лихачев)
3. Анализ написанных образцов комментария. Редактирование.
IX .Подведение итогов. Комментирование оценок за урок. Рефлексия.
-Какие знания углубили по данной теме?
-Остались ли вопросы по данной теме?
-Понравилось ли проведенное занятие?
-Есть замечания по проведению урока?
-Что бы хотели изменить?
X. Домашнее задание.
Параграф учебника.
По тексту Д. Лихачева написать сочинение-рецензию (блок С ЕГЭ), используя в работе прямую, косвенную речь, цитирование.
3 группа: подобрать к тексту Д. Лихачева 2 аргумента, используя при этом прямую речь и цитирование.

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

УпражнениЕ

    И ему сказал отец_
    _ Ты, Гаврило, молодец!_
    (Ершов)

    Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

    Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

    Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

    О, судьба моя плачевна! _
    Говорит ему царевна_
    Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна_ .
    (Ершов)

    Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

    Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Говорит ему девица_
    _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
    Мне пятнадцать только лет:
    Как же можно нам венчаться?
    Все цари начнут смеяться,
    Дед-то, скажут, внучку взял!_
    (Ершов)

    Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

    Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

    Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

    Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

    Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

    На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты. Повторение

I. Вопросы

2. Замена прямой речи косвенной.

3. Знаки препинания при цитатах.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 432, 433 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Аудиторные задания

1. Перепишите, исправляя пунктуационные ошибки и расставляя недостающие знаки препинания. Схематично изобразите предложения.

«Ты может быть нездоров, Павлуша! Спрашивала она иногда. «Скажи, пожалуйста Вера – спохватился вдруг Райский, зачем она вызвала меня». «О друг мой, – воскликнул Базаров, об одном прошу тебя: не говори красиво». «Пари орел», сказал Карамзин, протягивая руку лицеисту Пушкину – только не останавливайся. «Однако второй бастион уже совсем не отвечает: сказал гусарский офицер, сидевший верхом – весь разбит!» легкий щелчок, шорох, и могучий, благородных тонов, непостижимо низкий и раскатистый бас запел – «есть на Волге утес».

2. Определите, какие перед вами предложения: с прямой речью, с косвенной речью с цитатой или вводным предложением.

Право на бессмертие дает поэту созданный им самим «памятник нерукотворный», потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком. Всех родных родней, всех близких ближе возникают в памяти слова: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Мы, я думаю, для тебя тоже не чужие. Как только Татьяна Ивановна произносила первые слова «Роняет лес багряный свой убор…», наступала мертвая тишина. «А почем купили душу у Плюшкина?» - шепнул ему на ухо Собакевич.

3. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

На дворе начало октября. Небо сплош_ затянуто тучами. Ра_вет еще (не) наступил и кажется (н_)когда (не)наступит. Трудно поверить что солнечные лучи могут пробит_ся сквозь эту непроница_мую сер_сть.

А город уже живет. Тысячи людей подняв воротники или ра_крыв зонтики бегут по улице ос_ждают сверкающие от дождя автобусы ныряют в проходную табач_ной фабрики. Посмотр_шь на них и страшно становится откуда столько народу?

Большая т_лпа ст_кается к переходу готовая ринут_ся в первый же просвет между потоками автомобилей которым кажется тоже нету конца. В этой т_лпе я пересекаю широкую улицу и поп_даю в большой (полу) стекля_ый (полу) метал_ический колпак кафетерий или попросту забегаловку. Внутри забегаловки буфетная стойка несколько высоких столиков на железных ногах. Цементный пол усыпан толстым слоем серых опилок.

Дли_ая очередь тянется вдоль буфета. Люди топч_тся ёжатся пот_рают руки. От намокших плащей и пальто подн_мается пар.

За стойкой в_звышается Зоя высокая девушка с гла_кой прич_ской. Она бр_сает мелоч_ в пластмас_вую тарелку выдает _дачу бойко орудует бл_стящими рычагами кофейного агрегата. Может быть ей кажется что она стоит у пульта упр_вления атомным кораблем.

    Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева − М.: Высшая школа, 1993.

    Греков, В.Ф.

    Шапиро, А.Б. Современный русский язык: Пунктуация [Текст]: Учебное пособие для пед. институтов / А.Б. Шапиро. − М.: Просвещение, 1974.

    Розенталь, Д.Э.

    Розенталь, Д.Э.

    Шубина, Н.Л. Пунктуация современного русского языка [Текст]: Учебник для вузов / Н.Л. Шубина. – М: Академия, 2006.

