Окружающий мир

Иосифляне и нестяжатели – сравнение. Спор «иосифлян» и «нестяжателей» на фоне русской истории XV — начала XVI веков Роль княжеской власти в споре

Иосифляне и нестяжатели – сравнение. Спор «иосифлян» и «нестяжателей» на фоне русской истории XV — начала XVI веков Роль княжеской власти в споре

До определенного момента на Руси практически не было серьезных конфликтов и расправ на религиозной почве. В то время, как на католическом Западе распространялась печально известная Святая Инквизиция , а страны вроде Чехии или Франции были раздираемы религиозными войнами между разными течениями латинян и протестантов, в Московской Руси безраздельно властвовало православие. Догматы Православной Церкви казались незыблемыми, однако к концу XV века и у нас произошел раздор по поводу ряда касающихся внутрицерковной жизни вопросов, который вскоре обернулся большой кровью.

Вконтакте

Одноклассники

Аргументы сторон

В XV-XVI веках в церковной среде произошел конфликт из-за собственности монастырей, вследствие чего православные разделились на два непримиримых лагеря :

  • нестяжателей
  • иосифлян.

К нестяжателям относятся монахи-последователи лидера учения святого старца Нила Сорского , выступавшие против того, чтобы Церковь обладала каким-либо имуществом. При монашеском постриге инок дает обет нестяжания, подразумевающий абсолютный отказ от имущества и жизнь в уповании на Божью волю, и потому наличие земель у монастырей нестяжатели считали нарушением монашеских обетов.

К князю же ученики Нила Сорского относились с уважением, почитая его справедливым, мудрым и потому достойным лично распоряжаться церковным имуществом. Поэтому земля и здания, принадлежавшие Церкви, должны были быть, по их мнению, переданы в руки государства, дабы оно могло укрепить свои границы и выплатить дворянам деньги за службу.

Взамен же нестяжатели желали получить у правительства возможность свободно высказываться по различным вопросам, связанным с религией. Монахи же должны были, оставшись без имущества, полностью оставить все мирские дела и заниматься только «умным деланием», т.е. молитвой. Добывать себе пропитание позволялось исключительно своим трудом или подаяниями . При этом сами монахи должны были давать милостыню любому, кто бы их ни попросил.

В свою очередь, сторонники основателя Иосифо-Волоколамского монастыря, преподобного Иосифа Волоцкого, названные иосифлянами по имени своего предводителя, считали, что церковь должна обладать всем своим имуществом , в том числе библиотеками, хозяйствами, церковной утварью. Это было необходимо для того, чтобы Церковь впоследствии могла вести следующую деятельность :

  • осуществлять миссионерские задачи,
  • творить милостыню,
  • поддерживать бедных людей,
  • снабжать народ продовольствием в неурожайные годы.

К правителю же иосифляне относились как к наместнику Бога на земле и потому считали, что ответственность перед народом он должен сочетать с ответственностью перед Церковью.

Еще одним моментом, в котором расходились мнения нестяжателей и иосифлян, был вопрос об исправлении сторонников еретических учений. На Руси в ту эпоху широко распространилась т.н. «ересь жидовствующих», и православные пастыри должны были придумать, как обеспечить в христианском мире воцарение каноничной формы исповедания. Иосиф Волоцкий полагал, что необходимо вести борьбу с ересью путем физического воздействия на еретиков вплоть до сожжения заживо на кострах .

В свою очередь, Нил Сорский считал, что Бог ждет не смерти грешника, но его раскаяния, и потому отрицал возможность применения смертной казни против еретиков, проявляя христианское милосердие. Тех же, кто упорно не желал оставить ересь, старец предлагал изолировать от общества или выслать заграницу, но не лишать их жизни .

Развитие и усугубление конфликта

Роль княжеской власти в споре

Учитывая огромное влияние христианства на политику европейских государств, в том числе и Московской Руси XV-XVI веков, неудивительно, что эти споры стали занимать умы высоких государственных мужей. Невеликая по площади Московская Русь не могла обеспечить всех дворян достойными земельными наделами, и потому глава княжества Иван III поначалу склонялся на сторону готовых предоставить для этого церковные земли нестяжателей. Википедия сообщает, что по мере того, как обличалось всё больше чиновников и дьяков, приверженных ереси жидовствующих, симпатии князя по отношению к иосифлянам возросли. Тем не менее, почти до последних дней своей жизни, Василий Иванович изъявлял желание получить церковное имущество в госсобственность .

Формально борьба нестяжателей и иосифлян не имела негативных последствий для Церкви. Оба движения находились в евхаристическом общении и единении, фактов неприязни между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским обнаружено не было. Противостояние двух церковных групп резко обозначилось на соборе 1503 года , где представители обоих течений решительно осудили ересь жидовствующих, но так и не смогли найти консенсуса по вопросу о применении наказания для еретиков. Иосифляне, составлявшие большинство на этом соборе, сумели отстоять свою позицию в вопросе и об имуществе Церкви.

Когда в 1500 году князя Ивана III сразила тяжелая болезнь, помогать править княжеством ему стал сын от второй жены Софьи Палеолог Василий Иванович. Иосиф Волоцкий оказывал колоссальное воздействие на княжича, и спустя четыре года, Василий Иванович, Иван III вместе с собором епископата вынесли решение не в пользу еретиков .

После этого на Руси, по сути, появился доморощенный аналог католической Святой Инквизиции . Жертвами костров становились как простой люд, так и влиятельные чиновники и купцы, заподозренные в ереси. Некоторых, вместо сожжения, приговаривали к длительному тюремному заключению, которое они, как правило, не переживали. Следствием этого стало то, что партия иосифлян оказалась в фаворе .

Еще одной причиной того, что нестяжатели остались не у дел, стал сложный период в личной жизни князя Василия III. Ему с первой женой, Соломонией Сабуровой, никак не удавалось завести детей. Это стало причиной тому, что князь развелся с женой и сочетался брачным союзом с Еленой Глинской (будущей матерью Ивана Грозного). Сабурову же, против её воли, заточили в монастыре, где она и скончалась 18 декабря 1542 года (канонизирована в лике преподобных в 1984 году).

Глава нестяжателей, известный православный деятель, князь Василий Иванович Патрикеев (в иночестве Вассиан), обличил Василия III в этом поступке, поскольку христианские каноны запрещают разводиться с женой, если она не совершила измену. Василий III разгневался на инока, но идти на открытое противостояние не решился, посчитав, что со временем вся эта история забудется.

Однако, в скором будущем, князь спровоцировал еще один конфликт, который повысил накал борьбы между нестяжателями и иосифлянами. Вызвав в Москву из Чернигова представителей княжеского рода Шемячичей, недавно перешедших на службу московскому князю от короля польского Сигизмунда I, Василий Иванович приветливо их встретил, но вскоре арестовал и отправил в тюрьму. Столь низкий и подлый поступок вновь не остался без внимания Василия Патрикеева, и инок снова во всеуслышание осудил предательство князя. Василий III отказался терпеть обличителя и инока силком заточили в Иосифо-Волоколамском монастыре у иосифлян, где он и умер (по некоторым сведениям, был отравлен).

В качестве официальной причины ареста Вассиана объявили, что он якобы впал в ересь и отвергал учение о двойственной – божественной и человеческой – природе Иисуса Христа, признавая за Ним лишь божественную сущность. После этого идеология иосифлян утвердилась в качестве главенствующей в Русской Православной Церкви .

Окончательная победа иосифлян

В 1551 году на Стоглавом соборе священник Сильвестр пытался высказать предложение об ограничении земельных наделов у церквей и монастырей, но иосифляне, занимавшие на соборе лидирующие позиции, не приняли этого утверждения. Также иосифляне стали одними из идеологов введения опричнины во второй половине XVI века . Впоследствии это привело к тому, что репрессии Ивана Грозного развернулись и против самой Церкви. Жертвами её стали множество священников и монахов, в том числе и митрополит Филипп (Колычев), один из наиболее известных иосифлян. Википедия сообщает о 4,5 тысячах жертв опричников.

