Английский язык

Правило написания ча ща. Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ. Методика проведения урока

Правило написания ча ща. Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ. Методика проведения урока

Жи - ши, ча - ща, чу - щу

ПЫЖИ К

Пы жи к - это оленёнок,

он пу ши стый и смешной.

К маме ласково спросонок

при жи мается спиной.

Только спит он очень мало,

непоседою прослыл.

Мама спра ши вать устала:

«Пы жи к, пы жи к, где ты был?»

(30 слов)

(М. Пляцковский)

ЧЬИ ШИ ШКИ ЛУЧШЕ?

У Са ши ши шки сосновые,

у Серё жи ши шки еловые,

у Алё ши - боль ши е кедровые,

а у Ми ши на лбу - бедовые.

(24 слова)

МОДНЫЙ ПОРТНОЙ

С ши л жи лет жи рафу ё жи к

из ши карной рыжей ко жи .

Ши мпанзе - из д жи нсы клё ши

и из зам ши плащ хоро ши й.

(20 слов)

ЦВЕТОЧНЫЙ УЖИ Н

Вот шмель пу ши стый, жи рный

в ши повнике жуж жи т.

Поу жи нать ду ши стым

Нектаром он спе ши т.

(14 слов)

ЧЬИ ШИ ШКИ ЛУЧШЕ?

У Са ши ши шки сосновые,

у Серё жи ши шки еловые,

у Алё ши - боль ши е кедровые,

а у Ми ши на лбу - бедовые.

(24 слова)

МОДНЫЙ ПОРТНОЙ

С ши л жи лет жи рафу ё жи к

из ши карной рыжей ко жи .

Ши мпанзе - из д жи нсы клё ши

и из зам ши плащ хоро ши й.

(20 слов)

ЦВЕТОЧНЫЙ УЖИ Н

Вот шмель пу ши стый, жи рный

в ши повнике жуж жи т.

Поу жи нать ду ши стым

Нектаром он спе ши т.

(14 слов)

СОСТАВ СЛОВА

СЛОВО В СЛОВАХ

Жило-было слово ход ,

в слове вы ход , в слове в ход .

В слове ход ики стучало,

а в по ход е вдаль шагало.

(22 слова)

(В. Измайлов)

ВСЮДУ СНЕГ

Двор весь за снеж енный ярко блестит,

снеж ная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снеж ки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снег овой.

С новой метёлкой стоит снег овик.

Снег а излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снеж инки, фигурки,

ставим спектакль мы весёлый Снег урке.

Мы не скучаем пока по весне,

но вот под снеж ники видим во сне.

(52 слова)

ЧИСТЫЕ ВОД Ы

Чистая в речке Симке вод а.

Тихая за вод ь рыбы полна.

Царство под вод ное мирно живёт.

Там вод яной рыбкам песни поёт.

Жалко мне с чистой вод ичкой прощаться,

к вод опроводу домой возвращаться.

(30 слов)

СТАЛ ЧИСТ ЮЛЕЙ

Что случилось вдруг со мной?

Подружился с чист отой.

Руки чист о мыть не лень,

зубы чищ у каждый день.

На чищ аю всем ботинки,

вы чищ аю все соринки.

Брюки вы чист ил вчера

и рас чист ил снег с утра.

А сестрёнка моя Юля

дразнит уж меня: “ Чист юля!”

Почему ж таким я стал?

Про микробы прочитал!

(49 слов)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ

ЛЮБИТЕЛИ СМЕТАНЫ

По ступенькам в погребок

мы с бр а тишкою сл е зали .

Как к о ты, мы сливки все

с мол о ка вдвоём сл и зали .

(19 слов)

ОХОТНИЧИЙ ИНСТИНКТ

Дер е венский ст а рожил

сад колхозный ст о рожил .

А кругом луга, л е са.

Видит дед: б е жит л и са.

Он ружьё наизготовку

и убить решил плутовку.

(22 слова)

(Я. Козловский)

После завтрака, обеда

Нужно жвачку пож е вать,

без зубной тогда мы боли

Будем жить да пож и вать .

(17 слов)

ВКУСНЫЙ БУКЕТ

Васильков букет огромный

я Бурёнке под а ю .

Съест когда букет Бурёнка,

я Бурёнку под о ю .

(15 слов)

БЫЧОК

Травку есть устал бычок,

и прилёг он на б о чок .

Нам мычит: « Б а чок в о дицы

прин е сите мне напиться!»

