Окружающий мир

Скрещивание. Скрещивание Задание 6 егэ биология теория

Скрещивание. Скрещивание Задание 6 егэ биология теория

Шестое здание ЕГЭ по биологии — это задачи. На людей, которые только начинают заниматься биологией или подготовкой к экзамену в частности, они наводят ужас. Очень зря. Стоит лишь разобраться, как все станет простым и легким. 🙂

Относится к базовому уровню, при правильно данном ответе можно получить 1 первичный балл.

Для успешного выполнения этого задания следует знать следующие темы, приведенные в кодификаторе:

Темы в кодификаторе по заданию №6

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

«Решу ЕГЭ» делит задания на две больших группы: моногибридное скрещивание и дигибридное скрещивание.

Прежде чем решать задачи, предлагаем составить небольшой словарь терминов и понятий, чтобы понимать, что от нас требуется.

Теория к заданиям по скрещиванию

Признаки делятся на два вида: рецессивные и доминантные.

«Доминантный признак подавляет рецессивный » — устойчивая фраза. Что же значит подавляет? Это значит, что в выборе между доминантным и рецессивным признаком, проявится обязательно доминантный. В любом случае. Доминантный признак обозначается заглавной буквой, а рецессивный- маленькой. Все логично. Для того, чтобы в потомстве проявился рецессивный признак необходимо, чтобы ген нес рецессивный признак и от самки, и от самца.

Для наглядности: представим себе признак, например, цвет шерсти у котенка. Пусть у нас есть два варианта развития событий:

  1. Черная шерсть
  2. Белая шерсть

Черная шерсть доминирует над белой. Вообще, в задачах всегда указывают что над чем доминирует, абитуриенты не обязаны знать все, тем более из генетики.

Черная шерсть будет тогда обозначаться заглавной буквой. Чаще всего используются A,B,C и далее по алфавиту. Белая шерсть, соответственно, маленькой буквой.

А- черная шерсть.

а- белая шерсть.

Если при слиянии гамет получаются комбинации: АА,Аа,аА, то это значит, что шерсть у потомков первого поколения будет черной.

Если же при слиянии гамет получится комбинация аа, то шерсть будет белой.

О том, какие гаметы у родителей, будет сказано в условии задачи.

Гаметы , или половые клетки, - репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие, в частности, в половом размножении.

Зигота - диплоидная клетка, образующаяся в результате оплодотворения.

Гетерозигота — два гена, определяющие один признак,- разные (Аа)

Гомозигота — два гена, определяющие один признак,- одинаковые (АА или аа)

Дигибридное скрещивание - скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков.

Моногибридное скрещивание — скрещивание, при котором скрещиваемые организмы отличаются только одним признаком.

Анализирующее скрещивание - скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям.

Грегор Мендель — «отец» генетики

Итак, как отличать эти виды скрещивания:

При моногибридном скрещивании речь идет об одном признаке: цвет, размер, форма.

При дигибридном скрещивании мы говорим о паре признаков.

При анализирующем скрещивании одна особь может быть совершенно любой, а вот у другой гаметы должны нести исключительно рецессивные признаки.

Аллели - различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом.

Звучит не очень-то понятно. Разберемся:

1 ген несет 1 признак.

1 аллель несет одно значение признака (оно может быть доминантным или рецессивным).

Генотип - совокупность генов данного организма.

Фенотип - совокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития.

В задачах часто просят указать процент особей с определенным генотипом или фенотипом или указать расщепление по генотипу или фенотипу. Если упростить определение фенотипа, то фенотип- внешнее проявление признаков из генотипа.

Кроме всяких понятий, нужно знать законы Грегора Менделя — отца генетики.

Грегор Мендель скрещивал горох с плодами, отличающимися окраской и гладкостью кожуры. Благодаря его наблюдениям и появились три закона генетики:

I. Закон единообразия гибридов первого поколения:

При моногибридном скрещивании отличающихся гомозигот все потомки первого поколения будут одинаковы по фенотипу.


II. Закон расщепления

При скрещивании потомков первого поколения наблюдается расщепление 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.


III. Закон независимого расщепления

При дигибридном скрещивании двух отличающихся гомозигот во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1.

Когда навык решения генетический задач будет получен может возникнуть вопрос: а зачем мне знать законы Менделя, если я и так прекрасно могу решить задачу и найти расщепление в частных случаях? Внимание ответ: в некоторых заданиях может потребоваться указать по какому закону произошло расщепление, но относится это скорее к заданиям развернутым ответом.

Подковавшись в теории, можно наконец-то перейти к задачам. 😉

Разбор типовых заданий №6 ЕГЭ по биологии

Типы гамет у особи

Сколько типов гамет образуется у особи с генотипом aabb?

У нас есть две пары аллельных хромосом:

Первая пара: аа

Вторая пара: bb

Это все гомозиготы. Можно составить лишь одну комбинацию: ab.