Именно иосифляне окутали институт княжеской власти на Руси ореолом божественного происхождения (что затем закрепилось и за монаршим родом Романовых). Рассуждая, что после гибели Византии и падения Константинополя в 1453 году единственным в мире оплотом православия осталась Русь, последователи Иосифа Волоцкого в 1589 году сумели добиться обретения Московской митрополией статуса патриархии . Они также способствовали появлению идеологической концепции «Москва – Третий Рим». Это смогло повысить авторитет государства на международной арене.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. В.Н. Татищев в «Истории Российской» убеждал, что невозможность демократии в России, в основном, вытекает из:
многонациональности государства
низкой культуры населения
обширности территории государства
религиозности населения

2. Государство в теории Макиавелли означает:
политическое состояние общества
отношения властных и подвластных
наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений закона
все ответы верны

3. Кто в Древнем Китае выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа), суровые наказания?
Шан Ян
Моцзы
Конфуций
Лаоцзы

4. Найдите ложное суждение. В «Повесть временных лет» включен рассказ о том, что:
род киевских князей восходит к варяжскому князю Рюрику
Рюрик был призван южными славянами в целях служить воеводой
Рюрик объявляется отцом киевского князя Игоря
все князья братья и всем им в равной мере вменяется в обязанность подчиняться великому князю в Киеве

5. Какое из суждений является ложным? Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:
как непосредственная действительность в виде индивидуального государства (внутреннее государственное право)
в отношениях между государствами как внешнее государственное право
в субъективной свободе (частное право)
во всемирной истории

6. Кто был идейным вдохновителей иосифлян?
Н. Сорский
И. Волоцкий
В. Патрикеев
С. Кормчий

7. Основные произведения раннего христианства:
Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Евангелия
послания апостолов
все ответы верны

8. Как интерпретируют фашизм представители франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер)
идеология движения средних классов – тоже неверный
случайное локальное явление, результат действия «выдающихся демонических личностей типа Муссолини и Гитлера»
следствие самодовлеющих психических феноменов, «ложного сознания», порожденного современной «технической культурой»
выражение реакционных тенденций монополистического капитализма

9. В «Капитале» К. Маркса право трактуется чаще всего как:
результат экономических, политических, духовных свойств индивида
стержень отношений между индивидами и классами в сфере идеологии
машина политического господства, инструмент диктатуры класса свободных собственников
определенная форма производственных отношений, которая не слита с последними, а вторична по отношению к экономической структуре общества

10. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня:
Ламайя
Ма-ат
Сидора
Исида

12. Какой тактики придерживалось общество «Народная воля»?
индивидуальный террор
политический диалог
политический компромисс
политико-экономическое сотрудничество

14. В чем видит основную причину происхождения государства Марк Туллий Цицерон?
слабость людей
страх перед враждебно настроенными соседними народами
врожденная потребность людей жить вместе
вес ответы верны

15. В экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс анализирует понятия «отчужденный труд», «самоотчуждение труда», порождающих, согласно его точки зрения, эксплуатацию, разделение общества на классы и борьбу между ними. Для К. Маркса «отчужденный труд» — это:
труд рабочего не на себя, а на буржуа
неквалифицированный труд
овеществленный труд
двенадцатичасовой труд

16. Чьи интересы отстаивали Ж. Ру, Т. Леклерк, Ж. Варле — авторы программы «бешенных»?
зарождавшегося пролетариата, сельской бедноты
мелкой, радикально настроенной буржуазии
зажиточных крестьян и ремесленников
республикански настроенного дворянства

17. Наиболее видным представителем буржуазно-либеральной теории государства и права в России был:
С.А. Муромцев
М.М. Ковалевский
Б.Н. Чичерин
все ответы верны

18. В каком труде Ф. Энгельс дал систематический марксистский анализ первобытнообщинных отношений?
«Немецкая идеология»
«Происхождение семьи, частной собственности и государства»
«Наброски к критике политической экономики»
все ответы верны

20. Наихудшим злом пифагорейцы считали:
бедность
анархию
народовластие
безграмотность

21. Лидером какого направления в I Интернационале был М.А. Бакунин?
большевистского
меньшевистского
анархистского
национал-социалистского

22. Кто был представителем западников?
П.В. Анненков
Ю.Ф. Самарин
К.С. Аксаков
все ответы верны

23. Какой из диалогов не относится к творчеству Платона?
«Апология Сократа»
«Протагор»
«Законы»
«Народ»

24. Кто не был представителем славянофильства?
К.С. Аксаков
И.В. Киреевский
Ю.Ф. Самарин
П.В. Анненков

25. Что имел в виду А.Н. Радищев, называя «зверским обычаем, знаменующим сердце окаменелое и души отсутствие совершенное».
правление Петра I
междоусобные войны времен Киевской Руси
патриархальную русскую семью
крепостное право

S: В чем смысл идеи «всесвящества» М. Лютера?

-: в сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны

-: каждый верующий оправдывается перед богом лично, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждается более в услугах духовенства

-: опора только на государство, учреждения светской власти

-: властвовать должен лишь тот монарх, для которого власть не привилегия, а бремя, возложенное на него богом

-: М. Лютер

-: Н. Макиавелли

-: Ж. Кальвин

-: Дж. Бьюкенен

S: Какой термин был введен в политико-правовой обиход монархомахами – писателями, защищавшими интересы дворянско-оппозиционных кругов?

-: «суверенитет народа», «общественный договор»

-: «законность государственной власти»

-: «право на сопротивление»

- : «суверенитет нации»

-: Ж. Боден

-: А. Дербе

-: Ф. Брандер

S: По мнению Ж. Бодена, наиболее естественной формой государства является:

-: республика

-: федерация

-: монархия

-: конфедерация

-: Т. Кампанелла

-: Н. Макиавелли

S: Т. Кампанелла в своем сочинении «Город солнца» приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является:

-: гражданский эгоизм

-: духовный нигилизм

-: частная собственность

-: вольнодумство

-: демократизм

-: анархизм

-: либерализм

-: диктатура

S: В истории политической и правовой мысли значительный след оставил такой труд Б. Спинозы как:

-: «Богословско-политический трактат»

-: «Этика»

-: «Политический трактат»

- : «Политика»

S: Согласно позиции Б. Спинозы, рассвета могут достигнуть лишь те государства, которые устроены на:

-: республиканско-демократический

-: социалистический

-: коммунистический

-: монархический лад

S: Значительным шагом вперед в науке о государстве и праве стала разработанная Б. Спинозой методология политико-юридических явлений. Трактуя государство и право как систему естественных сил, органично выходящую в более общий механизм мироздания, он применил:

-: социологический

-: натуралистический

-: психологический

-: философский подход

S: В период английской буржуазной революции XVII в. теорию патриархального происхождения государства изложил Р. Фильмер в сочинении «Патриархия, или естественная власть короля». Он доказывает, что власть английских королей ведет свое начало непосредственно от:



-: Ричарда Львиное Сердце

-: римских императоров

-: прародителя рода человеческого – Адама

-: Плантагенета

-: монархического абсолютизма

-: социалистического утопизма

-: раннебуржуазного либерализма

-: великодержавного шовинизма

V3: Политические и правовые учения России в период образования единого суверенного государства, формирование сословно - представительной и абсолютной монархии (вторая половина XIV – XVII вв.)

-: Спиридон-Савва

-: Аполинарий

-: Филофей

-: Алексий

S: Как вы понимаете идею секуляризации монастырских земель на Руси в XVI в?

-: раздача государственных земель служителям церкви

-: передача монастырских земель в руки государства

-: расширение монастырских земель за счет «продвижения» Руси на Восток

-: развитие сельского хозяйства на территориях, принадлежащим монастырям

S: Кто такие иосифляне ?

-: сторонники сохранения за церковью всех ее земельных владений

-: сторонники получения новых «мирских выгод» ??????

-: приверженцы захватнических войн с соседними государствами

-: поборники нестяжения, аскетического образа жизни духовенства

S: Кто был идейным вдохновителей иосифлян?

-: Н. Сорский

-: И. Волоцкий

-: В. Патрикеев

-: С. Кормчий

S: Кому А.М. Курбский посвятил «Историю о великом князе Московском»?

-: Василию III

-: Ивану III

-: Ивану IV

S: В «Сказании о царе Константине» И.С. Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в:

-: слабоволии византийского императора: «А немочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды….»

-: предательстве Византией православия

-: засилии византийских вельмож, которые «измытарили» государство, ограбили его казну, брали «посулы…. с правового и виноватого»

-: непобедимости сильной и дисциплинированной турецкой армии

S: В чем проявился радикализм во взглядах еретика Ф. Косого?

-: отрицание официальной церкви, монашества, монастырей

-: противостояние монастырскому и церковному землевладению???????

-: призыв к неповиновению церкви и властям

- : отрицание Бога

Ересь Феодосия Косого - самое радикальное из всех еретических движений Древней Руси. Еретики отрицали Священное Предание, необходимость Церкви и церковного землевладения, православные молитвы и таинства. Отрицали они и поклонение кресту, ведь крест - только дерево.

S: Найдите ложное суждение. Недовольство крестьян существующим строем вылилось в крестьянскую войну по руководством И.И. Болотникова (1606-1607 г.г.). Двигаясь к Москве, Болотников рассылал «листы», в которых излагались основные цели восстания:

-: расправиться с феодалами и богатыми посадскими людьми

-: намечалось полное обновление государственного аппарата

-: установление республиканского правления

-: свержение царя и замена его «законным царем»

S: Направление общественной мысли в XVI в. получило название «гуманизм». Подберите исторический синоним к этому слову.

