Математика

Проблемы математического образования не презентация современном этапе. Концепция развития математического образования в РФ. Презентация. Проблемы развития математического образования

Проблемы математического образования не презентация современном этапе. Концепция развития математического образования в РФ. Презентация. Проблемы развития математического образования

2 слайд

Математика в России всегда была приоритетным направлением развития науки, технологий и техники.

7 мая 2012 года Президент РФ подписал указ, в соответствии с которым до декабря 2013 года должна была быть разработана Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

И на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования постановлением правительства РФ от 24 декабря 2013 года была утверждена Концепция развития математического образования в РФ.

3 слайд

В концепции выдвигаются многие актуальные проблемы математического образования. Сделаны акценты на том что

  • потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно; содержание математического образования формально и оторвано от жизни.
  • выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности имеют мало опыта педагогической деятельности и применения знаний.
  • низкая учебная мотивация школьников, связанная с общественной недооценкой значимости математического образования; - устаревшее содержание и отсутствие учебных программ, отвечающих действительному уровню их подготовки.

4 слайд

Исследования показывают, что основными факторами, оказывающими отрицательное воздействие на отношение учащихся к изучению математики, являются:

  • необходимость решения большого количества задач со сложными выкладками(70%),
  • неэмоциональность предмета(65%),
  • необходимость постоянной опоры на прошлый опыт(60%)
  • большое количество непонятных терминов, которые необходимо запомнить(65%)

5 слайд

В этой связи Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:

модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;

обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося , формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей», обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;

обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования , в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;

повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;

Слайд 6

  • поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;
  • обеспечение обучающимся , имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности , всех условий для развития и применения этих способностей;
  • популяризация математических знаний и математического образования

Слайд 7

В истории образования содержание школьного курса математики неоднократно менялось. Инновации и традиции - это два элемента мира образования. Развитие математики как науки и изменение требований общества к подготовленности выпускников, как школ, так и вузов требуют обновления в подходах? получения? математического образования.

8 слайд а может быть грамотнее сказать разработчики концепции

Концепция предлагает в математическом образовании выделить разные уровни подготовки обучающихся:

  • «Общий» уровень - уровень подготовки , необходимой для повседневной жизни, который должен включать важнейшие элементы курса математики , представляющие особую ценность для развития интеллекта и формирования мировоззрения обучающихся ;
  • «Прикладной» уровень - это то, чем должны обладать, будущие инженеры, технологи, экономисты и специалисты других профессий , которым предстоит применять математику в своей работе.
  • «Творческий уровень» - это уровень подготовки будущих ученых и исследователей.

В Концепции говорится, что "необходимо предоставить каждому учащемуся, независимо от места и условий проживания, возможность достижения любого из уровней математического образования в соответствии с его индивидуальными потребностями и способностями".

9 слайд

(поэтому введена уровневая система оценивания математической подготовки выпускников. Отметка привязана к тому уровню, достижение которого собирается зафиксировать выпускник в соответствии со своими потребностями и способностями.) возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения. достижения обучения не должно препятствовать возможности продолжения образования на более высоком уроке.

Слайд 10

Вопросы реализации Концепции математического образования, ее дальнейшие перспективы и возникающие на пути проблемы обсудили в сентябре 2015 года на круглом столе Международного мультимедийного пресс-центра «Россия сегодня». На Концепцию возложена ответственная миссия - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире, вновь сделать математику передовой областью знаний и деятельности.

В связи с этим в течение ближайших пяти лет будут решаться содержательные, кадровые и мотивационные задачи. Так, Министерство образования и науки РФ подготовило изменения в стандарт основного общего образования, касающиеся требований к предметным результатам освоения математики и информатики.

Слайд 11

Заместитель директора департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Алексей Благинин, отметил, что Российские школы уже работают по примерным основным образовательным программам, в которых увеличена доля практикоориентированных заданий, а также логических и арифметических задач, связанных с реальной жизнью.

