Разработки

Дифференциация Я – основополагающая концепция теории Боуэна. Вертикальная дифференциация продукта Риторические приемы современного русского литературного языка: опыт системного описания монография

Дифференциация Я – основополагающая концепция теории Боуэна. Вертикальная дифференциация продукта Риторические приемы современного русского литературного языка: опыт системного описания монография

Определенные различия в общественном положении людей имели место и на ранних этапах развития человеческого сообщества, но в основе этого лежала не социальная, аестественная (природная) дифференциация –естественные физико-генетические и демографические различия между людьми. Общественное положение человека определялось полом, возрастом, наличием определенных физических и личностных качеств.

Однако решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, связанные не с естественными физико-генетическими и демографическими различиями между людьми, а с явлениями социальной дифференциации.

Социальная дифференциация – продукт более высокого уровня развития цивилизации. Это сложный феномен порожден уже не естественными (природными), а социальными факторами жизни и, прежде всего, объективной потребностью общества в разделении труда.

Дифференциация видов деятельности проявляется в форме социальных различий между группами людей по характеру их трудовой деятельности и функций, а следовательно, по стилю жизни, интересам и потребностям.

Социальную дифференциацию часто обозначают понятием «горизонтальная дифференциация». Параметры, которыми описывается горизонтальная дифференциация, называются «номинальные параметры», в отличие от «ранговых параметров», используемых для характеристики людей в иерархическом плане. Иерархия (от греческого hierarchia – буквально священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения и субординации, когда социальные группы находятся как бы «выше» или «ниже» на социальной лестнице.

Номинальные различия устанавливаются в обществе в процессе естественно-природных различий между людьми и как элемент общественного разделения труда. На основании этих различий между людьми в обществе нельзя определить, кто из них занимает более «высокое», а кто более «низкое» место в социальной структуре (пример: нельзя поставить мужчину выше женщины только потому, что он мужчина, так же как и людей разных национальностей).

Горизонтальная дифференциация не может дать целостную картину социального структурирования общества. В полном объеме социальную структуру общества можно описать лишь в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной.

Вертикальное структурирование возникает вследствие неодинакового распределения между людьми результатов общественного разделения труда. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, определяемый на основе ранговых параметров, говорят о социальной стратификации.

Исходя из изложенных замечаний можно сказать, что социальная стратификация означает такую форму дифференциации общества, которая принимает форму социальной иерархии – вертикальной дифференциации населения на неравные по своему общественному положению группы и слои. Это иерархически организованная структура социального неравенства.

Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые описывают положение индивида в обществе в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Номинальные параметры: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык.

Ранговые параметры: образование, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллект.

С помощью номинальных параметров исследуются рядоположенные позиции индивидов, на основе ранговых описывается иерархическая или статусная структура.

На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория К. Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана .

У Н. Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают, и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Н. Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т. е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация – ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства – тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии – парадигмы постмодерна.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, про-межуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения – как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй иД. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе К. Маркса и М. Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

1) внутреннюю фрагментацию – внутриклассовые деления;

2) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

3) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

4) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик – классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Ф. Бредли , невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибридностью здесь понимается промежуточное состояние между различными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харуэй . Социальный гибрид – это своего рода киборг, лишенный гендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотворным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В действительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.

1. Дифференциация общие ведомости

2. Дифференциация доходов населения

3. Дифференциация функциональных стилей

4. Социальная дифференциация

5. Дифференциация заработной платы

Дифференциация (от лат. differentia — различие) — это выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам.

Дифференциация (в геологии) — это совокупность различных процессов, разделяющих вещество, материю. В частности кристаллизационная дифференциация происходит благодаря кристаллизации минералов: так как кристаллизующиеся минералы имеют состав отличный от состава расплава, то в процессе кристаллизации состав расплава меняется, что может привести к очень значительным отклонениям от первичного расплава.

Дифференциация продукта (в экономике) — это ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичные товары конкурирующих производителей как схожие, но все же не полностью взаимозаменяемые.