(17 слов)

У ВСЕХ СВОЙ НАРЯД

(ДИКТАНТ С ПОДСКАЗКАМИ)

Кот п я тнистый в пя тнах весь,

кошка п о л о сатая - в п о ло ску.

По л о сы её попробуй счесть!

Шкурка вся похожа на матроску.

У л и сички рыжий весь наряд,

ли сий хвост костюм весь укр а шает,

ведь себя укра сить каждый рад,

а л и с и ца просто обожает.

Поб е лел к з и ме з а йчишка наш.

За йчик бе лый зи му очень любит.

Серый фрак закинул он в шалаш:

Серый цвет з и мой его погубит.

(66 слов)

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

ПОПРОБУЙ ДОГОНИ!

По ускоре нн ой програ мм е

обучается наш кла сс .

Как экспре сс , мы мчимся, мама, -

не догнать тебе уж нас.

(18 слов)

НА ПРИРОДУ

Па сс ажиры на пе рр оне

ожидают свой экспре сс .

В долгожда нн ую су бб оту

все спешат умчаться в лес.

(16 слов)

ВАЛЬС ОТЛИЧНИКА

Я контрольную писал,

получил высокий ба лл .

В настроении прекрасном

побегу сейчас на бал .

Буду в вальсе я кружиться

и «пятёркою» хвалиться!

(23 слова)

ПРЯЧУСЬ ОТ СТЫДА

Я сегодня всем наврал -

от стыда алею .

Вот пойду и спрячусь я

в тёмную а лл ею .

(18 слов)

ВОЗДУШНАЯ ПРИНЦЕСС А

Нахожусь всегда в полёте

в белоснежном самолёте.

Па сс ажирам помогаю,

пре сс у, кофе предлагаю.

Я воздушная принце сс а

и зовусь я... стюарде сс а.

(21 слово)

РАЗНЫЕ ВКУСЫ

Очень любят папы, мамы,

чтоб играли дети га мм ы.

Пожалей нас, наша мама,

мы не любим их ни гра мм а.

(20 слов)

ИНТЕРЕСНЫЙ ДЕНЬ

Мы гурьбой бежим из кла сс а,

впечатлений нынче ма сс а:

кро сс сегодня мы бежали,

в те нн ис мы потом играли,

Изучали килогра мм

и его частичку - гра мм .

День рожденья был у А лл ы -

съели мы конфет немало.

Ей нарци сс ы мы вручили

и подарков надарили.

Мы гурьбой бежим из кла сс а,

впечатлений нынче ма сс а!

(49 слов)

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

АПРЕЛЬ

Снег сошёл. Запахло прел ь ю.

Прокатился в небе гром.

Мурав ь и под старой ел ь ю

всей сем ь ёю строят дом.

(17 слов)

(В. Степанов)

МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПОМОГ

В ь юга хлещет так и сяк,

б ь ёт в лицо крупой сыпучей,

очень жёсткой и колючей,

несмотря на мягкий знак.

(22 слова)

(Я. Аким)

ОГОРОДНИК

В тыкву огромную вырастет семя -

нужны только труд, терпен ь е и время.

Буду трудиться без устали я -

с тыквенной кашей будет сем ь я .

(22 слова)

МАЛЕНЬКАЯ ПОВАРИХА

Я в бурлящий кипяток

засыпаю рожки.

Их по вкусу я солю

и мешаю ложкой.

Воду я потом сол ь ю ,

рожки соусом зал ь ю.

(23 слова)

ПИСЬМО

Буратино взял перо ,

чтоб писать пись мо П ь еро .

У стола ждёт Артемон -

самый быстрый почтал ь он.

(15 слов)

ПРЕДСКАЗАНИЕ

Тучи тёмные, большие

отправляются в полёт .

За зонтом скорей бегите:

дождь из них сейчас пол ь ёт .

(16 слов)

СПРАВЛЮСЬ САМА

Грядки наши овощные

я без устали полю .

Если дождик не придёт к нам,

Их сама потом пол ь ю .

(19 слов)

БОЛЬШАЯ БУКВА

в именах, отчествах, фамилиях людей,

кличках животных, названиях

ЗАКЛИНАНИЕ

Начал П етя наш икать -

“Икота, икота,

перейди на Ф едота,

с Ф едота на Я кова,

с Я кова - на всякого.”

(22 слова)

ВЫБОР КАНДИДАТОВ

Наша Н атка на уроке

оглядела всех ребят:

« Ю рка? Слишком толстощёкий!