В основной школе впервые прошли национальные исследования образования по математике и информатике. Кроме того, в стране выстраивается система всероссийских проверочных работ: уже в этом учебном году в нашем регионе их писали нынешние четвероклассники.

Слайд 12

Как считает член Совета при Президенте РФ по науке и образованию Иван Ященко, все, что делается в рамках концепции, направлено не на создание сложностей педагогам, а на результат: дать возможность учителю хорошо учить детей, а последним - хорошо учиться. И новые программы, и двухуровневый ЕГЭ позволяют уйти от имитации деятельности учителя. По словам Ященко, национальное исследование качества образования в 2014 году показало: половина уроков, особенно в старшей школе, были формальным прохождением программы: "Мы пытались учить, и до сих пор во многом пытаемся научить всех всему - авось, кто-нибудь что-нибудь выучит. Это выбрасывало из образовательного процесса огромное количество ребят, воспитывая в них ненависть к математике ", считает эксперт. Он уверен, что ЕГЭ и примерные программы помогут создать меры по ликвидации проблем каждого ребенка на любом уровне образования, не выбрасывая его из учебного процесса.

Слайд 13

Серьезным направлением в реализации концепции станет повышение качества подготовки учителей математики. Каждый десятый российский учитель пройдет курсы повышения квалификации по вопросам обновления структуры содержания. Особое внимание будет уделено обеспечению доступности тематических и информационных ресурсов, методической поддержке повышения уровня массового математического образования, а также формированию в обществе установки «Нет неспособных к математике детей».

Реализация концепции предполагает также усиленную поддержку одаренных детей. По словам главы департамента науки и технологии Минобрнауки РФ Сергея Салихова, в соответствии с приказом министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, будут созданы международные математические центры для одаренных детей наподобие недавно открывшегося «Сириуса» в Сочи.

Реализация Концепции математического образования проходит во всех регионах страны и затрагивает все уровни образования.

Слайд 14

Приказом министерства образования Саратовской области от 28 декабря 2015 г «О реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на территории Саратовской области» Саратовский областной институт развития образования определен региональным координатором по реализации Концепции развития математического образования.

Слайд 15

Согласно рекомендациям Организационно-методического центра учреждений образования" Аткарского муниципального района по реализации Концепции развития математического образования на территории Аткарского района все общеобразовательные учреждения разрабатывают план, согласно которому выстраивается работа учителей математики.

Реализация этого плана перекликается с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования: «организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должны обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Слайд 16

Реализую работу по программам кружка «Занимательная геометрия», элективного курса «Секреты комбинаторики», «Подготовки призёров олимпиад», разрабатываю программа спецкурса для 8 класса.

Слайд 17

Участие детей в дистанционном обучении на базе Новосибирского центра продуктивного обучения «ШКОЛА ПЛЮС», предметной недели по математике, научных конференциях различного уровня, диспутах, викторинах (Источник знаний на портале прошколу.ру).

Создание условий обучения в соответствии нормам СанПиНа.

Слайд 18

Своевременное прохождение курсов повышение квалификации, работа участие в работе научно-методических конференций, семинарах, вебинарах, видеоконференциях соответствуют реализации концепции математического образования.

Слайд 19

Во внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся. Ребята с удовольствием принимают участие дистаннционных конкурсах разного уровня сложности и статуса.

Слайд 20

Более 7 тысяч студентов и школьников, среди них и обучающиеся нашей школы, приняли активное участие во Всероссийской акции «Я люблю математику», которая была запущена Минобрнауки России 30 ноября 2015г.

В ракурсе прошедшего времени, я могу сделать положительные выводы об эффективности реализации концепции математического образования. Постепенно комплекс мероприятий по реализации концепции обеспечит повышение престижа и уровня российского математического образования.


I. Значение математики в современном мире Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития РФ. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.


