Окружающий мир

Памятники владимиро суздальской земли. Белокаменные памятники владимира и суздаля. Известные памятники этого направления

Памятники владимиро суздальской земли. Белокаменные памятники владимира и суздаля. Известные памятники этого направления

Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.

Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли - Ростов Великий и Суздаль. Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами - Золотыми и Серебряными. В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.

Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц - львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.

Близ Владимира 8 столетий назад князем Андреем Боголюбским построено удивительное произведение русского зодчества - церковь на реке Нерли. Построенная на заливном лугу, церковь являлась как бы визитной карточкой города Владимира. Сколько возвышенных слов и чувств вызывала и до сих пор вызывает эта постройка у людей, увидевших ее: златокудрой царевной, милой крестьянской девушкой в подвенечном наряде, белой лебедью, голубкой - самыми прекрасными и возвышенными словами, какие применимы в русском языке к женским образам. Нежность, красота, гармония, обаяние, грусть - все сошлось в ней! Архитектура церкви легка, воздушна, изящна. Храм, кажется, весь устремляется, взлетает вверх. Этому способствует прием зодчих: стены имеют едва заметный уклон к центру. Изящная глава собора с узкими высокими окнами придают зданию еще большую стройность. Каменное кружево на стенах очень скромно, но сюжет его схож со всеми сюжетами на храмах Владимиро - Суздальского княжества.

Храм Покрова - на - Нерли! Что ты знаешь о нашей русской дали вековой?

О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?

Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,

Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!

Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.

От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.

Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.

А ты все тот же - доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?

(И. Кобзев)

В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор (1189г.), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству. Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой. Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым.

В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова - на - Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси. Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда». Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы. Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. Каменная резьба напоминает традиционно русские формы резьбы по дереву. Рельефы здесь представляют целый мир, подобный цветущему райскому саду: расхаживают сказочного вида звери и птицы, стремительно скачут всадники - святые воины. Наряду с традиционными фигурами царей-пророков Давида и Соломона, Александра Македонского появляется изображение князя с детьми, предположительно самого Всеволода III с сыновьями.

Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. Самые древние из них отличались скромным декором: арочный поясок на апсидах и горизонтальная полочка-отлив посередине стен. Окна были узкие, напоминающие щели бойниц. С XII же века храмы начинают украшать белокаменной резьбой: иногда это фольклорные сюжеты, иногда - скифский «звериный стиль», а в некоторых случаях видны романские влияния.

Возвышение Владимира было связано с правлением Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, строившего храмы не только из благочестивых соображений, но и из политических - чтобы показать, что его земля находится под особым покровительством небесных сил, превратить ее в Святую землю. По сути, он создавал во Владимире новый Киев.

Дмитриевский собор (1194-1197) весь покрыт белокаменной резьбой: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены между лопатками. Наверху, под арками колончатого пояса, стоят многочисленные святые, а в полях закомар изображены сюжетные сцены. Собор был расписан фресками; до наших дней дошли только два фрагмента - «Страшный суд» и «Рай».

Еще один памятник владимиро-суздальской земли - Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), построенный Святославом. Первоначально он тоже был весь покрыт резьбой - сочетание низкого рельефа с высоким, изображения на плоском ковровом фоне из растительных завитков. Храм имел сложную конструкцию: барабан стоял не прямо на сводах, а на выложенных под ними высоких арках. В XV веке верхняя часть храма рухнула, ее пытался сложить заново в прежнем порядке московский купец и строитель Василий Ермолин, но задача оказалась слишком сложной.

С военными походами князей связана церковь Покрова на Нерли. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал. С запада, севера и юга церковь окружали галереи. Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток с почти отрывавшимися от них колонками, резные их изображения по сводами закомар делали церковь нарядной. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок. Смысл изображения в центре композиции связан с пророчеством Давида о Богоматери.

Строились во Владимире интересные храмы и в более позднее время. Так, первоначально возведенный в 1200-1201 годах Успенский собор Княгинина монастыря до нас не дошел и был отстроен заново на рубеже XV-XVI веков, а в XVII веке украшен росписью, выполненной московскими мастерами. Храм небольшой, белокаменный, трехапсидный однокупольный, глава высится над горкой островерхих закомар и кокошников.

