Литература

Узнать, почему окружающий мир вообще существует. Эссе на тему "почему так важно изучать окружающий мир" Зачем люди осваивают космос

Узнать, почему окружающий мир вообще существует. Эссе на тему

Вопрос: Рассмотри план пришкольного участка. Объясни, как ты понимаешь, что такое условные обозначения.

Ответ: План пришкольного участка является топографическим планом, все объекты на топографических планах обозначаются условными знаками, каждый условный знак имеет свою пояснительную подпись того, что он обозначает.

Условные знаки применяют для того, чтобы избежать на картах или планах длинных обозначающих пояснений, сделать их удобными и четко определить границы объектов расположенных на карте или плане.

Вопрос: Рассмотри рисунки на с.43-44. Прочитай подписи, расскажи, по каким признакам можно ориентироваться в незнакомой местности.

Ответ: Кроме изложенных в подписях способов ориентирования можно добавить еще некоторые:

В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой - в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.

По местным предметам.

Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;

У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;

С северной стороны деревья, камни, раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

На деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;

Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный - крутой;

Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных;

Ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;

в горах дуб чаще произрастает на южных склонах.

На отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей;

Цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север;

Перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг;

Около отдельно стоящих деревьев снег с северной стороны рыхлый, а с южной покрывается корочкой, потому что на него светит солнце.

Цель: Формировать представление о составе продуктов и важности продуктов питания для жизни человека

1. Образовательные: познакомить учеников с основными органическими веществами: белками, жирами, углеводами и их ролью в обеспечении жизнедеятельности организма; формировать представление о значении питания в жизни человека.

2. Развивающие: развивать умение организовывать полноценное разнообразное питание; развивать интеллектуальные, практические умения;

учить мыслить логически, аргументировать своё мнение; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

3. Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества при работе в паре;

прививать интерес к исследовательской деятельности; повышать культуру правильного питания, практические навыки само оздоровления.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Строить сообщения в устной форме;

Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Мотивация.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, сегодня на урок я принесла эту игрушку. Посмотрим что она умеет делать?

Что для этой игрушки является основным источником энергии?

Скажите, пожалуйста, что является источником энергии для человека?

(Еда)

Из чего наш организм берет питательные вещества? (из продуктов питания).

Пройдите к столу. Сейчас каждый должен взять нужный для человека продукт и положить его на поднос.

К нашим корзинам вернёмся в конце урока.

Ребята посмотрите внимательно мультфильм. (Смешарики «Исправительное питание»)

Постановка проблемы исследования. Определения темы исследования.

Разные ли продукты употребляли в пищу главные герои?

А можно ли так питаться?

Из чего должна состоять наша пища?

Определите тему нашего урока.

Я предлагаю определить тему нашего урока следующим образом. Состав пищи. Зачем человек ест?

Формулирование цели исследования.

НА какие вопросы мы желаем получить ответы?

Из этих вопросов определим цель нашего урока.

Узнать какие питательные вещества входят в состав пищи и их важности для жизни человека

Определим задачи.

Выяснить, какие питательные вещества необходимы человеку для жизни.

Исследовать состав продуктов питания.

Узнать, зачем человек питается.

Чтобы найти ответы на наши вопросы мы отправимся в научную лабораторию.

Вы сегодня будем работать в группах. (Правила работы в группе)

Посмотрите те, у кого висят звёздочки, будут главными лаборантами. Они будут следить за работой группы, и озвучивать выводы.

Мы сегодня в научной лаборатории и будем проводить опыты. Техника безопасности

Чтобы правильно построить нашу работу. Мы должны определить. Объект нашего исследования, предмет, цель нашего исследования, выдвинуть, гипотезу и сделать выводы.

Обратите внимание на лоточки на столе. Скажите, что там находится? Как можно назвать содержимое одним словом? (продукты)

На какие две группы можно разделить предложенные вам продукты? (продукты растительного происхождения и животного)

Что является объектом исследования? (продукты питания)

Предмет исследования? Что исследовать в продуктах? (состав продуктов)

С какой целью мы будем исследовать продукты.