Социальная дифференциация (в социологии) — это наличие в обществе социальной структуры или процесс , ведущий к возникновению новых видов деятельности, ролей и групп, для выполнения новых функций. (Парсонс, Талбот)

Дифференциация (в статистике) — это степень различия между двумя выборками. Для измерения меры дифференциации существуют различные инструменты, в том числе дисперсия, фондовый и децильный коэффициенты дифференциации, кривая Лоренца, показатели вариации, вариационные ряды.

Дифференциация языков (в лингвистике) — это процесс структурного расхождения языков в результате постепенной утраты общих элементов и приобретения специфических черт. В пределах языковой семьи моделируется схемой родословного дерева, «корнем» которого является праязык, а «ветвями» — родственные языки.

Филогенетическая дифференциация (в биологии) — это расчленение единой совокупности организмов на группы в результате эволюции, сопровождающееся возникновением иерархической системы форм. Является причиной видообразования, в эволюции дополняется интеграцией. Так же существуют половая дифференциация и онтогенетическая дифференциация.

Дифференциация общие ведомости

(Differentiation; Differenzierung) - отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям. Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно - она пребывает в архаическом состоянии, она недифференцирована, т. е. не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования.

Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, т. е. к нему всегда примешиваются ощущение или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе.

Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще свойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной направленности), т. е. когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфические задержки при пользовании недифференцированной функцией. Недифференцированная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например, недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения ("цветной слух"); недифференцированное чувство - от смешения любви и ненависти. Поскольку какая-нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функциями. Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга.

Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежащего. Слияние с иррелсвантным делает направленность невозможной - только дифференцированная функция оказывается способной к определенному направлению".

Дифференциация одновременно является и естественным процессом психического роста, и сознательным психологическим мероприятием - она необходима для процесса индивидуации. Человек, зависящий от своих проекций, сохраняет слабое представление о том, кто и что он есть. ДУХ (Spirit; Geist) - архетип и функциональный комплекс; часто персонифицируется и переживается как вдохновение, оживление или невидимое "присутствие". "Дух, как и Бог, обозначает объект психического переживания и опыта, который не может быть доказан существующим во внешнем мире и не может быть понят рационально. Таково значение слова "дух" в его наилучшем смысле". "Архетип духа в образе человека, карлика или животного всегда возникает в ситуации, когда необходимо понимание, самоанализ, хороший совет, планирование и т. д., но человеку не хватает для этого своих ресурсов. И тогда архетип компенсирует это состояние духовного дефицита неким содержанием, призванным заполнить пустоту".

Следует различать дух как психологическое понятие и традиционное представление о нем в религиозном контексте. "С психологической точки зрения явление духа, как и любого автономного комплекса, осуществляется в виде стремления бессознательного превзойти или, по крайней мере, сравняться со стремлениями эго. И если мы хотим быть справедливыми к сути, именуемой нами духом, то здесь следует, скорее, говорить о "высшем" сознании, нежели о бессознательном". «…популярная современная идея духовного зла согласуется с христианским взглядом, рассматривающим духовное зло с точки зрения общего блага (summum bonum) как самого Бога. Фактически это также и идея злого духа. Но в современном понимании невозможно придерживаться последнего, поскольку дух не обязательно зол; скорее, его следует называть безразличным к морали, нейтральным или безучастным к ней"

Уровень дифференциации (в теории семейных систем) — способность быть отдельной личностью, будучи связанным с окружающими; способность не смешивать собственные эмоции, мысли и чувства.

Д ифференциация доходов населения

Дифференциация доходов населения - реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень выгоды является одним из важнейших конституирующих социальное положение признаков(наряду с собственностью, отношением к власти и т. д.).

Общество с рациональной дифференциацией доходов, относительно равномерной, наиболее устойчиво за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. И наоборот, как свидетельствует исторический опыт латиноамериканских стран , общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием сильных стимулов к профессиональному росту, значительной степенью криминогенности социальных отношений.

Дифференциация доходов населения фиксируется статистикой, распределяющей население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов. Строятся интервальные ряды по величине наживы от наименьшего к наибольшему или по децилям (по 10%), квартилям (по 20%), отражающим объем денежных доходов, приходящихся на численность населения - 10%, 20%. Показатели дифференциации денежных доходов населения исчисляют из интервального ряда распределения; долю и численность высокообеспеченных (исходя из принятых пограничных критериев), среднеобеспеченных и бедных.


Показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для анализа реальных социально-экономических процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, используются также при составлении государственных программ социально-экономического развития.

Дифференциация функциональных стилей

Функциональные стили как наиболее крупные разновидности литературного языка (макростили) подвергаются дальнейшей внутристилевой дифференциации. В каждом стиле выделяются подстили (микростили), которые в свою очередь подразделяются на еще более частные разновидности. Следует отметить, что дифференциация функциональных стилей лишена единого основания, так как она базируется на дополнительных (по отношению к основным), специфичных для каждого стиля факторах.

В официально-деловом стиле в зависимости от назначения текстов выделяются законодательный, дипломатический и канцелярский (административно-канцелярский) подстили. Первый включает в себя язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, второй язык дипломатических документов, относящихся к области международных отношений. Канцелярский подстиль включает в себя, с одной стороны, служебную переписку между учреждениями и организациями, а с другой частные деловые бумаги.

Разновидности научного стиля определяются спецификой различных видов научного общения (характер адресата, цель). В нем сложились собственно научный, научно-учебный и научно-популярный подстили.

Особенности публицистического стиля определяются спецификой средств массовой информации. В зависимости от этого можно выделить газетно-публицистический, радио- тележурналистский и ораторский подстили.

Стилевая дифференциация художественного стиля прежде всего соответствует трем родам литературы: лирике (поэтический подстиль), эпосу (прозаический) и драме (драматургический).

В разговорном стиле выделяются разновидности, обусловленные обстановкой общения официальной (разговорно-официальный подстиль) и неофициальной (разговорно-бытовой подстиль).

Любой подстиль, так же как и стиль, реализуется в совокупности определенных типов текстов. Например, в газетно-публицистическом подстиле это такие типы текстов, кик хроникальная , репортаж, интервью, очерк, фельетон, статья; в собственно научном монография, реферат, доклад, тезисы и т.д.; в учебно-научном учебник, учебное пособие, дипломная или курсовая работа и др., в канцелярском подстиле заявление, объявление, акт, доверенность, расписка, характеристика и т.д. Каждый из таких типов текстов можно назвать жанром. Жанр в лингвистике понимается как "род, разновидность речи, определяемая данными условиями ситуации и целью употребления".

Специфика жанров, как и стиля в целом, определяется экстралингвистическими факторами и создается особенностями функционирования языковых средств в конкретных условиях общения. Например, хроникальная информация существенно отличается от очерка, интервью, репортажа не только своей структурой и композицией, но и характером употребления языковых средств.

Каждый текст на основе его содержания, композиции, специфики отбора и компании в нем языковых средств можно отнести к определенному стилю, подстилю и жанру. Например, даже такое краткое высказывание, как Прошу предоставить мне очередной отпуск, содержит приметы официально-делового стиля, административно-канцелярского подстиля, жанра заявления. Но каждый текст в той или иной степени индивидуален, в нем находят отражение индивидуально-стилистические особенности автора, так как выбор языковых средств из ряда возможных осуществляет говорящий (или пишущий) с учетом особенностей того или иного жанра. Богатые возможности проявить индивидуальность предоставляют разные жанры литературно-художественного стиля, большинство жанров публицистики. Что же касается хроникальной информации, жанр которой требует полной устраненности авторского "я", то она лишена индивидуально-стилистических особенностей, так же как и многие жанры официально-делового стиля, не допускающие варьирования.