Модуль 3

Практическое занятие №25

Контрольный диктант №2

1. Контрольный диктант (50 мин).

2. Грамматические задания к диктанту (фонетический разбор, разбор по составу, словообразовательный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор словосочетания, простого предложения) (40 мин).

Модуль 3

Практическое занятие №26

Лексика и фразеология

I. Анализ контрольного диктанта, грамматических заданий. Выполнение работы над ошибками.

I. Вопросы

1. Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.

2. Употребление омонимов, синонимов, антонимов.

3. Значение и употребление фразеологизмов.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 4, 5 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Аудиторные задания

1. Выполните упр. 16 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Выполните упр. 20 по пособию В.Ф. Грекова и др.

3. Выполните упр. 45 по пособию В.Ф. Грекова и др.

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

    Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: ок. 9000 синонимических рядов [Текст] / З.Е. Александрова / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Русский язык, 1986.

    Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка [Текст] / О.С. Ахманова. − М.: Русский язык, 1986.

    Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

    Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

    Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

    Фразеологический словарь русского языка свыше 10 000 фразеологизмов [Текст]. – М.: Высшая школа, 2003. – 336 с..

Модуль 3

Практическое занятие №27

Cтилистика

I. Вопросы

1. Понятие о функциональных стилях:

    научный стиль и его особенности;

    официально-деловой стиль и его особенности;

    публицистический стиль и его особенности;

    разговорный стиль и его особенности;

    стиль художественной литературы.

2. Стилистические ошибки.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 25

2. Выполните упр. 26 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

3. Выполните упр. 27 по пособию В.Ф. Грекова и др. (устно).

2. Аудиторные задания

1. Прочитайте, найдите грамматические, речевые и стилистические ошибки, исправьте их.

Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером. В этих словах заключается наша любовь и поклонение Пушкину. Мы испытываем летаргию по прошлому. Беликов ходил с поднятым воротником и длиннополой шляпе. Павел Кирсанов – отъявленный аристократ. Почва для революции назрела. Народ был подвергнут жесткому аппарату репрессий. Пьеса «Вишневый сад» сыграла большое значение в духовной жизни русской интеллигенции. Прибрать власть в свои руки. В историях наших народов много общего. Тихон не только не защищал ее от нападок матери, но и сам боялся ее, подчинялся ей. Пушкин и поэты его круга запросто обращались к народной речи. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются непонятыми. Мы посетили мемориал памяти жертв сталинских репрессий. Посещаю выставку, мне запомнились два акварельных пейзажа. Кофе было готово через пять минут. Он умолчал неприятное событие от матери. Наиболее худшее положение было у тех ребят, которые ничего о предстоящей контрольной работе не знали. Путь, избранный нашим героем, ошибочен, неправильный. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией.

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

    Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

    Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

    Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Таблица 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)

Количество зачетных единиц/кредитов

Практикум по русскому языку

бакалавриат

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: русский язык

Последующие: современный русский литературный язык, корректорское дело

Входной МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)

Форма работы*

Количество баллов 3 %

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

МОДУЛЬ № 1

Форма работы

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольная работа №1

МОДУЛЬ № 2

Форма работы*

Весовой коэффициент модуля 33 %

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольная работа №2

МОДУЛЬ № 3

Форма работы*

Весовой коэффициент модуля 32 %

Текущая работа

Домашнеезадание

Посещение аудиторных занятий

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

Общее количество баллов по дисциплине (по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного вида работы, за который начисляются поощрительные баллы)

Ф.И.О. преподавателя Ганова С.В.

Утверждено на заседании кафедры «___»_______200__г. Протокол №______

Зав. кафедрой________________________

3.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Входной модуль

Контрольный диктант №1

Возможный вариант текста и грамматических заданий для диктанта

Погода переменилась. Метель из влажной, декоративной переходила в сухую, мороз набирал силу. Начинается это красиво, кончается страшновато. Редкий влажный снежок, поначалу почти отвесно слетавший на высоты и курганы, всё подсушивался и подсушивался, всё сильнее косил, будто кто его швырял из-за горизонта. Степь постепенно принимала вид ткацкого станка, на котором со все усиливающимся посвистом натягиваются туго скрученные нитки. Всё злее и напористее задувал ветер. Вдобавок к падающему он срывал на сугробах старый снег, выпавший раньше, взвихривал его, перемалывал в муку тончайшего помола. Прошёл час, другой, и уже не видели мы собственных валенок, словно брели по колено в белой кипящей воде. И наконец степь одичала совершенно, зашипела, как рассерженная гусыня, завыла разбойно, перемешала небо с землёй. Ничего не разобрать и не различить. Ни шинели, ни ватники тепла не держат, оно выдувается, выбивается ветром; брови запорошились и стали белыми, с ресниц течёт; и нечего думать, чтобы обтереть лицо рукавицей, наляпаешь снег на снег; и голой рукой не стоит, облегчения на секунду или две, да зато и в рукавицы снегу натолчётся.