Наша цель определить какое вещество преобладает в данном продукте.

Предлагаю поработать в группе. План проведения опыта дан на листе. Чётко следуя плану, выполните опыт 1. (Самостоятельное выполнение опыта в группе)

Вы выполнили опыт, а теперь зафиксируем результаты наблюдений. Возьмите жёлтый лист. Мы выполнили опыт № 1. В этой табличке зафиксируйте, что вам удалось доказать и сделайте выводы.

Самооценка.

Вывод

Итак, опытным путём мы установили, что в продуктах содержатся (учитель указывает на схему, дети проговаривают вслух) жиры, белки, углеводы. В одном продукте могут содержаться и жиры, и углеводы, и белки. Только одно из этих веществ преобладает.

Собираем схему.

А как называются эти вещества, которые в продуктах животного или растительного происхождения. Это какие вещества. (Ответы детей органические вещества)

Мы определили, что жиры, белки, углеводы - это органические вещества. Для кого и для чего они необходимы? (Потребности человека для жизни)

Потребности человека для жизни

Органические вещества

Белки Жиры Углеводы

Строи продоволь топливо для клеток

тельный ственные

материал для и топливные

клеток запасы для клеток

Выясним, зачем нужны человеку белки, жиры, углеводы. Вы поработаете с информацией на листах.

Наклеить картинки

Проверим, что получилось (группы выносят свои листы с картинками продуктов питания, вывешивают на схему)

Первая группа озвучьте, что у вас получилось. Вторая группа. Третья группа.

(Проговаривают всю схему)

Итак, в продуктах содержатся белки, жиры, углеводы (проговаривают хором). Это все органические вещества. Это всё составляет – потребность человека для жизни.

Самооценка

Физминутка

Все встанем и представим, что вы жиры, белки, углеводы. А наша классная комната это организм человека. Вы попали в организм человека. Сейчас под музыку вы будите двигаться, а как музыка закончится, вы должны занять место в обруче. Двигаемся свободно по классной комнате.

Все жиры, белки, углеводы уместились?

(Учитель держит коробочку)

У меня в этой коробочке то, что регулирует процесс усвоения белков, жиров, углеводов, делает организм устойчивым к разным заболеваниям, повышает жизненный тонус. Я вам подскажу, вита в переводе с латинского - это жизнь. Что у меня в коробочке.

Ребята, а сейчас вы все вместились в круг? А что помогало регулировать процесс усвоения жиров, белков, углеводов?

Садитесь на свои места.

Итак, сделаем вывод. Что ещё должно содержаться в пище. Для чего нам нужны витамины?

(Ответы детей)

Я вас правильно поняла, что витамины нужны человека для того, чтобы регулировать процесс усвоения белков, жиров, углеводов, делать организм устойчивым к разным заболеваниям.

(Открываются на схеме таблички)

схема

Витаминов очень много мы сегодня поговорим лишь о трёх из них. Первая группа будет работать с витамином c, вторая группа с витамином D, третья группа с витамином А. (на столы групп выставляются таблички с названием витаминов). Сейчас вы просмотрите ролики и ответите на вопросы.

Просмотр ролика 2 мин

Поработайте в группах обсудите полученную информацию. И выберите из картинок с продуктами только те, в которых содержится витамин, с которым вы работали. И наклейте картинки вот на эти листы. (выдаются листы)

Проверим, первая группа, с каким витамином работали? На какие органы их работу влияет?

Самооценка

Чтобы догадаться какие ещё вещества входят в состав пищи, предлагаю вам понаблюдать.

(даётся тарелка с огурцами)

Попробуйте 1 продукт.

Попробуйте 2 продукт.

Одинаковые продукты вы пробовали?

А чем отличались эти продукты?

Какой на вкус вам показался второй продукт?

С помощью чего он приобрёл такой вкус?

А что такое соль? Вспоминайте тему полезные ископаемые.