Таким образом, функционально-стилевая дифференциация речи не сводится к пяти основным стилям, она представляет собой довольно сложную картину. Каждый стиль подразделяется на подстили, в которых в свою очередь выделяются более частные разновидности, вплоть до проявления индивидуальных особенностей автора. Кроме того, следует иметь в виду, что в языковой действительности нет резких границ между функционально-стилевыми разновидностями, встречается немало переходных явлений. Так, в спичи с широким развитием техники, внедрением научных достижений в производство появились жанры, совмещающие в себе черты научного и официально-делового стилей (патенты, тексты инструктивного характера, объясняющие, как обращаться с техникой, и т.д.). Газетная статья на научную тему совмещает в себе особенности научного и публицистического стилей, рецензия научного и делового и т.д. "Стили, находясь в тесном взаимодействии, могут частично смешиваться и проникать один в другой. В индивидуальном употреблении границы стилей могут еще более резко смещаться, и один стиль может для достижения той или иной цели употребляться в функции другого". Однако чаще всего один из стилей выступает в качестве главного, а на его фоне проявляются элементы других стилей. Всякое конкретное высказывание осуществляется в соответствии с основными функционально-стилевыми нормами того или иного стиля, что позволяет определить принадлежность высказывания к данному стилю несмотря на то, что в нем могут быть черты, нетипичные для этого стиля в целом.

Социальная дифференциация

Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятельный и уважаемый вождь и его приближенные, а также живущие "вне закона" отверженные.

На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. Таким образом, уточняя понятие социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако оно неустранимо. Люди должны принимать такое положение как неизбежность. Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам. Поразмышляйте над приведенными точками зрения, попытайтесь соотнести их с реальными общественно-историческими процессами.

Дифференциация заработной платы

Дифференциация заработной платы при социализме, установление неодинаковых уровней заработной платы для различных категорий работников в отдельных отраслях народного хозяйства и районах страны. Отражает различие в продолжительности и интенсивности (напряжённости) труда работников, в сложности условий их труда, в квалификации работников, а также в общественной значимости того или иного вида труда. В отдельные периоды стимулируются те виды труда, которые приобретают особое значение для народного хозяйства. Основные принципы построения заработной платы в СССР, разработанные В. И. Лениным и сформулированные в первых правительственных декретах по тарифному вопросу (1918—20), исключали уравнительность в оплате труда. Ленин подчёркивал, что создание материальной заинтересованности работников в результатах своего труда — ключ к всемерному повышению его производительности и росту на этой основе общественного производства.

Именно этими принципами фирмы заработной платы, находившими отражение в её дифференциации, руководствовалось социалистическое на различных этапах своего развития. Разработанный 23-м и 24-м съездами КПСС курс на усиление роли экономических стимулов в развитии производства требует, чтобы при оплате труда наиболее полно учитывались труда каждого работника и коллектива в целом. Совершенствование оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством — один из определяющих моментов повышения жизненного уровня народа в девятой пятилетке 1971—75. Директивами 24-го съезда КПСС, наряду с увеличением минимальных размеров заработной платы, предусмотрено увеличение ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, совершенствование соотношений в оплате труда по отраслям народного хозяйства и категориям работников с учётом условий их труда и квалификации.

Для закрепления кадров в экономически перспективных (преимущественно удалённых) районах СССР предусмотрено повышение оплаты труда рабочих и служащих, а также расширение для них некоторых льгот.

В общей системе дифференциация заработной п. выделяются внутриотраслевая, межотраслевая и межрайонная. Внутриотраслевые и межотраслевые различия в уровнях заработной платы обеспечивают тарифная система и применение поощрительных систем оплаты.

Внутриотраслевая дифференциация заработной плати устанавливает различия в оплате по квалификационным и профессиональным группам работников в соответствии со сложностью выполненных трудовых функций, а так же по видам производства и условиям труда. Например, разрыв в уровнях тарифных ставок по квалификации (диапазон тарифной сетки рабочих) установлен в 75—80%; на подземных работах ставки 1-го разряда на 15—20% выше по сравнению со ставками рабочих, занятых на поверхности шахт и рудников добывающих отраслей промышленности; на работах с тяжёлыми и вредными условиями труда ставки 1-го разряда установлены на 8—15% выше, чем в нормальных условиях труда. Ставки рабочих-сдельщиков, учитывая большую напряжённость их труда, установлены на более высоком уровне, чем ставки рабочих-повременщиков.

Как в СССР, так и в др. социалистических странах по мере повышения технического уровня и совершенствования компании производства, ведущих к общему повышению сложности работ с одновременным сокращением диапазона сложности, а также в связи с уменьшением различий в значимости отдельных видов труда, разрыв в уровнях оплаты по сложности и народно-хозяйственной значимости (т. е. Дифференциация заработной п.) сокращается. Так, в промышленности СССР превышение среднемесячной заработной платы инженерно-технических работников над зарплатой рабочих уменьшилось с 78% (1950) до 36% (1970).