Типы гамет при скрещивании

Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)? В ответ запишите цифру.

Раз растения дигетерозиготны, то это значит, что по обоим признакам у них одна аллель доминантная, а вторая-рецессивная.

Получаем генотипы AaBb и AaBb.

Гаметы в задачах обозначаются буквой G, притом без запятых, в кружочках, указываются вначале гаметы одной особи, потом ставится точка с запятой (;), пишутся гаметы другой особи, тоже в кружочках.

Скрещивание обозначается значком «х».

Выпишем гаметы, для этого переберем все сочетания:

Гаметы у первой и второй особи получились одинаковыми, так генотип их был тоже одинаков. Значит, у нас получилось 4 разных типа гамет:


Подсчет доли дигетерозигот

При скрещивании особей с генотипами АаВb с АаВb (гены не сцеплены) доля (%) гетерозигот по обеим аллелям (дигетерозигот) в потомстве составит….


Составим решетку Пеннета. Для это выпишем гаметы одной особи в столбик, гаметы другой- в строку, получим таблицу:


Найдем дигетерозиготы в таблице:


Всего зигот:16

Дигетерозигот:4

Посчитаем процент: =

Применение законов Менделя

Правило единообразия первого поколения проявится, если генотип одного из родителей - aabb, а другого -

По правилу единообразия скрещиваться должны моногибридные гомозиготы, одна с доминантным признаком, а вторая- с рецессивным. Значит, генотип другой особи должен быть AABB.

Ответ: ААВВ.

Соотношение фенотипов

Генотип одного из родителей будет АaBb, если при анализирующем дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков наблюдается расщепление по фенотипу в потомстве в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Анализирующее дигибридное скрещивание, значит, у второй особи рецессивная дигомозигота: aabb.


Здесь можно обойтись без решетки Пеннета.


Поколения обозначаются буквой F.

F1: AaBb; Aabb; aaBb; aabb

Все четыре варианта фенотипов разные, так что относятся они друг к другу как 1:1:1:1.

Какова вероятность рождения здоровых мальчиков в семье, где мать здорова, а отец болен гипертрихозом - болезнью, обусловленной наличием гена, сцепленного с Y−хромосомой?

Если признак сцеплен с Y-хромосомой, значит, на Х- хромосоме он никак не отражается.

Женский пол гомозиготен: ХХ, а мужской- гетерозиготен ХY.

Решение задач с половыми хромосомами практически не отличается от решения задач с аутосомами.

Составим табличку ген и признак, которую также следует составлять и для задач про аутосомные хромосомы, если указаны признаки и это важно.

Буква над Y обозначает, что с этой хромосомой сцеплен ген. Признаки бывают доминантными и рецессивными, они обозначаются заглавными и маленькими буквами, могут относиться как к Ч-хромосоме, так и к Y-хромосоме, зависит от задачи.

♀ХХ х ХY a

F1: ХХ-девочка, здорова

ХY a — мальчик, болен

Мальчики, родившиеся у этой пары будут 100% больны, значит 0% здоровы.

Группы крови

Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом I B I 0 ? В ответ запишите цифру.

Воспользуемся табличкой:

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2020 году

Проверку знаний учебного материала по теме «Генетика. Наследственность» предлагает задание 6 ЕГЭ по биологии. Все варианты тестов содержат довольно обширное количество материала, разбитого на несколько подтем. Часть билетов посвящена генетическим терминам. Хотите успешно сдать испытание? Повторяйте перед экзаменом - что такое генотип и фенотип, геном и кодон, генофонд и генетический код, как называют парные гены гомологичных хромосом и как - организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена. Обязателно в одном из вариантов билета попадутся вопросы, посвященные работам известного ученого Грегора Иоганна Менделя: как он называл те признаки, что не проявляются у гибридов первого поколения или как сегодня называется введенное им понятие «наследственный фактор».

Задание 6 ЕГЭ по биологии содержит и много задач на сцепленное наследование с полом. «Может ли у отца-гемофилитика родиться дочь, больная гемофилией?», «Какова вероятность рождения мальчика-гемофилика у женщины с геном гемофилии и здорового мужчины». Потренируйтесь перед экзаменом решать задачи на составление генофонда – их в задании №6 ЕГЭ по биологии также много. Типичные примеры таких задач: «Составьте генотип человека-дальтоника» или «Составьте генотип кареглазой дочери отца-дальтоника, если у нее – нормальное цветовое зрение». В каждой из подобных задач в качестве вариантов ответов будут приведены различные варианты генотипа, выбрать вы должны единственный правильный.