Итак, соль это минерал. Значит, что должно у нас ещё содержаться в пище?

(открывается табличка минеральные соли)

В продуктах питания содержатся минеральные вещества. Это одно из самых главных веществ. Очень много минеральных веществ, которые входят в состав продуктов. В небольших количествах они содержатся во всех продуктах. Которые мы едим. Соли кальция и фосфора необходимы для роста зубов и укрепления костей. Они содержатся в молоке. Об этом вы более подробно поговорите в старших классах.

Применение новых знаний в учебной деятельности.

А теперь я предлагаю Вам обратиться ко всем знаниям, которые вы получили сегодня и применить их на практике. Вам необходимо составить меню.

Самооценка

Подведения итогов урока. Рефлексия.

Озвучьте тему нашего урока?

Теперь вы можете дать ответ на вопрос, зачем человек ест? (ответы детей)

Как вы думаете, достигли ли мы цели нашего урока?

Вы узнали, какие питательные вещества входят в состав пищи?

Вы можете сказать о их важности для жизни человека?

Повторим нашу схему.

Пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей жизни?

Возьмите оценочные листы, суммируйте баллы, выставите отметку каждый себе. Сдайте листы лаборанта. Лаборанты, вы наблюдали за работой каждого члена группы. Если вы согласны с той отметкой, которую поставил себе ваш товарищ, то обведите её в кружок. Сдайте лаборанты мне оценочные листы.

Дерево держится своими корнями, а человек пищей. Как вы понимаете эту пословицу.(ответы детей)

Если у дерева не будет хороших добротных корней,

Сейчас каждый оценит свою работу лично. У нас дерево вам необходимо выбрать листочек и прикрепить его к дереву. Если вы старались, у вас всё получилось и вы довольны своей работой. Возьмите зелёный листок. Если вы старались, но у вас не всё получилось с первого раза, но довольны своей работой возьмите жёлтые листочки Если вы не довольны своей работой возьмите красные листочки.

Посмотрите на наше дерево. Кто может подвести итог? весь класс справился с работай?

Добраться до Дубны проще всего на электричках, которые ходят несколько раз в сутки. И это совсем не похоже на путешествие в лабораторный комплекс, где собираются воссоздать первые мгновения после Большого взрыва. Вагон заполнен преимущественно дачницами, а после Дмитрова дорога становится одноколейной и к окнам поезда вплотную подбираются придорожные кусты.

Вокзал на станции Большая Волга увенчан огромной надписью «Наукоград Дубна», но общее впечатление скорее как от вполне обычного российского города на приличном отдалении от мегаполиса. Пустой зал ожидания (чего тут ждать, если электричка через два часа?), площадь с тремя автобусами, супермаркет. Чуть поодаль - кирпичные многоэтажки, жилые кварталы города.

Специфика места начинает ощущаться в автобусе. На карте маршрутов остановка с тривиальным названием «Кладбище» соседствует с куда менее распространенным «Тензором», а далее идут улицы, названные в честь разных ученых: вот улица Сахарова, вот улица Жолио-Кюри, дальше идут Флеров, Курчатов, Вавилов…

В старой - «институтской» - части города влияние большой науки уже ощущается более отчетливо: несколько кварталов застроено симпатичными трехэтажными домиками. В Москве и Подмосковье подобное жилье часто называют «немецкими домами» (их, по расхожей легенде, строили военнопленные), в них, как правило, жили сотрудники крупных предприятий или научных центров. Эркеры, обрамляющие высокие окна рамки, полукруглые балкончики - в России такая застройка выдает наличие наукоемкого объекта вернее таблички «улица Курчатова» или «Инженерная улица».

А когда попавшийся мне на площади перед городской администрацией мужчина в форме Росгвардии с ходу отвечает на вопрос, как пройти к площадке Лаборатории физики высоких энергий, становится понятно: я действительно в наукограде. Многие жители могут быть не в курсе того, что же именно происходит на территории за забором в лесу, но так или иначе происходящее там затрагивает всех. Даже в электричке на обратном пути подсевший дачник спросит у меня: «А что, коллайдер там работает или нет?»