Дифференциация заработной платы по условиям труда (при постоянном их улучшении) увеличивается, что вызвано потребностью усиливать материальные стимулы для привлечения трудящихся на работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.

Межотраслевая дифференциация заработной платы складывается прежде всего под влиянием особенностей трудового процесса в отдельных отраслях (содержание трудовых функций, общеотраслевые условия труда, профессионально-квалификационная структура работающих и т.п.), а также под влиянием роли и значения различных отраслей в техническом прогрессе и развитии всего народного хозяйства. Межотраслевые соотношения уровней заработной платы в связи с этим весьма динамичны.

Так, если в 1940 средний уровень заработной платы рабочих и служащих промышленности СССР (промышленно-производственный персонал) по отношению к среднему уровню заработной платы в народном хозяйстве был выше на 3%, то в 1970 это превышение составляло 9%. Средний уровень оплаты работников транспорта к среднему уровню оплаты работников народного хозяйства составил 112% в 1970 против 105% в 1940, соответственно средний уровень оплаты работников строительства составил 123% в 1970 против 110% в 1940. За эти же годы значительно возрос уровень оплаты труда работников совхозов, подсобных и др. с.-х. предприятий, приблизившись к среднему уровню оплаты труда в народном хозяйстве.

Межрайонная дифференциация заработной платы определяется отраслевой структурой производства по районам, важностью экономических районов и перспективой их развития, а также их природно-климатическими условиями. Цель установленных государством различий в уровнях заработной платы по районам страны состоит в том, чтобы обеспечить равные условия для воспроизводства рабочей силы в связи с разницей в структуре потребления и уровнем цен на ряд потребительских товаров. Установление различий в оплате по районам диктуется также необходимостью привлечения и закрепления кадров в тех районах, которые испытывают недостаток в рабочей силе. Государственное регулирование заработной платы по районам страны осуществляется через систему районных коэффициентов к заработной плате. Максимальный размер действующих коэффициентов (1970) составляет к заработку 2,0, минимальный — 1,1.

Источники

abc.informbureau.com/ Экономическая энциклопедия

ru.wikipedia.org Википедия - свободная энциклопедия

dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике

sociys.ru Социология

bse.sci-lib.com Большая Советская энциклопедия

mirslovarei.com Мир словарей


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Дифференциация" в других словарях:

    дифференциация - и, ж. différenciation f., нем. Differentiation <лат. differentia различие. Разделение целого на различные части, формы, ступени. Политическая дифференциация общества. Дифференциация языков. Дифференциация клеток. БАС 2. Дифференциация… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - (лат.). Выделение, разграничение, обособление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [фр. differentiation Словарь иностранных слов русского языка

    дифференциация - См … Словарь синонимов

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - (франц. differentiation, от лат. differentia разность, различие), сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. Различают Д. функциональную, в ходе которой расширяется… … Философская энциклопедия

Лекция №4

Тема: «Возобновление леса и взаимоотношение деревьев при совместном произростании»

Способы возобновления леса

Лес как своеобразная группировка древесных и других растений способен к самовозобновлению. Старое поколение отмирает, оставляя вместо себя молодое. Изменение старого поколения леса новым называется возобновлениям леса.

Различают:

· естественное возобновление, которое происходит стихийно, но регулируется разными лесохозяйственными мероприятиями.

· искусственное возобновление, которое осуществляется севом семян или высаживанием молодых растений

Естественное возобновление имеет ряд преимуществ:

· Оно может сокращать срок лесовыращивания, если возникает под пологом материнского древостоя. Такое возобновление называют предыдущим.

· При естественном семенном возобновлении леса молодое поколение генетически и экологически лучше отвечает конкретным условиям выращивания: климату, почве. При благоприятных условиях успешное естественное возобновление требует меньших усилий и расходов средств.

Естественное возобновление лесов происходит двумя способами:

· семенным

· вегетативным.