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

Генетика, ее задачи

Успехи естествознания и клеточной биологии в XVIII-XIX веках позволили ряду ученых высказать предположения о существовании неких наследственных факторов, определяющих, например, развитие наследственных болезней, однако эти предположения не были подкреплены соответствующими доказательствами. Даже сформулированная Х. де Фризом в 1889 году теория внутриклеточного пангенеза, которая предполагала существование в ядре клетки неких «пангенов », определяющих наследственные задатки организма, и выход в протоплазму только тех из них, которые определяют тип клетки, не смогла изменить ситуацию, как и теория «зародышевой плазмы» А. Вейсмана, согласно которой приобретенные в процессе онтогенеза признаки не наследуются.

Лишь труды чешского исследователя Г. Менделя (1822-1884) стали основополагающим камнем современной генетики. Однако, несмотря на то, что его труды цитировались в научных изданиях, современники не обратили на них внимания. И лишь повторное открытие закономерностей независимого наследования сразу тремя учеными — Э. Чермаком, К. Корренсом и Х. де Фризом — вынудило научную общественность обратиться к истокам генетики.

Генетика — это наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости и методы управления ими.

Задачами генетики на современном этапе являются исследование качественных и количественных характеристик наследственного материала, анализ структуры и функционирования генотипа, расшифровка тонкой структуры гена и методов регуляции генной активности, поиск генов, вызывающих развитие наследственных болезней человека и методов их «исправления», создание нового поколения лекарственных препаратов по типу ДНК-вакцин, конструирование с помощью средств генной и клеточной инженерии организмов с новыми свойствами, которые могли бы производить необходимые человеку лекарственные препараты и продукты питания, а также полная расшифровка генома человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов

Наследственность — это способность организмов передавать свои признаки и свойства в ряду поколений.

Изменчивость — свойство организмов приобретать новые признаки в течение жизни.

Признаки — это любые морфологические, физиологические, биохимические и иные особенности организмов, по которым одни из них отличаются от других, например цвет глаз. Свойствами же называют любые функциональные особенности организмов, в основе которых лежит определенный структурный признак или группа элементарных признаков.

Признаки организмов можно разделить на качественные и количественные . Качественные признаки имеют два-три контрастных проявления, которые называют альтернативными признаками, например голубой и карий цвет глаз, тогда как количественные (удойность коров, урожайность пшеницы) не имеют четко выраженных различий.

Материальным носителем наследственности является ДНК. У эукариот различают два типа наследственности: генотипическую и цитоплазматическую . Носители генотипической наследственности локализованы в ядре и далее речь пойдет именно о ней, а носителями цитоплазматической наследственности являются находящиеся в митохондриях и пластидах кольцевые молекулы ДНК. Цитоплазматическая наследственность передается в основном с яйцеклеткой, поэтому называется также материнской.

В митохондриях клеток человека локализовано небольшое количество генов, однако их изменение может оказывать существенное влияние на развитие организма, например приводить к развитию слепоты или постепенному снижению подвижности. Пластиды играют не менее важную роль в жизни растений. Так, в некоторых участках листа могут присутствовать бесхлорофильные клетки, что приводит, с одной стороны, к снижению продуктивности растения, а с другой — такие пестролистные организмы ценятся в декоративном озеленении. Воспроизводятся такие экземпляры в основном бесполым способом, так как при половом размножении чаще получаются обычные зеленые растения.

Методы генетики

1. Гибридологический метод, или метод скрещиваний, заключается в подборе родительских особей и анализе потомства. При этом о генотипе организма судят по фенотипическим проявлениям генов у потомков, полученных при определенной схеме скрещивания. Это старейший информативный метод генетики, который наиболее полно впервые применил Г. Мендель в сочетании со статистическим методом. Данный метод неприменим в генетике человека по этическим соображениям.

2. Цитогенетический метод основан на исследовании кариотипа: числа, формы и величины хромосом организма. Изучение этих особенностей позволяет выявить различные патологии развития.

3. Биохимический метод позволяет определять содержание различных веществ в организме, в особенности их избыток или недостаток, а также активность целого ряда ферментов.

4. Молекулярно-генетические методы направлены на выявление вариаций в структуре и расшифровку первичной последовательности нуклеотидов исследуемых участков ДНК. Они позволяют выявить гены наследственных болезней даже у эмбрионов, установить отцовство и т. д.

5. Популяционно-статистический метод позволяет определить генетический состав популяции, частоту определенных генов и генотипов, генетический груз, а также наметить перспективы развития популяции.

6. Метод гибридизации соматических клеток в культуре позволяет определить локализацию определенных генов в хромосомах при слиянии клеток различных организмов, например, мыши и хомяка, мыши и человека и т. д.

Основные генетические понятия и символика

Ген — это участок молекулы ДНК, или хромосомы, несущий информацию об определенном признаке или свойстве организма.

Некоторые гены могут оказывать влияние на проявление сразу нескольких признаков. Такое явление называется плейотропией . Например, ген, обусловливающий развитие наследственного заболевания арахнодактилии (паучьи пальцы), вызывает также искривление хрусталика, патологии многих внутренних органов.