Коллайдер и кубики

Коллайдер - это разновидность ускорителя, то есть устройства, которое разгоняет заряженные частицы до околосветовой скорости. Сейчас на Земле насчитывается около тридцати тысяч ускорителей, и большая часть их нужна не для научных исследований, а для сугубо прикладных задач вроде выжигания раковой опухоли пучком частиц - и это в массе своей не коллайдеры. Коллайдер не просто разгоняет частицы в кольцевой трубе с высоким вакуумом, но сталкивает их в строго определенных местах, для того чтобы при столкновении получилось нечто, интересующее исследователей. Коллайдеры строят для того, чтобы делать большую науку, они иногда занимают подземные комплексы размером с линию метрополитена, и это едва ли не самые сложные инженерные разработки в истории человечества.

Коллайдер, судьба которого волнует даже дачников, - это NICA. То есть Nuclotron-based Ion Collider fAcility , комплекс ионного коллайдера на базе Нуклотрона.

Нуклотрон, в свою очередь, ранее построенный в дубнинском Объединенном институте ядерных исследований ускоритель, а проект NICA основан на идее брать пучок частиц оттуда и разогнать до еще большей энергии.

Масштабная стройка на территории Лаборатории физики высоких энергий идет с небольшим отставанием от графика. Ученые и инженеры ждут, когда строители закончат стены и перекрытия, чтобы начать монтаж своего оборудования. В 2021 году они рассчитывают пропустить через ускорители первые пучки частиц, а далее потребуется еще несколько лет для начала научной работы в полном объеме.

Сегодня NICA - это наполовину готовый каркас здания периметром более пятисот метров плюс несколько уже существующих сооружений. На дверях одного из них, внешне ничем не примечательного (какой-то завод? Склад? В любой промзоне от Лиссабона до Токио оно смотрелось бы совершенно естественно), висит табличка: «Ионизирующее излучение». Воображение рисует фантастические интерьеры, однако реальность оказывается одновременно и скучнее, и неожиданнее.

Научные установки в своей «естественной среде обитания» оказываются совершенно не похожи на фотографии Большого адронного коллайдера. Вместо эффектных конструкций, похожих то ли на портал в другой мир, то ли на двигатель инопланетного корабля, входящих встречает детский домик из кубиков. Ну как его обычно рисуют: три кирпичика в высоту, три в ширину, сбоку проход высотой в два кубика и дверь внутрь. Ощущение того, что ты столкнулся с детской игрушкой, не портят даже габариты: каждый «кубик» - метр в ширину, метр в высоту, три или четыре в длину. Эти стенки, перегораживающие цех в разных местах, призваны поглощать ионизирующее излучение в ходе экспериментов - пучок Нуклотрона имеет намного большую энергию, чем, скажем, те, которыми выжигают раковые опухоли. Попадание разогнанных до околосветовой скорости частиц в вещество сопровождается рождением множества иных частиц, и все они влияют на живые клетки не лучшим образом. Впрочем, как заверяют меня работающие в ЛФВЭ сотрудники, радиационный фон внутри зданий даже ниже, чем на улице и в обычных помещениях.

Взрослые дети

Некоторое ощущение игрушечности, которое возникло у меня при встрече с «кубиками», хорошо согласуется с впечатлением от комплекса в целом. ЛВФЭ называется лабораторией, но фактически представляет целый институт. «У нас около 1100 человек и почти квадратный километр территории, - говорит Владимир Кекелидзе, директор лаборатории. - Треть - физики, треть - инженеры и треть - все остальные Впрочем, деление на физиков и инженеров зачастую формально». Комплекс обнесен забором, территорию охраняют гвардейцы, на зданиях висят предупреждающие о радиации таблички, но воспринимается это совсем не так, как на атомной электростанции или комбинате по переработке ядерного топлива.