-: антиреформация

-: экзистенциализм

-: идеология Возрождения

-: антиклерикализм

План

  1. Концепции независимости Русского государства. Литературно-публицистические памятники
  2. Филофей и его теория «Москва - Третий Рим»
  3. Концепции сильной государственной власти. «Послание на Угру»
  4. Политическая борьба нестяжателей и иосифлян. И. С. Пересветов
  5. Концепция «православного христианского самодержавия» Ивана Грозного
  6. Политические и правовые воззрения А. Курбского
  7. Политико-правовая идеология церковного раскола
  8. Концепция просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого
  9. Политические и правовые идей второй половины XVII в. Ю. Крижанич и А. Л. Ордин-Нащокин

Со второй половины XIII в. началось возвышение небольшого удельного Московского княжества. Куликовская битва (1380 г.), «стояние на Угре» (1480 г.) стали решающими событиями в обретении Московским государством суверенитета. Иван III завершил собирание земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Во главе единого суверенного Русского централизованного государства становится единый правитель, принявший титул «государь всея Руси» и обладающий большой властью и авторитетом. Процесс централизации продолжался в течение всего XVI в., а его результатом, показателем и одним из факторов стал, в частности, единый для всех земель Судебник 1497 г. - первый общерусский правовой кодекс, главной задачей которого было создание общерусского права. В первой четверти XVI в. оформились две важнейшие государственно- и религиозно-политические концепции. Одна из них изложена в «Сказании о князьях Владимирских» . Основная идея - наличие преемственной связи московских князей непосредственно с Римской империей эпохи императора Августа. В основе другой концепции - идея «Третьего Рима», создателем которой является Филофей. Эта концепция заключалась в следующем: в державе Августа произошло рождение Христа, здесь же он совершал свои деяния. Поэтому в эпохе Августа коренится не только русская государственность, но и русская церковь. «Ромейское царство», возникшее в эпоху Августа, со временем переместилось в Россию. Ее миссия предопределена реальной ситуацией, поскольку русское государство - единственное сохранившее политическую независимость православное царство, а русский царь - единственный защитник православных христиан и «внешний» гарант православия, каким прежде являлся византийский император.

1.Концепции независимости Русского государства. Литературно-публицистические памятники

Произведением, обосновывающим теорию независимости Русского государства, явилась «Повесть о Флорентийском соборе» Симеона Суздальского , защищавшая идею преемственности власти московских князей от византийских императоров.

Византийский император Иоанн Палеолог, согласившись на Унию, тем самым, по мнению автора, навсегда лишил себя права считаться покровителем православной церкви. Ее подлинным защитником остался Московский великий князь. Несмотря на происки и интриги митрополита Исидора, он сохранил верность «единственно истинной» церкви.

Автор повести считал, что история возложила на великого государя всея Руси обязанность защиты православия во всем мире. Право русских царей ставить на митрополию в Москве русских автор признавал безусловным и неоспоримым.

В «Повести о Флорентийском соборе» высказаны идеи, которые вскоре были более полно развиты и получили законченное выражение в политической теории «Москва - третий Рим».

Политическая теория, развитая в «Повести о Флорентийском соборе», утверждает полную независимость русской церкви. Русский государь по этой теории как преемник византийских императоров объявлялся главою всех православных во всем мире и тем самым получал право рассматривать свою власть как полученную непосредственно «от бога» и независимую от каких-либо земных влияний.

В XV-XVI вв., когда еще была жива память о тяжких годах монгольского ига и зависимости Москвы и всей Русской земли от золотоордынских ханов, вопросу о власти русского государя придавалось особое значение.

Титул «самодержец всея Руси» в это время понимался прежде всего как утверждение суверенности Русского государства.

К титулу «самодержец» в 1485 г. после присоединения Твери прибавляется титул «государь всея Руси», что выражает справедливое притязание московских государей на объединение под своею властью всех русских земель.

В документах дипломатических сношений Русского государства с иностранными державами и исторических сказаниях отразилась защита в XV и XVI вв. идеи внешней независимости Русской земли, только что сбросившей монгольское иго.

Идея независимости Русского государства имела и огромное внутриполитическое значение, так как она направлялась своим острием также против защитников феодальной раздробленности.

Для возвеличения московских государей и укрепления их власти составляются пышные родословные. К концу XV в. относится известное «Сказание о князех Владимирских» , в котором русские государи объявляются преемниками римского императора Августа. По сказанию, брат Августа - князь Прус - сел управлять на Висле. Сюда-то к племени пруссов и пришли новгородские послы выбирать себе мужественного и мудрого князя. Здесь новгородцы нашли себе Рюрика, происходившего «от рода Римска Августа царя».

Знаки царского достоинства русских князей, по мнению автора «Сказания о князех Владимирских», достались по праву Владимиру Всеволодовичу от Константина Мономаха. «И с того времени, - утверждается в «Сказании», - князь великий Владимер Всеволодович наречеся Мономах, царь великия России... Оттоле и доныне тем царьским венцем венчаются великий князи владимерстии, его же прислал греческий царь Константин Мономах егда поставятся на великое княжение российское».

В Новгороде и Пскове во время образования Русского государства шла ожесточенная борьба между представителями интересов простолюдья, посадского населения и купечества, стоявших за подчинение Москве, и боярством, опасавшимся усиления власти Москвы и ориентировавшимся в борьбе с нею на иноземцев.

Церковь не оставалась безучастной в этой борьбе. Значительная часть церковников не разделяла сепаратистских устремлений бояр и энергично поддерживала идею создания сильного Русского государства.

2.Филофей и его теория «Москва - Третий Рим».

Филофей (даты рождения и смерти неизвестны) - монах и настоятель Псковского Спасо-Елизарова монастыря. Принадлежал к образованной части церковников иосифлянского направления (см.: Иосиф Волоцкий).

Основные произведения : Филофей изложил свою концепцию в произведениях: «Послание к великому князю Василию Ивановичу», «Послание к царю Василию Ивановичу», «Послание к в беду попавшим и желающим утешения».

Филофей утверждал, что судьбы всего человечества определяются «божественным промыслом» и что вся история есть история трех мировых царств: Рима, Византии и Москвы. Рим пал под ударами язычников из-за ереси, Константинополь - второй Рим - был завоеван турками из-за того, что православная церковь пошла на союз с католической . Москва - третий Рим - является хранительницей православия до конца света: «Два Рима пали, а третий стоит и четвертому не быть».

Государство.

Соотношение светской и церковной власти. Власть царю дана непосредственно Богом, поэтому его власть выше духовной. Отношения между этими властями должны носить гармоничный характер, подчиненность духовной власти компенсируется оставлением за духовными лицами права «говорить правду» светской власти.

Законность происхождения царской власти не подвергается сомнению и требует безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. На государе же лежит обязанность не только заботиться о своих подданных, но о вере и церкви. Филофей считает церковь одним из ведомств государства, причем, главнейшим, поэтому в обязанности князя включает устроение всех церковных дел: искоренение недостатков в православии, назначение епископов, борьба с ересями и т.д.

Право. Не выделяя право, как самостоятельный социальный регулятор общественных отношений, Филофей подчеркивает, что законы государства - лишь часть «правды», поддерживаемая силой власти. Они основаны на божественных заповедях и через них реализуются. Правдой Филофей называет законы, нарушения - беззаконием. Однако он не разделяет мораль и право, поэтому беззаконием называет всякое безнравственное деяние, независимо от того, имеется ли в нем элемент правонарушения. Поэтому безнравственные деяния перечисляются в одном ряду с прямыми нарушениями закона: например, «или срамоту или унижение сделал кому», и здесь же - «неправедно судья по вражде или дружбе или по мзде права виноватым сотвори».

3.Концепции сильной государственной власти. «Послание на Угру»

Вассиан Рыло (?-1481) русский церковный и политический деятель, публицист. В молодости постригся в монахи Пафнутьева-Боровского монастыря. В 1455-66 игумен Троице-Сергиева монастыря. Участник посольства в Литву (1458-61). С 1467 ростовский архиепископ.

Основное произведение : «Послание на Угру».

Он являлся деятельным сторонником создания русского централизованного государства. Он воздействовал на удельных князей и русских церковников, призывал их безоговорочно подчиниться власти московского князя. В своем «Послании на Угру» мыслитель предостерегает Ивана III против политики «замирения» с ханом. Желая воодушевить государя на открытую борьбу с преемником Золотой орды Ахматом, Вассиан Рыло напоминает ему подвиги Дмитрия Донского и других его славных предков.

Церковный и политический деятель указывает государю на единственный путь, совместимый с достоинством и честью Русской земли, - на необходимость сразиться в открытом бою с Ахматом и избавить Русскую землю от дани. «Послание на Угру» отражает прогрессивные взгляды большинства русских людей - борцов за избавление Руси от монгольского ига, стоявших за создание сильного, суверенного Русского государства.