П етя ростом маловат!

Вот А лёша славный малый!

Я влюблюсь в него, пожалуй.»

(24 слова)

(по А. Барто)

ОДНОКЛАССНИКИ

Как много школьников у нас!

У нас четыре А си,

четыре В аси, пять М арусь

и два П етровых в классе.

(19 слов)

(по А. Барто)

ГОЛУБОЙ АВТОБУС

По улице Ч айковского,

широкой и прямой,

Шёл с площади В осстания

автобус голубой.

Стучали капли по стеклу,

шёл дождь неугомонный,

свернул автобус за угол

И покатил по Б ронной.

(29 слов)

(по О. Дризу)

СОБАКА С НАС БЕРЕТ ПРИМЕР

Ленива сытая хозяйка,

и такса К нопочка - лентяйка!

Бесстрашен пограничник-воин,

и пёс Р услан его достоин!

Хозяин пса - кулак и скряга,

Под стать ему Р епей - дворняга.

(30 слов)

(по С. Михалкову)

ЭВКАЛИПТ

В нем почти сто метров роста -

на него залезть не просто.

Из А встралии был он

к нам в К олхиду завезён.

У него одна работа -

осушение болота.

(27 слов)

(Загадка)

КТО ТАКОЙ?

Он и весел, и незлобен,

этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Р оббин,

и приятель - П ятачок.

Для него прогулка - праздник,

и на мёд - особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок... В инни- П ух.

(34 слова)

(Загадка)

КРОТ - СТРОИТЕЛЬ

Поработал славно крот -

сделал он подземный ход.

Из В оронежа в К алугу

проложил дорогу к другу.

(17 слов)

(А. Масленникова)

ВНУК

Вот вырос внучек наш - орёл

В самых первых числах мая

родилась сестрёнка М айя,

М айка - лучший мой дружочек,

вышью майку ей в цветочек.

(19 слов)

ВСЮДУ УСПЕВАЕТ

Вездесущий наш К ружков

ходит сразу в пять кружков :

бега, бокса, рисования,

бальных танцев и вязания.

(17 слов)

"НЕ" С ГЛАГОЛАМИ

РЫБА

Плаваю под мостиком

и виляю хвостиком.

По земле не хожу.

Рот есть, да не говорю,

глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

(24 слова)

(Загадка)

КУВШИНКИ

Кувшинчики и блюдца

не тонут и не бьются.

(9 слов)

(Загадка)

ТЕНЬ

Не взять меня и не поднять,

не распилить пилой,

не вырубить и не прогнать,

не вымести метлой.

Но только мне придёт пора -

сама уйду я со двора.

(28 слов)

(Загадка)

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Не кусается, не лает,

посторонних не пускает.

Чтоб чужой зайти не мог,

люди вешают... замок.

(18 слов)

(Загадка)

КАК ПАПА ЖИЛ В ДЕТСТВЕ

Папа утром сам вставал,

всё до капельки съедал,

не ронял, представьте, чашек,

никогда не рвал рубашек,

и не бегал босиком,

и не щёлкал языком,

и с дворняжкой не дружил -

очень скучно папа жил!

(38 слов)

(О. Бундур)

КАК ЖАЛКО!

Не достаёт до полки Света,

а там всегда лежат конфеты.

Не достаёт страничек в книжке -

давал я зря её братишке.

(21 слово)

ДРУЖЕСКИЙ СОВЕТ

На крапиву не садись!

Если сядешь - не сердись!

(10 слов)

(С. Маршак)

Конспект урока по русскому языку

по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2-й класс)

Панасенко Надежда Михайловна, учитель начальных классов 1 квал. категории

Цель: повторить, систематизацировать и расширить грамматический материал по данной теме

актуализировать правила написания слов с буквосочетаниямижи-ши, ча-ща, чу-щу;

развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;

воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.

Оборудование: карточки и картинки со словарными словами машина, ужи, чучело, щавель, чайник, щука, карточка с однокоренными словами к слову машина, карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), Словарь русского языка Ожегова, магнитофон и диск с фрагментами песен, чучела птиц.

Сценарий урока

Организационный момент:

Прозвенел звонок сейчас

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Вижу: класс мой - хоть куда!

Мы начнём урок русского языка.

б) Гимнастика для пальцев. Упражнение на внимание.

в) Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.

Подготовка к обобщающей деятельности:

а) Словарная работа.