ЛФВЭ скорее кажется чем-то вроде очень большой песочницы, где вместо детей и игрушек - взрослые люди, которые разбирают на части ядра атомов и пытаются собрать из них нечто совершенно иное. Это ощущение разительно отличается от впечатления, которое производят другие сообщества «взрослых детей» - ролевиков, любителей настольных игр или фанатов комиксов. В Дубне все масштабнее: тут мужчины (перекос в сторону мужчин очень чувствуется) со слегка рассеянными взглядами не ограничивают себя ни рамками игрового поля, ни границами какой-либо вселенной - будь то сеттинг Dungeons and Dragons или канон Marvel . Вот вся реальная Вселенная - это другое дело, это подходящий масштаб для людей из ЛФВЭ.

Еще ЛФВЭ похож немного на пионерлагерь: сосновый лес, на дороге между корпусом коллайдера и административным зданием греется уж («Это не гадюка, гадюки так у нас не отрастают»), а за столовой стоит скульптурная группа - Ленин и Горький. «Ни Ленина, ни Горького тут не было, и они отношения к нашему институту не имеют, - поясняет Кекелидзе. - Но в шестидесятые годы эту скульптуру нашли в Москве и привезли сюда, а потом мы поменяли ее на памятник Векслеру. Старый памятник хотели было забрать военные, но у нас часть сотрудников выступила против, и мы просто переставили его на задворки».

Владимир Векслер, сменивший в свое время Ленина, считается одним из создателей синхротронов - ускорителей, которые позволяют сообщить частицам очень большие энергии. Большой адронный коллайдер, абсолютный рекордсмен на сегодня, является именно синхротроном. Векслер же стоял у истоков дубнинского синхрофазотрона, ускорителя, когда-то державшего мировой рекорд энергии частиц - полвека назад, с 1957 по 1960 год.

Зачем все это?

Любой современный исследовательский комплекс в области физики высоких энергий позволяет создать ряд вполне практических технологий. Например, сверхпроводящие магниты, которые дубнинские физики делают для своей установки, обладают нужными характеристиками не только для коллайдера, но и для систем лучевой терапии в медицине.

Уникальные магнитные технологии, стойкая к радиации электроника (она должна работать внутри тех защитных периметров из бетонных блоков), сверхпроводящие системы для хранения энергии - все это дополняет главную задачу проекта - получение новых знаний, для которой требуется и стройка на территории в несколько гектаров, и содержание тысячи сотрудников.

«Но наша основная задача, - говорит Кекелидзе, - в понимании природы горячей плотной материи с плотностью даже выше, чем в недрах нейтронных звезд. Причем я подчеркну: именно в ядре звезды, а не на ее поверхности; это намного больше, чем в ядрах атомов».

Древние греки полагали, что мир состоит из комбинации четырех базовых элементов: земли, воды, воздуха и огня. Тысячелетия спустя в школьном учебнике физики пишут, что агрегатных состояний вещества тоже четыре - твердое, жидкое, газообразное и плазма (газ с ионизированными частицам). Но мир, конечно же, устроен намного интереснее: внутри нейтронных звезд ядра атомов сливаются в единую массу, а при еще больших давлениях сами нейтроны и протоны превращаются в мешанину из кварков с глюонами. Для изучения того, как корежит материю в безумных условиях, нам и нужны различные научные установки. Но в Дубне не просто так собираются получить кусочек сверхплотного вещества.

Новый коллайдер должен показать, что же происходит с материей в условиях, которых никогда не было на Земле. «NICA позволит понять, есть ли фазовый переход первого рода между разными состояниями очень горячего вещества, то есть происходит ли превращение разогретой плазмы в плотную горячую смесь кварков и глюонов плавно или скачком. Если сталкивать тяжелые ядра с не слишком большой энергией, они будут сжиматься, и расчеты показывают, что NICA сможет получить материю с максимальной плотностью - плотнее, чем в Большом адронном коллайдере или RHIC, американском ускорителе тяжелых ионов», - Кекелидзе рассказывает о будущих исследованиях и подчеркивает, что физики не просто гонятся за как можно большей энергией частиц.