Часто можно услышать рассказы историков и архитекторов о русском каменном зодчестве. Особенно среди всех направлений выделяется Владимиро-Суздальская архитектура. Это совершенно не удивительно, поскольку немало памятников культуры, которые можно увидеть в наше время, сохранились именно в этих местах. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля впечатляют и поражают воображение уже многих поколений людей. В статье пойдет речь о многих объектах этого архитектурного направления, мы познакомимся с их историей, внешним обликом и многим другим.

Что относится к этому направлению?

Для начала стоит рассказать о самом термине «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Как ни странно, это не просто обозначение всех архитектурных объектов указанных мест. Оно включено в список К данному термину относится сразу 8 древних памятников архитектуры. Все они расположены во Владимирской области. Для того чтобы понять, как сформировался этот отдельный стиль архитектуры, стоит обратиться к истории.

Владимиро-Суздальское княжество некоторое время являлось важным политическим и культурным центром Руси. Это было в XII-XIII веках. Считается, что направление зодчества, которое развивалось здесь в то время, уникально. Это действительно так, поскольку оно соединяет лучшие традиции русской и византийской архитектуры, объединяя их во многих замечательных объектах.

Известные памятники этого направления

Таким образом, становится понятно, что представляют собой белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Полный список достопримечательностей включаетв восемь объектов, среди них следующие:

  • Успенский собор.
  • Церковь Покрова на Нерли.
  • Церковь Бориса и Глеба.
  • Древний Суздальский кремль.
  • Золотые ворота.
  • Спасо-Евфимиев монастырь.
  • Дворец Андрея Боголюбского.

Каждый из перечисленных имеет свои особенности. Все они являются важными объектами культурного наследия и охраняются государством. Теперь стоит подробнее рассмотреть некоторые из них.

Церковь Бориса и Глеба

Итак, вначале расскажем об этом замечательном объекте. Он представляет собой архитектурную постройку, которая отлично показывает особенности такого направления, как белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Владимирская область может похвастаться многими интересными объектами, однако стоит остановиться именно на этом более подробно.

Церковь Бориса и Глеба представляет собой самую раннюю белокаменную постройку в этих местах, которая относится к 1152 году. Она была создана в те времена, когда правил великий русский князь - Юрий Долгорукий. Все ее линии очень просты, она имеет различные элементы декора, которые смотрятся очень сдержанно. По многим данным, церковь сильно пострадала при монгольском нашествии, однако впоследствии в 1239 году была восстановлена. На протяжении своего существования храм разрушался не один раз, в очередной раз это произошло в XVI-XVII вв. Многие его составляющие были разобраны и сложены заново. Интересно, что здесь проводилось множество археологических раскопок. В результате ученым удалось найти большое число предметов, среди которых - белокаменный саркофаг, детали декора, ранее украшавшего стены церкви, и многое другое.

Успенский собор

Еще один замечательный образец этого направления - Успенский собор. Как и другие белокаменные памятники Владимира и Суздаля, он относится к временам домонгольского нашествия. Собор до сих пор поражает посетителей своим величием и в то же время простотой. По многим данным, долгое время собор являлся центральным местом для богослужений в этих местах. Также здесь происходило множество важных исторических событий, например в храме венчались на княжение многие московские и Особый интерес представляет тот факт, что в соборе находятся фрески Андрея Рублева, их фрагменты сохранились до наших дней. Храм относится к 1158 году, а в 1161-м его стены уже украшали уникальные росписи. Успенский собор был значительно расширен после пожара в конце XII века.

Церковь Покрова на Нерли

Обязательно нужно рассказать и об этой жемчужине белокаменного зодчества. О ней можно услышать во многих источниках, она всегда чрезвычайно популярна среди туристов. Конечно же, все белокаменные памятники Владимира и Суздаля обладают особым очарованием, однако это место поражает своей тишиной и спокойствием. Итак, перейдем к описанию объекта. так же, как и другие рассматриваемые нами архитектурные сооружения, расположилась во Владимирской области. Если говорить точнее, то в селе Боголюбово. Существует несколько причин, по которым памятник культуры является уникальным. Например, его местоположение по-настоящему необычно. Ранее церковь находилась прямо в том месте, где впадала в Клязьму. Таким образом, ее было отлично видно с воды. Однако впоследствии русла рек заметно изменились. Храм начали возводить в 1165 году при князе Андрее Боголюбском, который решил построить его, чтобы увековечить память о своем погибшем сыне.