И по этой степи, озверевшей к ночи, двигались наши батальоны, грохотали танки и артиллерийские тягачи, плутали группами и в одиночку разбитые итальянцы, румыны и немцы. Иногда в белой летящей мгле возникали перестрелки, и было неизвестно, кто стреляет и в кого, и некогда было разбираться, неумолимо действовал приказ: вперёд, только вперёд! Порой в хвосты батальонов и рот пристраивались, побросав оружие, итальянцы и плелись до ближайшего хутора или станицы, где их сдавали до подхода вторых эшелонов на попечение местных жителей, вооружаемых итальянскими же карабинами.

(Н. Грибачёв. 251 слово)

1. Выполните фонетический разбор слов погода, редкий, снег .

2. Выполните морфемный разбор слов грохотали, падающему, неумолимо .

3. Выполните словообразовательный разбор слов снежок, наляпать .

4. Выполните морфологический разбор слов погода, переменилась .

5. Выполните синтаксический разбор простого предложения Начинается это красиво, кончается страшновато.

Модуль 1

Контрольная работа №1

Возможный вариант заданий

1. Компьютерная диагностика

1. Укажите слова из 5 звуков:

2) летчик;

4) сельдь.

2. Укажите, в каком слове неправильно выделен ударный слог:

1) щавéль;

2) катáлог;

3) квартáл;

4) принýдить.

3. Определите, в каких словах есть [й]:

1) суховей;

2) веялка;

5) вязать;

4. Укажите, какие слова образованы приставочным способом:

1) приходить;

2)подземный;

3) предыстория;

4) докрасна.

5. Укажите строчку, в которой допущены ошибки в употреблении прописных букв:

1) Петр Великий, Жан-Жак Руссо, Людвиг ван Бетховен, Рокфеллер-старший;

2) Всемирный совет мира, Генеральная ассамблея ООН, Московская Патриархия;

русского языка , но не рассматриваются в достаточно... 6.Скворцов Л.И. Культура русской речи. М.: Знание, 1995 7.Максимов В. Русский язык и культура речи. ...

  • Разработка урока

    Учителя русского языка и литературы Арслановой И.М. Материалы урока-презентации "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: ... «От анализа текста – к сочинению»: учителя русского языка и...

  • Автореферат диссертации

    Класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению» учителя русского языка и... литературы Никульшиной В.А. Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме « ...

  • Гоу сош с углубленным изучением английского языка №1262 им календарно – тематическое планирование занятий по подготовке к егэ по русскому языку в 2011 -2012 учебном году

    Тематическое планирование

    Ю.Н. – М.: Национальное образование,2010. Егораева, Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку : подготовка к выполнению части 3 (С)/ Г.Т. Егораева. – ... Орфоэпический практикум . (А1) 2. Грамматические нормы русского языка . (Задания А3-А5, А26) 3. Работа по ...

  • Тестирование

    І вариант

    І уровень (м. 3б.)

    1. Предложение с косвенной речью представляют собой :

    А) простое предложение;

    Б) сложносочинённое предложение;

    В) сложноподчинённое предложение.

    2. В схеме А. «П- а,- П» недостаёт :

    Б) запятой;

    В) вопросительного знака.

    3. .

    По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

    А) Предложение с прямой речью;

    4. .

    А) «От любви любви не ищут»,- сказано не мной.

    Б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - так поют в России, так поют.

    В) «Дождь пойдёт,- возразил Калиныч,- утки вон плещутся.

    5. «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить :

    А) союз что;

    Б) союз-частицу ли;

    В) союз чтобы.

    6. .

    А) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

    Б) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

    В) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

    ІІ уровень (м. 3б.)

    1. Закончите высказывание .

    Вопрос, переданный в косвенной речи, называется…

    2. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой

    речью :

    Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

    А) «П»,- а.

    Б) «П,- а.- П».