Фазовый переход, о котором говорит исследователь, - это процесс превращения одного состояния вещества в другое. Классический пример - испарение или замерзание воды. Только теперь ученым интересно узнать, как «замерзло» вещество, заполнявшее Вселенную в ее далекой молодости.

«Это не моя идея, но она мне очень нравится: ускоритель для науки - это одновременно и микроскоп, и телескоп. Микроскоп - в силу своей способности показать строение материи на очень маленьких масштабах, а телескоп - потому что чем больше энергия, тем ближе к Большому взрыву. Конечно, достичь самых ранних моментов в жизни Вселенной мы не сможем - там энергии на много порядков больше реально достижимых, но все равно именно ускорители позволяют изучать то, что произошло в далеком прошлом. В гонке за энергией частиц наш институт однажды лидировал с синхрофазотроном на 10 ГэВ, а сейчас первенство принадлежит LHC. Долгое время работал тот принцип, что чем больше энергия, тем больше надежд найти что-то принципиально новое».

Именно повышение энергии частиц и строительство рекордного по этому параметру LHC позволило физикам убедиться в справедливости Стандартной модели. «Стандартная модель на сегодня - это триумф науки, она очень много всего предсказывает и многое объясняет. Далее мы можем двигаться еще дальше, но есть и то, что мы плохо понимаем в физике при меньших энергиях, - та жегорячая плотная материя. Для ее описания одной Стандартной модели мало - там нужны дополнительные исследования».

Стандартная модель на сегодня - наиболее общая физическая теория. Она описывает все известные частицы и три фундаментальные силы из четырех, исключая лишь гравитацию. Шесть кварков, бозоны как переносчики взаимодействий, бозон Хиггса как источник массы частиц - это и есть Стандартная модель, которая, несмотря на свою универсальность, объяснить все в нашей Вселенной. Физика, описывающая привычный нам макромир, а равно и ряд вопросов из более экстремальных областей, относятся к науке вне Стандартной модели.

Решение задачи о метаморфозах кварк-глюонной материи в начале времен позволит понять, как мешанина кварков и глюонов после самого рождения Вселенной превратилась в привычные нам протоны. С этим процессом сейчас связана загадка асимметрии обычного вещества и антиматерии, поскольку чисто теоретически протон (с электрическим зарядом +1, «собирается» из трех кварков) принципиально не отличается от антипротона (заряд -1, три антикварка). И протоны, и антипротоны должны были получаться примерно в равных долях с последующей аннигиляцией, но в этом случае привычная нам Вселенная просто не получилась бы, все обычные частицы «сократились» бы на свои антиподы, и ничего бы не было. Само по себе наличие материи указывает на какую-то асимметрию при превращении кварк-глюонной плазмы в частицы вроде протонов, и физики пока не знают, в чем дело. Поэтому если вопрос, на который призвана дать ответ NICA, сформулировать максимально просто, то он звучит так: почему мы и окружающий нас мир вообще существует?

Ускорители, конкуренция и сотрудничество

«Нам нужно получить вещество как можно большей плотности. Это значит, что нас не устраивает столкновение двух протонов с очень большой энергией: они дадут смесь кварков и глюонов на очень малое время, а затем все это разлетится - это совсем иная фаза кварк-глюонной материи. Нам нужно сталкивать тяжелые ядра атомов - чем тяжелее, тем лучше - и определенной энергией, от 4 до 11 ГэВ на нуклон, на одну частицу в составе ядра, один протон или нейтрон», - продолжает свой рассказ Кекелидзе.

«Американские физики построили RHIC - релятивистский коллайдер тяжелых ионов. Они получили частицы с энергией 200 ГэВ на нуклон при столкновении ядер золота, первыми сообщили об открытии кварк-глюонной плазмы в 2005 году, но на фазовой диаграмме они оказались слишком высоко и в левой части, - на этом месте я сажусь рисовать схемы, а Кекелидзе продолжает: - Это очень большая энергия при малой барионной плотности; мы и европейский ускоритель FAIR планируем попасть правее и ниже результатов RHIC».