Каждый ген занимает в хромосоме строго определенное место — локус . Так как в соматических клетках большинства эукариотических организмов хромосомы парные (гомологичные), то в каждой из парных хромосом находится по одной копии гена, отвечающего за определенный признак. Такие гены называются аллельными .

Аллельные гены чаще всего существуют в двух вариантах — доминантном и рецессивном. Доминантной называют аллель, которая проявляется вне зависимости от того, какой ген находится в другой хромосоме, и подавляет развитие признака, кодируемого рецессивным геном. Доминантные аллели обозначаются обычно прописными буквами латинского алфавита (A, B, C и др.), а рецессивные — строчными (a, b, c и др.). Рецессивные аллели могут проявляться только в том случае, если они занимают локусы в обеих парных хромосомах.

Организм, у которого в обеих гомологичных хромосомах находятся одинаковые аллели, называется гомозиготным по данному гену, или гомозиготой (AA, aa, ААBB, ааbb и т. д.), а организм, у которого в обеих гомологичных хромосомах находятся разные варианты гена — доминантный и рецессивный — называется гетерозиготным по данному гену, или гетерозиготой (Aa, АаBb и т. д.).

Ряд генов может иметь три и более структурных варианта, например группы крови по системе AB0 кодируются тремя аллелями — I A , I B , i. Такое явление называется множественным аллелизмом. Однако даже в этом случае каждая хромосома из пары несет только одну аллель, то есть все три варианта гена у одного организма не могут быть представлены.

Геном — совокупность генов, характерная для гаплоидного набора хромосом.

Генотип — совокупность генов, характерная для диплоидного набора хромосом.

Фенотип — совокупность признаков и свойств организма, которая является результатом взаимодействия генотипа и окружающей среды.

Поскольку организмы отличаются между собой многими признаками, установить закономерности их наследования можно только при анализе двух и более признаков в потомстве. Скрещивание, при котором рассматривается наследование и проводится точный количественный учет потомства по одной паре альтернативных признаков, называется моногибридны м, по двум парам — дигибридным , по большему количеству признаков — полигибридным .

По фенотипу особи далеко не всегда можно установить ее генотип, поскольку как гомозиготный по доминантному гену организм (АА), так и гетерозиготный (Аа) будет иметь в фенотипе проявление доминантной аллели. Поэтому для проверки генотипа организма с перекрестным оплодотворением применяют анализирующее скрещивание — скрещивание, при котором организм с доминантным признаком скрещивается с гомозиготным по рецессивному гену. При этом гомозиготный по доминантному гену организм не будет давать расщепления в потомстве, тогда как в потомстве гетерозиготных особей наблюдается равное количество особей с доминантным и рецессивным признаками.

Для записи схем скрещиваний чаще всего применяются следующие условные обозначения:

Р (от лат. парента — родители) — родительские организмы;

$♀$ (алхимический знак Венеры — зеркало с ручкой) — материнская особь;

$♂$ (алхимический знак Марса — щит и копье) — отцовская особь;

$×$ — знак скрещивания;

F 1 , F 2 , F 3 и т. д. — гибриды первого, второго, третьего и последующих поколений;

F а — потомство от анализирующего скрещивания.

Хромосомная теория наследственности

Основоположник генетики Г. Мендель, равно как и его ближайшие последователи, не имели ни малейшего представления о материальной основе наследственных задатков, или генов. Однако уже в 1902-1903 годах немецкий биолог Т. Бовери и американский студент У. Сэттон независимо друг от друга предположили, что поведение хромосом при созревании клеток и оплодотворении позволяет объяснить расщепление наследственных факторов по Менделю, т. е., по их мнению, гены должны быть расположены в хромосомах. Данные предположения стали краеугольным камнем хромосомной теории наследственности.

В 1906 году английские генетики У. Бэтсон и Р. Пеннет обнаружили нарушение менделевского расщепления при скрещивании душистого горошка, а их соотечественник Л. Донкастер в экспериментах с бабочкой крыжовенной пяденицей открыл сцепленное с полом наследование. Результаты этих экспериментов явно противоречили менделевским, но если учесть, что к тому времени уже было известно о том, что количество известных признаков для экспериментальных объектов намного превышало количество хромосом, а это наводило на мысль, что каждая хромосома несет более одного гена, а гены одной хромосомы наследуются совместно.

В 1910 году начинаются эксперименты группы Т. Моргана на новом экспериментальном объекте — плодовой мушке дрозофиле. Результаты этих экспериментов позволили к середине 20-х годов XX века сформулировать основные положения хромосомной теории наследственности, определить порядок расположения генов в хромосомах и расстояния между ними, т. е. составить первые карты хромосом.