Конкуренция, естественная дифференциация и отпад деревьев в лесу

Конкуренция приводит к дифференциации древостоя на господствующие деревья (с увеличивающимся приростом размеров), угнетенные (с уменьшающимся приро- стом) и индетерминантные (с неопределившейся тенденцией прироста). Угнетенные деревья элиминируются из древостоя.

Индетерминантные со временем определяются с тенденцией изменения прироста и переходят либо в класс господствующих, либо – угнетенных.

Конкуренция является биологически целесообразной. Если бы она отсутствовала, то при дефиците ресурсов среды и увеличении размеров деревьев и соответственно потребностей древостой неизбежно разрушался бы задолго до биологического старения деревьев. Господствующие деревья относительно независимы от окружающих деревьев, их ход роста определяется в основном средой. Ключевые слова: растительное сообщество, лес, древостой, конкуренция, дифференциая.Естественный отпад и дифференциация деревьев в лесу Совместное произрастание в лесу деревьев одного вида обусловливает и устойчивость в отношении сохранения занятой ими площади и во взаимодействии с неблагоприятными природными факторами, а также содействует сохранению вида. Межвидовые отношения могут содействовать продуктивности леса.

Но при межвидовых отношениях может происходить и процветание одного вида за счет другого, его исчезновение. В этом отношении хорошим примером является нежелательная смена ценных насаждений малоценными. Управление этими закономерностями является основной задачей при решении вопросов состава, густоты, роста, продуктивности насаждений, их свойств, полезных для хозяйства, с учетом природных и экономических условий.


Дифференциация деревьев в лесу давно отмечена лесоводами. Основываясь на этом свойстве леса, они расчленяли деревья на классы или группы (категории). Наиболее распространенной была классификация, предложенная в 80-х годах прошлого столетия немецким лесоводом Крафтом, разделявшим деревья в чистых по составу лесах на пять классов по «господству и угнетению». Теоретические основы классификации Крафта ошибочны, так как они социологизированы с учением развития человеческого общества, что недопустимо.

В 1949 г. В. Г. Нестеров предложил разделять деревья в лесу по росту на пять классов (категорий) с учетом практического -их значения:

I класс – деревья наиболее крупные по высоте и диаметру,с мощной кроной, выходящей вверх за общий полог древостоя.

II класс – деревья, несколько уступающие в росте, особенно в высоту. Крона этих деревьев развита, но уступает по величине кронам деревьев I класса.

III класс –деревья, отставшие в росте по сравнению с деревьями первых двух классов. Крона у этих деревьев хотя и развита, но сужена, сдавлена с боков, сквозистая, нередко имеет неправильное очертание. Стволы деревьев III класса роста более полнодревесны, чем деревья I и II классов.

V класс – деревья заглушенные, целиком вытесненные под главный лесной полог. Класс делится на два подкласса: Va – деревья с живой, но редкой однобокой кроной в виде флажка; Vб – деревья отмершие.

IV класс – деревья, сильно отстающие в росте. Они имеют сдавленную, неравномерно развитую крону. Класс делится на два подкласса: IVa – деревья, у которых кроны все еще входят в живую часть древесного полога; IV – деревья, кроны которых однобоки и только верхушка их входит в древесный полог; стволы этих деревьев тонкомерные.

Эта классификация простая и удобная. Однако она имеет ряд существенных недостатков, особенно в том отношении, что создана для чистых по составу насаждений и применяется в этих насаждениях, когда деревья отдифференцируются в порядке естественного отбора. Это происходит в хвойных насаждениях в возрасте старше 20 лет. Такая классификация основана на морфологических, внешних признаках и отмечает состояние деревьев в лесу по степени роста в определенный период времени и совершенно не оценивает степень их развития.

Практически любой человек может вспомнить эпизоды из своей жизни, когда, поддавшись эмоциям, он действовал отнюдь не оптимальным образом. Естественно, что решения, принимаемые взвешено и рационально, будут отличаться от решений, принятых в состоянии, когда человек охвачен каким - либо чувством. И неважно, что это за чувства: сильный гнев или безудержная радость, острая тревога или глубокое горе… Важно, что решение, принятое в этом состоянии, скорее всего не будет оптимальным. Дело в том, что в процессе эволюции наши эмоции остались примитивными, а способность мыслить появилась в процессе эволюции не так давно.