Суздальский кремль

Не только храмами славится этот край. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, описание которых можно прочитать в этой статье, включают также такой замечательный объект, как Он является еще одним классическим образцом данного направления. Кремль - самая старая часть города, которая, по мнению многих ученых, появилась еще в X веке. Сразу становится понятно, что объект обладает богатой историей, о которой стоит поговорить более подробно. Изначально здесь возвели крепость, вокруг нее располагались земляные валы. На них, в свою очередь, находились стены, а также башни. С XV века сооружение начали укреплять значительно лучше. В то время здесь появилась новая массивная стена из дерева с воротами и 15 башен. Однако большинство построек не дошло до нашего времени, их уничтожил пожар, произошедший в XVIII веке. Сохранились земляные укрепления и некоторые церкви, входящие в состав архитектурного ансамбля.

Это место всегда имело большую популярность у туристов. Каждый день здесь можно увидеть посетителей, поскольку многим интересно увидеть столь древний объект культурного наследия. Таким образом, мы рассмотрели белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Россия имеет множество различных достопримечательностей, однако эти места смогут впечатлить каждого.

Год включения в Список всемирного наследия: 1992

Старинные города Владимир (основан в 1108 г.) и Суздаль (известен с 1024 г.), стоявшие в XII-XIII вв. во главе могучего древнерусского Владимиро-Суздальского княжества, располагаются в центре европейской части России, примерно в 200 км к востоку от Москвы, и на расстоянии 30 км друг от друга.

В период существования Владимиро-Суздальского княжества здесь сложилась своя архитектурно-художественная школа, для которой были характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и название — «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт.

Подлинными шедеврами этой школы как раз и являются те памятники (точнее — восемь отдельных памятников плюс два ансамбля), которые составляют данную номинацию. Некоторые из них находятся в центре города Владимира (Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота), другие – в Суздале (Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри). Это также памятники, располагающиеся в пригородах — храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша.

Успенский собор, заложенный на вершине холма и построенный всего за три года (1158–1160), сразу стал главной архитектурной доминантой древнего Владимира. Высокий белокаменный пятиглавый собор, поражавший своей гармонией, обилием украшений из золота, стал и главным храмом всего княжества. В нем были возведены на великое княжение Александр Невский, Дмитрий Донской, другие владимирские и московские князья, некоторые из которых (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо и др.) и погребены здесь. В нем же помещалась святыня Владимира – икона Богоматери, привезенная на Русь из Константинополя и прозванная Владимирской (ныне она находится в Третьяковской галерее в Москве). В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным (сохранились фрагменты этих фресок).

Дмитриевский собор (1194–1197 гг.) – это четырехстолпный одноглавый храм, относительно небольших размеров, архитектура которого очень характерна для Владимиро-Суздальской Руси XII в. Гармоничность его пропорций сочетается с совершенной техникой белокаменной кладки. Его кружевная каменная резьба, расположенная «строчным узором», насчитывает примерно 1500 рельефов. Собор несколько раз горел, а во время татаро-монгольского нашествия был полностью разграблен, в последующем он неоднократно подвергался реставрации. В самом конце XII в. собор был расписан византийским и русским художниками, но эти фрески дошли до наших дней лишь фрагментами.

Владимирские Золотые ворота (строительство закончено в 1164 г.) служили не только крепостным сооружением, но и триумфальной парадной аркой при въезде с запада. Их соорудили одновременно с земляным валом, образовавшим защитное кольцо вокруг города. Золотые ворота были сложены из белого камня, их массивные дубовые двери были обшиты золочеными медными досками, за что их и прозвали Золотыми. Нижняя часть ворот уцелела до наших дней с XII в., а надвратную церковь впоследствии обновляли в XV, XVII и XVIII вв.