    В) «П,- а,- п». (7 балл)

    3 . Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью :

    А) И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький)

    Б) «Максимов не умрёт, он не смеет умирать - жизнь только начинается» - подумала она и повернула к вокзалу (К. Паустовский).

    В) «Больше всего я люблю в Журавлихе запахи»,- зажмуриваясь от

    блаженства, вспоминает Саша Косицын.- «Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов» (В. Солоухин).

    ІІІ уровень (м. 3б.)

    1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

    Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков.

    2.

    1) Мы решили остаться здесь ночевать сообщила мама хозяину сторожки. 2) Дубровский промолвил Делайте, что хотите, я здесь не хозяин.

    3.

    Оценивая поэму «Мцыри» В.Г.Белинский писал что это любимый идеал нашего поэта это отражение в поэзии тени его собственной личности .

    IV уровень (м. 3б.)

    1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

    А: «П».

    2) Не обижайся, Лена.

    3) Теперь я не пропаду.

    Контрольная работа № 1 по теме: «Простое предложение. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата»

    Тестирование

    ІІ вариант

    І уровень (м. 3б.)

    1. Закончите высказывание .

    При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки…

    2. В схеме «77? - а - Л» недостаёт :

    Б) запятой;

    В) вопросительного знака.

    3. Укажите способ передачи чужой речи .

    По радио сообщили о возможных осадках.

    А) предложение с прямой речью;

    Б) предложение с косвенной речью;

    В) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

    Г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

    4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой .

    Б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

    В) «Гуси летят- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел».

    5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». Необходимо употребить :

    А) союз что;

    Б) союз-частицу ли;

    В) союз чтобы.

    6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью .

    А) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

    Б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

    В) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке.

    ІІ уровень (м. 3б.)

    1. Укажите способ цитирования .

    «Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

    А) Прямая речь;

    Б) косвенная речь;

    В) предложение с вводными словами;

    Г) отдельные слова или словосочетание.

    2. Укажите неправильный вариант оформления цитаты .

    А) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

    Б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

    В) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль... сквозит во всех его стихах».

    3. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи :

    А) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин)

    Б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- В такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов).

    В) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой).

    ІІІ уровень (м. 3б.)

    1. Вставьте в данные предложения слова автора, употребляя разные способы их ввода и изменяя их место в предложении, расставьте знаки предложения.

    2. Спишите. Замените, где это возможно, прямую речь косвенной, расставьте знаки препинания.

    1) А вы девочки зачем пришли строго спросил он. 2) Все это пустяки Иван Гаврилович сказала Юлия не в этом счастье.

    3. Какие знаки препинания ставятся при цитате, если она вводится в предложение не полностью? Расставьте знаки препинания (цитаты подчеркнуты).

    Великого критика поражало разнообразие картин образов и чувств .

    IV уровень (м. 3б.)

    1. Составьте предложения по схемам и расставьте знаки препинания.

    2. Вставьте в данные предложения слова автора в соответствии со схемой:

    «П», - а.

    1) Как здорово гулять золотой осенью в лесу.

    2) Не обижайся, Лена.

    3) Теперь я не пропаду.

    «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

    Вариант 2

    1. Закончите высказывание.

    При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки… (7 балл)

    2. В схеме «77? - а - Л» недостаёт:

    Б) запятой;

    В) вопросительного знака. (1 балл)

    3. Укажите способ передачи чужой речи.

    По радио сообщили о возможных осадках.

    А) предложение с прямой речью;

    Б) предложение с косвенной речью;

    В) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

    Г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл)

    4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

    Б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

    В) «Гуси летят- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел». (7 балл)

    5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». необходимо

    Употребить:

    А) союз что;

    Б) союз-частицу ли;

    В) союз чтобы. (7 балл)

    6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

    А) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

    Б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

    В) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке. (1 балл)

    7. Укажите способ цитирования.

    «Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

    А) Прямая речь;

    Б) косвенная речь;

    В) предложение с вводными словами;

    Г) отдельные слова или словосочетание. (7 балл)

    8. Укажите предложение, которое нельзя переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

    А) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».

    Б) «Труд будит в человеке творческие силы»,- писал Л. Н. Толстой.(1 балл)

    9. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи:

    А) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин)

    Б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- В такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов).

    В) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой).

    Приведите пример предложения, в котором слова автора разрывают прямую речь.

    10. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

    А) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

    Б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

    В) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль... сквозит во всех его стихах».

    Приведите пример предложения с цитатой. (2 балла)