Загадка №1:

Пьёб бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Носит обувь из резины,

А зовут её : (машина)

Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами:

машинное (масло)

машинист

машинистка

машиностроение

Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. В современном мире машины облегчают труд человека.

Загадка №2:

Очень мирные мы змеи.

Любим жить в лесах у рек

Яда вовсе не имеем

И не знались с ним во век (ужи)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.

Загадка № 3:

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Загадка № 4:

Он хорошо для кислых щей

Помимо прочих овощей (щавель)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Вывод: Щавель - это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.

Загадка № 5:

Урод стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение.

Вывод: слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное. Учитель показывает чучело птиц. Старайтесь ходить красивыми и аккуратными, чтобы не быть похожими на "чучело"

Загадка № 6:

Полосатая злодейка

Съест любого малыша:

Пескаря, плотву, уклейку

Не проглотит лишь ерша (щука)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

б) Определение темы урока

Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.

в) Физминутка:

Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:

Щуку я тащу-тащу

Щуку я не упущу.

Проговорили 2-3 раза.

Обобщение силами учащихся

а) Письмо по памяти:

Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.

Вывод: чу-щу пишу с буквой у.

б) Составление деформированного предложения:

Ловить рыбу нам помогали Наташа и Серёжа. А для кого? Составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

На доске записаны слова: у / Наташи / кошка / и пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест.

Проверка: Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? Найдите грамматическую основу в предложении.

Вывод: жи-ши пиши с буквой и.

в) Игра "Фотогрф"

Накормили Пушинку, отдохнём и поиграем.

Описание игры: на доске 20 слов с буквосочетаниями ча-ща: чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча, туча, свеча, пища, каланча, чай, чайник, часы, часовщик, чащоба, кричать, чашечка и др. Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.

Проверка: кто больше запомнил и написал слов?

Вывод: ча-ща пишу с буквой а.

г) Физминутка: упражнение для глаз, упражнение для внимания.

д) Музыкальная пауза:

Дети прослушивают фрагменты детских песенок и записывают слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

"Песенка крокодила Гены" (прохожим, непогожий)

"Чунга-Чанга" (чунга-чанга, чудо, счастье, жить)

"Два весёлых гуся" (жили)

"Голубой вагон" (бежит, качается. Кончается)

"Крейсер Аврора" (притихший)

"Песенка Красной шапочки" (вышины, ширины)

"Шире круг" (шире)

"Добрый жук" (жил)

"Катюша" (груши)

"Если с другом вышел в путь" (чуть-чуть)

Проверка.

Вывод: хоровое проговаривание каждого правила жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у. На доске появляются карточки с правилами.

Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропушенные буквы и выделить орфограммы. Для сильных учащихся - 5 предложений. Для слабых учащихся - 3 предложения.

В ч...ще щебеч...т стриж... и чиж... .

Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.

У Маш... и Миш... цветные карандаш... .

У Серёж... ч...десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ...велевый суп.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.

Вывод: какие правила вы применяли при выполнение этого задания?

Подведение итогов урока

Проводится в виде игры "Подскажи словечко" (дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Рефлексия:

Какова была тема нашего урока?

Какие правила мы повторили?

Что нового узнали?

Кому понравился урок?

Кому скажем спасибо?

Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Инструктаж о домашнем задании: Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык 2 класс М.: Баллас, 2008г. - 160 с.: илл. стр. 108 упр. 180.

Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.

Дополнительные задания:

Заучивание стихов:

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины камыши.

Запомни слоги жи и ши

Ты с буквой и всегда пиши.

Ча и ща, ча и ща -

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча -

С буквой а и ща и ча.

Я грамотно писать хочу

Слова на чу и шу учу:

Чулок и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун

Чумазый, чучело, чурбан,

Чдесный, чувство и чулан.

Кричу, ворчу, ищу, тащу -

Я с у пишу и чу, и щу.

Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.

Знаем твердо: жи и ши

Пишем только с буквой и.

Чудо, щука, ухвачу.

И кричу, лечу, хочу,

Сочетания чу-щу

Пишем только с буквой у.

Чаща, чайка, каланча,

Роща, чаща, и свеча

Точно знаем: ча и ща

Пишем только с буквой а.

Точно, точка, стрелочка,

Тучка, срочно, белочка,

Где чк – чн напишем

Мягкий знак уже не пишем.

На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча - ща, чу - щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием. На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.