Богородице-Рождественский собор в Суздале построили в 1222–1225 гг. Он входит в ансамбль Суздальского кремля, с трех сторон окруженного рекой Каменкой, и его массивные, синие, «усыпанные» звездами купола во многом определяют облик всего кремлевского комплекса. В XV в. Рождественский собор обрушился, после чего (в XVI в.) его верх построили из кирпича и завершили пятиглавием. Реконструкцию собора проводили и в более позднее время, а его фрески относятся к XIII, XV и XVII вв.

Рядом с собором, также в пределах Суздальского кремля, располагается другой ценнейший белокаменный памятник, также отнесенный к категории Всемирного культурного наследия, – Архиерейские палаты, выстроенные в XV-XVIII вв. На окраине Суздаля расположены два уникальных монастырских комплекса (основные каменные постройки относятся к XVI в.) — Покровский и Спасо-Евфимиев. Эти монастыри, будучи опоясаны высокими каменными стенами с башнями, внешне весьма напоминают крепости. Внутри стен – соборы, церкви, звонницы, разного рода подсобные строения.

Руины резиденции князя Андрея Боголюбского можно ныне увидеть в поселке Боголюбово, что в 10 км к востоку от Владимира, на реке Клязьме. Этот укрепленный замок был выстроен в середине XII в., однако до наших дней от него дошло лишь немногое. На месте главного Рождественского собора уже в ХVIII в. была воздвигнута существующая ныне церковь. А от дворца осталась только часть лестничной башни, которая связывала его с собором таким образом, что члены княжеской семьи могли прямо из своих покоев пройти на его хоры. Еще различимы и следы былых земляных валов. Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) находится недалеко от Боголюбова, она стоит уединенно посреди пойменных лугов на берегу небольшой реки Нерль, и поражает своей утонченностью и стройностью. Она представляет собой невысокий одноглавый четырехстолпный храм, который украшен резьбой XII в. Это, безусловно, один из шедевров мировой архитектуры.

В селе Кидекша, расположенном недалеко от Суздаля, у места слияния рек Нерль и Каменка, из белого известняка была выстроена церковь Бориса и Глеба, которая хорошо сохранилась до наших дней. Эта церковь — одноглавая, с похожими на бойницы узкими окнами и небольшим аркатурным поясом на фасаде. Постройка церкви относится к середине XII в. (1152 г.), причем в XVIII в. ее перестаивали, однако сохранившиеся в ней фрагменты фресковой живописи относятся еще ко времени ее сооружения.

Ныне все указанные памятники (а также ряд прочих достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (учрежден в 1958 г.).

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля собирательное название, под которым с 1992 в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО фигурируют восемь памятников древнерусского (преимущественно белокаменного) зодчества, расположенных во Владимирской области:Всемирного наследия ЮНЕСКОВладимирской области




Успе́нский собо́р во Влади́мире выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси.памятник Сохранность постройки высокая. В интерьере фрагменты фресок XII века и фресок Андрея Рублева и Даниила Чёрного 1408 года. В XIX веке пристроены притвор и колокольня.


Золотые ворота выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Владимире Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском.1164 годуАндрее Боголюбском Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско- боярскую часть города. Средняя. Своды и надвратная церковь выстроены заново в По бокам пристроены кордегардии.


Дми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе.ВладимираВсеволодом Большое Гнездо В ходе ошибочной реставрации 1840-х г. уничтожены галереи и лестничные башни начала XIII века.




Заложен в 1158 году, с XIII века занят монастырем. Сохранность постройки низкая. Сохранилась лестничная башня (в XVIII веке перестроена в шатровую колокольню) и переход на хоры храма. От церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 г. сохранилась только цокольная часть.


Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.белокаменный храмВладимирской области Боголюбова Утрачены галереи.



Суздальский Кремль древнейшая часть города, ядро Суздаля, по данным археологов существующее с X века. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города. СуздаляX векаКаменка Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.


Богородице-Рождественский собор православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время Рождественский собор является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея- заповедника.православный Владимирской и Суздальской епархииСуздальского кремля Владимиро-Суздальского музея- заповедника