II. Проблемы развития математического образования 1. Проблемы мотивационного характера: - низкая учебная мотивация школьников связанная с общественной недооценкой значимости математического образования; - устаревшее содержание и отсутствие учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. 2. Проблемы содержательного характера: - с одержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни; - потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно; - подмена обучения «натаскиванием» на экзамен.


II. Проблемы развития математического образования 3. Кадровые проблемы - Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний.




III. Цели и задачи Концепции Задачи: -модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности); -обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося; -обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования; -повышение качества работы преподавателей математики; -поддержка лидеров математического образования; -обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей; -популяризация математических знаний и математического образования.


IV. Основные направления реализации Концепции 1. Дошкольное и начальное общее образование: Система учебных программ математического образования при участии семьи должна обеспечить: в начальном образовании – широкий спектр математической занятости обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики


IV. Основные направления реализации Концепции 2. Основное общее и среднее общее образование Математическое образование должно: -предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе; -обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне; -обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая поддержка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики.


IV. Основные направления реализации Концепции 2. Основное общее и среднее общее образование Необходимо предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных ОО и специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области математики. Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.


IV. Основные направления реализации Концепции 5. Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается: -Обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения; - создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области; -Обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний. Система дополнительного образования: математические кружки, соревнования, получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах, профессиональные математические интернет-сообщества.



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации



Проблемы развития математического образования:

  • Низкая мотивация школьников и студентов, которая связана с
  • недооценкой математического образования
  • перегруженностью программ техническими элементами
  • устаревшим содержанием;

3. Кадровая. В России не хватает учителей и преподавателей вузов, которые могли бы качественно преподавать математику.


Цель Концепции

вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.

Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.


  • сохранить достоинства советской системы математического образования и «преодолеть серьезные недостатки»;
  • обеспечить отсутствие пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося с применением современных технологий образовательного процесса;
  • модернизировать содержание учебных программ, исходя из потребностей в специалистах различного профиля;
  • повысить качество работы преподавателей математики (от школьных до институтских);
  • усилить материальную и социальную поддержку преподавателей математики;
  • сформировать у учеников и учителей установку: «нет неспособных к математике детей»;
  • стимулировать индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, привлекая к работе учителей с большим опытом работы и др.

Основные направления реализации Концепции

  • Дошкольное и начальное общее образование
  • в дошкольном образовании – освоение воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни;
  • в начальном общем образовании – обеспечение математической активности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде).

2. Основное общее и среднее общее образование

  • предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
  • обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;
  • обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности.

В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.

Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.


В результате реализации концепции будут введены уровни математического образования:


3. Профессиональное образование

должно обеспечивать необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд математической науки, экономики, научно-технического прогресса, безопасности и медицины.

4. Дополнительное профессиональное образование

подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников.


Реализация Концепции

  • Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий.
  • Реализация настоящей Концепции будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях.

План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Богучарском муниципальном районе в 2016 году.

Наименование мероприятия

Семинар-практикум для учителей математики

Предполагаем. срок проведения мероприятия

Место проведения

Май 2016г

Заседание РМО учителей математики на тему: «Реализация Концепции развития математического образования в РФ: математика нужна каждому»

Анализ качества математического образования учителя

МКОУ «Богучарская СОШ№ 1»

Июнь 2016г

Разработка плана ОУ по повышению качества математического образования учащихся

МКОУ «Богучарская СОШ №1»

Июль 2016г

МКУ «Управление по образованию и молодежной политике»

Заседание РМО:

а) «Проблемы математического образования в свете результатов ЕГЭ, ОГЭ»

б) «Экспертиза рабочих программ по математике»

Август 2016г

Общеобразовательное учреждение

Август 2016г

МКОУ «Богучарская СОШ №1»

Авторы: Каракозов Сергей Дмитриевич 1 , доктор педагогических наук, профессор
Атанасян Сергей Левонович 2 , д.п.н., профессор
Семенов Алексей Львович 3 , д.ф.-м.н., профессор академик РАН академик РАО