А теперь отправимся в город шипящих звуков. Впереди вас ждут разные задания. Вот первое. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я кри ЧУ

Кузнецу, тка ЧУ , вра ЧУ .

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

Рис. 2. Город звуков ()

В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители. А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис. 3). Какие ещё слова с ЧА - ЩА вы можете назвать?

Рис. 3. Чаепитие ()

Конечно, для чаепития понадобятся чашка, чайник, чай для заваривания, он состоит из чаинок. Угощать гостей будем за чайным столиком. Наш стол украсит свеча. Торт разрежем на части. Вкусная пища!

Сосчитайте, сколько слов с ЧА - ЩА я назвала?

Целых 10. Не верите?

Проверьте ещё раз:

чаепитие, чашка, чайник, чай, чаинки, угощать, чайный, свеча, части, пища,

Ну и, конечно, в этом городе дети тоже ходят в школу.

Соберите из разбросанных слов предложение

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу.

Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри» и «парашют» написаны с буквой ю (рис. 4). Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Рис. 4. Слова-исключения ()

Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке существуют исторические правила, которые не объясняют написание слов, а требуют лишь запоминания и неукоснительного выполнения. К таким правилам относятся написание буквосочетаний ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ и ЖИ - ШИ. Старайтесь быть внимательными и находить эти сочетания в словах, чтобы не делать в них ошибок.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Vlivkor.com ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали на уроке по теме «сочетания ча - ща, чу - щу».

2. Прочитайте скороговорки. Найдите в них слова на правила ЧА - ЩА и ЧУ - ЩУ:

Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек.

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.

3. Подберите к названиям животных названия детёнышей:

волк - ?

заяц - ?

белка - ?

сорока - ?

галка - ?

4. Выберите нужную букву. Запишите слова без ошибок.

Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, прищ(у/ю)рился, ч(а/я)стушка, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, параш(у/ю)т.

5. Замените слово противоположным по значению словом, чтобы в нём были орфограммы «жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Узко - ш…… , маленькие - б……, свои - ч….., редко - ч……, радость - п……, много - ч……ссорились - д……, болтали - м…….

6. Соедините подходящие по смыслу слова, найдите в них сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ША, ЧУ - ЩУ.

машина жизнь

большие спешит

хорошие чаща

дремучая рыжики

чудесная животные

3класс.

Тема : Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ.

Цель: Совершенствовать умение определять и писать орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши;

Задачи: Корректировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.

Оборудование: Учебник «Русский язык» , сюжетные картинки, ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой

Добрый день, дорогие ребята!

Я рада видеть вас на уроке письма и развития речи.

Улыбнитесь друг другу.

Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке.

Желаю всем вам успехов.

Сядет тот, кто назовёт слово с мягким шипящим согласным.

О каком правиле написания мы должны помнить, чтобы верно записать это слово?

Сядет тот, кто назовёт слово с твёрдым шипящим согласным.

На какое правило эти слова?

II. Минута чистописания.

щу_______щука______щурится

чу________лечу______чужой

жи__ши____ча____ща____чу____щу

Самоконтроль:

Буквы вы писать старались,

Но не все они красиво получались.

Лучшие буквы определите,

Синим карандашом их подчеркните.

III. Работа по карточкам.

Что любят малыши? Допиши ЖИ или ШИ:

Малы… любят лу… .

Малы… любят грызть каранда… .

Малы… не любят рано ло…ться спать.

Вставь нужные гласные после шипящих:

1.С кем ты друж…шь?

2.Ты ч…сто ходишь в кино?

3.У тебя есть ч…сы?

4.Ты ч…сто моешь уш… ?

5.Ты любишь кататься на маш…не? Спиши слова. Выдели ЖИ-ШИ:

Ш…шки, лыж…, уж…н, ж…дкий, ворош…ть, маш…на, ж…лка, ш…п, кувш…н, ш…ть.

Составь и запиши с одним из слов предложение.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

Для начала мы с тобой покачаем головой.

Оборот и оборот, а потом наоборот.

Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись!

IV.Работа с учебником.

Щ…ка, ч…чело, нож…,

ш..шка, ландыш.., еж…,

пищ…, ч..йник, ч..шка, ч..й.

Как напишешь? Отвечай!

Спиши слова. Вставь пропущенные гласные после шипящих.

V.Закрепление.

1.Запиши слова в два столбика:

Встреч…, нач…ло, ч…сто, ш…рокий, калош…, пуш…нка, прич…л.