Более крупное общественное значение в борьбе за укрепление Русского централизованного многонационального государства имели теории суверенитета царской власти. Теории государственной власти в конце XV и середине XVI вв. имели характерную для того времени религиозную окраску, что придавало им большую силу в условиях феодального общества.

4.Политическая борьба нестяжателей и иосифлян. И. С. Пересветов

Освобождение от татаро-монгольской зависимости и образование единого государства благотворно сказалось на экономике Руси, вызвало хозяйственный и экономический подъем. В это период православная церковь владела огромными земельными угодьями, активно развивала хозяйственную деятельность. С конца XV в. возрастает и ее вмешательство в политическую жизнь государства. Политика великих князей, недовольных все увеличивающей экономической и политической мощью церкви, была направлена на ограничение ее могущества. Эти идеи нашли воплощение в учении о «нестяжательстве».На Соборе 1503 г. нестяжатели поддержали предложение великого князя о ликвидации церковного землевладения.

Им противостояли приверженцы сохранения существующей церковной системы, первоначально они назывались «стяжатели», затем «иосифляне» - по имени их идеолога Иосифа Волоцкого. Цель у «стяжателей» и «нестяжателей» была все же одна - улучшить работу церкви, но они по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и соотношение духовной и светской власти.

Нестяжатели - сторонники особого направления русской общественно-политической мысли, противоположной стяжателям.

Основные идеи нестяжателей:

  • идеал монашеского устройства - раннехристианская община;
  • отторжение от церкви всех богатств и лишение ее права владения населенными землями;
  • частной собственности у монастырей быть не должно, накопление богатства нельзя оправдать даже благими целями;

Основоположник учения - Нил Сорский (1433-1508). О нем известно немного. Биографические сведения противоречивы и отрывочны. По одним источникам, он происходил из крестьян, по другим - выходец из московской служилой семьи, по третьей - принадлежал к боярскому роду. До пострига служил в Москве чтецом, занимался переписыванием книг. Совершил путешествие в Палестину, Константинополь, Афон. Между 1473 и 1489 гг. вернулся и основал скит на р. Соре.

Наиболее полно доктрина нестяжателей выражена в трудах Максим Грека.

Максим Грек (Михаил Триволис) (1470-1555) происходил из знатного греческого рода, близкого к Палеологам. Получил университетское юридическое образование в Италии. Был свидетелем движения Дж. Саванароллы. Постригся в доминиканцы, позднее - в православные монахи. В монастыре занялся философией и богословием. В 1518 г. приезжает по просьбе Василий Ш в Москву для унификации богослужебных книг. Но когда нестяжатели стали подвергаться гонениям, Максим Грек предстал перед судом в 1525 г. Обвинения: непочтительный отзыв о Василии III, противодействие его разводу с женой, шпионаж в пользу Турции и, конечно, выступления против прав на владение землей церковью. Его признали виновным и приговорили к ссылке, в которой он провел более 20 лет. И греческий патриарх, и глава русской церкви обращались к властям с просьбой об освобождении Грека и разрешении ему возвратиться на Афон. Однако их просьба не была удовлетворена. Последние годы Грек жил в Троице-Сергиевом монастыре и погребен здесь же. Канонизирован в 1988 г.

Основные произведения : «Слово о неизглаголанном божием промысле», «Послание к благоверному царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси» и др.

Соотношение светской и духовной власти. Духовная и светская власть должны быть разделены, каждая из них имеет свою сферу деятельности, которая определяет допустимые только для нее меры воздействия.

Государство. Большое внимание М.Грек уделял з аконным способам происхождения власти - наследственный и выборный, когда в выборах участвуют простые люди. Цель государства - обеспечение мирной и спокойной жизни людей и стабильного внутреннего порядка.

Сущность власти рассматривается М.Греком традиционно - как реализация Божественной воли. Считал, что критиковать правителя можно вплоть до признания его правления «мучительским», но предпринимать что-либо против него недопустимо.

Форма правления предпочтительней, по Греку, та, при которой царь управляет подвластными «в синклитских советах царских», в составе которых бояре и дворяне, т.е. речь в определенной степени идет о сословно-представительной монархии. Перечисляя обязанности царя, Максим Грек повторил такие положения, как: слушать советы мудрых советников и духовенства, защищать и устраивать жизнь подданных на основании хороших законов.

Право. Максим Грек последовательно развивает мысль об ограничении царской власти не только советом, но и законом. Различает «правду» (закон) и «неправду» (нарушение закона).

Значительное место в произведениях М.Грека отводится критике суда. Он отмечает взяточничество судей, критикует практику внесудебного произвола и беззаконных поборов, выражающуюся в подбрасывании улик невинным в целях получения откупа, средневековые формы судебного поединка, как несправедливого способа разрешения дел, отдавая при этом предпочтение свидетельским показаниям и клятве.

Отношение к ереси. Официальные церковные иерархи настаивали на преследовании еретиков, и не только силами церкви, но всеми средствами государственного принуждения, вплоть до применения к ним смертной казни. Нестяжатели считали недопустимым преследования еретиков, предлагая воздействовать на них лишь убеждением, мудрыми беседами.

Иосифляне (стяжатели)- сторонники особого направления русской общественной мысли, получившие свое название по имени своего главного вдохновителя - Иосифа Волоцкого. Термин «иосифляне» появился в научной литературе во 2-й половине 19 в.

Основные идеи иосифлян:

  • сохранение существующих порядков и всех форм церковной организации и ее экономического положения;
  • необходимость увеличения («стяжения») церковного имущества, что позволит церкви успешнее реализовать одну из главных своих задач - творить «благие дела»: строительство монастырей, содержание клира, помощь нуждающимся;
  • признание личного «нестяжения» монахов.

Иосиф Волоцкий (Иван Иванович Санин) (1439-1515), церковный деятель, духовный писатель, святой Русской православной церкви. Происходил из семьи небогатого волоколамского землевладельца. В 20 лет принял постриг в основанном Пафнутием Боровском монастыре. После смерти Пафнутия стал настоятелем монастыря, однако в 1479 г. из-за недовольства братии введением им строгого общежительного устава, оставил игуменство, покинул монастырь и после хождения по многим русским обителям основал Иосифо-Волоцкий монастырь, где и был игуменом до конца своих дней. В 1591г. был причислен к лику святых.

Особо отметим, что Волоцкий стал довольно значительным лицом в государстве: руководил иосифлянской духовной партией, члены которой занимали ключевые посты в церкви, волоцкие монахи участвовали в крещении будущего царя Ивана IV, выступали главными обвинителями на процессах Максима Грека, М. С. Башкина и Феодосия Косого. К иосифлянам был близок монах Филофей, сформулировавший и обосновавший концепцию «Москва - третий Рим».

Основные произведения : «Послания разным лицам», «Духовная грамота», «Слова антиеретического содержания» (например, Слово против ереси новгородских еретиков), которые затем были собраны в Сборник под названием «Просветитель».

Государство. Соотношение духовной и светской власти. Позиция иосифлян по отношению к царской власти не была постоянной.Первоначально иосифляне выступали сторонниками идеи господства духовной власти над светской. Правитель, по мысли И.Волоцкого - земной человек и простой исполнитель Божьей воли, поэтому ему следует воздавать лишь «царскую честь, а не божественную». Если на троне утверждался тиран, то повиноваться ему не следует. Последующее сближение Волоцкого с великим князем Иваном III привело к изменению его взглядов на природу великокняжеской власти: признавая, как и прежде, ее божественное происхождение, он уже заявляет о необходимости подчинения правителю всех институтов государства и церкви. Единственное ограничение власти государя - недопустимость выхода за пределы Божьих и государственных законов.

Право. Волоцкий проводит классификацию законов традиционно для своего времени. Но в его классификации отсутствует распространенное в западноевропейской мысли различие между божественным законом и государственным (положительным). Источником всякого законодательства, по его мнению, является Божественная воля.

Иерархия законов согласно его учению выглядит следующим образом:

Отношение к ереси. И. Волоцкий проявляет абсолютную нетерпимость к еретикам, Инакомыслие он считает преступлением не только против религии и церкви, но и против государства. Еретики должны сурово наказываться.

В целом союз иосифлян с государством сохранялся до 2-й половины XVI в. Позднее идеи неотчуждаемости церковного имущества стали противоречить идеологии формирующегося самодержавия. Отголоском иосифлянской доктрины стала политика патриарха Никона.

Виднейшим русским публицистом XVI в. был Иван Семенович Пересветов (даты рождения и смерти неизвестны), в лице которого дворянство нашло настойчивого защитника своих интересов.

Основные произведения : Политическая программа И. С. Пересветова изложена в ряде челобитных Ивану Грозному и других сочинениях.

Большинство конкретных положений, выдвинутых И. С. Пересветовым, затрагивало такие главные вопросы, как полное уничтожение холопства на Руси, отмена кормлений, реорганизация местного управления, армии, проведение судебной реформы, издание Судебника.