Основные положения хромосомной теории наследственности:

  1. Гены расположены в хромосомах. Гены одной хромосомы наследуются совместно, или сцепленно, и называются группой сцепления . Число групп сцепления численно равно гаплоидному набору хромосом.
  2. Каждый ген занимает в хромосоме строго определенное место — локус.
  3. Гены в хромосомах расположены линейно.
  4. Нарушение сцепления генов происходит только в результате кроссинговера.
  5. Расстояние между генами в хромосоме пропорционально проценту кроссинговера между ними.
  6. Независимое наследование характерно только для генов негомологичных хромосом.

Современные представления о гене и геноме

В начале 40-х годов ХХ века Дж. Бидл и Э. Тейтум, анализируя результаты генетических исследований, проведенных на грибе нейроспоре, пришли к выводу, что каждый ген контролирует синтез какого-либо фермента, и сформулировали принцип «один ген — один фермент».

Однако уже в 1961 году Ф. Жакобу, Ж. Л. Моно и А. Львову удалось расшифровать структуру гена кишечной палочки и исследовать регуляцию его активности. За это открытие им в 1965 году была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине.

В процессе исследования, кроме структурных генов, контролирующих развитие определенных признаков, им удалось выявить и регуляторные, основной функцией которых является проявление признаков, кодируемых другими генами.

Структура прокариотического гена. Структурный ген прокариот имеет сложное строение, поскольку в его состав входят регуляторные участки и кодирующие последовательности. К регуляторным участкам относятся промотор, оператор и терминатор. Промотором называют участок гена, к которому прикрепляется фермент РНК-полимераза, обеспечивающий синтез иРНК в процессе транскрипции. С оператором , располагающимся между промотором и структурной последовательностью, может связываться белок-репрессор , не позволяющий РНК-полимеразе начать считывание наследственной информации с кодирующей последовательности, и только его удаление позволяет начать транскрипцию. Структура репрессора закодирована обычно в регуляторном гене, находящемся в другом участке хромосомы. Считывание информации заканчивается на участке гена, который называется терминатором .

Кодирующая последовательность структурного гена содержит информацию о последовательности аминокислот в соответствующем белке. Кодирующую последовательность у прокариот называют цистроном , а совокупность кодирующих и регуляторных участков гена прокариот — опероном . В целом прокариоты, к которым относится и кишечная палочка, имеют сравнительно небольшое количество генов, расположенных в единственной кольцевой хромосоме.

Цитоплазма прокариот может содержать также дополнительные небольшие кольцевые или незамкнутые молекулы ДНК, которые называются плазмидами. Плазмиды способны встраиваться в хромосомы и передаваться от одной клетки к другой. Они могут нести информацию о половых признаках, патогенности и устойчивости к антибиотикам.

Структура эукариотического гена. В отличие от прокариот, гены эукариот не имеют оперонной структуры, поскольку не содержат оператора, и каждый структурный ген сопровождается только промотором и терминатором. Кроме того, в генах эукариот значащие участки (экзоны ) чередуются с незначащими (интронами ), которые полностью переписываются на иРНК, а затем вырезаются в процессе их созревания. Биологическая роль интронов состоит в снижении вероятности мутаций в значащих участках. Регуляция генов эукариот намного сложнее, нежели описанная для прокариот.

Геном человека. В каждой клетке человека в 46 хромосомах находится около 2 м ДНК, плотно упакованной в двойную спираль, которая состоит примерно из 3,2 $×$ 10 9 нуклеотидных пар, что обеспечивает около 10 1900000000 возможных уникальных комбинаций. К концу 80-х годов ХХ века было известно расположение примерно 1500 генов человека, однако их общее количество оценивали примерно в 100 тыс., поскольку только наследственных болезней у человека имеется примерно 10 тыс., не говоря уже о количестве разнообразных белков, содержащихся в клетках.

В 1988 году стартовал международный проект «Геном человека», который к началу XXI века закончился полной расшифровкой последовательности нуклеотидов. Он дал возможность понять, что два разных человека на 99,9 % имеют сходные последовательности нуклеотидов, и лишь остающиеся 0,1 % определяют нашу индивидуальность. Всего было обнаружено примерно 30-40 тыс. структурных генов, однако затем их количество было снижено до 25-30 тыс. Среди этих генов имеются не только уникальные, но и повторяющиеся сотни и тысячи раз. Тем не менее данные гены кодируют гораздо большее количество белков, например десятки тысяч защитных белков — иммуноглобулинов.

97 % нашего генома является генетическим «мусором», который существует только потому, что умеет хорошо воспроизводиться (РНК, которые транскрибируются на этих участках, никогда не покидают ядро). Например, среди наших генов есть не только «человеческие» гены, но и 60 % генов, похожих на гены мушки дрозофилы, а с шимпанзе нас роднит до 99 % генов.

Параллельно с расшифровкой генома происходило и картирование хромосом, вследствие этого удалось не только обнаружить, но и определить расположение некоторых генов, отвечающих за развитие наследственных заболеваний, а также генов-мишеней лекарственных препаратов.