2.Подбери подходящее по смыслу слово-действие: что делают?

Подчеркни ЧА-ЩА:

Коровы … ; сороки … ; мыши … ; медведи … ; петухи …; дятлы … . С л о в а д л я с п р а в о к: пищат, трещат, мычат, кричат, стучат, рычат.

6. Итог урока.

Правописание каких буквосочетаний повторяли сегодня?

В сочетании жи, ши

Всегда пишу я букву и.

В сочетании чу, щу

Всегда ставлю букву у.

Все слова на ча и ща

Пишу с буквой а всегда.

Приведите примеры слов на данные правила.

7.Выставление оценок.

8.домашнее задание.

1. Прочитай.

  • Прочитай буквосочетания. Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?
  • Почему же надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу ?

Обрати внимание! Звуки [ж], [ш] - твёрдые согласные звуки, но в буквосочетаниях жи-ши пишется буква и .

Звуки [ч"], [щ"] - мягкие согласные звуки, но в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а , а в буквосочетаниях чу-щу пишется буква у .

2. Прочитай ещё раз слова из упр. 1. Запиши эти слова. Подчеркни в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

ЖИ и ШИ пиши с буквой И .
ЧА и ЩА пиши с буквой А .
ЧУ и ЩУ пиши с буквой У .

3. Произнеси слова-названия предметов.

  • Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? Какой буквой ты будешь этот звук обозначать на письме? Напиши слова-названия предметов.

Страничка для любознательных

Давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж"], [ш"], [ч"] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и .

Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.

4. Прочитай.

жи? ши?

сне..нка, сме..нка, пасса..р, пру..на

ду..стый, пу..стый, дру..ть, сме..ть

Тель, ма..на, ..знь, кув..нка

  • Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши .

ма ши́на

5. Прочитай.

      Скоро выйдут муравьи
      На дорогах лужи.
      По полям бегут ручьи,
      После зимней стужи.

  • Определи, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
  • Прочитай получившееся стихотворение. Вспомни, кто автор этих строк.
  • Запиши составленное стихотворение.

6. Прочитай.

Ёж - ..., ёрш - ..., нож - ..., чертёж - ..., камыш - ..., стриж - ..., ковш - ... .

  • Эти слова называют один предмет. Измени их так, чтобы они называли несколько предметов.
  • Напиши любые три пары слов. Подчеркни в словах буквосочетания жи и ши .

Образец. Чертёж - чертежи , ... .

7. Прочитай.

ча? ща?

мо..лка, ..шка, саран.., обе..ть, переда.., пер..тки

пи..ть, ро.., про..ть, зада.., ..йник, све..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

8. Прочитай.

      Трещит кузнечик.
      Стучит дятел.
      Урчит лягушка.
      Пищит рябчик.

  • Измени каждое предложение так, чтобы в нём говорилось не об одном животном, а о многих. Запиши два предложения.

    Образец. Трещат кузнечики.

  • Дополни первое предложение словами (зелёный, в траве ), чтобы получилось новое предложение.
  • А теперь добавь к словам второго предложения другие слова, чтобы тоже получилось новое предложение.

9. Прочитай.

  • Составь из сочетаний слов скороговорки. Напиши любую из них.
  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси эти звуки.
  • Подчеркни в словах буквосочетания, написание которых надо запомнить.

10. Прочитай.

чу? щу?

Ка, до..рка, ..рёнок, ..риться, мол..н, ..чело, гру.., кри.., уго..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

11. Прочитай. Рассмотри рисунок. Назови сказку.

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

  • Можно ли назвать приглашение лисы вежливым? Было ли оно искренним? Действительно ли лиса была рада видеть журавля у себя на званом обеде?
  • Вспомни продолжение сказки и подготовься его рассказать.
  • Сделай звуковой разбор слова журавль. Произнеси по порядку каждый звук. Скажи, какой это звук: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.

12. Прочитай.


    Спиши любую группу слов, вставляя про пущенные буквы.

13. Прочитай.

      У апреля есть волшебный ключик,
      Солнечный, весёлый, тёплый лучик.
      Повернёт - и почки открывает,
      Повернёт - и выпустит скворцов,
      Повернёт - и птицы начинают
      Петь от счастья в сотни голосов!
      (Н. Красильников)

    Что за волшебный ключик есть у апреля?
    Объясни написание выделенных букв и буквосочетаний. Спиши первое предложение.
    Составь свои предложения о весне.