Выражая свое отрицательное отношение к крупным вельможам и боярам, идеолог дворянства говорил о них как о «ленивых богатинах», которые не заботятся об интересах государства, а думают только о себе. Бояре, по его мнению, угнетают волости и города, «богатеют от слез и крови крестьянской». В военном отношении царь на бояр положиться не может: они «крепко за веру христианскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют, тем бесу лгут и государю». Засев в боярской думе, они ограничивают власть царя и «мысль царскую отнимают».

Бояр, сопротивляющихся политике централизации государства, по мнению И. С. Пересветова, следует «огнем жещи и иные лютые смерти им давати, чтобы зла не множилось».

Подлинную опору государя, его военную и служилую силу, по мнению писателя, составляют «воинники», то есть дворяне. Царю в борьбе с внутренними и внешними врагами следует опираться прежде всего на дворянство. Царь должен «воинникам имена возвышати и сердце им веселити, и жалования из казны своей государевой прибавливати... и к себе их припущати близко, и во всем им верити», «любити их, яко отцу детей своих, и быти до них щедру».

Не касаясь положения крестьян и считая их эксплуатацию естественной, И. С. Пересветов восстает как против полного, так и против «кабального холопства», в сети которого попадали отдельные захудавшие дворяне. Он рекомендует государю организацию постоянного войска с «огневым боем».

Политический идеал И. С. Пересветова - сильное централизованное государство с царской властью во главе, которая, опираясь на дворянство, организует армию, создаст гибкий и послушный воле царя государственный аппарат, очистит суд от мздоимства, разгромит в ходе борьбы за укрепление государства бояр.

В соответствии с конкретными условиями политической борьбы в XVI в. И. С. Пересветов требовал от царя, чтобы он расправился с изменниками и царство свое держал «в грозе».

Первостепенной задачей внешней политики Москвы И.С. Пере-
светов считал покорение Казани. Присоединив Казань к Русскому государству и овладев этой «подрайской землицей», «Великие государи всея Руси» обезопасят свою страну от нападения врагов и откроют новые торговые пути.

В лице И. С. Пересветова поднимающееся дворянство и служилые люди, возвысившиеся вследствие «таланта и выслуги», получили своего талантливого мыслителя. Программа И. С. Пересветова затронула все вопросы политической борьбы между князьями и боярами, защитниками удельно-вотчинных порядков, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на дворянство, - с другой.

5.Концепция «православного христианского самодержавия» Ивана Грозного

Политическая теория суверенной и независимой государственной власти нашла наиболее сильного защитника в лице царя Ивана IV Грозного (1530-1584).

Свое учение о самодержавной власти Иван Грозный изложил в переписке с князем А.М. Курбским, в письмах к одному из своих опричников Василию Грязному, попавшему в плен к крымским татарам, в послании в Кирилло-Белозерский монастырь.

Государь защищал идею полноты царской власти, ее нераздельности и богоустановленности. Он считал, что все его предки обладали полнотой самодержавной власти, и потому настойчиво проводил мысль о преемственности своих самодержавных прав.

Всякая мысль о раздроблении или умалении царской власти решительно отвергается Иваном Грозным. Умаление власти царя его феодальными слугами, по мнению государя, приводит к междоусобицам в государстве.

Критикуя реакционные олигархические теории А. М. Курбского и Вассиана Косого, Иван Грозный отмечает недопустимость умаления царской власти боярами, что пытается подкрепить, в частности, ссылками на богоустановленность этой власти. Царь считал измену А. М. Курбского отечеству не только государственным преступлением, но и святотатственным делом.

Феодально-крепостническая сущность политических взглядов государя ярко раскрывается в том, как царь смотрел на своих подданных.

Рассматривая подданных как своих холопов, Иван Грозный безусловным правом царя считал право распоряжаться их жизнью и смертью. «Аз божиею помощию имеем у себя воевод множество и опричь вас изменников. А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же», - заявляет государь Курбскому.

Социально-экономический смысл такого крупного общественного мероприятия Ивана Грозного, как опричнина, сводится к разгрому бояр - государевых врагов - ревнителей старины и к решению задач укрепления централизованного феодального государства.

Иван Грозный выступал против теократических теорий и, отстаивая идеи суверенитета царской власти, считал недопустимым вмешательство церкви в дела светской власти: «Не подобает священником царская творити»; «…Ино же святительская власть, ино же царское правление».

Выступление государя против реакционной части духовенства и его борьба за подчинение церкви царской власти содействовали укреплению централизованного государства.

6.Политические и правовые воззрения А. Курбского

Во второй половине XVI в., при Иване Грозном, борьба между царской властью и боярами еще более усилилась. Реформы Ивана IV, укрепившие централизованную власть, встретили сопротивление боярской знати.

В 1564 г., во время Ливонской войны, вместе с несколькими другими боярами после поражения под Оршей бежал в Литву князь Андрей Михайлович Курбский (1528-1583 гг.). Изменник послал государю письмо, в котором нападал на всю его внутреннюю политику, обвиняя Ивана Грозного в том, что он правит не по старине и истребляет бояр и князей.

А.М. Курбский выступил ярым защитником старобоярских порядков. Идеалом князя был государь, ограниченный во власти боярской думой, без совета с которой он не мог бы принимать важных решений. При этом право «совета» должно было дополняться правом «отъезда» в случае недовольства боярина царем.

Государь должен был считаться с боярами как со «светлыми князьями земли русской» и сохранить им их социальные вольности и льготы, а не запирать свое царство «аки адову твердыню», утверждал А. М. Курбский. Князь протестует против выдвижения Иваном Грозным «худородных людей», поскольку развитие приказной системы управления укрепляло власть царя и принижало значение бояр, в свое время не допускавших в царское окружение никого, кроме родовитых людей.

Политическая программа А. М. Курбского как защитника порядков времени государственной раздробленности осуждалась. Она прямо противоположна теории самодержавной власти, которую развил в своих ответах боярину Иван Грозный. В лице князя А. М. Курбского получила наиболее полное выражение антигосударственная (для того времени) программа защитников старины.

7.Политико-правовая идеология церковного раскола

XVII век - начало постепенной трансформации средневековой Руси в Россию. Церковь к этому времени имела большие земельные богатства, административные и судебные привилегии, которые приобрела в Смутное время и в первые годы царствования Романовых. После воссоединения Украины с Россией власти стремились к объединению православных церквей. Церковь Украины находилась в тесной связи с греческой церковью, в то время как русская церковь в церковно-обрядовом отношении все еще значительно отличалась от греческой. Необходимо было внести единообразие в церковную жизнь, поэтому было принято решение об исправлении богослужебных книг по греческим образцам (эту задачу пытался разрешить еще Василий Ш, пригласивший Максима Грека для исправления церковных книг в 1518 г.). Творцом церковной реформы 1654 г., направленной на унификацию богословской системы и церковно-обрядовой практики, стал патриарх Никон. Оппозиция во главе с протопопом Аввакумом была против этого решения, что привело к церковному расколу: возникло течение старообрядцев, представлявших собой совокупность религиозных групп и церквей России, не принявших церковных реформ и ставших оппозиционными и даже враждебными официальной православной церкви.

В 1656 г. защитников древнерусских обрядов отлучили от церкви. Церковная реформа поддерживалась Алексеем Михайловичем, т.к. соответствовала его планам в сфере вешней политику и укрепления государство в целом.

Никон (Никита Минов -1605-1681 гг.) - сын крестьянина. В 19 лет стал священником в своем селе. В 1635 ушел в монастырь и постригся в монахи. В 1646 - стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. Это был блестящий проповедник, властный администратор, хороший придворный. С 1652 г. - патриарх. Однако взгляды Никона на сущность взаимоотношений между светской и духовной властью (он выдвинул тезис «Священство выше царства»), привели к полному разрыву с царем. По инициативе Алексея Михайловича на созванном в 1666 г. церковном соборе вселенских патриархов Никона лишили патриаршего сана и сослали в Ферапонтов монастырь. В 1658 г. происходит окончательный разрыв с царем и Никон, оставив патриаршество, уходит в монастырь, рассчитывая, однако, что царь его вернет. Но этого не случилось. В 1664 Никон самовольно приехал в Москву и попытался занять патриаршее место, но его отправили обратно и лишили сана. Только в 1681 г. новый царь Федор разрешил Никону вернуться, но в дороге тот умирает.

Отношение светской и духовной власти. Посредством церковной реформы патриарх Никон предполагал укрепить церковную власть в России, возвысить авторитет самодержавия под руководством церкви, т.е. был сторонником теократического государства. В его представлении теократия подразумевала отчетливое главенство церкви, т.е. даже внешне государственная власть должна была признать главенство церковных учреждений и иерархов.