Создатель Теории Семейных Систем Мюррей Боуэн считал, что у любого человека существуют две системы функционирования: интелектуальная и эмоциональная.

Эмоциональная система включает в себя все автоматические или инстинктивные реакции человека на любые аспекты среды. Автоматические реакции человека сходны с теми, что регулируют инстинктивное поведение у других живых существ.

Интеллектуальная система - это функция коры головного мозга, которая появилась на последнем этапе развития человека и является основным его отличием от всех более низших форм жизни. Кора позволяет думать рассуждать, рефлексировать, регулировать жизнь в определенных областях. Интеллектуальная, или когнитивная система человека дает ему способность наблюдать за функционированием и реакциями эмоциональной системы. И вот эта способность будет различной у различных людей. То есть, люди различаются по своей способности различать чувства (более субъективная вещь) и мысли (более объективная вещь). Эта способность никак не связана с интеллектом человека. Можно иметь очень высокий IQ, и при этом плохо различать чувства и мысли. Практически каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он реагировал автоматически, не задумываясь, почему он сделал так, а не иначе. Вообще, эмоциональная система гораздо больше регулирует нашу жизнь чем мы признаем.

Мюррей Боуэн ввёл понятие дифференцированность. Степень дифференцированности человека будет определяться тем, в. какой мере он в состоянии различать свои чувства и мысли. Чем меньше уровень дифференциации, Я у человека тем менее он способен делать такие различения (Bowen 1976). Как правило хорошо дифференцированный человек может провести различие: «это я думаю», а «это я чувствую». Однако, в состоянии, когда повышается тревога (это может быть, например, в ситуации кризиса) эмоциональная и интелектуальная ситемы сливаются, утрачивая способность к автономному функционированию. Именно в этих ситуациях мы не способны ясно мыслить, именно тогда наши действия и носят импульсивный характер. И вместо того, чтобы «подумать об этом завтра» мы совершаем необдуманные поступки, руководствуясь импульсом.

Работая с семьями шизофреников, Боуэн заметил, что родители шизофреников с трудом различали чувства (более субъективная вещь) и мысли (более объективная вещь). Чувства и эмоции часто используются ими как синонимы. Они не в состоянии различить и субъективную истину и объективный факт. Дальнейшие исследования этого феномена привели его к выводу о том, что во всех видах семей (от самых нарушенных до великолепно функционирующих) существует слияние между чувствами и интеллектом. Различия будут лишь в способах и степени в которой они слиты или дифференцированы друг от друга. Это и есть - концепт дифференциации Я.

Далее Боуэн полагает, что « все эмоциональные расстройства - часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого (то же с семьями, нельзя говорить о нормальной или ненормальной семье, можно говорить о ее месте на континууме)… Шизофрения, психозы и неврозы = части одного континуума. Разница между шизофренией и неврозом скорее количественная чем качественная.» («A Family Concept of schizophrenia», 1957)
Боуэн полагал, что всех людей в соответствии со степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием можно расположить на одном континууме.

Люди на одном конце континуума не видят различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько сплавлены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом какой бы ни был у них интеллект, он подчиняется эмоциям. Они могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Эти люди менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются.

Хотя Боуэн отмечал, что сепарация между эмоциями и интеллектом может быть только относительной, однако, люди на другом конце континуума более гибки и способны к адаптации, более эмоционально независимы, в высокой степени свободны от свойственных человеку проблем любого рода. Во время стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным. Стиль жизни, мышление, эмоциональные паттерны людей, находящихся на разных уровнях шкалы столь различны, что супруги и близкие друзья обычно выбираются со сходным уровнем дифференциации.

Шкала поделена на четыре области. Рассмотрим их подробнее.

1. От 0 до 25 уровень слияния и слабой дифференциации. В этом диапазоне эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами. Чувства от фактов эти люди, ка правило, не отличают. Сознательные установки присутствуют, преимущественно в виде массовых сте¬реотипов окружающего социума, индивидуальной психической жиз¬ни у человека практически нет. При стрессе, который может вызываться даже небольшими изменениями окружающей среды, такой человек полностью попадает под власть эмоций. Такие люди полностью ориентированы на отношения, а вся их энергия уходит на поиски любви, одобрения, поддержание отношений в гармонии. Понятно, что в такой ситуации на жизненные цели энергии нет. Если такие люди не находят одобрения, то уходят в себя или борются с системой отношений, в которой их не полюбили. Жизненно важные решения, как правило, принимаются на основе текущего чувства. Часто такие люди зависимы от родителей, а затем ищут такую же систему отношений, в которой смогут почерпнуть достаточно сил, чтобы функционировать. Проблемы у них носят хронический характер. Показательно, что и в психотерапии им сложно поставить конкретные отдаленные цели, кроме как «хочу быть счастливым» и.т.д. Если в результате терапии они ощущают незначительный комфорт, то, как правило бывают удовлетворены.

2. У людей со степенью дифференцированности от 25 до 50 (умеренная дифференциация Я) эмоции также играют главенствующую роль, но они более адаптив¬ны. В этом диапазоне поведение определяется поиском одобрения. Самооценка, как правило, зависит от других. На этом уровне чувства выражаются более открыто, чем на первом уровне. Интеллект в приложении к вещам, не касающимся человека, его личности, отношений и.т.д может быть хорошо развит, однако, в приложении к личным вопросам он недостаточно развит, и часто в личной жизни царит хаос.

На этом уровне может наблюдаться крайний вариант открытых чувств. Эти люди хотят эмоциональной близости и прямой коммуникации при обмене чувствами. Они открыто эмоционально зависимы от других, очень чувствительны к настроению партнёра и часто действуют импульсивно. Как правило, их жизнь представляет собой циклы чередующихся сближений и отдалений. Всю жизнь ищут они идеальных близких отношений. Находят  слияние реагируют дистанцированием и отчуждением  что затем стимулирует следующий цикл сближения или поиск новых систем отношений.

3. В диапазоне 50-75 (хороший уровень дифференциации Я) люди попадают под власть эмоций только в результате сильного стресса. Чувство «Я» у них достаточно развито, а интеллектуальные функции достаточно сформированы, чтобы в большинстве случаев сохранять способность разделять эмоции и мыслительные процессы. Такие люди более свободны, ибо не являются пленниками эмоционального - чувственного мира. Их эмоциональная жизнь удовлетворяет их, гораздо больше ибо они могут жить полноценной жизнью и разделять свои эмоции с другими. Они могут расслабиться и отдать контроль эмоциональной системе в отдельные периоды жизни, но если возникнут проблемы, контроль вновь передается интеллекту, тревога снижается и кризиса удается избежать. Такие люди менее ориентированы на отношения, меньше зависят от того, что думают другие, способны твердо стоять на своих собственных убеждениях, не испытывая потребности нападать на других или отстаивать свои во что бы то ни стало.Самооценка, как правило, адекватная.

Эти люди бывают более удовлетвлрены и своей семейной жизнью. Супругам нравится эмоциональная близость, но они не теряют собственных Я. Жена лучше реализуется как женщина, а муж как мужчина, при этом нет необходимости спорить о преимуществах и недостатках биологического пола и социальных ролей. Такие родители позволяют детям вырасти и построить собственные Я, не пытаются слепить их по своему образу и подобию. Каждый из супругов и детей сам отвечает за себя - не обвиняют друг друга за свои поражения и не приписывают другим своих побед.

4. Более 75 - гипотетический уровень. М. Боуэн считает, что уровень дифференциации более 75 встречается у людей довольно редко. Те редкие ин¬дивиды, которые дифференцированы более, чем на 75 легко разграничивают процесс мышления и эмоции.

Определить в обычной ситуации, каким уровнем дифференциации обладает тот или иной человек - невозможно. Чтобы мыслительные процессы попали под власть эмоций, необходима стрессовая ситуация. Только тогда, по реакции человека, по его поведению в стрессовой ситуации можно понять, насколько его эмоции влияют на его способность принимать взвешенное решение, а сам он может отимальным образом функционировать.