Расшифровка генома человека пока не дает прямого эффекта, поскольку мы получили своеобразную инструкцию по сборке такого сложного организма, как человек, но не научились изготавливать его или хотя бы исправлять погрешности в нем. Тем не менее эра молекулярной медицины уже на пороге, во всем мире идет разработка так называемых генопрепаратов, которые смогут блокировать, удалять или даже замещать патологические гены у живых людей, а не только в оплодотворенной яйцеклетке.

Не следует забывать и о том, что в эукариотических клетках ДНК содержится не только в ядре, но также в митохондриях и пластидах. В отличие от ядерного генома, организация генов митохондрий и пластид имеет много общего с организацией генома прокариот. Несмотря на то что эти органеллы несут менее 1 % наследственной информации клетки и не кодируют даже полного набора белков, необходимых для их собственного функционирования, они способны существенно влиять на некоторые признаки организма. Так, пестролистность у растений хлорофитума, плюща и других наследует незначительное число потомков даже при скрещивании двух пестролистных растений. Это обусловлено тем, что пластиды и митохондрии передаются большей частью с цитоплазмой яйцеклетки, поэтому такая наследственность называется материнской, или цитоплазматической, в отличие от генотипической, которая локализуется в ядре.

Проблема успешной сдачи ЕГЭ начинает беспокоить школьников за год, а то и за два до окончания ими 11-го класса. И неудивительно – ЕГЭ является не просто условием того, что вам вручат школьный аттестат на выпускном вечере, но и своеобразным ключиком, открывающим дверь в успешную взрослую жизнь. Не секрет, что поступление в высшие учебные заведения страны предполагает обязательное наличие сертификатов ЕГЭ по нескольким специализированным предметам. А ЕГЭ по биологии 2019 особенно важен будущим медикам, психологам, ветеринарам и многим другим.

В первую очередь данный предмет необходим ребятам, желающим добиться успеха в изучении различных отраслей медицины, ветеренарии, агрономии или химической промышленности, но в 2019 году сертификат ЕГЭ по биологии будет котироваться также и при поступлении на факультеты физического воспитания, психологии, палеонтологии, ландшафтного дизайна и др.

Биология – предмет, который нравится многим школьникам, ведь многие темы близки и понятны учащимся, а лабораторные работы в большинстве связаны с познанием окружающего мира, что вызывает у детей неподдельный интерес. Но, выбирая ЕГЭ по биологии, важно понимать, что на экзамен выносится достаточно большой объем материала, а для поступления на различные факультеты зачастую требуется также сертификат по химии, естествознанию или физике.

Важно! Полный перечень необходимых сертификатов ЕГЭ, позволяющий претендовать на бюджетное или контрактное обучение в том либо ином университете РФ можно узнать на сайте интересующего вас учебного заведения.

Даты проведения

Как и все остальные предметы, в 2019 году ЕГЭ по биологии будут сдавать в дни, установленные календарем ГИА. Проект этого документа должны утвердить в ноябре месяце. Как только даты экзаменов будут известны, мы первыми расскажем вам о том, когда состоятся испытания по биологии и другим предметам.

Приблизительно понять, когда могут быть назначены экзамены можно, ознакомившись с календарем прошлого года. Так, в 2018 году биологию сдавали в такие дни:

Основная дата

Резервный день

Досрочный

Основной

Для лиц, повторно допущенных для сдачи, также были установлены свои даты для проведения испытаний в апреле и июне.

Нововведения 2019 года

Хотя кардинальные изменения не коснутся ЕГЭ по биологии, некоторые изменения в билетах 2019 года все же будут.

Основным нововведением 2018-2019 учебного года станет замена 2-хбального задания 2-й линии (множественный выбор) на 1-бальное задание, предполагающее работу с таблицей. Таким образом, максимальное количество первичных баллов по предмету теперь составит 58 (на 1 балл меньше чем было в 2018 году).

В остальном же структура КИМ останется неизменной, что должно порадовать 11-тиклассников, ведь в процессе подготовки можно будет опираться на многочисленные материалы 2018 года, доступные в интернете.

Структура КИМов по биологии

Итак, зная уже, какие изменения произойдут в ЕГЭ по биологии, давайте подробнее разберем виды заданий и их распределение в билете. КИМ, как и ранее, будет включать в себя 28 заданий, разделенных на две части:

Предложенный формат КИМ позволяет оценить знания выпускника по 7 основным блокам:

Распределение заданий по уровням сложности будет следующим:

На выполнение экзаменационной работы по биологии в 2019 году будет отведено 3,5 часа (210 мин.) с учетом того, что экзаменуемый должен тратить на каждое задание 1-го блока в среднем не более 5 минут, а на каждое здание 2-го блока – от 10 до 20 минут.

Приносить с собой дополнительные материалы и оборудование, а также использовать их во время ЕГЭ по биологии запрещено!