Идейным вдохновителем старообрядцев стал протопоп Аввакум (Петров) (1620-1682 гг.).Он происходил из семьи священника. В 20 лет стал дьяконом, а еще через 2 года - священником. Непреклонный и неуступчивый, Аввакум не ладил с начальством и поэтому, вскоре оставив свое село, перебрался с семьей в Москву. Здесь он познакомился с Никоном, его представили царю. В 1652 г. стал протопопом в Юрьевце. Когда началась церковная реформа, Аввакум решительно выступил против нее. Дальнейший его путь был полон страданий и лишений. Он был сослан с семьей в Сибирь. В 1663 г. царь решил примирить его с официальной церковью и вызвал Аввакума в Москву, но тот не отказался от своих убеждений. В 1666 его расстригли, предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Но Аввакум и здесь не прекращал борьбы и рассылал грамоты своим единомышленникам. В 1682 г. по решению Церковного Собора и в соответствии с царским указом он вместе с несколькими единомышленниками был сожжен.

Защитники старой веры были прямыми наследниками нестяжателей и еретиков XIV-XVI вв. Они развивали еретические идеи, выдвигали народные социально-политические требования, обличали иерархов церкви и высшие чины светской власти (в том числе и царя) за их безнравственность, чревоугодие, немилосердие и др.

Государство. Протопоп Аввакум был убежденным сторонником концепции «Москва - третий Рим». В его понимании Русское государство должно служить своим национальным интересам, жить по собственным законам, нормам истинного православия. Царя он рассматривал как ставленника божественного промысла, одновременно подчеркивая его человеческую природу, и осуждая за то, что царь «восхотел стать Богом», т.е. за чрезмерное самовозвеличивание.

Политический идеал старообрядцев и основа справедливого общества - община, базирующаяся на раннехристианских ценностях: вере, правде, равенстве, общности имущества, всеобщности труда, осуждении богатства и частной собственности.

8.Концепция просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого

Просветительская деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680 гг.) оказала огромное влияние на укрепление Русского государства и общества. По разносторонности своих интересов Симеон Полоцкий был близок деятелям эпохи Возрождения: монах, богослов, философ, писатель, поэт, церковный и общественный деятель, педагог и воспитатель. С 1661 г. навсегда поселившийся в Moскве, Симеон стал учителем латинского языка в школе Спасского монастыря. Успешная его деятельность в качестве учителя стала известна царю Алексею Михайловичу, и он пригласил его в наставники к своим детям. Будучи по натуре своей просветителем, Симеон Полоцкий развернул в Москве широкую просветительскую деятельность - преподавал, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, возглавил созданную при Приказе тайных дел первую в Россию школу нового типа, где обучал латинскому языку будущих государственных чиновников. Он разработал также проект организации в Москве высшей школы, который позднее был положен в основу создания Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий принял активное участие в проведении церковной реформы и в борьбе со старообрядчеством. В 1666-1667 гг. он написал трактат «Жезл правления», обличающий старообрядцев. По просьбе царя Симеон встречался с протопопом Авакуумом и имел с ним беседу. Это была встреча двух выдающихся личностей эпохи и двух антиподов, людей с противоположными взглядами и жизненными ценностями. Протопоп - религиозный бунтарь, желающий сохранить не испорченную образованием московскую старину, «простоту души». Симеон - сторонник сильного государства, просвещенного абсолютизма. Он считает необходимым поднимать культуру русского народа, ибо, чем выше культура, тем выше нравственность.

Полоцкий преданно служил делу просвещения. Он стал первым в России профессиональным писателем, переводил с латин-кого и польского и литературно редактировал церковные и светские произведения, участвовал в подготовке полного перевода русской Библии.

Особую роль в образовании Симеон Полоцкий уделял «семи свободным наукам» - традиционному набору наук, преподаваемых в западноевропейских университетах (тривиум - грамматика, риторика, диалектика; квадриум - арифметика, геометрия, астрология, музыка). Необходимо помнить, что в древнерусской традиции не признавалась актуальность этого набора, тем более что в него входила астрология, запрещаемая православием. Тем не менее Симеон Полоцкий положил много сил для того, чтобы привить эти «свободные науки» на русской почве.

Вера, «разумность» и образованность позволяли решить главную задачу - воспитание «совершенного человека, на всякое дело уготованного». В представлении Симеона Полоцкого «совершенный человек» - это добропорядочный, широко образованный христианин и верный сын своего государя. Больше всего этому идеалу соответствует, конечно, «иноческое житие».

В понимании Симеона Полоцкого «совершенный человек» включает в себя множество прежде всего нравственных качеств. Именно нравственные качества составляют духовную основу человека. Но и обучение «добронравию» Симеон Полоцкий понимал как научение ребенка «разумному» знанию.

Одним из важнейших качеств «совершенного человека» Симеон Полоцкий считал любовь и верность государю. В изданном им «Букваре языка славенска» (1667) обобщенный образ «совершенного человека» приобретает конкретные черты верноподданного царя. В этой книге утверждается, что благополучие царя является главной целью существования остальных членов общества.

В понимании Симеоном Полоцким роли российского монарха прослеживается еще одна важная черта - он стремится обозначить русского царя как вселенского, ибо именно в создании вселенского православного царства он и видит главную задачу России как «Нового Израиля» в новых исторических условиях.

В других сочинениях его идеал выражен еще более четко. Так, в «Рифмологионе» он не просто воспевает российского царя, но формулирует смысловые и целевые установки будущего развития России: «Царю восточный, царю стран премногих».

Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу «царь-солнце», являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии, в русскую политическую культуру он ввел впервые. Царь и Бог у него почти равные величины. «Небом Россию наречии дерзаю, ибо планиты в ней обретаю. Ты - Солнце, Луна - Мария царица».

Полоцкий настаивает на различии между царем и тираном. «Кто есть царь и кто тиран хощеши знати, Аристотеля книги потщись почитати».

Он убежден, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. «Под законом все казни должны страдать», и исключений из этого правила нет ни для кого, ни для самого царя, ни для его сына. Все люди в гражданстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство и «чинна и славна содеевает царства».

Мыслитель обращал также внимание на недопустимость неправды. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и, более того, противопоказано правде, так как оно бывает «от лютого правды ненавидения». Он мечтает о равном для всех суде, который будет «равно судити мала и велика», невзирая на лица («на лице не зри, равен суд твой буди»). Организаций судебных учреждений, по его мысли, должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. «Единый суд всем... иже в единой суть области люди». Судебные дела следует вершить своевременно и без волокиты.

Мыслитель стоит за мир, придерживается традиционной для русской политической мысли ориентации на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. Он советует царю жить в мире со всеми государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», никогда не искать «брани» и вступать в войну только в случае нападения врага, а к побежденным всегда являть милосердие. Слава России должна расширяться не мечом, «но скоротечным типом через книги».

9.Политические и правовые идей второй половины XVII в. Ю. Крижанич и А. Л. Ордин-Нащокин

В политической литературе XVII в. следует отметить работы хорватского богослова, философа, писателя Юрия Крижанича (ок. 1617 - 1683 гг.), всю свою жизнь посвятившего идее славянского единения. Получивший хорошее образование в Западной Европе, Юрий Крижанич долгое время пробыл в России, но не сумел найти общего языка с русскими властями. Его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь не получили поддержки, и он был сослан в Тобольск. В ссылке Крижанич пробыл 16 лет, здесь он написал самые значительные свои сочинения.

В 1663 г. Крижанич начал писать на общеславянском языке главный труд своей жизни - трактат «Беседы о правлении», позже названный «Политика». В своем сочинении он тщательно анализирует экономическое и политическое положение России, характеризует роль торговли, ремесел и земледелия, подчеркивает роль армии для сохранения государственной независимости. Крижанич указывает на необходимость культурного развития, выступает против преклонения перед иностранцами.

Государство. Происхождение государства . Книга Крижанича обращена ко всем славянам, но прежде всего к русскому монарху, царю Алексею Михайловичу. Именно в монархии он видит наиболее подходящую форму правления, обеспечивающую единство народа и государственную стабильность. Царя он считает наместником Бога на Земле, власть его - священной. «Ни один человек не может ставить царей, но один лишь Бог. Бог ставит царей либо с помощью чудесного пророчества, либо посредством народного соглашения, либо с помощью оружия». Крижанич полагал, что русские цари получили власть из рук Бога, и называл «басней» теорию о призвании варягов, «глупыми и нелепыми» - теории о получении власти от Константина Мономаха, происхождении рода русских царей от римского императора Августа. Был он против и концепции «Москва - третий Рим».

Форма государства . Из всех форм правления (на основе работ Платона и Аристотеля, выделяя правильные и неправильные формы) самой лучшей для России он считает «совершенное самовлавство» - неограниченную монархию. «Это жезл Моисеев, которым царь-государь может творить все необходимые чудеса. При таком строе правления легко могут быть исправлены все ошибки, недостатки и извращения и могут быть введены всякие благие законы».

Обращаясь к царю, Крижанич говорит не только о правах, но и об обязанностях правителя перед народом. Царь должен быть скромным, мудрым, спокойным, праведным, свято блюсти божеские законы. Крижанич резко осуждает жестокость Ивана Грозного.

Экономика. В области экономики Крижанич руководствуется наиболее передовыми для того времени воззрениями. Он подчеркивает, что разо-рительные налоги на крестьян вредят хозяйству, советует поощрять талантливых мастеровых людей. Необычайно актуально звучит сегодня мысль Крижанича об опасности, исходящей от бюрократии.

Религия. Что касается вопросов религии, то тут Крижанич окончательно отвергает Унию и призывает укреплять православие. Конечная цель «Политики» - показать, как надо править государством, чтобы все люди в нем были счастливы, чтобы русский народ стал «самым прославленным между народами» и возглавил все славянские племена.

Одно из первых мест среди политических деятелей второй половины XVII в. принадлежит Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину (1605-1680 гг.), занимавшему при Алексее Михайловиче пост главного управителя Посольского приказа. Будучи прогрессивным государственным деятелем, Ордин-Нащокин хорошо понимал необходимость проведения реформ в России.

Ордин-Нащокин критиковал и порицал старые порядки, считая, что русские люди должны многое у себя перестроить, призывал учитывать пример «сторонних чужих земель», но в то же время подчеркивал, что «не все нужно брать без разбора».

Приказная администрация и отжившее свой век местничество бояр возмущали Ордин-Нащокина. «У нас, - писал он, - любят дело и ненавидят его, смотря не по делу, а по человеку, который его делает».

В бытность воеводой в Пскове Ордин-Нащокин высказывался за расширение прав местного управления. Он полагал, что воеводам не обязательно при решении всех дел на местах ждать указания из центра, то есть считал, что местная власть лучше может решать ряд дел самостоятельно, приняв во внимание местные особенности. В Пскове им был разработан проект организации городского самоуправления.

Реформы городского управления, осуществленные в Пскове, в значительной степени предвосхитили реформы, проведенные в этой области Петром в начале XVIII в.

Ордин-Нащокин видел в дворянстве основную опору феодального государства. Он был сторонником неограниченной власти царя.

На основе личного опыта в качестве участника войн с поляками и шведами Ордин-Нащокин считал необходимыми укрепление войска и замену конного дворянского ополчения постоянной армией.

В области внешней политики он был сторонником тесного союза России со славянскими странами.

Разногласия Ордин-Нащокина с его ближайшим окружением по ряду политических вопросов повлекли за собой его отставку, а затем пострижение в монахи в 1672 г.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
  9. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  10. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М., 1887-1889, Т. 1-5.
  11. Исаев И. А., Золотухина Н. М . История политических и правовых учений в России 11-20 вв. - М., 1995.
  12. Азаркин Н. М . История политической мысли России. - М., 1999.
  13. Русская политическая и правовая мысль 11-19 вв. - М., 1987.
  14. Вопросы государства и права в общественной мысли России 16-19 вв. - М., 1979.
  15. Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. - М., 1985.
  1. Грибоедов Ф. А. История о царях и великих князьях земли русской. - Спб., 1896.
  2. Громов М. Н. Максим Грек. - М., 1983.
  3. Громов М. Н., Козлов Н. С . Русская философская мысль 10-17 вв. - М., 1990.
  4. Дацюк Б. Д. Юрий Крижанич. - М., 1946.
  5. Зимин А. А . Пересветов и его современники. - М., 1959.
  6. Иван Грозный. Послания. - М.-Л., 1951.
  7. Иосиф Волоцкий. Послания Иосифа Волоцкого. - М.-Л., 1959.
  8. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1996.
  9. Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.
  10. Крижанич Ю . Политика. - М., 1965.
  11. Курбский А. М . История о великом князе Московском. - СПб., 1913.
  12. Н. Никольский. Реформа Никона и религиозно-социальное движение второй половины XVII века. В кн. М.Покровского «Русская история с древнейших времен». - М., 1910-1912.
  13. Пересветов И. С . Сочинения. - М.-Л., 1956.
  14. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - Л., 1979.
  15. Пушкарев Л. И . Юрий Крижанич. Очерк жизни и творчества. - М., 1984.
  16. Слово Даниила Заточника по редакциям 12 и 13 вв. и их переделкам. - Л., 1932.
  17. Симеон Полоцкий . Жезл правления // Избранные произведения. - М., 1953.
  18. Синицына Н. В . Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. - М., 1998.
  19. Чичуров И. С. Политическая идеология Средневековья: Византия и Русь. - М., 1990.
  20. Щапов А. Русский раскол старообрядства. - Казань, 1859.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

  1. Что Филофей понимал под законами?
  2. Каковы взгляды М. Грека на судебную систему?
  3. В чем различие взгляды иосифлян и нестяжателей?
  4. Каковы взгляды нестяжателей на государство и право?
  5. Каково отношение иосифлян к еретикам?
  6. Каковы основные причины церковного раскола?
  7. Каковы взгляды Никона и Аввакума на государство?
  8. В чем суть концепции просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого?
  9. Какая форма правления по мнению Юрия Крижанича является лучшей?

«Сказание о князьях Владимирских» - литературный памятник 16 века, созданный на основе легенд о происхождении рода русских великих князей от римского императора Августа, о получении Владимиром Мономахом царских регалий непосредственно от византийского императора Константина Мономаха.

Во Флоренции в 1439 г. была заключена уния - соглашение об объединении католической и православной церквей на условии главенства католической, и принятия православием ее догматов, в том числе о чистилище. Греки надеялись таким путем получить помощь от Запада в борьбе против турок.

Башкин М.С. (?-1554) - глава еретического движения, дворянин. По решению Собора 1553 г. был заключен в Волоколамский монастырь и в последствии казнен.

Церковные соборы - съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, управления, избрания высших иерархов, их смещения или суда над ними, осуждения ересей. Они разделяются на вселенские соборы (съезды представителей всех самостоятельных местных церквей; орган высшей власти в церкви; догматические и иные определения и решения собора имеют статус непогрешимых) и поместные соборы (съезды служителей высшего духовенства самостоятельных местных церквей).

Святые Отцы (или Отцы Церкви) - почетный титул, используемый с конца 4 века применительно к выдающимся церковным деятелям 2-8 вв., создавшим догматику и организацию христианской церкви. В православии к Святым Отцам относят, например, Иоанна Златоуста.

ИОСИФЛЯНЕ - сто-рон-ни-ки осо-бо-го на-прав-ле-ния русской об-щественной мыс-ли (конца XV-XVI веков), по-лу-чив-ше-го название по име-ни сво-его главного вдох-но-ви-те-ля - Ио-си-фа Во-лоц-ко-го.

Тер-мин «Иосифляне» упот-реб-лял князь А.М. Курб-ский ; в на-учной литературе он поя-вил-ся во 2-й половине XIX века

Пер-во-на-чаль-но иосифляне вы-сту-па-ли сто-рон-ни-ка-ми идеи гос-под-ства ду-хов-ной вла-сти над свет-ской. Пра-ви-тель, по мыс-ли Ио-си-фа Во-лоц-ко-го , - зем-ной че-ло-век и про-стой ис-пол-ни-тель Бо-жи-ей во-ли, по-это-му ему над-ле-жит воз-да-вать «цар-скую честь, а не бо-же-ст-вен-ную». Ес-ли на пре-сто-ле ут-вер-ждал-ся ти-ран, то ему не сле-до-ва-ло по-ви-но-вать-ся, ибо он «не Бо-жий слу-га, но диа-вол, и не царь, но му-чи-тель». Сбли-же-ние Ио-си-фа Во-лоц-ко-го с великим князем мо-с-ков-ским Ива-ном III Ва-силь-е-ви-чем обу-сло-ви-ло из-ме-не-ние взгля-дов Иосифа на при-ро-ду ве-ли-ко-кня-же-ской вла-сти. При-знав её бо-же-ст-вен-ный ха-рак-тер, Ио-сиф Во-лоц-кий зая-вил о не-об-хо-ди-мо-сти под-чи-не-ния пра-ви-те-лю всех ин-сти-ту-тов го-су-дар-ст-ва и Церк-ви, при этом «свя-щен-ст-ву» от-во-ди-лась вы-со-кая мис-сия - ис-пол-нять роль ду-хов-но-го на-став-ни-ка го-су-да-ря.