1 Московский педагогический государственный универсистет, 2 Московский городской педагогический университет, 3 Московский педагогический государственный университет

Реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике, а также способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях

Ключевые идеи Концепции развития математического образования в РФ и ИТ-образование

Распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития математического образования в России, представляющая собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

В Концепции отмечается, что

· Информационная, цифровая цивилизация, экономика, основанная на знании, требуют новых видов и уровней математической грамотности и культуры. В частности, создание средств и инструментов ИКТ является, прежде всего, математической деятельностью.

· Выработанные в математике, осваиваемые человеком в его образовании важнейшие понятия: доказательства, алгоритма, измерения и модели сегодня являются универсальными, общекультурными, значимыми и применяемыми далеко за пределами математики..

· Математика является важным элементом национальной идеи и конкурентным преимуществом России, которое должно быть поддержано соответствующими преференциями.

· Каждый гражданин и каждый профессионал должен обладать необходимой математической компетентностью, формирование которой - задача образования, начиная с раннего, дошкольного возраста.

· Освоение математики - это, в первую очередь, решение новых интересных задач, использующее точные правила. Математическая деятельность - ключевой элемент всей системы математического образования. Использование современных технологий и инструментов деятельности, сред взаимодействия поможет России вернуть себе лидирующие позиции в математическом образовании.

· Каждый уровень и сегмент математического образования необходим, в то числе - и для других сегментов и уровней образования.

· Особую поддержку и особую свободу профессиональной деятельности должны получить лидеры.

· Профессионально-общественная активность математиков, как и педагогов-математиков, осознание и реализация ими своей общественной миссии необходимы для развития математического образования.

· Проблемы качества педагогов-математиков должна получить системное решение.

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике, а также способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях.

«Математическая симметрия» - Симметрия в химии. Поступательная симметрия. Симметрия в искусствах. Поступательная. Осевая. Центральная симметрия. Лучевая (радиальная) симметрия. Так что симметрия – пожалуй, чуть ли не самая главная вещь во Вселенной. Вращательная симметрия. В отличии от физической симметрии, математическая симметрия встречается во многих науках.

«Математическая индукция» - В XVIII веке Л.Эйлер нашел, что при n=5. Составное число. Перед нами последовательность нечетных чисел натурального ряда. 1,3,5,7,9,11,13… Алгоритм доказательства методом математической индукции. Принцип математической индукции. Каждый человек в мире пожал какое-то количество рук. Докажите, что число людей пожавших нечетное число рук – четно.

«Математические науки» - Нужно только понять и увидеть. Сложение. Один из крупнейших математиков. Создатель классической механики. Примеры по математике. Карл Гаусс (1777-1855). Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. На четырёх ногах стою, ходить же вовсе не могу. Установил принцип действия жидкостей и газов. Исаак Ньютон.

«Математические игры» - Основные функции. Игра – один из основных видов человеческой деятельности. Групповые игры. Групповые. Регата. Математические игры – прекрасный способ не только выявления, но и обучения талантливых детей. Игра - исследование. Индивидуальные игры. Развитие умений и навыков, необходимых для исследовательской деятельности.

«Математические загадки» - Только стружки белели. Да в печи четыре штуки, Пироги считают внуки. Отгадка. Не поставишь комарят наших в ряд. Сколько было сестренок? Да еще один пирог Кот под лавку уволок. Насчитала Комариха сорок пар, А продолжил счет сам Комар. Помогали мне братья. Посадила бабка в печь Пирожки с капустой печь.

«Математическое образование» - Сам материал дает возможность научить ребенка интеллектуально работать. Б.П.Гейдман, "О школьном математическом образовании". Об обучении математике сверх минимума скажу позже. Нужны уникальные специалисты, совмещающие педагогическое мастерство с хорошей математической подготовкой. Б.П. Гейдман.