Оценивание работы

За правильное выполнение 21 задания 1-го блока экзаменуемый может набрать максимум 38 первичных баллов, а за выполнение 7 заданий второго – еще 20, что в сумме составляет 58 баллов, что и будет соответствовать 100-бальному результату ЕГЭ.

Первый блок работы, при выполнении которого экзаменуемый заполняет таблицу ответов, проверяется электронным методом, а второй блок оценивается двумя независимыми экспертами. Если их мнение расходится более чем на 2 балла, к проверке работы привлекается 3-й эксперт.

Хотя результаты ЕГЭ уже давно не приравнивают к определенным оценкам по 5-тидбальной шкале, многие все же хотят знать, как они справились с заданием. Перевести результат 2019 года в школьную оценку можно будет по такой приблизительной таблице соответствия:

Для получения аттестата достаточно будет набрать 16 первичных (или 36 тестовыз) баллов, хотя такой результат и не позволит вступить в борьбу за бюджетное место в университете.

При этом проходной балл в ВУЗы колеблется в диапазоне от 65 до 98 баллов (не первичных, а уже тестовых). Естественно, что проходной порог московских университетов максимально приближен к верхней границе диапазона, что заставляет 11-тиклассников серьезнее относиться к подготовке и ориентироваться на 100-бальную отметку, а не минимальный порог.

Секреты подготовки

Биология - наука непростая, требует внимательности и понимания, а не просто механического заучивания. Поэтому подготовка нужна методичная и постоянная.

В базовую подготовку входит изучение терминологии, без ее знания сложно ориентироваться в биологии именно как науке. Чтобы облегчить запоминание, подкрепляйте теорию иллюстративным материалом, ищите снимки, графики, схемы, что станут основой для ассоциативной работы памяти. Также нужно ознакомиться с демоверсией КИМов, чтобы понять структуру экзамена по биологии.

Необходима практика решения заданий определенного типа. Систематически решая варианты, представленные на сайте ФИПИ, ученики формируют стратегию выполнения заданий и приобретают уверенность в собственных силах, что является незаменимым помощником в достижении успеха.

Дата проведения ЕГЭ по биологии в 2019 году будет известна только в январе 2019 года.

Что проверяется на экзамене?

Для выполнения экзаменационной работы участнику ЕГЭ нужно уметь:

  • работать со схемами, рисунками, графиками, таблицами и гистограммами,
  • объяснять факты,
  • обобщать и формулировать выводы,
  • решать биологические задачи,
  • работать с биологической информацией, с изображением биологических объектов.

Проверяются знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии:

  1. «Растения».
  2. «Бактерии. Грибы. Лишайники».
  3. «Животные».
  4. «Человек и его здоровье».
  5. «Общая биология».

В экзаменационной работе преобладают задания по общей биологии, в которых рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу относятся:

  • клеточная, хромосомная и эволюционная теории;
  • законы наследственности и изменчивости;
  • экологические закономерности развития биосферы.

Именно такое полезное видео мы предлагаем вам посмотреть прямо сейчас:

Определенно решили, что в 2019 году будете сдавать ЕГЭ по биологии – мы расскажем о самых актуальных новостях предстоящего экзамена, какие изменения ожидают выпускников 2018-2019 учебного года, какой будет структура билета, как должна быть организована подготовка и, конечно, какая дата будет отведена для проведения досрочной и основной сессии.

В 2019 году ЕГЭ по биологии будет одним из предметов по выбору, а потому информация будет полезна не только учащимся специализированных классов, а и обычным школьникам, желающим продолжить обучение в престижных ВУЗах России.

Кому обязательно сдавать биологию?

В первую очередь данный предмет необходим ребятам, желающим добиться успеха в изучении различных отраслей медицины, ветеринарии, агрономии или химической промышленности, но в 2019 году сертификат ЕГЭ по биологии будет котироваться также и при поступлении на факультеты физического воспитания, психологии, палеонтологии, ландшафтного дизайна и др.

Биология – предмет, который нравится многим школьникам, ведь многие темы близки и понятны учащимся, а лабораторные работы в большинстве связаны с познанием окружающего мира, что вызывает у детей неподдельный интерес. Но, выбирая ЕГЭ по биологии, важно понимать, что на экзамен выносится достаточно большой объем материала, а для поступления на различные факультеты зачастую требуется также сертификат по химии, естествознанию или физике.

Важно! Полный перечень необходимых сертификатов ЕГЭ, позволяющий претендовать на бюджетное или контрактное обучение в том либо ином университете РФ можно узнать на сайте интересующего вас учебного заведения.

Даты проведения

Как и все остальные предметы, в 2019 году ЕГЭ по биологии будут сдавать в дни, установленные календарем ГИА. Так, в 2019 году для данной дисциплины отвели такие дни:

Основная дата

Резервный день

Досрочный

Основной

20.06.19 и 01.07.19

Для лиц, повторно допущенных для сдачи, также были установлены свои даты для проведения испытаний в апреле и июне.