В цер-ков-ной по-ле-ми-ке ру-бе-жа XV-XVI веков о мо-на-стыр-ском зем-ле-вла-де-нии, раз-ви-вав-шей-ся на фо-не упад-ка внутренней дис-ци-п-ли-ны об-ще-жи-тель-ных оби-те-лей, иосифлян, в от-ли-чие от сво-их идей-ных про-тивни-ков - не-стя-жа-те-лей (смотри так-же Нил Сор-ский), сто-рон-ни-ков скит-ни-че-ской фор-мы мо-на-ше-ст-ва, вы-сту-пи-ли за со-хра-не-ние мо-на-сты-рей и об-нов-ле-ние их внутренней жиз-ни на ос-но-ве обя-зательного вве-де-ния стро-го-го об-ще-жи-тель-но-го ус-та-ва. Ут-вер-жде-ние стро-го-го об-ще-жи-тия, по мне-нию иосифлян, по-зво-ля-ло со-вмес-тить рост мо-на-стыр-ских вла-де-ний с прин-ци-па-ми лич-но-го мо-на-ше-ско-го не-стя-жа-ния и от-ре-че-ния от ми-ра. По-зи-ция иосифа по во-про-су о мо-на-стыр-ском зем-ле-вла-де-нии во-зоб-ла-да-ла на со-бо-ре 1503 года, а поз-днее бы-ла под-тверж-де-на со-бо-ром 1531 года. Для ио-сиф-лян-ских мо-на-сты-рей бы-ло ха-рак-тер-но при-да-ние осо-бо-го зна-че-ния ин-сти-ту-ту стар-че-ст-ва: ка-ж-дый мо-ло-дой мо-нах со-сто-ял под на-ча-лом опыт-но-го ино-ка, что уси-ли-ва-ло ду-хов-ную пре-ем-ст-вен-ность ме-ж-ду учи-те-лем и уче-ни-ком (Ио-сиф Во-лоц-кий - Кас-си-ан Бо-сой - Фо-тий Во-лоц-кий - Вас-си-ан Кош-ка). Иосифляне ак-тив-но за-ни-ма-лись мо-на-стыр-ским строи-тель-ст-вом, воз-во-ди-ли и ук-ра-ша-ли хра-мы, со-би-ра-ли ико-ны и кни-ги. Ио-сиф Во-лоц-кий при-гла-сил для рос-пи-си мо-на-стыр-ско-го Ус-пен-ско-го со-бо-ра (смотри Ио-си-фо-Во-лоц-кий мо-на-стырь) луч-ших жи-во-пис-цев - Дио-ни-сия и его сы-но-вей Фео-до-сия и Вла-дими-ра; в мо-на-сты-ре хра-ни-лись ико-ны ра-бо-ты Ан-д-рея Руб-лё-ва, су-ще-ст-во-ва-ли скрип-то-рий и литературная шко-ла. Иосифляне вы-сту-па-ли про-тив край-но-стей ас-ке-тиз-ма и ви-де-ли иде-ал ино-че-ст-ва не в от-ры-ве от внеш-не-го ми-ра, а в ак-тив-ной дея-тель-но-сти во всех сфе-рах об-щественной жиз-ни. Мо-на-ше-ст-во, по их мне-нию, долж-но бы-ло вли-ять на все государственные ин-сти-ту-ты, под-дер-жи-вать ве-ли-ко-кня-же-скую власть, вос-пи-ты-вать бу-ду-щих ар-хи-пас-ты-рей, вес-ти куль-тур-но-про-све-ти-тель-скую и мис-сио-нер-скую ра-бо-ту, про-ти-во-сто-ять ере-сям (так, на со-бо-ре 1504 года одер-жа-ла верх ио-сиф-лян-ская по-зи-ция в от-но-ше-нии ере-ти-ков - «рать и нож», каз-ни и за-то-че-ние).

В начале XVI века иосифляне за-ни-ма-ли Рос-тов-скую (Вас-си-ан Са-нин), Ко-ло-мен-скую (Мит-ро-фан), Суз-даль-скую (Си-ме-он) и другие ка-фед-ры. При митрополите Мо-с-ков-ском Да-нии-ле многие ие-рар-хи русской Церк-ви при-дер-жи-ва-лись про-ио-сиф-лян-ских по-зи-ций [епи-ско-пы Ака-кий Твер-ской, Вас-си-ан Ко-ло-мен-ский (То-пор-ков), Сав-ва Смо-лен-ский, Ио-на Ря-зан-ский, Ма-ка-рий Нов-го-род-ский]. Митрополит Да-ни-ил, в про-шлом игу-мен Ио-си-фо-Во-лоц-ко-го монастыря, ак-тив-но под-дер-жи-вал по-ли-ти-ку объ-е-ди-не-ния русских зе-мель, про-во-ди-мую великим князем мо-с-ков-ским Ва-си-ли-ем III Ива-но-ви-чем, обос-но-вал с цер-ков-но-ка-но-нические точ-ки зре-ния раз-вод великого кня-зя с С.Ю. Са-бу-ро-вой, вен-чал его с Е.В. Глин-ской. Во-лоц-кие мо-на-хи уча-ст-во-ва-ли в кре-ще-нии бу-ду-ще-го ца-ря Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча , ру-ко-во-ди-ли чи-ном по-гре-бе-ния Ва-си-лия III Ива-но-ви-ча, вы-сту-па-ли главными об-ви-ни-те-ля-ми на про-цес-сах Мак-си-ма Гре-ка и Вас-сиа-на (Пат-ри-кее-ва), М.С. Баш-ки-на и Фео-до-сия Ко-со-го. В 1540-1550-е годы, ко-гда ми-тро-по-ли-том Мо-с-ков-ским стал Ма-ка-рий, близ-ко при-мы-кав-ший к иосифлянам, все важ-ней-шие цер-ков-ные по-сты за-ня-ли его еди-но-мыш-лен-ни-ки. На Сто-гла-вом со-бо-ре (1551 год) ио-сиф-лян-ское боль-шин-ст-во (ар-хи-епископ Фео-до-сий Нов-го-род-ский, епи-ско-пы Сав-ва Кру-тиц-кий, Гу-рий Смо-лен-ский, Три-фон Суз-даль-ский, Ака-кий Твер-ской, Ни-кандр Рос-тов-ский, Фео-до-сий Ко-ло-мен-ский, Ки-при-ан Перм-ский) окон-ча-тель-но от-верг-ло не-стя-жа-тель-скую про-грам-му, пред-ло-жен-ную А.Ф. Ада-ше-вым и Силь-ве-ст-ром, и ут-вер-ди-ло прин-цип не-от-чу-ж-дае-мо-сти цер-ков-ных зе-мель. Бла-го-да-ря дея-тель-но-сти митрополита Ма-ка-рия и его «дру-жи-ны» бы-ли со-став-ле-ны «Ве-ли-кие Че-тьи-Ми-неи» - свод «всех что-мых» на Ру-си жи-тий-ных и учи-тель-ных про-изве-де-ний, рас-пре-де-лён-ных по дням го-да, про-ве-де-на ка-но-ни-за-ция бо-лее 30 русских свя-тых (на со-бо-рах 1547-1549 годов), соз-да-ны гран-ди-оз-ные па-мят-ни-ки ар-хи-тек-ту-ры, про-слав-ляю-щие мощь Русского государства (например, Ва-си-лия Бла-жен-но-го храм). К иосифлянам был бли-зок мо-нах псков-ско-го Елеа-за-ро-ва монастыря Фи-ло-фей, сфор-му-ли-ро-вав-ший и обос-но-вав-ший в сво-их со-чи-не-ни-ях по-ли-тическую кон-цеп-цию «Мо-ск-ва - тре-тий Рим».

В це-лом со-юз ио-сиф-лян-ской Церк-ви с го-су-дар-ст-вом со-хра-нял-ся до 2-й половине XVI века. Позд-нее прак-ти-ка круп-но-го мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния, идеи не-от-чу-ж-дае-мо-сти цер-ков-но-го иму-ще-ст-ва во-шли в про-ти-во-ре-чие с идео-ло-ги-ей фор-ми-рую-ще-го-ся са-мо-дер-жа-вия. От-го-ло-ском ио-сиф-лян-ской цер-ков-но-по-ли-тической док-три-ны в русской ис-то-рии XVII века ста-ла по-ли-ти-ка пат-ри-ар-ха Ни-ко-на, при-вед-шая его к кон-флик-ту с ца-рём Алек-се-ем Ми-хай-ло-ви-чем.

Дополнительная литература:

За-ма-ле-ев А. Ф. Фи-ло-соф-ская мысль в сред-не-ве-ко-вой Ру-си (XI- XVI вв.). Л., 1987;

Книж-ные цен-тры Древ-ней Ру-си: Ио-си-фо-Во-ло-ко-лам-ский мо-на-стырь как центр книж-но-сти. Л., 1991;

Оль-шев-ская Л. А. Ис-то-рия соз-да-ния Во-ло-ко-лам-ско-го па-те-ри-ка, опи-са-ние его ре-дак-ций и спи-сков // Древ-не-рус-ские па-те-ри-ки. М., 1999.