Ускоритель FAIR сейчас строится в Германии. Заявленные исследовательские задачи у него примерно те же - получение горячей плотной материи, и возникает резонный вопрос о том, не получится ли из NICA очередной попытки скопировать некий зарубежный проект. «FAIR - это не коллайдер, а ускоритель с неподвижной мишенью. У него есть свои плюсы и свои минусы: с одной стороны, при попадании пучка ионов в мишень происходит намного больше столкновений, а с другой - детектор у места столкновения может зафиксировать только те частицы, которые полетели вперед, в направлении исходного пучка. Есть хорошая метафора: стрельба по мишени и попытка попасть пулей в пулю. Мы пытаемся попасть пулей в пулю, но зато у нас есть возможность зарегистрировать все продукты реакции, куда бы они ни летели. Для некоторых задач это очень важно, а в некоторых нужно просто получить как можно больше столкновений, так что NICA и FAIR скорее дополняют друг друга, чем конкурируют между собой. Более того, FAIR использует нашу магнитную технологию и наша фабрика магнитов - она здесь, на территории ЛФВЭ - сейчас загружена в том числе их заказами», - отвечает мне на это Кекелидзе.

Следующий вопрос - «А почему нельзя просто взять существующие большие коллайдеры - тот же RHIC или LHC - и понизить их энергию так, чтобы попасть в интересующую область?» - тоже получает ответ: «Да, ученые из Брукхэвенской лаборатории (США) предложили проект по понижению энергии на RHIC до 7 ГэВ на нуклон и запросили соответствующее финансирование. Проект принят и, возможно, в следующем году там уже начнутся такие эксперименты. Но проблема заключается в том, что коллайдер, изначально спроектированный на существенно большую энергию, слишком большой и не сможет работать в оптимальном режиме. Вследствие этого у него будет в тысячи раз меньшая светимость , чем у оптимально спроектированной машины, а значит, и в тысячи раз меньшая статистика. Поэтому наиболее интересные задачи, особенно поисковые, вряд ли удастся решить».

Светимость коллайдера не имеет ничего общего со светом или иным излучением. В первом приближении эта величина пропорциональна числу столкновений в секунду внутри площадки заданного размера, и чем она выше, тем больше шансов обнаружить нечто интересное. Сгустки из ядер атомов в массе своей свободно пролетают друг через друга, некоторое небольшое число частиц проходит на небольшом расстоянии, и лишь единицы сталкиваются лоб в лоб, рождая материю с искомыми характеристиками.

***

Таксист, который везет меня к станции, много рассказывает про город, преимущественно делая упор на новые стройки. Где-то это «огромный район, куда всякие программисты приехать должны», а где-то «вот, торчит скелет цеха, еще один хотели построить, да так и не начали». Про коллайдер и жизнь на территории ЛФВЭ водителю, впрочем, известно немного, и уже он сам спрашивает, что за стройка располагается внутри охраняемого периметра и для чего этот коллайдер. Приходится даже развеивать старую страшилку про черные дыры.

А черные дыры там возникнуть могут или это всё глупости?

Глупости. Про черные дыры в ускорителях писали в 2008 году, когда собирались Большой адронный коллайдер запускать. Но там много шума наделал пересказ одной теоретической статьи, в которой было действительно сказано про гипотетические черные дыры. Проблема в том, что из той же теории следовало и мгновенное их испарение, да и размер был таким, что подобные черные дыры не то что Землю, они отдельный атом не втянут.

О, понятно. А то я про это часто слышу! У нас этот коллайдер больше про стройку - знакомые там работают, говорят, что приличные деньги платят.

Слово «коллайдер» вряд ли станет частью чего-то осязаемого и прикладного - его не ждет судьба, скажем, лазера, ставшего из научной экзотики и хайтека повседневным предметом с лотка торговца в электричке. Но в Дубне коллайдер все-таки всегда близко. От взрослых детей, стремящихся разобрать материю на составные части, до того, что принято называть «наукоемким производством», не так уж далеко. По одну сторону забора строят ускоритель и пытаются получить кусочек материи со времен Большого взрыва, по другую сторону делают точные приборы или пишут программы. Несколько набившая оскомину идея о наукоградах и инновациях здесь действительно себя проявляет вживую.

С первого класса дети изучают «окружающий мир».

Многообразие затронутых тем, многообразие учебных пособий разных авторов не смогли упростить жизнь детей и родителей. И к сожалению, данный предмет является до сих пор одним из самых спорных и неоднозначных.

Поделки и опыты делают родители, они же создают проекты, помогают детям рисовать звон крыльев комара или традиционные костюмы, а в интернете огромное количество фотографий страниц учебников, высмеивающих сегодняшнюю систему изучения окружающего мира:

Глобально ведущие цели изучения предмета «Окружающий мир» следующие:

  • формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;
  • развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры;
  • формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе.
  • воспитание начал высших нравственных чувств (отношения к Родине, ее культуре и истории), толерантности, и др.;
  • воспитание культуры поведения и взаимоотношений;
  • развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.
  • формирование общей культуры и эрудиции школьников;
  • развитие ценностных отношений к окружающему миру, нравственных и эстетических чувств;
  • осознание себя как части природы и члена общества.

И вроде бы идея понятна: надо познакомить детей с многообразием окружающего мира и дать базовые знания о науках, которые далее будут изучаться отдельными предметами.

Но по факту мы имеем сложные запутанные тексты, отсутствие единого стандарта учебника. Изучаемые темы в разных программах очень сильно отличаются. А главное, что задания в рабочих тетрадях, проекты и многое другое дети не могут выполнить без помощи родителей.

Найти в тексте основную мысль, выделить суть порой сложно даже родителям.

На тренинге «33 техники эффективного обучения» мы разбирали параграф окружающего мира:

Родители трижды прочитали текст, прежде чем удалось добраться до сути и подготовить помогатор «Гамбургер» для пересказа текста.

При этом, мы, взрослые люди, обладаем навыком работы с информацией и можем обрабатывать ее в несколько раз быстрее, чем дети. На ходу отделяя важное от неважного, актуальное от «воды».

В результате получается, что информация, представленная в учебниках требует особого подхода к проработке.

Мы решили помочь родителям и детям научиться изучать окружающий мир так, чтобы сэкономить силы, нервы и время.

Поскольку изучение окружающего мира — один из самых спорных вопросов как у родителей школьников, так и на семейном обучении, мы собрали весь опыт и объединили его в тренинг:

«Окружающий мир. Все что нужно знать»

Тренинг продет в это воскресенье, 4 марта. Начало тренинга в 10:00 по мск. Участие в прямом эфире бесплатное

Вы получите готовые инструменты для изучения предмета, обзор и анализ литературы и учебников и ответите на вопрос «Как правильно изучать предмет Окружающий мир с ребенком»

Вы узнаете:

  1. Для чего мы изучаем Окружающий мир.
  2. С какими проблемами дети сталкиваются при изучении.
  3. Как сделать изучение Окружающего мира простым, понятным и интересным.
  4. В прямом эфире полностью разберете Окружающий мир за 3 класс.

Вы получите подробный разбор предмета, а так же универсальный алгоритм, с помощью которого, сможете разобрать за 1 день учебник за любой класс по окружающему миру и подготовить ребенка к успешной аттестации.

В материалах тренинга Премиум-версии Вы получите:

1. Запись тренинга, которую можно смотреть в любое удобное время
2. Презентации и материалы, используемые в тренинге.
3. Интеллект карту по Окружающему миру за 3 и 4 класс (обзор учебников)
4. Интеллект карту по учебникам программы Школа России с 1 по 4 класс.
5. Помогаторы для изучения предмета

Тренинг проводят: Рената Кирилина и эксперт эффективного обучения Марина Барабошкина.