Нововведения 2019 года

Хотя кардинальные изменения не коснутся ЕГЭ по биологии, некоторые изменения в билетах 2019 года все же будут.

Основным нововведением 2018-2019 учебного года станет замена 2-хбального задания 2-й линии (множественный выбор) на 1-бальное задание, предполагающее работу с таблицей. Таким образом, максимальное количество первичных баллов по предмету теперь составит 58 (на 1 балл меньше чем было в 2018 году).

В остальном же структура КИМ останется неизменной, что должно порадовать 11-тиклассников, ведь в процессе подготовки можно будет опираться на многочисленные материалы 2018 года, доступные в интернете.

Структура КИМов по биологии

Итак, зная уже, какие изменения произойдут в ЕГЭ по биологии, давайте подробнее разберем виды заданий и их распределение в билете. КИМ, как и ранее, будет включать в себя 28 заданий, разделенных на две части:

Предложенный формат КИМ позволяет оценить знания выпускника по 7 основным блокам:

Распределение заданий по уровням сложности будет следующим:

На выполнение экзаменационной работы по биологии в 2019 году будет отведено 3,5 часа (210 мин.) с учетом того, что экзаменуемый должен тратить на каждое задание 1-го блока в среднем не более 5 минут, а на каждое здание 2-го блока – от 10 до 20 минут.

Приносить с собой дополнительные материалы и оборудование, а также использовать их во время ЕГЭ по биологии запрещено!

Оценивание работы

За правильное выполнение 21 задания 1-го блока экзаменуемый может набрать максимум 38 первичных баллов, а за выполнение 7 заданий второго – еще 20, что в сумме составляет 58 баллов, что и будет соответствовать 100-бальному результату ЕГЭ.

Первый блок работы, при выполнении которого экзаменуемый заполняет таблицу ответов, проверяется электронным методом, а второй блок оценивается двумя независимыми экспертами. Если их мнение расходится более чем на 2 балла, к проверке работы привлекается 3-й эксперт.

Хотя результаты ЕГЭ уже давно не приравнивают к определенным оценкам по 5-тидбальной шкале, многие все же хотят знать, как они справились с заданием. Перевести результат 2019 года в школьную оценку можно будет по такой приблизительной таблице соответствия:

Для получения аттестата достаточно будет набрать 16 первичных (или 36 тестовых) баллов, хотя такой результат и не позволит вступить в борьбу за бюджетное место в университете.

При этом проходной балл в ВУЗы колеблется в диапазоне от 65 до 98 баллов (не первичных, а уже тестовых). Естественно, что проходной порог московских университетов максимально приближен к верхней границе диапазона, что заставляет 11-тиклассников серьезнее относиться к подготовке и ориентироваться на 100-бальную отметку, а не минимальный порог.

Секреты подготовки

Хотя на первый взгляд кому-то может показаться, что по предмету «биология» в 2019 сдать ЕГЭ будет не сложно, подготовка к экзамену должна быть основательной, ведь школьный курс довольно обширный, а в билетах есть много «подводных камней».

Из основных ошибок, допускаемых выпускниками прошлых сезонов, эксперты выделили:

  • незнание терминологии;
  • неумение работать с табличными и графическими материалами;
  • невнимательное прочтение вопроса;
  • нарушение правил оформления бланка.

Сложнее всего в 2017 и 2018 году экзаменуемым давались темы «Человек и его здоровье», а также «Клетка как биологическая система».

Как же построить работу по подготовке к экзамену?

  1. Ознакомиться с кодификатором и спецификациями, найти которые можно на сайте ФИПИ.
  2. Оценить уровень собственных знаний, выполнив задания ЕГЭ 2018 года.
  3. Восполнить пробелы в теории.
  4. Отточить навык решения различных видов задач, как можно больше практикуясь.
  5. Еще раз проверить себя, решив демоверсию 2019 года.
  6. Закрепить полученный результат, продолжая активно решать задания из тем, которые даются сложнее всего.

Многих 11-тиклассников волнует вопрос, можно ли подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно так, что бы в 2018-2019 году не нанимать дорогостоящих репетиторов. Ответ прост – все зависит от того, какой уровень знаний вы имеете в начале пути и на каком уровне находиться навык самоорганизации процесса самообучения. Для тех, кто чувствует в себе силы справиться с задачей без посторонней помощи, рекомендуем:

  • установить ежедневный минимум работы и строго выполнять его изо дня в день;
  • не лениться искать больше информации, чем дано в учебнике;
  • искать ответы на любой возникающий вопрос;
  • просматривать онлайн уроки, в которых дается разбор сложных заданий.

Именно такое полезное видео мы предлагаем вам посмотреть прямо сейчас: